Какие приметы масленицы на картине кустодиева
Обновлено: 14.11.2024
Вы знаете, кто является главным героем картин Бориса Кустодиева ?
Нет, не русский человек, как можно было бы подумать, а . быт.
Русский быт , пронизывающий все сферы нашей с вами жизни.
Через изображение исконно русских традиций Борис Кустодиев раскрывает русский национальный характер.
Особенно это заметно в его картинах, посвящённых гуляньям на Масленицу .
Широкая, раздольная, щедрая. Сколько ярких эпитетов можно подобрать, чтобы описать этот первый весенний праздник с его неизменными блинами и традиционными проводами зимы.
Одна из первых картин Кустодиева , посвященная Масленице , относится к 1916 году .
Перед нами раскинулся утопающий в надвигающихся сумерках городок.
Воздух застыл в неподвижности.
Деревья стоят тихие и торжественные. Густой синий иней покрыл их ветви.
Природа предстаёт настолько мечтательной, таинственной, что, кажется, мы даже не различаем людских голосов, не слышим звона бубенцов, подвешенных к лошадиным дугам.
А веселье, между тем, идёт своим чередом.
В самом разгаре Масленичная неделя.
Люди радуются возможности немного отдохнуть и повеселиться.
На окраине городка разместился приезжий цирк – балаган . Его широкие ворота открыты для всех желающих.
Детали
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» 7 класс пишет, уже осознанно подойдя к этой эпохе, параллельно изучая историю государства, традиции и обычаи, зная архитектуру и предметы утвари, даже детали одежды того времени.
В рассматриваемой нами картине Борис Михайлович очень трепетно относится к мельчайшим деталям. Виден взгляд лошади, которая торопится привезти сани, восклицание суровых мужчин, яркие блики снежинок, которыми покрыты ветви деревьев, афиши театральных выступлений.
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» несомненно отразит и то, как трепетно он относится к простым людям и быту, поистине восхищаясь ими.
Описание
Написать сочинение по картине Кустодиева «Масленица» стоит и для знакомства нынешней молодежи с дореволюционными празднествами. Вся панорама картины предлагается зрителю с возвышенной точки. Это позволяет увидеть церковь с возвышающимися куполами, катание людей по еще заснеженным склонам, пританцовывающих под гармошку музыкантов.
Городская площадь возле театра наполнена смехом и весельем, в отдалении виднеются большая разноцветная гирлянда воздушных шаров. Автору картины удалось поразительно подробно показать самую суть проводов зимы, когда все жители объединились и вышли в прекрасный солнечный воскресный день встретить приход весны, обусловленный началом Великого православного поста.
Слово о художнике
Б. М. Кустодиев родом из Астрахани. Там же он и получил свои первоначальные уроки, положившие начало его деятельности. Переехав со временем в Петербург, он проводил свое юношество в Академии художеств под руководством профессора Репина. Показывал свою самостоятельность, настойчивость, глубину отображения настроения народных масс, за что и получал похвалы своего наставника.
Похожая примета
Праздничные гулянья часто встречаются в картинах знаменитых художников всех народностей. Особое место среди красочных и ярких полотен занимают работы русских мастеров. Проводы долгой зимы на Руси всегда переполнялись задором и весельем. Гулянья сопровождались массовостью и раздольем. С образом русской Масленицы всегда переплетаются картины именно Б. М. Кустодиева.
Похожая примета
Известный и невероятно популярный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.
Б.М. Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици (Флоренция)
Картины автора создавались в тяжелое для России время: Первая мировая война, революции. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.
Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.
Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех. Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.
В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.
Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.
Похожая примета
Борису Кустодиеву нет ещё и сорока, а у него отказывают ноги: опухоль в позвоночнике. О вылазках на натуру не может быть и речи. Он даже на выставку, где состоялась премьера картины, уже не смог прийти.
Чуть позже, в октябре 1916-го, Кустодиеву сделают операцию. В её ходе хирург обнаружит: для того, чтобы подобраться к опухоли, придётся перерезать нервы. И спросит у жены художника: "Что сохранить - руки или ноги?" Она ответит: руки. Ведь если обездвижить руки - Кустодеив перестанет быть художником.
Остаток жизни (а Кустодиев прожил 49 лет) художник проведёт в инвалидном кресле. Но не перестанет писать свои жизнерадостные картины - лёжа, а полотно под нужным углом подвешивают над ним. Сам художник был таким же жизнерадостным, как его произведения, так что свою работу над полотнами вовсе не преподносил как подвиг. Только сетовал иногда, что хорошо было бы , если бы картины, родившиеся в голове, можно было бы писать одной только силой мысли.
2. Картина "Масленица" есть и в Третьяковке, и в Русском музее
И обе - настоящие. Это обычная практика, когда художник делает авторские повторения своих популярных работ. Эти две работы похожи, но отличия можно найти: например, в рисунке стволов деревьев у правого края картины. Кроме этих, у Кустодиева есть и масса других работ на тему Масленицы - но уже с другой композицией.
Знакомство с полотном
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» входит в школьную программу. Кустодиев знакомит современную молодежь с пышными проводами зимы и яркой встречей весны. Его картины поистине способны подробно передать не только внешний облик счастливых людей, переживших суровую русскую зиму, но и позитивное настроение, и воодушевление перед скорой весной. Отметив для себя тему народных гуляний с особой значимостью, Борис Михайлович посвятил ей целую серию произведений, названных «Масленица».
Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» стоит начать с описания общего впечатления, которое изначально невозможно остановить на чём-то определенном. Картина захватывает внимание зрителя и заставляет его представить, что он находится в центре праздника и является его частью. Чувствует свежесть слепящего снега, аромат выпечки и звон бубенцов.
С этими эмоциями и впечатлениями сталкивается внимательный наблюдатель, написав сочинение. Описание картины «Масленица» Кустодиева невозможно без упоминания счастливых лиц горожан, восторга и всеобщего веселья. На первом плане видны радостные люди, собравшиеся на торговой площади города, которые общаются, что-то радостно обсуждают и встречают появляющиеся тройки лошадей. Первый план примечателен и тем, что есть возможность разглядеть не только позы и жесты людей, но и их лица, эмоции. Настолько детально проработаны эти моменты.
Читайте также: