Какие приметы предстоящего сражения показывает толстой

Обновлено: 21.11.2024

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия.

Лейтмотив — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения.

Метафора — скрытое сравнение.

Сравнение — вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.

Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Эпитет — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным.

Список литературы

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

2. Толстой Л. Н. Война и мир. Собрание сочинений в двенадцати томах. М.: Правда, 1984.

1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так Л. Толстой описывает начало Отечественной войны 1812 года.

Война входит в мирную жизнь просто и страшно. Яков Алпатыч, управляющий в имении князя Болконского, едет в Смоленск к губернатору, чтобы разузнать обстановку: «Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы. С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба . В присутственных местах, в лавках, на почте, все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга».

На фоне толпы в этой городской сцене рельефно выписаны фигуры отдельных людей: жалобно причитающей кухарки с разбитым снарядом бедром, «человека во фризовой шинели», поджёгшего собственный дом, купца Ферапонтова.

Любимые герои Толстого, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом. Князь Андрей после сдачи Смоленска твёрдо решил остаться среди самых нужных на войне людей – солдат и офицеров действующей армии; Пьер на свои деньги снаряжает целый полк; семья Ростовых, покидая Москву вместе с другими жителями, отдаёт свои подводы под раненых, не думая, что почти всё имущество придётся оставить на разорение французам.

В главе V третьей части тома III Толстой авторской характеристикой подводит итог поведению мирных жителей: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали, и истребляли то, что оставалось… Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего … они уезжали каждый для себя, а вместе с тем, только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею славой русского народа». В этом, по Толстому, и проявилась «скрытая теплота патриотизма» с его естественной, от души идущей силой.

Центральным эпизодом в изображении войны 1812 года является Бородинское сражение. Оно считается кульминационным моментом в развитии действия – и потому, что в действительном ходе войны после этого сражения наступление французской армии было остановлено, и потому, что это событие – точка пересечения судеб главных героев, и от пережитого ими зависит и их собственная жизнь, и жизнь тех, кто связан с ними духовными или семейными узами.

Большинство сцен до сражения и во время него показано глазами самого «невоенного» героя – Пьера Безухова. Такая подача материала не случайна: Толстой стремился показать настроение воинов как главную причину победы. Пьер, не занятый непосредственно в сражении и ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения, наблюдает за духом войска, настроением солдат.

Именно желанием доказать, что Бородинское сражение было нравственной победой русских, объясняется введение в роман плана сражения (ч. II, гл. XIX). Автор утверждает, что сражение произошло на случайной, неудобной и не выгодной для русских позиции, и тем не менее, победа была предрешена.

Перед сражением Пьер видит и слышит вокруг себя то, что говорит о необходимости победы и уверенности в ней. Пропуская обоз с ранеными под Можайском, он слышит слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва, один конец сделать хотят». (гл. XX)

Его потрясли мужики-ополченцы «в белых рубашках… оживлённые и потные», готовящие линию обороны на огромном кургане. Их вид «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

О том, что ополченцы, готовясь к смертному бою, надели белые рубахи, узнал и Кутузов. Это произошло во время молебна накануне сражения. «А. чудесный, бесподобный народ», – произнёс главнокомандующий.

В ночь перед сражением состоялась последняя встреча Пьера с князем Андреем. Болконский тоже уверен в победе.

В день Бородинского сражения Пьер оказывается в его эпицентре – на батарее Раевского (Т.III, ч. II, гл. XXXI – XXXII). Он напуган, вокруг кровь и смерть. Пьер изумленно смотрит на солдат, которые подносят снаряды, заряжают орудия, шутят – над Пьером, над гранатой, над собой. «А они, – думает Пьер после сражения, – всё время до конца были тверды, спокойны…»

Пьеру хочется «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» (Т.III, ч. III, гл. IX). Постепенно, наблюдая за «разгоранием внутреннего огня», Пьер и сам стал участником боя, вызвался подносить снаряды, когда рядом не оказалось никого в живых. Там, на батарее Раевского, «он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Бородинское сражение, по убеждению Толстого, стало нравственной победой русских войск. Потеряв половину своего состава, русские стояли так же грозно в конце сражения, как и в начале его. Французы поняли нравственное превосходство противника, что впоследствии предопределило исход войны. «Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – пишет Толстой, – есть одно из самых поучительных явлений истории». (Л. Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV ч. III, гл. I).

В романе Толстого Наполеон – самовлюбленный деспот, играющий роль властелина мира. Накануне сражения он произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». Но в день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». Толстой акцентирует внимание на том, что Наполеон отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. XXXV), т.к. менялась обстановка и приказ становился неверным. Французы возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами».

Кутузов же следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. В романе Толстого Кутузов изображён как опытный полководец и мудрый, прямодушный человек, радеющий за Отечество. Андрей Болконский говорит о главнокомандующем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны, для успешного её завершения требовалось время, чтобы восполнить потери, подготовить резерв. Большой урон отступающим французам наносили партизанские отряды. Это были крестьяне, вооружённые вилами и дубинами, небольшие отряды русской армии. Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям». Одного из мужиков-партизан Толстой рисует крупным планом. Это «самый полезный и храбрый» человек в отряде Денисова – Тихон Щербатый. Расторопный крестьянин сначала выполнял чёрную работу: раскладывал костры, ходил за водой, но вскоре начал уходить по ночам и всякий раз приносил с собой добычу – французское оружие и платье, а когда приказывали, приводил и пленных. «Ну, ловок», – говорят о нём в отряде. В образе этого находчивого, бесстрашного партизана, страстно ненавидящего врага, воплощён дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всею своею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». (т. IV, ч. III, гл. I)

Совсем другой тип человека из народа воплощён в образе Платона Каратаева. С ним Пьер Безухов познакомился в плену. Этот человек кажется Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. XIII). Он прост и спокоен, неприхотлив, доброжелателен и мастеровит. Каратаев возрождает в Пьере веру в справедливость жизни.

Детализируя эпизодические образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, Толстой показывает в них воплощение противоположных сторон русского национального характера: смекалки, ловкости, вынужденной жестокости – с одной стороны, и доброты, всепрощения, жалости ко всему живому – с другой.

Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли. Он не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступления русских в Париж. Такое композиционное решение оттеняет идею книги: справедливой является только освободительная война, а всё, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось только для славы.

«И благо тому народу… – заканчивает свои размышления автор, – который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». (т. IV, ч. III, гл. I)

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля.

Единичный / множественный выбор.

Восстановите цитату из романа Толстого, вставив пропущенное слово:

«Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа _________________ , та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

Правильный ответ:

Подсказка: В этом предложении Толстой использует лексический повтор.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;

Нравственный – соответствующий требованиям высокой нравственности (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Установление соответствия.

В романе Толстого изображены две войны: кампания 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Распределите исторические события, изображённые в романе:

Назначение Кутузова главнокомандующим;

Сражение под Шенграбеном;

Сражение под Аустерлицем;

Смотр под Браунау;

Смотр под Ольмюцем;

Правильный ответ:

Война 1805-1807 гг.:

Смотр под Браунау;

Сражение под Шенграбеном;

Смотр под Ольмюцем;

Сражение под Аустерлицем;

Отечественная война 1812 года:

Назначение Кутузова главнокомандующим;

Военная кампания 1805-1807 годов шла на территории Австрии, соответственно, имена собственные будут не русского происхождения.

Для Л. Толстого принципиальна антитеза в равной степени характеров героев, их действий и происходящих событий. Противопоставляя две военные кампании, Толстой ещё раз даёт читателю возможность почувствовать разницу между войной на чужой территории и святой войной, в которой солдаты защищают Отечество.

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

Похожая примета

1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока):

Мир Война
Естественно Противоестественно
Нравственность Безнравственность
Истинный патриотизм Мнимый патриотизм
Истинные герои Мнимые герои

2. Раскладка фотографий Музея-панорамы “Бородинская битва”.

3. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.

4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”.

- К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).

Учащиеся: (короткие выступления).

- Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения.

Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: “Миром Господу помолимся”. “ Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом.

- Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?

- Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение.

- И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

- Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.

- Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

- Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.

- Какой прием использует автор, чтобы выразить “торжественность и значительность настоящей минуты”?

- Впечатление от окружающего мира глазами героя.

- Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера?

- Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.

Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

- В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор?

- Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма - “скрытую теплоту”.

- Что приводит Безухова на Бородинское поле?

- Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.

- Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения.

Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).

- Ключевое слово – красота (картина мира) . Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его “бессознательно-радостное возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат.

- В понятии нравственность у Толстого важная составляющая - семья: во время боя чувствуется “семейное оживление”, “солдаты…приняли Пьера в свою семью”, “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами.

- Единение, братство, основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю.

Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. “, гл. XXXIX).

- С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором.

- “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина войны). Прием контраста позволяет убедить читателя противоестественности и трагичности произошедшего.

-Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения?

- Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это “сострадание, любовь к братьям, любящим”.

-Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?

- Простые солдаты - истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей.

Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I).

- Какой композиционный прием использует автор? Почему?

- Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV.

- Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Кутузов Наполеон
Идея Идея мира Идея войны
Отношение к людям Демократичность, доброта, справедливость Властолюбие, стремление подчинить себе людей
Внешность Непритязательная Непривлекательная
Манера поведения Естественность и простота Позёрство
Отношение к битве “Сражение” “Игра”
Руководство сражением Управляет “духом войска” Считает себя великим стратегом
Я - реализация Единение со всем народом Эгоизм
Мотив деятельности Защитник Отечества Завоеватель

- Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

- Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.

- Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

- На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.

Выводы

Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.

В моем сочинении на тему «Бородинское сражение в романе «Война и мир» я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л.Н.Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь!

Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Похожая примета

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны. быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их – и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. »

26 августа – день Бородинского сражения – глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск. Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это. было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «. теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но. русские все так же стоят. » Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом. сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».

Похожая примета

Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.

Читайте также: