Казачьи приметы и поверья

Обновлено: 22.12.2024

Раньше-то старики много примет знали, по месяцам да по дням. И я раньше-то много знал. Но то когда было – водою всё смыло. Старость не радость, да прошла-то младость. Расскажу что вспомню.
Год-то весною кормится, такая вот пословица. С весны-то и начну. За весну-то землица водой нальётся, дождём напьётся. Мало снега-то было иль дождей, всё одно, что в тесто не добавить в тесто дрожжей – не жди урожая. От ранней-то весны толку мало. Морозы-то с холодами возвернутся, да хмары-то дождевые запнутся. А не будет дождика в маю – забудь про жизнь в раю.
Виды-то на урожай на Евдоху-свистунью примечай, как гутарил дед Нечай. Коли на Евдоху ясно – год будет прекрасный. А коли на Евдоху ненастье – не жди счастья. Иль ещё так гутарили: какова Евдоха, таково и лето-то. Тёплый дождь да ветер на Евдоху, и лету быть не плоху. А коль «калмык» или «москвич» подует – суховея летом надует.
Евдоха-то по старому стилю на 1 марта приходится, а вот день мученика Федота, на 2 марта. А на Федота-то всё наоборот бывает. Не даром-то говорится: Федот да не тот. Коли дождлив Федот – не оберёшься хлопот. Подует в маю да летом калмык и казаки в крик. От того и говориться: будет на Федота дождь, плоха будет пшеничка да рож – стечёт зерно, щуплое будет.
На Герасима-то Грачевника (4 марта) грачи гнёзда подправляли, а казаки-то землю пахать начинали, отчего и присловье-то пошло: На Герасима грач на нос садится. Грачи-то тучами на пахоту слетались, червей выбирали. А коли-то на нос грач садиться – уродиться пшеница.
А коли-то, на Герасима в поле не случалось выехать, выезжали с утреца пораньше на следующий день. То день Конана Градаря: ни свет не заря, а паши на Градаря, пока землица-то в соку, а не сиди как карга на суку.
На Сороки-то (9 марта), то ж примечали: во что Сороки, в то и Петровки(29 июня). Будут солнечные Сороки, не будет и на Петровки с солнышком мороки. А коли на Сорок мучеников приморозит, просо не уродит. На Сороки приходят времени сроки: день с ночью ровняются, да местами меняются. День-то длиннее становиться, и зима весне поклонится.
На Сороки-то жаворонки петь в степу начинают. Ране-то старики как гутарили: жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб в куренях поела! А бабы с девками-то на Дону да Руси «жаворонки» в печи печь зачинают. Пекут-то их из пресного теста, во степу тем «жаворонкам» место. В церквях-то их попы святили, святой водицею кропили. Казаки-то их на пахоту брали, по углам поля клали. Вспашут-то первую борозду, те «жаворонки», будто в меду. Съедает-то их казак, чтоб урожай добрый был, а не абы как.
Акромя хлебов-то, казаки наши коноплю сеяли. Из неё-то холстину грубую да ватолы ткали, верёвки вили, да не дюже тужили. А как конопля-то уродиться, на Григория Двоеслова примечали (12 марта). Будет туман по землице стелиться, будет и конопля родиться. Только для того потрудиться надо – конопля–то навозу рада. Вози навоз, чтоб конопляник возрос. На Григорья-то, картошку из погребов поднимали, росты на ней ломали. Сожанку-то в курень заносили, по полу рассыпали, на проростку. Коли день тот сухой, будет казак с картохой.
На Тёплого-то Алёшу (17 марта), коли ветер «калмык», или с югов – жди больших хлебов. А коли подул «москвич» с сиверов, будет соломой казак кормить лошадей да коров. Сена-то не уродят. С этого-то дня, коли землица подходила, другая забота приходила. Пора сеять овсы – пришли его часы. Сей овёс-то хоть в грязь – будешь не боярин, так князь. Ещё деды-то говаривали, что овёс хоть в воду, а в пору. А казаку-то без овса не бывать, его и коню, и другой худобине давать. Про то, и пословица есть: гладь коня не резкой, а дёркой да овсом. Вот тогда-то и будет у него спина колесом. Пчеловоды-то с Алеши улики с омшаников выносили. Если на Алексея пчелы сделают первый вылет, выдастся щедрый медосбор.
22 марта - день Василья Тёплого, по нему урожай тако ж примечали. Коли солнце-то всходит в красных кругах, жди добрый урожай, да на Бога не уповай. Коли пот-то не прольёшь, и пшенички-то не соберёшь.
Под Благовещенье-то, (24 марта), то ж на урожай гадали, подсказки от Господа ждали. Коли в ночь на Благовещенье, звёзды яркие, да частые, ячмени да горох будут прекрасные. В тот-то день первый клин ими засевали, а не рты разевали.
Благовещенье-то праздник велик – молились казаки на Господень лик. В этот день грех трудиться, разве что погулять да воды напиться. Даже грешников-то в аду, черти и тех не мучат, уму-разуму не учат. Ни какая птица гнезда не вьёт, а коли вьёт, Бог её бьёт. На Благовещенье-то стала одна кукушка гнездо вить, да Господь её наказал. Заказал ей до скончания-то века гнездиться, вот она, болезная и в чужие гнёзда стремиться.
Поверье на Благовещенье имеется. Как день проведёшь, так и год проживёшь. Вот и старались наши деды в празднике жить, да не дюже тужить. На Благовещенье-то раньше казаки только худобу управляли. Худоба-то тварь божья, не покормишь – откинет копыта да рожья. А в курене-то не печи не топят, ни полы не метут – весть благую чтут.
По тому, какой на Благовещенье-то день, то ж урожай примечали. Коли ласточек на Благовещенье нет – жди от холодов бед. А вот коли на Благовещенье дож, уродится, густа пшеница и рожь. Яровые-то хлеба сеяли глядя на неба. Бывало и на Благовещенье, а бывало и позже. Выезжали-то в поле все гуртом, со станичным брат попом. Тот кропил святой водой гарновку да рожь. молил Господа, чтоб пошёл в скорости дож: «Зароди Господи рожь и пшеницу на всякую пашницу, на вдов на сирот, на человека божьего проходящего, хлеба просящего».
Ну а коли дождей-то на посев нет, не мил казаку белый свет. Ребята малые в поле ходили, дождя у Господа просили: «Иди, иди дождь, да на бабину рожь, да на бабину кичку, да на наш- то ячмень, поливайся весь день. А коли дождик припустится, поедем под кусты богу молиться, Христу поклониться».
А вот ежили – то дождик лил беспрестанно обложной, мнился казакам старец Ной. Посылали они ребятушек петь: «Дождик, дождик, перестань, купим тебе сарафан с ленточками, с позументочками, с махорчиками, с колокольчиками, а чтоб ты не мок – купим тебе шёлковый платок».
На Матрёну-то Полурепницу (27 марта), бабы с девками высадку на семена сажали: моркву да бурак, лук да редьку, да матушку капусту, чтоб животам не быть пусту.
По весне дожди-то всему голова и то не пустые брат слова. А не будет-то дождей, будет казак жить как халдей: ни хлеба ни каши, эх, грехи тяжкие наши. Коли апрель-то с водою, так и май с травою, а худоба вся с сенцом, коль казаки не с ленцом. То примета такая, на Марью Египетскую (1 апреля).
А каков апрель-то будет, гляди на Федула Мученика (5 апреля). Обычно-то с Федула ветра сильные дули, а каков ветер, таков и апрель. Не даром-то говаривали: Федул губы надул. Холодный Федул холоду принёс, да и сам замёрз. А к теплу-то так гутарили: тёплый Федул работы надул. Землица-то от тёплых ветров быстро подходит.
На следующий-то день (6 апреля), деды урожай по ветру примечали. На Евтихия день тихий и яровые не лихи. А коли Федул на Евтихия ветры принёс, уродиться овёс.
Худо коли на Акулину-то (7 апреля) пойдёт дождь – плоха будет яровина, да уродится калина. Да что с того толку, хоть клади зубы на полку. Калина не еда, а без яровины беда.
На Антипу-то Водопола, гутарют – воды полно. На Низу может так и есть, а на Донце она не про нашу честь. У нас-то на Антипу, бывает сухо, клоп не замочит ухо. А коли-то на Антипу дождь – уродятся озимки и рожь. А случится, что Антип без дождя и воды, останется курень без еды.
14 апреля, на Мартына-то Лисогона примечали, коли хорошая година – уродится хлеб, да справная будет худобина. От чего Лисогоном Мартына-то кличут, то ж скажу. Казаки-то примечали, что в этот день лисы старую нору бросают, в новой новоселье встречают. От того-то на них курячья слепота нападает, три дня и три ночи лиса как чумная тыняет. Старики- то баяли, что после переселения три дня лисиц можно голыми руками ловить или волчатником бить, когда те роются меж пней, да бегут на людей. На Мартына карги птенцов отделяют, прочь от гнезда отгоняют.
Раньше-то картошку по терну сажали, цвет терновый ждали. Коли тёрн цветёт – землица картошку ждёт. А цветёт-то он в аккурат на Зосиму (17 апреля). Пчельником-то его прозвали. На какие цветки пчёлы на Зосиму-то садятся, на тех растениях плоды уродятся. На какой хлеб пчела садится – такой и урожай уродится. У уликов-то на Зосиму просфоры ставили, да Господа славили. Чтоб мёд-то те носили в улики исправно, да трудились славно. Пчела-то работница, божья угодница. Мёд да воск на свечи даёт, Господу славу воздаёт. Також примечай, как говаривал дед Нечай, коли на Зосиму-то хмарно и тихо и картошка будет не лиха. А коли-то солнце и «калмык», то ты хоть в крик. Будет май сух и останется от картошки-то слух.
Деды-то по обычаю худобу на Юрьев день (23 апреля) в степ гоняли на пастьбу, испытывали судьбу. По росе гнали, чтоб животины с тела не спали. Вся сила в Юрьевской росе, как честь девичья в косе. Юрьевская роса выкормит худобу лучше всякого овса. Юрий-то иль, по-вашему, Георгий, в тот день с небес сходит, худобу обиходит. Добычу-то меж бирюками делит, молоньёй в серых разбойников целит. От того и говориться, что без Юрьева наказа и бирюк сыт не будет. Вот казаки-то на Юрья молебны заказывали, так старики сказывали.
На Юрья-то сена примечали. Коли пойдёт дождь – быть траве густа да высока, а нет – будет с сенами морока. Коли Юрий-то с водой, то и казак с травой. А бывает-то, Юрий гутарит: сена да хлеб урожу. А Никола в ответ: погоди, погляжу. Да и напустит «калмык», тут и до неба крик.
На святого-то Марка (25 апреля) бывает на Дону жарко. Казаки-то подсолнух с кукурузой сеют, на припёке преют. Поговорка то ж своя была: «С Марка и подсолнуха не жалко – кидай в землицу, всё уродится.
Май, то весны конец, кто трудился – молодец. Будет май с водою, будут хлеба да сена стеною. Как деды-то говорили: «Лучше май холодный, чем «калмык» голодный. Ветер-то «калмык», землю сушит, хлеба душит. Придёт-то хлебов уборка, а там половы горка. А коли дождик в маю, и казак как в раю.
На Ерёму-то Запрягальника (1 мая), своя примета. На Ерёму вёдро – и уборка бодра, а коли дождь да ненастье и с уборкой-то несчастье. А будет непогода, зимою-то жди негоды: мороз да метели, чтоб казаки не потели. У Ерёмы за быками догляд, а казак тому и рад. А быки-то в хозяйстве первейшее дело, на них паши и сена вози смело. А коли быки–то умаются, с Ерёмой местами поменяются. Ерёма в ярмо впряжётся, помогать возьмётся.
На Мавру-то Рассадницу (3 мая) бабы с девками, с песнями да припевками, рассаду сажают, да приговаривают: «Дай Мавра нашей землице солнца да водицы, чтоб всё уродилось, на весь год пригодилось». Водой-то святой рассаду кропили, силу её крепили. Коли на Мавру-то солнце светит, Господь своей милостью огурцы отметит. А не будет-то в тот день росы, выдадутся праздные часы. Жди дождя да негоды, окропят землицу небесные воды.
Коли на Мавру-то рассаду посадить не случалось, садили её через день, на Арину Мученицу (5 мая). Сажали-то капустную рассаду да приговаривали: «Не будь голенаста – будь пузаста, не будь пустая – будь тугая; не будь красна – будь вкусна; не будь мала – будь велика». А чтоб молодую-то капусту медведка не одолела, сажали рядом крапиву, чертям да медведке на диво, да приговаривали: «Крапиву медведке да чертям, а капусту Господу да нам». Коли рассада-то «пьёт» много воды – не жди с сенами беды, то к сухому покосу. А коли не вбирает рассада воду – жди на сена непогоду. А случится-то на Арину «калмык» с востока, жди лето сухое до срока.
На Денисов-то день (6 мая) примечали: «На Дениса росы – готовь казак косы, коси овсюк, не покладая рук». Пойдёт-то на сена весенняя новина. Есть росы и огурцов летом будет как проса. Пекли на Дениса-то пироги, угощали родню да соседей, да людей прохожих. Прохожий-то – человек божий.
На хлеба примечали на Николу Вешнего (9 мая). Будет на Николу дождь да водица, и у дурака хлеб уродица. А коли на Николу сухо – подведёт зимою брюхо. Как деды баяли, не хвались на Юрья посевом, хвались на Николу травой. Никола-то весенний лошадь откормит, так деды говорили, да Николу хвалили. У нас на Дону-то Никола был в почёте. Никольщиной-то называлось. Никола-то казакам помощник и в море, и в поле, и в счастье, и в горе. Казак на шлях и Никола на путях. Старики-то так гутарили: «Уйдёт Никола с Дона, и останутся казаки у голого кола».
На следующий-то за Николой день (10 мая), именины матушки Сырой Земли. На него-то день апостола Семёна Зилота приходится. Грех на Семёна землю тревожить, грехи свои множить. За землицу-то не берись – песни играй да веселись. Ни копать, ни скородить, ни пахать, не боронить. Ну а коль душа свербит – будешь Господом ты бит. Коли Семёна казака мочит – дождь на всё лето прочит.
На Никиту-то Гусятника (28 мая), своя примета на гусей имеется. Он гусям покровитель, с врагами их воитель, отец и родитель. На Никиту-то, гусей с гусятами на воду пускали. Коли много гусят-то пропадёт, таков год на гусят грядёт. На гусей убыток – то Никита не прыток. Значит плохо-то молили Никиту, коль не дал защиту. Урожай то ж примечали, коли день на Никиту-то тих – хлеб будет не лих.
Придёт-то Федосья Колосянница (29 мая) и бежали казаки в поле смотреть на хлеба, какова их судьба. На Федосьи-то девицы, пшеница колоситься, а коли нет, жди больших бед. Не было-то знать дождей в маю, быть казакам на краю. Иль заморозки били, холода были. Не даром-то гутарили: пришла Федосья – во ржи колосья! Колосится на Федосью-то рожь – много грибов по осени найдешь. Гляди, взошли хлеба-то – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. По цвету-то ржи гадают казаки о цене хлеба, иль концы с концами сводить будет иль подпрыгнет под небо. Коли пшеница-то начинает цвести снизу — и цены пойдут к низу. А коли с середины — цены будут срединны. Зацветёт-то сверху колос — радуйся во весь голос.
За Федосьей-то, на Исакий (30 мая), выползает из нор гад всякий, говаривал мой дед Нечай, гляди наступишь невзначай. У змей свадьбы да гульба, не доведут они до добра, идут средь ряски змеиные пляски. Змея-то жалит не ради сытости, а ради лихости.

© Copyright: Геннадий Коваленко 1, 2015
Свидетельство о публикации №215031601578 Рецензии

Большое спасибо Вам за труд. Написано хорошо - легко и приятно читается. Мне в работе очень помогли Ваши изыскания. Прочитала Ваши работы по приметам. Вдохновения Вам и здоровья.

И вам Татьяна спасибо за ваше внимание к моим работам! с уважением.

На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Мозги не зашей!

Особенно много в нашем регионе, граничащем с Украиной, примет, пришедших оттуда.

«Моя украинская бабушка говорила, что нельзя буханку хлеба переворачивать верхушкой вниз – жизнь шкереберть пиде (пойдёт вверх тормашками), – рассказывает жительница донской столицы с украинскими корнями Ольга Коломыйцева. – А ещё, когда я говорила, что пойду за водой, она меня поправляла: не за водой, а по воду. Дескать, если пойдёшь за водой (то есть по течению реки), рискуешь долго не вернуться. Ещё была странная «чёрная» примета: когда накануне свадьбы умирал родственник одного из молодожёнов, говорили, что семья будет крепкой. Наверное, считали, что умерший, уходя, отдавал свою жизненную энергию новой семье. Помню, бабушка говорила грустно: «Пив мира плаче, пив мира скаче (половина мира плачет, половина – скачет)».

И ещё немного о бытовых приметах.

«Хлеб нельзя ставить отрезанной частью к стене – это к ссорам в семье. А веником можно мести только из избы. То есть, только к двери со всех комнат. Это, в принципе, и удобно было. Но сейчас электропылесос убил примету», – говорит житель Кубани с украинскими корнями Евгений Мельченко.

Интересно, что среднерусская традиция диктует совершенно иное. Например, в книге этнографа Изабеллы Шангиной «Русский традиционный быт» говорится, что крестьяне считали: «Не мети избы к порогу – добро выметешь, мети от порога к углу – добро заметешь в избу». И девушки на выданье подметали избу от порога, чтобы «замести» в дом женихов.

Зашивать одежду и пришивать пуговицы тоже нужно по особым правилам.

«Бабушка родом из Украины запрещала что-нибудь зашивать на себе, а аргументировала тем, что «мозги зашьёшь». И следила, чтобы я не брала второй кусок хлеба, не доев первый, а то кто-то из родных останется голодным», – рассказывает ростовчанка Таисия Киргеева.

Похожая примета

Авторизация Поиск по сайту

Что будем искать?
Газета
  • 24.05.2014 читать
  • 26.04.2014 читать
  • 29.03.2014 читать
  • 28.02.2014 читать
  • 29.01.2014 читать
  • 30.11.2013 читать
ВИДЕО Облако тегов КАЗАЧЬИ ПОВЕРЬЯ И ПРЕДАНИЯ.

КАЗАЧЬИ ПОВЕРЬЯ И ПРЕДАНИЯ.

Мать выводила ночью 3-х летнего сына в степь и, указывая ладонью на небо, говорила: “Звезды – глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род”. Мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь погибнув в бою с врагами своего рода он попадет в “Ирий” - рай на радость дедов.

Сохранилось предание о предках казаков, вставших на пути Чингисхана: 20 тысяч его воинов наткнулись в междуречье Волги и Дона на неведомый народ – их воины шли в бой на конях, обнаженные до пояса с двумя мечами в руках, многие в бою сражались, стоя на коне, могли на лету поймать пущенную в них стрелу у груди или уклониться. Монголов они всех вырубили, а Чингисхан обошел это место стороной, назвав его проклятым.

Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.

Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. И сейчас, весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

Копейка для месяца

У нахичеванских армян тоже были удивительные поверья, которые сегодня могут кому-то показаться странными. Но, по словам донского краеведа Георгия Багдыкова, в них верили не только донские армяне.

Статья по теме

«Помню, моя бабушка Сусанна, когда я начинал икать, говорила, что меня кто-то вспоминает. А когда мы с родителями уезжали куда-то далеко на машине, всегда нам вслед выливала воду. Таким образом она желала счастливой, лёгкой и безопасной дороги. Почему-то ещё считалось, что от сглаза надо носить булавку на левой стороне одежды. Также нельзя было передавать нож с открытым лезвием из рук в руки. Это приводит к разлуке и ссорам. Нож надо было подавать рукояткой, обращённой к гостю или родственнику», – вспоминает ростовчанин.

А одно интересное армянское поверье живёт в народе до сих пор. И тоже популярно не только среди жителей Нахичевани. Посторонним запрещалось видеть новорождённого в течение 40 первых дней его жизни. Это делалось, чтобы защитить новорождённого от сглаза. Наверняка представители других народов могут вспомнить аналогичные рекомендации своего старшего поколения.

«Ещё, помню, было забавное поверье. В первый день при виде молодой луны следовало показать ей монетку, чтобы потом не нуждаться в деньгах. Это, вроде, как к финансовому успеху. А почему это поверье мне нравилось? Да потому, что мы с бабушкой Сусанной, когда появлялся молодой месяц, выходили во двор и показывали ему копейку. Меня в детстве это очень забавляло. Кстати, эта манипуляция всегда приносила свои плоды, как мне казалось. По крайней мере, если я успевал показать молодой луне денежку, то всегда у меня была в кармане мелочь для того, чтобы купить мороженое или ситро. Правда, эта мелочь у меня была и без луны. Родители меня не баловали, но очень любили», – говорит Георгий.

И сейчас он часто припоминает: бабушка всегда говорила, что если ласточки летают низко, это к дождю. И мусор после захода солнца дончанин тоже старается не выбрасывать – просто нельзя.

Есть приметы, негативное действие которых можно отменить. Например, если рассыплешь соль, а это к ссоре, то можно поплевать три раза за левое плечо и всё будет хорошо.

«На левом плече всегда сидит злой ангел, слуга лукавого, который хочет беды человеку. А так поплевал на него – и всё наладилось. По крайней мере, надеешься на это. Кстати, если соль рассыпал на стол, то, чтобы предотвратить ссору в доме или с друзьями, надо сверху посыпать сахаром либо наметить на ней крест. Бабушка намечала крест. Она была разумным человеком. Во-первых, так на столе меньше мусора, а во-вторых, от креста ещё никому плохо не было. Если ты не демон, конечно», – объясняет Багдыков.

Ещё одна примета родом из Нахичевани: на пороге нельзя здороваться или прощаться, это тоже к ссоре. А если зачесалась левая ладонь? К прибыли.

«Первый выпавший зуб ребёнка, как и первые подстриженные волосы, хранились в доме. Недавно, когда мне исполнилось 50 лет, мама показала мои младенческие волосы. Я был удивлён. Мало того, что тогда я не был седым, так и цвет волос моих был золотисто-каштановый», – рассказывает краевед.

Всё смешалось

– А чем интересны казачьи Святки? Вообще, они чем-то отличаются от тех, что были в других регионах России?

– На Дону святочные традиции объединили и славянские верования, и христианские каноны. Казаки шли в церковь, а потом по хуторам и станицам носили звезду Велеса (шестиконечную), обряжались в животных, покровителем которых был Велес, пели колядки (стишки, означающие солнцеворот с зимы на лето). После революции и введения нового календаря произошёл сдвиг дат, смешение традиций. После 1917 года Новый год приходится на середину рождественского поста, завершающегося праздником Рождества Христова, отмечаемого по старой традиции практически за неделю до Нового года, по старому стилю – 14 января. Так и родилась традиция празднования старого Нового года. И теперь только в России два новогодних праздника!

– Откуда пошёл обычай готовить вареники с сюрпризами?

– В старину неделя между Рождеством и Крещением наполнялась особым магическим смыслом. Считалось, что жизнь замедляется и в это время открываются странички будущего. Одним из гаданий были и вареники с сюрпризами. Если вареник с мукой, жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.

Донские казаки примут участие в Параде Победы в Москве? Подробнее

– Почему именно вареник?

– Потому что это очень сытная пища, сдобренная маслом, сливками или сметаной, которую можно было есть после поста. Вареники олицетворяли сытую, богатую жизнь, не зря в старинной щедровке говорится «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски. » Всех угощали досыта, не жалея подарков, так как считалось, что таким образом задабривали саму судьбу.

Подвела казака

Мы помним по известной песне, что подломившаяся доска принесла казаку только любовь и счастье, но у донцов были приметы, которые радовали меньше. Много их было связано с конём, оружием, военным походом.

Часто оставшиеся дома толковали сны, что означает то или иное сновидение?

«Так, если приснился казак без коня, то он или в плену, или случилось какое-то несчастье. Если привиделся неосёдланный или исхудалый конь, то с хозяином беда. Известный сюжет песни о потере головного убора, который снится казаку, также напоминает нам о примете, связанной с гибелью человека. Сюда можно отнести сны о потере пояса – это говорило о сильном ранении. А если выпали стрелы из колчана и рассыпались по степи, то значит, казаки будут разбиты и обращены в бегство. Если конь разыгрался под седоком во сне, то лошадь будет ранена», – перечисляет председатель правления Ассоциации шермиций, доктор философских наук Андрей Яровой.

Поскольку скакун играл в жизни казака очень важную роль, были и связанные с ним многочисленные приметы. Начиная даже от выбора лошади. Например, как рассказывает учёный, перед походом казаку нужно было непременно повернуться на каблуке кругом: какого цвета волос попадётся под ногой, на той масти коня и в поход надо идти. А вот если на проводах конь понесёт, то поход может кончиться плохо.

Не чужды нашим предкам были и гадания.

«Казачки в старину гадали по луне, долго смотрели, и, если виделся им строй казаков, как бы проходящих через месяц, все казаки радостные, а родимого всё нет или идёт позади, усталый и чёрный, то он погиб. Примечали ещё старики и при обряде посажения на коня, как мальчик себя ведёт, не плачет ли, как ведёт себя конь, по этим приметам гадали о дальнейшей судьбе казака», – говорит Яровой.

Но эти приметы по большей части канули в Лету – в военные походы мы, к счастью, практически не ходим. А вот женские казачьи приметы всё ещё в ходу.

«В студенческие годы мы снимали в Ростове квартиру у бабушки-казачки. У нас с ней была «вениковая война», она постоянно переворачивала мой веник вверх тормашками, говорила, это для того, чтобы деньги водились. Но я всегда склонялась к тому, что этот вопрос можно решить только одним способом – пойти и заработать», – говорит ростовчанка Ольга Дзюба.

Если семья на грани. Кто поможет маме и что нужно детям Подробнее

А у местной жительницы Натальи Сопилкиной есть примета, о которой рассказал дедушка: «Если вернулся домой, когда уже вышел за дверь, то посмотри в зеркало и скажи отражению: «Здравствуй и прощай». В вёдра пустые, кошек чёрных я не верю, но заветные слова зеркалу всегда говорю».

Сакральный смысл

– Ольга Николаевна, более старым праздником на Дону были Святки или Рождество?

– Рождество – это праздник своеобразного обновления, очищения и благословения. Оно почиталось казаками и донскими жителями намного раньше, чем введённый Петром I Новый год. В XVII веке Новый год казаки по старинке отмечали осенью, но особенно не праздновали. Традиции пышных празднеств, карнавалов пришли на Дон в конце XVIII века, окончательно утвердившись в XIX веке. К рождественскому посту в прошлые века относились как к возможности покаяния, очищения и обновления, а в канун Рождества казаки обходили свои владения и произносили слова, передающиеся из поколения в поколение – колядки. Это пожелания богатства, процветания, здоровья.

Так, с особенным чувством казаки относились к лошадям. В рождественский сочельник хозяин первым делом посещал конюшню со словами «На коня, на кобылу, на сивую гриву, на пушистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку мяса, на рубль денег». Историк Татьяна Власкина в своих исследованиях рассказывает о своеобразном обычае на Дону зазывать «птичье счастье» – для этого детей заставляли квохтать или гоготать по-птичьему.

Досье Ольга Загайнова. Родилась в городе Аксае в сентябре 1970 года. В 1995 году окончила исторический факультет РГУ (ныне ЮФУ). С 1987 года работает в Аксайском военно-историческом музее. Хобби: сбор семейного фотоархива.

– А что из старинных традиций сохранилось?

– Щедрование, колядование и раздача кутьи (каши из цельнозерновой пшеницы с узваром). В XIX веке каждого, кто в чужом доме спел щедровку или колядку, а тем более принёс кутью, ждал щедрый подарок от хозяина дома. В ночь под Новый год (сейчас – старый Новый год) ряженые тоже ходили по домам и пели колядки, а утром 14 января начинали «посевать» – поздравлять с наступившим Новым годом со словами «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю». Причём посевать должен был мужчина: по поверьям, пришедший утром мужчина в дом означал обязательный переход к хорошему, улучшениям в жизни! После Рождества Христова наступали Святки. Они длились до Крещения. К Святкам готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.

Не забывали и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки. Наступал канун старого Нового года – 13 января, щедрый вечер. В этот вечер ходили колядовать. Большие компании ряженых обменивались пожеланиями между собой и со случайными прохожими, заходили в каждый дом. Эта традиция была под запретом в середине прошлого века, но, тем не менее, поддерживалась народом, в большей мере в сельской местности. Она была забыта в 1990-х годах, когда под видом ряженых в дома могли попасть бандиты.

Статья по теме

Бабьи каши

– А какие рождественские обряды забыты сейчас совершенно?

– Раньше был очень распространён в казачьих станицах такой обряд. На следующий день после Рождества, в старину – 26 декабря (в наше время – 8 января), было принято почитать бабок-повитух и рожениц, этот праздник так и называли – Бабьи каши. С вечера и до утра женщины, родившие детей, щедро благодарили своих повитух, принося им хмельное и пироги, а девушки на выданье или замужние, которые не могут забеременеть, приходили к повитухам съесть магическую кашу из проса и гречихи, приготовленную повитухой.

Новость по теме Эта трапеза должна была способствовать родовспоможению и плодовитости женщин. В итоге утром повитуха должна была помолиться за женщин, которые ели её кашу. Обряд совершенно не приветствовался и даже запрещался церковью.

– Расскажите о самых интересных гаданиях, принятых у наших предков на Дону?

– Церковь убедила в греховности святочных обрядов, в частности – насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рож­дества до Крещения гадание перестаёт быть бесовским действием, а становится просто забавой. Однако, поверье наградило эти дни магическим свойством показывать будущее, свершением снов и предсказаний, вмешательством нечистой силы в жизнь человека. Самое интересное гадание – на петуха. У славян петух считался вещей птицей. Потому на Новый год и Святки девушки обязательно проводили предсказательные обряды. К чему потянется петух, таким и будущий муж будет. Если воду пьёт из блюдца, то выпивать будет, к зеркалу подойдёт – муж будет гулящим, к деньгам – богатым, к глине – к бедности. Надёжным считалось гадание на обручальном кольце, через крышу кидали башмачок – куда носом упадёт обувка, в ту сторону и замуж девка выйдет.

Похожая примета

Чёрные кошки, пустые вёдра, белые нитки на одежде… люди всегда старались уловить знаки от вселенной, чтобы поймать удачу за хвост или защититься от беды. Ростовская область не стала в этом смысле исключением, а даже наоборот, наверное, сложно найти регион, где примет такое огромное количество. Ведь их сюда принесли из разных уголков земли представители народов, населяющих Дон. Что случится, если потерялась фуражка, можно ли подметать пол по направлению к двери и для чего луне показывать монетку, разбиралась корреспондент «АиФ-Ростов».

Статья по теме

Похожая примета

Традиция готовить на Старый Новый год вареники с сюрпризами распространена именно на Дону. Почему так произошло и что ещё было принято делать на рождественские и новогодние праздники в казачьих семьях, «АиФ-Ростов» узнал у заместителя директора по науке Аксайского военно-исторического музея Ольгой Загайновой.

Статья по теме

Похожая примета

Из своих старинных обычаев казак до сих пор сохранил обыкновение – брать с собой в поход кусочек родной земли. Землю берут или у церкви, или на кладбище с могилы отца, матери, или, в крайнем случае, просто в саду или у самого дома; землю зашивают в мешочек и привешивают на грудь ко кресту. Смысл обычая: если казак будет убит – родная земля все таки будет у него на груди.

Если приходится видеть в последний раз Дон, - непременно прощаются с ним: „Дай Господи увидеть тебя, кормилец наш?” Прощание сопровождается и шутками, но грубо ошибется тот, кто по наружным явлением будет думать, что казаки легкомысленно относятся к этому: в основе лежит глубокое чувство, прикрываемое шутками из желания не показаться слабодушным.

При выходе на службу казак тщательно присматривается к коню и примечает: если конь испражняется – хороший знак: казак вернется домой живым и здоровым; если конь помочится, значит, жди беды: или казак будет ранен, или убъют у него лошадь, или возьмут его в плен. Но, Боже спаси, если при последнем выходе из дома у казака спадет шапка с головы: убит будет наверное. К этим трем приметам суеверный казак относится с величайшим доверием.

Какую брать лошадь в поход и вообще какой масти казаку „в руку” – на Дону есть примета: раннею весною лишь только казак увидит первую ласточку, он сейчас же закроет глаза, перевернется на лево кругом и посмотрит под каблук левого сапога- Там он находит приставший волос именно той масти, какая ему „в руку”.

Приметы еврейской мамы

Остальные народы Дона тоже внесли вклад в копилку примет.

«Бабушка из Алтая говорила, чтобы в старости быть при памяти и на своих ногах, обуваться надо всегда с левой ноги. Так и приучила меня. И ещё в одном тапке не разрешала ходить, говорила: к болезни близкого человека. А вторая бабушка была из Сибири, она учила так: если человек плохо на тебя посмотрел, то в кармане ему дулю покажи, отгони сглаз», – рассказывает Наталья Сопилкина.

А ростовчанин Дмитрий Карзаев поделился шуточными приметами от еврейской мамы: «Если ребёнок спит не под одеялом – это прямой путь в бомжи. Если ребёнок забыл в школу сменку, то завтра он забудет голову. Если ребёнок не играет на скрипке или хотя бы на пианино, то ему дорога только в дворники. Если ребёнок возражает маме, то смотри пункт первый».

В общем-то, приметы у разных народов Дона очень похожи. В советские времена их называли предрассудками и высмеивали. А мы можем постараться отыскать в них рациональное зерно. Или просто сохранить в сердце как память о наших бабушках, дедушках и счастливом детстве.

Читайте также: