Какой поэт собирался прибыть на восстание но передумал из за плохой приметы

Обновлено: 21.11.2024

ПОЭТ = А дождь пригоршнями полтинники,
Швырял со звоном возле ног.

----ОТВЕТ: /АЛЕКСАНДР ИВАНОВ/

Мне говорили старцы древние,
Клянутся, это всё не ложь!
Что как-то раз над их деревнею
Прошел необычайный дождь:

Сначала тихо, как из леечки,
Скрываясь, сразу же в пыли,
Сверкая сыпались копеечки,
За ними - пятаки - пошли!

Потом заухало в осиннике,
В сосновом, грохнуло бору.
Там дружно падали - Полтинники!
Сбивая сучья и кору.

- Хватай скорей мешок! Бездельник! -
Ругали бабы мужиков:
- Чем дальше в лес - тем больше денег!
Хотя и больше синяков.

Всю ночь. До самого рассвета,
Считали мелочь мужики,
А неизвестного поэта,
Что мелкой брезговал монетой -
Рублём*. убило у реки.

* - Советские рубли - крупнее и тяжелее сегодняшних.

© Copyright: Борис Шахов 2, 2019
Свидетельство о публикации №119032500563 Рецензии На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая примета

Вы наверняка сталкивались с ситуациями, когда глупец был абсолютно уверен в своей правоте, а, в свою очередь, компетентный человек сомневался в своих познаниях. Это называется эффектом Даннинга — Крюгера.

Этот парадокс или вид когнитивного искажения стали замечать еще в древности. Вот, например, несколько наблюдений философов и ученых:

Лао-Цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает»
Конфуций: «Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»
Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».

Ученые Даннинг и Крюгер попытались описать этот феномен и дать ему четкое определение. Отправной точкой своих исследований они назвали знаменитые высказывания Чарльза Дарвина:

«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание»

и Бертрана Рассела:

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

В 1999 году Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером была сформулирована трактовка этого когнитивного искажения: люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации.

Похожая примета

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

ДЕКАБРИСТЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА

В декабрьском календаре есть одна дата, одинаково значимая как для истории, так и для отечественной культуры, поскольку событие, о котором пойдет речь, навсегда вошло в память не одного поколения, и является точкой отсчета в формировании многих общественных процессов, гражданской мысли, да и личной ответственности каждого за то, что он делает…

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, инициаторами которого стали представители русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить существующий государственный строй – в надежде установить свободные, справедливые отношения в российском обществе:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи,
И в рассуждении свободном
Об управлении народном
Они ценили выше слов
Резон отточенных штыков,
Но Робеспьерово наследство
Их не смущало потому,
Что просвещенному уму
Дано ж избрать и цель, и средство.
И русских правд неверный рой
Уже кружился над Невой.

Это – одна из строф десятой – зашифрованной – главы из романа Пушкина «Евгений Онегин», восстановленной пушкинистом и поэтом Андреем Черновым. А пушкинский современник Юзефович в своих поздних воспоминаниях писал, что в десятой главе Онегин должен был попасть в число декабристов. По сохранившимся фрагментам этой сожженной главы видно, что Пушкин хорошо знал многих декабристов – бунтовщиков, заговорщиков, как называла их не только власть, но и те, кто были искренне возмущены поступком своих знакомых и приятелей.

Пушкин же, всей душой разделяя идеи, которые обсуждались в кругу тайных обществ, выражал их в своих стихотворениях, не опубликованных, ходивших по рукам в списках, и ставших своеобразными программными сочинениями для декабристов. Именно у будущих декабристов – «беспокойного Ильи» – Долгорукова и «осторожного Никиты» – Муравьева Пушкин часто бывал на дружеских собраниях, где читал свои вольнолюбивые стихи. Прежде всего – всем известную «Вольность», написанную им в восемнадцать лет:

<…> Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Увы! Куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – рабства грозный гений
И славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.

<…> и днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари –
Неверные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Пушкин не был членом ни одного из тайных обществ – слишком несерьезным и вспыльчивым воспринимали его многие, но именно ода «Вольность» стала причиной высылки Пушкина на юг. В ней выражена романтическая надежда на то, что российский самодержец добровольно проведет государственные реформы, отказавшись от неограниченной власти и отменив крепостное право. Отмена самодержавия и крепостничества и была основной целью и декабристов.

Первое тайное общество – «Союз спасения» – возник уже в 1816 году, и создали его гвардейские офицеры – братья Александр и Никита Муравьевы, Иван Якушкин, братья Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. Из-за разногласий союз был распущен, но впоследствии были сформированы и действовали «Союз благоденствия», «Северное» и «Южное тайные общества». Однако и в их кругах не было ни единомыслия, ни единодушия: многочисленные лидеры Кондратий Рылеев, Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Павел Пестель слишком по-разному смотрели на способы достижения целей.

Но всех их объединяло главное – благородные идеи преобразования общества и процветания государства. И стихи Пушкина лучше всего выражали эти идеи. Например, послание «К Чаадаеву» 1818 года, в котором поэтом переданы настроения, царившие в кругах заговорщиков:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.
Но в нас горит еще желанье
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Здесь кстати вспомнить еще и стихотворение Пушкина «Деревня» ,1819 года. Начинается оно с элегического описания природы его родового Михайловского «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Эта первая часть была опубликована в те же годы под названием «Уединение». Зато вторая часть ходила исключительно в списках, поскольку выражала крамольные настроения просвещенных дворян:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
<…> Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Эти прекрасные порывы, это страстное желание создать идеальное общество стали «звездой пленительного счастья» не только для декабристов, но и для многих последующих поколений, восхищавшихся их самоотверженностью и мужеством. Задумываться о преобразованиях будущие декабристы начали после Отечественной войны 1812 года: многие воевали, и, с одной стороны, им открылся потенциал народа, а с другой – побывав в Европе, познакомившись с общественным и политическим строем западных государств, поддавшись революционным настроениям, они пришли к выводу, что самодержавие и крепостное право – основные причины отсталости и российского общества, и государства в целом: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России», – писал декабрист Александр Бестужев.

Восстание не было подготовлено: заговорщики решили воспользоваться случаем – периодом междуцарствия после смерти Александра I, и 14 декабря, в день присяги армии новому императору Николаю I, на Сенатскую площадь вышло около 3 тысяч солдат и офицеров. Целью их был захват Зимнего дворца, арест царской семьи и оглашение «Манифеста к российскому народу», отменявшего крепостное право. Вооруженное восстание спустя шесть часов было жестоко подавлено. Следствие над декабристами превратилось в первый в России политический процесс. Верховный суд признал 121 декабриста виновными и осудил их на каторгу и поселение в Сибирь, а пятерых – Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина, Каховского – к казни.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина не могло быть опубликовано, да и писалось не для широкого читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным друзьям-декабристам, для чего и передал их Александре Григорьевне Муравьевой, которая в начале января 1827 года отъезжала из Москвы к мужу на каторгу. Этот ее поступок, как и решение еще десятерых женщин следовать за ссыльными мужьями, – особая страница в истории русского общества. Пока же скажем, что эти и другие стихи Пушкина очень поддерживали каторжан. Известно ответное стихотворение Александра Одоевского:

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей,
И радостно вздохнут народы.

Справедливости ради необходимо сказать, что отношение к восстанию в нашем сознании чересчур романтизировано, а реальная история декабристов трагична: предприняв отчаянную попытку воплотить свои мечты в жизнь, они не смогли изменить существующий строй – но сломали и свои жизни, и судьбы своих близких. Однако, стремясь к возвышенному идеалу, никто из них не думал о подобных последствиях.

По-разному восприняли этот шаг недавние друзья бунтовщиков, многие из декабристов сами раскаялись и разочаровались, но назад вернуть ничего уже было невозможно. И задача каждого из них состояла в том, чтобы с достоинством принять свою новую судьбу. Нетрудно представить, как это было непросто. Но пройдя все испытания, они занимались педагогической, просветительской деятельностью, изучали сибирские земли, писали стихи. Их жизни посвящены многие исследования, о них написаны книги, стихи, песни, сняты фильмы. И какую бы оценку восстанию и деятельности каждого из них ни давали их современники или историки, бесспорно одно – попытка декабристов воплотить в реальность благородные идеи справедливости и процветания, их трагическая судьба, их мужество по-прежнему восхищают и вдохновляют нас.

Похожая примета

В сети под названием
"КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ", ходит якобы стихотворение Пушкина А.С. вот с таким текстом:

Животный утоляя страх

Времен двенадцатого года,

Европа пляшет на костях

Ей ненавистного народа.

И грозный брит и грузный швед,

И галл, презрительно лукавый,

Плюют остервенело в след

Его тысячелетней славы.

И мутной злобою кипят,

За них попрятавшись блудливо,

Поляк спесивый, лит и лат,

Эстонец – пасынок залива.

Хохол с натуги ворот рвёт,

За ляхом тянется к европам,

Спеша за шнапс и бутерброд

Служить в неметчине холопом.

И мир вокруг по швам трещит,

И шрамы набухают кровью,

А мы как прежде держим щит

Пустому вопреки злословью.

Умолкни, лживая молва, –

Пускай узнают поименно:

Россия все еще жива!

Не пали отчие знамена!

Народ умиляется актуальности и репостит друг другу с подписью классика.

Однако у Пушкина тоже есть стихотворение с таким названием и тоже издалека где то актуальное до нашего времени. Написал Пушкин его во время осады Варшавы русскими войсками.

После войны с Наполеоном, Польское царство было частью Русской империи и с 1830 по 1831-й поляки решили устроить восстание за независимость. Европа же глядя на это дело через границу топталась на месте с ноги на ногу и обсуждала, стоит ли вмешаться и поддержать поляков.

Вот оно само стихотворение :

О чём шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас, волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою

Враждуют эти племена;

Не раз клонилась под грозою

То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:

Кичливый лях, иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;

Вам непонятна, вам чужда

Сия семейная вражда;

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага —

И ненавидите вы нас.

© Copyright: Елена Шедеврыада, 2021
Свидетельство о публикации №121030403341 Рецензии

Не к месту.
Государство имеет свою правду, когда денег на культуру не даёт!
".. Да изойдите в негодование, в припадке пеной, творческий народ.
Больше - зарплату ещё подавай бездарным творунам, чтобы было, получай они, расплодившиеся повсеместно(сколько только на стихи. ру-500 000?)
Анекдот: приезжает на побывку в деревню девица.
- Что ты там делаешь в городе?
- Пою..
-.. Ну, мы все поем..
- Что ты ещё делаешь?
-.. (му-му)

Вот так и мы все. Просто поем.. Такой и результат имеем.

Да, да, особенно когда "му-му" на геополитическую тему.
Благодарю за ваше мнение.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: