Казахские приметы про погоду

Обновлено: 21.11.2024

В древности кочевники любили наблюдать за природой: поведением животных, растениями и погодой. По приметам они делали свои прогнозы и давали название некоторым проявлениям погоды. Sputnik Казахстан рассказывает о народных приметах, о которых многие не знали

Что такое "бес конак"

Резкое весеннее похолодание, которое наступает в середине апреля, жители тюркских народов называют "бес конак". Само название дословно переводится как "пять гостей".

В далеком прошлом люди замечали, что ежегодно в конце марта - начале апреля в степи на протяжении пяти дней устанавливается холодная погода, идут дожди, грозы и выпадает мокрый снег. Такое явление кочевники прозвали "бес конак".

Легенды о "бес конак"

В народе бытует легенда, согласно которой пятеро беззаботных гостей, посчитав, что весна уже пришла, вышли из юрты, чтобы прогуляться. Однако выйдя на улицу, они заметили, как солнечная погода резко сменилась на пасмурную. Так, не сумев спастись от сильного ветра и мороза, они замерзли на месте.

Другая легенда повествует о пятерых кочевниках, которые в середине весны, возвращаясь домой, замерзли по дороге. Будучи легко одетыми, они не выдержали морозную бурю, которая внезапно настигла их в степи.

Другие народные приметы

Наурыз Казбека (Қазбек наурызы) наступает 23 февраля. Считается, что если мышь, выбравшись на поверхность земли, нырнет в подземную нору снова, то суровая зима еще в силе.

© Sputnik / Владимир Бугаев Наурыздың ақша қары – в переводе на русский означает "белый снежок Наурыза". Так, с 10 по 15 марта выпадают осадки в виде снега. По старому календарю это начало Нового года. В древности его отмечали как праздник "Наурыз-айт".

Отамалы знаменует собой конец зимы и наступает 22-27 марта. В давние времена люди отмечали, что в этот период погода обычно переменчива.

Куралай знаменует резкое похолодание, которое наступает с 19 по 21 мая. Словом "куралай" казахи называют детенышей сайгака с красивыми черными глазами. В народе бытовало мнение, что в конце мая природа таким образом помогает сайгакам, которые заставляют детенышей идти против ветра для развития иммунитета.

Похожая примета

Если солнце скрыто тучами, то зима будет снежной, а лето дождливым.

Если на закате солнца небо открыто и на западе красное зарево, то погода будет теплой.

Если солнце покроется маревом, жара усилится.

Если солнце опускается в багровом зареве, то на следующий день будет жарко.

Если месяц и Плеяды при встрече будут находиться далеко друг от друга, погода для скота будет благоприятной.

Если Плеяды отражаются в воде, то погода будет дождливой.

Если Плеяды стоят над возвышенностью, будет засуха.

Если в летний период небо имеет блеклый цвет, зима будет суровой.

Если зимой тучи идут против ветра, скоро выпадет снег.

Если туча разойдется в середине, погода испортится.

Если на голубом горизонте вдруг появится разбухшее облако, начнет подниматься, а потом вдруг рассеется, то поднимется сильный ветер и наступит скрипучий мороз.

Если с горизонта поднимется разбухшее облако и закроет небо, то пойдет обильный снег, доходящий до ленчика седла.

Если ветер, долгое время дувший с юга, изменит направление и начнет дуть с востока, погода улучшится.

Обильная роса предвещает обильную траву.

Если первый весенний дождь сопровождается громом, то трава будет сочной.

Ветреное лето соответствует буранной, вьюжной зиме.

Если лето дождливое, то зима будет суровой.

Если в октябре будет греметь гром, зима будет короткой.

Если летом будут частые молнии, зима будет неблагоприятной.

Если кожица лука состоит из множества слоев, то зима будет суровой.

Если дикие птицы откладывают яиц меньше обычного, то зима будет суровой.

Если дикие птицы выводят птенцов раньше обычного, то лето наступит раньше.

Если чайка летает реже, чем обычно, погода испортится.

Если ласточка летает высоко, погода будет хорошей, приветливой.

Если зимой воробей утепляет гнездышко, носит туда пух, мороз усилится.

Если воробьи летают стайками, сидят нахохлившись, сгорбившись, то будет похолодание.

Если фазан закряхтит, пойдет дождь.

Если кеклики днем не отдыхают, а бегают, надо ждать белый дождь.

Если чайка тревожно кричит, мучается, то поднимется буря.

Если лесная малиновка подает сильный голос, погода испортится.

Если куропатка и рябчик зарываются в снег, скоро начнется буран.

Если жаворонок свое гнездо совьет во впадине, лето будет засушливым.

Если жаворонок свивает гнездо на возвышенности, лето будет дождливым.

Если камышовый жаворонок совьет гнездо на высоте/ лето будет дождливым, вода поднимется.

Если красный гусь сделает гнездо с высокими краями, лето будет дождливым, вода поднимется.

Если перелетные птицы летят стаями, задолго до перелета, то теплая осень затянется.

Если гнезда на обрыве строятся высоко, будет половодье.

Если глухарь обосновался на суку, опустится туман.

Когда перелетные птицы при возвращении с севера летят низко, зима ожидается холодная.

Если вороны собираются в стаи и каркают, погода испортится.

Рябчики собираются в стаи — зима будет холодной.

Если зеленая саранча появится во множестве, лето будет засушливым.

Сурок рано прячется в нору — значит, зима будет суровой.

Сурок начнет огораживать свою нору — жди весной половодья.

Сурок раньше времени выбирается из норы — значит, потеплеет.

Сурок не ко времени пасется — значит, испортится погода.

Во время дождя слышен визг полосатой мыши — значит, скоро дождь прекратится.

Серая мышь, прекратив свой писк, прячется в нору — значит, скоро пойдет снег.

Степные мыши массой выходят запасаться травой — значит, скоро начнется слякоть.

Полосатая мышь поднимается на высоту и начинает пищать — значит, погода испортится.

Если серая мышь выбрасывает землю из норы недалеко, значит, зима будет суровой, а если далеко от норы, то зима будет мягкой.

Если слепая мышь роет нору недалеко от реки, лето будет засушливым, а если подальше — лето будет дождливым.

Если мышь и лиса размножаются в больших количествах, то будет много влаги»

Если в воде играет маринка, пойдет дождь.

Если лягушка выходит на берег и прижимается к земле — к дождю.

Если лягушка квакает зимой, зима будет более мягкой.

Если лягушка летом громко квакает, поднимется жара.

Если перестают шелестеть стрекозы, пойдет дождь.

Если оса сидит на животе у лошади, зима будет мягкой, если на голове — зима будет суровой.

Похожая примета

Был такой обряд – ұшықтау. Очень древний. Он берет начало еще в тенгрианских временах. Им тоже пользовались разного рода баксы, колдуны и лекари.

Больного (или испугавшегося) человека выводили из дома на закате солнца – когда божество Тенгри оказывалось рядом со смертными – и укладывали на землю. В этот момент богиня Умай – мать Земли, покровительница детей и рожениц – готова была поддержать больного, напитать волей и забрать себе все его хвори. Такой метод обычно помогал. Потому что наши предки относились к родной земле как к матери и подсознательно были связаны с ней невидимыми узами.

Существовал и другой способ ұшықтау. Но о нем чуть позже.

Кстати, я сейчас тут вспомнил еще один красивый обряд, связанный с землей. Он называется "туған жерге аунату". То есть буквально – "обвалять в родной земле". Обычно так делали, когда кто-либо (обычно мужчина) возвращался в родные места после долгого отсутствия. Или же вернулся домой после затянувшейся разлуки. Смысл в том, чтобы человек не забывал, какая земля его родила и вырастила. И что только она может его поддержать и дать ему сил.

Ну это так, вспомнилось по ходу разговора. Вернемся к тому, с чего начали. Ұшықтау – это еще и лечение огнем. Или водой. Когда знахарь отпугивал болезнь, что навалилась на человека.

Отпугивали еще и свинцом. Обряд назывался "қорықтық". От слова "қорқу" – пугаться.

Расплавляли свинец в огне и лили за спиной, у самого затылка, в какую-нибудь емкость. Раздавался неприятный звук. Человек пугался, полагая, что свинец заливают ему за шиворот, и таким образом из него "выскакивал" прежний страх. То есть вышибали клин клином.

Был еще обряд ішірткі. Он появился позднее.

Само слово означает "знахарское зелье". Лечащий таким зельем мог нашептать, заговорить, начитать молитву на воду или любое другое питье и дать ее больному. Так еще лечили сглаз и порчу.

Еще насчет воды.

Считалось, что если прадед попьет воду из ладоней своего правнука, то на том свете ему уготован рай. Заодно этим ритуалом подчеркивалась неразрывная связь поколений, которых объединяла природная стихия. Жизнь – она ведь тоже как вода. Течет себе и течет.

Детям всегда рассказывали о приметах. Объясняли их смыслы. "Ырым-тыйым" – общее название народных суеверий и запретов. Обычно этим занимались бабушки. И, понятное дело, все эти рассказы имели большое воспитательное значение.

Например, детям предписывалось всегда первыми здороваться со взрослыми. Проявлять почтение и уважение. Запрещалось переходить и перебегать дорогу перед старшими. Считалось, что так делают только невоспитанные мальчики и девочки. А еще нельзя было вступать в разговоры старших. Перебивать их. Нельзя произносить плохие слова, особенно девочкам. Нельзя смеяться над убогими и калеками. Нельзя глумиться над чужим несчастьем. Если будешь так делать, то сам попадешь в переделку. Нельзя, чтобы дом был не убран, посуда не помыта, а остатки еды забыты на столе: злые духи устроят ночью пир и в доме поселится печаль. Нельзя переворачивать хлеб – имеется в виду тандырная лепешка. Нельзя, чтоб обувь осталась лежать опрокинутой, то есть подошвой вверх. Нельзя, чтобы в доме оставались открытыми дверцы шкафов и сундуков. По той же простой причине: демоны в них заберутся. Хотя реальный смысл был в другом: дом надо содержать в чистоте, а хозяйка должна следить за порядком.

Кстати, считалось признаком хорошего тона почистить обувь гостям. За это отвечали дети хозяина, и этот жест как бы подчеркивал особое уважительное отношение. Он считался как бы последним штрихом в общем контексте гостеприимства. Согласитесь, приятно: поел, попил, попел, расслабился, почувствовал себя человеком, двинулся на выход, надел пальто – глядь! – а сапоги сверкают. Как тут не прослезиться? Конечно, захочется поцеловать ребенка, сделать ему подарок или наговорить кучу комплиментов. Но…

Но это опасно: можно сглазить.

И вот, чтобы не сглазили и не напугали детей, существовало множество способов этого избежать.

Я уже рассказывал о младенцах, о бесіке-колыбели, о том, какие методы существовали, чтобы уберечь ребенка от сглаза и порчи. Чтобы ничего плохого не произошло, пристально наблюдали за ним. За ребенком. Смотрели – как ест, как спит, как плачет. Прикидывали в уме, какой у него будет дорога в будущем, пытались угадать характер. Так, если ребенок спал на спине, считалось, что он вырастет знаменитым. Если спит на животе, значит вырастет задумчивым. Станет мыслителем. Если спит, вольно раскинув руки и ноги в стороны, то наверняка вырастет батыром. Героем будет. Космонавтом или полководцем. А если спит, свернувшись калачиком, то это считалось не очень хорошо. Скорее всего, вырастет бесхарактерным, бесхребетным и беспринципным. И будет всю жизнь на поводу у других.

Если исходить из всех этих поверий, то почти весь наш парламент в младенчестве своем так спал, свернувшись калачиком. И до сих, по-моему, спит.

….О'кей-о'кей – не все! А лишь некоторые. То есть подавляющее большинство.

Подросших детей тоже могли сглазить. Поэтому мальчикам мастерили на голове айдар, это такая косичка. Хохолок. Девочкам стригли челку. Пришивали к одежде разные камушки, блестяшки, амулеты. Головные уборы украшали перьями филина, совы, беркута. Считалось, что дурной глаз и злые силы боятся пернатых хищников.

Такими же перьями декорировали целые кочевья. Втыкали в тюки или же заплетали пышные пучки перьев в гривы лошадей. Такие украшения назывались "қарқара". Иногда для красоты использовали даже перья попугая. Их обычно приобретали у проезжих торговцев. Да это и понятно. Откуда в казахской степи взяться попугаям? Поэтому их перья были страшным дефицитом и встречались крайне редко. Это сейчас их много. Потому что попугаев развелось вокруг видимо-невидимо…

Часто, чтобы у ребенка все было хорошо, ему присваивали имя знаменитого предка или же уважаемого в народе человека – батыра или акына. Нередко имя какого-нибудь хана или бия. Делалось это в надежде, что ребенок сможет повторить славные дела своего предшественника. Однако случалось, что ребенок рос болезненным и хилым. Тогда говорили: "аруақ қолдамады". То есть "дух предка не одобрил". В таком случае надо было отправляться к могиле этого славного человека и приносить в жертву барана. Может, тогда и одобрит…

Еще, если вы зашли в чей-то дом, пусть даже на минутку, то обязательно должны прикоснуться к еде: переломить лепешку, выпить чашку чая, "ауыз тию" называется – "прикоснуться к пище". Нельзя уходить просто так и бежать сломя голову, даже если вам позвонил и вызывает к себе сам президент – орден хочет вручить. Ничего, пусть подождет. Если вы уйдете, так и не прикоснувшись к пище, то есть проявите неуважение к чужому дастархану, то вас в следующий раз вызовет к себе уже прокурор. И вручит уже не орден, а ордер. На арест.


Фото ©Турар Казангапов

И опять ж, если вы оказались в чужом доме, скажем, у соседей, а там идет ремонт, то вы обязательно должны помочь. Хотя бы подержать молоток для виду. Забить гвоздик.

Кстати, зашедшему к тебе домой нельзя задавать вопрос: "Не хочешь ли перекусить?" Это считалось некорректным. Надо было проявить правильное воспитание и сразу же звать за стол. Помните Кролика из Винни-Пуха? Это был очень воспитанный Кролик. Наверняка его предки имели отношение к настоящим казахам. Потому что он помнил: "Қонақ асы – тәңір ақысы" – "Принимая гостя, возвращаешь долг богу".

Особенно глупо этот вопрос будет звучать в наши дни. Потому что у нас примерно девяносто процентов населения не против хорошенько перекусить. Причем в любое время суток.

А еще нельзя бить детей. Нельзя бить животных. В особенности собак и лошадей. Они тоже создания божьи, только не говорят по-нашему, по-казахски, хоть и все понимают. И пожаловаться они не могут никому. А бог все видит. Он потом спросит с вас.

Бить можно было только козу. Кочевники считали ее не очень полезным животным и думали, что в ней может прятаться нечистая сила. Поэтому всякий раз, проходя мимо козы, степняк мог полоснуть ее плеткой. Так он изгонял из нее злых духов (бедная коза).

А вообще существовали строгие предписания насчет домашних животных. Например, такие.

"Если разговариваешь с кобылой, то нельзя указывать ей на недостатки". То есть нельзя обзывать ее толстушкой или, наоборот, худой клячей. Она может обидеться и заболеть. Или же у ней пропадет молоко. Кстати, во время доения ее нельзя ругать. Или повышать на кобылу голос. А если ты видишь, что кто-то доит кобылу, то тебе не следует подходить к нему и отвлекать. Пусть сначала закончит свое дело.

Нельзя считать скот. Вернее, считать можно, но очень осторожно. Не указывая на него пальцем. Для этого нужно взять в руки плетку или просто палочку. А на вопрос: "Сколько у тебя баранов?" все равно никто не даст точного ответа. Нельзя. Иначе будет падеж. А если падеж все-таки случился, то в старину кочевники придумали довольно интересный способ его остановить. Мне думается, нам, живущим сегодня невеждам, стоит взять его на вооружение.

Допустим, джут выкосил половину овец. Что нужно предпринять, чтобы его остановить?

Был такой замечательный способ. Приглашали зятя. Сажали его на почетное место и давали баранью голову. Он должен был ее всю обглодать. После того как зять все съест, он имел право как можно откровеннее высказаться в адрес ближайших родственников жены. Представляете?! То есть буквально вывалить все, что у него там накипело и что он о них обо всех думает. Можно было даже вспомнить всех поименно вплоть до седьмого колена. И ему за это ничего не было. Более того – благодарили!

Попробуйте проделать то же самое сегодня! Кто из зятьков вернется домой живым и невредимым?

А в те времена за этим скрывался большой смысл. Какой?

А смысл в том, что джут – это хаос. Это непорядок. А кочевники вышибали клин клином, то есть били подобное подобным. Боролись с перевернутой логикой той же самой логикой. По традиции зять не мог сидеть на почетном месте, ему нельзя было притрагиваться к бараньей башке и уж тем более говорить вслух что-либо предосудительное о матушке своей жены. Даже если ему этого очень хотелось…

Интересный обычай. Мне, например, нравится. Может, все-таки подумаем: внедрять или нет?

Скажем, случился у тебя на работе кошмар: налетели финполовцы и утащили компьютеры. Якобы на проверку. Или, к примеру, санэпидемстанция наложила запрет на использование микроволновки. Да мало ли! Менты завалились и угрожают, пожарники прибыли всей бригадой, комнаты стали опечатывать. Налоговики, акиматчики, прокурорский надзор… И все ждут мзды. А ты тут – раз – и зовешь к себе зятя, сажаешь его во главе стола и суешь под нос баранью голову! На, скотина, ешь! И далее – по старинному рецепту. И наутро всех как ветром сдуло. Никаких тебе прокурорских, никаких налоговиков с пожарными, никаких ментов с финполом! Всех подчистую!

Ну ладно, что-то я размечтался. Вернемся к нашим баранам.

В степи нельзя было воровать. "Ұрлық түбі – қорлық" – "Всякое воровство ведет к плохому".

Нельзя заниматься коррупцией: ""Жақсы – арына құл, жаман – қарнына құл". "Правильный человек – раб своей совести, а коррупционер – раб своего желудка". Примерно так можно перевести.

Существует еще множество примет и поверий. Народ их придерживался, дабы оградить себя от несчастий и следовать только правильным вещам. Редко кто сейчас помнит о них, и уж тем более еще реже придерживается. Может, поэтому у нас сегодня так много проблем?

Похожая примета

Чтобы в дальнейшем у нас с вами все было хорошо, давайте поплюем через левое плечо, испечем семь шелпеков, зарежем черного барана, раздадим старую одежду, сунем руку с дулей в карман и поговорим о приметах. На всякий случай, кто его знает. Вдруг такой разговор пригодится? В конце концов это тоже интересно и занимательно. И, наверное, небесполезно.

У всех народов мира есть свои поверья, но, как я уже не раз утверждал, казахи и здесь являются бесспорными чемпионами. Мы так и говорим про себя: "Қазақ – ырымшыл халық". То есть мы, казахи – народ суеверный. И наши суеверия самые суеверные, самые таинственные и самые загадочные в мире. И с этим не нужно спорить, потому что это чистая правда. Во-первых, их у нас больше, чем у кого-либо. А во-вторых, они сопровождают нас всю жизнь, с первого нашего дня до самого последнего.

Конечно, над ними можно слегка посмеиваться, относиться к ним снисходительно, с недоверием, но генетическая память заставляет многих из нас придерживаться их на уровне привычек. Следовательно, за этим что-то есть. Иначе отчего бы они были столь живучи, так ведь?

Все дело в том, что за многими поверьями всегда стоял здравый смысл. Обыкновенный жизненный опыт. Ничего не делалось просто так. За каждым маленьким запретом скрывался большой подтекст. Просто мы забыли. Давайте кое-что вспомним.

Есть табу: нельзя бежать в сторону дома (это жаман ырым – плохой знак). Даже если тебе срочно нужно в туалет. Или ты забыл выключить утюг. Или жена зовет дурным голосом с балкона… Все равно домой нужно идти степенно и без лишней суеты, ничем не выказывая беспокойства. Потому что бежали (или скакали) в сторону дома только по одной причине – когда торопились сообщить плохую весть.

По той же причине нельзя было раскачивать или играть пустой колыбелью – бесіком. Считалось, что это не к добру: накличешь беду и бесік останется пустовать. То есть детки будут умирать.


© Asia-Plus

Нельзя было покупать одежду или игрушки ребенку до его рождения. Нельзя показывать его чужим до сороковин. Нельзя громко им восхищаться и хвалить. Можно сглазить, и малыш будет болеть. Для этого в старину ребенку цепляли маленькую булавку или цветной камешек-оберег (көзмоншақ) или метили лоб сажей. Так ведь и сейчас делают, правда?

А еще была такая хитрость: если ты сидишь с ребенком на руках, то можно закрыть левый глаз и смотреть на мир только одним правым. Тогда никакая порча к ребенку не пристанет.

Кстати говоря, матери, кормящей ребенка, нельзя делать это на виду. Нужно кормить ребенка, прикрыв грудь. И не разговаривать, не тарахтеть. Корми молча. Будешь болтать – ребенок захлебнется.

Нельзя было хлопать дверью, это могло привести к нищете. Но это если ты хлопаешь собственной дверью. А если ты хлопнул чужой дверью, то это означало проявление открытой неприязни. Обиды.

Нельзя было еще прерывать разговор. Проходить между беседующими людьми. Садиться раньше взрослых. Вступать в разговор взрослых, не испросив разрешения. Зевать громко в присутствии взрослых или потягиваться. Если прям невмоготу, тело затекло, хочется зевнуть и потянуться, то зевай без звука и тянись без хруста. И смотри, не перепутай! А если не уследил и все-таки зевнул, то не забудь прикрыть рот тыльной стороной ладони.

Нельзя было стоять, опершись о посох, это поза скорбящего. Нельзя было сидеть, поджав ноги и обхватив колени руками, – поза горюющего. Это означало, что человек может накликать одиночество и в старости ему некого будет обнять.

Нельзя было также сидеть в развязной позе в присутствии старших, тем самым проявляя бестактность. Нельзя было скрещивать руки, ноги, пальцы. Считалось, что человек таким образом "запутывает" свое будущее и "закрывает" себе путь. Нельзя было есть лежа, если только ты не болен. Нельзя было показывать пальцем на человека. Или на кладбище – аруаки обидятся. Нельзя было перешагивать через ноги сидящих людей – их следовало обходить. Нельзя было кружиться вокруг сидящего или лежащего человека, иначе все его болезни перейдут на тебя. Так, кстати, делали иногда отцы захворавших детей. Они надевали на шею пояс и бегали вокруг юрты. Тем самым они как бы обращались к злым духам с просьбой оставить ребенка в покое и все его болячки перевести на него.

Также запрещалось перешагивать через такие вещи, как шанырак, очаг, дастархан, головной убор, могила, аркан, посуда…

Детям, в свою очередь, нельзя было цокать языком, бить себя ладонью по лбу, сидеть, подперев рукой щеку или подбородок. Все это могло привести к несчастьям и печали.

Много чего связано с понятиями – левая сторона и правая. Об этом я мельком уже говорил. Добавлю еще кое-что.

Покойника укладывали на правой стороне юрты. Лицо невесты открывали правой рукой. Потому что все, что слева, – от нечистой. Все, что справа, – от ангела-хранителя. Поэтому даже сегодня, когда разделывают баранью голову, то правое ухо отдают самому младшему гостю – на удачу.

В будничной жизни правая сторона также предпочтительнее. Вставать с постели нужно с правой ноги, это предвещало удачу. Выходя из дома, нужно переступать порог также с правой ноги. А не то счастье отвернется. Заходя – то же самое. Если ты, придя в гости, переступаешь порог с левой, то значит таким образом ты оскорбляешь хозяина дома или как минимум выражаешь ему свое неуважение. Поэтому порог часто делали повыше, а дверной косяк – пониже. Чтобы заметно было, кто к кому как относится. По традиции, заходя, нужно было еще и пригнуть голову, то есть поклониться очагу в знак почтения.

Все дело в том, что в представлении казахов порог – это сакральная граница между внешним и внутренним миром – ақ босаға. Из-за этого ни в коем случае нельзя наступать на порог. Или не дай бог стоять на нем. Это вообще святотатство.

Нельзя есть левой рукой (даже если ты левша). Это означает, что еда не пойдет впрок. Левой рукой можно только высмаркиваться. Или подмываться. А есть нужно только правой (насчет вилки у казахов ничего не сказано).

Да, еще. Левая сторона юрты считалась женской. Это я так, к слову. Мужчины не могли ходить туда без дела. То есть не имели право ходить налево. А женщинам тем более нельзя было ходить налево. То есть направо. Во всех смыслах.

Так было в доисламские времена. Позднее уже появились новые приметы. Так, перешагнув порог после захода солнца, нельзя приветствовать хозяев обычным "Ассалаумалейкум!". Надо говорить "кеш жарық" – "добрый вечер". И это тоже объяснялось. Согласно поверьям черт имеет дурную привычку проникать ночами в образе ангела в наши дома и усаживаться на почетное место. А нечистую силу нельзя приветствовать столь уважительно, иначе помрешь. Или заболеешь.

Гость в доме, как известно, божий посланник. Он приносит с собой благодать – об этом уже говорилось. Поэтому, если к тебе заявился неожиданно, скажем, твой враг (или гаишник с ближайшего перекрестка), ты должен сделать вид, словно только что выиграл в лотерею миллион, и встретить его радушно, как ни в чем не бывало. Первым делом ты должен громко обрадоваться и лично открыть перед ним дверь. Затем проводить его на почетное место – төр. Затем ты должен его накормить. И тут важно, чтобы жена твоя не вздумала греметь посудой и демонстративно бить детей. Также нужно ее предупредить, чтобы она не стала прятать мясо в самый дальний угол морозильника. И еще: нельзя подавать еду в поврежденной посуде. Треснувшая чашка или тарелка - это посуда демонов. Это они пьют и едят из них, когда вас нет дома. И если ангел-хранитель гостя увидит, какое неуважение вы к нему проявляете, то он обидится и нашлет на ваш дом проклятье (даже если это ангел-хранитель гаишника). И тогда к вам в гости будут ходить только уличные попрошайки и судебные исполнители.


Фото ©Турар Казангапов

Когда гость уходит, хозяину уже нельзя притрагиваться к двери. Гость должен сам ее открыть. Конечно, это непросто – казахи долго прощаются. И не уходят. И тут нужна выдержка: ничего не поделаешь, надо улыбаться. Если ты не выдержишь и сам откроешь гостю дверь, чтобы побыстрее его выпроводить, то вместе с ним уйдет из твоего дома и благодать.

Кстати говоря, если ты сам идешь к кому-то в гости, то ты не должен жевать. Сначала прожуй, проглоти все у подъезда, вытри рот и только потом заходи, иначе хозяин имеет право накричать на тебя и заставить все выплюнуть (даже если ты трескал бутер с черной икрой).

Если ты приперся в гости раньше времени, то нельзя ходить кругами возле дома, в который тебя пригласили. Если ты будешь так делать, то счастье твое "заблудится", а все проблемы тех, к кому ты пришел, свалятся на твою голову. А это никому не нужно.

Ну вот, допустим, позвал тебя в гости министр образования. Или министр здравоохранения. Или министр культуры, туризма и спорта… Короче, позвал тебя кто-то из этих перегруженных проблемами товарищей. Ты пришел к нему за час, и, чтобы убить время, давай наматывать круги по периметру его особняка. И что в итоге?

В итоге кошмар. Зачем тебе проблемы министра образования? Ты ж свихнешься.

Как уже было сказано: надо быть осторожным возле сидящего на земле человека. Также нельзя кружить возле человека, сидящего в высоком кресле. Тогда вообще катастрофа.

Да, кстати! Как хорошо, что я вспомнил еще одну очень важную примету.

Если у человека вдруг появилось свободное время и он решил его убить написанием книги о своей жизни… Вернее, если ему вдруг показалась, что именно его биография может служить примером для миллионов ничего не подозревающих и ни в чем неповинных читателей, и он занялся поисками литературного раба… Короче, если вдруг кто-то замахнулся на написание романа о себе любимом и его некому остановить… Более того, если вдруг его друзья, прочитав пару глав, сказали, что он "почти как Толстой"… Или даже Мураками…

Такому писателю обязательно следует заранее явиться к редактору в издательство и сообщить о своем намерении. Если редактор разрешит, то нужно срочно созвать коллег, притащить муллу, зарезать черную курицу и устроить символический құдай тамақ. И только после этого приступать к написанию. Если же проигнорировать все эти предписания, то книга не получится, читатель ее не примет, а все ожидаемые гонорары перекочуют в чужой карман.

Читайте также: