Лексическая тема весна приметы весны

Обновлено: 21.09.2024

Марина Коренкова
Логопедическое домашнее задание по лексической теме «Весна».

Весна (Лексический строй речи).

1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое время года сейчас идет. Какое время года наступило? (наступила весна).

2. Уточните знания о последовательности смены времен года.

3. Попросите назвать предшествующее весне время года,

назвать следующее за весной время года.

4. Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий (март, апрель, май).

5. Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка)

6. Расскажите ребенку о весенних полевых работах.

Словарь ребенка должен включать слова:

Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, гроза…

Действия: наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит…

Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…

7. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов.

Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.

Солнце (какое) -.

Погода весной (какая)-…

День (какой) -.

Снег весной (какой) -.

Сосулька (какая) -.

Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.

Снег весной (что делает) - чернеет, тает.

Ручьи весной (что делают) -.

Сосульки весной (что делают) -.

8.Подобрать как можно больше слов:

• ВЕСЕННИЙ – день, дождь, гром, цветок и т. д.

• ВЕСЕННЯЯ – капель, гроза….

• ВЕСЕННИЕ – цветы, дни, ….

9.Найди общее слово:

11. Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).

Снег зимой чистый, а весной -.

Зимой дни холодные, а весной -.

Зимой солнце тусклое, весной -.

Зимой погода пасмурная, а весной -.

12. Нарисуй или наклей картинку по теме «Весна». Назвать весенние месяцы.

"Весна"

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Упражнение "Бывает - не бывает".

Зимой появляются проталины.

Весной дети катаются на санках.

Весной дети играют в снежки.

Зимой на деревьях распускаются листочки.

Б) Отгадать загадки.

На реке и треск, и гром,

Это значит - ледолом.

На реке и лед идет,

Это значит -. (ледоход)

Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня. (весна)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (весной)

Весна (Грамматический строй речи).

1.«Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственных связей)

Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему трескается лед?

Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему прилетают птицы?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче, чем зимой?

2. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Тает снег, потому что бегут ручьи.

3. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.

(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

3. Один – много (множественное число):

проталина – проталины, сосулька —, луч —, почка — ,

4. Есть – нет (родительный падеж):

подснежник – нет подснежника, сосулька —, луч —, почка — …

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа -. , солнце -. , сосулька -.

6. Учимся образовывать признак по аналогии.

Март - мартовский. Апрель - апрельский.

Солнце -. Весна -.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «12 месяцев»

Дидактическая игра «12 месяцев» Дидактическая игра для запоминания времен года и месяцев. Ребенок рассматривает картинки, определяет, какое время года нарисовано и подбирает.

Запоминаем через образ времена года, месяцы.

Запоминаем через образ времена года, месяцы. Всем известно, что выучить времена года и месяцы детям сложно. Даже используя стихотворные формы, не всегда удается достичь желаемого результата.

Похожая примета

- Какое время года мы провожаем? (Мы провожаем зиму).

- Какое время года начинается? (Начинается весна).

ВложениеРазмер
vesna.docx 22.18 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные".

Лексическая тема: "Фрукты"

Конспект занятия по лексической теме "Фрукты".


«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето.


НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло.


Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)

Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр.


Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.

Похожая примета

В данной картотеке рекомендаций для воспитателей по лексической теме "Весна. Приметы весны" предложены задания, охватывающие все компоненты речи ребенка.

ВложениеРазмер
vesna._primety_vesny.docx 128.54 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: « Весна. Приметы весны»

1. Фонематическая игра «Назови лишнее слово» (Развитие фонематического слуха) Почка, почка, дочка, почка. Апрель, капель, апрель, апрель. Капля, капля, цапля, капля. Весна, весенний, веснушка, весло. Сырой, сыро, отсыреть, сыр. Капель, капать, копать, капелька.

2. Лексическая игра «Скажи наоборот » (Образование слов – антонимов) Весна – (осень). Оттепель – (заморозки) Ранняя – (поздняя) Похолодание – (потепление) Мокрый – (сухой) Солнечная – (пасмурная) Тёплая – (холодная) Быстро – (медленно)

3. Лексическая игра «Закончи правильно предложение». (Образование мн. числа имен существительных) На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда) На ветках сук, а на деревьях … (сучья). Во дворе дерево, а в лесу … (деревья). У дерева ствол, а у деревьев … (стволы).

4. Грамматическая игра «Скажи со словом «весенний ». ( Изменение имени прилагательного по числам и родам) День (какой?) – весенн ий Погода (какая?) – весенн яя Настроение (какое?) – весенн ее Цветы (какие?) – весенн ие Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы.

5. Грамматическая игра «Назови ласково» (Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов) Ручей – (ручеек) Почка – (почечка) Проталина – (проталинка) Солнце – (солнышко) Дождь – (дождичек) Листья – (листочки) Трава – (травушка)

6. Развитие связной речи

В лесу (учимся отвечать на вопросы и пересказывать рассказ)

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки мощным потоком поднимаются вверх по стволу и веткам. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень весны.

Вопросы: 1. О каком времени года говорится в рассказе? 2. Почему начинают оживать деревья? 3. Как двигается сок по деревьям?

Попробуй пересказать рассказ самостоятельно.

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

- Какие дни стали весной?

- Как светит солнце?

- Где распускаются подснежники?

- На чём набухают почки?

- Что стали вить грачи?

- Кто сменит белые шубки на серые?

- Откуда вылезут медведи?

- Откуда вернутся перелётные птицы?

Попробуй пересказать рассказ самостоятельно.

6. Развивающая игра «Хитрые вопросы» (развитие логического мышления) Чего больше – весенних месяцев или весенних дней? Чего меньше – весенних дней или дней недели? Чего больше – времен года или весенних месяцев?

7. Развитие мелкой моторики

Обвести по точкам, дорисовать и раскрасить весенний рисунок!

Похожая примета

капать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить.

Подготовительная группа: март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, первоцвет, половодье; рыхлый, тёмный, грязный, снегоуборочная машина, нежный, хрупкий, пушистый, душистый.

1. Подбор прилагательных к слову «Весна».

Весна – ранняя, долгожданная, сухая, солнечная, шумная, весёлая, звонкая, цветущая, холодная, тёплая, холодная.

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Солнце (какое) – тёплое, лучистое, жаркое, долгожданное, яркое, весеннее.

небо – голубое, светлое, ясное, чистое,.

снег – рыхлый, грязный,.

ручей – звонкий, весёлый, длинный, журчащий,.

листочки – нежные, зелённые, молодые,.

день – светлый, длинный, прибывающий,.

Предварительно предлагается рассмотреть картину «Весна».

3. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Что делает? Что делают? по теме: «Весна»

Солнце (что делает) – светит, греет, пригревает,.

снег – тает, чернеет,.

птицы – возвращаются, прилетают, вьют гнёзда, выводят птенцов.

Тает (что) -. бегут -. появляются -. набухают -. зеленеет -.

прилетают -. покрываются листьями -. цветут -.

5. Пересказ с опорой на предметные картинки.

Наступила весна. Солнце стало пригревать сильнее. Тает снег, бегут ручьи, звенит капель.

День становиться длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки, появляются первые листочки. Из-под снега пробиваются первые цветы – подснежники. С тёплых стран прилетают

перелётные птицы. Люди снимают тёплые шубы, шапки и надевают лёгкие куртки.

6. Загадки о весне:

Тает снег, звенят ручьи,

Все сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далеких.

Я распускаю почки

В зелёные листочки,

Зовут меня Весна!

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (ручей)

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (солнечный зайчик)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький … (подснежник)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла.

7. Стихи о весне:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

8. Зрительная гимнастика

"Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!"

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Р] в смешанных позициях. Лексическая тема «Весна» Конспект открытого индивидуального занятия на тему: Закрепление произношения звука Р в смешанных позициях» Лексическая тема «Ранняя весна».

Ежедневное планирование тематической недели «Домашние животные весной» в средней группе апрель 2- я неделя Тематическая неделя Домашние животные весной (2-я неделя апреля) Понедельник 1 п. д. Режимные моменты С. К. Р. Постепенный.

Ежедневное планирование тематической недели «Насекомые» в средней группе Тематическая неделя «Насекомые» (4-я неделя апреля) Понедельник 1 п. д. Режимные моменты С. К. Р. Постепенный прием детей Задачи: Ознакомление.

Ежедневное планирование в средней группе. Лексическая тема «Профессии. Продавец» февраль 1 неделя Понедельник 1 п. д. Режимные моменты С. К. Р. Постепенный прием детей Задачи: Ознакомление родителей с образовательной, игровой,.

Ежедневное планирование в средней группе. Лексическая тема «Птицы прилетели» Тематическая неделя «Птицы прилетели» Понедельник 1 п. д. С. К. Р. Постепенный прием детей Задачи: Ознакомление родителей с образовательной,.

Конспект занятия по конструированию «Чашечки». Лексическая тема «Посуда» (Воспитатель:Габараева Э. Г. 28.03.2017) Конспект занятия по конструированию «Чашечки», на лексическую тему «Посуда». Цель: закрепить знания.

Лексическая тема «Животные жарких стран и Севера» Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Формировать обобщающее понятие «животные Севера» и «животные жарких.

Приложение к ежедневному планированию в средней группе. Лексическая тема «Птицы прилетели» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "Птицы прилетели" 3 неделя апреля Познавательное развитие Продолжи предложение «найди причину» Воспитатель: - Я говорю.

Приложение к ежедневному планированию в средней группе. Лексическая тема «Дикие животные весной» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "Дикие животные весной" Познавательное развитие Дети должны знать: - о том, что животные — это живые организмы, существа,.

Приложение к ежедневному планированию в средней группе. Лексическая тема «Насекомые» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "НАСЕКОМЫЕ" Познавательное развитие На лужке»: Вышли детки на лужок, На высокий бережок. Зеленеет травушка, Травушка.

Предварительный просмотр:

«ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ»

1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило, предложите ответить на вопросы:

- Какое время года мы провожаем? ( Мы провожаем зиму).

- Какое время года начинается? ( Начинается весна).

2. Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:

  • солнышко ярко светит и начинает пригревать;
  • тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
  • на крышах появились сосульки;
  • дни становятся длиннее, а ночи - короче;
  • весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелетные птицы;
  • люди сняли теплую зимнюю одежду и др.

3. Выучите с ребёнком стихотворение:

Звонко с крыши капли скачут, Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку, И на бабушкину кошку, На ступеньки, на перила. Кошка даже рот открыла. Звонко скачут капли с крыши. К нам весна идет. Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и полон весной.

Народные приметы про весну:

  • Ранний прилёт жаворонка – к ранней весне.
  • Весной паутины много – жаркое лето.
  • Если из березы течет много сока –

то лето будет дождливым.

  • Когда птицы гнезда вьют на солнечной стороне

- будет холодное лето.

  • Купаются воробьи ранней весной - к теплу.
  • Если с крыш висят длинные сосульки,

то и весна будет длинной.

Пословицы и поговорки:

  • Апрель с водой, а май с травой.
  • В марте день с ночью меряется, равняется.
  • В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
  • Весна да осень — на дню погод восемь.
  • Весна красна цветами, а осень — пирогами.
  • Весной — ведро воды, ложка грязи;

осенью — ложка воды, ведро грязи.

  • Май холодный — год хлебородный.

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла .

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. Весна

Я под снегом долго спал,
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
и с Весною повстречался:
– Хочешь, песенку свою
Я тебе, Весна, спою? –
А Весна:

– Кап-кап! Кап-кап!
Ручеёк, ты не озяб?
– Нет, ни капельки, нисколько!
Я проснулся только-только!
Всё звенит, журчит во мне!
Я спою. Растает снег.


Март на пятки наступает,
Прогоняя зиму прочь.
Днём снежок немножко тает.
Подмораживает ночь.

Ясным днём сосульки плачут,
Солнце плавит им бока,
Ночью тёмной слёзы прячут -
Предвесенняя тоска.

Ручейки повеселели,
Бодро, радостно журчат.
Ночью шепчут еле-еле,
Или вовсе крепко спят.

Скоро с зимушкой прощаться,
Уж к концу идёт февраль.
Вам хочу, друзья, признаться:
Мне её немножко жаль!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"

Конспект занятия для средней группы.


Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни.

Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация".


Презентация "Весна. Приметы весны"

Презентация о приметах весны.


Конспект НОД "Весна. Приметы весны" Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик по данной теме.

Читайте также: