Материалы по старинному народному календарю летние народные праздники игры забавы приметы и др

Обновлено: 20.09.2024

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Однако, время и влияние европейских соседей постепенно затмили старинные русские игры. Сейчас они начинают возрождаться и не перестают восхищать своей живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем и задором.

В преддверии праздника Масленица и народных гуляний предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые можно с успехом использовать в работе с детьми. Игры интересны тем, что помимо развития физических качеств и навыков они направлены на сплоченность детского коллектива, а использующиеся в них речевки и попевки благотворно влияют на развитие речи и дыхательной струи ребенка.

Подвижная игра – кричалка «Блины – Лепешки»

Для этой подвижной и веселой игры всех детей делят на две команды, движения, о которых говорится в тексте кричалки, будут общими для всех, а кричать первая команда (по сигналу левой руки ведущего)должны громко и дружно: «Блины». Вторая команда вслед за сигналом правой руки ведущего,кричат: «Лепешки»

Хороша была зима, её мы провожаем,

И тепло весеннее радостно встречаем.

Печем с припеком мы (знак левой рукой…Блины!

И вкусные (знак правой рукой) …Лепешки!

И весело и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают)

Наступила долгожданная масляна неделя,

И никто не сосчитает, сколько же мы съели.

Ели-ели мы (знак левой рукой…Блины!

И еще (знак правой рукой) …Лепешки!

А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся)

Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,

В каждом доме оценили хлопоты - старанье,

На столе стоят (знак левой рукой…Блины!

А рядышком (знак правой рукой) …Лепешки!

Чтобы больше в нас вошло - прыгаем на ножке (все прыгают,

Еще кружок вокруг себя (все кружатся)

И хлопаем в ладошки (все хлопают)

Игра «Подснежники»

Дети взявшись за руки,водят хоровод и поют весеннюю запевку:

Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С цветами обильными.

Во время запевки водящий разбрасывает внутри хоровода цветы подснежники. Как только музыка заканчивается, дети начинают собирать цветы. У кого окажется больше цветов, тот и победил.

Игра «Золотые ворота»

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот»следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки,составляющие ворота при этом напевают:

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Игра «Дударь»

Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод,и дети поют песню:

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую,

– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т. д., все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.

Дударь, Дударь, Дударище

старый, старый старичище. и т. д.

Когда надоест играть,Дударь говорит: «Выздоровел!»

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд «Змея»ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея, Я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

Хочешь быть моим хвостом?

Становись за мной!

Я змея, змея, змея, Я ползу, ползу, ползу.

Подходит к другому игроку:

Хочешь быть моим хвостом?

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать ее «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

Игра «Пряничная доска»

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски»,все игроки говорят или поют:

Прянична доска, с целого пенька,

С целого пенька, сбрось-ка паренька.

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет — то снова будет водить тот же водящий.

Игра «Колечко-колечко»

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет.Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

Игра «Горячее место»

Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

Игра «Краски»

Это подвижная и веселая игра. Согласно ее правилам,нужно выбрать двух участников: «монаха» и «продавца». Другие игроки становятся в шеренгу, а продавец говорит им шепотом любой цвет. После этого,происходит следующий диалог:

Монах заходит в магазин красок и говорит продавцу:

- Я монах в синих штанах, пришел за краской. - За какой?

Монах называет цвета (например, красный). В случае, если такого цвета нет,продавец отвечает:

- Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом,монаху дается задание: пройтись уточкой или попрыгать на одной ноге. Если, такой цвет есть,то продавец отвечает:

- Есть такая! - Сколько стоит? - Пять рублей

После этого, монах хлопает по ладони продавца пять раз. Как только прозвучал последний хлопок, участник-«краска» вскакивает и бежит вокруг шеренги. Если монах его догоняет, то сам становится «краской», а тот, кого поймали становится на его место.

Следующие игры – забавы предназначены для того чтобы участники могли похвастаться удалью молодецкой, да силушкой помериться.

«Малечина-калечина»

Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине,проговаривают речитативом стишок:

сколько часов до вечера?

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Командная игра, где дети палками ведут мяч. По сигналу первый участник каждой команды ведет палкой мяч до конуса и обратно, передает эстафету следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.

«Шапочный бой»

В этом бою два участника от разных команд, стараются схватить шапку соперника и бросить её на землю, как бы заставляя соперника поклониться, поднимая свою шапку. Выигрывает, та команда, которая, наберет большее количество шапок.

«Перетягивание каната»

Командная игра, распространенная и в наши дни. Побеждает команда, которая перетянет соперников на свою сторону.

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Публикации по теме:

Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Цель: привлечь внимание к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр. Задачи:.

Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, их психофизическое и физиологическое.

Сценарий досуга «Народные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста Досуг «Народные посиделки» в рамках образовательного проекта «Народное творчество» для детей старшего возраста. Русская народная мелодия.

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Воспитание толерантности как одной.

Башкирские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста

Башкирские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста Большое значение в воспитании любви к родному краю, к родному языку, к обычаям и традициям имеют народные игры. Для того чтобы игра воздействовала.

Картотека «Бурятские народные игры» для старшего дошкольного возраста Табун Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята.

Картотека «Народные игры Южного Урала» для детей дошкольного возраста МДОУ «Ц. р. р-д/с№135» г. Магнитогорска Народные игры Южного Урала для детей дошкольного возраста Выполнил: воспитатель высшей категории.

Подвижные игры, эстафеты, народные игры для групп старшего возраста

Подвижные игры, эстафеты, народные игры для групп старшего возраста Предлагаю подборку интересных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка,.

Проект работы с детьми и родителями старшего дошкольного возраста по теме «Народные игры» Проект работы с детьми и родителями старшего дошкольного возраста по теме: «Народные игры» Подготовил: Воспитатель высшей категории Польченко.

Проект «Русские народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста» Актуальность темы проекта: Haродные игры, к сожалению, почти исчезнувшие сегодня из детства, являются национальным богатством, и мы, педагоги.

Похожая примета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с.

Сценарий летнего спортивного праздника ЛЕТНЯЯ ОЛИМПИАДА (для среднего и старшего дошкольного возраста) )

ЭТОТ СЦЕНАРИЙ ПОМОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА. В НЁМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, ТАНЦЫ, СТИХИ.


Летний праздник, посвященный русскому народному празднику Ивана Купалы

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по.

"Использование календаря летних народных праздников с дошкольниками"


реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников.

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны

Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо.


Летний праздник, посвященный православному народному празднику «Иван Купала».

Познакомить детей с православным народым праздником Иван Купала, с обрядами и народными играми.

Похожая примета

Игры, забавы, эстафеты для детей и взрослых на народных праздниках

Народные игры всегда были популярны. В них играли с древних времен и сегодня играют с родителями, бабушками и дедушками, с друзьями на праздниках - на Рождество, Масленицу, Пасху, Спас и другие праздники.

В народные игры играют и в детских садах. Духовно-нравственное воспитание детей с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется в процессе подготовки и проведения народных праздников.

В этот творческий процесс вовлекаются не только дети и воспитатели, но и родители и старшее поколение - бабушки и дедушки.

Через старинные народные игры дети узнают историю, традиции своей культуры, о том, как жили люди, какую одежду на праздник надевали, как они веселились, в какие игры играли в старину на Руси.

Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры: количество игроков и место – помещение музыкального зала или открытая площадка на свежем воздухе. Также может варьироваться и инвентарь, используемый в народных играх.

Игры «Золотые ворота» и «Ручеёк»

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость её участников, сколько на их везение. Игра идёт под музыку.

Правила игры «Золотые ворота» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота, при этом напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

После того, как заканчивается песня, игроки, составляющие ворота, опускают руки, и те игроки, которые попались, также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все игроки становятся «воротами».

Игра «Перетягивание каната»

Это одна из самых старых забав. Перед игрой дети распределяются в команды. Веселее, если команды состоят не из одних девочек или мальчишек, а получаются смешанными. Как только команды определены, рисуют линию.

Судья дает свисток и перетягивание каната начинается. Как только противник заступил за нарисованную черту - игра заканчивается


Игра на Масленицу «Подснежники»

Дети поют весеннюю запевку:

Весна, Весна красная,

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С цветами обильными.

Во время запевки водящий разбрасывает внутри обруча цветы подснежники. Как только музыка заканчивается, дети начинают собирать цветы. У кого окажется больше цветов, тот и победил.

Количество цветов на один меньше, чем количество детей. Пока поётся закличка, дети бегают вокруг обруча. Как только музыка заканчивается – дети собирают цветы. Кто не успел взять цветок – выходит их игры



Игра "Курочки и петушки"

Дети разбиваются на две команды – курочки и петушки. В течение одной минуты они собирают зерна (тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают та команда, которая собрала больше семечек


Игры-эстафеты «Собери урожай», «Выбери съедобные грибы»

Очень хороши такие игры с участием родителей на праздники «Яблочный Спас», «Весёлая ярмарка»




Игра «Гуси-лебеди»

Определяются два «дома». В одном находятся «Гуси». В другом – их «Хозяин». Между домами «Под горой» живёт «Волк».

Очень хорошо пригласить и родителей поиграть вместе с детьми в эту игру.

Хозяин и гуси ведут между собой разговор:

- Гуси, гуси!

- Так летите вы домой!

- Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

После этих слов «Гуси» стараются перебежать к «Хозяину», а «Волк» их ловит. Пойманный гусь становится «Волком»


Народная забава «Пасхальное лукошко»

Дети делятся на две команды. К игре можно подключить родителей, бабушек, дедушек и предложить им роль капитанов команд.

Ведущий выдаёт им две деревянные ложки и деревянные яйца. По команде ведущего ребята на вытянутой руке должны донести яйцо в ложке, не уронив его, бросить в «лукошко» своей команды, быстро вернуться, отдать ложку следующему игроку. Чья команда выполнит задание быстрее и не нарушит правил – та и выиграла


Хороводная игра «Вербочка»

Игроки становятся в круг. Водящий, у которого в руках веточка вербы, находится за кругом


Участники игры, держась за руки, идут по кругу. Водящий движется за кругом в противоположном направлении, приговаривая:

Я по кругу хожу,

Вербу я в руках держу.

Кого вербочкой коснусь,

Тот бежит скорее пусть!

Хоровод останавливается, водящий касается веточкой игрока. В этот момент водящий и игрок из круга бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны занять свободное место. Тот, кто опоздал, становится водящим


Народные детские игры и забавы представляют собой деятельность, направленную на достижение цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.

Публикации по теме:

Игры-забавы для детей раннего возраста Похлопаем в ладошки Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, похлопаем в ладошки. Очень хорошо! – 2 раза Хлопки перед грудью (не раскачивая.

Формирование представлений об отечественных (народных) традициях и праздниках у дошкольников Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей.

Игры на праздниках в детском саду Музыкальный стульчик. Этот вариант отличается от всем известного тем, что, когда музыка внезапно прекращается, игрок, которому не хватило.

Игры-эстафеты на прогулках Игры-эстафеты на прогулках. «Надень колечко» Место проведения и инвентарь. Игра проводится в основной части физкультурного занятия в зале.

Мастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на прогулке» для детей старшей группы

Мастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на прогулке» для детей старшей группы Цель: создать у детей радостное летнее настроение. Задачи: - продолжать совершенствовать умение детей действовать совместно; - развивать.

Игры-эстафеты «Мыльные пузыри» Игры – эстафеты «Мыльные пузыри». Елена Карпова Для детей средней и младшей групп Цель: способствовать созданию весёлого настроения у.

Новогодние игры и эстафеты Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад №7. Методическая разработка для детей старшего дошкольного.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник.

Спортивное развлечение «Народные игры и забавы» для детей средней группы

Спортивное развлечение «Народные игры и забавы» для детей средней группы адачи: • Развивать ловкость, находчивость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи. • Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Зимние игры для детей и взрослых ИГРА 1 «МЕТЕЛИЦА» Варианты игры Для малышей: игроки стоят парами (взрослый и ребенок) лицом друг к другу, руки разведены в стороны, держась.

Похожая примета

Цель; Приобщать детей к основам духовности русского народа и традиционного уклада жизни, особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к истории нашего народа.

Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Содействовать пониманию национального колорита потешек и закличек, музыки, танцев, песен, игр русского народа.

Формировать представление о народных играх, забавах, развивать ловкость, удаль, внимание, речь, словарный запас, воспитывать взаимопомощь в игре, уважение друг к другу.

Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к природе, к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину

Возраст детей 5-6 лет

Актуальность В настоящее время дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы. Но многие ответы на трудные вопросы воспитания детей можно найти обратившись к опыту и знаниям наших предков, к русским народным принципам образования. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Русская народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит так же и средством приобщения к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. Игровой опыт передавался от старших к младшим. В игре отображаются все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до бытовых сценок – своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных играх, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Петров день и т. д. Фольклорные праздникидают широкие возможности в разностороннем воспитании детей: воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, людям, проявлять интерес к историческому прошлому, героям нашей страны. Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Фольклор приобщает ребенка к познанию истории народа, его национальных особенностей, нравов и обычаев. Именно родная культура должна лежать в основе личности.

Связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания.

Мероприятие разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой», где духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития.

Связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры

Проведение фольклорных праздников в детском саду духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Особенности реализации мероприятия: мероприятие проводится в форме развлечения на участке.

Посещение музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций к сказкам, презентаций «Как рубашка в поле выросла»

Чтение и разучивание потешек, песенок, стихов, закличек и сказок, частушек.

Слушание народной музыки.

Разучивание танцев, хороводов, игр

Изготовление атрибутов к народным играм;

Задачи,направленные на детей:

Использование фольклора во всех видах детской деятельности, народных подвижных игр и календарно-обрядовых праздников.

ХОД ПРАЗДНИКА (проводится на участке детского сада) Праздник проводят двое взрослых, ведущих.

Ведущая 1 Я хочу поприветствовать вас на нашей игровой полянке. Садитесь рядком. Да поговорим ладком.

-А кто знает, что значит поговорить ладком? Правильно. Это значит вести хорошую беседу. Слушать внимательно друг друга, не спеша, подумав, отвечать, никого не перебивать.

-Скажите мне ребята, какое сейчас время года (лето) Правильно.

-Ребята, что вы знаете про лето? А что можно делать летом? Дети рассказывают о лете.

-Молодцы,как много вы знаете про лето! Лето очень хорошая пора, все радуются, когда наступает лето. Летом даже птички поют особенно. Как? (радостно, весело) Они рады солнышку, теплу, цветочкам, а еще говорят, что они радуются божьему миру, и благодарят своим веселым пением. Бога благодарят и верующие в него люди. Весело и радостно звонит колокол, созывая их в храм.Встречаясь в храме они говорят друг другу: «С праздником!»

- А какие вы праздники знаете? (ответы детей) Хорошо! Я уверена, что вы любите праздники. И у вас дома, в вашей семье сложились особенности, традиции проведения праздников с вашими близкими, родными вам людьми и гостями, которые приходят к вам на праздник. А давайте и мы устроим праздник! Только наш праздник будет необычным, а таким, какие были праздники давным- давно, ну примерно тогда, когда не было компьютеров, самолетов, люди еще не знали, что такое космос и ездили и возили грузы не на машинах, а на чем? правильно на лошадаях.

На Руси с давних пор любил народ праздники отмечать. Один из любимых летних праздников – день Петра и Павла, отмечали этот праздник в июле, самом жарком месяце лета, когда начинал созревать урожай в огородах и садах. Петр и Павел –это святые, самые хорошие люди после отца и матери, которые служили Богу, помогали людям, и больше других потрудились в объяснении кто такой Иисус Христос и что такое вера Христова. Святые сейчас пребывают вместе с Богом. Поэтому люди обращаются к ним в молитвах, пишут их иконы. (Показывают большую икону «Тайная вечеря»)

На этой иконе изображен Иисус Христос и Его ученики – их еще называют Апостолы

Ведущая 2: Хотите, я расскажу вам о Петре и Павле? (Ответы) Имя Петр ему дал Иисус Христос, а вначале он был простым рыбаком, трудолюбивым, заботящимся о своей большой семье, и звали его Симон. Сам Спаситель назвал Петра так и призвал его оставить рыболовные сети и следовать за Ним. Петр всем сердцем уверовал во Христа, поэтому сумел крестить тысячи людей, основал Церкви в разных странах и даже творил чудеса.

Павел уверовал во Христа уже после Воскресения Иисуса, никогда не ходил за Спасителем, как Пётр, но Господь позвал и Павла к себе на служение. Павел был очень образован, хорошо знал священное Писание, а ведь запомнить его не так-то легко. Петр и Павел разные люди, но объединяет их верное служение Христу, проповедание учения Христа по всем странам. В честь этих святых поют в этот праздник молитвы-величания, вот, послушайте. (Поет хор) В этот праздничный день заканчивается пост, люди идут в Храмы, ставят свечи к иконе святых Апостолов и еще поздравляют всех, кто носит имя Петр или Павел с именинами

Ведущая 1. Но в этот праздник люди не только молились в церквах, но и ходили в гости, веселились. Взрослые праздновали дома, а детвора и молодёжь начинали праздноватьвечером собирались вместе: шутили, пели песни, играли, и до восхода солнца забавлялись по – разному.

Давайте и мы сегодня устроим праздник. А поможет нам вот этот красивый платок. В таких платках давным- давно красны девицы приходили на праздник Сейчас с помощью этого платка мы перенесемся в историческое прошлое нашего народа (ведущий взмахивает платком)

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Вы на праздник пригласили

И совсем не пояснили,

Что за праздник будет тут.

Объясненья гости ждут.

Ведущая 2. Праздник наш не простой, праздник народных игр и развлечений.

Наш праздник начинается,

Скучать всем запрещается!

Будем шутить, смеяться и играть,

И русские народные забавы вспоминать

Собирайся народ, становись в хоровод.

Ведущая 1. Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод.

-Кто знает что такое хоровод? Правильно-хоровод это круг. А водить хоровод сложно?

- «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Каждый из участников хоровода должен обязательно двигаться под музыку, в соответствии с правилами. Чтобы хоровод был красивым, все в хороводе должны идти на одинаковом расстоянии от середины круга, за красивый хоровод отвечают все. В хороводной песне пели про занятия наших предков, охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое.

Все становятся в круг и поют:

«Кто хочет знать, как сеют овёс

Мой батюшка сеял его так…

Показывают движениями рук вперёд:

«Потом отдыхал вот так…

Становятся сложив руки крест – накрест. Потом кружатся в хороводе,припевая:

-Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

- Кто хочет знать, как жнут овёс?

- Отец мой жинал его так (показывают, иммитируя срезание стеблей)

- Потом отдыхал он вот так (показывают сложив руки крест – накрест)

- Кто хочет знать, как вяжут овёс?

- Отец мой вязал его так (показывают, иммитируя круговыми движениями рук связывание стеблей)

- Кто хочет знать, как молотят овёс?

- Отец мой молотил его так (при молотьбе, каждый колотит своего соседа кулаками по спине).

Ведущая 2. Люди добрые, а какие вы пословицы знаете о труде?

- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

- Мала пчела, да и та работает.

- Всякое дело мастера боится.

- Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

- Труд человека кормит, а лень портит.

Ведущая 1У русского народа много коротких, забавных стиховорений потешек о труде. Они интересны и быстро запоминаются. Но читать их нужно красиво, выразительно. Праздник святых Петра и Павла проводился в июле. В это время был сенокос.

Сценка «Сенокос» У частвуют два ребенка, Миша и Маша, одетые в русские народные костюмы.

(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.

Маша: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?

Миша: Сено косить.

Маша: На что тебе сено?

Миша: Коров кормить.

Маша: На что тебе коровы?

Миша: Молоко доить.

Маша: На что тебе молоко?

Миша: Малых детушек поить.

Маша: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)

Такая сценка повторялась несколько раз и выбирались ребята, которые красиво, выразительно ее разыгрывали.

Ведущая 2. На празднике дети любили играть и в разные игры. В конце июля в огородах поспевают овощи. Ребят особенности привлекал горох, но добывать его приходилось хитростью, так как его охраняют хозяева, чтобы убежать от хозяина нужно было быть ловким и уметь быстро бегать. Узнать кто самый быстрый и ловкий можно было, сыграв в игру «Дедушка Прокоп»

Игра «Дедушка Прокоп» Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга. (звучит фонограмма русской народной песни «Вокузнице»)

-Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

-Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.

-Дети. Дождик, дождик поливай, поливай, будет славный урожай (поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя)

-Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли еще твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).

-Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.

-Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.)

-Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

-Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!

Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.

Ведущая 1. Петр и Павел были покровители рыбного промысла и рыбаки в этот день просят о хорошем улове. А дети любили играть в игру, которая называется «Удочка». В этой игре побеждает тот, кто внимательный, как хороший рыбак, и быстрый и ловкий.

Становитесь в круг, а водящий встанет в центр круга, и будет ловить рыбок вот такой удочкой (веревка, на конце который закреплен мешочек с песком).

Ведущий-рыбак будет крутить веревку так. Чтобы она крутилась по полу, делая круг под ногами играющих. А вы, когда веревка приблизится к вашим ногам, должны будете подпрыгнуть так, чтобы она не задела вас по ногам. Кого веревка заденет по ногам выбывает из игры. Самый ловкий игрок будет новым ведущим.

Ведущая 2. А я предлагаю поиграть в «Горелки». Игра «Горелки» была раньше самой любимой игрой у детей, кто не умел быстро бегать, тому не место в этой игре. А играть то хотелось, поэтому все учились быстро бегать.

Вставайте парами друг за другом. Сейчас мы выберем водящего, водящий – горелка.Играющие нараспев приговаривают:

Чтобы не погасло.

Едут там трубачи

Погляди на небо:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Ведущий 1 А теперь давайте отдохнем и веселые потешки и считалки прочтем. Послушаем и узнаем, кто же у нас лучший чтец. Дети читают стихи.

Читайте также: