Исторические приметы древней руси в былинах

Обновлено: 05.10.2024

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наступишь на порог – дедов разозлишь


Считалось, что порог – граница между миром нашим и миром духовным. Поэтому нельзя передавать вещи через порог, здороваться с гостем. Осторожное отношение к порогу имелось еще и по той причине, что в Руси принято было хранить прах мертвых родственников в этой части дома для защиты от злых духов.

Похожая примета

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» , – эти пушкинские строки как нельзя лучше характеризуют былины. Корень этого слова указывает на некие реальные события, сохранившиеся в народной памяти.

С течением времени эти события обрастали подробностями, в том числе мифическими. Нередко в одном былинном образе соединялось несколько реальных исторических личностей, причем, все они могли жить в разное время. Эти древние предания на протяжении веков передавались устно, записывать же их начали гораздо позднее.

Впервые былинные сюжеты были опубликованы в 1804 году в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова», сам же термин «былины» ввел в обиход Иван Сахаров, выпустивший в 1839 году сборник «Песни русского народа». Народное название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Старины, древние сказители изначально исполняли под гусли, с течением веков эта традиция была забыта, но сама манера исполнения осталась прежней, песенной.

После публикации первых сборников были организованы этнографические экспедиции, собрано несколько сотен былинных сюжетов.

Стараниями известного славянофила П.В. Киреевского (1808 – 1856 гг.), появились записи около ста текстов, собранных в Поволжье, на Урале, в Сибири, в северных и центральных губерниях России.

Киреевский В.П. Киреевский В.П.

Больше всего исследователей потрясло то, что живая традиция передачи былин из уст в уста никуда не исчезла, она сохранялась в народе вплоть до позапрошлого века.

Причем, первоначально сказителей древних текстов удалось обнаружить не в сибирской глуши, а в Олонецкой губернии, неподалеку от Санкт-Перербурга. Открытие это было сделано собирателем фольклора П.Н. Рыбниковым (1832 – 1885 гг.),

Вот как он описывал исполнение былинных текстов:

«… меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением…»

Более 200 былин вышло в четырехтомнике «Песен, собранных П.Н. Рыбниковым»,

Рыбников П.Н. Рыбников П.Н.

318 опубликовал известный исследователь и собиратель фольклора А.Ф. Гильфердинг.

А.Ф. Гильфердинг А.Ф. Гильфердинг

В самых удаленных уголках России были найдены сотни сказителей, сделаны уникальные записи. Профессор Ф.М. Селиванов к 1980 году насчитывал уже около 3000 текстов, отражающих 80 былинных сюжетов.

О чем же в них рассказывалось? Прежде всего, о героических подвигах и славных событиях прошлых времен. Богатырский эпос рисует нам собирательный образ могучего защитника Земли Русской.

Недюжинная физическая сила и воинская доблесть сочетаются в нем с добрым нравом, честностью, справедливостью. Именно такими народ видел своих богатырей-защитников.

До сих пор мы говорим: богатырский сон, богатырский голос, богатырская сила, богатырская поступь, подразумевая что-то мощное и внушительное.

Главное, что сохранил для потомков древний фольклор: богатыри вобрали в себя все самые значимые черты русского народа.

Но насколько реальны события, описываемые в былинах?

Довольно долго существовали две крайние версии.

Сторонники первой (Миллер, Марте и др.) утверждали, что былинные сюжеты, да и сами богатыри – миф.

П.А. Бессонов и его последователи доказывали обратное.

Есть и третья точка зрения: былинные сюжеты вобрали в себя как реальные образы, так и мифические события.

Таким образом, в сказаниях о богатырях миф хоть и присутствует, но является отражением действительности.

Существует два былинных цикла – киевский и новгородский. Первый связывают со временем князя Владимира (960 – 1015 гг.), образ которого вобрал в себя и черты Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.).

Богатыри киевских старин – всем известные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, а также Ставр Годинович, Михайло Потык, Чурило Пленкович и другие, герои новгородского цикла – Садко и Василий Буслаев.

В древнерусском фольклоре богатыри действуют на протяжении длительного времени.

Некоторые образы восходят к древнейшей эпохе – это старшие богатыри-великаны Святогор и Вольга, на смену которым приходят «младшие» витязи.

Но в этом эпосе времена причудливым образом переплетаются, что позволяет древнему гиганту Святогору встретиться с Ильей Муромцем, которого многие исследователи считают реальной личностью.

Точно так же богатырская троица, изображенная на знаменитой картине Васнецова, в реальности никогда не собиралась вся вместе.

Народная фантазия сделала их современниками князя Владимира, в действительности же они совершали свои ратные подвиги в период с 10 по 12 века.

Вошли в богатырский эпос и более поздние события – вплоть до 16 и даже 19 века (именно из этого столетия в былины попали калоши).

Былинных сюжетов, как мы помним, сохранилось множество.

Наиболее известны из них следующие:

Илья Муромец и Соловей Разбойник, Илья Муромец и Святогор, Садко, Исцеление Ильи Муромца, Добрыня и Змей, Алеша Попович и Тугарин Змеевич, Вольга и Микула Селянинович, Волх Всеславьевич, Ставр Годинович, Богатыри на Соколе-корабле, Иван – гостиный сын и многие другие.

Современному слушателю вначале бывает довольно непросто воспринимать былинные тексты, уж очень они необычны – в них нет привычной для песенной культуры рифмы, встречается много устаревших, а то и вовсе непонятных слов.

Но вслушиваясь в древние напевы, начинаешь понимать, насколько красив, музыкален и поэтичен былинный слог.

Кстати, одну из его особенностей – частые повторы – использовал в своих сказках А.С. Пушкин, которые вот уже почти два века с удовольствием читают и дети, и взрослые.

В былинах же сохранена глубинная музыкальная основа древнеславянской речи, их напевность и внутренний ритм включают в слушателе особые состояния, позволяющие ему всем существом погрузиться в повествование о славных деяниях наших древних Предков.

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось» и подписывайтесь на наш канал!

Похожая примета

Три богатыря — пожалуй, самые известные отечественные супергерои, легенды о которых начали складываться еще в X веке.

Как часто бывает, несмотря на активную популяризацию персонажей многие аспекты их жизни остались нераскрыты публицистами.

О чём умалчивают былинные истории?

Загадочные храбры

Согласно историку Л.Н. Майкову в основу большинства русских былин вошли события, произошедшие в течение X-XII веков. Однако в народном творчестве они оформились лишь к XIV веку под сильным влиянием монгольской культуры.

Это влияние проявилось прежде всего в том, что само слово «богатырь» тюркское. Впервые термин богатырь упоминается в «Повести временных лет» и относится к монгольским военачальникам Субэдэю и Джэбэ. С монгольского языка «багатур» — «герой».

В домонгольскую эпоху великих воинов на Руси именовали «храбры» или по-скандинавски «витязями».

Хитрюга Алёша

На самом деле, Алёша Попович — отрицательный персонаж. При этом, в былинах у героя не было суперсилы, как у других богатырей. Воина отличали хитрость, ум и коварство.

Русские богатыри: неожиданные факты о былинных героях

В одной из былин Алёша предает своего друга Добрыню: распускает слух, что он погиб, а потом пытается жениться на его супруге Настасье Никулишне.

В другой былине, Алёша силой взял замуж красавицу Алёнушку, а её братья за это отсекли богатырю голову. Впрочем, героические поступки у воина тоже есть — он дважды победил Тугарина Змея.

Прототипом богатыря стал ростовский боярин Олеша Попович, служивший разным князьям в первой половине XIII века. Олеша сложил голову в битве на Калке в 1223 году в составе армии киевского князя Мстислава Старого.

Не очень добрый Добрыня Никитич

В былинах Добрыня обладал не только сверхъестественной силой, но также высокими интеллектом и ораторскими способностями. Воин знал 12 языков и играл на гуслях. Это был ближайший соратник киевского князя.

Русские богатыри: неожиданные факты о былинных героях

У богатыря тоже есть исторический прототип — воевода князя Владимира I, Добрыня .

Стоит заметить, по наущению Добрыни Владимир напал на Полоцк, а потом перебил всю семью своей невесты Рогнеды. Когда Владимир принял христианство, именно Добрыне было поручено огнем и мечом крестить остальную Русь.

К Добрыне относят крылатые в Древней Руси слова: «пойдем лучше искать лапотников, эти нам дань платить не станут». Речь шла о волжских булгарах, после того, как Владимир разбил их войско. Посмотрев на пленных врагов, одетых в меха и сапоги, Добрыня порекомендовал князю отказаться от требования дани.

Кем был Илья Муромец?

Прототипом Ильи Муромца стал монах Киево-Печерского монастыря Илия Печерский.

В 1988 году Межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела исследование останков послушника и обнаружила множество сходств с легендарным героем.

В частности, некогда монах был воином, имел признаки заболевания позвоночника, а также обладал высоким ростом и мощным телосложением.

Русские богатыри: неожиданные факты о былинных героях

По мнению советских ученых, Илья Муромец родился в промежутке между 1150–1165 годами в деревне Карачарово недалеко от Мурома. В юношестве, действительно, был частично парализован. Возмужав, справился с болезнью и поступил на службу к киевскому князю.

Илья завоевал славу великого воина, но получив тяжелое ранение, ушел на покой в монастырь. Судя по отсутствию жития, в монастыре витязь долго не пробыл.

В 1203 году он пал во время междоусобной войны, когда князь Рюрик Ростиславович в союзе с половцами захватил и разграбил Киев. Илия погиб в бою, защищая монастырь. Умер от колотой раны копьем в грудь.

Славянские девы-воительницы

Мало кто знает, но жены у былинных богатырей были под стать своим мужьям — поленицами.

Так именовали дев-воительниц. Они не уступали в боевых навыках мужчинам. Чтобы жениться на поленице, нужно было победить её в бою.

Впрочем, Добрыня Никитич Настасье Микулишне проиграл. Девушка сбила богатыря с коня, а когда спешилась, чтобы его добить, подумала, если под шлемом окажется красавец, всё равно выйду за него замуж, а если нет— отрублю ему голову. Добрыня оказался красавцем, что и спасло ему жизнь.

Нельзя шить на себе – памяти не будет


Эта примета больше связана с язычеством. Но в современном мире нашли разгадку. Так как не было антисептических средств, уколовшись, могли получить заражение. Поэтому чем страшнее примета звучала, тем аккуратнее вела себя швея.

Не наступай на чужой след


Здесь все более-менее понятно, все просто: наступив на чужой след, забираешь на себя чужие болезни, хвори, несчастья. Верили в то, что маги и колдуны могут заговаривать следы на беды, и, хотя прошли уже те времена, мы все же стараемся обойти чужие следы, оставленные на снегу или песке.

Комментарии (2) Добавить комментарий Популярное за неделю: Последние комментария: Вчера, 23:17

2173 хотел бы узнать когда можно будет раздеть красотку

Вчера, 22:54

Совет - перед сдачей авто в сервис - прочитайте отзывы в интернете про этот сервис . Можете найти много интересного.

Гость Dron Вчера, 20:57 Согласен. АДОЛЬФ Вчера, 20:24

Бля Почему КАЛАШ не на предохранителе.

Вчера, 16:59

Да и хуй с ним. Вообще на него насрать с высокой колокольни.

Гость Владимир Вчера, 15:32

А мине ндравицца .

А мине ндравицца .

А МИНЕ НДРАВИЦЦА !

Вчера, 14:17

Я что то пропустил в этом мире. Опека в 39 лет?! А почему её приостановили? Ну хотя бы до пятидесяти, пятидесяти пяти.

Так что место опекуна свободно? Ну я могу если что.

Вчера, 13:26 Вчера, 12:09

На мой взгляд этот тип- алишер валеев с наколкой на лбу = 666 =решил подмять под себя Россию. Но он скоро обламает себе зубы. Плывёт этот тип в свои 23 года и не видет берегов.

Вчера, 11:52

четкие девчули .i. подрочил с удовольствием

Друзья сайта: Я Устал - С нами весело!

Развлекательный, юмористический портал рунета! Ежедневно мы публикуем самые смешные подборки фотографий, приколов, мемов и конечно же девушек! Весь юмор и прочие посты, не носят оскарбительного характера, а публикуется с целью поднятия настроения и саморазвития! Плох тот юморист, который не может посмеяться над собой.

Контент сайта "18+", не нарушающий законодательство РФ. Все материалы взяты из открытых источников и социальных сетей, принадлежат их авторам.

Рассыплешь соль – плакать будешь


Одной из самых распространенных примет является рассыпанная соль, которая ведет к ссорам и несчастьям. Зародилось это во времена бунтов в Руси, когда соль ценилась больше, чем золото. Поэтому, когда рассыпали столь драгоценный продукт, сразу понимали, что их за это выругают или накажут. Но выкрутиться из этого положения можно: надо рассмеяться и насыпать щепотку соли себе на голову.

Похожая примета


Издавна традиции, обряды и приметы передавались из уст в уста, некоторые из них сохранились на многие века. В Древней Руси изначально верой было язычество, позже Русь окрестили, но былые поверья тесно вплелись и в нашу повседневную жизнь.
Рассмотрим основные приметы из Древней Руси, сохраненные до наших дней.

Наденешь наизнанку – к ссоре


Если в других народах считалось, что, надевая одежду наизнанку, привлекаешь удачу, то в русском народе это к несчастью. Это поверье объясняется тем, что раньше в старые времена одежда была очень дорогим имуществом, ценилось бережное отношение к ней. За плохой уход за вещами ругали, поэтому и принято считать, что данное действие ведет к ссоре.

Не свисти, а то денег не будет


Мало того, что это невежливо, этим звуков еще можно было запросто притянуть в жилище нечисть, обидеть домашнего духа – Домового. Свист завлекал в жилище ветер, который, как считалось, уносил все богатства. Моряки по сей день верят, что свистом можно вызвать бурю.

Читайте также: