Китьян шаген приметы времени
Обновлено: 21.11.2024
Не люблю я это выражение – «приметы времени». Чуть что – и с саркастической улыбкой я тычу пальцем: «примета времени». А что это значит? Мне что-то не понравилось, намного реже – понравилось: ну что же может понравиться в нашем времени и в его приметах?! Так и живу, иронически усмехаясь и развешивая на людей, события и идеи таблички: Примета времени! Внимание: примета времени!! Осторожно: примета времени.
Повешу очередную табличку, а ночью, когда уснет, наконец, мой бессердечный ум, и проснется умное сердце, я вскидываюсь в холодном поту. Я снова прошел мимо человека, которому нужно было мое сострадание или помощь; вместо этого я повесил ему на шею свою табличку. Я снова трусливо убежал от чего-то, требующего моего немедленного негодующего вмешательства; а я убежал, бросив назад, не оглядываясь, свою спасительную табличку… Не потому ли производство снотворного и транквилизаторов приносит сверхприбыли, что слишком многим людям по ночам не дает уснуть их сердце?
Вот, например, детский алкоголизм, подростковый суицид, или разводы. В этих сферах мы добились больших успехов: мы среди мировых и европейских лидеров по разводам, по самоубийствам подростков и потреблению спирта на душу маленького алкоголика. Прочитал эту статистику, и тут же полез в карман за волшебной табличкой: приметы времени.
Я – лентяй. Я не встану и не побегу куда-то кого-то спасать. Но многие вещи в мире важно обдумать и осмыслить, прежде чем вставать с дивана. Тем более что кто-то наверняка уже побежал спасать и даже, может быть, спас, а может, и наломал дров. Но я не стану и обдумывать. Я отгородился от всего в мире и от всего во мне своей пуленепробиваемой табличкой. С меня теперь и взятки гладки, ведь малолетний алкоголик, юный самоубийца, муж-насильник, чиновник-взяточник, кощун в храме – все это приметы времени, то есть все это вина нашего времени, и от меня тут ничего не зависит. Время сейчас такое, ну что же поделаешь!
Если бы я меньше предавался мечтаниям на своем продавленном диване, я бы больше читал и больше думал. Я бы тогда наверняка знал, что все современные «приметы времени» далеко не современны. Я бы знал, что в прежние времена размах, который принимали эти приметы, значительно превосходил то, что я наблюдаю теперь. Я бы знал, что все это уже было, что доходило до крайности и сметало с продавленных диванов всех благодушных фантазёров. Я бы знал, что жить надо с царем в голове, и что царь этот – сердце. То самое, которое будит меня по ночам и спрашивает: ну как ты мог?! А утром я снова пожимаю плечами: приметы времени.
Проблема, однако, в том, что приметами времени часто называю то, что совершенно ничего или почти ничего не говорит ни о нашем времени, ни о нас, в нем живущих. Я бы даже сказал, что слишком много таких «примет» застит нам глаза и мешает увидеть правду.
Правда же, осмелюсь предположить, звучит обличительно; ведь правда о нас – да обо мне в первую голову! – и о наших временах мало чем отличается от той правды, которой ветхозаветные пророки обличали ветхозаветных израильтян и их время. И если я не совершаю всего того, о чем с гневом и печалью говорили Иеремия, Ездра или Даниил, то сгнил я изнутри ровно настолько, чтобы быть готовым все это совершить самому, да и другим не препятствовать. А я и не препятствую – судя по тому, насколько вчерашние газеты напоминают древние пророчества. Слог, конечно, беднее в газетах будет, но суть та же: несправедливый суд, притеснение сирот, вдов и бедняков, стяжательство, разврат и безбожие…
Поэтому не могу я принять как приметы времени то, что не говорит ничего о состоянии человеческого духа. Те же социальные сети – что же в них нового? До сетей были тамтамы, дым, гонцы, почта, телеграф и телефон, а суть не изменилась. Передача информации, осуществленная быстрее, дальше и большему количеству людей, по-прежнему остается передачей информации. Даже если информация – не весть о победе над персами при Марафоне или над смертью в Иерусалиме, а мое недовольство дождливой погодой или просто смайлик.
Но то, что может говорить о состоянии человеческого духа, имело и имеет решающее значение. Все поворотные пункты истории мира были связаны не с технологическими достижениями, а с состоянием духа. Изгнание из Рая, Потоп, Рождество и Воскресение Христа, ожидаемое Второе пришествие, да и конец света… Это вехи, которыми размечена наш история от начала и до конца дней. Какой бы примитивной или изощренной ни была техника, наука, технология, дизайн – Провидение делало, делает и будет делать свое дело только на основании того, до чего мы «докатились» и «дожили».
Нельзя отрицать, однако, что время все-таки не вполне однообразно, есть некоторая дискретность. Присмотришься, вдумаешься, вчитаешься – и наше цельное слитное время распадается на отдельные времена. Однако, при всем разнообразии, эти времена бесконечно повторяются. Вряд ли первым, но, наверное, наиболее точно, емко и кратко это сформулировал Соломон; он и дал перечень этих повторов в книге Екклесиаста: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл., 3). Но тот факт, что времена нашего единого времени бесконечно повторяются, позволяет нам делать некоторые выводы – и о нас, людях, и о нашей человеческой жизни. Повторяемость сформулированных Екклесиастом «времен» – это доказательство завершенности, законченности нашей истории, предопределенности универсального мироздания. Мое собственное, мое личное мироздание все еще зависит от избранных мною путей и от милосердия Всеблагого Господа. Но наше общее, всепланетное, всевселенное мироздание уже состоялось.
Повторяемость «времен» – это также и свидетельство против нас. Былой опыт – опыт насилия, несправедливости, ненависти и прочих атрибутов цивилизации – ничему нас не научил. Мы по-прежнему идем однажды проторенными путями. Мы вечно строим и вечно разрушаем храмы. Мы вечно любим и вечно ненавидим ближнего. Мы вечно храним целомудрие и вечно погрязаем в блуде. Мы вечно помним и вечно забываем Христа. Но это свидетельство против нас – это и свидетельство за нас. Ведь если Всеблагой Господь попускает временам повторяться, значит, и отдельный человек, и целые поколения людей все еще имеют возможность изменять себя и свое время, выбирать свое настоящее и свое будущее. Христос распят не однажды; повторяемость времен говорит о том, что Всетерпеливый Господь выходит на суд к каждому человеку и к каждому поколению. Мой собственный поступок, мой выбор – вот приговор этому Всесмиренному Господу. Приговор Богу, который учил: «Каким судом судите, таким будете судимы» (Матф.7:2).
Когда я задумываюсь об этом, то на мгновение ощущаю себя то ли Понтием Пилатом, то ли Каиафой, то ли Иудой Искариотом, то ли всем безымянным «народом» на площади, вопящим: «Распни!». Я вдруг становлюсь чрезвычайно, сверхъестественно зорким и проницательным. Мне становится и понятно, и видно, что повторяющиеся времена не проходят бесследно для нашей природы, как не прошел бесследно поступок Адама. Я вижу в человеческих чертах некое накопление, какое-то усиление свойств, эволюцию качеств. Я заглядываю только в свое сердце, я не вижу даже его дна, я многого не понимаю, но я понимаю многое. Думаю, что вот этот процесс в человеческом сердце и есть главной приметой времени – нашего человеческого времени, начатого Адамом и завершенного Творцом.
Процесс этот я называю мутация дихотомии добра и зла. Мы много пишем и говорим об обществе потребления как о тараканьем способе организации бытия. Таракан все время ест, ест все, что находит, при этом постоянно и очень активно размножается. Когда все съедено, таракан уходит, а если некуда уходить – умирает. Но это внешняя сторона нашей общественной организации. Внутри, в сердце человека в условиях тараканьего мира происходит малозаметная подмена основных понятий.
Добро мутирует в успех, процветание, достаток и благополучие, а зло – в неуспех, неудачу и нищету. Разница между добром и злом может быть выражена в сумме – в денежной сумме. И человек превращается в таракана – и не по Кафке, а по-настоящему. Бойкие пасторы нового культа – да нового ли? – лихо конвертируют Благодать в золото по выгодному курсу. Неоскудеваемые богатства Царствия Небесного обмениваются на золотые и платиновые «визы», недвижимость, нефть, зерно и уран… Пожалуй, вот это и есть главная примета времени.
Прочие приметы нашего времени – и не новы, и не самостоятельны; скорее всего, они являются производными от той приметы, которую я возвел в ранг приметы главной.
Например, популярным видом массового развлечения стали комедийные шоу. Нет сюжета, нет сценария, нет временных рамок, нет цензуры, есть только огромное желание заставить людей смеяться, но лучше – ржать. А ржать, то есть исступленно, теряя рассудок хохотать, человека можно заставить, только предложив в качества объекта осмеяния нечто, что не может и не должно быть осмеяно, никогда, никем и ни при каких обстоятельствах. Например, один популярный комик заявляет: «Церковь выступает против однополых браков и против абортов. Где же тут логика?» И публика не лежит, публика валяется в зале, издавая то самое, заветное, желанное – конское ржание. Убил, убил наповал, дал этим святошам и ханжам! Но я повторю вопрос: где же тут логика? Если Церковь отстаивает традиционный брак, то логично выступать против абортов и браков нетрадиционных. А борьба с абортами путем пропаганды однополых браков аналогична отсечению головы для истребления вшей или сжиганию дома для выкуривания тараканов. Вряд ли кто-то будет смеяться, если аптекарь ему протянет из окошечка топор, а дезинсектор подожжет дом с четырех углов.
Все эти шоу и стендапы не могут быть названы приметой времени. Нечто подобное уже имело место в истории, имело место многие тысячи раз; пожалуй, нынешние самые популярные «остряки» никогда не сравняются в своем «искусстве», пошлости и кощунстве с римскими солдатами в претории Иерусалима. Они одели живого Бога в багряницу, возложили на Его главу терновый венец, преклоняли колени пред Ним, вопили Радуйся, Царь Иудейский, а потом плевали Ему в лицо, били Его тростью по голове, поносили всячески и – смеялись, хохотали, ржали, пока не насмеялись над Ним (Марк, 15,20)…
Об этих солдатах, о Пилате, о первосвященниках, об иерусалимской толпе, о современных зубоскалах и кощунах, обо мне Он в муке шептал на Кресте: Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят (Лк., 23,34).
Вот это есть мера Божественного милосердия, недоступного человеку! Наверное, именно потому при очередной смене времен всех благодушных фантазёров сметают с диванов, а неведомо что творящих кощунов, похабников, развратников, пошляков и изуверов швыряют к стенке. Нам, человекам, это не оправдание: они не ведали, что творили. Мы в сердце своем знаем правду: они ведали. Потому что мы сами такие же. Просто сейчас – другие времена.
Но ведь я вижу в сердце своем и другую правду: не времена меняются. Это мы, люди, это я, человек, выпускаю из своего сердца ангела – и времена становятся светлыми и радостными. А потом я выпускаю демона – и времена наступают темные, мрачные, бесовские. Я выпускаю ангела – и художник рисует Богоматерь с Младенцем. Я выпускаю демона – и прозекторы тащат препарированные тела из анатомичек в залы музеев: искусство, новейшее искусство! Я выпускаю ангела – и рассказана история о стойком оловянном солдатике и его непобедимой любви. Я выпускаю демона – и миллионными тиражами изданы откровения развратника. Ангел – демон. Время любить – время ненавидеть.
Похожая примета
Запад рукоплескал, когда начался парад суверенитетов и в декабре 1991 года окончательно развалился Советский Союз. Рукоплескал, но все же не был инициатором этого развала. Спецслужбы страны считались одними из самых сильных в мире и никогда бы не допустили подобного развития событий. Запад подтянулся к процессу позднее, когда началось разграбление его наследства. Причины развала внутренние. Что же произошло на самом деле? Почему в реальности этот могучий колосс (по мнению американцев – гигант в лохмотьях) оказался стоящим на глиняных ногах. Чтобы понять это, давайте обратимся к истории.
Еще в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель утверждал, что богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности. Этот мем с энтузиазмом восприняли большевики во главе с Владимиром Лениным и реализовали его в ходе революции 1917 года. «Кочевники революции» стали переходить к оседлому образу жизни и в них проснулись обывательские черты. Но что-то пошло не так. Провал политики военного коммунизма и переход в 1921 году к НЭПу грозил обернуться для правящей коммунистической элиты потерей власти в стране. Чтобы этого не произошло, необходимо было создать механизм назначения нужных людей на ключевые позиции в политической, экономической, военной, промышленной, сельскохозяйственной и научно-образовательной системах государства и поддерживать требуемый иерархический уровень их материального благополучия. На таких людей можно было бы в дальнейшем рассчитывать в соблюдении социального порядка в государстве и проведении политики нужной коммунистам.
Этот механизм был создан в 1923 году на основе номенклатурных списков руководящих должностей, назначения на которые осуществлялись исключительно под контролем партии. В дальнейшем этот механизм совершенствовался и к 1925 году списки содержали уже 6000 позиций. Таким образом, номенклатура стала краеугольным камнем внутренней политики государства, но в 1991 году этот камень превратился в могильную плиту.
1923 год можно считать точкой бифуркации (разветвления) в траектории развития коммунистического государства. Спустя 68 лет коммунистическая власть удалилась из реальности и стала достоянием истории. Почему? Ведь Советский Союз был мощнейшей державой, с мнением которой, так или иначе, считались все государства мира. И вдруг такое.
Все дело в том, что номенклатура постепенно стала обособляться от остального общества. В итоге она стала отдельным элитарным классом ( Лев Троцкий даже называл его кастой). Номенклатура обладала огромными привилегиями, фактически «владела» всей народной собственностью и получала от этого доход. Коммунистическая элита, в конце концов, смогла выдавить из себя рабов, но вместо них вырастила патрициев.
В период правления Иосифа Сталина аппетиты номенклатуры ограничивались топором репрессий. Потерявшие меру приравнивались к «врагам народа» и отправлялись осваивать просторы Сибири. Разница между номенклатурой и простолюдинами была, но не столь значительная, как в дальнейшем.
Номенклатуре уже было мало наличия только права пользования. Ей хотелось обладать правом собственности на капитал, промышленность, недвижимость, землю и иметь возможность передавать это все по наследству, потому что номенклатура все это считала своим, а не народным. Криминальные и теневые структуры кроме желания обладать правом собственности рвались еще и во власть, что было весьма негативно. Когда таким людям дают свободу рук, то рано или поздно общество находит их в своих карманах. Что собственно и произошло в дальнейшем.
Началась трансформация. Дни коммунистического режима и Советского Союза были сочтены. Номенклатура (в подавляющем большинстве) выступила его главным разрушителем. 8 декабря 1991 года в Вискулях руководителями России ( Борис Ельцин ), Белоруссии ( Станислав Шушкевич ) и Украины ( Леонид Кравчук ) было подписано Беловежское соглашение констатировавшее, что СССР, как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Вместо него создавалось СНГ. 25 декабря 1991 года Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. Хотя на референдуме население и проголосовало за сохранение СССР, но защищать его не вышло (путчисты не в счет). А что тут удивительного? Если в обществе нет реальной СПРАВЕДЛИВОСТИ, то в нем нет и НРАВСТВЕННОСТИ, а, следовательно, и ПАТРИОТИЗМА. Это актуально и для последующих событий.
Правление Бориса Ельцина (поднявшегося на политический олимп в результате противостояния с Горбачевым) проходило в атмосфере народной эйфории (на первом этапе) и беспрецедентного разграбления России номенклатурой, криминалитетом и западными структурами. Ельцин, несмотря на всю свою неординарность, был всего лишь примой в театре марионеток. Экономический курс страны в начале 90-х годов реально формировали номенклатурные супервайзеры: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс . Именно Чубайс придумал схему ваучеризации страны, по которой против оценочной стоимости имущества российских предприятий в 1 трлн. 400 млрд. рублей были выпущены условно ценные бумаги - ваучеры (номиналом в 10000 руб.), которые были переданы населению. Но население фактически не понимало, что делать с ваучерами и с дисконтом продавало их представителям номенклатуры и криминалитета (ваучер зачастую отдавали за 4-5 бутылок водки). А вот они уже прекрасно знали, что с ними можно делать и самое главное имели такую возможность. Таким образом, номенклатура одурачила и народ, и носителей либеральной идеи с их же помощью. Государственная собственность была приобретена за бесценок и кроме того произошло широкомасштабное отмывание теневого и криминального капитала.
В итоге 90% национального богатства России оказалось в руках 10% россиян, причем 75% - у 1% самых богатых. В ходе ваучерной приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов были проданы за 7,2 млрд. долларов США. Эйфория у народа прошла, и он почувствовал себя обманутым в очередной раз. Сложилась психологическая ситуация в целом известная еще по стихотворению Михаила Лермонтова : «Тогда мы видим, что пуста была златая чаша, что в ней напиток был – мечта, и что она не наша!».
После приватизации страны наступил следующий этап - необходимо было стабилизировать полученный результат, не допустить нового передела собственности и тем более отката на старые коммунистические позиции. Ельцин и его команда для выполнения этих задач уже не годились. Репутация Ельцина за время его правления была сильно подмочена и выборы 2000 года он бы точно проиграл. Скорее всего - Геннадию Зюганову . Опять замаячил призрак коммунизма и возможно гражданской войны. Если финансовые пирамиды в стране просто рухнули, то пирамида власти грозила оглушительно взорваться. Это прекрасно понимал олигархат, а также Анатолий Чубайс (глава Администрации Президента РФ Ельцина) и Валентин Юмашев (советник и зять Ельцина). В 1996 году началась разработка операции «преемник». Необходимо было подобрать кандидатуру, которая одновременно устраивала бы и серьезных людей в штатском, и носящих мундиры, и олигархат в целом, и не матадорила бы ситуацию вокруг семьи Ельцина.
Чубайс сделал грамотный ход. Он предложил две кандидатуры: «силовика» Владимира Путина и «гуманитария» Алексея Кудрина . В свое время они были членами команды Анатолия Собчака – блестящего юриста, оратора и мэра Санкт-Петербурга. В 1996 году им предложили работу в Москве. Путин стал заместителем Управляющего Делами Президента РФ, а Кудрин заместителем Руководителя Администрации Президента РФ – начальником Главного контрольного управления. С этих позиций и началось их восхождение по служебной лестнице.
Ситуация сама определила лидера. 31 декабря 1999 года Ельцин предложил Путину стать исполняющим обязанности Президента РФ и участвовать в президентских выборах в 2000 году (которые он выиграл 26 марта). Путин предложение принял, хотя прекрасно понимал – случись что не так и его будут рвать на части всей стаей. Почему же он принял это предложение? Видимо тут сработал принцип «слабо?» присущий людям с рискованной профессией. Что касается Кудрина, то в 2000 году он занял ключевую должность в Правительстве РФ – Министра финансов.
По поводу биографических данных Владимира Путина сказано достаточно много. И относительно мало о чертах личности, которые, как известно, сильно влияют на внутреннюю и внешнюю политику первых лиц любого государства. Наблюдая Путина можно объективно сказать, что он человек доминантный, уверенный в себе, эмоционально уравновешенный, ответственный, доброжелательный, общительный. Вероятно, его самым сильным качеством является стремление к развитию и достижению. А из «не очень» – это, пожалуй, склонность к непотизму. Оно конечно понятно, ведь на первых порах необходимо опираться на того кого знаешь и кому доверяешь. Но это не может продолжаться долго. Рано или поздно приходится проводить «прополку» элиты, что в случае непотизма затруднительно. А если этого не делать, то «непрополотая» элита потенциально становится прекрасной почвой, на которой в дальнейшем прорастают различные «злоупотребления». И, как мы видим в последнее время, - неисполнительность исполнительной власти. До эзопики, в которой «льва пинают зайцы», конечно далеко. Но первые звоночки уже появились.
Что касается отношений Владимира Путина с Западом, то хочется отметить следующее. Судя по всему, в начале президентского пути он относился к Западу доверительно. В 2002 году Россия даже закрыла базу радиоэлектронной разведки в Лурдесе (Куба), через которую поступало около 70% (по оценке военных специалистов) всей разведывательной информации по США. В ответ президент США Джордж Буш младший всего лишь заявил, что «поставлена последняя точка в истории холодной войны», однако ответный шаг по ликвидации американских «больших ушей» в Норвегии не последовал. Учитывая личностные черты Путина понятно, что такие ходы он никому и никогда не прощает. Так что именно 2002 год можно считать точкой бифуркации в траектории развития взаимоотношений между Россией и США. С этого момента начались накапливаться противоречия между странами. Реальные изменения начались несколько позднее.
Много чего случилось в мире за период 2002 – 2007 годы, что также повлияло на взаимоотношения сторон. Президент Украины Леонид Кучма подписал указ об интеграции Украины в НАТО, парламент Грузии принял решение о выходе страны из состава СНГ, произошло вторжение в Ирак войск международной коалиции приведшее к свержению режима Саддама Хусейна и его казни, теракты в Москве и других городах, оранжевая революция на Украине, объявление США о планах создания мегацентра по производству ядерного оружия и т.д.
Если ситуацию в стране до 2007 года можно было охарактеризовать словами Михаила Жванецкого : «Никому не поставить нас на колени! Мы лежали и будем лежать!», то после Мюнхенской речи Путина в 2007 году многое сильно изменилось. Россия по существу заявила, что однополярный мир, выстроенный США, ее не устраивает, так как по сути своей он неустойчив и чреват конфликтами. Впредь Россия будет проводить независимую внешнюю политику и отстаивать свои интересы. Запад воспринял это как начало новой холодной войны. Последующие события, произошедшие в стране и в мире в 2008 – 2019 годах (возвращение Крыма, ситуация в Восточной Украине, фарс в Солсбери, принятые санкции, помощь Сирии и т.д.), только добавили перца в атмосферу напряжения и истерии.
Может ли в сложившихся условиях возникнуть новая трансформация и если да, то к чему она приведет? На мой взгляд, если нам удастся избежать «сциллы и харибды» третьей мировой войны, то нас в перспективе может ожидать «содом с геморроем» порожденный существующими внутренними проблемами (это конечно социально-экономические, но важнейшая все-таки - ущемленная СПРАВЕДЛИВОСТЬ), если они не будут устранены. Причем устранены реально, а не в формате «сказкотерапии». В противном случае возможны два пути дальнейшего развития ситуации. Либо повторение некоторого подобия 1937 года, либо повторение некоторого подобия 1917 года. Какой из них хуже? Оба хуже! Еще и тем, что именно в такие моменты, как правило, и появляются деятели, которые выдвигают новые утопические проекты создания «Города Солнца» помогающие на самом деле только достижению их собственных целей. И в итоге начинается новая трансформация и новый передел. Но для большинства участников процесса указующим перстом судьбы, вероятнее всего, все равно окажется кукиш. Оно и понятно. Когда в обществе одни надеются на ПРАВО, а другие устраивают дела НАЛЕВО – хорошего ждать не приходится.
Россиян предупредили о росте цен на незаменимые продукты
— Единственное главное ограничение цен сегодня — спрос потребительский. Но, как всегда, дорожают больше всего те продукты, которые называются неэластичными, цены на которые неэластичны по спросу. Как ни повышай цену, люди все равно будут их покупать, потому что их нечем заменить, — сказал Шелищ.
По его словам, к самым главным продуктам, от которых невозможно отказаться, тем более семьям с низкими доходами, относятся крупы, макароны, сахар, растительное масло и хлеб.
— Решение состоит в увеличении предложений. Тогда цены снижаются. Нужно больше производить самим и не закрываться от конкуренции с импортом. Но пока не особо справляемся, — добавил эксперт.
Похожая примета
Если верить антропологам, то примерно 2 миллиона лет тому назад на Земле появилось существо получившее название Homo erectus (человек прямоходящий) или питекантроп. Видимо, к этому моменту, Эволюция наконец определилась с тем, кто в дальнейшем должен трансформироваться в «венец» ее творения. Существуют различные гипотезы появления эректусов. Одна из них связана с малым ростом их предшественников (Homo habilis, человек умелый), затрудняющим обзор в высокой траве, другая — с удобством бросания камней в вертикальном положении. Но, есть и такая, которая считает, что эректусы своим появлением на свет обязаны всего лишь имеющейся у них большой заднице (как оказалось в дальнейшем весьма полезным качеством при занятии кресел в различных синекурах), создающей баланс тела и облегчающей переход в вертикальное положение.
Обратим внимание на то, что Эволюция не наделила эректусов крыльями, хотя по какой-то причине придавала умению летать большое значение. За всю историю существования жизни на Земле Эволюция минимум пять раз «создавала» различные типы летающих организмов (интересно, что со временем страсть к полетам овладела и человечеством). Но, на этот раз Эволюция пошла другим путем, оставив приоритет за кистью руки. И не ошиблась. Развитие кисти (в особенности ее большого пальца) сильно способствовало развитию мозга и наоборот. О чем впоследствии Иммануил Кант заметил: «рука — это вышедший наружу мозг человека». Полагаю, что в ряде случаев это не только рука. Что касается объема головного мозга эректусов, то он пока был небольшим, но вполне удовлетворял потребностям их быта и образа жизни — постоянному поиску пропитания. Эректусы вели стадный образ жизни, занимались промискуитетом, охотились на мелких животных, использовали примитивные каменные орудия, говорить не умели.
Эректусы вымерли около 300 тысяч лет тому назад, уступив свое место Homo neanderthalensis (человек неандерталец). Неандертальцы умели делать разнообразные каменные орудия, охотились на крупных животных, использовали огонь и одежду, говорить и рисовать пока не умели, жили в групповом браке. Неандертальцы вымерли около 40 тысяч лет тому назад, уступив место Homo sapiens (человек разумный или краманьонец). Именно в этот период и произошло невероятное ускорение Эволюции не объясняемое теорией Чарльза Дарвина . Сапиенсы имели развитый мозг, уже были способны к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Важнейшим качеством нервной системы сапиенсов стала ее способность к восприятию и запоминанию информации, получаемой в процессе обучения.
Но самое интересное, что потенциальные возможности мозга сапиенсов существенно превышали потребности. В природе еще не было задач и информационных потоков, требующих наличия такого развитого мозга. Фактически Эволюция одарила сапиенсов мозгом «на вырост», возможности которого должны были раскрыться только в дальнейшем. Если считать, что история всей нашей цивилизации насчитывает около 15 тысяч лет, то получается, что за 25 тысяч лет до того уже имелся в наличии мозг, который реально был необходим только в далекой перспективе. Но, даже сейчас, когда развитие цивилизации идет взрывоподобно, мы умудряемся использовать только порядка 90% его возможностей. Зачем нам нужна такая избыточность и к чему мы приспосабливаемся? Пока не ясно. Но, возможно, что Фридрих Ницше это хорошо понимал, когда написал, что: «человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».
Дальнейшее развитие человеческого общества после сапиенсов привело в начале к появлению Homo faber (человек работающий), преобразующего мир природных объектов в сферу предметов культуры, а затем к появлению Homo signum symbolicum (человек создающий и использующий символы), живущего в мире знаков, значений и символов. При этом, хотя и общество пытается управлять речевыми практиками своих членов, но отдельные личности все равно делают текст формой проявления собственной индивидуальности. И, наконец, на подмостках истории появляется его величество Homo internetus (человек интернета), получивший в подарок к своему незаурядному «углеродному» мозгу еще и распределенный в пространстве сетевой «кремниевый» супермозг. Со временем у интернетуса появилось его недонянченное дитя — Homo bloggerus (человек блогер).
Симболикумы трактуют человека и мир как суммы текстов. А интернетусы, являясь продолжателями культуры однословных мемов, научились эти трактования предельно «упрощать». Достижение ли это в наше время или начало грядущей деградации (например, в Эллочку — людоедочку, которая, используя всего 30 слов, могла выразить любую свою мысль) будет ясно в дальнейшем. Но уже видно, что, кроме узких специалистов, многотомье уже никто не читает. Интернетусы предпочитают смотреть, слушать и фоткаться. О феномене Homo bloggerus поговорим позднее. А пока что дадим ироничное словесное описание актуального для нас постперестроечного времени в терминах «упрощенки», тяготеющей к рэпу. Подборка фиксирует существующий интерес общества, проводит ряд исторических ассоциаций и позволяет понять как происходил процесс нашей трансформации за последние 30 лет:
…Коммунисты, демократы, либералы, макдоналдс, президент, гарант, власть, екатеринбургские, премьер, чиновники, икра, шампанское, фуагра, барабаны, фанфары, экономика, реформы, свобода, капитализм, рынок, кооперативы, предприниматели, фирмы, инфляция, валюта, доллары, казино, тотализаторы, лотереи, туризм, визы, эсэнговия, зарубежье, приватизация, ваучер, вексель, акции, облигации, фьючерсы, опционы, эмитенты, инвесторы, мобильник, миллионеры, миллиардеры, визитка, икра, шампанское, фуагра, виагра, багамы, яхты, самолеты, 600секунд, жесть, криминал, мошенники, жулики, аферисты, прохиндеи, экстрасенсы, ясновидцы, гадалки, шарлатаны, гербалайф, контрабанда, таможня, челноки, водилы, иномарки, гайцы, омононовцы, киллеры, авторитеты, бригады, бандиты, братва, понятия, беспредел, отморозки, бакланы, предъявы, разборки, тёрки, мерин, бумер, голда, цепура, котлы, наперсточники, каталы, пирамиды, халява, шулеры, понты, кидалы, лохи, терпилы, чайники, путаны, притоны, клофелинщицы, наркотики, наркомафия, спид, проститутки, геи, лесбиянки, педофилы, рэкетиры, конституция, мэры, губернаторы, правительство, администрация, депутаты, сенаторы, взятки, мздоимцы, менеджеры, юристы, охранники, недвижимость, риелторы, золото, унция, газ, нефть, трубопроводы, баррель, металлы, экспортеры, импортеры, ломбарды, банки, траст, кредит, депозит, авизо, биржи, страховщики, обналичка, крыша, война, боевики, теракты, оппозиция, нищие, попрошайки, бомжи, деревянные, лавэ, шахтеры, долги, зарплата, митинги, забастовки, разгон, кризис, парламент, танки, расстрел, зомбоящик, реклама, интернет, яндекс, гугл, кепка, олигархи, выборы, икра, шампанское, фуагра, барабаны, фанфары, семибанкирщина, баобаб, шварцмордехай, гко, киндерсюрприз, дефолт, тренд, примус, коммунисты.
…А теперь вернемся к вопросу о блоггерусах. Злопыхатели иронизируют над ними, называя блоггерусов существами живущими в Сети и питающимися лайками. Это не совсем правильно, по крайней мере по отношению к блоггерусам, занимающимся информационно — аналитической работой. А вот что касается остальных, готовых ради хайпа и монетизации лайков, пойти на все что угодно, то тут у общества возникает ряд вопросов. И на них есть ответы. Если обратиться к учению Зигмунда Фрейда , то можно узнать об огромной и многогранной роли либидо (полового инстинкта) в нашей жизни. В частности, Фрейд полагал, что к половому инстинкту, наряду с общеизвестными деяниями, относятся также и проявление полового любопытства, желание полового обладания (господства), стремление к половой отдаче (привлечение внимания к своему телу, желание нравиться, радость от полового возбуждения партнера), чувство удовольствия от восприятия признаков полового удовлетворения у партнера. Последнее обстоятельство видимо и является доминирующим в поведении таких блоггерусов (и не только их). Оно социализируется и выступает в качестве труднопреодолимого желания получать положительную оценку со стороны читателей в виде лайков. Конечно на него влияют и другие факторы, но в основе всего все-таки лежит дедушка Фрейд. Главное, чтобы тут не было патологии. А если она есть, то к ней и надо относится соответственно.
Что же связывает Сциллу прошлого, интернетусов и Харибду будущего? Информация. Но, информация это товар портящийся, в особенности та, которая хранится в электронном виде. В один прекрасный момент она может превратится в «ничто» в результате воздействия на её носители мощных магнитных импульсов, порождаемых возможными ядерными взрывами. Пропадет вся незащищенная специальным образом информация (персональные данные, электронные книги, базы данных, банковские счета, права собственности, интернет и т.д.). И где мы тогда окажемся?
Но есть и другая проблема, которую условно можно назвать проклятьем архивариусов. Дело в том, что периодически меняется записывающее и воспроизводящее оборудование, и, чтобы сохранить информацию, ее необходимо все время переписывать. Объемы огромны. И есть риск в какой-то момент ее просто безвозвратно потерять. Потому что пропадут требуемые считывающие устройства. Вспомните, например, про перфоленты, перфокарты, флоппи диски, магнитные ленты и многое другое. Всегда ли мы можем сегодня узнать, что на них было записано еще совсем недавно? Парадоксально, но получается, что лучший способ хранения информации на бумаге, да и считывающий прибор всегда при нас. Но и тут, все не так однозначно. Лингвисты считают, что через 10 тысяч лет современные языки вряд ли будут понятны жителям Земли (если человечество еще сохранится).
Интересно, создаст ли интернет гениев? Вряд ли. Информированных людей да, но гениев нет. Много ли было в реальности тех кто зажег факел знаний? По оценке историков за все время цивилизации на Земле жили «примерно 4 тысячи гениев, 120 тысяч выдающихся талантов и 150 тысяч очень одаренных людей». В этом деле главное это наследственность. Но, чтобы ей развиться, она должна упасть на благодатную почву. А если не сложится, то ничего страшного, у интернетуса в этом случае все равно есть возможность «сохранить лицо» — щелкнуть пальцем по экрану компьютера и сказать: если я и дурак, то это еще не значит, что ты умный.
Похожая примета
Производитель честно написал, что в старой упаковке внизу 100 мл, а в новой вверху 100 гр. Заметил я это только распаковав тюбик. Вес брутто различается на 25%. И меня не покидает смутное ощущение, что производитель здесь не полностью откровенен.
Дубликаты не найдены
2 года назадпотом будут длину тюбика укзаывать 100мм
раскрыть ветку 1 2 года назадА дальше: 100% зубной пасты
2 года назадПочему? Плотность пасты больше плотности воды, следовательно объем 100 гр. меньше 100 мл.
раскрыть ветку 2 2 года назадимелся в виду вес коробков. брутто - не показатель. производитель обязан указывать массу нетто (чистого товара, без упаковки). хотя, да, простите, забыл, в какой вселенной мы находимся
2 года назад Таким образом производитель хочет выжить, а не уйти в минус. Так что покупателю не врут. Жаль, не пишут объем 100 граммовой пасты, 25-33% точно ушло в небытие 2 года назад Ну так плотность. .. 2 года назадплотность пасты в комментах 1,25 г/мл. Вы правы в оценке, именно 25% разница.
2 года назада почему вы их называете старой и новой? Разные пасты одного производителя. И та и другая существуют уже очень давно
раскрыть ветку 2 2 года назадВ магазине А***н была представлена только 100мл упаковка, на сколько мне подсказывает 5-ти летний опыт покупок этой марки. Стограммовые встретил впервые.
раскрыть ветку 1 2 года назадну может для определенного магазина это и "новинка", а в целом нет..
показать ещё 0 комментариев Похожие посты 2 месяца назадПохожая примета
В этот день также почитается мученик Фока, который считается покровителем утопающих и защитником от пожаров. Согласно преданию, он родился в Синопе и вел добродетельную жизнь. Уже в зрелые годы он стал епископом и проповедовал христианство. Фока пострадал во время гонений, организованных императором Траяном, который пытками вынуждал его отречься от своих убеждений.
С этим днем связано огромное количество примет, поверий, запретов и обрядов. Раньше люди говорили, что именно с этого дня начиналась настоящая осень, которая продолжается до Рождества.
Крестьяне из самых отдаленных населенных пунктов в это время завершали сбор урожая редьки и готовили из нее различные блюда.
Также в этот день отмечали Листопадную. Названия «Листопадная» и «Листодер» день получил за сильный ветер. Среди восточных славян бытовало мнение, что пятое октября — это неблагоприятный день потому что дует ветер, который может принести болезни. Кроме того, предки верили, что на столь мощных порывах катается нечистая сила.
Что можно делать в этот день
Издревле в этот день начинали дуть сильные ветра, которые могли сильно напугать крестьян. Для того чтобы успокоить воздушную стихию, предки в это время проводили множество интересных обрядов. Основная составляющая такого обряда — это особые слова, которыми можно было заговорить сильные порывы.
По древним традициям, в этот священный день также чтут осину — дерево, которое принимает на себя все печали от темных сил. Тот, кто тронет осину в этот день, может привлечь в свою жизнь большие неприятности, которые принесут лишь разочарования и проблемы со здоровьем. Именно поэтому следует относится к дереву так, будто это ваш талисман удачи.
Если в этот день вы встретили в лесу пожилого человека с лукошком, следует развернуться и уйти с этого места. Говорят, что леший принимает образ старика и пытается найти себе жертву.
Что нельзя делать в этот день
Фока почитается в народе как спаситель утопающих и хранитель от пожаров, поэтому в этот праздник нежелательно сжигать старые веники, ругать ветер и бить чем-либо по земле. Для того чтобы успокоить ветер, люди старались придерживаться некоторых запретов. Например, нельзя бить землю палкой или хлыстом, а также сжигать старый веник. Нельзя проклинать или ругать ветер. Как и во время любого другого церковного праздника, в эту дату нежелательно нецензурно выражаться, оскорблять кого-либо, обижаться, негативно мыслить и конфликтовать.
Также в этот день не стоит употреблять в пищу рыбу и совершать с ней другие манипуляции. Нельзя рыбачить, продавать или покупать рыбу. Иначе вы можете привлечь в свой дом беды и несчастья. Сегодня нельзя устраивать семейные посиделки, чтобы не поссориться.
Народные приметы в этот день
Лист с березы к этому дню еще не опал, это значит, что снега ждать не стоит.
Черемуха и клен к этому дню оставались без листьев, значит, скоро будет зима.
Читайте также: