Илья муромец и приметы

Обновлено: 21.11.2024

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.

Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Традиции и обряды

- Накануне был Новый год и многие люди желали друг другу счастья, здоровья и удачи в новом году. А в это самое время над ними таинственно и загадочно мерцали звезды, которые уже предопределили, кто из сидящих за столом именно в этом году должен навсегда покинуть этот мир.

- Испокон веков чародеи и знахари с помощью магии пытались (и не без пользы) вмешаться в круговорот судьбы, чтобы своим тайным искусством изменить несчастливую линию судьбы на более благоприятную. Ведь именно для этого существуют всевозможные заговоры, обереги и заклинания. История хранит немало примеров, показывающих, как с помощью чародейства и астрологии были предотвращены всевозможные трагедии.

- Для 1 января существовало множество гаданий. Например такое: Тот, кто в этот день проедет на лошади задом-наперед вокруг дерева, расходящегося из одного корня на два ствола, тот не будет обманут мужем или женой (подразумевается измена). Или такое: Тот, кто 1 января проснется первым, выйдет за дверь своей комнаты и, постучав в нее, разбудит остальных членов семьи, тот будет главенствовать в своем семействе в течение наступившего года.

Про погоду: Очищали 12 луковиц от верхних чешуек, насыпали на каждую луковицу по кучке соли и клали их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Если соль влажнела - месяц будет влажный и дождливый, если нет - сухой.

Про урожай наступившего года: Шли на перекресток, чертили на земле палкой крест и прикладывались к нему ухом: если слышалось, что едут сани с грузом, это сулило богатый урожай. Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — гороха, чечевицы и ягод. Если же погода была теплой — ожидали, что уродится рожь.

Похожая примета

Илья Муромец известен как былинный герой и в народе считался заступником людей и защитником их от врагов. 11 октября крестьяне опасались и старались не покидать дом без необходимости, поскольку, согласно верованиям, именно сейчас можно подвергнуться сглазу и порче. Поэтому, 11 октября, по большей части, занимались домашней работой. Нельзя было выметать сор из избы, поскольку это может привести к беде.

Очень опасным 11 октября считалось для тех, кто вступает в брак. Для того чтобы отвести беду, приносили колдунье крынку меда с пирогом. Делали это молодые самостоятельно и втайне от всех. Верили, что это задобрит ведьму, и тогда она не расстроит свадьбу и не нашлет какое-либо проклятье. Если порчу все-таки наводили, то от нее можно избавиться разными способами. Например, могли взять в правую руку стакан воды, а в левую руку – нож и прочесть специальный заговор. Потом становились на скрипучую половицу, которая была в доме, и выпивали заговоренную воду. Последний глоток выливали на себя, а нож затем выбрасывали.

Нельзя было 11 октября употреблять в пищу ягоды, ни сырые, ни обработанные. Говорили, что дьявол за три дня до праздника плюет на все ягоды, и тот человек, который их съест, будет болеть очень долго.

Также 11 октября отмечали день Осеннего Николы, в течение которого распространен был обычай собираться на вечерки – молодежь приходила на летние кухни для того чтобы сварить мед. Ранее днем люди заготавливали сок и заливали им большие чугуны либо котлы. Пары также могли уходить марьяжить, то есть погулять вдвоем. К рассвету обязательно нужно было вернуться домой «к меду». Приходили в дом, где хозяйка нарезала каравай и заваривала чай, угощая гостей свежим медом. Именно по этой причине праздник получил название Микола-медовар.

В церкви 11 октября почитается память святого Харитона Исповедника, который проживал на территории Малой Азии (город Икония) в III-IV веках. Жил он во времена правления императора Аврелиана, известного своей неприязнью к христианам. Поэтому, в течение времени пребывания его у власти, проводились массовые гонения в отношении сторонников Христа. Во время одного из них и был схвачен Харитон. Язычники жестоко его побили, после чего бросили в темницу, из которой он был освобожден после прихода к власти императора Тацита. Харитон отправился на Святую Землю, но неподалеку от Иерусалима был схвачен разбойниками, которые привели его в свою пещеру. От смерти Харитона спасла змея, которая отравила вино своим ядом. Разбойники выпили его и тут же умерли. Харитон остался жить в пещере и построил там церковь, где сложилась своя община, после чего образовалась Фаранская лавра – первая церковь на данной территории.

Образ в истории и искусстве

Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.

Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.

Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.

Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.

Похожая примета

1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха. Одним из прототипов Ильи Муромца был Илия Печерский — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер) и 19 декабря.

Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году). Угодник Божий Преподобный Илия Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января.

Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м годам; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XI—XII веками датируют погребение исследователи. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассота сообщает в своих записях об Илие Муромце и Чоботке как о разных людях; скорее всего, увидев разрушенную гробницу и мощи в пещере, он не предположил, что они могут принадлежать одному и тому же человеку. Ему рассказали, что Чоботок был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чоботом — то есть сапогом.

В советское время предпринимались усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в воплощение секулярного идеала героя-воина. Так, например, был искажен известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илию. Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины указано, что «каликами» были Христос с двумя апостолами.

В Муроме существуют многочисленные предания об Илие; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

В настоящее время мощи Илии Печерского покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

Похожая примета

Подвигами делиться надо, а то успеха не будет. Есть такая примета.

Добавила MrsMcFly 18.01.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Что значит пешими?! Да никуда я пешими не пойду!
— А не послать ли тебя, князь, обратно, в Киев?
— Что значит послать?! Да кто ты такой есть, чтобы князя посылать?!

Добавила Arges 06.03.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Это еще что? Откуда она взялась? За моей спиной сговорились…
— Да ты что, Илья? Да вот те крест! А вообще… баба в походе всегда пригодится. Ну, я имею в виду, поесть приготовить или постирать: у меня, вон, рукава грязные.

Добавила Arges 07.03.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Конь без седока — беда недалека. Есть такая примета.

Добавила Корделия 08.03.13
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Вот я вижу, что ты настоящий русский богатырь. Не только сильный, но и головой соображать умеешь. Не то что остальные.
— Какие такие остальные-то? Значит, всё ж видела кого?
— О нет, никого не видела. Только на картинках. Есть такие журналы для одиноких царевен. Там витязи прелестные без. ну, без щитов и прочих доспехов. нарисованы.

Добавила Лунный Бродяга 22.03.20
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Добрыня! Добрыня! Послушай меня, Добрыня! Я знаю, ты слышишь меня. Чувствуешь мою руку? Помнишь мою силу? Пей её, пей всю — и поднимайся! Поднимайся, брат!
— И мою силу возьми.

Добавила Лунный Бродяга 18.03.20
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Ой, беда-беда, Илюша! Пропал наш могучий богатырь, Алёша Попович!
— Алёшка? Так молод он, горяч. Пошёл, небось, искать приключений на свою. кхем. голову.

Добавила Лунный Бродяга 22.03.20
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Мать честная! Это что за терем басурманский среди леса дремучего? Хотя. если подумать, кто у нас сейчас на стройках работает? Печенеги, половцы и ещё эти. ну, как их. гастарбайтеры. Так что неудивительно.

Добавила Лунный Бродяга 22.03.20
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Ты, чай, устал с дороги. Вот, выпей напитку энергетического. С кофеином да гуараною. Враз полегчает.
— А можно состав прочитать? А то вдруг там добавки вредные.
— Ишь чего захотел. Это коммерческая тайна.
— Ну, твоё здоровье, девица! /Про себя/ Ага, так я и стану напитки басурманские непроверенные в себя заливать! Так потом не то что тридцать три, а все шестьдесят шесть лет на печи похмельем промаешься. Пригублю для виду.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Отправляясь на подвиги, Илья просил христианского благословения у родителей. После 50 лет, страдая от тяжелых ран, он постригся в монахи и ушел в монастырь.

Читайте также: