Экскурсия ищем приметы весны гпд
Обновлено: 21.11.2024
- закрепить знания о весенних изменениях в природе.
- активизировать, уточнять и обогащать лексический словарь по теме: «Весна»;
- развивать умение детей выделять характерные признаки весны;
- учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
- воспитывать интерес к природе.
Ход прогулки - наблюдения
- Ребята, отгадайте загадку:
Ярко солнышко ведёт,
Перед нею пятится,
В глушь лесную прячется.(Весна)
Как вы думаете, на какой из этих иллюстраций изображена весна? Почему?
- Ребята, какое время года наступило?
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Мчится с горной вышины!
- Предлагаю вам пойти поискать приметы весны.
2. Наблюдение за СОЛНЦЕМ
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
- Так прекрасно описывает Е. Баратынский в своем стихотворении первое пробуждение природы. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
- Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в школу, было темно. Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
- В солнечный мартовский день солнце становится более яркое. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, становится рыхлым и влажным – из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед.
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
3. Наблюдение за НЕБОМ
-А сейчас давайте посмотрим на небо. Таким ли оно было зимой. Что изменилось?
Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака.
– Они называются кучевыми, т. к. держатся на небе кучками.
Дети наблюдают, как движутся облака : то медленно, то быстро (воспитатель объясняет, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму).
– Посмотрите на облака и скажите, на что они похожи, какой формы. С чем мы их можем сравнить? (Выслушать ответы детей (на дом, горы, на белых барашек, на кусочки ваты) .
5. Наблюдение за СНЕЖНЫМ ПОКРОВОМ
- Мы наблюдали с вами за изменениями снежного покрова, и что мы увидели? (белым, пушистым, чистым, мягким т.п.)
- Обратите внимание на то, как потемнел снег, стал твердым, осел, из под сугробов течет вода.
Днем солнце пригревает и появляется на последних снежных сугробах ледяная корочка – наст.
Что растет вниз головой?
- День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз – и под крышами появилась бахрома матовых сосулек.
- Как вы думаете, почему с одной стороны дома сосулек больше?
- Почему днем сосульки блестят и падают?
Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне быстрее тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки.
- Что надо делать, чтобы обезопасить себя, чтобы сосульки не нанесли нам вреда? (Не ходить под крышами домов, там, где висят сосульки.)
6. Наблюдение за ЛУЖАМИ
- Почему днем, когда греет солнце, появляются лужи? А откуда берутся ручейки.
- Днем становится теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: можно делать запруды, пускать лодочки из бумаги, ореховые скорлупки, кору деревьев.
-А давайте понаблюдаем за ручейками. Как вода течет с возвышенных мест вниз? Давайте пойдем по течению ручейков, и мы увидим, что вода стекает вниз, как бы догоняя друг друга, ручейки сливаются один в другой. Так они, играя, текут вниз до тех пор, пока не попадут в речку.
- Скажите, а какие еще изменения происходят в природе с приходом весны?
7. Наблюдение за ДОЖДЁМ, ГРОЗОЙ
Вскоре загремит первая весенняя гроза. Раздадутся раскаты грома по всему небу. Вокруг все потемнеет, и по небу блеснут зигзаги молнии. И завершит эту светошумовую композицию шорох дождливых капель. Первому весеннему дождю обрадуются растения.
После дождя на асфальте останется очень много воды. Природа проснётся от зимнего сна.
8. Наблюдение за ПТИЦАМИ
- Ребята, скажите, пожалуйста, а весна сейчас какая, ранняя или поздняя? (ранняя)
- А как называется первый весенний месяц? (март)
Март – переходное время. Морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, появляются первые проталинки. Прощай, зима! Правду говорят: “Как зима ни злится, всё равно весне покорится”. Никогда не увидишь такого голубого неба, как бывает весной. Идёт весна, и ведёт за собой пернатых друзей.
- Какие птицы первыми прилетают в наши края? (Грачи).
Давайте и мы посмотрим, не прилетели ли к нам первые птицы.
(воспитатель обращает внимание детей на плоскостную птицу) Посмотрите, а вот и птица сидит, как она называется (грач) “Грач на горе – весна во дворе” – указывает народная примета.
- Каких птиц мы ещё видели?
9. Наблюдение за ДЕРЕВЬЯМИ
- Посмотрите, как много разных деревьев у нас на участке. Вы знаете, как они называются? Скажите мне. (береза, рябина, тополь, ясень, ель)
- Ребята, скажите, сейчас на деревьях есть листочки?
- А я вижу несколько зеленых деревьев, почему они зеленые?
- Как они называются одним словом?
- А какие хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются?
Пойдемте, рассмотрим с вами поближе ель.
10 Итог прогулки
Игра « Что происходит в природе?»
Человек легко находит, Что в природе происходит.
Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч ведущему, должен на заданный вопрос ответить.
Похожая примета
Цель прогулки:Формировать представления детей о марте как о месяце пробуждения природы;закреплять знания о времени года;развивать умение замечать новые изменения происходящие в неживой природе. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. подкармливать их.
Ход прогулки: В солнечный день обратить внимание детей на приметы весны,какие изменения произошли на участке группы. Образовались проталины. видна земля. снега стало меньше.
Отметить,что на открытых участках снега стало еще меньше,видна и первая травка.
Снег тает под теплыми лучами и образовались лужи,в которых видно отражение облаков и можно увидеть и свое отражение.
Обратить внимание детей. что снег тает возле деревьев,это происходит потому. что у деревьев высокая температура,чем окружающий воздух,так как их кора быстрее нагревается на солнце. поэтому и снег у стволов начинает быстрее таять,чем на открытом пространстве.
Приметы: дым от трубы идет вверх-к морозу;северный ветер к ночи стихает.
Поговорки и пословицы:весенний день целый год кормит; где ласточке ни летать,а к весне опять прибудет.
Стихотворение "Весна" А. Плещеев
"Уж тает снег,бегут ручьи,в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!"
Трудовые поручения:кормление птиц.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Публикации по теме:
Конспект прогулки «Наблюдение за аистами» Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» Конспект прогулки "Наблюдение за лошадью" Цель: продолжить знакомство детей с домашними животными, их характерными признаками. Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за настом» Цель прогулки:формировать у детей умение выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега;воспитывать.
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени» Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам (желтые листья на деревьях,опавшие листья,голые деревья.
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени» Цель прогулки:Развивать у детей наблюдательность,умение замечать и называть происходящие изменения в природе с наступлением осени :листья.
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Цель: научить детей выделять рябину среди множества других деревьев. Задачи: Образовательные:.
Конспект прогулки «Наблюдение за синицами» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер,.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега,развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с.
Похожая примета
1. Наблюдать с детьми изменения, происходящие в природе весной (набухание почек, появление первоцветов и т. д).
2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (солнце весной начинает пригревать, идут дожди, у деревьев начинается сокодвижение, природа пробуждается от зимнего покоя).
3. Формировать умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды (цветочный барометр).
4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
5. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательное отношение к окружающему.
6. Совершенствовать ориентировку в пространстве (ориентировка по плану).
7. Воспитывать у детей нравственные качества: бережное отношение к природе, чуткость, ответственность.
Словарь: почки, листочки, деревья, кустарники, береза, сирень, шиповник, мать-и-мачеха, первоцветы, сокодвижение, набухают, распускаются, лопаются, клейкие, нежные, молодые.
Предварительная работа:
Экологическая тропа: «Деревья и кустарники»
Беседа на тему: «Пробуждение деревьев весной», разучивание поговорок, пословиц, стихов о весне, березе.
Дидактические игры: «Что можно, что нельзя», «Без чего нам не прожить».
Ход проведения
Воспитатель приносит письмо детям.
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто прислал это письмо.
«Она приходит с ласкою и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет» (весна)
Правильно, это весна.
Воспитатель зачитывает письмо
«Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья, найти приметы про меня»
Воспитатель предлагает вспомнить приметы весны (тает снег, появляются проталины, набухают почки, ярче светит солнышко, оживляются птицы и т. д).
- Ребята, а как называется второй месяц весны (апрель).
- Апрель-месяц воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей»
Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне и апреле.
Дети:
• Вода с гор потекла - весну принесла.
• Апрельские ручьи всех будят.
• Апрель землю красит.
• Апрель всех напоит.
• В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются.
Воспитатель предлагает детям план путешествия, на котором красным крестиком отмечены объекты наблюдений.
1. Дети определяют свой маршрут по карте и подходят к первому объекту- березе.
Воспитатель предлагает поздороваться с деревом (прикоснуться ладошками).
Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему? Какие изменения мы видим в березе по сравнению с зимой?
(набухание почек). С чем это связано? (у деревьев начинается сокодвижение).
Дети встают в круг. Руки складывают вместе перед собой. Своим дыханием, как солнышком, согревают «почку» и она «распускается» (ладони постепенно раскрываются).
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется»
Воспитатель: Какое дерево считается символом России?
Дети: Береза.
Воспитатель: Чем отличается береза от других деревьев?
Дети: Белой корой.
Воспитатель: Что обозначает слово «береза»?
Дети: Оно обозначает «белый» - дерево назвали так по цвету коры.
Если на дереве дети увидят сломанную веточку, обсудить этот момент. Ребята, что мы пообещаем березке? (ответы детей)
Прощаемся с деревом (прикасаемся ладошками).
Ребенок читает стихотворение.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Вешаем на березку запрещающий знак «не ломай деревья»
2. Дети по карте определяют свой маршрут и подходят ко второму объекту-сирени.
Воспитатель предлагает поздороваться с сиренью (погладить веточки снизу-вверх)
Ребята, сирень - это дерево или кустарник?
Затем дети рассматривают почки: большие или маленькие? Как расположены почки? Закрытые или уже треснули? Сравнивают их с березовыми почками.
Воспитатель зачитывает письмо от сирени (в письме обращение сирени не ломать красивые цветущие веточки).
3. Дети вместе с воспитателем по карте определяют третий объект наблюдения (шиповник) и подходят к нему.
- Воспитатель: Ребята, шиповник дерево или кустарник? (кустарник).
Как вы думаете, можно ли его потрогать?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему нельзя (у него есть шипы). Для чего нужны шиповнику шипы (защита от людей и травоядных животных).
Воспитатель: С березой и сиренью мы здоровались ладошками, а как можно поздороваться с шиповником, не дотрагиваясь до него. (словесно).
Рассматривание почек (размер, цвет, расположение). Рассказ воспитателя о пользе шиповника.
Прощание с шиповником.
4. Предложить детям посмотреть, не заметили ли они еще вестников весны.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какое необычное, красивое растение.
Отгадайте загадку, и вы узнаете, что это за цветок.
Что за ранний цветок?
В марте выпустил листок
Цветочки солнышком горят
Листки задуматься велят:
Почему верхушка наша очень холодна?
А нижняя сторонка как мамочка тепла, нежна (мать-и-мачеха).
Правильно, это растение называется мать-и-мачеха. Рассматривание, любование цветами. Какое еще название можно придумать для этого растения (ответы детей). На что он похож?
- Золотые лепестки, хрупкий стебелек.
Распустился здесь у нас солнечный цветок.
Какие части растения мы видим? (стебель, цветы).
Чем покрыты стебельки (чешуйками и пушком, пушок защищает от жаркого солнца и от холода). Какого цвета лепестки? Посмотреть с детьми, раскрыт или закрыт бутон цветка (в зависимости от состояния погоды и времени суток, (в пасмурную погоду и ночью цветок спит).
Сделать вывод, что цветы этого растения могут предсказывать погоду.
Спросить детей, все ли части растения мы наблюдаем. Чего не хватает? (листьев).
Вывод: сначала это растение цветет, а потом отращивает листья.
Почему так называется растение?
Предложить вспомнить загадку.
Рассказать детям, что это растение лекарственное. Помогает при многих болезнях.
Спросить у детей, можно ли рвать цветы. Почему нельзя. Что происходит с растениями? Установка запрещающего знака «Не рви цветы».
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы нашли многие весенние приметы. А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия? (ответы детей).
Вывод: Все хорошо там, где выросло. Нужно беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом, беречь и любить все живое.
Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда
Если будут уничтожены они, на планете
Мы останемся одни
И только тот, кто всех добрей, легко поймет
А всех добрей на белом свете
Вместе: Конечно дети!
Воспитатель награждает детей медалями «Знаток природы».
Публикации по теме:
«Экологическое дерево» Для работы с детьми на экологической тропе в нашем детском саду, я создала экологическое дерево с инструкциями по технике безопасности.
Знакомство! Здравствуйте! Меня зовут Ольга! Работаю воспитателем первой младшей группы в детском саду г. Нижнего Новгорода. Мне очень нравиться работать.
Похожая примета
- развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.
2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, лупы.
Место проведения экскурсии: лес.
Время проведения: 11 апреля.
Возраст учащихся: 11-12 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).
Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
Провести беседу об охране природы.
Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:
«календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).
3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май.
4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Введение в тему урока-экскурсии ( создание эмоционального настроя ).
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
- О каком времени года говорится в стихотворении? ( О весне ).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? ( Появляются ландыши).
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? ( Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть
Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это. (Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? ( Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? ( Март ).
-Самый теплый ? ( Май ) Почему? ( В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? ( Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? ( В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? ( В мае ).
Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? ( Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? ( Нет ).
Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
Запишите план письменного отчета:
-красота весенней природы
-жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
-жизнь древесных и кустарниковых пород;
-приметы весны в животном мире.
Задание1. уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Задание 2. Пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
Как часто насекомые посещают эти цветки?
Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?
Чем обусловлена окраска цветков?
Имеются ли у цветков нектарники?
Возможно ли у этих цветков самоопыление?
Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.
Задание на дом .
1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!»,
Подведение итогов урока-экскурсии.
- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?
Читайте также: