Какой факт описанный в рассказе не является исторической приметой времени матренин

Обновлено: 22.12.2024

1)Дайте характеристику образа Матрёны. В чём народность этого образа?
Как вы понимаете заключительную фразу рассказа о том, что «есть она тот
самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни
вся земля наша»? Каковы авторские приёмы создания образа героини?
Выпишите наиболее характерные высказывания Матрёны. Обратите
внимание на народный язык героини.

2)Какова роль публицистического начала в рассказе? Каково первоначальное
название рассказа? Почему автор изменил его?

3) Какие черты роднят Матрёну с Иваном Денисовичем? (по рассказам
«Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»)

Лучший ответ

Изначально рассказ назывался"Не стоит село без праведника".
Матренин двор"-потому что в центре сюжета - именно двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие
с самим собой и сопричастность всему сущему.
"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша". Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми. Видимо, с этими надеждами было связано и первоначальное название рассказа.

Образ Матрёны выведен в рассказе как настоящий характер простой
русской женщины, доброй, простой, великодушной и бескорыстной.

Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена
наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло - голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка”
Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”
Жила она не заботясь о материальных благах, не делая их целью жизни, бескорыстно помогала людям. Никогда не думала что-то просить взамен. Сила её и слабость заключались в том, что она не может отказать в
помощи нуждающимся. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком великодушным, бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей- какие же
душевные силы нужны для этого!
Непростую историю жизни Матрены поведал автор-рассказчик.
(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский,
не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал
за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)
Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства советской деревни, показав в этой пустыне единственную праведницу Матрену.
Проработавшая всю жизнь в колхозе
не за деньги, а за "палочки",она не получила пенсии, не скопила имущества
к смерти. Коза, колченогая кошка, фикусы-вот и все, что она имела.
На склоне лет, больная, Матрена вынуждена в поте лица добывать себе
кусок хлеба. Ей не платят пенсию, так как в колхозе она работала "за
палочки трудодней". А выхлопотать пенсию за мужа, погибшего на
фронте, стоило много трудов и унижений.
Её регулярно выгоняют на работу в колхоз, хотя она уже и не колхозница,
а не пойти нельзя-отберут участок огорода. Нельзя косить для своей козы, нет топлива, и бабы таскают торф, как раньше воровали лес у барина.
Колхозы привели деревню к полному краху.

Матрена жила не для себя, а для других. Она кроме своей доброты и
совести, не накопила других богатств. Мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”. Но сломали её дом, её храм, смысл её жизни и
одним таким решением уже подписали для Матрены Васильевны смертный приговор. "Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда
не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни". Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при
Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

Похожая примета

3. Дать краткий обзор русской деревенской жизни в начале 50-х годов XX века.

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Деревенская проза – направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в XX веке, отмеченное обострённым вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы.

Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

2. Солженицын А. И. Матрёнин двор. Рассказы. Школьная. М.: Детская литература, 1959. — 239 с.

Дополнительная литература по теме урока:

1. Гордиенко П. В. Особенности языка и стиля рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Русская словесность, 1997. С. 66-68.

Открытые онлайн-ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Среди авторов, которых литературоведы относят к писателям «деревенской прозы», Александр Исаевич Солженицын стоит особняком. Говоря о темах, ранее запрещённых, он выводит процесс художественного осмысления народной жизни на новый уровень. Писатель одним из первых начинает говорить о трагических последствиях коллективизации, об ужасах послевоенной жизни крестьян, о нравственном упадке деревни, о человеческих судьбах, истерзанных системой.

Его рассказ «Матрёнин двор» занимает особое место в отечественной литературе. Это автобиографическое произведение. После смерти Сталина Александра Солженицына реабилитируют. Некоторое время он живёт в деревне Мильцево во Владимирской области, где снимает угол у Матрёны Васильевны Захаровой.

Мы вспоминаем Матрёну Тимофеевну Корчагину из некрасовской «Кому на Руси жить хорошо». Героиня Солженицына тоже «ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в избу горящую входить. Правда, крестьянка абсолютно лишена героического начала: конь, остановленный Матрёной, сани понёс с испугу, а во время пожара она спасает фикусы. Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовёшь её «красавицей, миру на диво». Она скромна и незаметна.

Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется всего лишь одна деталь – её улыбка, указывающая на природную душевность и доброту. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько её внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью» – пишет Солженицын.

Глубокий народный характер Матрёны проявляется в первую очередь в её речи. В рассказе присутствует обилие просторечной, диалектной лексики и архаизмов. Например: «три-дни», «приспею», «иззаботилась», «теперича», «любота», «пособить», и многие другие.

Обилие подобной лексики создаёт особенный речевой колорит. Автор погружает читателя в атмосферу места действия и замечает, что это не только Матрёна, а «так выговаривали все в деревне». Способность к словотворчеству, по мысли писателя, − одно из коренных свойств народа. Так же значительно народна и манера речи Матрёны: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Матрёна живёт очень просто. Всё её «богатство» − фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной телогрейки. Всё это говорит о крайней бедности героини, − Матрёна хоть и проработала всю жизнь в колхозе, но с большим трудом смогла получить маленькую пенсию. О фикусах говорится так: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно».

События рассказа ограничены чёткими временными границами: лето – зима 1956 года, однако, благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика, эти несколько месяцев вбирают в себя историю четырёх десятилетий. Восстанавливая судьбу Матрёны, мы понимаем, что её личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с Первой мировой войной, на которой в плен попал Фаддей, с Великой Отечественной, откуда не вернулся муж, с колхозом, который оставил без средств к существованию. Её судьба – частица всего народа.

Главной героине противопоставлен образ брата её покойного мужа, Фаддея. Создавая его портрет, Солженицын семь раз повторяет прилагательное «чёрный», тем самым использует приём антитезы по отношению к светлому облику Матрёны с её лучезарной улыбкой. Фаддей, как и Матрёна, – жертва бесчеловечных обстоятельств, но в отличие от неё, он обозлён на судьбу и вымещает злость на своей жене и сыне. Им движет корысть и алчность. Почти слепой старик, «пригорбленный большою поясницею», он оживляется, когда наседает на Матрёну по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты: «глаза… деловито поблёскивали», «ловко лазил», «живо суетился» – так описывает поведение Фаддея Солженицын. Моральные качества героя особенно ярко проявляются накануне похорон Матрёны. Когда «дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал только о том, чтобы «спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр». На поминки он даже не приходит.

Рассказчик Игнатич – это обобщенный образ человека, угнетаемого системой. Герой также многое пережил и это отпечаталось на его характере и привычках. Он видел войну, отсидел около десяти лет в лагере. Одет Игнатич в лагерную телогрейку, питается два раза в сутки. Герой видит выход в одном – затеряться где-то в глуши России. Он ищет душевного покоя, гармонии подальше от городской суеты. Игнатич выбирает место, где не будет слышно радио, вдалеке от железной дороги, где его не достанет рука тоталитаризма – в глубокой деревне.

Персонажи Солженицына – это не борцы с системой, а обычные люди, которые пытаются выжить. После смерти Матрёны рушится что-то ценное и основообразующее в жизни маленькой деревни. Её дом разбирают и растаскивают, остатки имущества делят между собой родственники, двор остаётся пустым и бесхозным. Такой трагичной видит Солженицын и судьбу России.

Похожая примета

Какая характеристика подходит для главной героини? Выделите цветом правильный вариант ответа.

Подсказка «. жила теперь одинокая женщина…»

«Крестьянка, 80 лет, безработная»

«Крестьянка, одинокая женщина, 60 лет, отпущенная из колхоза»

«Одинокая крестьянка, 60 лет, репрессированная»

«Крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

Голубой
Рассказ «Матрёнин двор»
Подсказка «. Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба − и старела в ней беспритульная Матрёна. »
Герои рассказа «Матрёнин двор»

Соотнесите характеристику с героями.

Подсказка «. Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. »
История создания и публикации рассказа

Распределите даты истории создания и публикации рассказа на ленте времени.

Подсказка Авторское название «Не стоит село без праведника» было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий. По этой же причине время действия в рассказе изменено автором на 1956 год.
Быт в рассказе «Матрёнин двор»

Соберите изображение домашнего животного, которое находилось в избе у Матрёны.

Рассказ «Матрёнин двор»

Найдите и выделите цветом ответы на вопросы:.

  • Кем приходилась эта женщина Фаддею: тоже Матрёна, муж всю жизнь бьёт, родила тоже шестерых?
  • Кем работал Матрёнин постоялец?
  • Матрёнин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого её добра, вспоминая живую Матрёну, вдруг отчётливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что Матрёна и есть тот самый _______________.
  • Какое художественное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
  • Какое художественное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"»?
Подсказка «. широколицая грубая "вторая" Матрёна − та подставная Матрёна, которую взял когда-то Фаддей по одному лишь имечку. »
Герои рассказа «Матрёнин двор»

Соотнесите характеристику с героями, о которых говорила Матрёна.

Подсказка «. Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла».
Рассказ «Матрёнин двор»

Восстановите эпизод из рассказа об одном из героев.

Подсказка Этот герой противопоставлен светлому образу Матрены.

«Высокий старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на серединку комнаты, к печке-«голландке». Всё лицо его облегали густые волосы, почти не тронутые сединой: с окладистой бородой сливались усы густые, , так что рот был виден едва; и непрерывные бакены , едва выказывая уши, поднимались к космам, свисавшим с темени; и ещё широкие брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку».

Похожая примета

1. От какого лица ведется повествование в рассказе:
а) от первого лица;+
б) от третьего лица;
в) двумя рассказчиками.

2. Какова функция экспозиции в рассказе?
а) познакомить читателя с главными героями;
б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим
событиям.+

3. Повествователь, внимательно описывая быт, говорил о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, которые вольготно живут в доме Матрёны и при этом:
а) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;
б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,
кто нуждался в её сострадании;+
в) показал подробности деревенского житья.

4. Портрет Матрёны описан кратко:
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…», что позволяет:
а) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;
б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;
в) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.+

5. Что можно посчитать трагическим предзнаменованием событий, свершившихся в рассказе?
а) пропажу колченогой кошки;+
б) потерю дома и всего, что с ним связано;
в) разлад в отношениях с сёстрами.

6. Почему Матрёна рассказала Игнатичу историю своей жизни?
а) так как ей не с кем было поговорить;
б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;+
в) потому что хотела, чтобы её пожалели.

7. Несмотря на недолгое знакомство с Матрёной, автор смог почувствовать её характер. Она была:
а) добрая, деликатная, отзывчивая;+
б) замкнутая, неразговорчивая;
в) хитрая, меркантильная.

8. Какой смысл у названия рассказа?
а) рассказ назван по месту действия
б) Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира
в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в русской деревне+

9. В какой момент автор почувствовал суть русской души Матрёны?
а) ходила за святой водой на Крещение;
б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;+
в) согласилась отдать горницу на слом.

10. Какова основная тема рассказа?
а) месть Фаддея Матрёне;
б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.+

11. Какое второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»
а) « Случай на станции Кречетовка»
б) «Пожар»
в) «Не стоит село без праведников»+
г) «Привычное дело»

12. В облике Фаддея выделяются чёрные волосы, чёрная окладистая борода, чёрные усы и брови да и самого старика зовут «чёрным». Для чего цвет необходим автору?
а) выделить у героя основательность, достойность, крепость.
б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;
в) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.+

13. Какова основная идея рассказа?
а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень
б) трагическая судьба деревенской женщины
в) утрата обществом духовных и нравственных основ+
г) отображение типа чудака в русском обществе

14. Образ главной героини –
а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других
б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха
в) праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности+
г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

15.Рассказ «Матрёнин двор»:
а) полностью достоверен и автобиографичен;+
б) основан на художественном вымысле;
в) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

16. Почему Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице?
а) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;
б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;
в) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.+

17. Какой год описывается в рассказе?
а) после революции
б) после Отечественной войны
в) 1953 год
г) 1956 год+

18. При изображении плача родственниц по погибшей Матрёне, автор:
а) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;
б) показывает трагичность событий;
в) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.+

19. Какие художественные детали и описание помогают автору создать образ главной героини?
а) колченогая кошка
б) картофельный суп
в) большая русская печка
г) безмолвная, но живая толпа фикусов
Д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка+

20. Игнатич поселился в Тальново, в надежде отыскать патриархальную Россию:
а) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;+
б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;
в) и остался жить там навсегда.

II вариант.

1.Повествование в произведении «Матренин двор» ведется:
а) От лица Матрены;
б) От лица сестры Матрены;
в) От лица Фаддея;
г) От лица рассказчика+

2.Фамилия у Матрены:
а) Григорьева+
б) Васильева
в) Фадеева
г) Ефимова

3. Причина, по которой рассказчик решил поселиться в селе Тальново?
а) Рассказчика сюда направили по распределению;
б) Мужчине хотелось пожить где-то подальше от городской суеты;+
в) У рассказчика здесь жили дальние родственники;
г) Мужчину привлекла возможность устроиться здесь на хорошо оплачиваемую работу.

4. О чем Матрена рассказала повествователю?
а) О том, как во время пожара спасла маленького ребенка;
б) О том, как помогала строить плотину на реке;
в) О том, как, схватив за узду, остановила испуганного коня;+
г) О том, как получила орден за то, что была ударницей труда.

5. Как сначала назывался рассказ?
а) «Не стоит село без праведника»+
б) «Не стоит село без Матрены»
в) «Матренины страдания»
г) «Житие Матрены-праведницы»

6. Что связывало Матрену и Фаддея Мироновича?
а) Женщина должна была выйти замуж за Фаддея, но вышла за его брата;+
б) Матрена была крестной матерью детей Фаддея;
в) Фаддей был мужем сестры Матрены;
г) Фаддей был троюродным братом Матрены.

7. Кому по завещанию Матрены должна была достаться горница?
а) Сыновьям Фаддея;
б) Воспитаннице Кире;+
в) Рассказчику;
г) Своей сестре.

8. Для чего Кире срочно понадобилось перевозить часть дома Матрены?
а) Кира собиралась присоединить горницу Матрены к дому родителей;
б) Кира хотела разобрать горницу на строительные материалы для строительства собственного дома;
в) Кире дали участок, на котором нужно было поставить какую-то постройку;+
г) Кира собиралась продать горницу и получить наследство деньгами.

9. Как умерла Матрена?
а) Матрена сильно заболела после отделения горницы, слегла и через несколько дней умерла;
б) Матрену покалечила испуганная лошадь;
в) На сани с горницей, которую Матрена помогала везти, налетел паровоз;+
г) Матрена умерла от старости.

10. Кто из пришедших на похороны Матрены искренне горевал по ней?
а) Сестры Матрены;
б) Сыновья Фаддея;
в) Фаддей и его крестник;
г) Кира и жена Фаддея.+

11. О ком так сказано: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».
а) Матрене;+
б) Кире;
в) Жене Фаддея;
г) Старшей сестре Матрены.

12. Какая характеристика лучше всего подходит Матрене:
а) «крестьянка 80 лет, безработная»
б) «крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза»+
в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная»
г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

13. Выберите, какое из утверждений о Матрене верно:
а) любила Ефима, вышла за Фаддея
б) любила Фаддея, вышла за Ефима+
в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла
г) никогда никого не любила

14. Что значит: родила Матрена шестерых детей, но «они не стояли»
а) не вставали на ноги
б) долго не бегали
в) были не самостоятельными
г) не выживали+

15. Определите, где без вести пропал муж Матрены?
а) на Первой мировой войне
б) в Гражданскую войну
в) в годы Финской войны
г) в годы Великой Отечественной+

16. Кем работал Матренин постоялец?
а) почтальоном
б) председателем
в) ветеринаром
г) учителем+

17. Вспомните, где рассказчик познакомился с Матреной?
а) В гостях у друга;
б) На базаре;
в) В поле;
г) Нет правильного ответа+

18. Кто является рассказчиком?
а) автобиографический персонаж+
б) сосед Матрены
в) Фаддей
г) Кира

19. В каком году было впервые опубликовано произведение Солженицына «Матренин двор»?
а) 1963+
б) 1965
в) 1969
г) 1972

20. Что из ниже перечисленного о Матрене не верно:
а) вечно она в мужичьи дела мешалась
б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь
в) горницу отдала воспитаннице Кире
г) дом отдала воспитаннице Кире+

Читайте также: