Какие приметы нужно знать чтобы стать стюардессой
Обновлено: 22.12.2024
Всем привет! Меня зовут Юлия. Я с детства мечтала стать стюардессой, но всегда казалось, что у меня ничего не получится: и роста невысокого, и зрение плохое. Но, оказывается, нет ничего невозможного. Нужно только верить в себя и смело идти к своей цели, что я и сделала после окончания университета. Сначала я летала на самолетах российской авиакомпании, а затем вышла замуж за немца и переехала в Германию. Здесь я живу почти 4 года и 3 из них работаю бортпроводником.
Часовые пояса в моей жизни сменяются быстрее, чем сохнут колготки
Представьте: 10-часовой рейс на запад — Америка, Доминикана, Канада. По немецкому времени уже почти полночь, по местному — 5 вечера. Солнце шпарит, так и норовя размазать тебя по трапу, как уставшую муху. Нет, нельзя ложиться спать. Иначе проснешься ночью да еще и с песнями в животе: «Покорми-и-и, мать, утро же».
Это называется джетлаг. Мерзкое такое удовольствие, побочный эффект от заморских путешествий. Адаптация организма после смены часового пояса на 1 час длится сутки. И это только чтобы граница между сном и бодрствованием сдвинулась на час. А если вы прилетели из Ванкувера во Франкфурт, потеряв 9 часов, то на восстановление уйдет 9 дней.
На личную жизнь остается не так много времени
«Если нужен в жизни стресс – берите в жены стюардесс» – правда ли это? Как-то раз я за месяц налетала более 97 часов. По сути, я провела дома только 16 дней из 30. Но я честно старалась быть хорошей женой.
И поскольку муж не летает со мной в командировки, которые длятся меньше 3 дней, отдуваться за него и фотографировать меня для моего инстаграма нередко приходится нашим пилотам. Это происходит примерно так:
- "Солнце на востоке, поэтому дуй на запад, иначе будут блики. Так, где твой желтый сигнальный жилет? Эх ты. А безопасность?!"
- "Ногу на 27 градусов прямо по курсу вытягивай, чтобы длиннее казалась, вы же так любите".
- "Давай обними самолет, он же хороший".
У нас есть «аэробабушки» с 3 сережками и косичками
Когда я говорю стюардессам из российских авиакомпаний, что мы можем позволить себе не только гладкие прически и классические серьги, они впадают в шок. А еще в Германии есть возможность неполной занятости. Бортпроводниками могут стать студенты, мамочки в декрете и люди, совмещающие несколько работ. Модель работы выбираешь сам — аж из 100 вариантов.
Как и в большинстве компаний, у нас есть понятие Seniority (старшинство, стаж). «Аэробабушки» имеют привилегии при выборе рейсов и длительности стыковок. Ну и зарплата с годами тоже меньше не становится. Я уже слышала истории, как старшее поколение отчитывало молодых-зеленых: а как же уважение, совесть, приоритет долголетающим?
Что бесит любого бортпроводника
Одна моя коллега не выдержала и громко на всю кабину сказала пассажиру - пожилому немцу: "Мужчина, если вы сейчас же не сделаете от моей спины шаг назад, я от вас забеременею!"
Почему экипаж не боится турбулентности
Облака для самолета - то же, что ухабы на дороге для машины. Если нет ветра, температура равномерно распределена по высотам, влажность и давление равномерны, то полет спокоен и безмятежен. А если тучи и ветер, есть разница в температуре восходящих и нисходящих потоков, в полете может потрясти. Но бояться, что летательный аппарат, попав в воздушную яму, развалится, не стоит - его проектируют как раз в расчете на турбулентность.
Болтанка неприятна для многих, но она не опасна. Тем более что пилоты стараются избежать попадания в турбулентность, а если и угодили туда, то стремятся выскочить как можно быстрее. Что на самом деле страшно, так это гроза, обледенение, шквал, пыльные или песчаные бури, ливневые осадки, сверхвысокие и сверхнизкие температуры. В этих случаях погода признается нелетной.
Стюардесса может сесть вам на коленки. И будет права
Кто маску не потянет, кислорода не получит
В случае разгерметизации кабины самолета кислородные маски выбрасываются автоматически из верхних панелей. А еще эти спасательные средства есть над станциями бортпроводников и в туалетах. Чтобы активировать подачу кислорода из выпавшей маски, нужно потянуть ее на себя. Механизм простейший: натягивается канатик, который вытаскивает предохранительный штырь, подпружиненный боек ударяет в запал, и начинается химическая реакция.
Кислорода в масках хватает на 10–15 минут (в зависимости от типа самолета) - этого достаточно, чтобы снизиться на безопасную высоту. На случай, если пассажиру станет плохо и ему потребуется кислород, на борту в укромных местах спрятаны баллоны с кислородом с надписью FIRST AID. Скорость подачи – 4 литра/мин.
Почему надо радоваться платному кофе
Самой большой моей грустью и занозой в сердце становятся вопросы от пассажиров на коротких рейсах: «Как это? Разве кофе не бесплатный?» Я прекрасно знаю, что в то далекое волшебное «раньше» в полете предлагалось отведать обед из 3 блюд с мидиями и устрицами в белом вине.
⠀
Когда я летаю в качестве пассажира, то, наоборот, радуюсь, если за багаж и кофе надо доплачивать отдельно. В противном случае в ваш тариф уже включен чемодан весом 20 кг (даже если он у вас 10 кг или вы только с ручной кладью) и знаменитые "курица или рыба". Их принесут, даже если вы не голодны или практикуете вегетарианство.
Почему в самолетах нет 13-го ряда, а экипаж не пришивает пуговицы
Суеверий у пилотов и стюардесс целое море! В российских авиакомпаниях совершенный рейс ни в коем случае нельзя называть «последним». Это слово обычно заменяется на «крайний». Перед полетом нельзя зашивать форменную одежду или пришивать пуговицы — это к несчастью или задержке рейса. Есть ли похожие приметы в авиации в Германии? Я долго и нещадно допытывала коллег-немцев и вот что узнала:
- если среди пассажиров мало немцев, то останется много газированной воды;
- если летим в США, не хватит колы;
- если рядом с местами для отдыха экипажа сидят дети, поспать не получится;
- "Все, нет примет больше. Юля, что за бред?"
Но зато я заметила, что европейские пилоты при входе в самолет могут нежно погладить его или постучать по корпусу 3 раза. А еще за 12-м рядом может идти не 13-й, а сразу 14-й. Более того, авиабилеты на 13-е число могут стоить на 20–30 % дешевле, чем на "соседние" даты.
Расшифровываю непонятные звуки самолета
Далеко не каждый непонятный звук и вибрация означают нештатную ситуацию. Свидетельство пилота нельзя просто купить: летчики отлично обучены и готовы к любой, даже аварийной ситуации. Рассказываю, на какие вещи пассажирам не нужно обращать внимания:
- При запуске двигателей освещение и кондиционеры резко выключились, а потом загорелись вновь: это источники питания переключились с внешнего генератора на генератор на борту.
- При рулении вы чувствуете вибрацию и скрип колес: это выпускаются закрылки-предкрылки, проверяются гидросистема и тормоза.
- После взлета под полом что-то стучит и скрипит: это убираются шасси.
- Во время болтанки крыло «машет»: все в порядке - оно гибкое и проектируется с расчетом на турбулентность.
- В иллюминаторе что-то мигает: это работают проблесковые маячки, установленные на крыле. Часто их свет отражается от облаков, создавая иллюзию молнии.
У стюардесс есть свой секретный язык
Хотите понимать наш секретный язык?
- PAX (от рassenger) – пассажир. Интернациональное сокращение. Ничего обидного я тут не вижу, можно даже «паксик» ласково сказать.
- Разворотка – рейс туда-обратно, когда показал свой нос солнцу, стоя на трапе, и сразу летишь обратно домой.
- Лэйовер (layover) – наши командировки, когда мы остаемся в пункте назначения на день-другой. Выходными лэйоверы не считаются.
- Dead-head crew («экипаж мертвая голова») – это бортпроводники и пилоты, которые летят как пассажиры, но не работают. Такое случается, когда нужно перевести экипаж с одной базы на другую. , или просто джамп, – откидывающееся кресло стюардесс, на котором мы сидим во время взлета, посадки и турбулентности.
- Умка (сокращение от unaccompanied minor) – ребенок 5–12 лет, летящий без сопровождения взрослого. У авиакомпаний есть недешевые услуги по сопровождению детей, и вся ответственность за UM ложится на персонал аэропорта и экипаж.
- В России обезьянничают, а в Германии танцуют или показывают «водный балет» – все это варианты названий демонстрации аварийно-спасательного оборудования.
Пара слов о правилах безопасности на борту
Если вы сидите рядом с аварийным люком только потому, что там больше места, и не готовы начать эвакуацию в случае чрезвычайной ситуации, то, умоляю, скажите об этом и пересядьте. Если вы видите, что при эвакуации поток пассажиров замедлился, кто-то боится прыгать по трапу или достает свои вещи с полок, просто толкайте, тащите за одежду. Сломанные руки и ноги срастутся, а вы спасете не одну жизнь.
Не игнорируйте демонстрацию аварийно-спасательного оборудования, даже если вы часто летаете и не раз видели "балет", который показывают стюардессы. Вытащите наушники на время взлета и посадки, откройте шторку иллюминатора, приведите спинку кресла в вертикальное положение. Это правила безопасности, а не прихоти экипажа.
Опаснее ли летать лоукостами?
Схема работы бюджетных авиалиний такая: пассажиры платят за перелет, а все остальное – багаж, еда – идет за дополнительную плату. Аэропорты выбираются с более дешевым обслуживанием, а график полетов очень плотный. В авиапарке обычно новые самолеты одной модели, чтобы избежать затрат на ремонт (3–5 лет они работают по гарантии, после чего их часто продают другим компаниям).
Однако квалификационные требования к персоналу и правила безопасности для всех едины: я знаю пилотов в моей авиакомпании, которые раньше работали на "дешевых рейсах". Лоукостами летать безопасно, и статистика это подтверждает. Просто в них менее комфортно.
Какие продукты нежелательно есть перед рейсом
Есть целая наука – авиационная физиология. Для нас особенно важны 2 фактора воздействия полета на организм: повышенная сухость воздуха и пониженное давление в салоне. Чтобы бороться с обезвоживанием, совет один: пить чистую воду без газа. А из-за низкого давления снаружи естественные газы в желудке увеличиваются в объеме, вызывая высотный метеоризм.
Чтобы не выйти из самолета с чувством дискомфорта в желудке, за несколько часов до рейса откажитесь от жирных, копченых продуктов, бобовых и фастфуда. Нежелательно есть яблоки, груши, виноград, черешню и капусту.
Схема "выпить и забыться" не работает
Алкоголь даже в небольших дозах уменьшает частоту дыхания и усиливает гипоксию – кислородное голодание. Это ведет к снижению объема крови и ее загущению. Отсюда и дискомфорт после полета: шум в голове, ноги ватные да и с желудком что-то неладное. Из-за особого микроклимата в салоне самолета организм активно теряет влагу, нарушается водный баланс. Поэтому нужно пить много воды, а не спиртного.
На высоте всасывание алкоголя усиливается. И человек пьянеет в разы быстрее и сильнее, чем на земле. Частым последствием становится потеря самоконтроля и дебоширство.
Что делать, если приходится лететь с простудой
Полеты с заложенным носом могут вызвать серьезные последствия для барабанных перепонок: микротрещины, временную глухоту и даже потерю слуха. Но что делать, если лететь надо, а вы простудились?
- Ни в коем случае не "продувайте" уши через нос. Именно так и могут лопнуть барабанные перепонки.
- Классный метод – зевать. Проверено ночными рейсами.
- Пейте мелкими частыми глотками. Я про воду, разумеется.
- Возьмите с собой леденцы и жвачки. Они вызывают слюноотделение, и вы автоматически начинаете глотать.
- Обязательно используйте сосудосуживающие капли (за 15 минут до взлета и посадки).
Инсайдерский секрет: "чебурашка". Берете 2 одноразовых стаканчика, на дно помещаете сложенные салфетки, капаете на них пару капель кипятка и закрываете уши. Держите во время взлета и посадки. Это хороший метод при сильной заложенности носа и болях в ушах. Если вы попросите «чебурашку» у бортпроводников, они вам не откажут и решат, что вы свой.
Я не считаю стюардесс обслугой
Можно долго говорить, что в наши обязанности входит и работа спасателя, и психолога, и медсестры, и переводчика, и только потом официанта. Маленькое наблюдение: пассажиры бизнес-класса всегда крайне вежливы и уважительны по отношению к экипажу. Даже не припомню случая, чтобы кто-то откровенно выпячивал факт, что он летит в "бизнесе" и заплатил в несколько раз больше остальных.
⠀
А в "экономе" было и хамство, и неуважение. В основном жару давали те, кто год копил на эту путевку на море, и им было невтерпеж показать, кто тут настоящий хозяин.
Есть моменты, когда я чувствую себя суперженщиной
Когда в ночной тиши раздается «та-дам» и загорается голубая лампочка вызова у пассажира, я беру с собой сразу 2 стакана воды. Я знаю, что нажавший заветную кнопочку хочет именно воды. И на 100 % уверена, что по пути на заднюю кухню меня остановит еще один обезвоженный с той же просьбой.
За 20 минут до посадки загорается табло «Пристегните ремни», иду готовить кабину. Пассажир сладко спит и в ус не дует. Тихонечко убираю ему столик, опускаю подлокотник, аккуратно привожу спинку кресла в вертикальное положение. Пассажир даже не просыпается. Забота включена в стоимость перелета.
⠀
Всю ночь летим на восток, навстречу солнцу, у которого в планах разбудить всех яркими лучами часа так в 3 ночи. Беру из тележки с Duty Free блок сигарет и, тихонько дотягиваясь им до иллюминаторов через 2–3 крепко спящих, закрываю все шторки. Фух, никто не проснулся. Дарю таким образом пару лишних часов сна пассажирам и спокойствия экипажу.
Внешний вид
Бывшая стюардесса рассказала, что раньше всегда носила вьющиеся волосы. Однако ее заставили сделать короткую стрижку, потому что завивка была недопустима для бортпроводницы.
Девушка научилась приглаживать и укрощать свои непослушные волосы, создавая классический французский пучок с тремя сотнями заколок и невероятным количеством лака для волос. Это выглядело очень мило. Однако у стюардессы постоянно болела голова, но она держала рот на замке.
Проверяют, как космонавтов
- Небо - это призвание или стечение обстоятельств?
- И то, и другое. Мой папа - лётчик, поэтому моё детство прошло среди людей в форме и разговоров о самолётах. Когда отец прилетал, мы с мамой ходили его встречать. Огромный Як заходил на посадку, катился по полосе, а я испытывала восторг и гордость, что мой папа управляет такой машиной. После окончания школы поступила в ДГТУ. Училась на третьем курсе, когда в «Аэрофлот» стали набирать стюардесс. «Попробуй», - предложили родители. Я отправила резюме в компанию и вскоре получила приглашение на собеседование. Прошла медкомиссию и окончила трёхмесячные курсы бортпроводников. Мы изучали всё о пассажирских перевозках: устройство самолётов, как оказывать первую медицинскую помощь, как обеспечить безопасное пребывание пассажиров на борту. Отрабатывали внештатные ситуации: пожар, разгерметизация самолёта, аварийная посадка на воду или сушу.
Ну а потом первые рейсы. Сначала и руки дрожали, и боялась что-то не так сделать, но постепенно всё прошло. Летаю уже 10 лет, сейчас старший бортпроводник.
Существует миф, что век стюардессы в профессии недолгий. Но это не так. Фото: Из личного архива героини публикации
- Бытует мнение, что бортпроводником может стать только привлекательная стройная девушка.
- Рост желателен не меньше 160, иначе стюардессе просто сложно будет дотянуться до багажных полок и некоторых приспособлений. Слишком высоким девушкам на борту тоже не будет удобно. Вес действительно не должен быть избыточным, поскольку это вопрос самочувствия. Как известно, здоровье у стюардесс должно быть отменным. При прохождении врачебной лётной экспертной комиссии отсеиваются примерно треть из желающих подняться в небо. Требования у медиков к нам почти как к космонавтам: проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику.
Статья по теме У будущих бортпроводников не должно быть физических недостатков, шрамов, пирсинга, татуировок. Красивая внешность вопреки расхожему мнению далеко не главный критерий. В компаниях обязательно обращают внимание на обаяние соискательниц, коммуникабельность и владение иностранными языками, терпение, быстроту реакции, стрессоустойчивость.
Свои правила
- Стюардессы всё время должны быть «при полном параде»?
- Следить за внешностью, вовремя посещать парикмахерские салоны и спортзалы необходимо, ведь мы лицо нашей авиакомпании и представители страны в международных аэропортах. Причёска всегда должна быть аккуратной и красивой: либо каре, либо аккуратный узел, никаких распущенных волос и «конских хвостов» не допускается. Почти весь рейс мы проводим на ногах, поэтому огромное внимание уделяется обуви: она должна быть и удобной, и устойчивой, но в то же время элегантной. Как правило это классические туфли-лодочки на устойчивом маленьком каблучке. Есть ограничения и по количеству украшений: разрешены одно-два неброских кольца и небольшие серьги. Форма - в идеальном состоянии: тщательно выглажена и ни малейшего пятнышка. Макияж неяркий, естественный, но в то же время нельзя явиться на борт без него. Конечно, в каждой компании свои требования, так, например, у стюардесс Emirates Airlines губы должны быть накрашены ярко-красной помадой в тон алым шапочкам-таблеткам. У них недостаточно яркий макияж может повлечь за собой выговор или даже увольнение.
Статья по теме Возвращаясь к форме, скажу, что самая необычная она у бортпроводниц из Боливии. Её и формой-то назвать сложно: по сути это красивые вечерние платья в пол. К тому же им разрешены массивные ювелирные украшения.
- У стюардесс график работы плавающий - это тяжело?
- Для кого-то ненормированное время работы действительно может оказаться неприемлемым. Приходится летать по ночам, привыкать к смене часовых и климатических поясов, но для меня это как раз преимущество профессии. Наверное, не смогла бы сидеть в офисе от звонка до звонка.
График полётов составляется на месяц вперёд. За четыре недели мы должны налетать примерно 80 часов - это так называемая саннорма. Рейсы разные: по России и зарубежью; длинные - по 10 - 12 часов и короткие. Вот как сегодня: три часа дня, а мы уже побывали в Москве и вернулись обратно. Если летим далеко, то всегда потом дают время на отдых. Часто люди думают, будто стюардессы летят в красивую страну, гуляют и отдыхают там. На самом деле план полётов составлен так, что часто утром ты вылетаешь из дому, а вечером прилетаешь. Обычный рабочий день. Только кто-то проезжает за день десять километров, а ты пролетела несколько тысяч. Но иногда действительно можно успеть выйти в город, прогуляться, устроить шопинг. Выходные у нас плавающие. Отпуск, на мой взгляд, просто замечательный - 70 суток.
- Бывает, что рейс длится 12 часов, вам и присесть некогда.
- В длительных многочасовых рейсах ноги действительно очень устают, нашим профессиональным заболеванием считается варикоз. А я замечала, что у стюардесс есть другая «болячка», нефизическая: желание помочь всем и всегда, даже будучи не в самолёте. Существует миф, что век стюардессы в профессии недолгий. Но это не так. Пока медицинская комиссия допускает, работай. Потом мы переходим в наземные службы, самые лучшие из нас становятся инструкторами, обучают стажёров. Известно, что самая возрастная в мире бортпроводница - Ирис Петерсон. Она вышла на пенсию после 60 лет, а до этого работала в United Airlines. Кстати, с 1946 года она и её коллеги боролись за права представительниц нашей профессии. Лишь в 1968 году они завоевали право работать замужним женщинам.
Статья по теме
Похожая примета
Она первая встречает пассажиров на борту белоснежного лайнера. Причёска волосок к волоску, идеальный макияж и неизменная радушная улыбка.
Стать стюардессой мечтают тысячи девушек, но что стоит за фасадом такой романтичной профессии? Об этом мы поговорили со старшим бортпроводником компании «Россия» Кристиной Климовой.
Почему бортпроводницы используют яркую помаду
Бывшая стюардесса после двадцати лет работы решила рассказать о своем опыте в книге, которая впоследствии стала бестселлером. Женщина рассказала об уникальных правилах, которые приходилось соблюдать.
Оказывается, внешний вид стюардессы очень важен. Во время обучения бортпроводников инструктировали о том, что обязательно нужно использовать красную помаду. Это сделано для того, чтобы пассажиры могли читать по губам во время чрезвычайной ситуации.
Некоторые отнеслись к этому правилу несерьезно и подумали, что инструктор шутит. Одна девушка накрасила губы едва заметной розовой помадой и больше никогда не появлялась на уроках. Никто не знает, по какой причине это произошло. Возможно, она уволилась, возможно, ее просто уволили за несоблюдение правила.
Бывшая стюардесса рассказала, что красную помаду нужно носить постоянно. Это правило следует соблюдать неукоснительно.
Немного о нервах
Здоровая нервная система – вот еще, что нужно для поступления на стюардессу. После того как вы пройдет медицинское обследование, вам нужно будет также пройти особое психологическое тестирование. Ведь именно бортпроводница отвечает за здоровье и эмоциональное состояние пассажиров. Мы все хотим, чтобы все было хорошо, и именно поэтому бортпроводница должна знать от «а до я», что делать во внештатной ситуации.
Во время психологического обследования выявляется, насколько девушка стабильна в своем поведении, пороги стрессоустойчивости, общее эмоциональное состояние.
- Пассажиры тоже бывают проблемными.
- Куда же без этого. Но встречаются они не так часто. Только человек по трапу поднимается, а я уже как-то чувствую, что он будет всем недоволен. Что ж, улыбаемся и делаем свою работу: ищем подход, стараемся быть обходительными, не тревожить его. Иногда нужно сделать какую-нибудь мелочь для него приятную, кофе вкусный предложить.
А бывает, что пассажиры нас забавляют. Летели из Ростова в Москву, рейс короткий, один человек говорит: «Только взлетели и уже приземляемся, я ещё не всё съесть успел». Знакомая стюардесса рассказала такой случай. Она в передней кухне выливала оставшийся кипяток в раковину. Мимо проходила женщина, увидела это и говорит: «Девушка, вы что, выливаете воду? Там же внизу наши вещи». Бывает, что в полёте бортпроводников попросят сходить в багажный отсек, принести чемодан с тёплым пальто, проведать кошку или собачку. Правда, для этого нужно было бы выйти из самолёта.
Есть у нас такое негласное правило: место пассажира - это его личное пространство, нельзя туда вторгаться, облокачиваться о спинку кресла и даже просто касаться рукой. Если летят звёзды эстрады и другие известные личности, то мы их не беспокоим и стараемся оберегать от назойливого внимания. Для них перелёт - кратковременный отдых в их насыщенной жизни. Часто летят детки без родителей. Тогда к ребёнку прикрепляется одна стюардесса.
Образование и знание языка
Речь бортпроводницы должна быть хорошо поставленной, с отличной дикцией. Впрочем, если у вас нет опыта публичных выступлений, ничего страшного – это нарабатывается.
И, конечно же, стюардесса должна на достаточном уровне владеть английским языком (впрочем, уровня upper intermediate будет достаточно). Вашего честного слова, что язык вы знаете, будет мало – будущие бортпроводницы должны пройти тестирование, где нужно перевести текст и показать знания грамматики.
Какое образование должна получить будущая стюардесса? Что нужно для поступления, так это либо среднее, либо высшее образование. Предпочтение отдается девушкам с медицинским, управленческим образованием. Правда, ваш диплом не сыграет решающей роли. Не забудьте о загранпаспорте – международные перелеты потребуют его наличия.
Недостатки в работе бортпроводниц
Многие девушки хотят стать стюардессами, потому что желают не только заработать денег, но и посмотреть другие страны. На деле все не так радужно. Чаще всего кроме небольшой прогулки по чужеземному аэропорту девушки ничего не имеют от своих путешествий. Кроме того, частые перелеты никак не способствуют обустройству личной жизни, ведь молодой человек или супруг вряд ли потерпит постоянное отсутствие своей избранницы.
Нельзя забывать и о постоянных нагрузках на здоровье. Перепады давления, частая смена климатических и часовых поясов вначале неощутимы, но уже через несколько месяцев сбивают жизненный ритм девушки, начинаются проблемы со сном, появляется нервозность. Считается, что мигрень и некоторые нервные расстройства являются профессиональным «атрибутом» бортпроводниц.
Да и пассажиры, которые путешествуют по небу, далеко не ангелы. Бортпроводницы жалуются на достаточно частые домогательства от мужчин, грубость и хамство. Это, конечно, дело случая, но кто защитит молодую девушку на борту самолета? Никто, только она сама должна совладать с неугомонным пассажиром, ведь это входит в ее непосредственную задачу.
По этой причине бортпроводницы редко задерживаются на должности стюардессы более года-двух, и вакансии часто бывают открытыми. Если вы желаете попытать счастья – попробуйте!
Похожая примета
- Почему вы решили стать стюардессой?
- С небом и крыльями я на «ты» с детства. Выбор профессии был скорее закономерным, чем случайным. Отец всю жизнь проработал в сфере авиации. Он был бортинженером и увлекался малой авиацией. У нашей семьи был маленький самолет Як-18. Почти каждые выходные я проводила с отцом на аэродроме.
Евгения приходит на работу за полтора часа до вылета. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Ощущение полета, вид из иллюминатора всегда меня завораживали. Я испытывала дикий восторг в эти минуты. Но поскольку в школе мне нравилась химия, я поступила в химико-технологический институт, а после окончания вуза, устроилась инженером.
Стюардессы проходят отбор. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Решение кардинально поменять свою жизнь пришло два года назад – я решила стать стюардессой. Кстати, следом за мной бортпроводницей стала и моя сестра. Нам обоим работа приносит радость и удовлетворение.
Проблемы оставь на земле
- Есть мнение, что у стюардесс не бывает нормальной семьи. Вы его опровергаете - у вас муж и пятилетний сын.
- Считаю, что мне очень повезло. С мужем мы были знакомы ещё до того, как я пошла в авиацию. Он одобрил решение стать стюардессой. К моим постоянным разъездам относится спокойно. Разлуки делают отношения крепче, мы ругаться не успеваем (смеётся). Ценим каждый миг, проведённый вместе. С воспитанием сына нам помогают бабушки-дедушки. Было так, что мне в рейс ранний лететь, а у ребёнка высокая температура. Не представляете, с каким тяжёлым сердцем я его оставила со своими родителями. Но папа-лётчик сказал: «Не волнуйся, лети спокойно. Проблемы нельзя брать с собой в небо». Тогда сынок быстро поправился, а я следую папиному правилу до сих пор. Надела форму - значит, переживания и трудности остаются на земле.
Статья по теме
Из чего состоит курс обучения?
Мы разобрались, что нужно, чтобы стать стюардессой. В Украине и в России правила, в принципе, стандартны. Каким же образом выстраивается план образования?
Курсы длятся три месяца. Первая часть имеет практическое значение, девушки в режиме условий, максимально приближенных к реальным, учатся, как оказывать первую помощь и как вести себя в случае крушения воздушного судна. Кроме того, будущие бортпроводницы учатся своим обязанностям, которые нужно будет выполнять на борту самолета.
Вторая часть курсов имеет теоретический характер. Девушки изучают типы самолетов (перелеты осуществляются на различных видах воздушных суден), учатся налаживать контакт с пассажирами.
По окончании курсов девушки должны сдать экзамен на специальных тренажерах, получив при этом оценку не ниже «четверки». Кроме того, также обязателен опыт в перелетах не менее тридцати часов с инструктором.
Строгие правила
Бывшая стюардесса рассказала, что предстояло пройти строгую подготовку, чтобы стать членом экипажа. Во время долгой монотонной лекции нельзя было ни на секунду задремать.
Бортпроводницам постоянно напоминают о том, как важно здороваться и прощаться с пассажирами, используя каждый раз разные приветствия. Коллеги даже устраивали между собой соревнования, когда нужно было использовать как можно больше разных вариантов приветствия, не повторяясь.
Стюардессы проходят кастинг
- Трудно попасть в стюардессы? Как проходил отбор?
- Для того, чтобы стать бортпроводницей, нужно иметь хорошее здоровье и пройти специальную медицинскую комиссию (ВЛЭК-врачебную летную экспертную комиссию),рост не ниже 160 сантиметров, носить одежду не больше 46 размера и иметь приятную внешность. В стюардессы берут девушек от 18 лет, со средним или высшим образованием, знанием английского языка не ниже среднего уровня. Когда мы приходили на отбор, всех проверяли на стрессоустойчивость, коммуникабельность. Например, меня спросили, что я буду делать, кто-то из пассажиров позволит себе сделать в мой адрес некорректное замечание? Я ответила, что поблагодарю за его мнение и просто улыбнусь. Моя задача – не допустить конфликт, а самое эффективный способ его решить – улыбка.
Пока пассажиры проходят регистрацию, бортпроводник готовит пассажирский салон к полету. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Основное требование – это отличное здоровье, без него никуда, даже перед обучением на бортпроводника необходимо пройти медкомиссию (ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия). А потом ее надо проходить два раза в год. Необходимо иметь отличное зрение, слух, дыхание. Прохождению ВЛЭК может препятствовать наличие нарушений работы пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, наличие заболеваний почек.
Евгений встречает пассажиров у трапа. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Три месяца претенденты на вакансию проходят теоретическое обучение. Затем следуют полеты в качестве стажеров. В это время будущий бортпроводник вместе с инструктором осваивает навыки уже непосредственно в самолете. После стажировки бортпроводника оценивают на Территориальной классификационной комиссии. (Существуют Федеральные Авиационные Правила - «Медицинское Обеспечение в ГА РФ», где приведен список противопоказаний, препятствующих в выборе этой профессии).
- Какими качествами должен обладать бортпроводник?
- Мы должны быть не просто компетентным, но житейски мудрыми. Часто нужны знание психологии людей, навыки оказания медицинской помощи. Мы никогда не говорим слова «пожар», «аварийная ситуация» на борту воздушного судна. Стараемся избегать этих слов, использовать более мягкие выражения.
Самолет на взлете. Фото: АиФ / Фото предоставлено пресс-службой «Ак Барс Аэро»
Бывают пассажиры, которые бояться летать. Если я вижу такого человека, подхожу и спрашиваю не нуждается ли он в помощи, рекомендую ему задержать дыхание на 5-6 секунд, что позволяет уменьшить уровень выброса адреналина в кровь. Далее убеждаю его в том, что он в безопасности, таких пассажиров нельзя оставлять без внимания.
Чему обучается будущая стюардесса?
Что нужно для поступления, мы уже разобрались. А чему учат стюардессу, чтобы она чувствовала себя легко и уверенно в небесах?
Конечно же, в первую очередь на плечи бортпроводниц ложится обеспечение безопасности пассажиров. Как быть в случае аварийной посадки на сушу или воду? Что делать, если подвыпивший пассажир начинает хулиганить, если кто-то сообщает, что на борту бомба? Девушки должны быстро и правильно ориентироваться в любой ситуации.
Кроме того, нужно отметить, что работа бортпроводников во многом сродни работе официанта. Если вам доводилось осуществлять перелет с питанием, то вы могли заметить, что порядка часа стюардессы передвигаются в узком проходе с тележкой, обслуживая пассажиров. Потому бортпроводницы обучаются основам сервировки, подачи продуктов питания.
Бортпроводницы должны также иметь представление о местах, которые посещают, потому также кратким курсом стюардессы проходят страноведение, где знакомятся с политическими и культурными особенностями государств.
Психолог, медик и официант в одном лице
- Как проходит ваш рабочий день? Что входит в ваши обязанности?
- Основной задачей бортпроводника на борту воздушного судна является обеспечение безопасности полета и создания комфорта для пассажиров. Рабочий день начинается с того, что экипаж появляется в аэропорту за полтора часа до вылета. Первым делом проходит медконтроль в стартовом медицинском пункте, где медработник оценивает состояние здоровья каждого члена экипажа, после чего пилоты приступают к подготовке к полету в службах аэропорта, а бортпроводник идет на борт воздушного судна, где проверяет готовность пассажирского салона к вылету, а именно, наличие и исправность аварийно-спасательного оборудования, бортовую документацию, чистота салона, наличие мягкого инвентаря. Затем бортпроводник принимает питание, почту, груз и багаж. После того, как выполнены все вышеперечисленные операции, делается доклад командиру воздушного судна о готовности к встрече и посадке пассажиров.
Главная цель бортпроводника - обеспечить безопасность и комфорт пассажиров во время полета. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова Новость по теме - После того как все пассажиры размещены, делается доклад командиру о готовности пассажирского салона к полету, он в свою очередь подает сигнал бортпроводнику о закрытии трапа. Затем читается приветственная информация на трех языках: руском, татарском и английском, обязательно делается аварийно-спасательная информация, где я рассказываю о расположении аварийных выходов, аварийно-спасательном оборудовании.
Мое рабочее место называется «станцией бортпроводника». Она находится между кабиной пилотов и пассажирским салоном.
- Какие города и страны вам удалось посетить?
- Я работаю на самолетах CRJ200. Эти воздушные судна рассчитаны на 50 пассажиров. Наши полеты обычно продолжаются не дольше четырех часов. Мы выполныем рейсы по таким направлениям как: Санкт-Петербург, Москва, Белгород, Калининград, Омск, Красноярск, Челябинск, Новосибирск, Сочи, Астрахань. Мне удалось побывать в Германии, Турции, Армении и Италии.
Бортпроводник помогает пилотам во время полета. Фото: АиФ / Фото предоставлено пресс-службой «Ак Барс Аэро»
«В небе чувствую свободу»
- Расскажите о своем хобби.
- Я очень увлекаюсь малой авиацией, но перерастет ли это во что-то большее покажет время, говорить об этом еще рано. Люблю путешествовать в горы. Вид с вершин перекликается с видом земли с борта самолета, и приходит ощущение свободы и восторга!
- Вам бывало когда-нибудь страшно?
- Бортпроводник, прежде всего, находясь на борту воздушного судна, обеспечивает безопасность полета. А это не возможно, если ты испытваешь страх во время полета.
Евгения Осипова на борту работает одна. Фото: АиФ / Фото предоставлено пресс-службой «Ак Барс Аэро»
Когда произошла авиакатастрофа в Казани, в тот день я должна была выйти на работу. (голос прервался, в уголках глаз собралась влага, но Евгения быстро взяла себя в руки и продолжила). Рейсы отменили. Когда возобновили полеты, и я пошла на работу, страха не было, было просто очень жаль пассажиров и людей, которые погибли.
- Есть ли суеверия у бортпроводников?
- Никогда нельзя говорить «последний рейс». Вместо этого использовать термин «крайний». Также пилоты и бортпроводники не станут фотографироваться перед вылетом. Это плохая примета.
Евгения с мужем во время путешествия. Фото: АиФ / Фото предоставлено пресс-службой «Ак Барс Аэро»
- За что вы любите свою работу?
- За ощущение полёта, свободы, за причастность к клану авиаторов. Когда смотрю в иллюминатор и вижу чистое небо, далёкую землю внизу, приходит умиротворение и спокойствие.
- Дети, наверное, часто забывают в салоне игрушки?
- Не поверите, но взрослые забывают свои «игрушки» гораздо чаще. Обычно это телефоны, планшеты, кредитные карты и даже кошельки. Всё это мы отдаём в специальный отдел, потом эти вещи возвращают хозяевам. Самая трогательная «потеряшка» - это старая, почти выцветшая фотография маленькой девочки с подписью «Любимая доченька». Я потом узнавала, фото вернули владельцу.
Похожая примета
Несложно догадаться, какая профессия самая романтичная для девушек – конечно же, это стюардесса или, правильнее будет сказать, бортпроводница. Улыбчивые красавицы в строгой униформе вызывают обожание у мужчин и зависть у девушек.
Многие молодые девушки задумываются над тем, чтобы стать воздушной проводницей. Но профессии этой не обучаются в университете или институте. Потому возникает логичный вопрос: «Специальность «стюардесса» - что нужно для поступления, а главное, куда нужно поступать?» Чему учатся девушки во время курсов для бортпроводниц, сколько они могут зарабатывать? Что нужно, чтобы стать стюардессой в России, в Украине и в Казахстане? Обсудим данную тему в этой статье.
Что нужно, чтобы стать стюардессой в плане психологического состояния?
Итак, у вас есть все шансы попасть в бортпроводницы, если вы являетесь дисциплинированным человеком с хорошими организационными способностями. Вы должны быть ответственными, легко и быстро ориентироваться в непривычной и нестандартной обстановке, достаточно уравновешенной. Не нужно думать, что стюардесса всего лишь разносит напитки и улыбается пассажирам, летящим на юг. В непредвиденных ситуациях (или точнее, как раз наоборот, все ситуации заранее предвидятся и проигрываются во время обучения) от действий бортпроводницы может зависеть жизнь одного или нескольких пассажиров.
С лица воду не пить
Что нужно, чтобы стать стюардессой? Не существует стопроцентного варианта правильного ответа, и тем не менее внешность имеет хоть и не решающее, но очень важное значение. Чаще всего авиалинии отбирают девушек возрастом от восемнадцати до двадцати пяти лет с таким ростом, чтобы было удобно дотягиваться до багажной полки (то есть не ниже 165 сантиметров). Кроме того, внешность девушки должна быть миловидной. Вас не возьмут в бортпроводницы, если у вас есть татуировки на видном месте, пирсинг на лице, даже крупные родинки или родимые пятна. Может помешать вам стать бортпроводницей короткая мальчишеская стрижка или очень яркий окрас волос неестественного цвета. Не приветствуется татуаж. Отдельно нужно сказать о весе. Так, предпочтение отдается хрупким девушкам до 60 килограмм. Авиалинии просто не шьют униформу больших размеров, а кроме того, стюардессе с пышными формами будет тесно перемещаться между рядами в эконом-классе.
И еще одно логическое объяснение того, почему авиалиния, скорее всего, откажет девушке с весом более 64 килограмм - такой вес связывают с проблемами со здоровьем. Но опять-таки случаются и исключения.
Сколько зарабатывают бортпроводницы?
Конечно, все зависит от авиалинии, в которой трудится бортпроводница. Люксовые авиакомпании оплачивают труд девушек в 2000 - 3000 долларов, но речь идет о мировых перевозчиках. У нас, если вы работаете на российскую или украинскую компанию, можно получать 500-1000 долларов в месяц. Впрочем, большинство согласится, что это все равно достаточно много, учитывая среднюю зарплату менеджера или бухгалтера.
Что нужно, чтобы стать стюардессой в Казахстане? Здесь нет особых правил, отличающихся от вышеперечисленных, но зарплата там еще меньше – 300-400 долларов.
В стюардессы б я пошла, пусть меня научат!
Вы придирчиво оценили свои внешние данные и сделали вывод, что из вас получится первоклассная стюардесса. Что нужно для поступления?
Итак, вторым важным фактором, из-за которого отсеивается более половины желающих стать бортпроводницей, является здоровье. Стюардессе нужно выдерживать значительные перегрузки, и внешняя красота здесь уже не играет превалирующей роли. Ведь бортпроводнице приходится едва ли не несколько раз на дню менять часовые и климатические пояса, переносить перепады давления. Если у вас есть проблемы в работе сердечно-сосудистой, нервной систем, то медики без зазрения совести вас отсеют.
Когда вы сдадите все достаточно традиционные анализы и обследования, вам также нужно будет пройти испытание турбулентностью.
- Переживаете, когда попадаете в зону турбулентности?
- Никогда не боялась неба. Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне всё равно. Я на борту чувствую себя как дома и твёрдо знаю, что ничего плохого не произойдёт. И такое настроение нужно передать пассажирам.
ДОСЬЕ
Кристина Климова.
Родилась 26 марта 1987 г. в
г. Актюбинске (Казахстан). В 2010 году окончила Донской государственный технический университет. В 2014 году стала старшим бортпроводником. С марта 2016 года летает в а/к «Россия». Замужем, воспитывает сына.
Похожая примета
В те времена, когда люди могли свободно летать на самолетах, они даже не обращали внимания на такие детали, как ярко-красная губная помада у стюардесс. Одна из бывших бортпроводниц рассказала, что это не просто модное заявление, а безопасность пассажиров.
Сколько стоят курсы для будущих стюардесс?
Итак, вы уже знаете, что нужно, чтобы стать стюардессой. В Минске, в Киеве, в Санкт-Петербурге, в Москве или в другом крупном городе обратитесь в местное представительство авиалиний для того, чтобы узнать об открытых вакансиях. По большому счету спрос на бортпроводниц есть всегда, потому если вы обладаете подходящими внешними данными, вашей кандидатурой заинтересуются.
Обучение стоит порядка 30-40 тысяч рублей, однако девушки оплатят обучение, работая уже непосредственно на авиалинию.
Девушка в небе
Прежде чем перейти непосредственно к возможностям обучениям, нужно отметить, что стюардессой может стать не каждая. Существуют достаточно строгие требования к отбору барышень для работы в небесах. Между тем, если вы очень уж хотите быть бортпроводницей, а ознакомившись с постом, трезво оцениваете свои возможности как небольшие, не огорчайтесь. Если вам доводилось путешествовать воздушным образом, то вы могли отметить, что не всегда на борту работают точеные девушки – встречаются среди стюардесс и крепышки, и леди старше 30 лет.
Читайте также: