Какие приметы у антихриста

Обновлено: 13.11.2024

Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Буфеев — извест­ный мос­ков­ский пас­тырь, кан­ди­дат гео­лого-мине­ра­ло­ги­че­ских наук, ака­де­мик Меж­ду­на­род­ной Ака­де­мии Наук, насто­я­тель храма Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Архан­гель­ском-Тюри­кове, глава мис­си­о­нер­ско-про­све­ти­тель­ского цен­тра «Шестод­нев».

Сего­дня враг осо­бенно усып­ляет пра­во­слав­ных. Каза­лось бы – нам не дано знать вре­мена и сроки ( Деян.1:7 ), но не заме­чать явных при­мет апо­ка­лип­ти­че­ских собы­тий тоже нельзя, да уже и невоз­можно. И Свя­тые Отцы, при­зы­вая хри­стиан к непре­стан­ному духов­ному трез­ве­нию, заве­щали нам: «Зна­ешь при­знаки анти­хри­стовы: не сам один помни их, но и вся­кому сооб­щай щедро» (свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский).

Появ­ле­ние анти­хри­ста неот­вра­тимо, и, по слову свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова), никто «своей немощ­ной рукой» оста­но­вить это бед­ствие не смо­жет – ни тот, кто хорошо пони­мает про­ис­хо­дя­щее, ни – тем более – тот, кто ни во что не вни­кает. Все, пред­ска­зан­ное в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­тыми Отцами, – неиз­бежно. Но это не должно рас­хо­ла­жи­вать рев­ност­ных пра­во­слав­ных хри­стиан, отчет­ливо осо­зна­ю­щих опас­ность совре­мен­ных собы­тий и жела­ю­щих спа­се­ния своей души, своих ближ­них и всего народа.

Диа­вол же пыта­ется усы­пить нашу бди­тель­ность, лишить пра­во­слав­ных людей трез­ве­ния, дабы они утра­тили пони­ма­ние важ­но­сти дог­ма­ти­че­ского уче­ния Церкви. Он хочет, чтобы мы увлек­лись вопро­сами не пер­вой зна­чи­мо­сти, вто­ро­сте­пен­ными, неопре­де­лен­ными, не име­ю­щими чет­ких дог­ма­ти­че­ских границ.

Для нас точ­ными и стро­гими явля­ются поня­тия о Боге как о Творце – мы веруем в Бога «Творца Небу и земли» (пер­вый член Сим­вола веры). Мы также веруем в кон­крет­ное еван­гель­ское уче­ние Церкви о Вопло­ще­нии и спа­си­тель­ной иску­пи­тель­ной мис­сии Хри­ста (т. е. в то, что Бог вопло­тился, стал Иску­пи­те­лем, взо­шел на гол­гоф­ский Крест, про­лил Свою Кровь и даро­вал всем, веру­ю­щим в Него как Сына Божия, спа­се­ние и Жизнь Вечную).

Кроме того, пред­мет нашей веры – Хри­стос, «паки гря­ду­щий со сла­вою судити живым и мерт­вым», – т. е. Его Вто­рое слав­ное При­ше­ствие. Это дог­ма­ти­че­ское уче­ние Церкви неоспо­римо, известно всем пра­во­слав­ным и должно быть при­нято ими – даже теми, кто до конца его не пости­гает (а в совер­шен­ной пол­ноте оно недо­ступно никому), – на веру.

И вот, смот­рите: «мости­ком» между «нача­лом» и «кон­цом», между уче­ни­ями о тво­ре­нии и о Вто­ром При­ше­ствии – слу­жит та свя­то­оте­че­ская вера, кото­рую в совре­мен­ном бого­сло­вии назы­вают «биб­лей­ским кре­а­ци­о­низ­мом» (от лат. «creationis» – тво­ре­ние, – при­меч. ред.). А про­ти­во­стоит этой вере дру­гое уче­ние, име­ну­е­мое «эво­лю­ци­о­низ­мом».

Как только вера в это гря­ду­щее Страш­ное Вто­рое При­ше­ствие Гос­подне оску­деет, когда еван­гель­ская соль поте­ряет свою силу, когда хри­сти­ане пере­ста­нут петь «Се жених гря­дет в полу­нощи», когда мы допу­стим хоть малей­шее сомне­ние в обе­то­ва­нии Хри­сто­вом и при­мем мысль, что это собы­тие слу­чится еще не скоро, не на днях, не при нашей жизни, а когда-нибудь потом, через сотни, тысячи, мил­ли­оны или даже мил­ли­арды лет, – вот тут-то и насту­пит конец.

Откуда взялся эво­лю­ци­о­низм? От Дар­вина? Или от Тей­яра де Шар­дена (като­ли­че­ский «бого­слов» и уче­ный, осно­во­по­лож­ник т. н. «хри­сти­ан­ского эво­лю­ци­о­низма», – при­меч. ред.)? О, нет! Он про­изо­шел от диа­вола. Потому что это – аль­тер­на­тив­ное миро­воз­зре­ние, поз­во­ля­ю­щее забыть о Боге-Творце, пре­не­бречь Богом-Иску­пи­те­лем и оста­вить чая­ние Вто­рого При­ше­ствия, кото­рое пред­ва­рится прав­ле­нием антихриста.

О чем учит эво­лю­ци­о­низм? – Что все­лен­ная, земля и жизнь на ней были не сотво­рены, а появи­лись и раз­ви­ва­лись в резуль­тате слу­чай­ных сов­па­де­ний. Что мир суще­ствует якобы мил­ли­арды лет, что в его исто­рии имели место огром­ные аст­ро­но­ми­че­ские и био­ло­ги­че­ские эпохи еще до воз­ник­но­ве­ния Земли, до зарож­де­ния жизни на ней, до про­ис­хож­де­ния чело­века из обе­зьяны и проч. Т. е. ника­кого биб­лей­ского начала не было, Бог не Тво­рец, Он не есть «Альфа». А в таком слу­чае – Он и не «Омега». Если Цер­ковь ожи­дает Вто­рого При­ше­ствия – «чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щаго века», – то эво­лю­ци­о­нист­скую кон­цеп­цию можно выра­зить так: «Ничего я не чаю, потому что ничего не произойдет.

А если и про­изой­дет, то – нескоро. Солнце не погас­нет еще десятки мил­ли­ар­дов лет, теп­ло­вую смерть все­лен­ной можно ожи­дать вообще через сотни мил­ли­ар­дов… Так что не торо­пи­тесь, люди, – устра­и­вайте свою жизнь, бори­тесь «за мир во всем мире», «без­опас­ность», «содру­же­ство» наро­дов, вер, кон­фес­сий, созда­вайте «новый миро­вой поря­док»… Спе­шить некуда!» А пра­во­слав­ное, биб­лей­ское, кано­ни­че­ское, свя­то­оте­че­ское созна­ние сви­де­тель­ствует о том, что у мира было начало в Боге – Он есть «Альфа». Он же есть и «Омега» – и скоро гря­дет судить мир.

Еще один важ­ный вопрос биб­лей­ского кре­а­ци­о­низма – о мас­штабе вре­мени: все ли пра­во­слав­ные люди этот мас­штаб осо­знают? Сколько поко­ле­ний отде­ляло Хри­ста от Адама? Можно посчи­тать в Еван­ге­лии от Луки, в тре­тьей главе – 77 поко­ле­ний. При­мерно столько же, сколько отде­ляет нас от Христа.

Т. е. послед­ние вре­мена – это не абстрак­ция, не алле­го­рия, не вымы­сел, в кото­рый можно верить или не верить; это – биб­лей­ское, еван­гель­ское откро­ве­ние. О послед­них вре­ме­нах пред­воз­ве­щали свя­той Иоанн Кре­сти­тель и Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос, про­ро­че­ство­вали апо­столы – Петр, Павел и дру­гие, сви­де­тель­ство­вали все Свя­тые Отцы. Таким обра­зом, тема о Вто­ром При­ше­ствии и пред­ва­ря­ю­щем его воца­ре­нии анти­хри­ста – некое при­гла­ше­ние всем нам к уча­стию в молит­вен­ном сто­я­нии за веру.

В либе­раль­ных «бого­слов­ских» кру­гах сего­дня уче­ние о начале бытия мира раз­мы­ва­ется, пред­ста­ви­тели таких взгля­дов утвер­ждают, что совре­мен­ные эво­лю­ци­он­ные тео­рии («Боль­шого взрыва» и др. кон­цеп­ции) якобы не про­ти­во­ре­чат Биб­лии и удачно сов­ме­ща­ются с изло­жен­ным в ней. Эти мни­мо­бо­го­слов­ские модер­нист­ские школы несут боль­шой соблазн: неправо уча о начале, они усып­ляют бди­тель­ность хри­стиан каса­тельно конца света, кото­рый не про­сто реа­лен, но и весьма близок.

Модер­ни­сты гово­рят, что в Новом Завете (Еван­ге­лиях и апо­столь­ских Посла­ниях), веро­ятно, содер­жится ошибка – уче­ники, апо­столы, якобы непра­вильно поняли сво­его Учи­теля, решив, что Вто­рое При­ше­ствие не замед­лит – не прейдет род сей ( Мк.13:30 ), т. е. что оно слу­чится при их поко­ле­нии, во время их жизни. Но вот зем­ное суще­ство­ва­ние апо­сто­лов завер­ши­лось, а Хри­стос не явился, Вто­рое При­ше­ствие не настало. Сле­ду­ю­щее поко­ле­ние хри­стиан – мужи апо­столь­ские – тоже наде­я­лись на ско­рое При­ше­ствие Гос­пода на землю, – и опять этого не произошло!

Вто­рое сто­ле­тие, Иеру­са­лим­ский храм раз­ру­шен – с ним свя­зы­вали кон­чину мира, – также пред­ре­чен­ные собы­тия не сбы­лись. Далее – свя­то­оте­че­ская эпоха: пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет о при­бли­жа­ю­щемся при­ходе анти­хри­ста, о нем гово­рят Учи­тели Церкви – свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст и иные Свя­тые Отцы, а Гос­подь все медлит…

Почему же так про­ис­хо­дит? Налицо либо непра­виль­ное пони­ма­ние Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, либо оши­боч­ность самого этого Откро­ве­ния, что (т. е. вто­рой слу­чай) озна­чает необ­хо­ди­мость отверг­нуть его, при­няв что-то более досто­вер­ное. Вот такая псев­до­ди­лемма пред­ло­жена нам сего­дня либе­раль­ными око­ло­бо­го­слов­скими кругами.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский: Как неиз­вест­ную кон­чину опре­де­лил нам Хри­стос Гос­подь, чтобы мы все­гда ее ожи­дали, – так и неиз­вест­ным оста­вил срок Сво­его При­ше­ствия в мир, чтобы мы каж­дый день Его ожи­дали. И как не знаем, когда нас позо­вет Гос­подь наш к Себе, да все­гда готовы будем, – так не знаем дня и часа, когда Он к нам при­дет, да на вся­кий день и час будем готовы к встрече Его. Хри­сти­а­нин! Как видишь, что чело­век уми­рает, когда не ожи­дает, и отхо­дит в иной век, – так пони­май и помыш­ляй, что и Гос­подь при­дет к нам неожиданно.

Тогда неожи­данно раз­дастся крик: «Вот, жених идет, выхо­дите навстречу ему» ( Мф.25:6 ). Как ожи­да­ешь кон­чины твоей и гото­вишься к ней, чтобы бла­женно скон­чаться, – так ожи­дай и При­ше­ствия Гос­пода тво­его и готовься к встрече Его, чтобы спо­до­биться в При­ше­ствии Его одес­ную Его стать и услы­шать со слы­ша­щими Его слад­чай­ший глас: «При­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира» (Там же, 34).

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник: …Что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? Надо сознаться – нет. Смерти еще ждет иной, а дня Гос­подня – едва ли кто. И будто правы. Отцы и пра­отцы наши ждали, и не при­шел день. Как не видим ничего, почему бы надо было поду­мать, что он при­дет в наши дни; то и не думаем; не думаем и не ждем. Что див­ного, если при таком нашем рас­по­ло­же­нии день Гос­по­день нис­па­дет на нас, как вор. Мы похожи будем на жите­лей города, кото­рых обе­щался посе­тить началь­ник губер­нии, ныне или завтра.

Ждали они его час, ждали дру­гой, ждали день и потом ска­зали: «Верно, не будет», и разо­шлись по домам. Но только что разо­шлись и пре­да­лись покою – он тут и есть. То же и с нами будет: ждем ли, не ждем – день Гос­по­день при­дет, и при­дет без предуве­дом­ле­ния, ибо Гос­подь ска­зал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ; Лк.21:33 ; Мк.13:31 ). Но не лучше ли ждать, чтоб не быть застиг­ну­тыми врас­плох? Ибо это не прой­дет нам даром!

А каков пра­виль­ный – пра­во­слав­ный – ответ на постав­лен­ный вопрос? Ошибся ли Гос­подь, ошиб­лись ли Апо­столы, обма­ну­лись ли Свя­тые Отцы, вклю­чая бли­жай­ших к нам по вре­мени угод­ни­ков Божиих – свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, Ново­му­че­ни­ков Церкви Рус­ской, архи­епи­скопа Фео­фана Пол­тав­ского и совре­мен­ных стар­цев? Нет, конечно, никто из них не погре­шил. Про­сто Гос­подь дает нам время для покаяния.

Он ожи­дает воз­рас­та­ния (коли­че­ствен­ного и духов­ного) Сво­его «малого стада», кото­рое будет чаять его При­ше­ствия на землю. Но как только вера в это гря­ду­щее Страш­ное Вто­рое При­ше­ствие Гос­подне оску­деет, когда еван­гель­ская соль поте­ряет свою силу, когда хри­сти­ане пере­ста­нут петь «Се жених гря­дет в полу­нищи», когда мы допу­стим хоть малей­шее сомне­ние в обе­то­ва­нии Хри­сто­вом и при­мем мысль, что это собы­тие слу­чится еще не скоро, не на днях, не при нашей жизни, а когда-нибудь потом, через сотни, тысячи, мил­ли­оны или даже мил­ли­арды лет, – вот тут-то и насту­пит конец.

Т. е. когда апо­столь­ское чая­ние близ­кого явле­ния Гос­подня, утвер­жден­ное Свя­тыми Отцами, вплоть до Ново­му­че­ни­ков и Испо­вед­ни­ков Церкви Рус­ской, ума­лится – тогда Спа­си­тель нач­нет совер­шать Свой Страш­ный Суд, при­дет судить всех живых и мертвых.

Таким обра­зом, только вера свя­тых и удер­жи­вает наш мир. Она – свет миру и соль земли. Без этой веры – истин­ной, ничем не иска­жен­ной, точно вос­при­ня­той Апо­сто­лами и сохра­нен­ной Свя­тыми Отцами, – и нам не спа­стись и не насле­до­вать Жизни Вечной.

Поэтому давайте, во-пер­вых, поло­жим в осно­ва­ние своей духов­ной жизни пра­виль­ное дог­ма­ти­че­ское уче­ние Церкви. Поста­ра­емся как можно чаще повто­рять Сим­вол веры и вни­кать в изло­жен­ные там посту­латы. А во-вто­рых – не будем забы­вать, что от каж­дого из нас зави­сит буду­щее вселенной.

Если мы пре­да­димся рас­слаб­ле­нию, небре­же­нию, погру­зимся в духов­ную сле­поту – то вполне можно ожи­дать ско­рого конца света. Но если мы порев­нуем веро­вать глу­боко и созна­тельно и утвер­ждаться в бла­го­че­стии – то ника­кие поли­тики, эко­но­ми­че­ские дивер­санты, внеш­ние и внут­рен­ние враги нам не навре­дят, ибо всеми и всем управ­ляет Гос­подь – Тво­рец, Иску­пи­тель и Судия мира.

Антихрист в других религиях и предсказаниях

Антихрист в исламе

Так бы мог выглядеть современный Даджжаль.

Предсказания об антихристе и Иисусе Христе есть и в исламе. Мусульмане называют его Даджжаль и считают, что отличительной его чертой станет слово «кафир», дословно «неверующий», высеченное на лбу. Он развратит человечество и будет насаждать всевозможные пороки: безбожие, ложь, предательство и богохульство.

В исламе антихрист наделён волшебными умениями:

  • Он сможет воскрешать людей из мёртвых.
  • У него будет власть над природными явлениями и катаклизмами.
  • Антихрист будет несметно богат, и тем самым развратит человечество, которое ослепнет от его показной роскоши.

Вот что сказал о нём пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) более 1400 лет назад:

Антихрист в иудаизме

С раннего Средневековья в Иудаизме осталось весьма чёткое, но малопонятное описание антихриста. Как и все прочие, оно иносказательное:

  • Это гигант ростом около 6 метров с именем Армилус, он будет рождён от связи сатаны и римской статуи. Его левое ухо открыто для любого зла, а правое не слышит добрых слов.
  • Сначала он победит много язычников при помощи колдовства. Затем он убедит людей в том что он и есть мессия.
  • Однако настоящий Избавитель победит его силой молитвы и своим дыханием.

Интересно. Все легенды об антихристе Армилусе собраны в трудах Авраама Галеви в начале XVI века. Он ожидал начала апокалипсиса после изгнания иудеев из Испании в 1492 году.

Заключение

На протяжении многих веков люди пытались угадать приход антихриста, «назначая» на эту роль разных людей и ошибались. Считается, что, когда он снизойдёт на землю, истинно верующие люди безошибочно узнают его по признакам, указанным в Писании. Хотя, большая часть, наоборот, проникнется к нему доверием, ведь он придёт в обличье Христа, а когда на его сторону перейдёт максимальное количество людей, он покажет свою истинную сущность, но будет побеждён Христом.

С каждым днём наш мир приближается к приходу антихриста, произойдёт ли это на нашем веку или нет — сказать невозможно. Впрочем, даже если вы не верите в бога, вы не можете не замечать, как мы тонем во лжи и разврате, перестаём ценить человеческую жизнь, отдавая предпочтение Золотому Тельцу. Не пришло ли время крепко задуматься и решить — на чьей стороне ТЫ встанешь в последние времена, если они наступят завтра, через год или через десять лет?

Страшный зверь

pravchelny

Антихристом называют разные исторические персоны, например, популярны версии о том, что это был Нерон, Наполеон, Гитлер, Ленин.

Указано, что Антихрист может прийти в образе страшного многоголового зверя, которые появится из моря или бездны – а значит не обязательно, что он будет иметь человеческое обличие. Каждая голова зверя коронована, что позволяет предположить, что здесь речь идет о нескольких государствах, заключающих союз в поддержку или под влиянием идей Антихриста.

Похожая примета

Само слово антихрист пришло к нам из греческого языка, приставка анти означает «против», то есть это кто-то кто против Христа. Таким образом, у слова два значения. В общем понятии, это любой, кто отвергает Иисуса Христа, Бога Отца и Сына. А в более конкретном понятии антихрист (великий или последний антихрист) — это лже-Христос, который явится на Землю перед концом времён. Именно о последнем мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале. Мы постарались собрать всю доступную информацию и обобщить данные по этому вопросу: что такое печать антихриста, когда грядёт пришествие антихриста, какие признаки и знамения будут этому предшествовать, как будут проходить последние времена и чем всё закончится.

Фото антихриста: фреска Лука Синьорелли «Проповедь и дела антихриста».

Пришествие антихриста: признаки, знамения, тёмные времена

Как сказал святой Кирилл Иерусалимский: «Знаешь признаки антихриста: не один помни их, но и всякому сообщай щедро». Поэтому поговорим о них подробно.

Знамения начала последних времён

Считается, что появление антихриста будет готовиться долгие годы. Богословы пришли к мнению, что приготовления к его приходу были начаты ещё во времена апостолов. К сожалению, точной даты начала событий в Священном Писании нет, но есть весьма точное описание «признаков последних времён»:

Других точных знамений приходу антихриста и началу последних времён нет.

Признаки самого антихриста

Многим сложно будет узнать антихриста, так как он сначала покажет себя человеком добрым, скромным и добродетельным. Но как только получит серьёзную власть — раскроется в истинном виде.

Времена правления антихриста

Так себе представляли правление антихриста

Опираясь на всю имеющуюся информацию, попробуем предположить, как начнётся и будет проходить время правления антихриста. В христианской традиции есть специальное название этого периода «Великая скорбь», по разным данным, он продлится от 3,5 до 7 лет.

Антихрист уже пришёл: современные мифы

Все поколения видели в своей действительности признаки прихода антихриста и объявляла им разных людей. Если вы ознакомились с нашей статьёй, то уже должны были сделать выводы относительно того, как начнётся, каким образом будет проходить и чем закончится время правления антихриста. Итак, многие считают, антихрист уже пришёл на нашу землю.

Путин — антихрист

Никаких внятных доводов для такого утверждения мы не нашли. Ни под какие описания из Откровений нынешний президент России не подпадает. Из всех доказательств есть только одно, но в глазах современного, недалёкого обывателя — железобетонное! Фреска XIV века в Бенедиктинском аббатстве на севере Италии, вот она.

Ну что же, какое-то сходство, конечно, есть, но по моему этого мало.

  • По всей видимости, на фреске изображён не конец времён, а ад. Тогда получается, что Путин — дьявол. А это уже совсем на правду не похоже.
  • Ни в одном из пророчеств нет даже отдалённых намёков, на Россию.
  • Впрочем, если у вас есть своё, аргументированное мнение — пишите в комментариях.

Вакцина — это печать антихриста

Нами не найдено никаких внятных доказательств этого утверждения. Только смутные конспирологические доводы, не опирающиеся на Святое Писание. Напомним что:

  • Печать зверя это не просто физическая или биологическая метка, а осознанное поклонение антихристу. А кто в этой версии антихрист? Непонятно.
  • Метка будет ставиться всем и сразу в течение довольно короткого времени — не более 3,5 лет. Без метки нельзя будет получить никаких благ.

Ну и если придерживаться этой версии, то кто и кого метит? Вакцина, это, как ни крути, укол, лекарство, качественное или ещё не совсем — другой вопрос. Почему именно эта вакцина метка зверя, а другие лекарства, которые колют нет?

Моргенштерн — антихрист

Билл Гейтс — антихрист

Большинство теорий, о том, что Билл Гейтс если не сам антихрист, то его предтеча, базируются на версии чипирования человечества. Однако в этой теории ряд существенных недостатков:

  • Как и в версии с прививками само по себе чипирование, не может быть печатью антихриста. Оно как минимум должно сопровождаться отказом от веры.
  • Человечество ещё не достигло такого технологического уровня, чтобы сделать чип с нужными свойствами. Есть масса нерешённых проблем от технических до законодательных, если интересно, почитайте соответствующие форумы.
  • Правители разных стран разобщены — чтобы чипировать всё человечество, нужно для начала объединить все страны под единым управлением. Учитывая то, что с начала правления антихриста до его завершения пройдёт всего 3 года и 6 месяцев — сделать это нужно сильно заранее.

Начало конца

В качестве предполагаемых мест рождения Антихриста называют: Вавилон (теперь это территория Ирака), Рим, Сирию, Африку. Точной даты прихода неизвестно, но говорится о том, что ему будут предшествовать глобальные природные катастрофы, войны и потеря духовности.

Ничего удивительного, что происходящие в настоящее время события дают повод думать, что приход Антихриста или уже случился или произойдет в ближайшем будущем – геополитическая обстановка накаленная: смена власти в Афганистане, бунт в Европе против США, а также природные катаклизмы, которые происходят в разных концах света – наводнение в Индонезии, паводки в Забайкалье, лесные пожары в Удмуртии, пожары в Италии, а новые духовные учения появляются как грибы после дождя, например, пастафарианство. Поскольку Антихрист прикрывается маской добра, существует версия, что это может быть истолковано как миротворческие операции, которые на самом деле нужны для того, чтобы завоевать и подчинить как можно больше территорий.

Общая информация

Для всех кто хочет получить конкретную информацию без лишних подробностей, мы подобрали несколько популярных вопросов с ответами и соответствующими цитатами.

Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Антихрист и время его пришествия

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

В широ­ком смысле слово “анти­христ” — это вся­кий, “отвер­га­ю­щий Отца и Сына” ( 1Ин.2:22 ), “а вся­кий дух, кото­рый не испо­ве­дует Иисуса Хри­ста, при­шед­шего во плоти, не есть от Бога, но это дух анти­хри­ста…” ( 1Ин.4:3 ), т. е. вся­кий, кто отри­цает Бого­че­ло­ве­че­ство и Бого­сы­нов­ство Иисуса Хри­ста, может быть назван анти­хри­стом. В этом смысле “…появи­лось много анти­хри­стов…” ( 1Ин.2:18 ). Но в стро­гом смысле это наиме­но­ва­ние упо­треб­ля­ется в отно­ше­нии к опре­де­лен­ному лицу, о кото­ром также гово­рит ап. Иоанн Бого­слов: “…вы слы­шали, что при­дет анти­христ…” ( 1Ин.2:18 ).

В исто­рии имели место мне­ния, что анти­христ не есть лич­ность, а про­сто некая бого­враж­деб­ная сила. Такое мне­ние выска­зы­вал, напри­мер, Мар­тин Лютер; на рус­ской почве его вос­про­из­во­дили рас­коль­ники бес­по­повцы. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние… кн. 4, гл. 26) пишет: “Надобно знать, что должно придти анти­хри­сту, хотя анти­христ есть и вся­кий, не испо­ве­да­ю­щий, что Сын Божий при­шел во плоти, но в соб­ствен­ном смысле и пре­иму­ще­ственно, анти­хри­стом назы­ва­ется тот, кото­рый при­дет к кон­чине мира”. Свщ. Писа­ние учит об анти­хри­сте, как о кон­крет­ной лич­но­сти. Гос­подь гово­рит иудеям:

“…иной при­дет во имя свое, его при­мете” ( Ин.5:43 ). Апо­стол Павел назы­вает анти­хри­ста: “чело­ве­ком греха, сыном поги­бели” ( 2Фес.2:3 ).

По пре­да­нию, анти­христ про­изой­дет из народа иудей­ского и будет являться потом­ком Дана, одного из 12 сыно­вей Иакова. Про­ро­че­ство пат­ри­арха Иакова о Дане и его потом­ках зву­чит сле­ду­ю­щим обра­зом: “Дан будет змеем на дороге, аспи­дом на пути, уязв­ля­ю­щим ногу коня, так что всад­ник его упа­дет назад. На помощь Твою наде­юсь Гос­поди!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страш­ные слова о Дане содер­жатся у про­рока Иере­мии: “От Дана слы­шен храп коней его, от гром­кого ржа­нья жереб­цов его дро­жит вся земля; и при­дут и истре­бят землю и все, что на ней, город и живу­щих в нем” ( Иер.8:16–17 ).

В Откр. (гл. 7) пере­чис­ля­ются запе­чет­лен­ные от всех колен Изра­и­ле­вых, и среди пере­чис­ля­е­мых колен не упо­мя­нуто колено Даново, что тоже рас­смат­ри­ва­ется как при­кро­вен­ное ука­за­ние на то, что из колена Данова будет антихрист.

Суще­ствует лож­ное мне­ние, что анти­христ будет вопло­ще­нием сатаны: подобно тому как Гос­подь вопло­тился от Девы, и сатана в послед­ние вре­мена тоже вопло­тится в чело­веке. Это мне­ние Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ется. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диа­вол сде­ла­ется чело­ве­ком, подобно тому, как воче­ло­ве­чился Гос­подь, да не будет! Но родится чело­век от блу­до­де­я­ния и при­мет на себя все дей­ство­ва­ния сатаны, ибо Бог, пред­видя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­волу посе­литься в нем”. Слова св. Иоанна Дамас­кина согласны с уче­нием Свщ. Писа­ния об анти­хри­сте: “кото­рого при­ше­ствие, по дей­ствию сатаны, будет со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” ( 2Фес.2:9 ).

Имя анти­хри­ста неиз­вестно, известно только его число — “666”. По объ­яс­не­нию свщмч. Ири­нея Лион­ского, “имя его неиз­вестно потому, что оно недо­стойно быть воз­ве­щен­ным от Духа Свя­того” (Про­тив ере­сей, кн. 5, гл. 30).

Собы­тием, непо­сред­ственно пред­ва­ря­ю­щим при­ше­ствие анти­хри­ста, будет взя­тие “от среды удер­жи­ва­ю­щего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова тре­буют обра­ще­ния к гре­че­скому тек­сту. В ст. 6 гово­рится: “ныне вы зна­ете, что не допус­кает открыться ему в свое время”. Слову “что” в сино­даль­ном пере­воде соот­вет­ствует гре­че­ское “to katechon”, что бук­вально зна­чит “дер­жа­щее или удер­жи­ва­ю­щее”, в сред­нем роде. Оче­видно, здесь име­ется в виду не чело­ве­че­ское лицо, а некая сила. В ст. 7 гово­рится: “не совер­шится до тех пор, пока не будет взят от среды удер­жи­ва­ю­щий (o ketechon)”. Здесь упо­треб­лен муж­ской род, что ско­рее всего ука­зы­вает на лицо муж­ского рода. Одно­знач­ного тол­ко­ва­ния на эти слова Апо­стола нет, поэтому под “удер­жи­ва­ю­щим” и “дер­жа­щим” можно пони­мать и неко­то­рую силу, поли­ти­че­скую или рели­ги­озно-поли­ти­че­скую, и неко­его пред­ста­ви­теля этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

По сло­вам св. Иоанна Дамас­кина (Точ­ное изло­же­ние… кн. 4, гл. 26), “анти­христ будет вос­пи­тан тайно, потом вне­запно вос­ста­нет, воз­му­тится и воца­рится”. Он будет бороться про­тив всех рели­гий и “при­дет во имя свое” ( Ин.5:43 ). An. Павел гово­рит, что анти­христ есть “…пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею…” ( 2Фес.2:4 ), т. е. Бога и в хри­сти­ан­ском, и в язы­че­ском пони­ма­нии, и всех пред­ме­тов рели­ги­оз­ного чествования.

Согласно Апо­ка­лип­сису, харак­тер­ной чер­той анти­хри­ста будет бого­хуль­ство: “И даны были ему уста, гово­ря­щие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живу­щих на небе” ( Откр.13:5–6 ). Анти­христ усвоит себе Боже­ствен­ное досто­ин­ство и потре­бует Боже­ского покло­не­ния и слу­же­ния: “…в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога” ( 2Фес.2:4 ). О каком храме здесь идет речь точно ска­зать невоз­можно — будет ли это вос­ста­нов­лен­ный к тому вре­мени Иеру­са­лим­ский храм или некий дру­гой, кото­рый будет наи­бо­лее почи­таем и изве­стен в то время.

В своей борьбе про­тив хри­сти­ан­ства и всех своих про­тив­ни­ков анти­христ будет поль­зо­ваться сле­ду­ю­щими сред­ствами: ему будут помо­гать лже­про­роки, кото­рые “…дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса…” ( Мф.24:24 ); явле­ние анти­хри­ста “…по дей­ствию сатаны, будет со вся­кою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” ( 2Фес.2:9 ).

Анти­христ будет обла­дать огром­ной силой. Сатана даст ему “…силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть” ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила име­ются в виду? Сам сатана так гово­рит о своей вла­сти: “…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее” ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь име­ется в виду рели­ги­оз­ная сила в соче­та­нии с поли­ти­че­ской вла­стью, при­чем ско­рее всего власть будет еди­но­лич­ная, воз­можно цар­ская, потому что сама власть сатаны по сво­ему суще­ству есть власть монархическая.

Цар­ство­ва­ние анти­хри­ста будет все­мир­ным: “…и дана была ему власть над вся­ким коле­ном и наро­дом, и язы­ком и пле­ме­нем” ( Откр.13:7 ). В Вет­хом Завете про­об­ра­зом анти­хри­ста явля­ется могу­ще­ствен­ный все­и­с­треб­ля­ю­щий заво­е­ва­тель ( Дан.7–8, 11 ). Ско­рее всего таким про­об­ра­зом в созна­нии иудеев был Антиох Епи­фан. Осо­бенно жесто­ким будет гоне­ние на хри­стиан. Анти­христ издаст декрет, “…чтобы уби­ваем был вся­кий, кто не будет покло­няться образу зверя” ( Откр.13:15 ). В Апок. (гл. 11) рас­ска­зы­ва­ется об убий­стве двух сви­де­те­лей, кото­рые будут обли­чать цар­ство анти­хри­ста. Для хри­стиан тогда невоз­можно будет поль­зо­ваться граж­дан­скими пра­вами: “И он сде­лал то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его” ( Откр.13:16—17 ).

Цер­ковь в эти вре­мена вынуж­дена будет скры­ваться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако “…врата ада не одо­леют ее” ( Мф.16:18 ), и при­не­се­ние Евха­ри­сти­че­ской жертвы не пре­кра­тится до Вто­рого при­ше­ствия Хри­стова ( 1Кор.11:26 ). По сло­вам ап. Павла, осо­бенно силь­ным дей­ствие анти­хри­ста будет на поги­ба­ю­щих, тех, кто “…не при­няли любви истины для сво­его спа­се­ния” ( 2Фес.2:10 ).

Цар­ство­ва­ние анти­хри­ста вызо­вет про­тив себя откры­тое сопро­тив­ле­ние. В Апо­ка­лип­сисе гово­рится о двух сви­де­те­лях, кото­рые будут про­ро­че­ство­вать 1260 дней. По Пре­да­нию, один из этих про­ро­ков — Илия. О вто­ром в Писа­нии ничего не ска­зано, но, по Пре­да­нию, это будет либо Енох (наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное мне­ние), либо Моисей.

В борьбе про­тив анти­хри­ста людям будет дана Боже­ствен­ная помощь (напри­мер, повест­во­ва­ние Апо­ка­лип­сиса о семи Анге­лах, име­ю­щих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Про­мыслу Божию ради избран­ных (тех, кто сохра­нил веру) сокра­тятся те дни ( Мф.24:22 ). Но побе­дить сата­нин­скую силу чисто чело­ве­че­скими сред­ствами невоз­можно: “И дано ему вести войну со свя­тыми и побе­дить их…” ( Откр.13:7 ).

Согласно про­ро­че­ствам Дани­ила, про­дол­жи­тель­ность цар­ство­ва­ния анти­хри­ста ( Дан.7:25 ) — три с поло­ви­ной года. Апок. назы­вает 42 месяца ( Откр.11:2; 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что состав­ляет те же три с поло­ви­ной про­ро­че­ских года. Вет­хо­за­вет­ные про­роки исполь­зо­вали в своих про­ро­че­ствах осо­бую меру вре­мени, так назы­ва­е­мый про­ро­че­ский год, кото­рый состав­ляет ровно 360 дней. Таким обра­зом, про­дол­жи­тель­норть цар­ство­ва­ния анти­хри­ста соста­вит три с поло­ви­ной года — ровно столько, сколько про­дол­жа­лось время зем­ного слу­же­ния Гос­пода Иисуса Христа.

Побе­дит анти­хри­ста непо­сред­ственно Сам Гос­подь Иисус Хри­стос Своим Вто­рым при­ше­ствием: “…Гос­подь Иисус убьет духом уст Своих и истре­бит явле­нием при­ше­ствия Сво­его” ( 2Фес.2:8 ). В Апок. ска­зано: “И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса перед ним,… оба живые бро­шены в озеро огнен­ное, горя­щее серою” ( Откр.19:20–21 ).

Второе пришествие Христово

Гре­че­ское назва­ние Вто­рого при­ше­ствия — “parousia”; соот­вет­ству­ю­щее латин­ское назва­ние “adventus”. Вто­рое при­ше­ствие Спа­си­теля, в отли­чие от Его Пер­вого при­ше­ствия на Землю, будет со сла­вою и вели­чием — “…при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский во славе Отца Сво­его…” ( Мф.16:27 ). Выра­же­ние “во славе” в дан­ном слу­чае нужно пони­мать как “окру­жен­ный осо­бым сия­нием”. И “… сядет не пре­столе славы Своей” ( Мф 25 31).

В тот день, т. е. в день Вто­рого при­ше­ствия, явится зна­ме­ние сына Чело­ве­че­ского на небе ( Мф.24:30 ). Свщ. Писа­ние не уточ­няет, что это за зна­ме­ние, но, по Пре­да­нию, этим зна­ме­нием будет крест. Явле­ние Спа­си­теля будет чув­ствен­ным, в чело­ве­че­ской плоти. Ангелы гово­рят апо­сто­лам после Воз­не­се­ния Хри­стова: “…Сей Иисус, воз­нес­шийся от вас на небо, при­дет таким же обра­зом, как вы видели Его вос­хо­дя­щим на небо” ( Деян.1:11 ). Гос­подь при­дет окру­жен­ный Анге­лами ( Мф.16:27 ; Иуд. 14 ).

An. Павел срав­ни­вает при­ше­ствие Хри­стово с труб­ным созы­ва­нием вой­ска или воз­ве­ще­нием юби­лей­ного года: “…Сам Гос­подь при воз­ве­ще­нии, при гласе Архан­гела и трубе Божией, сой­дет с неба…” ( 1Фес.4:16 ). Явле­ние Спа­си­теля будет все­об­щим и для всех явным — “…как мол­ния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского” ( Мф.24:27 ).

Отно­ше­ние людей ко Вто­рому при­ше­ствию будет различно.

“Когда же нач­нет это сбы­ваться, тогда вос­кло­ни­тесь и под­ни­мите головы ваши, потому что при­бли­жа­ется избав­ле­ние ваше” ( Лк.21:28 ). Вер­ными это при­ше­ствие будет вос­при­нято как избав­ле­ние, однако для внеш­них, для тех, кто не суть Хри­стовы, при­ше­ствие Его ничего хоро­шего пред­ве­щать не будет, и поэтому “…вос­пла­чутся все пле­мена зем­ные…” ( Мф.24:30 ).

Воскресение мертвых, его действительность

Про­стран­ный Кати­хи­зис (чл. 11) таким обра­зом опре­де­ляет, что есть вос­кре­се­ние: “… дей­ствие могу­ще­ства Божия, по кото­рому все тела умер­ших чело­ве­ков, соеди­ня­ясь опять с их душами, ожи­вут и будут духовны и бес­смертны”. Таким обра­зом, вос­кре­се­ние — это не созда­ние новых тел и не духов­ное вос­кре­се­ние, а вос­со­еди­не­ние души со своим телом. Уче­ние о вос­кре­се­нии при­сут­ствует уже в Вет­хом Завете. Мно­го­стра­даль­ный Иов вос­кли­цает: “А я знаю, Иску­пи­тель мой жив, и Он в послед­ний день вос­ста­вит из праха рас­па­да­ю­щу­юся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза дру­гого, уви­дят Его…” ( Иов.19:25—27 ). Здесь уже при­сут­ствует идея само­тож­де­ствен­но­сти лич­но­сти до и после вос­кре­се­ния: то же самое лицо, кото­рое неко­гда жило на земле, — оно же в своем теле будет участ­ни­ком собы­тия вос­кре­се­ния. Про­об­ра­зом буду­щего вос­кре­се­ния были вос­кре­ше­ния умер­ших в Вет­хом Завете. Напри­мер, вос­кре­ше­ние, совер­шен­ное про­ро­ком Илией в Сарепте Сидон­ской ( 3Цар.17:19 ), вос­кре­ше­ние про­ро­ком Ели­сеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), вос­кре­ше­ние покой­ника от костей про­рока Ели­сея ( 4Цар.13:21 ).

Со всей ясно­стью о вос­кре­се­нии гово­рится в про­ро­че­ских кни­гах. Про­рок Исаия вос­кли­цает: “Ожи­вут мерт­вецы Твои, вос­ста­нут мерт­вые тела. ” ( Ис.26:19 ); “И мно­гие из спя­щих в прахе земли про­бу­дятся, одни для жизни веч­ной, дру­гие на веч­ное пору­га­ние и посрам­ле­ние” ( Дан.12:2 ); в Иез.37:1–10 дается образ­ное изоб­ра­же­ние вос­кре­се­ния; в 2Мак.7:9 ска­зано: “…Царь мира вос­кре­сит нас, умер­ших за Его законы для жизни вечной”.

Все­общ­ность этой веры в дни зем­ной жизни Гос­пода под­твер­жда­ется сло­вами Марфы, сестры Лазаря: “…знаю, что вос­крес­нет в вос­кре­се­ние, в послед­ний день” ( Ин.11:24 ).

В Новом Завете вера в вос­кре­се­ние выра­жена совер­шенно явно: “…насту­пает время, и настало уже, когда мерт­вые услы­шат глас Сына Божия и, услы­шав, ожи­вут” ( Ин.5:25 ); “… Я вос­крешу его в послед­ний день” ( Ин.6:40 ). Это гово­рится о веру­ю­щих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6:54 отно­сятся к тем, кто будет при­ча­щаться Тела и Крови Христовых.

У ап. Павла гово­рится: “ибо, если мерт­вые не вос­кре­сают, то и Хри­стос не вос­крес. А если Хри­стос не вос­крес, то вера ваша тщетна…” ( 1Кор.15:16—17 ), т. е. для ап. Павла Вос­кре­се­ние Хри­стово — это сре­до­то­чие хри­сти­ан­ской веры, глав­ный пред­мет рели­ги­оз­ного пере­жи­ва­ния и созерцания.

Вопросы для само­сто­я­тель­ного изучения

1) Все­общ­ность вос­кре­се­ния умерших.

2) Одно­вре­мен­ность вос­кре­се­ния умер­ших. Хили­азм (уче­ние о 1000-лет­нем Цар­стве Хри­сто­вом на земле), его лож­ность. Бла­го­дат­ное цар­ство Хри­стово. Цар­ство славы.

3) Изме­не­ние живых при вос­кре­се­нии умерших.

4) Тело вос­кре­се­ния и его свой­ство. Отли­чи­тель­ные свой­ства тела вос­кре­се­ния — нетлен­ность, силь­ность, духов­ность, славность.

6) Все­об­щий суд. Его дей­стви­тель­ность и образ совер­ше­ния все­об­щего суда.

Похожая примета

Когда и как придет «страшный зверь» и почему нам стоит готовиться уже сейчас?

Фото: pravmir

Антихрист – тот, кто будет противоположен Христу, кто будет «вместо» него, кто будет нести ложное учение, обманывать людей, прикрываясь правильными словами. Его приход в этот мир будет знаменовать начало конца света.

Ведь не секрет, что там, где есть место для добра, появляется и зло. Пророчество об Антихристе – тому подтверждение, сообщает Wikipedia.

Печать антихриста (зверя)

Отдельно следует рассказать о печати антихриста, так как относительно этого понятия очень много кривотолков и недостоверной информации. Итак, что такое печать антихриста? Начнём с того что — это сборное понятие, а не что-то конкретное. Вот единственная цитата, из Иоанна Богослова, которая включает все три понятия, входящих в его состав: «начертание», «имя», «число».

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его».

Так представляли себе печать в начале XX века. А как представляем её мы: штрихкод или QR код?

Другого, более точного описания нет, а в качестве похожих понятий и в разных версиях перевода приняты: «клеймо», «знамение», «метка». Вот что ещё известно о печати из других, заслуживающих доверие источников:

В целом надо заметить, что книга Откровений — очень загадочная и иносказательная. В ней практически нет никаких точных указаний и расшифровать её крайне сложно.

При чем тут три шестерки

Про имя его известно, что оно будет связано с числом 666 (в некоторых переводах 616) – это может быть и сумма цифр, связанных с буквами имени, и количество букв в этом слове, а по некоторым версиям это и вовсе вариант штрих или QR-кода. В начале нулевых была популярна версия о том, что «чисто зверя» – это ИНН. Так же возможно это три буквы FFF (F – шестая по счету буква греческого алфавита), что может быть и аббревиатурой какой-либо компании.

Достаточно ли крепки люди духом, чтобы противостоять злу? Похоже на то, что очень скоро мы узнаем.

Похожая примета

Сама при­ставка “anti” в гре­че­ском языке может иметь два зна­че­ния: “про­тив” и “вме­сто”. По отно­ше­нию к анти­хри­сту оба эти зна­че­ния пра­во­мочны, потому что анти­христ, согласно цер­ков­ному уче­нию, есть про­тив­ник Хри­ста, а с дру­гой сто­роны — тот, кто пыта­ется поста­вить себя на место Хри­ста. В Свщ. Писа­нии само это наиме­но­ва­ние упо­треб­ля­ется дво­я­ким образом…

Читайте также: