Экскурсия ищем приметы весны гпд

Обновлено: 21.11.2024

- закрепить знания о весенних изменениях в природе.

- активизировать, уточнять и обогащать лексический словарь по теме: «Весна»;

- развивать умение детей выделять характерные признаки весны;

- учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.

- воспитывать интерес к природе.

Ход прогулки - наблюдения

- Ребята, отгадайте загадку:

Ярко солнышко ведёт,

Перед нею пятится,

В глушь лесную прячется.(Весна)

Как вы думаете, на какой из этих иллюстраций изображена весна? Почему?

- Ребята, какое время года наступило?

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Мчится с горной вышины!

- Предлагаю вам пойти поискать приметы весны.

2. Наблюдение за СОЛНЦЕМ

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

- Так прекрасно описывает Е. Баратынский в своем стихотворении первое пробуждение природы. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

- Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в школу, было темно. Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.

- В солнечный мартовский день солнце становится более яркое. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, становится рыхлым и влажным – из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен, и душист.

3. Наблюдение за НЕБОМ

-А сейчас давайте посмотрим на небо. Таким ли оно было зимой. Что изменилось?

Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака.

– Они называются кучевыми, т. к. держатся на небе кучками.

Дети наблюдают, как движутся облака : то медленно, то быстро (воспитатель объясняет, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму).

– Посмотрите на облака и скажите, на что они похожи, какой формы. С чем мы их можем сравнить? (Выслушать ответы детей (на дом, горы, на белых барашек, на кусочки ваты) .

5. Наблюдение за СНЕЖНЫМ ПОКРОВОМ

- Мы наблюдали с вами за изменениями снежного покрова, и что мы увидели? (белым, пушистым, чистым, мягким т.п.)

- Обратите внимание на то, как потемнел снег, стал твердым, осел, из под сугробов течет вода.

Днем солнце пригревает и появляется на последних снежных сугробах ледяная корочка – наст.

Что растет вниз головой?

- День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз – и под крышами появилась бахрома матовых сосулек.

- Как вы думаете, почему с одной стороны дома сосулек больше?

- Почему днем сосульки блестят и падают?

Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне быстрее тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки.

- Что надо делать, чтобы обезопасить себя, чтобы сосульки не нанесли нам вреда? (Не ходить под крышами домов, там, где висят сосульки.)

6. Наблюдение за ЛУЖАМИ

- Почему днем, когда греет солнце, появляются лужи? А откуда берутся ручейки.

- Днем становится теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: можно делать запруды, пускать лодочки из бумаги, ореховые скорлупки, кору деревьев.

-А давайте понаблюдаем за ручейками. Как вода течет с возвышенных мест вниз? Давайте пойдем по течению ручейков, и мы увидим, что вода стекает вниз, как бы догоняя друг друга, ручейки сливаются один в другой. Так они, играя, текут вниз до тех пор, пока не попадут в речку.

- Скажите, а какие еще изменения происходят в природе с приходом весны?

7. Наблюдение за ДОЖДЁМ, ГРОЗОЙ

Вскоре загремит первая весенняя гроза. Раздадутся раскаты грома по всему небу. Вокруг все потемнеет, и по небу блеснут зигзаги молнии. И завершит эту светошумовую композицию шорох дождливых капель. Первому весеннему дождю обрадуются растения.

После дождя на асфальте останется очень много воды. Природа проснётся от зимнего сна.

8. Наблюдение за ПТИЦАМИ

- Ребята, скажите, пожалуйста, а весна сейчас какая, ранняя или поздняя? (ранняя)

- А как называется первый весенний месяц? (март)

Март – переходное время. Морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, появляются первые проталинки. Прощай, зима! Правду говорят: “Как зима ни злится, всё равно весне покорится”. Никогда не увидишь такого голубого неба, как бывает весной. Идёт весна, и ведёт за собой пернатых друзей.

- Какие птицы первыми прилетают в наши края? (Грачи).

Давайте и мы посмотрим, не прилетели ли к нам первые птицы.

(воспитатель обращает внимание детей на плоскостную птицу) Посмотрите, а вот и птица сидит, как она называется (грач) “Грач на горе – весна во дворе” – указывает народная примета.

- Каких птиц мы ещё видели?

9. Наблюдение за ДЕРЕВЬЯМИ

- Посмотрите, как много разных деревьев у нас на участке. Вы знаете, как они называются? Скажите мне. (береза, рябина, тополь, ясень, ель)

- Ребята, скажите, сейчас на деревьях есть листочки?

- А я вижу несколько зеленых деревьев, почему они зеленые?

- Как они называются одним словом?

- А какие хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются?

Пойдемте, рассмотрим с вами поближе ель.

10 Итог прогулки

Игра « Что происходит в природе?»

Человек легко находит, Что в природе происходит.

Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч ведущему, должен на заданный вопрос ответить.

Похожая примета

Цель прогулки:Формировать представления детей о марте как о месяце пробуждения природы;закреплять знания о времени года;развивать умение замечать новые изменения происходящие в неживой природе. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. подкармливать их.

Ход прогулки: В солнечный день обратить внимание детей на приметы весны,какие изменения произошли на участке группы. Образовались проталины. видна земля. снега стало меньше.

Отметить,что на открытых участках снега стало еще меньше,видна и первая травка.

Снег тает под теплыми лучами и образовались лужи,в которых видно отражение облаков и можно увидеть и свое отражение.

Обратить внимание детей. что снег тает возле деревьев,это происходит потому. что у деревьев высокая температура,чем окружающий воздух,так как их кора быстрее нагревается на солнце. поэтому и снег у стволов начинает быстрее таять,чем на открытом пространстве.

Приметы: дым от трубы идет вверх-к морозу;северный ветер к ночи стихает.

Поговорки и пословицы:весенний день целый год кормит; где ласточке ни летать,а к весне опять прибудет.

Стихотворение "Весна" А. Плещеев

"Уж тает снег,бегут ручьи,в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!"

Трудовые поручения:кормление птиц.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Наблюдение за аистами» Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» Конспект прогулки "Наблюдение за лошадью" Цель: продолжить знакомство детей с домашними животными, их характерными признаками. Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за настом» Цель прогулки:формировать у детей умение выделять первые признаки весны в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега;воспитывать.

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени» Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам (желтые листья на деревьях,опавшие листья,голые деревья.

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени» Цель прогулки:Развивать у детей наблюдательность,умение замечать и называть происходящие изменения в природе с наступлением осени :листья.

Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной» Цель: научить детей выделять рябину среди множества других деревьев. Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за синицами» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер,.

Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега,развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с.

Похожая примета

1. Наблюдать с детьми изменения, происходящие в природе весной (набухание почек, появление первоцветов и т. д).

2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (солнце весной начинает пригревать, идут дожди, у деревьев начинается сокодвижение, природа пробуждается от зимнего покоя).

3. Формировать умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды (цветочный барометр).

4. Расширять и активизировать словарный запас детей.

5. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательное отношение к окружающему.

6. Совершенствовать ориентировку в пространстве (ориентировка по плану).

7. Воспитывать у детей нравственные качества: бережное отношение к природе, чуткость, ответственность.

Словарь: почки, листочки, деревья, кустарники, береза, сирень, шиповник, мать-и-мачеха, первоцветы, сокодвижение, набухают, распускаются, лопаются, клейкие, нежные, молодые.

Предварительная работа:

Экологическая тропа: «Деревья и кустарники»

Беседа на тему: «Пробуждение деревьев весной», разучивание поговорок, пословиц, стихов о весне, березе.

Дидактические игры: «Что можно, что нельзя», «Без чего нам не прожить».

Ход проведения

Воспитатель приносит письмо детям.

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто прислал это письмо.

«Она приходит с ласкою и со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет» (весна)

Правильно, это весна.

Воспитатель зачитывает письмо

«Сегодня день у нас особый

Я приглашаю вас друзья, найти приметы про меня»

Воспитатель предлагает вспомнить приметы весны (тает снег, появляются проталины, набухают почки, ярче светит солнышко, оживляются птицы и т. д).

- Ребята, а как называется второй месяц весны (апрель).

- Апрель-месяц воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей»

Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне и апреле.

Дети:

• Вода с гор потекла - весну принесла.

• Апрельские ручьи всех будят.

• Апрель землю красит.

• Апрель всех напоит.

• В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются.

Воспитатель предлагает детям план путешествия, на котором красным крестиком отмечены объекты наблюдений.

1. Дети определяют свой маршрут по карте и подходят к первому объекту- березе.

Воспитатель предлагает поздороваться с деревом (прикоснуться ладошками).

Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему? Какие изменения мы видим в березе по сравнению с зимой?

(набухание почек). С чем это связано? (у деревьев начинается сокодвижение).

Дети встают в круг. Руки складывают вместе перед собой. Своим дыханием, как солнышком, согревают «почку» и она «распускается» (ладони постепенно раскрываются).

Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется»

Воспитатель: Какое дерево считается символом России?

Дети: Береза.

Воспитатель: Чем отличается береза от других деревьев?

Дети: Белой корой.

Воспитатель: Что обозначает слово «береза»?

Дети: Оно обозначает «белый» - дерево назвали так по цвету коры.

Если на дереве дети увидят сломанную веточку, обсудить этот момент. Ребята, что мы пообещаем березке? (ответы детей)

Прощаемся с деревом (прикасаемся ладошками).

Ребенок читает стихотворение.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Вешаем на березку запрещающий знак «не ломай деревья»

2. Дети по карте определяют свой маршрут и подходят ко второму объекту-сирени.

Воспитатель предлагает поздороваться с сиренью (погладить веточки снизу-вверх)

Ребята, сирень - это дерево или кустарник?

Затем дети рассматривают почки: большие или маленькие? Как расположены почки? Закрытые или уже треснули? Сравнивают их с березовыми почками.

Воспитатель зачитывает письмо от сирени (в письме обращение сирени не ломать красивые цветущие веточки).

3. Дети вместе с воспитателем по карте определяют третий объект наблюдения (шиповник) и подходят к нему.

- Воспитатель: Ребята, шиповник дерево или кустарник? (кустарник).

Как вы думаете, можно ли его потрогать?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему нельзя (у него есть шипы). Для чего нужны шиповнику шипы (защита от людей и травоядных животных).

Воспитатель: С березой и сиренью мы здоровались ладошками, а как можно поздороваться с шиповником, не дотрагиваясь до него. (словесно).

Рассматривание почек (размер, цвет, расположение). Рассказ воспитателя о пользе шиповника.

Прощание с шиповником.

4. Предложить детям посмотреть, не заметили ли они еще вестников весны.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какое необычное, красивое растение.

Отгадайте загадку, и вы узнаете, что это за цветок.

Что за ранний цветок?

В марте выпустил листок

Цветочки солнышком горят

Листки задуматься велят:

Почему верхушка наша очень холодна?

А нижняя сторонка как мамочка тепла, нежна (мать-и-мачеха).

Правильно, это растение называется мать-и-мачеха. Рассматривание, любование цветами. Какое еще название можно придумать для этого растения (ответы детей). На что он похож?

- Золотые лепестки, хрупкий стебелек.

Распустился здесь у нас солнечный цветок.

Какие части растения мы видим? (стебель, цветы).

Чем покрыты стебельки (чешуйками и пушком, пушок защищает от жаркого солнца и от холода). Какого цвета лепестки? Посмотреть с детьми, раскрыт или закрыт бутон цветка (в зависимости от состояния погоды и времени суток, (в пасмурную погоду и ночью цветок спит).

Сделать вывод, что цветы этого растения могут предсказывать погоду.

Спросить детей, все ли части растения мы наблюдаем. Чего не хватает? (листьев).

Вывод: сначала это растение цветет, а потом отращивает листья.

Почему так называется растение?

Предложить вспомнить загадку.

Рассказать детям, что это растение лекарственное. Помогает при многих болезнях.

Спросить у детей, можно ли рвать цветы. Почему нельзя. Что происходит с растениями? Установка запрещающего знака «Не рви цветы».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы нашли многие весенние приметы. А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия? (ответы детей).

Вывод: Все хорошо там, где выросло. Нужно беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом, беречь и любить все живое.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда

Если будут уничтожены они, на планете

Мы останемся одни

И только тот, кто всех добрей, легко поймет

А всех добрей на белом свете

Вместе: Конечно дети!

Воспитатель награждает детей медалями «Знаток природы».

Публикации по теме:

«Экологическое дерево» Для работы с детьми на экологической тропе в нашем детском саду, я создала экологическое дерево с инструкциями по технике безопасности.

Знакомство! Здравствуйте! Меня зовут Ольга! Работаю воспитателем первой младшей группы в детском саду г. Нижнего Новгорода. Мне очень нравиться работать.

Похожая примета

- развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, лупы.

Место проведения экскурсии: лес.

Время проведения: 11 апреля.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

Провести беседу об охране природы.

Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии ( создание эмоционального настроя ).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

- О каком времени года говорится в стихотворении? ( О весне ).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? ( Появляются ландыши).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? ( Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это. (Май)

- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? ( Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? ( Март ).

-Самый теплый ? ( Май ) Почему? ( В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? ( Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

- Какие осадки выпадают весной? ( В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? ( В мае ).

Весенние изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? ( Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? ( Нет ).

Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

Запишите план письменного отчета:

-красота весенней природы

-жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

-жизнь древесных и кустарниковых пород;

-приметы весны в животном мире.

Задание1. уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Задание 2. Пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

Как часто насекомые посещают эти цветки?

Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

Чем обусловлена окраска цветков?

Имеются ли у цветков нектарники?

Возможно ли у этих цветков самоопыление?

Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!»,

Подведение итогов урока-экскурсии.

- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Читайте также: