Конспект занятия зиму провожаем приметы вспоминаем

Обновлено: 13.11.2024

Цель: закрепить знания детей о зиме, продолжать формировать представления детей о весенних явлениях в природе.

Образовательные:

• Знакомить детей с фольклорными представлениями о весне.

• Систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях.

• Обогатить и активизировать словарный запас слов.

• Развивать связную, выразительную речь, умение выразить эмоции при рассказывании стихотворений, закличек.

• Совершенствовать навыки строить предложения, отвечать полным ответом.

• Совершенствовать общую и мелкую моторику.

• Воспитывать отзывчивость, любовь и уважение к природе и окружающим.

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.

Виды деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.

Предварительная работа: наблюдения детей в прогулке, чтение художественной литературы, заучивание закличек о весне, рассматривание иллюстраций, разучивание хоровода «Весняночка».

Словарная работа: зима-старушка, весна-красна, заклички, капель, проталины, ручьи.

Материалы и оборудование: макет дерева; разрезанные картинки «Приметы Весны»; мягкий куб с картинками «Признаки Зимы»; ленточки; веночек; костюмы- Весна, волк, заяц, медведь; поднос с кинетическим песком, геометрические круги, прищепки, фасоль, магнитная доска, фигуры на магнитах; компьютер, проектор, мультимедийный экран для демонстрации презентации.

Воспитатель: Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку.

Радость побежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки,

Радость разбудила всех детей,

Радость пригласила к нам гостей.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! (Дети здороваются).

Воспитатель: Ребята, послушайте, загадку.

В мешке стужу везёт,

На земле холод трясет.

Ковром землю устилает. (Зима)

Воспитатель: Дети, что это?

Воспитатель: Правильно, дети, это зима. Давайте вспомним, сколько месяцев в каждом времени года?

Воспитатель: А какие это месяцы зимой?

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно. А сейчас какой идет месяц?

Воспитатель: Правильно, февраль - это последний зимний месяц. После которого наступает Весна. А давайте с вами поиграем, где вспомним все, что мы знаем о зиме с помощью «волшебного кубика»

Игра «Волшебный куб»

Детям предлагается поиграть с кубиком, на гранях которого изображены признаки зимы. Дети по очереди подбрасывают кубик и называют признаки зимы.

(на экране появляется письмо)

Воспитатель: Ребята, нам пришло необычное письмо предлагаю вам его послушать.

Обращается внимание, что Весна прислала письмо. Предлагается зачитать.

Здравствуйте дорогие ребята!

Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала диких животных, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться! За ранее спасибо ваша, Весна!

Воспитатель: Поможем Весне? Для начала мы с вами поговорим о весне.

Сколько месяцев длиться весна? Какие это месяцы? Какие признаки весны вы знаете?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, давайте с вами проговорим правила поведения в лесу.

Дети: В лесу нельзя шуметь. Друг от друга не отставать. Не вредить растениям. Не бросать мусор.

Воспитатель: Молодцы, я вижу вы готовы.

Речь с движением: «По тропинке в лес пойдем…»

По тропинке в лес пойдем, (Дети шагают)

Лужу мимо обойдем, (Обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек, (Перепрыгивают через «ручеек»)

И присядем на пенек (Дети приседают)

Мы налево поглядим, (Смотрят налево)

И на направо поглядим, (Смотрят направо)

К солнцу руки поднимаем (Поднимают руки вверх)

Чистый воздух мы вдыхаем (Дышим носом)

Ах, какая красота! (Удивляются, разводят руки в сторону)

С вами мы в лесу, друзья!

Воспитатель. Вот мы в лесу. Посмотрите, солнышко не светит, сосулек нет, птицы не поют, цветы не распустились.

Воспитатель: Как вы думаете здесь есть Весна?

Дети: ответы детей

Воспитатель: а кого здесь еще не хватает?

Дети: Диких зверей.

Воспитатель: Зима заколдовала диких зверей в предметы. Посмотрите на экран, что вы видите?

Воспитатель: Прищепка — в лесного зверя превратись, а ты назови — не ошибись.

Воспитатель: На кого похожа прищепка? (на волка) Почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то идёт.

(входит волк)

Волк: Солнце в небе ни к чему,

Что за радость не пойму,

Ночь охота для меня,

А посплю при свете дня.

Воспитатель. Здравствуй, Волк. Мы слышали, что ты не любишь солнце.

Волк. Зачем оно мне. Оно мне только мешает.

Воспитатель. Дети, объясните, почему без солнца плохо?

Дети: не наступит Весна, не растает снег, не побегут ручейки…

Волк. Да, я не знал, что солнце такой помощник у Весны.

Воспитатель: Самая главная примета Весны – это солнышко. Без него весна не начинается.

Игровое упражнение «Солнышко».

• 1 пара детей выкладывает солнышко из геометрических фигур на магнитной доске;

• 2 пара детей выкладывает солнышко из геометрического круга и фасоли на картоне;

• 3 пара детей собирает солнышко из прищепок;

• 4 пара детей рисует солнышко кинетическом песке;

Воспитатель: Молодцы ребята, какие замечательные солнышки у вас получились, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы солнышко выглянуло в окно?

Дети: Заклички покричать.

(Дети читают заклички про солнышко)

Поскорей, не робей, ПОЛИНА З.

Нас ребят обогрей!

Выгляни в окошечко - АРТЁМ Б.

Дам тебе горошечка!

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату. НИНА С.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

Весна – красна приходи

Снег холодный растопи ЕГОР З.

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

(на экране появляется солнышко).

Воспитатель: Посмотрите, солнышко выглянуло.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?

Дети: комочек ваты

Воспитатель: комочек ваты — в лесного зверя превратись, а ты назови — не ошибись.

Воспитатель: На кого похож комочек ваты? (на зайца) Почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то идёт.

Зайчик. Шубка старая на мне,

Не доволен я совсем,

Дождя нет и вокруг

Не зелёный лес и луг.

Воспитатель: Здравствуй, заяц. И ты грустишь без Весны. Мы хотим помочь ей. А что это у тебя в руках?

Зайчик: корзинка, думал там шубка новая, а там листочки.

Воспитатель: Зима спрятала листочки. Давайте же их развесим на дерево. Они волшебные. Возьмите по 1 листочку, прежде чем их повесить, соедините картинки и повесьте на дерево. Расскажите какие весенние приметы у вас получились

Дети соединяют картинки, вешают на дерево и рассказывают про приметы весны.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

Физминутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

Воспитатель: Посмотрите на экран, что предмет вы видите?

Воспитатель: Рукавица — в лесного зверя превратись, а ты назови — не ошибись.

Воспитатель: На кого похожа рукавица? (на медведя) Почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то идёт.

(входит медведь)

Медведь: все тропинки исходил

Из ручья воды попил

Где малина, вкусный мед

Мишка толком не поймет

Медведь: Здравствуйте, дети. Я проснулся. Думал, Весна наступила, а её нет.

Воспитатель: Здравствуй, медведь! Мы ищем Весну. Хотим ей помочь, Зима заколдовала её, спрятала в лесу. Какой у тебя красивый бочонок! Что там у тебя лежит?

Медведь: Думал мёд, а там венок из цветов

Воспитатель: Весна идет, тепло несет. А давайте Весну позовем. Только надо ее покликать. Давайте встанем в хоровод, поиграем в игру «Весняночка». У меня в руках весенний веночек, будем Весну зазывать, на кого веночек надену, тот Весну кличит.

Хороводная игра «Веночек» (Дети идут по кругу в одну сторону, воспитатель с веночком идет в противоположную сторону). Все ведут хоровод «Весняночка», воспитатель останавливается напротив ребенка, надевает ему веночек на голову, тот рассказывает закличку о весне.

1. Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда. ПОЛИНА Ш.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

2. Мы весняночку поем,

Весну красную зовем. КИРИЛЛ А.

Мы поем, мы поем,

Весну красную зовем.

3. Весна! Весна красна!

Согрей детей! ВИКА Г.

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то идет.

(звучит музыка входит ВЕСНА)

Весна: Спасибо, вам ребята. Расколдовали вы меня. Я пришла, вступила в свои права, и никакой студёный ветер меня с пути не собьет. А в благодарность я вам дарю свою палитру весенних красок (ДАРИТ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ) и предлагаю украсить наши деревья, чтобы они из зимних и сухих превратились в яркие, весенние, живые деревья.

(ДЕТИ СОВМЕСТНО С ВОСПИТАТЕЛЕМ И ВЕСНОЙ ЗАВЯЗЫВАЮТ ЛЕНТОЧКИ НА ДЕРЕВЬЯ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо ВЕСНА.

Весна: Ребята, а мне пора идти дальше в свои владения!

Воспитатель вместе с детьми прощаются с ВЕСНОЙ.

Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

«Вокруг себя обернись, 1,2,3 в детском саду окажись!»

Воспитатель: Дети, где мы сегодня были? Кого видели? Что мы делали?

Сюрпризный момент (сундучок с гостинцами)

Публикации по теме:

«Дружно, весело играем — весну в гости зазываем». Конспект досуга «Дружно, весело играем — весну в гости зазываем». Конспект досуга (культурная практика) Цель: создание условий для приобщения детей к русским.

Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В поисках весны» Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе [/b] «В поисках весны»[/b] Цель: - Создать.

Фотоотчет «Мы зиму провожаем, а весну встречаем!» С целью знакомства детей с русскими народными обрядами и традициями в отделении дошкольного образования ежегодно проводится праздник Масленица,.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Снежная королева» Конспект интегрированной непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы ГБДОУ №41 Блюм Аллы Владимировны.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с презентацией по теме «Космос» Воспитатель: Пашова Мария АндреевнаКонспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности (с презентацией) по теме «Космос».

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Воробушки» Программные задачи: развивать у детей звуковысотный и тембровый слух, мышление; учить самостоятельно определять характер музыки, формировать.

Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Поездка в зоопарк» Задачи: • Познакомить детей с жителями зоопарка; • Закреплять знания диких и домашних животных, их детенышей; • Познакомить с рассказом.

Сценарий «Зиму провожаем — весну созываем!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №110» г Сыктывкара Праздник.

Спортивный праздник «Весну встречаем — зиму провожаем» для всех групп Цель: Способствовать общему укреплению здоровья детей, сближению детей и родителей через совместные игры. Задачи: 1. Доставить детям радость,.

Фотоотчет «Зиму провожаем, весну встречаем» Весть о том, что весна идет принесли де сороки. Они и разбудили зверей в лесу и лешего. Звери пришли с детьми поиграть,повеселиться, зиму.

Похожая примета

Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах.

Изучать характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.

Учить создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение.

Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более тёмных частей изображения.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за изменениями в природе зимой, зимними явлениями. Рассматривание картин о зиме, иллюстраций. Чтение стихотворений о зиме.

Материалы и оборудование:Три картинки с изображением домиков: с одним, двумя и тремя окошками. Карточки с изображением разных животных. Любая картина с изображением зимнего пейзажа. Цветные карандаши синего и коричневого оттенков. Листы бумаги А4 на каждого ребёнка.

Похожая примета

- А на чём же можно путешествовать по реке? На самолёте?

На поезде? А на чём же? (На лодках, пароходах, катерах,

- А мы с вами поплывём на лодках. Для этого вам нужно

сделать лодочки самим.

Дети выкладывают лодку с парусом из счётных палочек по образцу.

Воспитатель. Молодцы! Все справились с заданием.

путешествие, в какое время суток? (Ответы детей).

- А сколько частей в сутках? (Четыре.)

Назовите их. (Утро, день, вечер, ночь.)

- Смотрите на берегу реки, на камушке сидит лягушка. У неё

конверт, давайте посмотрим, что в нём? Да в нём загадка.

С хвостом, но не зверь

Плывёт под мостом,

Виляет хвостом. (Рыбка.)

Воспитатель. Дети, прислушайтесь, кто-то плачет.

Это рыбка, у неё потерялись детки – мальки.

Кто поможет рыбке найти деток?

Дети выполняют задание. Рыбка благодарит их и прощается.

Воспитатель. А мы с вами поплывём дальше на своих лодочках.

Посмотрите, нам на пути встречается мост. Чтобы под ним

проплыть нужно выполнить задание.

У меня на доске карточки с определённым количеством

разных геометрических фигур и цифры. Вам нужно поставить

цифры к соответствующему числу фигур.

Дети считают геометрические фигуры, называют форму и цвет, подбирают цифры.

Воспитатель. Молодцы! Отлично справились с заданием. Теперь можно

сойти на берег и искупаться в реке Костроме.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно

Что руками делать нужно?

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Воздух свежий, чистый, ярко светит солнышко. Мы веселимся, у всех хорошее настроение.

- Дети, вместе с нами в речке плещется щука, она предлагает

Подвижная игра с мячом (щука кидает мяч игроку и он должен назвать, кто стоит справа и слева от него.)

Воспитатель. Искупались, поиграли, а теперь пора возвращаться в лодки.

Ход занятия:

Дети стоят по кругу.

Воспитатель предлагает сделать массаж ушных раковин (массируют двумя пальцами ушные раковины сверху вниз) для того, чтобы лучше сосредоточиться на занятии и быть внимательными.

Рано утром солнце встало,

Всё вокруг светлее стало.

В небе синем потянулось,

Детям нашим улыбнулось!

- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Настроение у нас хорошее, мы начать занятие. Сегодня мы с вами будем говорить о… А впрочем,отгадайте-ка загадку:

Когда это бывает? (Зимой).

- Когда зима приходит в наши края? Как мы это узнаём?

(В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы).

- Послушайте, как обращается к зиме поэт Пётр Андреевич Вяземский:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

- Как поэт называет зиму?

- Что изменилось с её приходом в природе?

- Назовите признаки зимы:

• Замёрзли почва и водоёмы.

• Дни стали короткими, а ночи длинные.

• Птиц мало, а насекомые исчезли.

• Некоторые животные меняют окраску и тёплые шубы.

- Бывает ли зимой потепление? Как они называются?

(Оттепель – это кратковременное потепление зимой; Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий деревья).

Дыхательное упражнение «Шарик»

- Дети вы все хорошо знаете, что во время оттепели зимой, если не одеваться тепло можно заболеть. Но если мы с вами будем тепло одеваться и играть с носиком, то никакой вирус нам не страшен.

Итак, представьте, что мы надуваем шарик. Сначала он маленький. Мы вдыхаем носом воздух и выдыхаем его через рот. Затем по моему хлопку вы тоже хлопаете –это значит шарик лопнул и из шарика выходит воздух: ш-ш-ш; второй раз воздух выдуваем со звуком с-с-с.

- Дети, а вы знаете, что у зимыбывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

- Как вы думаете, каким природным явлением зима выражает радость?

- Каким природным явлением зима выражает свою злость?

- Раньше в народе говорили о зиме пословицы и поговорки. Вспомните, какие?

Мороз не велик, а стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Много снега – много хлеба.

Зимний денёк с комариный носок. И другие.

- Зима – это холодное время года. Всем надо согреться и людям, и птицам, и животным. У всех есть домики. Давайте поможем животным спрятаться от холода. Особенно хочется помочь бездомным животным.

Упражнение «Рассели животных».

Посмотрите, перед вами 3 домика.

В первом домике живут животные, в названии которых 1 слог.

Во втором, где два окошка, живут животные в названии которых 2 слога.

В третьем, где три окошка, живут животные в названии которых 3 слога.

Вот три домика у нас

Мы подумаем сейчас

Поселился кто же там?

Называем по слогам.

Дети по очереди называют животных и расселяют их по домикам.

- Наконец-то все животные поселились в тёплые домики. Теперь они не замёрзнут.

- Никто и никогда не спутает зиму с другими временами года. Картину зимы всегда рисует снег.

Снег –это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев.

Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды и лес выглядит не таким тёмным, мрачным, как поздней осенью.

- Рассмотрите картины. На них зима. Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Когда дует ветер, он наметает сугробы. Очень сильный ветер называется метелью.

- Давайте нарисуем дерево в снегу.

- Какие цветные карандаши нам понадобятся? (синий, чтобы изобразить снег, а коричневый,чтобы нарисовать дерево: ствол, ветки).

Дети выполняют задание.

В конце занятия рассматривают все рисунки и выбирают самые выразительные. Объясняют свой выбор.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме «Приметы матушки Зимы» * Беседа: «Зима в лесу». Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Приметы весны» Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны. Задачи: Образовательные: - Активизировать познавательную.

Конспект музыкального занятия «Приметы весны» (подготовительная группа) Цель: Формировать ритмические способности детей. Обогащать музыкальные впечатления, вызывать эмоциональный отклик на весенние приметы. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» «Приметы весны» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему: «Приметы весны» в старшей группе. Воспитатель:.

Конспект занятия «Как мы искали весенние приметы» Как мы искали весенние приметы Цель: развивать у детей связную речь. Программное содержание: учить детей прилагательные к существительным.

Конспект занятия по Формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Приметы ранней весны» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с приметами ранней весны. ЗАДАЧИ: 1) Развивать у детей умение называть и узнавать приметы ранней весны, устанавливать.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Проказы зимушки — зимы» Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на.

Конспект занятия в средней группе «Избушка Зимушки-зимы» Валентина Вербицкая. Конспект занятия в средней группе «Избушка Зимушки - зимы». Цель: Расширение представлений детей о зиме. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе «Зимушка — зима» Цель: учить детей воспринимать поэтический образ зимы. Конспект занятия в старшей группе «Зимушка – зима» Цель: учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной выразительности;.

НОД в старшей группе по лексической теме «Зима. Приметы в природе». Гласные звуки и буквы Задачи: 1. Дать представление о приметах зимы в природе. 2. Развивать просодические компоненты речи. 3. Развивать фразовую речь и умение выстраивать.

Похожая примета

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

• Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

• Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

• Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья — зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

• Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

• Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

• Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

• Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

• Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

• Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

• Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши):

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

- Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Читайте также: