Какие приметы научной фантастики вы видите в этом рассказе запах мысли

Обновлено: 04.10.2024

История посадки Лероя Кливи на планету З-М-22 описана очень драматич­но: горючее кончалось, помощи ждать бы­ло неоткуда. Приборы и даже обшивка корабля раскалились, и он рухнул на поч­ву. Кливи побежал. Герой чудом спасся от гибели и очутился на чужой планете ря­дом с останками своего корабля.

Каким увидел Кливи мир невероятной плане­ты? Какое отличие от земных существ он заметил сра­зу, о каком догадался значительно позже? Почему?

Мир неизвестной планеты на первый взгляд представился Кливи обычным. «Он лежал на склоне маленького холмика, уткнувшись лицом в высокую траву». Но вот мимо пробежала зеленая белка, без глаз и ушей. Потом — зеленый волк и то­же без глаз и ушей. Затем он увидел, как слепой волк расправился со слепой бел­кой. И только тут до его сознания дошло, что эти звери реальны. Зеленый волк по­дошел к нему, и он от страха потерял со­знание. Но только позже он понял, как эти слепые и глухие звери узнают об окру­жающем — он догадался, что их спасает телепатия.

Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: «Ему казалось, что разум его отделился от те­ла и, освобожденный, витает в воздухе»?

Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возмож­ность живым существам планеты воспри­нимать окружающий мир. Именно это свойство и называется телепатией.

Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?

Наблюдение за жизнью планеты как бы со стороны оборвалось сразу же, как толь­ко Кливи понял, что его вот-вот съест зе­леный волк. Он потерял сознание, а когда пришел в себя, то понял, что волк оставил его в покое.

Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?

В первый день герой потерял сознание от страха, что его съест волк. Очнувшись вечером, он пытался вспомнить события, которые предшествовали его обмороку. Увидев останки белки, он понял, что уг­роза волка была реальностью. И вслед за этим он увидел пантеру. Его раз­мышления о том, что же помогает жить этим слепым и глухим существам, приве­ло его к выводу, что это свойство — теле­патия. Поняв это, он попробовал прове­рить свою версию. И сразу же убедился, что прав. Стоило ему подумать о пантере, как она рванулась к нему. Нужно было не думать о пантере, и это оказалось страшно трудно. И, перебрав множество живых существ и предметов, он сообразил, что может подумать о пантере-самке, так как перед ним был самец. И опять догадка бы­ла верна.

Ночью его спасал сон: мысль вы­ключалась. На другой день, блуждая по планете, он увидел над собой птицу, похо­жую на стервятника, затем встретился с четырьмя слепыми волками, которые напали на него. Однако мысль о пантере ослабила их натиск, но затем они возобно­вили свое наступление. Теперь они орга­низовали окружение. Кливи вообразил се­бя змеей и на время опять их отпугнул. Затем вообразил себя птицей, и его спасло лишь наступление ночи. Следующий день начался с воспоминания о своих вра­гах и, следовательно, с их появления. И пантера, и волки были готовы к бою.

Кливи пытался вообразить птицу, но по­вторение выдумок не приносило успеха. Тогда он решил стать кустом. И звери притихли. вдруг на него (он — куст!) уселась и стала его долбить маленькая птичка. Не выдержав, после пятнадцатого удара он швырнул ею в пантеру. Так и эта игра была проиграна. Волки и пантера вновь набросились на него. Он ощутил се­бя трупом, и они отступили. Тогда рядом опустился любящий падаль стервятник, но, когда он замахнулся на стервятника, на него набросились и пантера, и волки. И тогда он стал огнем. Все звери умча­лись прочь.

Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?

В этом рассказе телепатия — главная форма восприятия мира живущими на планете З-М-22 существами. Способность улавливать мысли на расстоянии — та­ково главное отличие телепатии.

Шекли — автор, который очень любит иро­нию. Заметили ли вы это пристрастие автора? Над кем и как он иронизирует? Найдите подтверждение в тексте.

В рассказе Шекли и сюжет, и герои даны в слегка иронической манере. Сама об­ласть творчества, которую мы называем научной фантастикой, предполагает неко­торую долю иронии по поводу изображае­мых героев и событий. И герои, и события точны лишь предположительно, а пред­положение очень часто может использо­вать иронию. И характер спасения героя после аварии его корабля, и противостоя­щие ему зеленые звери, и чудесное спасе­ние с планеты З-М-22 — все это и не скрывает улыбки автора. Доказывают это все эпизоды рассказа — от их начала до финала.

«Запах мысли» — фантастический рас­сказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя — из области вымысла, кото­рый, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые проти­востоят Лерою в рассказе, — существа фантастические.

Ответы 3

Ответ

Ответ подобран нейросетью

+

Мгновенный доступ

50 баллов

Показать ответы 3

Доступ после просмотра рекламы

Ответы будут доступны после просмотра рекламы

Посмотреть рекламу

В рассказах Роберта Шекли "Запах мысли" космонавт совершает вынужденную посадку на неисследованной планете. Происходит встреча с хищниками, похожими на волков. У этих "волков" (как и у других животных на планете) нет обычных органов чувств: они слепы, глухи, не чувствуют запаха. Космонавту кажется, что он в безопасности, однако "волки" уверенно преследуют безоружного человека, улавливая его мысли. Мир животных-"телепатов" - сам по себе блестящая находка, но Шекли идет дальше, последовательно моделируя поведение человека, которому нужно уцелеть в этом мире. Герой рассказа начинает представлять себя деревом, и "волки" прекращают погоню. Однако к "дереву" слетаются птицы, вновь возникает конфликтная ситуация.

Удалить ответ +1 балл

Ответ

Ответ подобран нейросетью

+

Мгновенный доступ

50 баллов

Показать ответы 3

Доступ после просмотра рекламы

Ответы будут доступны после просмотра рекламы

Посмотреть рекламу

В рассказе «Запах мысли» Шекли показывает аварийную ситуацию в космосе, когда почтовый корабль совершает вынужденную посадку на первую попавшуюся планету, в атмосфере которой достаточно кислорода для дыхания человека. 11о каждая незнакомая планета грозит человеку как неизвестной флорой, так и враждебной фауной. Пилот потерпевшего аварию космического корабля Лерой Кливи в ожидании сталкивается на этой планете с странными зверями, не имеющими ни глаз, ни ушей, но которые каким-то образом преследуют его. Кливи, наконец, понимает, что хищники ориентируются по «запаху" его мыслей. Лерой Кливи смог только благодаря силе своего разума, так как человек, действительно, существо разумное и может найти выход в экстремальной ситуации, благодаря усилиям воли и разума. Кливи последним усилием воли заставляет хищников отступить, представив себя огнем, сжигающим все на своем пути. Вот оно Но каково же было его разочарование, когда дождь погасил весь огонь. Оказывается, это подоспел корабль и, увидев бушующий пожар, команда включила систему пожаротушения удивило то, что на теле Лероя Кливи, который стоял в самом центре пожара, не было ни одного ожога.
Сила разума, сила воли, неординарное мышление, — вот что выделяет человека среди животного мира. Эти качества ему сконцентрироваться и выжить в неблагоприятных условиях, выстоять в борьбе со стихиями

Похожая примета

мышления; способствовать воспитанию внимательного читателя.

Оборудование: презентация «Жизнь и творчество Роберта Шекли», портрет писателя.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

- Назовите черты фантастической литературы.

- С какой целью писатели-фантасты показывают читателям будущее человечества?

- Зачем Р. Д. Брэдбери создает ужасную картину мира после третьей мировой войны?

III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Мы продолжаем путешествовать далеким будущим, изучая произведения в рамках

темы «Образ будущего в литературе». Сегодня нас приглашает в путешествие к загадочным

планет непревзойденный фантаст, незаурядный человек Роберт Шекли. Вместе с героем его

рассказ «Запах мысли» мы отправимся в удивительный мир, узнаем, какие

испытания легли на плечи главного героя, попытаемся понять смысл изображения его

приключений в чужом враждебном мире в контексте авторского замысла.

Прослушивание песни из кинофильма «Гостья из будущего?».

- Подумайте, что мы можем сделать для того, чтобы будущее было прекрасным?

Интервью с писателем.

Подготовить ответы на вопросы от имени писателя по материалу учебника. (Со.

- Когда и где родился Роберт Шекли? (Роберт Шекли родился 16 июля 1928 года в нью йоркском Бруклине, а вырос в городке Мейплвуд, штат Нью-Джерси.)

- Каким был путь к литературному творчеству? (Коренной ньюйорковец, до обучения в

он активно искал свое место в жизни. Шекли был рассыльным, буфетчиком,

садовником, служил в Корее, но не в боевом подразделении, а в качестве редактора полковой

газеты. Демобилизовавшись, вернулся в Нью-Йорк, поступил в университет на

специальность инженера-металлурга. Начинал свою писательскую карьеру инженер

авиационного завода Роберт Шекли в начале 50-х годов XX века. Его короткие,

остроумные, эксцентричные рассказы стали покупать и опубликовывать научно-фантастические

журналы. Гонорары росли, и Шекли становится профессиональным писателем.)

- "Почему именно фантастика?» — часто спрашивали журналисты американского писателя

— классика мировой фантастики, общепризнанного мастера юмористической и сатирической

фантастики Роберта Шекли. (Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную

свободу. Она может охватить - и охватывает-все на свете, от безудержной романтики

приключений к сатире и социальному анализу».)

- Вы имеете немалое литературное наследие. Можно поподробнее? (Свой первый рассказ

Шекли написал в восемь лет, а впервые напечатал в восемнадцать, в журнале «Гэлакси».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и

повестей, составивших 9 авторских сборников, которые были переведены на многие языки, что вместе

составило более 65 книг.)

- Какие из произведений стали сюжетной основой для художественных фильмов? (По произведениям были отсняты

художественные фильмы «Десятая жертва» (1965), «Побег с Адского Острова» (1963), «Цена

риска» (1983). В 1992 году был снят фильм «Беглец», который имел большой успех в

зрителей. Роберт Шекли также работал над сценариями компьютерных игр.)

- Имеете ли вы литературные награды? (В 1954 году писатель получил награду " Лучший

дебют " - высшее звание наиболее перспективному автору-фантасту, в 1998 году в

Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и

научной фантастики. В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля

Галана за вклад в развитие жанра научной фантастики. Роберт Шекли-лауреат

премий «Странник-97» и «Малый Золотой Остап-97».)

Учитель. В Украину Р. Шекли приезжал в 2005 году на литературное собрание

писателей-фантастов. У нас Шекли чувствовал себя счастливым, потому что его почитали

больше, чем на родине, в Америке. У него даже была мысль поселиться в Крыму на

берегу Черного моря. Но эта мечта не осуществилась. Внезапно писатель тяжело заболел,

украинские поклонники его творчества собрали средства, чтобы тяжелобольной Р. Шекли

вернулся на лечение домой в Америку. Но после сложной операции писателя не

устойчиво. Он ушел из жизни в декабре 2005г.

- Какие основания имел Роберт Шекли, чтобы говорить, что только фантастика дарит творцу полную

свободу"? (фантастика мечта фантазия вымысел полет мысли раскованность воображения выбор свобода)

Работа с текстом рассказа

Разгадав ребус, назовите

главных героев рассказа Р.

- Что вы можете сказать о названии

рассказ Роберта Шекли " Запах

- А может ли мысль иметь запах?

- "Несет" ли название произведения намек на

фантастическую ситуацию? (Название произведения

фокусирует внимание на несуществующем в

природе явлении, придающем произведению

- Каким образом читатель понимает, что

оказался в далеком будущем? (Художественное время рассказа-далекое будущее: герой

находится в почтолете в далеком космосе.)

- Как вы думаете, с какой целью автор сразу дает понять, что действия будут происходить в

будущем? (Читатель понимает, что повествование принадлежит к фантастической литературе, и

поэтому должен быть готов к смелому полету мысли писателя, кроме того, автору

важно показать человека в условиях, которые современный читатель представить себе не может.)

- Кто главный герой по профессии? Почему автор изображает человека будущего с такой

"земной", обыденной профессией? (Герой работает обычным почтальоном. Для автора

важно показать не представителя какой-то романтической профессии, астронавта или

звездного военного, а обычного человека, живущего в будущем.)

- В каких условиях работает Лерой Кливи? Как он воспринял неприятности с кораблем? Как это

характеризует героя? (Герой летает на старом корабле, который просто разваливается. Но

все трудности встречает хладнокровно и профессионально, с чувством юмора. Чувствуется,

что герой-сильный человек.)

- Прокомментируйте диалог с главным почтмейстером. Что в проблемах людей будущего

напоминает современный мир? (Небрежное отношение к технике и людям.)

- Каким образом Лерой Кливи попадает на планету З-М-22? Что он знает об этой планете?

Почему автор "направляет" своего героя на совершенно незнакомую планету? (Кливи выбирает эту

планету из-за того, что она была обозначена на карте кислородных миров. Для автора важно,

чтобы герой оказался в совершенно незнакомом и безлюдном месте.)

- Посудите, почему так важно автору было оставить героя без корабля? (Лерой Кливи

остается один, без оружия, без защиты, какой бы он мог получить, запершись на

корабли, в чужом и враждебном мире).

- Внятно прочитайте фрагмент, в котором описано состояние героя после потери сознания. Как

он реагирует на окружающий мир? ("Он пребывал в безмятежном состоянии шока. Ему

казалось, что разум отделился от его тела и свободно плавает в воздухе. Все заботы,

чувства, страхи остались в теле: разум был свободен."Автор подчеркивает способность

человеческого ума холодно и спокойно оценивать ситуацию, ведь страхи и волнения

не касаются ума.)

- Какое странное существо увидел Кливи на этой планете? Почему во время пребывания в шоковом

состоянии, когда разум "свободно плавал в воздухе", внешний вид животного не удивил его?

Какую размышлениях героя ощущается позиция автора? (Кливи увидел странное существо, что

напоминала белку, однако она не имела ни ушей, ни глаз. Герой понимает, что животным «

. лучше не видеть боли и мук этого мира, не слышать отчаянных криков. "Автор напоминает

читателям о боли и страданиях, царящих в мире.)

- Внятно прочитайте эпизод охоты слепого волка на слепую белку. Чем эпизод напоминает

жизнь обитателей планеты Земля? (Более сильный хищник преследует и убивает более слабого).

- Какое место в таком мире занимает человек? (Место слабого и беззащитного.)

- Что спасло Кливи от зеленого слепого волка? Почему данная ситуация не "сработала" б

на нашей планете? Почему автор акцентирует внимание читателя именно на этом факте? (Герой

потерял сознание и потому странным образом спасся. Автор дает понять читателю, что

ситуация потребует для героя не только физической силы и ловкости, но и

находчивости и сообразительности.)

- Каким образом Кливи понял, что животные этой планеты чувствуют друг друга за

помощью телепатии? В чем опасность такой связи для человека? (Встреча с пантерой,

что бежала к нему, как только он о ней думал, открыла для героя правду: все животные этой

планеты-телепаты. Для человека, чей мозг работает гораздо активнее, чем мозг

животные, такая ситуация становится крайне опасной: «Он понял, что человеческий мозг

невозможно сознательно и прямо затормозить».)

- Подумайте, почему автор создает такую опасную ситуацию для своего героя. (Для автора

важно "испытать" человека, показать, на что он способен.)

Работа с таблицей "мнимые преобразования Лероя Кливи".

Найдите примеры обрисованных в произведении фантастических ситуаций, фантастических

и запишите их в тетради.

( транспортное средство - поштоліт -243, место действий - звездные скопления Прорококутника\

профессия героя-межзвездный почтальон; должность руководителя-почтмейстер базы \ ситуация -

аварийная посадка на кислородную планету 3-М-22;

фантастические животные-представители неземной цивилизации - " маленькая зверинка, размером

с белку, но с темно-зеленым мехом», «. другой зверь, размером и формой тела напоминал

достаточно крупного волка, но тоже зеленого цвета»; «У этого зверя тоже не было ни глаз,

ни ушей, но из пасти сверкали в два ряда мощные клыки«; " появилось существо, похожее на

— на зеленовато-коричневую пантеру без глаз и ушей;

поединок героя с животными

с помощью мысли - «С

закрытыми глазами он

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Похожая примета

Цель: продолжение темы «создание образа героя» - знакомство с героем фантастической новеллы; знакомство с жанром фантастики: «Запах мысли» - новелла в жанре научной фантастики.

План урока:

1) Беседа. Вопросы для класса:

В чем отличительные особенности жанра фантастики?

Какие поджанры фантастики вам знакомы?

Какие произведения в жанре фантастики вы читали?

Какие фантастические фильмы вы видели?

2) Составление поджанров фантастики схемы на доске:

Научная фантастика Фэнтази Ужасы Мистический реализм

3) Просмотр отрывка из первого фантастического фильма «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса (1902 г.) /отрывок с 4 по 8 минуту/

(Доп. сведения: Жорж Мельес – первый режиссер художественного кино и создатель спецэффектов).

4) Тема полета в космос была, пожалуй, самой популярной в ХХ веке. Новелла Р. Шекли «Запах мысли» тоже затрагивает эту тему.

5) Читаем текст произведения. Вопросы по тексту:

Какой художественный прием лежит в основе названия? (оксюморон – сочетание несочетаемого; приводим свои примеры оксюморона).

Чтение первых 2 абзацев произведения.

- С помощью каких слов автор создает мир произведения?

- Как мы понимаем, что перед нами текст в жанре научной фантастики?

Читение (с 3 по 6 абзацы):

- Как вы думаете, Лероя Кливи можно назвать героем? Почему?

- Какие героические качества в нем есть?

Сопоставьте ситуацию, в которую попал герой новеллы Шекли и герой новеллы «Мексиканец» Д. Лондона. В чем сходство ситуаций? (В их исключительности, в том, что характер героя проявляется в трудной ситуации).

Читение абзацы (с 6 по 9 абзацы) (где герой совершает вынужденную посадку на планету З-М-22)

Похожая примета

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Читайте также: