Казахские суеверия и приметы
Обновлено: 21.11.2024
У казахов колыбель младенца не принято продавать, отдавать незнакомым людям или выбрасывать. Ей специально и отдельно отводили священную роль в продолжении рода. Ее старались сохранить и передавали из поколения в поколение. При вхождении в семейство новоявленной невестки, считалось хорошей традицией брать у семей своих многодетных родственников колыбель, которую на некоторое время выставляли на почетное место (тор). Хранят колыбель непременно в завернутом виде, лишь время от времени проделывая «обряд огнем» («для изгнания из колыбели нечистой силы»), путем окуривания.
Колыбель для младенца принято накрывать семью вещами (чапаном; верхней одеждой, сшитой из шкуры животного; шубой; уздечкой: камчой (кнутом); специальным колыбельным одеялом и накидкой). Второе и пятое из данных вещей, по поверью, способствуют становлению характера ребенка, как храброго и самоотверженного защитника Отечества.
Считается дурной приметой качать пустую колыбель младенца. Раскачивая пустую колыбель, человек как бы говорит (дает окружающим знать), что у него нет потомства или, что он остался без продолжателей рода.
Следует активно бороться с токсикозом у беременной женщины, иначе, по поверью, родившийся у нее ребенок будет слюнявым.
А вот как раньше повивальные бабки принимали роды: родившемуся младенцу пуповину обрубали новым, еще не использованным топором (соответственно продезинфицированным), затем обвязывали пуповину чистой нитью и завершали хирургическую процедуру присыпкой из золы вокруг пуповины. Ритуальный топор в дальнейшем не разрешалось использовать в быту, его хранили в завернутом виде, в недоступном для детей месте. Оставшийся обрубленный кусочек пуповины мальчика, по поверью, забрасывали далеко от дома, девочки, наоборот, закапывали около домашнего очага. Это означало, что мальчик не вырастет домоседом, а девочка — ветреной (будет хорошей женой и домохозяйкой).
Только что родившегося младенца до того, как он коснется материнской груди, обычно прикладывали на короткое время к чистой, продезинфицированной шерсти убитого волка, который у казахов приравнивался к священным животным. Предполагалось, что в результате такого обряда ребенку передавались сила и выносливость волка.
По давнему поверью, рекомендуется сорок дней не выносить ночью из дома новорожденного — необходимо оберегать его от лунного света.
Перед отходом младенца ко сну, казахи «изгоняли нечистую силу из колыбели и помещения, где спит ребенок». При этом жгли лекарственную траву гармалу, заполняли дымом юрту, а потом проветривали помещение.
Укладывая ночью младенца спать, следует проследить, чтобы свет от луны не падал на его лицо — иначе он может захворать.
До определенного срока белье младенцев не рекомендуется развешивать на улице, чтобы злые люди не сглазили ребенка.
Пока у новорожденного не отпадет пупок, не принято выносить из дома золу (если топят печь), дабы не ухудшилось его здоровье.
У казахов принято справлять мальчикам исполнение сорока дней со дня их рождений (обычно в период: 37–39 дней), а девочкам чуть позже этого срока на 42-44-й день. По поверью считается, что в будущем, в период их вступления в брак, парню придется платить не совсем обременительный для него калым (выкуп) за свою невесту, а девушке выдадут богатое приданое.
Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, проделывали следующий обряд: брали целиком шейную кость барана, которого забили на шильдехану (пиршество в честь новорожденного), отваривали ее, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку.
С целью ускорить становление младенца на ноги, проводят такой обряд: ребенку несильно обвязывают ножки, и кто-нибудь из взрослых разрезает ему своеобразные веревочные путы. Затем обычно устраивают той.
Если подрастающий младенец в положенный срок не начинает говорить, его родственники по материнской линии режут у себя дома овцу или барана, внутренностями которого (в частности, кишками) опоясывают ребенка. После подобной процедуры, через некоторые время, ребенок начинал говорить.
Первые остриженные волосы ребенка закапывают в землю там, где не ходят люди -иначе, по поверью, быть ребенку несчастным в жизни.
Если младенец во время кормления держится руками за грудь матери — он «вырастает жадным и скупным». Если же кушает и держится свободно, — будет «щедрым и благородным». Коль младенец спит на спине, — «станет знаменитым и известным человеком»; съежившись, — «вырастет беспокойным и нерешительным»; спит на животе — «быть ему мыслителем — философом». А если спит, свободно вытянув руки и ноги, — «ждет его гениальное или героическое будущее».
Спит младенец с приоткрытым глазами, — значит, суженая (-ый) «будет красивой (-ым)».
Чтобы предотвратить возможное увеличение родинки или родимого пятна, новорожденному, по поверью, желательно давать такие имена, как Калдыбай, Калдыгуль, Мендигуль, Анарбай, Анаргул («кал» «мен», «анар», что значит — «родинка», «родимое пятно»).
Если у мальчика на голове два темени — «не раз женится»; если у девочки — «быть ей замужем не единожды».
Наличие у ребенка небольшого углубления на затылке («ямочки» по поверью, свидетельствует, что он может вырасти упрямым или вредным. По этой же причине не рекомендуют часто целовать его в этом месте и тем самым «поощрять дурные черты характера».
Когда ребенок впервые в жизни отправляется в дальний путь или путешествие, принято устроить небольшое пиршество по поводу такого радостного для ребенка и его родителей события.
Чтобы предохранить младенца от сглаза, достаточно было развесить по колыбели и прикрепить к его одеждам обереги из кусочков шкуры змеи, совиных перьев, бус (неизменно в количестве 9 штук), серебряных монет. Если ребенка все-такикто-то сглазил, то, по поверью, необходимо было наведаться домой к этому человеку, взять у него какую-нибудь ненужную ему вещь и, возвратившись к себе в дом, сжечь ее.
Еще одно средство предотвратить сглаз: ребенка одевают в поношенные и старые вещи (однако не в лохмотья и обязательно в чистую одежду), а по лицу размазывают немного сажи.
Бытует и такое поверье: если дашь ребенку проползти между ногами трех бабушек — оградишь его от всех жизненных неурядиц и несчастий.
Сглаз с ребенка снимают так: ополаскивают дверные ручки и этой водой легонько окропляют и проводят по его лицу, ладоням и ступням.
Появившиеся глазные болячки у ребенка протирают жидкостью из глазниц забойного скота или птицы, считается — тогда все пройдет.
Если ребенок ест подгоревший осадок, оставшийся после кипячения молока, в будущем, по примете, в день его свадьбы будет идти дождь.
Если увидел, что ребенок сидит, высунув язык, — жди скорых новостей. Захлопал младенец в ладоши,- жди радостных вестей.
Если ребенок, входя в дом, споткнулся у порога — в этот дом, в скором будущем, придут достаток и счастье.
Если младенец бросает находящиеся у него в руках предметы и кричит: «шашу»-то, по поверью, в этом доме скоро будет пиршество
Чихнул ребенок или младенец во время чьего-либо рассказа — все сказанное принимается слушателями на веру.
Нельзя указывать пальцем на человека
Считалки точно придумали не казахи. Потому что у казахов нельзя указывать на человека пальцем. Можно кивнуть в его сторону, назвать по имени, кинуть в него чем-нибудь, но не указывать на него пальцем. Шутка. Кидаться предметами не положено. И без суеверий понятно, что жаман болады. А вот палец, обращенный на человека, означал предвестие чьей-то кончины.
Это суеверие (назовем его правилом хорошего тона) объясняется тем, что, тыча пальцем, считали только скот и пленников.
Нельзя оставлять открытой крышку сундука – привлечешь шайтанов
Казахи строго следили, чтобы крышка сундука (позже двери шкафов, холодильника) была закрыта. Если не брать в счет совсем незначительную деталь, что все самое ценное хранилось в сундуке, считалось, что открытый сундук может привлечь шайтана, который навредит хозяевам дома. Также нельзя было оставлять еду на ночь неприкрытой. Ею ночью питался шайтан, и она становилась опасной для здоровья хозяев.
Похоже, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким образом, боясь шайтана, девочки с ранних лет приучались содержать дом в порядке.
Нельзя есть верблюжье мясо во время беременности
Если бы казашке дали выбор между продолжительным токсикозом и суевериями, она бы выбрала токсикоз. Потому что токсикоз когда-нибудь закончится, а суеверия и запреты – нет. Ей нельзя будет стричься до родов, красить волосы, пить шубат, есть верблюжье мясо и тому подобное. С волосами мы как-то еще воюем и стрижем их с переменным успехом. А вот есть верблюжье мясо все еще боимся. Потому что перспектива носить ребенка 12 месяцев – то еще удовольствие. А именно столько длится беременность верблюдицы. Кстати, среди беременных есть свое суеверие на этот счет: если нечаянно съела верблюжье мясо, надо съесть его еще раз «нечаянно», по принципу «клин клином вышибают». Вообще, как можно нечаянно съесть верблюжье мясо?
В некоторых тюркских странах запрет объясняется тем, что верблюжье мясо делает беременную женщину чересчур полнокровной.
Пищу кладут в рот только правой рукой
У казахов считалось, что пища, принятая из правой руки, приносит человеку здоровье и идет ему во благо. А из левой – ведет к болезням и несчастьям. Левой рукой надо было высмаркиваться, подмываться. Приход ислама не только не отменил это суеверие, но и укрепил его.
Есть этому одно объяснение, логичное или нет – решайте сами. Так как все, что делается левой рукой (смотрите выше), не совсем гигиенично, оно не должно попасть в еду. Особенно это касается маленьких детей, которые не всегда тщательно моют руки.
Нельзя стричь ногти вечером
Количество запретов у казахов растет обратно пропорционально движению солнца. Чем ближе конец светового дня, тем больше становится запретов. Например, нельзя стричь ногти вечером. Считалось, что злые духи собирают ногти человека и добавляют в его пищу, тем самым вызывая болезни. Жутко, правда? Готовый сценарий для фильма ужасов. Куда там американскому Фреди Крюгеру с его накладными ногтями до казахских злых духов с настоящими ногтями, заботливо собранными поздним вечером!
На самом деле все не так страшно. Запрет появился еще в те времена, когда Теслы и Эддисона не было и в проекте, как и нормального освещения в юртах. Понятно, что ногти, состриженные в сумерках, тяжело было собрать до единого. И ползающие дети могли на следующий день найти и проглотить их.
Похожая примета
Как у любого народа, у казахов есть свои суеверия. Чаще всего они касаются запретов. Некоторые имеют вполне научное обоснование, а некоторые связаны с тенгрианством, которое было широко распространено у тюркских народов в доисламский период. Comode предлагает вспомнить самые распространенные суеверия и их смысл (который порой глубже, чем кажется).
Нельзя передавать что-либо через порог
Быть казахом нелегко. Мало того, что ты должен быть заботливым и щедрым хозяином, не стригущим ногти на закате и закрывающим на ночь сундуки от детей, которые не бегают в сторону дома и не смотрят в окно по ночам, тебе надо обладать уникальной памятью, чтобы, выходя из дома, ничего не забывать. Иначе придется вернуться, снять обувь и только потом попросить жену подать забытую вещь. Потому что разговаривать через порог нельзя. Сидеть на пороге нельзя. Передавать что-либо через порог тоже нельзя.
Дело в том, что раньше останки предков хранились под порогом дома, и тревожить их, передавая что-либо через него, считалось чрезвычайно опасным. Порог считался границей двух миров: мира живых и мира мертвых. Теперь живите с этим.
Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!
Булавка или сажа на лбу защитят от сглаза
У казахов, как известно, есть две болезни: суық тиді и көз тиді. Если первое можно было вылечить великим и могучим курдючным жиром, который не помогал разве что мертвым, то со вторым все было сложнее. При сглазе в ход шли и шаманские танцы вокруг больного, и удары камчой, и не совсем приятные плевки старых бабушек. Все эти чудо-методы обычно помогали после сглаза, а вот чтобы уберечься от сглаза, надо было носить булавку. А на лоб новорожденных детей наносить сажу.
Суеверие суеверием, а некоторые ученые (возможно, британские) считают, что сглаз существует. Точнее, существует некая негативная энергия, которая может пробить защитное биополе человека, в результате чего тот действительно начинает хворать. И чтобы такая энергетика не дошла до человека, взгляд недоброжелателя должен отвлечь какой-нибудь заметный предмет. Поскольку страз Сваровского и подвесок от Тиффани тогда не было, украшали себя и ребенка булавкой, яркой бусинкой в виде глаза или той же сажей на лбу.
Похожая примета
Был такой обряд – ұшықтау. Очень древний. Он берет начало еще в тенгрианских временах. Им тоже пользовались разного рода баксы, колдуны и лекари.
Больного (или испугавшегося) человека выводили из дома на закате солнца – когда божество Тенгри оказывалось рядом со смертными – и укладывали на землю. В этот момент богиня Умай – мать Земли, покровительница детей и рожениц – готова была поддержать больного, напитать волей и забрать себе все его хвори. Такой метод обычно помогал. Потому что наши предки относились к родной земле как к матери и подсознательно были связаны с ней невидимыми узами.
Существовал и другой способ ұшықтау. Но о нем чуть позже.
Кстати, я сейчас тут вспомнил еще один красивый обряд, связанный с землей. Он называется "туған жерге аунату". То есть буквально – "обвалять в родной земле". Обычно так делали, когда кто-либо (обычно мужчина) возвращался в родные места после долгого отсутствия. Или же вернулся домой после затянувшейся разлуки. Смысл в том, чтобы человек не забывал, какая земля его родила и вырастила. И что только она может его поддержать и дать ему сил.
Ну это так, вспомнилось по ходу разговора. Вернемся к тому, с чего начали. Ұшықтау – это еще и лечение огнем. Или водой. Когда знахарь отпугивал болезнь, что навалилась на человека.
Отпугивали еще и свинцом. Обряд назывался "қорықтық". От слова "қорқу" – пугаться.
Расплавляли свинец в огне и лили за спиной, у самого затылка, в какую-нибудь емкость. Раздавался неприятный звук. Человек пугался, полагая, что свинец заливают ему за шиворот, и таким образом из него "выскакивал" прежний страх. То есть вышибали клин клином.
Был еще обряд ішірткі. Он появился позднее.
Само слово означает "знахарское зелье". Лечащий таким зельем мог нашептать, заговорить, начитать молитву на воду или любое другое питье и дать ее больному. Так еще лечили сглаз и порчу.
Еще насчет воды.
Считалось, что если прадед попьет воду из ладоней своего правнука, то на том свете ему уготован рай. Заодно этим ритуалом подчеркивалась неразрывная связь поколений, которых объединяла природная стихия. Жизнь – она ведь тоже как вода. Течет себе и течет.
Детям всегда рассказывали о приметах. Объясняли их смыслы. "Ырым-тыйым" – общее название народных суеверий и запретов. Обычно этим занимались бабушки. И, понятное дело, все эти рассказы имели большое воспитательное значение.
Например, детям предписывалось всегда первыми здороваться со взрослыми. Проявлять почтение и уважение. Запрещалось переходить и перебегать дорогу перед старшими. Считалось, что так делают только невоспитанные мальчики и девочки. А еще нельзя было вступать в разговоры старших. Перебивать их. Нельзя произносить плохие слова, особенно девочкам. Нельзя смеяться над убогими и калеками. Нельзя глумиться над чужим несчастьем. Если будешь так делать, то сам попадешь в переделку. Нельзя, чтобы дом был не убран, посуда не помыта, а остатки еды забыты на столе: злые духи устроят ночью пир и в доме поселится печаль. Нельзя переворачивать хлеб – имеется в виду тандырная лепешка. Нельзя, чтоб обувь осталась лежать опрокинутой, то есть подошвой вверх. Нельзя, чтобы в доме оставались открытыми дверцы шкафов и сундуков. По той же простой причине: демоны в них заберутся. Хотя реальный смысл был в другом: дом надо содержать в чистоте, а хозяйка должна следить за порядком.
Кстати, считалось признаком хорошего тона почистить обувь гостям. За это отвечали дети хозяина, и этот жест как бы подчеркивал особое уважительное отношение. Он считался как бы последним штрихом в общем контексте гостеприимства. Согласитесь, приятно: поел, попил, попел, расслабился, почувствовал себя человеком, двинулся на выход, надел пальто – глядь! – а сапоги сверкают. Как тут не прослезиться? Конечно, захочется поцеловать ребенка, сделать ему подарок или наговорить кучу комплиментов. Но…
Но это опасно: можно сглазить.
И вот, чтобы не сглазили и не напугали детей, существовало множество способов этого избежать.
Я уже рассказывал о младенцах, о бесіке-колыбели, о том, какие методы существовали, чтобы уберечь ребенка от сглаза и порчи. Чтобы ничего плохого не произошло, пристально наблюдали за ним. За ребенком. Смотрели – как ест, как спит, как плачет. Прикидывали в уме, какой у него будет дорога в будущем, пытались угадать характер. Так, если ребенок спал на спине, считалось, что он вырастет знаменитым. Если спит на животе, значит вырастет задумчивым. Станет мыслителем. Если спит, вольно раскинув руки и ноги в стороны, то наверняка вырастет батыром. Героем будет. Космонавтом или полководцем. А если спит, свернувшись калачиком, то это считалось не очень хорошо. Скорее всего, вырастет бесхарактерным, бесхребетным и беспринципным. И будет всю жизнь на поводу у других.
Если исходить из всех этих поверий, то почти весь наш парламент в младенчестве своем так спал, свернувшись калачиком. И до сих, по-моему, спит.
….О'кей-о'кей – не все! А лишь некоторые. То есть подавляющее большинство.
Подросших детей тоже могли сглазить. Поэтому мальчикам мастерили на голове айдар, это такая косичка. Хохолок. Девочкам стригли челку. Пришивали к одежде разные камушки, блестяшки, амулеты. Головные уборы украшали перьями филина, совы, беркута. Считалось, что дурной глаз и злые силы боятся пернатых хищников.
Такими же перьями декорировали целые кочевья. Втыкали в тюки или же заплетали пышные пучки перьев в гривы лошадей. Такие украшения назывались "қарқара". Иногда для красоты использовали даже перья попугая. Их обычно приобретали у проезжих торговцев. Да это и понятно. Откуда в казахской степи взяться попугаям? Поэтому их перья были страшным дефицитом и встречались крайне редко. Это сейчас их много. Потому что попугаев развелось вокруг видимо-невидимо…
Часто, чтобы у ребенка все было хорошо, ему присваивали имя знаменитого предка или же уважаемого в народе человека – батыра или акына. Нередко имя какого-нибудь хана или бия. Делалось это в надежде, что ребенок сможет повторить славные дела своего предшественника. Однако случалось, что ребенок рос болезненным и хилым. Тогда говорили: "аруақ қолдамады". То есть "дух предка не одобрил". В таком случае надо было отправляться к могиле этого славного человека и приносить в жертву барана. Может, тогда и одобрит…
Еще, если вы зашли в чей-то дом, пусть даже на минутку, то обязательно должны прикоснуться к еде: переломить лепешку, выпить чашку чая, "ауыз тию" называется – "прикоснуться к пище". Нельзя уходить просто так и бежать сломя голову, даже если вам позвонил и вызывает к себе сам президент – орден хочет вручить. Ничего, пусть подождет. Если вы уйдете, так и не прикоснувшись к пище, то есть проявите неуважение к чужому дастархану, то вас в следующий раз вызовет к себе уже прокурор. И вручит уже не орден, а ордер. На арест.
Фото ©Турар Казангапов
И опять ж, если вы оказались в чужом доме, скажем, у соседей, а там идет ремонт, то вы обязательно должны помочь. Хотя бы подержать молоток для виду. Забить гвоздик.
Кстати, зашедшему к тебе домой нельзя задавать вопрос: "Не хочешь ли перекусить?" Это считалось некорректным. Надо было проявить правильное воспитание и сразу же звать за стол. Помните Кролика из Винни-Пуха? Это был очень воспитанный Кролик. Наверняка его предки имели отношение к настоящим казахам. Потому что он помнил: "Қонақ асы – тәңір ақысы" – "Принимая гостя, возвращаешь долг богу".
Особенно глупо этот вопрос будет звучать в наши дни. Потому что у нас примерно девяносто процентов населения не против хорошенько перекусить. Причем в любое время суток.
А еще нельзя бить детей. Нельзя бить животных. В особенности собак и лошадей. Они тоже создания божьи, только не говорят по-нашему, по-казахски, хоть и все понимают. И пожаловаться они не могут никому. А бог все видит. Он потом спросит с вас.
Бить можно было только козу. Кочевники считали ее не очень полезным животным и думали, что в ней может прятаться нечистая сила. Поэтому всякий раз, проходя мимо козы, степняк мог полоснуть ее плеткой. Так он изгонял из нее злых духов (бедная коза).
А вообще существовали строгие предписания насчет домашних животных. Например, такие.
"Если разговариваешь с кобылой, то нельзя указывать ей на недостатки". То есть нельзя обзывать ее толстушкой или, наоборот, худой клячей. Она может обидеться и заболеть. Или же у ней пропадет молоко. Кстати, во время доения ее нельзя ругать. Или повышать на кобылу голос. А если ты видишь, что кто-то доит кобылу, то тебе не следует подходить к нему и отвлекать. Пусть сначала закончит свое дело.
Нельзя считать скот. Вернее, считать можно, но очень осторожно. Не указывая на него пальцем. Для этого нужно взять в руки плетку или просто палочку. А на вопрос: "Сколько у тебя баранов?" все равно никто не даст точного ответа. Нельзя. Иначе будет падеж. А если падеж все-таки случился, то в старину кочевники придумали довольно интересный способ его остановить. Мне думается, нам, живущим сегодня невеждам, стоит взять его на вооружение.
Допустим, джут выкосил половину овец. Что нужно предпринять, чтобы его остановить?
Был такой замечательный способ. Приглашали зятя. Сажали его на почетное место и давали баранью голову. Он должен был ее всю обглодать. После того как зять все съест, он имел право как можно откровеннее высказаться в адрес ближайших родственников жены. Представляете?! То есть буквально вывалить все, что у него там накипело и что он о них обо всех думает. Можно было даже вспомнить всех поименно вплоть до седьмого колена. И ему за это ничего не было. Более того – благодарили!
Попробуйте проделать то же самое сегодня! Кто из зятьков вернется домой живым и невредимым?
А в те времена за этим скрывался большой смысл. Какой?
А смысл в том, что джут – это хаос. Это непорядок. А кочевники вышибали клин клином, то есть били подобное подобным. Боролись с перевернутой логикой той же самой логикой. По традиции зять не мог сидеть на почетном месте, ему нельзя было притрагиваться к бараньей башке и уж тем более говорить вслух что-либо предосудительное о матушке своей жены. Даже если ему этого очень хотелось…
Интересный обычай. Мне, например, нравится. Может, все-таки подумаем: внедрять или нет?
Скажем, случился у тебя на работе кошмар: налетели финполовцы и утащили компьютеры. Якобы на проверку. Или, к примеру, санэпидемстанция наложила запрет на использование микроволновки. Да мало ли! Менты завалились и угрожают, пожарники прибыли всей бригадой, комнаты стали опечатывать. Налоговики, акиматчики, прокурорский надзор… И все ждут мзды. А ты тут – раз – и зовешь к себе зятя, сажаешь его во главе стола и суешь под нос баранью голову! На, скотина, ешь! И далее – по старинному рецепту. И наутро всех как ветром сдуло. Никаких тебе прокурорских, никаких налоговиков с пожарными, никаких ментов с финполом! Всех подчистую!
Ну ладно, что-то я размечтался. Вернемся к нашим баранам.
В степи нельзя было воровать. "Ұрлық түбі – қорлық" – "Всякое воровство ведет к плохому".
Нельзя заниматься коррупцией: ""Жақсы – арына құл, жаман – қарнына құл". "Правильный человек – раб своей совести, а коррупционер – раб своего желудка". Примерно так можно перевести.
Существует еще множество примет и поверий. Народ их придерживался, дабы оградить себя от несчастий и следовать только правильным вещам. Редко кто сейчас помнит о них, и уж тем более еще реже придерживается. Может, поэтому у нас сегодня так много проблем?
Нельзя выходить ночью с непокрытой головой
Если корова все же привязана неправильно, а хозяин дома рефлексирует по поводу своего отражения, выйти и привести скот в порядок полагается жене. Но вот незадача – идти с непокрытой головой нельзя. Считалось, что шайтан прячется в волосах и вообще любит женскую шевелюру. А ночь – самое шайтанское время. Поэтому девушкам не только не разрешалось распускать волосы, но и даже полагалось прятать собранные волосы под платок.
Объясняется это элементарным вопросом безопасности самих же дам. Ночью сложно разглядеть лицо и фигуру человека. А по силуэту с распущенными волосами сразу понятно, что перед вами – женщина. Слабая и беззащитная, на которую можно напасть. Тем более, в те далекие времена, когда враги нападали преимущественно ночью.
Оставлять метлу прислоненной к стене – к беде
У казахов есть отличное выражение «жаман болады». Переводится как «случится плохое». Нельзя есть левой рукой – жаман болады. Нельзя спать ногами на запад – жаман болады. Нельзя выходить ночью с непокрытой головой – вообще жаман болады. А что именно случится, никто и не спрашивал. Боялись уже самого «жаман болады» как апогея всего самого худшего. Ну, конца света, скажем. Надо, конечно, иметь очень богатое воображение, чтобы связать метлу с концом света, но, тем не менее, оставлять ее прислоненной к стене считалось дурным знаком.
Этому есть вполне себе земное объяснение. Метла собирает на себя пыль. И, если прислоненную метлу кто-нибудь заденет (а ее непременно кто-то заденет), поднимется пыль. Если учесть, что казахи жили в юртах, пыль легко могла осесть на еде или постели.
Нельзя бежать в сторону дома
Вы же помните, что казахи часто принимали гостей? Порой гости находились в доме чаще, чем сами хозяева. Так вот, одно из земных объяснений данного запрета заключается в том, что в доме в этот момент могли находиться старики или люди со слабым здоровьем. И момент, когда в юрту резко вбегал запыхавшийся ребенок, мог стать последним в их жизни. Серьезно.
Нельзя подавать еду в поврежденной или треснувшей посуде
Если абстрагироваться от шайтана, такой посудой можно было порезаться или пораниться. Заботливые казахи не могли допустить подобного. Кстати, это правило касалось не только гостей, но и членов семьи.
Похожая примета
Чтобы в дальнейшем у нас с вами все было хорошо, давайте поплюем через левое плечо, испечем семь шелпеков, зарежем черного барана, раздадим старую одежду, сунем руку с дулей в карман и поговорим о приметах. На всякий случай, кто его знает. Вдруг такой разговор пригодится? В конце концов это тоже интересно и занимательно. И, наверное, небесполезно.
У всех народов мира есть свои поверья, но, как я уже не раз утверждал, казахи и здесь являются бесспорными чемпионами. Мы так и говорим про себя: "Қазақ – ырымшыл халық". То есть мы, казахи – народ суеверный. И наши суеверия самые суеверные, самые таинственные и самые загадочные в мире. И с этим не нужно спорить, потому что это чистая правда. Во-первых, их у нас больше, чем у кого-либо. А во-вторых, они сопровождают нас всю жизнь, с первого нашего дня до самого последнего.
Конечно, над ними можно слегка посмеиваться, относиться к ним снисходительно, с недоверием, но генетическая память заставляет многих из нас придерживаться их на уровне привычек. Следовательно, за этим что-то есть. Иначе отчего бы они были столь живучи, так ведь?
Все дело в том, что за многими поверьями всегда стоял здравый смысл. Обыкновенный жизненный опыт. Ничего не делалось просто так. За каждым маленьким запретом скрывался большой подтекст. Просто мы забыли. Давайте кое-что вспомним.
Есть табу: нельзя бежать в сторону дома (это жаман ырым – плохой знак). Даже если тебе срочно нужно в туалет. Или ты забыл выключить утюг. Или жена зовет дурным голосом с балкона… Все равно домой нужно идти степенно и без лишней суеты, ничем не выказывая беспокойства. Потому что бежали (или скакали) в сторону дома только по одной причине – когда торопились сообщить плохую весть.
По той же причине нельзя было раскачивать или играть пустой колыбелью – бесіком. Считалось, что это не к добру: накличешь беду и бесік останется пустовать. То есть детки будут умирать.
© Asia-Plus
Нельзя было покупать одежду или игрушки ребенку до его рождения. Нельзя показывать его чужим до сороковин. Нельзя громко им восхищаться и хвалить. Можно сглазить, и малыш будет болеть. Для этого в старину ребенку цепляли маленькую булавку или цветной камешек-оберег (көзмоншақ) или метили лоб сажей. Так ведь и сейчас делают, правда?
А еще была такая хитрость: если ты сидишь с ребенком на руках, то можно закрыть левый глаз и смотреть на мир только одним правым. Тогда никакая порча к ребенку не пристанет.
Кстати говоря, матери, кормящей ребенка, нельзя делать это на виду. Нужно кормить ребенка, прикрыв грудь. И не разговаривать, не тарахтеть. Корми молча. Будешь болтать – ребенок захлебнется.
Нельзя было хлопать дверью, это могло привести к нищете. Но это если ты хлопаешь собственной дверью. А если ты хлопнул чужой дверью, то это означало проявление открытой неприязни. Обиды.
Нельзя было еще прерывать разговор. Проходить между беседующими людьми. Садиться раньше взрослых. Вступать в разговор взрослых, не испросив разрешения. Зевать громко в присутствии взрослых или потягиваться. Если прям невмоготу, тело затекло, хочется зевнуть и потянуться, то зевай без звука и тянись без хруста. И смотри, не перепутай! А если не уследил и все-таки зевнул, то не забудь прикрыть рот тыльной стороной ладони.
Нельзя было стоять, опершись о посох, это поза скорбящего. Нельзя было сидеть, поджав ноги и обхватив колени руками, – поза горюющего. Это означало, что человек может накликать одиночество и в старости ему некого будет обнять.
Нельзя было также сидеть в развязной позе в присутствии старших, тем самым проявляя бестактность. Нельзя было скрещивать руки, ноги, пальцы. Считалось, что человек таким образом "запутывает" свое будущее и "закрывает" себе путь. Нельзя было есть лежа, если только ты не болен. Нельзя было показывать пальцем на человека. Или на кладбище – аруаки обидятся. Нельзя было перешагивать через ноги сидящих людей – их следовало обходить. Нельзя было кружиться вокруг сидящего или лежащего человека, иначе все его болезни перейдут на тебя. Так, кстати, делали иногда отцы захворавших детей. Они надевали на шею пояс и бегали вокруг юрты. Тем самым они как бы обращались к злым духам с просьбой оставить ребенка в покое и все его болячки перевести на него.
Также запрещалось перешагивать через такие вещи, как шанырак, очаг, дастархан, головной убор, могила, аркан, посуда…
Детям, в свою очередь, нельзя было цокать языком, бить себя ладонью по лбу, сидеть, подперев рукой щеку или подбородок. Все это могло привести к несчастьям и печали.
Много чего связано с понятиями – левая сторона и правая. Об этом я мельком уже говорил. Добавлю еще кое-что.
Покойника укладывали на правой стороне юрты. Лицо невесты открывали правой рукой. Потому что все, что слева, – от нечистой. Все, что справа, – от ангела-хранителя. Поэтому даже сегодня, когда разделывают баранью голову, то правое ухо отдают самому младшему гостю – на удачу.
В будничной жизни правая сторона также предпочтительнее. Вставать с постели нужно с правой ноги, это предвещало удачу. Выходя из дома, нужно переступать порог также с правой ноги. А не то счастье отвернется. Заходя – то же самое. Если ты, придя в гости, переступаешь порог с левой, то значит таким образом ты оскорбляешь хозяина дома или как минимум выражаешь ему свое неуважение. Поэтому порог часто делали повыше, а дверной косяк – пониже. Чтобы заметно было, кто к кому как относится. По традиции, заходя, нужно было еще и пригнуть голову, то есть поклониться очагу в знак почтения.
Все дело в том, что в представлении казахов порог – это сакральная граница между внешним и внутренним миром – ақ босаға. Из-за этого ни в коем случае нельзя наступать на порог. Или не дай бог стоять на нем. Это вообще святотатство.
Нельзя есть левой рукой (даже если ты левша). Это означает, что еда не пойдет впрок. Левой рукой можно только высмаркиваться. Или подмываться. А есть нужно только правой (насчет вилки у казахов ничего не сказано).
Да, еще. Левая сторона юрты считалась женской. Это я так, к слову. Мужчины не могли ходить туда без дела. То есть не имели право ходить налево. А женщинам тем более нельзя было ходить налево. То есть направо. Во всех смыслах.
Так было в доисламские времена. Позднее уже появились новые приметы. Так, перешагнув порог после захода солнца, нельзя приветствовать хозяев обычным "Ассалаумалейкум!". Надо говорить "кеш жарық" – "добрый вечер". И это тоже объяснялось. Согласно поверьям черт имеет дурную привычку проникать ночами в образе ангела в наши дома и усаживаться на почетное место. А нечистую силу нельзя приветствовать столь уважительно, иначе помрешь. Или заболеешь.
Гость в доме, как известно, божий посланник. Он приносит с собой благодать – об этом уже говорилось. Поэтому, если к тебе заявился неожиданно, скажем, твой враг (или гаишник с ближайшего перекрестка), ты должен сделать вид, словно только что выиграл в лотерею миллион, и встретить его радушно, как ни в чем не бывало. Первым делом ты должен громко обрадоваться и лично открыть перед ним дверь. Затем проводить его на почетное место – төр. Затем ты должен его накормить. И тут важно, чтобы жена твоя не вздумала греметь посудой и демонстративно бить детей. Также нужно ее предупредить, чтобы она не стала прятать мясо в самый дальний угол морозильника. И еще: нельзя подавать еду в поврежденной посуде. Треснувшая чашка или тарелка - это посуда демонов. Это они пьют и едят из них, когда вас нет дома. И если ангел-хранитель гостя увидит, какое неуважение вы к нему проявляете, то он обидится и нашлет на ваш дом проклятье (даже если это ангел-хранитель гаишника). И тогда к вам в гости будут ходить только уличные попрошайки и судебные исполнители.
Фото ©Турар Казангапов
Когда гость уходит, хозяину уже нельзя притрагиваться к двери. Гость должен сам ее открыть. Конечно, это непросто – казахи долго прощаются. И не уходят. И тут нужна выдержка: ничего не поделаешь, надо улыбаться. Если ты не выдержишь и сам откроешь гостю дверь, чтобы побыстрее его выпроводить, то вместе с ним уйдет из твоего дома и благодать.
Кстати говоря, если ты сам идешь к кому-то в гости, то ты не должен жевать. Сначала прожуй, проглоти все у подъезда, вытри рот и только потом заходи, иначе хозяин имеет право накричать на тебя и заставить все выплюнуть (даже если ты трескал бутер с черной икрой).
Если ты приперся в гости раньше времени, то нельзя ходить кругами возле дома, в который тебя пригласили. Если ты будешь так делать, то счастье твое "заблудится", а все проблемы тех, к кому ты пришел, свалятся на твою голову. А это никому не нужно.
Ну вот, допустим, позвал тебя в гости министр образования. Или министр здравоохранения. Или министр культуры, туризма и спорта… Короче, позвал тебя кто-то из этих перегруженных проблемами товарищей. Ты пришел к нему за час, и, чтобы убить время, давай наматывать круги по периметру его особняка. И что в итоге?
В итоге кошмар. Зачем тебе проблемы министра образования? Ты ж свихнешься.
Как уже было сказано: надо быть осторожным возле сидящего на земле человека. Также нельзя кружить возле человека, сидящего в высоком кресле. Тогда вообще катастрофа.
Да, кстати! Как хорошо, что я вспомнил еще одну очень важную примету.
Если у человека вдруг появилось свободное время и он решил его убить написанием книги о своей жизни… Вернее, если ему вдруг показалась, что именно его биография может служить примером для миллионов ничего не подозревающих и ни в чем неповинных читателей, и он занялся поисками литературного раба… Короче, если вдруг кто-то замахнулся на написание романа о себе любимом и его некому остановить… Более того, если вдруг его друзья, прочитав пару глав, сказали, что он "почти как Толстой"… Или даже Мураками…
Такому писателю обязательно следует заранее явиться к редактору в издательство и сообщить о своем намерении. Если редактор разрешит, то нужно срочно созвать коллег, притащить муллу, зарезать черную курицу и устроить символический құдай тамақ. И только после этого приступать к написанию. Если же проигнорировать все эти предписания, то книга не получится, читатель ее не примет, а все ожидаемые гонорары перекочуют в чужой карман.
Нельзя отдавать или дарить животное с какой-либо особенностью
Самым лучшим подарком у кочевых народов всегда был скот. Им измеряли богатство и достаток человека. Калым тоже платили скотом. Так что к животным казахи всегда относились с особым вниманием. И если животное имело какое-то отклонение от нормы (пятно на спине, один рог, розовая шерсть – нет, я сейчас не о единорогах!), то его не принято было дарить или отдавать. Считалось, что с ним из дома уйдет счастье. Такое животное почитали чуть ли не как священное.
Нельзя смотреть ночью в окно
Если ногти стричь нельзя, а в темноте больше заняться нечем, надо ложиться спать. Только вот выглянуть в окно, чтобы убедиться, что корова привязана, нельзя. Потому что у казахов существует суеверие о том, что ночью нельзя смотреть в окно – можно сойти с ума. Так и говорили – «жын қағып кетеді». Согласитесь, обидно сойти с ума, когда живешь в безумно красивой степи, питаешься экологически чистыми продуктами, кормишь скот настоящей травой, без химических прикормов, и по идее жить тебе и жить в здравом рассудке. Лет так до 90. Вот и не смотрели люди ночью в окно.
А если серьезно, у запрета есть такое объяснение: посмотрев ночью в окно, можно испугаться отражения. Еще бы, целый день скот пас, семью кормил, уставший, взъерошенный да еще и с неподстриженными ногтями! Есть от чего сойти с ума.
Нельзя сидя подпирать бока руками или стоя опираться на палку
Суеверия казахов регламентируют даже положение тела человека: нельзя поднимать ноги, лежать головой к двери, сидеть у порога и сидеть, подперев бока руками. Иначе – правильно, жаман болады. Представляете, наелись вы бешбармака, уперли руки в бока и обнаружили, что талии-то нет. Это же какая психологическая травма! Вот чтобы избежать фрустрации, казахи эту позу запрещали. Шутка!
Дело в том, что это поза траура. В ней женщины оплакивали умершего человека, раскачиваясь из стороны в сторону. У мужчин аналог данной позы – стоять, оперевшись на палку.
Читайте также: