Какие приметы пореформенного времени отражены в прологе
Обновлено: 22.12.2024
Пролог поэмы уже содержит в себе, как в миниатюре, все основные ее черты. Из анализа "Пролога" мы можем сделать выводы о теме, проблеме, методе и жанровом своеобразии поэмы. Давайте же приступим.
Прежде всего, конечно, эта вступительная часть поэмы погружает нас в исторический контекст (понятие временнообязанных) и содержит завязку поэмы.
Крестьяне, вышедшие каждый по своему делу с утра, случайно встретившись, уже не могут разойтись. Так как вдруг, ни с того ни с сего, заспорили на тему чрезвычайно философскую, оказавшуюся для них невероятно интересной:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Но кажется, что дискуссия такая смотрелась бы естественно в журнале того времени, того самого, например, в котором работал сам Некрасов, но никак не между крестьянами голодных, изможденных деревень - таких, как Дырявино, Знобишино и т.п.
Поэт объясняет столь затянувшийся спор крестьян особенностью национального характера:
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Но подобное объяснение мне кажется несколько неестественным для реалистического произведения.
Можно ли назвать метод поэта реализмом ?
- С одной стороны, да, реализм автора - в изображении исторической реальности и самого характера мужиков.
Ведь представители народа не идеализируются, а показаны такими, какие есть.
Например, когда пришло время перевала, то отдых для них немыслим без водки:
Зажгли костер, сложилися
За водкой двое сбегали (. )
Причем пьют немало: Косушки по три выпили (. )
После такого перекуса спор у них пошел горячее, так что дело дошло и до драки, ведь после спиртного это в в порядке вещей.
- С другой стороны, сам сюжет и его завязка неправдоподобны .
Сам спор завязался на пустом месте, по отвлеченному социально-философскому вопросу, который плохо вяжется с бытовой реальностью трудового крестьянского дня. Об этом мы уже сказали выше.
За таким, весьма неправдоподобно начавшимся, спором все семеро, вышедшие вначале каждый по своим делам, начинают вдруг вместе идти как во сне, и, про все забыв, идут весь день вплоть до наступления ночи.
Наверно б ночку целую Так шли — куда не ведая, Когда б им баба встречная, Корявая Дурандиха, Не крикнула: «Почтенные! Куда вы на ночь глядючи Надумали идти. »
Мы уж не говорим о дальнейших событиях в лесу: ведь затем мужики разговаривают с волшебной птичкой и получают от нее скатерть-самобранку. Причем чудо это как-то не вызывает особенного удивления у героев. Это ли реализм ?
Поэтому в прологе используется не только реалистический метод, но и фольклорные методы, которые обычно мы видим в сказке, былине. В этом своеобразие художественного метода в поэме .
Увлеченные спором, мужики отходят очень далеко от родных мест. Однако сваливают данное обстоятельство на лешего. Увлеченные спором, мужики отходят очень далеко от родных мест. Однако сваливают данное обстоятельство на лешего.Конечно, недостаток реализма - это не значит недостаток самого произведения. Поэма - великая вещь, а почему, мы увидим из самого анализа как этой главы, так и всех последующих на этом канале.
Жанровое своеобразие выражается в том, что в традиционный жанр поэмы здесь входят многие другие жанры - как фольклорные (песня, загадка, сказка), так и литературные (утопия, притча).
Почему произведение - поэма ? Это жанр, соединяющий повествование и лирику. С повествованием все ясно: это то, что касается сюжета.
Лирические отступления
Лиричность же произведения в том, что в текст вплетаются короткие, но выразительные лирические отступления:
Ой тени, тени черные! Кого вы не нагоните? Кого не перегоните? Вас только, тени черные, Нельзя поймать — обнять!
В этих лирических вкраплениях поэтический образ автора сливается с фольклорными интонациями.
Образ загадочных неуловимых теней контрастирует с приземленностью в образах крестьян и создает философский фон, настраивающий на размышления о жизни.
Трагические ноты в лирических отступлениях перекликаются с горестными названиями деревень и заранее создают образ смерти в поэме:
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!
Проблематика
Проблема несвободы крестьянства подана через диалог Пахома с маленьким птенцом.
Как ни мал и беззащитен птенчик ( Дыхну — с ладони скатишься) , а все же он "с ильнее мужика":
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Тема счастья
Заканчивается пролог поэмы абсолютно сказочными событиями.
Обретя скатерть-самобранку, мужики, собственно, уже и счастливы . Разве нет? Ведь они стали дружными, мирными и обеспеченными хлебом. Они теперь - искатели правды, а не в этом ли высшая гармония, о котором каждый из нас может лишь мечтать? И решили они странствовать,
Похожая примета
1 слайд Описание слайда:
А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: Творческая история Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СШ» 2017
2 слайд Описание слайда:
Поэмы Н.А.Некрасова 1860-1870гг – путь к главному творению
3 слайд Описание слайда:
4 слайд Описание слайда:
«Мороз, Красный нос» (1863-1864)
5 слайд Описание слайда:
6 слайд Описание слайда:
«Русские женщины» (1871-1872)
7 слайд Описание слайда:
«Кому на Руси жить хорошо» (1862г (возникновение замысла) – 1877г) Одно, о чём жалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо»
8 слайд Описание слайда:
Историческая справка: объясним понятия Временнообязанные Крестьянская община Рекрутский набор Староста Бурмистр
9 слайд Описание слайда:
«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
10 слайд Описание слайда:
Пролог Какие приметы пореформенного времени отражены в прологе? Какова роль Пролога в композиции и замысле поэмы? Какую роль играют сказочные элементы?
11 слайд Описание слайда:
Выводы В Прологе возникает противоречие: «свобода – счастье» Образ дороги, проходящий через поэму, помогает обойти всю Русь Автор не только искал «счастливого», но и показал формирование личности свободного человека.
12 слайд Описание слайда:
Какое произведение другого писателя 19 века похоже поэму Некрасова?
13 слайд Описание слайда:
Общее в поэмах Свободная композиция Образ дороги Сочетание эпоса и лирики Разное в поэмах «Мёртвые души» – поэма «Кому на Руси жить хорошо» -эпопея
14 слайд Описание слайда:
Почему поэма Гоголя не стала эпопеей, а поэма Некрасова стала? Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Произведение, изображающий большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Черты эпопеи: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания .
15 слайд Описание слайда:
Домашнее задание Прочитать часть 1 (глава 1 «Поп», глава 5 «Помещик»), часть 2 (?) «Последыш» Подготовить устный ответ с цитированием из поэмы: «Счастливы ли поп и помещик?»
Выбранный для просмотра документ 1 урок Ист.справка Крест. община.docx
библиотекаматериалов
Временнообязанные — бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 г., но не осуществившие выкуп земли. За пользование землёй, оставшейся в собственности помещика, крестьяне по-прежнему несли феодальные повинности (оброк или барщину). Срок временнообязанных отношений установлен не был. Размер выкупа, который должен был заплатить крестьянин за свой земельный надел, как правило, значительно превышал рыночную стоимость земли и устанавливался с таким расчётом, чтобы помещик не потерял дохода, который прежде получал в виде оброка.
Детально разбирая содержание закона 19 февраля 1861 г., Н. Огарёв писал в «Колоколе»: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще, крепостное право не отменено. Народ царём обманут».
Миром или общиной (обществом) называли объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних селениях и решающих совместно многие земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы. Обсуждались эти вопросы на мирском сходе, в котором участвовали старшие хозяева (мужчины) от каждого крестьянского двора. Иногда малым сходом (стариками) рассматривались более частные вопросы, требовавшие оперативного решения.
Круг вопросов, решаемых на мирской сходке, был довольно широк: сроки сельскохозяйственных работ, распределение наделов, находящихся в коллективной собственности общины; освобождение неимущих от податей и распределение их повинностей между односельчанами, сбор денег на общественные нужды и организация коллективных работ: ремонт дорог и строительство изгородей, чистка общественных колодцев, наём пастуха и сторожа, назначение наказаний за нарушения постановлений общины.
Община на своём сходе решала и вопросы семейных отношений: сложные случаи семейных разделов, назначение опекунов над сиротами; жалобы на обидчиков и т. д.
Мир также принимал решения о заказе молебнов, организации крестного хода или проведении обрядов, направленных на успешное ведение работ или защиту от пожара.
Таким образом, общинный сход во многом регулировал и экономические вопросы, и нравственную жизнь крестьянства.
Рекрутский набор в солдаты просуществовал в Российской империи в период с 1705 по 1874 год. В солдаты набирали, в большинстве, здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет. Суть рекрутских наборов состоял в том, что с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который был обязан в качестве рядового нести службу в армии, пока ему это позволяло здоровье, но так было только в начале, позже срок службы был ограничен 25 годами и менее. Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных царских указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось заново (по мере необходимости). С 1831 года были введены ежегодные наборы, которые делились на обычные от 5-ти до 7 человек на 1000 душ, усиленные – 7 - 10 человек и чрезвычайные – это когда призывали свыше 10 человек. В дальнейшем сроки службы неоднократно изменялись, так в период с 1855 по 1872 год были последовательно установлены 12-ти, 10-ти и 7-летние сроки службы и соответственно пребывание в отпуске 3, 5 и 8 лет.
В те времена требования закона по выставлению кандидатов в солдаты в порядке очередности на деле не выполнялись. Волостные правления совместно с местной полицией сами решали, кого из потенциальных кандидатов отдать в полки, а кого оставить в общине.
Как правило, в рекрутах оказывались молодые люди из бедных семей или вдовьих, которых вообще не полагалось отдавать в солдаты. Повсюду вокруг рекрутских наборов царила, как сейчас говорят коррупционная составляющая.
Се́льский ста́роста — низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества. Избирался сельским сходом на трёхгодичный срок. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий проживающие на подведомственной ему территории. Староста имел право за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать до 1 рубля, или назначать общественные работы до двух дней.
Бурмистр - В России при крепостном праве: управляющий помещичьим имением; староста, назначенный помещиком.
Похожая примета
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, тема и эпиграф к уроку, выставка книг, литературоведческие и исторические понятия, схемы: «Фольклорные основы поэмы», «Особенности языка и стиха поэмы», аудиозапись классической музыки.
Похожая примета
Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах), ИКТ (опережающие задания на основе презентаций)
Межпредметная область: история, литература, обществознание
Эпиграфы (цитаты) урока:
Наша жизнь во всех её фазах – неисчерпаемый источник для наблюдателя и живописца. Н. Некрасов
Это будет эпопея современной крестьянской жизни. Н. Некрасов
В художественном произведении нет ничего произвольного и случайного, но всё необходимо вытекает из его идей. В. Белинский. Искусство относится к жизни, как вино к винограду, - сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство берёт свой материал из жизни, но даёт сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится. Л. Выготский
Вступительное слово учителя:
Некрасов задумал “Кому на Руси жить хорошо” вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни. Автор стремился к достоверности – уж очень много реальных фактов нашло отражение в поэме.
Наша задача – выяснить принципы изображения поэтом действительности, ведь жизненный материал подвергается творческому переосмыслению, в основе которого убеждения, мировоззрение писателя. Нас будет интересовать творческий процесс художника – от источника, эмпирического факта и события к художественному образу и сюжету.
- полноты целую эпоху в жизни народа. События эпохи имеют общенациональное и общечеловеческое значение. В основе поэмы
- эпопеи – народное миросозерцание. Эпопейный мир отдалён от автора и с виду независим от него. Строящий этот мир поэт оставлен как бы за кулисами. Здесь лирическое начало равноправно соседствует с эпическим, автор-повествователь как бы отделяется от странников-правдоискателей, обретает большую активность, даёт читателю возможность узнать и увидеть то, что осталось за пределами наблюдений и понимания мужиков. Ощущая свою поэтическую деятельность как форму участия в освободительной борьбе, Некрасов в последних главах усиливает лирическое начало.
Ход урока
Нигде эта органическая связьпоэзии Некрасова с фольклоромне проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
В. Е. Евгеньев-Максимов.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Звучит тихая музыка. Учащиеся читают строки из поэм Н. А. Некрасова.
2. Слово учителя.
Итак, мы попали с вами в мир поэзии Н. А. Некрасова. Сейчас прозвучали отрывки из поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Саша». Если у вас появилось желание перечитать поэмы, вспомнить любимые строки, то я советую обратиться к книгам, которые представлены на выставке: сборники поэзии Некрасова, критические статьи, монографические исследования, ими вы сможете пользоваться в дальнейшем при подготовке к урокам.(Выставка книг)
А сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению итогового произведения в творчестве Некрасова, посвященного народу, – поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
“Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.
– О чём вам говорят даты 1863-1877гг.? (Это даты написания поэмы, Некрасов работал около 14 лет (с перерывами в работе), т. к замысел, всестороннее изобразить русскую жизнь, требовал много сил и времени, кроме того, такой замысе л подразумевает незавершённость, ведь рассказывать о жизни можно бесконечно; задумано было около 7-8 глав, но поэт успел написать лишь 4 главы.)
1863 год – год, кода была начата работа над поэмой. Для России это очень сложный период, т. к. в 1861 г. вышел указ об отмене крепостного права, однако крестьяне всё ещё оставались зависимыми (их называли временнообязанные).
В тексте мы находим такие строки:
На столбвой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных…
Семь временнообязанных. – Согласно положению 19 февраля 1861 года бывшие крепостные обязаны были в течении ряда лет нести определённые повинности в пользу помещика. Лишь с момента полного выкупа крестьяне переводились из разряда временных в разряд полных земельных собственников.
(Понятия вывешиваются на доску: исторические понятия, ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ)
– О чём вам говорит название поэмы?
Как уже было сказано, произведение писалось после отмены крепостного права, основной вопрос, который волновал тогда передовые умы России – это вопрос о положении крестьян: народ освобождён, но счастлив ли народ? Некрасов, которого прежде всего волновала судьба простого крестьянина, пытается ответить на этот злободневный вопрос в своём произведени; каковы же пути народа к счастью, есть ли счастливые на Руси? Однако уже первые строки говорят о тяжёлом положении крестьян. Например, названия деревень. (Зачитать)
Названия деревень Дырявина, Разутова, Заплатова символизируют нужду и бедность крестьян, трудное, бедственное положение; подчёркивают как горькую бедность, так и крайнюю забитость крестьянства; Неелова – голод, который постоянно испытывали крестьяне, потому что были неурожаи, пожары (Неурожайка, Горелова); единственное, что оставалось крестьянам – затянуть потуже пояса и терпеть.
Названия деревень были подсказаны самим фольклором. В то время была распространена, например, поговорка «Обыватель Голодалкиной волости села Обнищухина», зафиксированная прозаиком В. А. Слепцовым в «Списке пословиц и поговорок» и В. И. Далем в сборнике пословиц.
Работа над поэмой стала делом всей его жизни. Писать о народе, для народа и народным языком было целью поэта, и этой цели он подчиняет весь художественный строй поэмы. Он создал свой особенный «некрасовский» художественный стиль. Задумав изобразить живую душу народа, желая, чтобы его поэма стала «народной книгой», от начала и до конца была понятна народу, Некрасов решительнее пользуется народно-бытовым языком и народно-поэтическим стилем.
«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», – писал он в одной из своих рецензий в 1841 году.
– Каковы же истоки народности Некрасова?
Некрасов был близок к народу. Сам он постоянно бывал в русских избах, благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смололду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики. Всё это он усвоил ещё в Грешнёве, в детские годы, находясь в непрерывном общении с крестьянами (мальчиком он очень любил играть с крестьянскими мальчишками) и постоянно слыша мудрую народную речь. В зрелые годы поэт тоже много времени проводил в деревне – летом приезжал в Ярославскую и Владимирскую губернии, гулял, много охотился (надо сказать, что Некрасов был страстным охотником), во время охоты нередко останавливался в крестьянских избах. Странствуя с ружьём из деревни в деревню, Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, знакомился со множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи, жадно вслушивался в каждое слово их непринуждённых речей.
Очевидно, что народная речь, поговорки, пословицы, присказки были у него на слуху.
Всё это богатство впечатлений, накопленное годами наблюдений над жизнью народа, народу же и возвратил поэт в своём творчестве.
Народные пословицы, поговорки, загадки, плачи и заклинания частью вошли в поэзию Некрасова без изменения, частью вернулись к народу в литературной форме, не утратив ни формы, ни звучания, свойственного фольклору.
Широко использованы фольклорные образы и мотивы в стихотворениях и поэмах Некрасова.
Однако (учитель читает эпиграф к уроку):«Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
И урок у нас сегодня необычный – урок-исследование, а исследуем мы народные фольклорные основы поэмы «Кому …». В центре же нашего внимания будет «Пролог» к поэме.
4. Работа над понятиями.
– Вспомним, что такое поэма?
– Что такое пролог? (Термины вывешиваются на доску)
5. Работа над “Прологом”.
– “Пролог” к поэме в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но разве он включает в себя только экспозиционные элементы? О чём мы узнаём из “Пролога”?
– Какие же фольклорные мотивы отразились уже в “Прологе”?
– Для этого вспомним, что такое фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д.(Термин выносится на доску)
Сказочные мотивы: зачин, сказочные герои, волшебные вещи, помогающие героям, животные разговаривают с человеком.
6. Исследование текста.
Беседа.
– Итак, обратимся к тексту.
– Что напоминают первые строки «Пролога»? (Сказочный зачин. Зачин – традиционное начало сказки: В каком году – рассчитывай…)
Многие русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили-были. Давным-давно…)
– Таким образом, с самого начала мы ощущаем сказочный тон повествования.
– Какие ещё сказочные мотивы вы бы отметили в «Прологе»? (Почти все герои названы по именам, а фамилии не указываются (зачитать); магическое число 7 (мужиков, филинов, деревьев.)
Действительно, фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных чисел. Приведите примеры из сказок? («Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и 7 гномов».)
Сказочным кажется сюжет, когда Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерь-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»; условная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»; запрет пеночки, запрет и его нарушение – основа многих русских народных сказок. Примеры?(Выпил Иванушка водицы – стал козлёнком; сжёг царевич шкуру царевны-лягушки – отправился искать её за тридевять земель…)
Однако запрет пеночки так никогда и не нарушится, что лишний раз свидетельствует, по видимости, о незавершённости поэмы.
– Как вы объясните выражение: «А всё ж ты пташка малая сильнее мужика…»?
Постепенно к мужикам приходит осознание социальной несправедливости, попранных человеческих прав.
Кроме сказочных мотивов, в «Прологе» огромное количество примет, поговорок, загадок, которые не только отражают ум, красоту, мудрость речи русского народа, но и придают поэме чрезвычайную фольклорную насыщенность.
Маленькие по форме, они раскрывают образный мир человека.
Самостоятельная исследовательская работа по группам.
– Какие же пословицы, поговорки и загадки поместил в «Прологе» Некрасов?
Предлагаю провести самостоятельную исследовательскую работу по группам (1 вариант пословицы и поговорки, 2 вариант – загадки, 3 – поверья).
Пословицы.
«Мужик, что бык…» Пословица характеризует качество характера простого мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык) «Пташка малая, а коготок востёр». («Маленький, да удаленький») и т. д.
Загадки:
В словаре Даля мы находим такую загадку, | |
подслушанную у народа «Живёт без тела, говорит без языка, плачет без души, смеётся без радости; никто его не видит, а всяк слышит» (отголосок) | У Некрасова: «Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал, Без тела – а живёт оно, Без языка – кричит»(эхо) «Ой тени, тени чёрные…»(тени) |
Особенностью загадок Некрасова является то, что сразу же в тексте дана и отгадка.
Всё это свидетельствует, что Некрасов был очень внимателен к народному языку.
Приметы, поверья.
Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера в примету. Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.
«Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.
В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.
«Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать.»
Сам Некрасов даёт объяснение этой народной примете: кукушка перестаёт куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом», говорит народ).
– Какие из приведённых пословиц , загадок бытуют и сейчас?
Работа над особенностями языка и стиха поэмы.
Показывая духовное богатство простого русского человека, Некрасов использует всё разнообразие речевых форм и интонаций устной разговорной народной речи.
Проведём исследование языка поэмы (работа по группам).
Разнообразие речевых форм:
- повторы часто использовались в былинах для создания напевности, плавности речи, особого ритма, а также усиливают эмоциональное впечатление с этой же целью использованы и у Некрасова (гулять-погуливать, кричать-покрикивать, сошлись 7 мужиков//7 временнообязанных);
- просторечные обороты Некрасов не идеализирует народный быт, рисуя порой подлинно грубые сцены соответствующим «грубым» языком (зачитать сцену драки: ругательски ругаются, забрало пуще прежнего, вцепятся друг другу в волоса, тузит) но удельный вес таких вульгаризмов в общем тексте поэмы невелик, отмечает в своей исследовательской работе критик А.А. Озерова, и они всегда соответствуют требованиям художественной выразительности.;
- устаревшие формы слов с целью передать колорит эпохи, чтобы читатель ясно услышал настоящую крестьянскую речь (покудова – пока , перелетаючи), а постоянное повторение постфикса служит средством раскрытия степени угнетения и забитости крестьян (переглянулися, сложилися);
- уменьшительно-ласкательные суффиксы (чаще всего это слова, обращенные к природе) говорят о любви к природе, предают ту нежность, те добрые чувства, которые испытывает сам поэт (пеночка, зайка, птенчик, гнёздышко).
- постоянные эпитеты, (эпитет – образное определение предмета столь частые в народном языке и в народной поэзии (солнце красное, тени чёрные, зайка серенький, лисица хитрая);
- олицетворение разновидность эпитета, когда неживому приписываются свойства живого; («а эхо вторит всем», ворон «сидит да чёрту молится», «сама лисица хитрая, по любопытству бабьему, подкралась к мужикам, послушала, послушала…», пеночка «человечьим голосом Пахому говорит», «проснулось эхо гулкое», «весь лес переполошился», «потом кукушка старая проснулась и надумала кому-то куковать»);эти приемы (эпитеты и олицетворения) были распространены в неродной поэзии, т. к. в народе ещё бытовали отголоски язычества, когда люди поклонялись солнцу, ветру, дождю, священным животным;
- сравнение и гиперболизация («А их глазищи желтые// Горят, как воску ярого// Четырнадцать свечей», часто такие сравнения с сильным преувеличением использовались в былинах (а глазищи, словно чашищи)
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Стих напевный, ритмичный, чему способствуют повторы, восходит к былине; можно наблюдать использование форм песенного языка. Размер мы определили: трёхстопный ямб с мужскими и дактилическими окончаниями (показать на доске).
Итак, своими исследованиями вы показали насколько самобытен и национален, поистине народен язык поэмы.
7. Итог.
– Какова роль «Пролога»? Его значение?
– В чём вы увидели своеобразие художественного мастерства Некрасова, читая «Пролог»? Какие фольклорные традиции мы наблюдали? Каковы языковые особенности?
Каково ваше первое впечатление от знакомства с поэмой?
Заключительное слово учителя.
Поэма Некрасова – кладезь народной мудрости.
Как могучая река, то спокойно и медленно, то бурно и стремительно, текут свободные стихи некрасовской музы:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Этот сверкающий поток слов захватывает и увлекает… Секрет вечной силы и молодости музы Некрасова в приобщении её к неиссякающему источнику русской народной поэзии. Да и мог ли Некрасов писать иначе книгу, по его словам «полезную, понятную народу и правдивую»? Бойкое, размашистое народное слово, меткое и остроумное, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо», – основа основ всей поэзии Некрасова.
Итак, наш урок-исследование подошёл к концу. Большое спасибо вам за работу.
8. Домашнее задание.
Выучить отрывок наизусть, написать эссе на тему «Фольклорные традиции в «Прологе» поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
(Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.)
Читайте также: