Марийские приметы и суеверия

Обновлено: 21.09.2024

Медведь окунает свою лапу в воду и не заходит – речная вода ещё не нагрелась, купаться рано.

За сутки до бурана лось уходит в глубь леса.

Рано белеет заяц - скоро наступает зима.

Если белка строит гнездо низко на дереве – к морозной зиме, высоко – к теплой.

Мышь вьёт гнездо наверху суслона – к скудным хлебам.

Кошка скребёт косяки – быть дождю.

Свинья с визгом зарывается в солому – к морозу.

Лошадь фыркает – будет ненастье.

Если забелела овца - погода будет сырой.

Собака растянется лежа – к теплой погоде.

Бык бегает, закатает хвост на спину – к ветру.

Хомяк выпирает землю наверх – к дождю.

марийские народные приметы о погоде

*Ласточки лепят гнезда на южной стороне избы — жди прохладного лета

* Перед дождем луна льет тусклый свет

* Облака румянятся — дождь пойдет

* Легкий вечер раздувает дождевые тучи

* Береза шумит к дождю, шелестит листьями — к ветру

* Лесная осина перед дождем шумит, как улей

* Верба запотеет — к дождю

* Если клевер полегает вместе с листьями — ожидай дождя

* Трава спорыша свертывается — ждет дождя

* Василек перед дождливой погодой меркнет, закрывается

* Лошади устали раньше обыкновенного — почуяли дождь

* Куры прячутся под строения — к дождю

* Ястреб «ставит столбы» — к дождю

* Накануне дождя вода в реке убывает

* Перед дождем на озерах и болотах блуждают кочки

* Перед дождем пригорает донышко котла

* С ложбины слышны голоса — приближается дождь

* В лесу гулкое эхо — к дождю

* Комары летают низко у земли — к дождю

* Комары и мошкара назойливо пристают — перед дождем

* Не скрипят кузнечики — не жди хорошей погоды

* Перед ненастьем дождевые черви выползают на дороги

* За 2— 3 дня до дождя не клюют щуки, окуни и плотва

* Летом в реке плескается рыба — к дождю

* Вьюн поднимается наверх — ждет дождя

* Сом выплывает из омута — хочет помыться дождевой водой

* Дождь, начавшийся до восхода солнца,— легкий, после восхода — затяжной

* Ежели гром гремит с перекатами — дождь надолго

* Встала низкая радуга — вновь пройдет дождь

* Чем зеленее радуга, тем продолжительнее дождь

* Косой дождь продолжительный

* Если куры выходят на дождь, то он продлится

* После долгой засухи — дожди с градом

* Туча идет сплошной стеной — будет недобрый дождь

* Редкий, короткий гром — к граду

* Далеко слышны голоса — к ненастью

* Самоварный кран стал тугим — к ненастью

* Свиньи в пастях таскают солому — к сильному ветру

* К сильным ветрам быстро плавают в воде пиявки

* Вечером солнце зажгло тучи — к ветру

* Если при закате облака кажутся в барашках — к ветру

* Можно на луну «повесить ведро» — к ясной погоде

* К ясной погоде небо усыпано звездами

* К ясной погоде облака кажутся белыми и тучными

* Облака плывут на юг — прояснится

* Крутая радуга — к погоде

* Туман стелется по земле — к ясному дню

* Шишки рассыхаются, «разинув рты»— ждут ясную погоду

* Перед погожими днями начинают свертываться листья папоротника

* К ясной погоде соловьи заливаются всю ночь

* К хорошей погоде зяблик поет, будто водицу льет

* Пчелы роятся на летке — к жаре

* К долгой жаре пчелы злее жалят

* Комары «толкут пеньку» высоко от земли — к ветру

* Перед ясными днями пиявки лежат на дне или спокойно играют

* К ясной погоде суп выкипает больше обычного

* В ненастье колокол звонок — прояснится

* Засушливая весна — к дождливой осени

* Вторично зацвели яблони — к долгой осени

* На деревьях листья желтеют снизу кроны — к долгой осени

* Неспешно сереет заяц — к долгой осени

* Мыши вьют гнезда снизу копны — к сухой осени

* Мыши вьют гнезда на вершине стога — к долгой и дождливой осени

* Если кукушка слышна и после Петрова дня (12 июля) — осень простоит долгой и грязной

* Ежели в конце лета слышны продолжительные громы, и осень должна быть продолжительной

* Гром в сентябре — к протяжной и теплой осени.

*Первый снег сух и хрустящ – выпал на сезон.

*Пушистый иней – к хорошей погоде.

*К морозу сани скрипят.

*Много звёзд – ожидай снега.

*Вокруг Солнца круг – надвигается буран.
*Шумит дубравушка – к непогодушке.

*Дым поднимается столбом вверх — к холоду.
*Если трясогузка ударит хвостом двенадцать раз лед на Волге, то она скоро тронется.
*На каком уровне будет ледяная горка на волге, на таком же уровне будет половодье.
*На озёрах брёвна-топляки выставляют концы -быть дождю.
*Вечером не летают навозные жуки — скоро будет дождь.
*Перед дождем пиявки лежат на поверхности воды или выставляются на половину , как склянки.
*Жабы запищали - быть дождю.
*Туча идет сплошной стеной - будет недобрый дождь.

*Сухой можжевельник к ясной погоде выпрямляется, к дождливой — становится гибче.
*Зимой на лед выступает вода — яровые будут хороши.

Марийские народные загадки

Летом, осенью, зимой – пахнет терпкою смолой. В мире нет таких людей, кто не радовался ей ( ёлка ).
Красны девицы в болотной постели нежатся ( клюква ).
Нос свиной, мех еловый ( ёж ).
Неживой живого заставляет петь ( гармонь ).
Что за трава, которую лошади не едят? ( волосы )

Похожая примета

Марийцы | Ростов-на-Дону

Свадебные традиции марийцев
Как и у других финно-угорских народов, у марийцев молодежь общалась до брака, собираясь на игрища и посиделки. Тем не менее, решающее слово в выборе жениха или невесты оставалось за родителями. Возможно поэтому, наряду с браком по сватовству, устойчиво сохранялся обычай похищения невесты (иногда с согласия девушки). Кроме достижения основной цели он давал возможность избежать чрезмерных свадебных расходов.
Во время сватовства, в случае согласия родителей, договаривались о сумме денег, которую жених должен был дать в качестве выкупа (олын), о приданом ( часть которого составлял скот) и о порядке проведения свадьбы. Свадебное торжество складывалось из досвадебного сговора (пунчал), на который приглашались к родителям невесты односельчане; свадебного пира в доме невесты, в котором участвовали родные невесты и приехавшие за невестой родственники жениха; угощения в доме жениха. В целом растянутая во времени свадьба (cyan) представляла яркое, обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями, плясками. Его участники были одеты в праздничную традиционную одежду, женщины доставали из сундуков все украшения.
Приход родственников на свадьбу предусматривал их материальное участие: близкие невесты приносили на сговор и свадьбу вино, пиво, угощения; родные жениха, получив сделанные руками девушки подарки, объявляли о намерении выделить молодым овцу, телку или гуся. Отведав приготовленное невестой угощение - мясную лапшу или блины из муки, взятой из родительского дома - оставляли в определенном месте деньги, подарки. Еще в середине нашего века сохранялся обычай, по которому невеста (cyaн удыр) поселялась перед свадьбой в доме дальних родственников - посаженых отца и матери, готовила подарки к свадьбе, лишь спустя некоторое время устраивалось в доме жениха свадебное пиршество. Старой традицией было возвращение молодой женщины после свадьбы на короткий срок в дом родителей. В XX в. в свадебном обряде марийцев произошли значительные изменения. В городских условиях свадьба проводится на новый лад: с торжественной регистрацией брака во Дворце бракосочетания, с поездкой по памятным местам города и широким застольем, в котором принимают участие не только родственники, но и знакомые. Однако в сельской местности современный гражданский обряд сопровождается многими старыми обычаями. Хотя прежний смысл ритуалов утрачен, попытки людей, знающих и любящих свою историю и культуру, воссоздать схему Нравится Показать список оценивших

Марийцы | Ростов-на-Дону

Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай. Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами. В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд су рем - изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки тре-щеток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение. Своеобразный праздник урожая (угин-де пайрем) проводили после уборки ржи. В каждом доме готовили кашу, блины, пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая, ожидали в гости родственников и соседей. Ставя перед ними на стол кашу из нового зерна, смолотого на ручных жерновах, произносили благопожелания в адрес духов-предков. Благодарственную молитву приносили "хозяину овина", угощаясь блинами после коллективной (в виде "помочей") молотьбы. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (шыл кас). Близкие люди собирались на угощение после отела коровы. В отдельных деревнях, где население прошло через обряд крещения, справляли христианские праздники: Пасху, Троицу и др. На Масленицу (Уйарня) - в основе языческий праздник - устраивали коллективные катания на санях с близлежащих холмов. Языческие верования оказались глубокими, древние обряды были приурочены к христианским праздникам. В годы советской власти в марийской деревне внедрялись новые праздники. Кроме общепринятых революционных праздников, разрабатывались сценарии торжественных церемоний посвящения в колхозники, проводов в армию или встречи воинов после службы. В школах устраиваются вечера для выпускников. В учебных заведениях и в семьях встречают Новый год. Торжественно и празднично проводят День урожая. Некоторые яркие моменты традиционных обрядов, лишенные религиозной окраски, включаются в новый быт. Нравится Показать список оценивших

Марийцы | Ростов-на-Дону

Родильные приметы и обряды у народа мари

В прошлом у марийцев семьи были многодетными. Только семья, имеющая много детей, считалась счастливой. Чтобы иметь детей и избежать колдовских чар недобрых людей, молодоженам во время свадьбы в одежду втыкали иголки, булавки, в их карманы клали лук, чеснок, завернутую в тряпочку соль. В первый год замужества молодушка должна была ходить в свадебном кафтане и в полном наборе серебряных украшений, что также рассматривалось как средство предохранения молодой женщины и ее ребенка от сглаза и порчи.

Бесплодие считалось большим несчастьем. Чтобы вылечиться от бесплодия, женщине предлагали воспользоваться народными средствами врачевания, магическими обрядами или обратиться к знахаркам, съесть «петушиное» яйцо [Евсевьев, 1927. С.128]. Чаще всего родственники женщины проводили жертвоприношения. Православные верующие ходили молиться к святым местам, заказывали молебны.

Вплоть до 20–30-х гг. ХХ века женщины-марийки практически не обращались за помощью к акушеркам и гинекологам. Роды в прошлом рассматривались как сугубо интимное домашнее женское дело. Только в 30-е годы женщины из близлежащих к больнице селений стали обращаться за врачебной помощью к акушеркам. Естественно, в прошлом далеко не все роды проходили благополучно. Были и смертельные исходы. А.Фукс отмечала, что «черемиски и чувашки очень крепкого сложения. Они даже после родов не ложатся ни на полчаса, родивши, в ту же минуту идут топить баню, вымоют ребенка и начинают работать, как ни в чем не бывало» [Фукс, 1840. С. 191].

Бездетная пара могла взять на воспитание сирот или же детей из бедных многодетных семей. Были случаи, когда детей брали у многодетных родственников, например, у сестры, из семьи брата и т.п.

Для того, чтобы родился сын, супруги придерживались определенных поверий. С этой целью первый половой акт совершали в новолуние. Супруга, встав утром, старалась в первую очередь увидеть мужчину. Ей рекомендовали употреблять очень соленую пищу [Евсевьев, 1927. С. 128].

Нравится Показать список оценивших

Марийцы | Ростов-на-Дону

Существовали приметы определения пола будущего ребенка: если живот у беременной круглый, выдающийся вперед – значит родится ребенок мужского пола. Боли в пояснице, покрытие сосков чернотою, видение во сне мужских предметов означали рождение мальчика. Рождение девочки предвещали плоский и широкий живот, боли в области пуповины, появление пигментных пятен на лице беременной и т.д.

По представлениям марийцев, характер будущего ребенка зависел от поведения матери в момент первого шевеления плода. В зависимости от того, на кого беременная посмотрит в этот момент, таким по характеру и внешнему виду якобы и становился будущий ребенок. Это был очень важный момент в период беременности женщины, и ему придавалось особое значение. Поэтому существовало поверье, согласно которому смотреть в этот период нужно было на хорошего во всех отношениях человека, чтобы «ребенок перенял положительные качества».

Роды обычно происходили в бане, реже в избе. По религиозным представлениям марийцев, в бане обитала монча кува – покровительница рожениц. Под роженицу обычно подстилали солому.

Во время родов в помощь роженице приглашали повитуху (кувай, кылымде кувай, аза бабка), хотя часто обходились и без нее. Посторонние женщины присутствовали при родах в исключительных случаях, поскольку роды считались сугубо личным делом женщины.

Прежде чем приступить к родовспоможению, повитуха брала пояс и ворожила – пришло ли время рожать женщине? Она осматривала живот беременной и, в зависимости от положения плода, предлагала роженице лечь на пол или же сажала, ставила на колени. Иногда она советовала ей сесть на корточки или заставляла упираться, продев кушак под мышки. Если роды были тяжелыми, «сухими», как говорили марийцы, роженице советовали съесть свежее масло, в надежде, что оно облегчит роды. В такой критический момент советовали раскрывать в доме все замки и двери, развязать все узлы и т.д. Крещеные марийцы молились перед иконами с зажженной свечой, умоляя богиню рождения Шочын Ава облегчить роды [Евсевьев, 1927. С. 127]. Существовали и рациональные методы родовспоможения – массаж, который нередко сопровождался магическими приемами. В случае трудных родов приглашали мужа роженицы.

Нравится Показать список оценивших

Марийцы | Ростов-на-Дону

ОБРЯД- Поминовение предков

После Вербного воскресенья устраивались поминки. Поминальный пост – во вторник после обеда. В среду до обеда огонь разжигать нельзя, чтобы золу не трогать. Потом вечером топили баню. Сначала в бане мылись мужчины, потом женщины. Мужчины парили мужчин, женщины – женщин. Всё это делалось левой рукой.

После того, как все вымылись, снова мыли полок, тазы, символически парили предков. Начинали так: «Киамат тура, Киамат сауз, и вара кочай-влакым ратеш ойлен кодат». Сначала называли властителей того света, потом – кого помнили, самых старших… Веником на каждое произнесённое имя легонько, символически ударяли лавку и всех «парили». Всех приглашали в баню: «Если кто может, приходите в баню мыться». Кого помнили, называли по имени, а кого нет, говорили: «Всех приглашаем, где бы душа ни вышла, где бы ни был похоронен, слепые или глухие, немые или хромые, пусть до всех дойдёт наше поминание, всем покойным родственникам, соседям и всем деревенским. Кого забыли, прости Бог. Пусть земля будет им пухом, тёмный мир будет светлым, тяжёлый грунт – лёгким, наши угощения – райским угощением. Чтобы вы были в раю прадедушки, дедушки, старые и молодые, кто и когда умер, на войне и где-то на стороне, чтобы всем дошла наша молитва и поминания». А для живых просили у Бога здоровья и изобилия в жизни, чтобы они поминали далёких предков и не забывали старых обычаев. Когда уходили из бани, лавки, полок и веник полоскали. Потом на полок клали веник, ставили воду с тазиком, благодарили банника (банницу).

Нравится Показать список оценивших

Марийцы | Ростов-на-Дону

В Пасху (по-марийски – «Кугече») пили квас, ели блины, омлет («мунооварчык»), масло, мёд. В субботу вечером стелили на стол праздничную скатерть. От хлебного каравая отрезали три куска («шултыш»), остальное не трогали. Квас наливали в большую и маленькую чашки, ставили на стол и до молитвы не пробовали. Вечером, после бани, ставили на стол каравай хлеба и соль. Ночью свет не гасили и молились Богу. Поутру топили баню, носили утреннюю воду, надевали чистое бельё, головной убор и пиджак.

Просили отдельно каждому двору дружбу, долгой и путной жизни, скотине – приумножения: «Дай всё, всемогущий Бог, прими нашу просьбу. В нашей семейной жизни: сыновьям, дочерям, зятьям, снохам, внукам, внучкам, родственникам, племянникам, сватьям, свахам, соседям, жителям деревни, народу соседних деревень и жителям всей земли. Мы просим всемогущего Бога принять нашу просьбу.

Наши святые пророки и ангелы, могучий наш Бог, охраняйте нас, берегите от огня и пожаров, от больших снегов, дождей, ветров, наводнения, холода, жары, от зубастых и рогатых, от несчастья, от невиданных и необдуманных грешных грехов, от злых людей и языков, от противников, желающих нам зла, обратно гоните дым, достигающий невиданных и неслыханных мест. Дай нам Бог свои добрые намерения, доброй хорошей жизни, чтобы мы жили как ласточки, были веселы как кукушки, жили с песней как луна светлая, как тучи пышные. Куда бы мы ни поехали и ни пошли, дай нам Бог повсюду счастливого и доброго пути, чтобы вернуться домой с успехом, радостью и счастьем, чтобы Бог давал нам радостные встречи, чтобы гостящий жил в гостях в дружбе, просим тебя, Боже. »

По старой привычке марийцы просили, как раньше, жить в богатстве, дружбе и равенстве, быть здоровыми. За это спасибо Богу: чего мы просили, Бог нам даёт. «Прости, Бог, нам наши грехи. Может быть, мы неправильно просим. Поэтому прими у нас нашу молитву».

«Дай нам Бог хороших тёплых и безветренных дождей, тёплых ветров, обереги от сильных молний и громов. Дай, могучий Бог, солнечных тёплых дней, хороших тихих ночей, чтобы всё что сеяли – росло, чтобы одно зерно дало сто зёрен. Дай нам Бог хорошего урожая. Успехов, чтобы собрать хороший урожай, чтобы жать и молотить в хорошую погоду. Дай нам Бог жарких и тёплых дней, чтобы урожай вырос и поспел. Береги от сильного ветра, от больших дождей и града. На счастье людей дай Бог хорошей погоды. На счастье домашних и диких животных, зверей, кошек, собак и домашних птиц, диких птиц, насекомых и пчёл, дай Бог им всем преумножаться, чтобы они были голосистые, как колокол, сильные, как арабы. Дай Бог всем здоровья и изобилия, оберегай от болезней. »

Похожая примета

Галина Белашова

Нравится Показать список оценивших

Галина Белашова

Свадебные традиции марийцев
Как и у других финно-угорских народов, у марийцев молодежь общалась до брака, собираясь на игрища и посиделки. Тем не менее, решающее слово в выборе жениха или невесты оставалось за родителями. Возможно поэтому, наряду с браком по сватовству, устойчиво сохранялся обычай похищения невесты (иногда с согласия девушки). Кроме достижения основной цели он давал возможность избежать чрезмерных свадебных расходов.
Во время сватовства, в случае согласия родителей, договаривались о сумме денег, которую жених должен был дать в качестве выкупа (олын), о приданом ( часть которого составлял скот) и о порядке проведения свадьбы. Свадебное торжество складывалось из досвадебного сговора (пунчал), на который приглашались к родителям невесты односельчане; свадебного пира в доме невесты, в котором участвовали родные невесты и приехавшие за невестой родственники жениха; угощения в доме жениха. В целом растянутая во времени свадьба (cyan) представляла яркое, обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями, плясками. Его участники были одеты в праздничную традиционную одежду, женщины доставали из сундуков все украшения.
Приход родственников на свадьбу предусматривал их материальное участие: близкие невесты приносили на сговор и свадьбу вино, пиво, угощения; родные жениха, получив сделанные руками девушки подарки, объявляли о намерении выделить молодым овцу, телку или гуся. Отведав приготовленное невестой угощение - мясную лапшу или блины из муки, взятой из родительского дома - оставляли в определенном месте деньги, подарки. Еще в середине нашего века сохранялся обычай, по которому невеста (cyaн удыр) поселялась перед свадьбой в доме дальних родственников - посаженых отца и матери, готовила подарки к свадьбе, лишь спустя некоторое время устраивалось в доме жениха свадебное пиршество. Старой традицией было возвращение молодой женщины после свадьбы на короткий срок в дом родителей. В XX в. в свадебном обряде марийцев произошли значительные изменения. В городских условиях свадьба проводится на новый лад: с торжественной регистрацией брака во Дворце бракосочетания, с поездкой по памятным местам города и широким застольем, в котором принимают участие не только родственники, но и знакомые. Однако в сельской местности современный гражданский обряд сопровождается многими старыми обычаями. Хотя прежний смысл ритуалов утрачен, попытки людей, знающих и любящих свою историю и культуру, воссоздать схему

Нравится Показать список оценивших

Галина Белашова

Праздники и коллективные обряды

Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай. Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами. В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд су рем - изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки тре-щеток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение. Своеобразный праздник урожая (угин-де пайрем) проводили после уборки ржи. В каждом доме готовили кашу, блины, пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая, ожидали в гости родственников и соседей. Ставя перед ними на стол кашу из нового зерна, смолотого на ручных жерновах, произносили благопожелания в адрес духов-предков. Благодарственную молитву приносили "хозяину овина", угощаясь блинами после коллективной (в виде "помочей") молотьбы. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (шыл кас). Близкие люди собирались на угощение после отела коровы. В отдельных деревнях, где население прошло через обряд крещения, справляли христианские праздники: Пасху, Троицу и др. На Масленицу (Уйарня) - в основе языческий праздник - устраивали коллективные катания на санях с близлежащих холмов. Языческие верования оказались глубокими, древние обряды были приурочены к христианским праздникам. В годы советской власти в марийской деревне внедрялись новые праздники. Кроме общепринятых революционных праздников, разрабатывались сценарии торжественных церемоний посвящения в колхозники, проводов в армию или встречи воинов после службы. В школах устраиваются вечера для выпускников. В учебных заведениях и в семьях встречают Новый год. Торжественно и празднично проводят День урожая. Некоторые яркие моменты традиционных обрядов, лишенные религиозной окраски, включаются в новый быт.

Похожая примета

Приметы (пале-влак) – один из распространённых жанров фольклора. Основанные на многолетних наблюдениях над окружающей природой, они позволяли народу предугадывать, предвидеть и предсказать погоду, определить наиболее оптимальные сроки проведения сельскохозяйственных работ, чтобы обеспечить урожайность сельскохозяйственных, овощных и плодовых культур.

Марийцы стремились замечать (приметить) малейшие изменения в окружающей природе, в формах и оттенках облаков, характерных проявлениях небесных явлений, перемене направлений ветров и других атмосферных явлений, в поведении домашних и диких животных и птиц, насекомых, перемены в растительном мире, в самочувствии человека, чтобы наперёд предсказать предстоящие ненастья, дожди, предопределить характерные особенности предстоящей зимы, весны или лета, определить предстоящий урожай, происшедшие перемены в жизни промысловых птиц, животных, рыб и т.д.

Марийцы считались знатоками в предсказании будущих урожаев. Пахать марийские крестьяне начинали после того, как распускались берёзовые листья. Распустившиеся листья дуба свидетельствовали о том, что земля в соку. Они, например, чтобы узнать какой сев будет лучше, то есть ранний, средний или поздний, сравнивали первые три снесённые курицей яйца: которое из них будет больше или тяжелее, тот сев и будет лучше. Гречиху сеяли во время цветения черёмухи, покраснения еловых почек. По первым ягодам малины определяли срок сева озимых. Об урожайном годе они узнавали на основе наблюдения за льдом на реках. Если лёд шероховатый (результат осеннего наводнения), следовало ожидать урожайный год. Марийцы замечали: если много еловых почек – быть хорошему урожаю льна, ядрёной будет рожь.


Марийские крестьяне большое значение придавали определению предстоящей погоды, наступлении весны, зимы и т.д. Они считали, что багровая заря предвещает ясную погоду, а красное солнце при закате – дождь. Чаще всего о предстоящих изменениях в погоде марийцы узнавали по пению птиц, поведению насекомых, животных. Крестьяне считали, что иволга к дождю издаёт звуки, похожие на крик кошки, а воробью собираются в кучки накануне установления тёплой погоды, зяблик заливается весёлой песней. Об этом же напоминало рассыхание шишек. Дожди следовало ожидать после появления круторогого новолуния, а стоящая прямо радуга предвещала ясную погоду. Сиплый голосок дятла слышен накануне холодов.

О характере предстоящей весны рассуждали на основе наблюдений за поведением прилетевших птиц. О предстоящем весеннем разливе через две недели свидетельствовало опадение еловых иголок. Марийцы считали, что распускание листьев ясени позже дубовых предвещает короткое и сырое лето. По их мнению, к холодной зиме осенние листья падают дружно. Об этом же свидетельствовало и падение осиновых листьев изнанкой вверх. Слишком необычная вышина муравейника также могла предвещать о предстоящей холодной зиме. По мнению марийцев, мягкая осень предвещала долгую зиму. Они считали, что снег выпавший днём растает, а выпавший ночью – остаётся насовсем. О предстоящей погоде марийцы старались судить, наблюдая за состоянием солнца, луны, раскатами грома и т.д.

Для предсказания погоды марийцы нередко пользовались простыми и оригинальными, чувствительными к влажности и давлению воздуха метеорологическими приборами-гигрометрами. С.К. Кузнецовым было отмечено, что знакомый ему мариец, слывущий в округе колдуном, пользовался особым прибором, устроенным под навесом на столбе. К нему был прибит тонкий, до полутора вершков длины дубовый колышек с закругленным концом, «вокруг которого шла нарезка, и с расщепом у края. К этой нарезке на скрученном вдвое и продетом в расщеп конском волосе привязан был близкий по форме к кубу кусок вязовой гнилушки». В ясную, сухую погоду гнилушка становится легковесной, поэтому сокращающийся от сухости конский волос подтягивал ее кверху. В сырую же погоду или по мере того, как начинает увеличиваться атмосферная влажность, гнилушка пропитывается сыростью, вытягивая своей тяжестью вниз влажный волос. Наблюдателю достаточно было сделать зарубки на столбе, чтобы заметить, как меняется влажность в течение недели, месяца и определить тем самым, предстоящую погоду. Мариец, по словам С.К. Кузнецова, сумел зафиксировать как самый засушливый год, прошедший 35 лет тому назад, так и год самой снежной зимы.


Свои приметы имели пчеловоды, рыбаки, охотники. Пчеловоды, например, старались замечать характер весеннего разлива, состояние снежного покрова. Они верили, что дятел, долбящий зимой сухое дерево с корня, предвещает невысокий урожай меда. Хороший медосбор следовало ожидать, если от зимнего солнцестояния до Крещения стояла ясная погода. Туманы во время медосбора также предвещали богатый урожай меда.

Рыбаки верили, что на новолуние рыба ищет мелкое место, а на полнолуние уходит в глубокие места. По их мнению, рыба лучше клюёт во время убывания луны. Считалось, что рыба лучше клюёт при южном ветре. Рыбаки замечали, что нерест окуня прекращался после окончательного сформирования листа березы. Щука, по их мнению, начинала клевать после того, как распустит листья кряжистый дуб. Щуку легче ловить перед спадом половодья. Налим же играет во время трескучих морозов, карась – во время цветения калины. Лещ лучше клюет во время цветения черемухи. Свои приметы существовали у охотников, собирателей лесных ягод и грибов.

Источник:
Китиков А.Е. Марийские народные приметы. Йошкар-Ола, 1977. 224 с.

Читайте также: