Какая родина изображена у ахматовой какие приметы времени изобразила здесь ахматова
Обновлено: 22.12.2024
Какая Родина изображена у А. Ахматовой во «Вступлении» к поэме «Реквием»? Какие
приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?
Лучший ответ
Сказано более чем красноречиво.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Остальные ответы
Во "Вступлении"кровавый и черный Петербург представляется измученной женщине лишь "ненужным привеском"к тюрьмам, разбросанным по всей стране.
Похожая примета
Эпоха, которую описывает Анна Ахматова в произведении "Реквием", удивляет количеством жизненных трудностей, трагедий, испытаний, выпавших на долю простого народа. Страна пережила очень много событий за 1930-1940е годы. Они нашли свое отражение в различных видах искусства.
В поэме "Реквием" хорошо видны приметы того времени. А.А. Ахматова мастерски подбирает пронзительные слова, заставляющие проникнуться атмосферой произведения. "Там все говорили шепотом", - пишет поэтесса. Это указывает на страх людей. Страх говорить громко. Страх говорить. ". свойственного нам всем оцепенения", - отмечает А. Ахматова. Люди чувствовали себя растерянными, пребывали в оцепенении. Столица нашей страны, по мнению автора, стала дикой. Изображение этой существенный приметы времени развивается, в финале произведения одичалой является не только столицы, но и женщины, ведь их "Улыбка вянет на губах покорных, // И в сухоньком смешке дрожит испуг".
Одной из хорошо заметных примет того времени являются тюрьмы.
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Их было очень много, что подчеркивает А. Ахматова: "И ненужным привеском болтался, // Возле тюрем своих Ленинград".
1930-1940е годы предстают в воображении читателя страшными, мрачными, пугающими. А. Ахматова превосходно пронесла напряженное настроение через всю поэму. В каждом её слове чувствуется боль, мука, страдание, и это тоже примета того времени. Строительство нового не обходится без разрушения старого. Однако каким сложным, кровавым и болезненным оказалось разрушение старого строя! Приметы времени, которыми пропитана поэма, позволяют воссоздать жизнь и чувства людей данного времени. Я восхищена произведением А. Ахматовой "Реквием". Она смогла отобразить приметы времени, создать образ женщины в те года и сотворить шедевр русской поэзии.
Похожая примета
поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
II. Мотивационное начало урока.
1. История создания поэмы.
Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое
значение слова «реквием».
«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
2. Слово учителя.
Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.
III. Деятельность учащихся по теме урока.
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».
- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?
Следующая часть поэмы «Посвящение».
- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».
Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)
- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)
- Итак, кому же посвящается поэма?
( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.
- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?
( Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Переходим к 1 главе.
- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы.
Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?
- Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.
Читаем IV главу.
- Что происходит с героиней?
Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина
Читаем V главу.
В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.
В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.
Перечитаем VII-IX главы.
Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:
«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….
(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)
- Прочтите название X главы. С чем оно связано?
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?
( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.
В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)
Обратимся к эпилогу.
Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.
Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:
(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….
Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.
IV. Итоги урока.
- Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
- Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
- Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
- Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью.
- Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.
- Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ.
- В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе.
В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
Похожая примета
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
"Руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный. Это был обряд при знакомстве с поэзией Ахматовой в 30-е годы, а в частности с поэмой "Реквием": В те годы, Анна Андреевна жила, завороженная застенком.. Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из "Реквиема" тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш, потом громко произносила что-нибудь светское: "Хотите чаю?" или "Вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче ранняя осень", - громко говорила А.Ахматова и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей",- так вспоминала Лидия Чуковская в своих "Записках об Анне Ахматовой". Она вспоминала, что часто, выходя на улицу, она повторяла эти стихи, чтобы не забыть.
30-е годы оказались для Ахматовой тяжким испытанием. Она оказалась свидетелем чудовищных репрессий, обрушившихся на многих ее друзей, на ее семью:
1) был арестован сын - студент Ленинградского университета.
2) затем - и муж - Н.Пунин.
Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста. В длинных очередях провела она, чтобы сдать передачу сыну.
Продолжать писать во времена, когда стишок на клочке бумаги мог обернуться смертным приговором, доверять свой труд верным друзьям, готовым учить стихи наизусть, чтобы их сохранить, мог только человек, абсолютно убежденный в важности и нужности поэзии. Спасительное для нее творчество стало в результате спасительным и для многих читателей.
Учитель: обращаемся к "Реквиему" гл "Вместо предисловия"
"А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом".
Теперь обращаемся к самому произведению
"Реквием" - не просто ряд стихотворений, это единое целое.
1 глава "Посвящение" - чтение учителем или заранее подготовленным учеником
Видна ли атмосфера того времени?
Можно ли сразу узнать настроение, мысли людей, живших в то время?
Атмосфера, само время сразу встает перед нами в серых красках, что-то мрачно- тяжелое нависает над людьми, что-то гнетет их. "Тюремные затворы", "смертельная тоска", "шаги тяжелые", "столица одичалая", "постылый срежет" - все это не может радовать, вызывать эмоции, все это делает людей рабами. Рабами серости, мрака.
"Вступление" дополняет "Посвящение" - анализ после прочтения.
Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х г? Чем жила страна?
"Осужденных полки", "паровозные гудки" и.т.д. Эта глава без прикрас говорит о несправедливости времени, о массовых репрессиях, о том, что людей держали не только в тюрьмах, но и отсылали в Сибирь. Нет жизни, есть смерть.
Не резкий ли переход от эпохи к личному? Возникает образ женщины. Кто она?
Ахматова говорит не о тех, а за тех, которые составляют большинство. Пройдя все муки ада, она солидарна со всеми женщинами, кому выпала эта доля. Это прощание с мужем носит обобщающий характер.
Что напоминает это стихотворение?
Почему она просит о молитве за нее?
Чтобы у нее хватило сил, чтобы прибавилось сил все выдержать, так как она знает, что впереди много трудностей.
Учащиеся анализируют сами после прочтения.
В этих главах она не верит, что это происходит с ней, это происходит с кем-то другим. Она на себя смотрит со стороны. Она просит завесить "черным сукном", чтобы не видеть всего происходящего
Как меняется образ женщины? Почему?
После сдержанности наступает взрыв эмоции, крик, нет гордости. Так как касается это сына, самого дорогого человека, и природа к ней неблагосклонна
И тогда в 6 главе наступает оцепенение, здесь намек на выход из этого ада - крест высокий.
Почему эта глава озаглавлена "Приговор"?
Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остается одно - позвать смерть.
Поэтому очень логичным является появление стихотворений 8,9 ("К смерти").
8, 9 главы. Анализ
Зазывает смерть. Широко дверь ей отворяет. В безумии она познает глубину одиночества.
Учитель: Много лет назад,1914-1916гг, Ахматова говорила о моментах счастья, которые она хотела бы пронести через всю жизнь, какой бы сложной она ни была, но сейчас ей не дано взять даже воспоминания о сыне.
Почему обращается Ахматова после безумия к библейским мотивам? "Распятие" - случайно ли это стихотворение?
Нужен ли эпилог? Почему она боится забыть все это? В чем перекликается "Эпилог" с "Посвящением"? Какой характер носит образ женщины?
В "Эпилоге" 1,2 стихотворении возникает образ Матери, который носит обобщающий характер.
1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями - превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но еще сильна, с эпохой, (серой- седой).
"Эпилог" подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.
Память - спасение от духовной гибели для всего народа.
Голос автора - женщины - становится тверже. Она прошла все: ожидание - приговор - пустоту - желание смерти - безумие. Ей не страшно ничего - и это все приметы времени.
В этот момент, когда у нее уже нечего отнять, она обнаруживает силу (2 стихотворение из "Эпилога") "Реквием"- это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.
В конце урока учитель просит почитать наизусть те строки, которые особенно поразили, запомнились учащимся
Читайте также: