Грех ли верить в приметы

Обновлено: 16.05.2024

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

– Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

– Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

– А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

– Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?


– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

– То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?


– Объяснять надо. К сожалению, довольно часто приходится слышать, что в проповеди объясняют историю праздника, объясняют, что такое свечка, что такое амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том, что существуют духовные законы жизни, нарушать которые опасно для тебя – так же, как нарушить закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе – ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет, когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так и в духовной жизни – то же самое: если ты желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят: «позеленел от зависти», – а святитель Василий Великий писал: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». Оказывается, любой грех – это рана, которую мы наносим себе. И в данном случае суеверие связано очень часто со зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех, рану, которой надо, конечно же, стараться избегать. Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его суть не в правильном исполнении просто всех церковных требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не обманывать и т.д. – вот в чем суть Православия-то. «Дай мне сердце твое, сыне», – говорит Господь, – а не ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

– Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

Похожая примета

В первую очередь Вам необходимо понять, что любое гадание – это грех. Любые магические действия, к коим можно отнести и гадание, были прямо запрещены Богом еще в Ветхом Завете: «не ворожите и не гадайте» (Лев 19:26), «не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев 19:31). И каралось нарушение этих заповедей смертью. Господь дает понять этими заповедями, что магия является порождением диавола. А теперь постарайтесь ответить на вопрос: может ли быть что-то доброе от лукавого? Думаю, что Ваш ответ совпадет с мнением Церкви – однозначно, нет!

С уважением, священник Дионисий Свечников.


Вполне понимаю и разделяю Ваши страхи. Поведение свекрови и в самом деле может отрицательно сказаться не только на духовном, но на физическом состоянии ее окружения. Но давайте по порядку.

Сначала Ваша свекровь увлеклась восточными философиями. По сути – это порождение языческих культов. Понятно, что с верой в Живого Бога это подобные верования не имеют ничего общего. Но дело пошло дальше. Теперь она уже занимается откровенным оккультизмом. Заговоры – это вовсе не обращение к Богу, а призывание лукавых духов, хотя для прикрытия они могут быть «обставлены» христианской терминологией.

Гадание и вовсе запрещено Церковью, и рассматривается, как тяжкий грех. А кормление домового – это возвращение к древнеславянскому язычеству. Вполне логично предположить, что вскоре Ваша свекровь доберется до черной магии и сатанизма. И конечно, нет ничего удивительного в том, что в доме царят семейные неурядицы, дети болеют один за другим, да и сама она не в лучшем виде. Все это последствия того сумбура, который царит у нее в голове. Ибо невозможно смешать веру во Христа с верой в Будду или Кришну, православную молитву перемешать с заговором, и считать себя православным христианином, при этом занимаясь гаданием и магией.

Теперь же давайте перейдем к тому, как уберечь себя от негативных последствий занятий Вашей свекрови. В первую очередь, Вам необходимо как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн и к этому призывать супруга и, если возможно, тех близких, которые еще не попали под влияние вашей свекрови. Если вы живете отдельно от нее, то обязательно освятите ваше жилище. Старайтесь побольше молиться не только дома, но и почаще посещайте для молитвы храм Божий. Соблюдайте посты. Одним словом, старайтесь выполнять все то, к чему призывает православная церковь своих верных чад. Тогда Вы будете находиться под благодатной защитой спасительных церковных Таинств. Ну и, конечно, постарайтесь объяснить свекрови о греховности ее заблуждений и о возможных последствиях ее занятий. Если же не получится, то останется только молиться за нее и надеяться на великую милость Божию. Помощи Вам Божией.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Как церковь относится к магии а точнее к белой магии? Ведь сила идет от бога и направляется человеком (который занимается истиной белой магией, а не шарлатанством как многие) на благие деяния, служению человеку и богу. Эта сила сравнима с очень сильным покоем, умиротворенностью, добродетелью. благодарю заранее за ответ, Да прибудет с вами благословение бога. Андрей

Церковь относится к белой магии отрицательно. Впрочем, и как к любой другой магии. Не имеет значения, белая она, или черная, или красная, или зеленая. Магия и есть магия. С Богом она не имеет ничего общего. И Вы глубоко заблуждаетесь, думая, что сила белого мага идет от Бога. Еще в Ветхом Завете Господь предостерегал богоизбранный народ от занятия магией и оккультизмом, дав заповедь: «Не ворожите и не гадайте». Занятие магией каралось смертью: «Ворожеи не оставляй в живых». А уже в Новом Завете, из книги Деяний Апостольских мы узнаем о том, что под воздействием апостольской проповеди «из занимающихся чародейством и астрологией, многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми» (Деян 19:19).

Но внутренний смысл остается тем же – это обращение к лукавому. Библия говорит, что «сам сатана принимает вид ангелов света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14–15). Знайте, что лукавый может определенным образом воздействовать не только на психику, но и на физиологию человека. Тем более, если человек сам раскрывает ему свое сердце, думая, что эта сила от Бога. Поэтому, все описанные Вами ощущения (умиротворенность, покой) вполне могут быть всего лишь видимостью, созданной диаволом. Поэтому, не делайте разделение между черной и белой магией. В обоих случаях магия остается порождением диавола. А разве может быть что-то доброе от диавола? Ответьте на этот вопрос сами. Думаю, что Ваш ответ совпадет с мнением Церкви. Помощи Вам Божией!

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Стала плохо себя чувствовать физически. Проходит одно и начинается другое недомогание. Решила: может, сглазили? И есть ли такое понятие у православия сглаз? На какие мероприятия мне нужно пойти в Церковь? Хотелось бы заранее знать, как к ним подготовиться. Екатерина

Я бы посоветовал Вам в первую очередь обратиться к врачу, т.к. причиной физических недомоганий обычно бывают различные болезни. Порой они бывают в скрытой форме и никак не проявляются, поэтому кажется, что недомогание возникает беспричинно.

Теперь давайте перейдем к рассмотрению Вашего предположения по поводу сглаза.

Сразу Вам скажу, что в Церкви нет такого понятия. Точно также как и не существует понятий порча, родовое проклятие, приворот и других подобных им. Вся эта терминология выдумана деятелями оккультных наук или обычными шарлатанами. Но церковь признает, что существуют люди, которые занимаются колдовством. Было бы глупо отрицать этот факт, те более, что в Ветхом Завете неоднократно упоминается о колдунах и чародеях.

Более того, Господь дает заповеди, запрещающие всяческое общение с такими людьми. Само собой понятно, что все это от лукавого. Так все-таки интересно, почему же возможны магические воздействия на человека? Ответ прост: человек, не живущий церковной жизнью и не соблюдающий заповеди Божии наиболее подвержен подобным воздействиям. Дело в том., что человек, не прибегающий к спасительным церковным Таинствам лишается той благодатной защиты, которые в изобилии присутствуют в церкви.

Но есть еще причина, по которой Господь может попустить человеку стать жертвой магов и колдунов. Это нераскаянные грехи. Они же могут явиться причиной болезней и скорбей. И вовсе не обязательно, что кто-то будет колдовать на вас. Грех, совершенный прародителями в райском саду, лег отпечатком на всем человеческом роде. Более того, человек стал смертным. Точно также и каждый человек, согрешая, становится все дальше от Бога. Ту то и возможно появление различных болезней и недомоганий.

Вот теперь мы и подобрались к тому, как можно бороться со всем этим. Конечно, только с Божией помощью!

Хорошая чистосердечная исповедь перед духовником и причащение Святых Христовых Тайн могут вмиг разрушить все наветы лукавого и помогут преодолеть различные скорби и болезни. Есть много примеров, когда люди после неоднократных исповедей и причастия исцелялись от неизлечимых болезней.

С уважением, священник Дионисий Свечников.

Почему Господь не прощает хулу на Духа Святого, даже если человек перед смертью понял свою ужасно прожитую жизнь, обратился за исповедью и причастием? Неужели ему все равно погибать? Ольга

Вообще-то нет никакого греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Слова Христа были предупреждением тех фарисеев и книжников, которые утверждали, что Он действует силой князя бесовского и в Нем нечистый дух. У них не было ни малейшего раскаяния и сожаления. Если же человек осознал свою ужасно прожитую жизнь перед смертью, то это хороший признак. Один из разбойников, распятых на кресте рядом с Христом и ничего доброго не сделавших в своей жизни, только лишь воззвал «помяни меня, Господи», и был принят в Его царство. Бог есть любовь, а любовь не мыслит и не помнит зла.

Священник Филипп Парфенов

Я являюсь большим поклонником поэта Сергея Есенина. Скажите можно ли считать его православным поэтом (вспоминая его ответ блудливому Демьяну),или все таки он атеист (вспоминая его послереволюционные произведения).И наконец убили его или он самоубийца.

Здравствуйте, Сергий! Творчество Есенина разнообразно и его отношения с православием нельзя считать простыми. Даже в названном Вами произведении есть такие строки:

Есть, конечно, и атеистические, революционные строки, но есть и датированные 1925 годом слова:

«Ты ведь видишь, что небо серое

Так и виснет и липнет к очкам.

Ты прости, что я в Бога не верую,

Я молюсь ему по ночам.

Так мне нужно. И нужно молиться,

И, желая чужого тепла,

Чтоб душа, как бескрылая птица,

От земли улететь не могла».

С уважением, священник Михаил Самохин.

Помоги Вам Господи выбрать путь и на этом пути принести пользу и Богу, и людям!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Мед,варенье, казинак, халва, орехи в сахарной глазури считаются постными продуктами.В тоже время в пост нужно отказываться от сладостей. Можно ли употреблять данные продукты? Или только в субботу и воскресение? Ольга

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Нет, Типикон (церковный устав) не предусматривает ослабление поста в праздник Благовещения, когда он случается после среды на Страстной Седмице.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка объясните мне пожайлуста следующее: Если Господь за грехи наказывает человека нищетой, то не значит ли, что когда мы пода м милостыню нищим то вмешиваемся в процес наказания посланного человеку Богом. Заранее благодарю, Дмитрий.

Нищета – это далеко не всегда наказание за грехи. Так, праведный Лазарь, о котором упоминал Господь в притче, был нищим. То есть, видя нищего совершенно нельзя утверждать, что это состояние – наказание за грехи. Только у протестантов богатство считается признаком праведности. Это первое. Второе. Независимо от причины нищеты, помощь нищим – это проявление милосердия, которое заповедано нам Самим Господом, и именно дела милосердия (или их отсутствие) становятся критерием Суда, которым Господь будет судить всех людей: об этом прямо сказано в Евангелии (Мф. 25, 31-46; Лк. 12, 33 и др.), об этом же говорится и тексте богослужения, например, вот как звучит одно из песнопений поста, которое звучит в храме в первую неделю: « Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды: расторгнем стропотная нуждных изменений. Всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость».

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Уважаемый священник, я живу в общежитии. В моей комнате постоянно находятся посторонние люди. Соответственно, молиться очень сложно. Что Вы мне можете посоветовать? Прочитала в книге, что должен быть духовный наставник. Как его найти? Заранее благодарю. Евгения

Похожая примета

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.


Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия — это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.
Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого — дьяволу — совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других — зависть, для кого — то — ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае — суеверия.
Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие — то добрые поступки. Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто — то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много — много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
Так почему все — таки приметы сбываются? Потому что наш враг — завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), — говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие — суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.
Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой — то не душевной, а духовной отдачи от него. Как — то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком — это один из 3 — х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение. Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь — бросить его и не встречаться ни с кем? — ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем — то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет.

Читайте также: