Егорьев день праздник приметы
Обновлено: 21.11.2024
Православный праздник в честь Георгия Победоносца отмечается ежегодно 6 мая. В народе этот день называют Егорьевым днем, соблюдая традиции наших предков, чтобы привлечь в жизнь благополучие и процветание.
Традиции Егорьева дня
По традиции 6 мая пастухи молятся своему покровителю и обязательно выносят на поля еду, чтобы задобрить Победоносца и получить его помощь. В этот день впервые выгоняли стада пастись, и для того, чтобы животным не грозили беды, молились святому, оставляя ему подарки. Каждый, у кого была скотина, обязательно угощал пастухов, чтобы те внимательно следили за животными. Традиционными угощениями были свежие яйца, творог и сметана. Сами пастухи, соблюдая древнюю народную традицию, также подносили угощения лешим, оставляя на опушках лесов молоко и иные лакомства и прося хозяина леса не допустить того, чтобы скотина заблудилась или на нее напали дикие животные.
На Егорьев день молились не только пастухи, но и девушки, чтобы святой послал им добрых женихов и не оставил без своего покровительства. В день праздника привлекали любовь, пользуясь проверенными заговорами и ритуалами.
По традиции на Егорьев день заключают сделки, веря, что святой не даст случиться обману. Также в день праздника начинали сажать рассаду, так как по поверьям посаженное в этот день принесет обильный урожай.
Егорьев день начинали до зари. Перед восходом Солнца люди выходили из домов, чтобы умыться росой, которая считалась целебной. По ней ходили босиком и даже катались по траве, чтобы избавиться от болей в спине и выдюжить посевную пору. Девушки умывались, чтобы надолго сохранить красоту и молодость, а также привлечь в жизнь истинную любовь.
Не обходили стороной в день праздника и обряды, направленные на защиту животных. Для них плели венки из полевых цветов, а также читали особые заговоры, призванные уберечь скотину от сглаза и болезней:
«Егорьев день занимается — скотина моя поправляется. Как у святого попрошу, так и исполнится, порча и сглазы стороной животных обойдут и в дом мой не войдут».
Приметы на Егорьев день
- В этот день услышать кукушку — к плохому урожаю.
- Дождь в Егорьев день — к удаче и хорошему сенокосу.
- Ветер с севера — к короткой осени, а южный — к скорому жаркому лету.
- Заморозки на Егорьев день — к обильному урожаю.
- По примете в день праздника нельзя не только ругаться, но и слишком громко говорить, чтобы не накликать на себя беды,
- Тепло будет, если комары вьются.
- Поверье гласит, что в день праздника нельзя заниматься шерстью, чтобы волки не нападали на овец.
Егорьев день отмечают с улыбками, чтобы в течение года не лить слез. В день праздника ворожат и привлекают благополучие, а также просят покровительства у святого, веря, что искренние просьбы уберегут от всего дурного.
Похожая примета
6 мая православная церковь отмечает день памяти Георгия Победоносца. Этот праздник приобрел особое значение в России — сидящий верхом на коне святой Георгий запечатлен на монетах и в центре российского герба.
История дня памяти Георгия Победоносца
Чем же так прославился святой Георгий? Великомученник жил в конце 2-го — начале 3 века в Римской империи в семье христиан. Благодаря своему упорству и храбрости он поступил на военную службу и заслужил звание военачальника. Будучи истинным христианином, Георгий не отрекся от своей веры, когда император Диоклетиан предложил ему отступить от христианства. Он умер в страданиях за свою веру и стал прочитаться как яркий пример доблести и непоколебимости.
Почему Георгий Победоносец изображается с копьем, пронзающим змея
О чудесах, которые творил Георгий Победоносец, и о его храбрых поступках слагались легенды. Одна из них послужила сюжету картины, на которой святой изображен на коне и с побежденным чудовищем. Как гласит предание, в Бейруте, в озере, поселился огромный змей, который не давал покоя местным жителям. Чтобы как-то задобрить змея, жители были вынуждены каждый день отдавать ему ребенка. Святой Георгий Победоносец смог поразить змея копьем и избавить людей от страданий. Именно эта история победы святого воина стала символом торжества добра над злом.
Приметы в святого день Георгия Победоносца 6 мая или Егорьев день
В народе этот праздник называется Егорьев день. По легенде, Егор Вешний в этот день открывает своими ключами весеннюю землю и выпускает росы, отчего начинается рост травы.
В народных сказаниях, Егорий считается покровителем скота. Именно поэтому в этот день, 6 мая, крестьяне в первый раз после зимы выгоняли домашнюю скотину на луг. Этот день отмечали с особым размахом, ведь начиналось самая теплая пора в году.
В Егорьев день начинались первые работы в поле. Уже позже, с принятием христианства, поля в этот день окроплялись святой водой, а священники читали молебен на богатый урожай. По приметам в Егорьев день судили о погоде на будущее.
Похожая примета
В народе можно услышать несколько вариантов названий праздника 6 мая: Юрьев день, Егорий Вешний, Егорьев день. В это время русская церковь отмечает день памяти мученика за веру Георгия Победоносца, который является покровителем земледельцев. Церковные и народные традиции почитаются наравне, поэтому священнослужители допускают празднование по заветам предков.
Традиции Юрьева дня
Юрьев день считается днем праздника у пастухов. В прежние времена им в поля выносили сытный обед, а также одаривали подарками. Пастухи ценились, потому что им доверяли порой самое ценное — кормилиц-коров и иную скотину. В старину в этот день в первый раз выгоняли стада на поля после длительного зимнего перерыва.
Невесты также считали Георгия своим покровителем, молились ему о даровании хороших женихов и привлекали любовь с помощью проверенных ритуалов.
В прежние времена в Юрьев день купцы и крестьяне начинали заключать сделки и торговые соглашения. В этот день начинали высаживать овощную рассаду в открытый грунт, сеяли морковь и иные культуры.
Роса в день праздника считается целебной. Ею умываются, чтобы излечить недуги и избежать новых заболеваний. Помогает роса защититься от порчи и сглаза. Если негативная энергетика уже присутствует, то над пострадавшим человеком проводят следующий обряд: босым ногами сглаженный ходит по кругу, стараясь как можно сильнее промочить ноги. Сам или с помощью близких читает заговор:
«Как роса мала по капельке, вместе пруды образует, ручьи звонкие, так и сила моя мала, но с поддержкой возрастает стократ. Кто порчу навел — тому росой не умываться, недугов не очищать, по честной земле не ходить, а червем ползать. Уходи, поруха, погибель моя, откуда пришла. Чини козни хозяину своему, а меня брось, брось».
6 мая традиционными были магические обряды, направленные на защиту домашнего скота от диких животных, болезней и кражи. Множество обрядов было нацелено на повышение плодовитости животных. Для этого хозяйки до зари плели венки из одуванчиков, проговаривая:
«Силу земли в венок вплетаю, защиту творю. Кому венок на шею достанется, тому лиха не видать, болезней не знать».
Венки вешали всем без исключения домашним животным и обязательно проводили их под арками, которые обычно делали из подручных материалов и украшали свежей зеленью. Такой провод скотины перед первым выгоном сулил благополучие и процветание хозяйству.
Нередко в поля выходили священники, чтобы окурить посевы и прочитать молитвы. Молились о сохранении урожая, от которого напрямую зависела жизнь людей в зимнее время.
6 мая люди обязательно посещали церковь, где молились святому о защите посевов и скота. Просили милости и защиты от различных бед, врагов и воров.
Приметы на Юрьев день
- 6 мая следили за погодой. По ней определяли, насколько удачным будет сбор урожая.
- Тепло и ясно в Юрьев день — скоро лето.
- В Юрьев день откладывали рукоделие, а также не занимались шерстью, не брали в руки изделия из нее. Считалось, что в противном случае волки перережут всю отару овец.
- В праздничный день запрещалось ругаться и браниться. Считалось, что сквернословящего человека может убить молнией во время грозы.
- В этот день сильный дождь предвещал хороший сенокос и обилие травы на заливных лугах.
- Если в Юрьев день погода не радует теплом и дует холодный ветер, то такая погода простоит долго. Однако при убывающей Луне ветер скоро переменится на южный, разгонит тучи и принесет потепление.
- Комары в стае длительное время вьются — к теплу.
- Роса с утра обильна — к урожаю проса.
- Если замечали иней на деревьях, то ждали богатый урожай гречихи.
- Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
- Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
- Южный ветер — к богатому урожаю, северный — к ранним заморозкам осенью.
- Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
- Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.
Традиционно Юрьев день отмечают весело, чтобы потом слез не лить. Начинают активные работы в полях и огородах. В современном мире в Юрьев день девушки могут заняться привлечением в жизнь любви, а садоводы и огородники — попросить у небесного покровителя помощи в выращивании урожая.
Похожая примета
Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.
Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» - чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест - бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»
6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.
По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.
Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - в грече недород», «На Юрья роса - будут добрые проса».
Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса - от сглазу, от семи недугов».
И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели - никому неведомо.
В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.
В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.
В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».
Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.
Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от хворей и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.
В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.
Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.
Читайте также: