Конспект урока народные приметы

Обновлено: 21.11.2024

Задачи: познакомить с многообразием народных примет; учить наблюдать народные приметы погоды, анализировать их, делать выводы; развивать любознательность, воспитывать любовь к природе .

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; –предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

Регулятивные универсальные учебные действия

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации обокружающем мире .

Коммуникативные универсальные учебные действия

Предметные результаты

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные результаты

-уметь получать информацию из практической деятельности.

быть толерантным к мнению одноклассников.

уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Тип урока: : изучение нового материал

Оборудование : Проектор , презентация «Народные приметы». Портреты поэтов.

I. Организационный момент.

- Ребята , если вы отгадаете загадки, то сможете определить тему урока ( Слайд 2 )

Тем дождик ближе. (Облака)

Что за звездочка такая

На жакете, на платке

Вся сквозная вырезная

А сожмешь, вода в руке? (Снежинка)

А стоять не велит. (Мороз)

На минуту в землю врос

Чудо мастер смастерил

Мост высокий без перил (Радуга)

- О чем пойдет речь на уроке?

– Что можете сказать о погоде осенью? (Меняется, с утра – солнце, днем – облачность, вечером – осадки.)

- Какая сегодня стоит погода?

II. Введение в тему. Постановка цели.

– Что лишнее? (Сентябрь – новосел осени, желтый месяц, златоцвет.) Почему? (Это не примета.)

Глухим и слепым выглядит современный человек (особенно горожанин), оставшись наедине с природой. Не видит, не слышит, как объясняется с ним природа на языке звуков, движений, красок.

Наша задача – научиться понимать язык природы, познакомиться с многообразием народных примет.

III. Повторение изученного.

- Послушайте сказку про погоду, которую сочинила Ольга Раенко.

Жила-была Золотая белочка, да такая золотая, что как прыгнет на луч света, так засветится. Она жила в молодом дубе. У неё был сын с коричневой шёрсткой.

Однажды белочка пошла за ягодами. Она шла-шла и увидела, что цветы вянут, да побежала к хозяину цветочной поляны, к ёжику. Ёжик говорит:

- Дождей нету, тучки не летят, а идёт подготовка к грибному сезону. Как школьная повариха? Расстроится ведь…

- Озеро уже не озеро, а пустыня. Воды в нём капелька осталась! Хоть бы дождик прошёл!

Белочка побежала в соседний лес. Там живёт аист. Он всегда знал, какая будет погода. Он сказал:

- Что ж, погода всё время будет солнечной. Ни облачка.

Белочка испугалась, что ни грибочка не вырастет, да побежала к пшеничному полю и обрадовалась, увидев колосившуюся пшеницу на нём, закричала:

- Хоть хлеб у нас будет!

Далее побежала она к водопаду, увидела много ягод подле него, хрустальную воду и бобров. Бобры предложили:

- Вы что под засухой живёте? Перебирайтесь всем лесом к нам.

Так золотая белка нашла новый дом жителям леса у водопада.

Автор: Ольга Раенко, 10 лет

– Как вы думаете, что сильнее: дождь, ветер, солнце? А что важнее для человека? (Солнце.) Почему? (От него зависит жизнь на Земле, оно делает погоду. ( Слайд 3 )

– Что такое погода? Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями.

– Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде? (Состояние неба, облаков, количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т. д.) (Слайд 4)

– Какая наука занимается изучением погодных условий? (Метеорология.)

– Что вам известно об этой науке?

О том, что приготовила погода на завтра и в ближайшие дни, мы обычно узнаем вечером, сидя у радиоприемника или телевизора, когда диктор объявляет: «Передаем сводку погоды».

Новую страницу в предсказании погоды открыли специальные спутники. За сутки над одной и той же точкой земной поверхности такой спутник пролетает дважды – один раз днем, второй раз ночью – и видит вокруг с помощью приборов на пять тысяч километров. Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.

Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.

IV. Изучение нового материала.

– Откройте учебник на странице 13–14. Прочитайте народные приметы. О чем все они говорят? (Об изменении погоды.)

– На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.) ( Слайд 6)

– Прочитайте приметы хорошей погоды. Будьте внимательны, не ошибитесь.

Учащиеся читают н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:

( Слайды 7- 13)

1.Летом на небе много з в езд - к ясной погоде.

2.Кукушки поют обыкновенно в хорошую погоду, когда стоят теплые, ясные дни.

3.Голуби воркуют - на хорошую погоду

4.Появление жука-навозника - верная примета

5.Поздно вечером громко поют сверчки - к хорошей погоде

6.Лебеди летят на юг поздно - осень будет долгой и теплой .

7. Комары летают роем - будет хорошая погода .

- Прочитайте народные приметы плохой погоды ( Слайд 13-19)

1 . Лошадь ложится на землю - перед сырой погодой

2.Перед грозой раки вылезают на поверхность и зарываются в песок.

3. Гром в сентябре предвещает теплую осень

4.Если бабочки-крапивницы прячутся, значит,

5.через час-другой пойдет дождь

6. Паук забился в середину паутины - к ненастью

7. Ворона купается к ненастью

Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».

Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.

Вы, конечно, читали сказку Маршака о двенадцати братьях-месяцах. Помните, она начинается так: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются».

– Кто знает, откуда у братьев-месяцев их имена? Почему первый месяц года мы называем январем, третий – мартом, седьмой – июлем, а десятый – октябрем? Кто придумал месяцам названия и что эти названия означают? А вот послушайте!

Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более двух тысячелетий назад. И хотя календарь наш с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году – двенадцать! – сохранились до наших дней.

V. Проверка домашнего задания.

– Давайте проведем аукцион «Осенние приметы».

Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.

Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает.

VI. Изучение нового материала.

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.

Лягушки квакают – к дождю.

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Комары в ноябре – быть легкой зиме.

Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?

– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)

– Правильно. Но есть приметы очень сложные.

Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.

Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы топаем ногами: топ-топ-топ,

Мы хлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем –

И бегом, бегом, бегом. (На месте бег.)

– Сегодня ребята будут выступать в роли лекторов. Они приготовили интересный материал по теме урока.

Ваша задача – внимательно слушать, запоминать интересные факты, задавать вопросы по выступлению и составить письменный план лекции.

Т е м а л е к ц и и «Живые барометры».

2-й ученик. Предсказать погоду можно по поведению птиц. Так, например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят, нахохлившись, – это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали – значит, можно ожидать наступления ясной погоды. Нередко воробьи среди зимы начинают собирать пух и перья около курятников и тащить их в свои укрытия, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, как показали наблюдения, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней наступят сильные морозы. Ранний отлет многих птиц в предосеннее время, как правило, предшествует похолоданию.

3-й ученик. Остро чувствуют атмосферные изменения многие виды рыб. Например, сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает, пугая верховодок. Рыба голец в ясную погоду лежит на дне аквариума без движения. Но вот голец начинает сновать вдоль стенок аквариума – жди ненастья. А если голец начинает сильно метаться по аквариуму, то будет дождь. Подмечено, что ошибается голец в 3–4 случаях из 100!

4-й ученик. На изменения погоды чутко реагируют и растения. Например, заячья капуста, которая растет в густых ельниках, перед ясной сухой погодой на ночь закрывает свои цветки. Если этого не произошло, утром надо ждать дождя. Многие садоводы заячью капусту сажают в горшки и держат ее в квартире вместо барометра.

5-й ученик. Аналогично реагирует на изменения погоды и остальная природа – вода, почва, небо. Сельские жители, например, знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье, острее начинает ощущаться запах гниющих листьев и травы или водорослей (понижение давления способствует распространению вширь и вверх запахов гниения, которые при высоком давлении обычно держатся у самой поверхности земли).

– Зачем нам необходимы все эти знания, чем они могут быть полезны для нас? (Если мы будем хорошо знать приметы, научимся наблюдать, то мы сами сможем лучше всяких метеорологов прогнозировать погоду.)

– Какие приметы, помещенные в учебнике, проиллюстрированы?
(Стрекочут кузнечики, стелется туман, дым от костра, цветы закрываются.)

– Попробуйте проиллюстрировать другие приметы (одну примету хорошей погоды, другую – ненастья.)

Приметы хорошей погоды

Приметы ненастной погоды

Утром роса на траве

Утром стелется туман

Прохладно после захода солнца

Около луны и солнца виден круг

В и к т о р и н а « Народные приметы».

– Предсказывать погоду можно по поведению растений, животных. Предлагаю вашему вниманию приметы, в которых надо дописать:

1. Названия животных.

… купается к ненастью. (Ворона.)

… выходят из-под земли – хорошей погоды не жди. (Кроты.)

… кричат к дождю. (Журавли.)

… работают – погода меняется. (Пауки.)

Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. (Летучие мыши.)

… много и долго поют – сохранится хорошая погода. (Жаворонки.)

… летают высоко – на сухую погоду. (Ласточки.)

… перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. (Воробьи.)

. стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. (Грачи.)

… проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.
(Мухи.)

2. Названия растений.

Отцветают … – падают холодные росы. (Розы.)

… перед дождем поднимает ветви. (Ель.)

… сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. (Клевер.)

Закрыт цветок … – жди дождя. (Фиалки.)

Если рано утром … развернут венчики – жди ясной погоды. (Ноготки.)

Листья … закручиваются книзу – к сухой погоде. (Папоротник.)

Если летом много … , то зима будет теплой. (Щавель.)

С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. (Ива.)

Если нет … , то нет и гречихи. (Рябина.)

Если на … много шишек – год будет добрый. (Сосна.)

VII. Итог урока.

О приметах осени пишут и поэты (Слайд 20)

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранних хлад, опасных винограду.

Мелькает желтый лист на зелени дерев

Работы кончил серп на нивах золотистых

И покраснел уже вдали ковер лугов

И зрелые плоды висят в садах тенистых…

Н.Греков

А сколько ещё неразгаданных тайн у природы. Будьте природе другом – и она обязательно поделится с вами своими секретами.

– На следующем уроке мы продолжим разговор о погоде.

Домашнее задание. Обсудите с родителями, какая погода характерна для нашего города летом, осенью, зимой и весной. Сравните с сезонами прошлого года. Вспомните, что вам известно о климатических поясах.

Похожая примета

Цель: содействовать умению сравнивать русские народные песни и заклички, учить народные приметы.

Познавательные: Уметь принимать литературу как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Регулятивные: Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.

Коммуникативные: Владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Форма проведения: Урок- практикум

Оборудование: тексты произведения

Ход урока (деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

- Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.

- Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.

Самоопределение к деятельности

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

- Как вы догадались?

- Кто придумал эту скороговорку?

- Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»

-Какие песни вы подготовили наизусть или выразительно?

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

ΙΙΙ. Применение нового знания

-Какие произведения относятся к фольклору?

Тема урока: «Русские заклички, народные приметы ».

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. Работа над темой

Работа с учителем.

– Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Работа по теме урока.

- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

Следующий вид русских народных песенок – «заклички ». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Секи, секи, дождь
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!

Солнышко, солнышко
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Иди, иди, дождик!
Иди, иди, дождик!
Сварим тебе борщик,
На заедку — кашу,
На запивку — квасу!

Ай, радуга-дуга
Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Дождик, дождик, пуще!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

- К кому обращаются в этой песне? Что просят дети ? В какое время года пелась эта песенка?

Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.

На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.)

Н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:

- если днем приятный теплый ветер дует с водоема на сушу;

- вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком;

- после захода солнца в низинах, над водоемами появляется стелющийся туман;

- дым от костра и из труб поднимается прямо вверх.

– Прочитайте приметы ненастья:

- если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака;

- вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;

- дым из труб и от костра стелется низко над землей;

- цветки мальвы, ноготков закрываются;

- не стрекочут кузнечики;

- ласточки летают низко над землей;

- бурундуки издают булькающие звуки.

– Докажите свои предположения. (Днем жарко и душно, летают ласточки, цветут ноготки, одуванчики, стрекочут кузнечики.)

Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».

Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.

Лягушки квакают – к дождю.

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Комары в ноябре – быть легкой зиме.

Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?

– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)

– Правильно. Но есть приметы очень сложные.

Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.

Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

- С какими видами народных песен вы познакомились?

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание

Выучить наиболее понравившуюся ему песню.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Как оцениваете свою работу?

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Похожая примета

Цель: познакомить детей с народными приметами, прививать любовь к окружающему миру и природе.

Образовательные: познакомить детей с особенностями природы, с народными приметами, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Развивающие: развитие познавательного интереса к миру природы; развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности, развивать умение вести наблюдение за растениями и животными;

Воспитательные: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы; воспитание потребности заботливого отношения к живым существам.

II. Основная часть.

Педагог: У каждого народа есть свои приметы: яркие - неяркие, звонкие – тихие. Их давным - давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с природой - матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.

Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо. Приметы возникли очень давно, когда человек работал примитивными орудиями труда. Человек был бессильным по отношению к природе, не понимал и боялся её явлений (гром, молния и т.д.), поэтому верил в свои догадки. Им очень хотелось разгадать эти загадки природы. Например: « Почему в прошлое лето шли частые дожди и выросло много грибов и ягод, а в этом году на небе ни тучки, даже трава высохла?» и т.д.

Ребята, каждого из нас тянет в лес на прогулку. Мудрые люди говорили «Врач лечит, а природа исцеляет». Леса, которые нас окружают, очень красивы и таинственны. В них много загадок. И одна из них это - народные приметы. Народных примет очень много, по ним люди определяют: Какой будет год урожайным или определяют погоду, много ли будет грибов и ягод, если много мошки-бери для грибов лукошко, если много комаров- будет много ягод.

Люди стали присматриваться и запоминать смену природных явлений. Например, они заметили, что в прошлом году ветер дул с той стороны, с которой вечером садится солнце, а в этом году – с которой восходит солнце. Восточный ветер плохой, он сушит землю, а западный ветер приносит дождь. Так появилась примета.

Признайтесь: завидев черного кота, перебегающего дорогу, не поворачиваете ли вы обратно?
Одного мудреца спросили: "Верно ли, что не повезет, если черный кот дорогу перейдет?" "Верно, если это мышь, а не человек."-ответил мудрец.
Но таких примет сложилось очень много. Вот некоторые из них:
-Встретить человека с полным ведром-означает удачу, а с пустым- неудачу.
-Раньше женщины не любили давать кому-нибудь булавку, потому что все острые предметы якобы вызывают боль и ссору.
-Еще в старину крестьянки при посадке капусты одевали рваные рубахи и старались получше стянуть волосы. Делалось это для того, чтобы на капусте было так же много листьев, как лохмотьев на рваной рубахе, а качаны были такими же твердыми и гладкими, как голова.
-Например, не зная, от чего приливает кровь к ушам, верят: если правое ухо горит, значит похвалят, левое- будут ругать.

Существовали даже сезонные приметы. Вот, например,14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. На Руси говорили, что на Покрова до обеда осень жди, к вечеру зиму. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. К этому дню укрепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» - гласила русская пословица.

Вечера становились длинными и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом и собирались на посиделки. Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят, на гармошке играют, песни поют. На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто и как работает, невесту себе выбирали. В октябре сложились такие приметы:

Поздний листопад – к продолжительной и суровой зиме.

Снег после выпадения останется на деревьях – останется и на земле.

Поздний грибок – поздний снежок.

Морозный иней на траве – к дождю.

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой - тёплая.

-Сейчас я вам прочитаю рассказ « Как возникают приметы» из книги А.А.Дорохова « О правде и выдумках».

« Как возникают приметы?»

Многие приметы появились ещё в глубокой древности и дожили до наших дней.

Скажем, на что уж бывалые и смелые парни- шофёры. А глядишь, иной заслуженный водитель нет да и поморщится, заметив, что через шоссе перед машиной перемахнул заяц. « Эх, не будет нынче пути! Испортил косой дорогу!»

А ведь примета эта возникла давно, когда ни машин, ни шоссе ещё не было.

Шёл когда-то охотник по лесу и увидел оленя. Только взялся за лук, как из-под самых ног вдруг выскочил заяц. Да так неожиданно, что охотник чуть не вскрикнул от испуга. Стал натягивать тетеву- сердце бьётся, руки дрожат. Стрела взвилась и пролетела мимо цели. А олень почуял человека и исчез в чаще.

С досады у охотника потом весь день промах за промахом. А кто виноват? Это он, косоглазый, принёс неудачу.

И в следующий раз, увидя перебегающего дорогу зайца, неудачливый охотник сворачивал в сторону. И сыну внушает: «Идёшь на охоту, пуще всего опасайся, чтобы не попался на пути заяц. Вернёшься домой ни с чем».

Или вот другая примета. Стоит рассыпать за столом соль, как какая-нибудь старушка обязательно скажет: « Ох, быть теперь ссоре!» А почему? Появилась эта история несколько веков назад, когда соль в крестьянском быту была самой дорогой приправой.

Во времена царя Ивана Грозного пуд соли на Руси стоил столько же, сколько целая изба. Поэтому соль берегли и тратили осмотрительно. И конечно, если неловкая жена просыплет соль, не миновать ей ссоры с мужем.

В те же примерно времена возникли и две другие приметы: разбитая тарелка – к счастью, тараканы в доме – к богатству.

В бедном крестьянском доме обычно тарелок не бывало. А если заведётся одна, то её берегут для гостя и зря на стол не ставят. Тараканы у бедняков не водились тоже - в избе и корки недоеденной не найдёшь. Поэтому билась посуда и кишели тараканы лишь в зажиточных домах.

Вот и стали считать: где легко бьют посуду и где бегают тараканы, там богатство, а значит, и счастье!

- Есть ряд примет, которые подтверждаются наукой. Для узнавания погоды учёные придумали барометр, но он не у всех есть под рукой, и вот тогда могли помочь приметы, называемые народными.

1. Если ветер в ночи стихает – дождя не будет.

2.На траве роса – не жди дождя.

3.С утра парит – дождь ударит.

4. Дрова горят с треском – на мороз.

А теперь представьте, что мы в лес за ягодами. Стало тихо, жарко замолкли птицы. Что должно произойти ? Дети: гроза.

Педагог: А какой воздух перед бурей? Дети: сухой.

Педагог: Ребята перед нами муравейник, муравьи закрывают свои ходы и прячутся в нем, что сейчас произойдет. Дети: пойдет дождь.

Педагог: А еще какие приметы предвещают грозу? Дети: Замолкают птицы, в лесу становится тихо, по берегу пруда прыгают лягушки.

Сейчас я буду вам зачитывать приметы, а вы говорите какая примета верна. А я вам буду помогать.

Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это? (к жаркой погоде; к дождю; к похолоданию). 2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это? (к хорошей солнечной погоде; к дождю; к похолоданию). 3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду? (тихую, солнечную или пасмурную, ветреную). 4. Звонко и дружно чирикают воробьи. К чему бы это? (к заморозкам, к потеплению). 5. Какую следует ожидать погоду, если ласточки низко летают над землей? (солнечную или дождливую). 6.Если во время дождя образуются на лужах пузыри, то дождь будет какой? (долгий или короткий). Молодцы ребята!

III. Итог занятия.

Педагог: Ребята, расскажите мне, что нового вы сегодня узнали на этой встрече? Что больше всего вам понравилось? Можно ли верить в приметы и почему?

Похожая примета

Конспект помогает учителя познакомить детей с народными приметами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтения и развития речи в 3 классе по теме: «Народные приметы и загадки о зиме»»

Конспект урока по чтения и развития речи в 3 классе по теме:

«Народные приметы и загадки о зиме»

Цель: уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы.

Задачи: познакомить с народными приметами и загадками о зиме;

способствовать активизации когнитивных процессов (памяти,

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картины И. Грабаря «Белая зима», К. Юона «Зима», карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки, карточки с загадками

Организационный момент.

- Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение!

- Присаживайтесь на места.

- Чтобы все было хорошо, давайте хором скажем: «Я многое уже умею, многое знаю, у меня все получится»!

- Какой сейчас урок? (Чтение). Какой он по счету? (Урок чтение по счету ).

- Какой день недели? (Сегодня день недели четверг).

- Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурная Ангелина).

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим

Пришли сегодня гости к нам

Наш весёлый 3 класс

Вам покажет всё сейчас:

То, чего достигли мы,

Находясь давно в пути.

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь

Не шумите, не вертитесь,

И внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте

Вам условие понятно?

- Подберите правильное описание месяца:

день становится длиннее, ночь короче;

Декабрь - бывает оттепель;

резкое повышение температуры;

образование снежного покрова

Январь - длинные ночи;

резкое понижение температуры;

образование снежного покрова

вся природа спит под снегом;

Февраль - стойкие морозы;

снегопад, сугробы, заносы;

Работа по индивидуальным карточкам.

– У вас на партах лежат карточки.

- Подчеркните только те слова, которые мы используем, говоря о зиме.

Снежинки, хоккей, лёд, декабрь, месяц, книги, рукавицы, лес, щёки.

Снеговик, горка, двор, снежок, ручка, сугроб, облако, тетрадь.

Лёд, иней, велосипед, февраль, утро, календарь, лилия, лыжи.

Январь, салазки, луч, снегирь, каток, метель, мешок, звери, понедельник.

Снегопад, ель, ветки, яблоко, январь.

Зима, зверьки, кормушка, варежки, прорубь, коньки, берлога, стена, река.

Дети подчеркивают слова)

Физминутка.

Раз – подняться на носки и улыбнуться!

Два – руки вверх и потянуться!

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – поглубже всем вздохнуть.

Пять – на пояс руки ставим.

Шесть – поворот вправо.

Семь – поворот влево.

Девять – и урок наш продолжаем.

III.Изучение нового материала.

- Сегодня мы будем продолжать разговор о зиме. Тема нашего урока «Народные приметы и загадки о зиме». А кто знает, что такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

На доске: Загадка не отгадывается сама,

Надо попробовать силу ума.

- Вы, конечно, догадались, ребята, что загадки у нас будут о зиме. На разгадывание вам даётся одна минута. (Ученикам раздаются карточки с загадками. Они читают их и называют отгадку, указывая признаки, которые помогли им узнать предмет. Последняя загадка прочитывается учителем).

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло. (лёд)

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины. (зима)

Тройка – птица пролетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром. (зима)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

И стоять не велит. (мороз)

Знать ничего не хочу. (метель)

Зимой растёт. (сосулька)

Без рук, без ног

Поёт да свищет. (ветер)

У каждого народа есть свои приметы. Их давным - давно подмечали люди: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы - ягоды собирал. Вообщем, народ, живший в добром здравии с природой - матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.

Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого – либо, что – либо.

Чтение примет с доски, объяснение их смысла.

- Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны приметы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Столб от солнца на закате – к морозу.

Кошка стену дерёт – к непогоде, клубком лежит – на мороз.

Зима снежная – лето дождливое.

После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет денёк.

Январь – макушка зимы.

Зима без снега – лето без хлеба.

Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Перед сильным морозом вокруг луны два тусклых красноватых круга.

Птица хохлится к непогоде.

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Февраль зиму ломает, воду припускает, три часа прибавляет.

V. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока. Что же такое загадка? (Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса) Кто составляет загадки? ( Люди)

- Что такое приметы? (Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого – либо, что – либо)

Читайте также: