Две приметы характеризующие немецкую классическую философию приметы

Обновлено: 14.11.2024

Контрольная работа № 5 Тема: «Немецкая классическая философия».

Задание первое.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа; названо Лейбницем "истиной разума", Юмом - "отношением идей".

АПРИОРНЫЙ язы́к (от лат. a priori — из предшествующего) — искусственный язык, элементы которого не заимствованы из существующих языков, а созданы произвольно либо на основе какой-либо логической (философской) концепции.

ДОЛГ - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями.

РАССУДОК - психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений.

НОУМЕН (греч. noumenon) - объект мысли, разума, интеллигибельный предмет, напр. у неоплатоников.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи.

СУЖДЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКОЕ - по Канту, суждение, содержание предиката которого не заключено уже, как в аналитическом суждении, в содержании субъекта, а расширяется только в результате акта суждения.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere - переступать) - "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ - понятие немецкой классической философии, обозначающее высшую познавательную способность, организующую теоретическую деятельность в систему научного знания. Согласно Канту, осн. задача разума — достижение законченного, безусловного единства человеческого опыта.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere - переступать) - в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью.

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен).

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и logos - учение) - учение о познании.

ОБЪЕКТ (от лат. objectum - предмет) - вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира.

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции.

Задание второе. «Философия И. Канта»

1.Почему свой вклад в развитие философской мысли И. Кант охарактеризовал как « коперниканский переворот»? Над какими проблемами он размышлял?

О “коперниканском перевороте” или революционном изменении в способе мышления Кант говорит во втором издании “Критики чистого разума” и применительно к развитым здесь гносеологическим идеям своей трансцендентально-критической философии1 . В такой связи содержание указанного переворота обычно и рассматривается в кантоведческой литературе, что представляется вполне оправданным, поскольку именно в первой “Критике” заложен мировоззренческий и методологический фундамент всей философской концепции Канта, предпосылки систематического единства и целостности всех ее разделов и частных понятий. В полной мере это относится и к кантовскому пониманию культуры, в силу чего обозначенная в заголовке тема не представляется слишком искусственной или новаторской. Наше обращение к ней объясняется не только относительно слабой ее разработанностью. На наш взгляд, в ее кантоведческих и культурологических исследованиях имеют место два недостатка: с одной стороны, обусловленность кантовского понимания культуры общими принципами и установками критической философии признается как-то вообще, абстрактно и декларативно, без конкретного, последовательного и систематического анализа их взаимосвязи и зависимости; с другой – понятие культуры у Канта берется “в себе”, изолированно от системы. У кантоведов не всегда “доходят руки” до понятия культуры и оно оказывается на отдаленной периферии, где в лабиринтах исследования почти теряются нити, связующие его с “центром” и где практически неощутимыми становятся импульсы и токи революционных изменений коперниканского переворота. Современная же культурология вправе считать себя не только шагнувшей и ушедшей далеко вперед, но и впитавшей и переработавшей в себе лучшие традиции истории и достижения предшествующих теорий, а потому ее адепты не склонны усматривать особой беды или острой нужды в детальной реконструкции кантовского обоснования понятия культуры.

2.Что, по мысли Канта, является истинным источником познания – чувства или разум?

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала

странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться,

так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не

может ответить на них, т.к. они превосходят возможность человеческого

разума. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Оно начинается

с основоположений, применения которых в опыте неизбежно и в то же время в

достаточной мере подтверждается опытом»…- Так писал Кант в предисловии к

«критики чистого разума». Далее он отмечает, что «наш век, который не

намерен больше ограничиваться минимальным знанием и требует от разума,

чтобы он вновь взялся за самой трудное из своих занятий – за самопознание и

учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с

другой стороны были бы в состоянии устранить все необоснованные притязания

– не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого

разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.»

3.Укажите различия между миром ноуменальным (вещей – в – себе) и миром феноменальным (явлений)? Какому из этих миров принадлежит человек?

Основу работ "критического" периода составляет учение об явлениях и благах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе". Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант - материалист. Но в учениях о формах и границах познания он - идеалист и агностик. Он утверждает, что ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать ни какого достоверного понимания о "вещах в себе". Вещи эти не познаваемы. Человек может расширять эмпирические знания о природе вещей, но сущность последних не досягаема для человеческого разума. Вопрос об источниках и границах познания Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех главных видов знания - математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истино-сущего).

4.В чем различие между теоретическим и практическим разумом? Какому из них И. Кант отдает первенство и по какой причине?

В основе "практического разума" Канта лежит тот же самый разум, что был теоретическим в "Критике чистого разума". Это один и тот же разум, но иначе применяемый, так как "практика" Канта не опирается на познание. Философ желает научной этики.

Кант придерживается принципа первенства вопросов моральности поведения человека над вопросами научного познания. У него теоретическое познание в состоянии самое большее побудить к активности моральную мысль человека. С другой стороны, возникает надежда, что в сфере морального действия человеку удастся соединиться с трансцендентным, стать ему причастным, приобщиться к его содержанию.

Этика – главная часть философии Канта. Именно с размышлений над антиномиями началось становление его "критицизма". Кант строил этику, основанную на принципах онтологической двойственности человека, рационализма, антинатурализма, ориентации на должное, автономности и априоризма. Под "автономностью" здесь понимается независимость моральных постулатов от внеморальных доводов и оснований.

Человек как онтологически двойственное существо, причастное к двум различным мирам – явлений и вещей в себе, - неизбежно приходил у Канта к этическому расщеплению самого себя и сферы своего поведения. Эмпирический индивид и трансцендентная личность не могут обладать одними и теми же мерками оценки, выбора и действия, так что следует строить этику, учитывая, что человек – гражданин двух миров и в моральном отношении, а высшая нравственность не может быть выведена из мотивов эмпирической жизни.

Рационализм кантовской этики означает, что не чувственные увлечения, не вспышки страсти и не порывы сердца, а разум должен судить о добре и зле. Этика, основанная на чувственных потребностях, не обеспечивает чистоты нравов. Жестокий нормативизм этики Канта противопоставляется описательной этике с ее ориентацией не на должное, а на реально существующее. Эту позицию он занял потому, что исходил из своего учения о двойственности человеческой природы.

Задание третье. Заполните таблицу:


Основное понятие

Имя автора

Основное произведение

1.Абсолютный дух

Гегель

Энциклопедия философских наук

2. Вещь – в - себе

И. Кант

Критика чистого разума

3. Человек

Фейербах Людвиг Андреас

«Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души»

Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

Высший нравственный закон (категорический императив) И. Кант определяет следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Известна, также, и другая его редакция: «Во всем сотворенном, все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе».

1. Как Вы понимаете слова И. Канта? Согласны ли Вы с ним?

Я думаю, что немецкий философ И. Кантом был абсолютно прав в своём суждении о категорическом императиве. Рассмотрим вначале структуру кантовского суждения (в наиболее важных его формах), а потом уже способ применения этого суждения как оценочного.

В этих предложениях можно выделить четыре типа логических объектов, упоминаемых в суждении. Это:

- сам субъект;

- его максимы, основания, правила;

- его поступки, суждения;

- всеобщие нормы поведения, законы.

2. Как часто мы превращаем других людей в средство для реализации своих целей?

Сейчас, довольно часто мы можем заметить, что человек пользуется людьми в каких-то своих корыстных целях. А ведь это неправильно. Если обратиться к Канту, то для него главное – поведение человека, его поступки. Кант говорит о первенстве практического разума перед разумом теоретическим. Знание имеет ценность только в том случае, если оно помогает человеку стать человечнее, обрести твердую нравственную почву, реализовать идею добра. Только такую ценность Кант признает и за верой. Вера в бога для него – это моральная убежденность, способность всегда и везде следовать долгу. И сама философия имеет смысл лишь постольку, поскольку она служит воспитанию человека.

3. В чем заключается безнравственность такого положения вещей?

Безнравственность такого положения вещей заключается в том, что не хватает стоического мужества в ситуации, безвыходность которой Кант осознал («борьба без надежды на успех»). Но для верующего эта позиция оказывается попросту недоступной, ибо он не может не надеяться на то, что бог способен допустить и невероятное. Сама вера исключает для него возможность того ригористического по ведения и внутренней чистоты мотива, для которых нет препятствий у неверующего.

4. Согласны ли Вы с философом в том, что добродетель и счастье – несовместимы? Почему?

Поскольку исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей, постольку, согласно Канту, принцип удовольствия противоположен принципу морали, а значит нужно с самого начала отказаться от приятной иллюзии, что, следуя категорическому императиву, человек может быть счастлив. Добродетель и счастье - две вещи несовместимые, считает немецкий философ. Правда, действуя согласно требованиям нравственности, человек, согласно Канту, испытывает особое, возвышенное чувство: уважение к нравственному закону распространяется в этом случае и на него самого, поскольку он этому закону следует. Однако это чувство, по Канту, не имеет ничего общего со счастьем, как это понятие толковали просветители.


  1. Что И. Кант считает наиболее прочной опорой нравственности, что придает поступку моральный характер?

Задание пятое. Тестовая проверка знаний.

1.Какое определение философии является первоначальным?

а. Учение о мудрости +++

б. Любовь к мудрости

в. Учение о сверхсущем

г. Форма теоретического мировоззрения

2.Найдите соответствия:

Раздел философии: Основная категория:

а. Онтология 1. Добро

б. Гносеология 2. Красота

в. Эстетика 3. Истина

г. Этика 4. Бытие

3.Какая из философских позиций противоположна идеализму?

4.Впишите ключевое слово в определение: «Гносеология – раздел философии, изучающий процесс познания».

5.И. Канту принадлежит произведение:

б. «Мир, как воля и как представление»

в. «Критика чистого разума» +++

г. «Новая Атлантида»

6.Одним из основных философских понятий И. Канта было:

а. Абсолютный дух

в. Вещь - для - нас +++

7.Как может обозначаться философская позиция И. Канта?

а. Объективный идеализм

в. Субъективный идеализм

8.Укажите, кто из перечисленных мыслителей не является представителем немецкой классической философии?

9.Что, по И. Канту, является единственно прочной опорой нравственности:

в. Чувство юмора

10. Завершите кантианское понимание предмета философии:

«Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы:

а. Что я могу знать?

б. Что я должен делать?

в. На что я смею надеяться?

г. Что такое человек?»

Если в этих книгах говорится то же, что в Коране, они излишни; а если другое — они вредны. Так будто бы сказал халиф Ом
ещё >>

Предмет изучения и цели

С помощью логических построений представители немецкой классической философии ставили цель сконструировать представление о совершенном человеке, идеальном обществе и государстве.
Все, существующее вокруг человека, подвергалось рассудочному контролю анализу.

Впервые предметом изучения стал человеческий разум, заключающий в себе дух и природу, как первопричина и первоисточник всего, существующего в мире.

Воздерживаясь от суждения о божественной реальности, мыслители стремились построить единую систему бытия. Доказать органическую и гармоническую целостность мира.

Предмет познания немецкого идеализма *кратко* можно определить как естественная упорядоченность мира и личности в нем. Человек ставился выше мира и бытия, имея способность к рациональному познанию и изменению сущего согласно своим предпочтениям. Признавалось абсолютное могущество разума.

Особенности и характерные черты немецкой классической философии:

  • Рационально-теоретическое сознание.
  • Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии.
  • Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление).

Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:
1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности.
2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.
3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.
4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Значение немецкой классической философии для современной науки

Важное достижение учения в том, что оно дало возможность просвещенному человечеству мыслить универсальными категориями.

Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению.

Разработан всеобъемлющий категорийно-понятийный аппарат, принятый за основу во всем мире. Активно используемый в научной деятельности нашего времени.

Главное наследие – это введенная в оборот историчность мышления, исследующего изменения во времени, происходящие как с людьми, отдельными объектами и целыми мирами культуры. Неоценимая польза такого метода в возможности проектирования будущего через воспроизведение прошлого и логическое осмысливание настоящего. Именно поэтому немецкий идеализм называют классической философией.

Похожая примета

Потому что она является вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени.
В ней представленны: материализм и идеализм; учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика.

Немецкая классика дала миру философии не только таких гигантов мысли как
– Иммануил Кант
– Иоганн Готлиб Фихте
– Фридрих Вильгельм Шеллинг
– Георг Вильгельм Фридрих Гегель
– Людвиг Андреас Фейербах
но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Похожая примета

1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

*а) докритический и критический;

б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.

2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:


3. Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

*д) абсолютно непознаваемое.

4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

б) реальное существование потенциального мира;

*в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».

5. Помимо явлений Кант выделяет:

*а) мир вещей в себе;

б) мир сознания в себе;

в) мир чувств в себе;

г) мир идей в себе;

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

д) интуитивное схватывание.

7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

*а) пространство и время;

б) пространство и мышление;

в) бытие и время;

г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.

8. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

*б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;

д) первичны по отношению к материи.

9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

*б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать. »:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

*в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

11. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

*д) непреложное нравственное требование, моральный закон.

12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

*а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

б) творческой способности;

14. Философия Гегеля — это:

*б) абсолютный объективный идеализм;

д) трансцендентальный идеализм.

15. Диалектика в философской системе Гегеля:

16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

*в) абсолютная идея (мировой дух);

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

17. В системе Гегеля мировое развитие есть:

*а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

д) Гегель отрицал развитие.

18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

*г) все, что разумно — действительно.

19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) прогрессивное развитие науки;

б) самоцельное становление бога;

*в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве;

д) нравственный прогресс.

20. Философия Л. Фейербаха — это:

21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм;

б) наивный материализм;

в) механистический материализм;

г) диалектический материализм;

*д) антропологический материализм.

22. Фейербах главным объектом познания считал:

23. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

*в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализацией свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

25. Установите соответствие философа философскому учению:

б1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;

г2. антропологический материализм; б) Кант;

а3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;

в4. философия тождества; г) Фейербах.

26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

б1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;

г2. «О сущности христианства»; б) Кант;

а3. «Наука логики»; в) Шеллинг;

в4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.

Представители учения

Большинство историков кратко характеризуют этот период, как начинающийся Кантом (критицизм), продолжившийся Фитхе (философия Я) и Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система). Рассмотрим кратко основные

Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804, основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе.

Пытался построить и представить полную картину постоянно меняющегося, развивающегося мира.
По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль, именно она делает человека человеком, изучить мораль с помощью науки невозможно.

Иоганн Готлиб Фихте (годы жизни 1762 — 1814, основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (годы жизни 1775 — 1854, основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (годы жизни 1770-1831, все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе. Подчеркивал важность труда и его материальной оценки.

Похожая примета

Немецкая классическая философия кратко – учение об универсальных способах познания бытия. Зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. В чем ее суть, постараемся разобрать в этом посте. Материал этот вам будет крайне полезен при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Предпосылки для формирования немецкой классической философии

Знания немецких мыслителей эпохи формировались в сложных экономических и политических условиях. Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур. Становление социальных институтов, науки и искусств в стране на пороге Века Просвещения происходило медленнее, чем в Англии и Франции, Швеции и Голландии.

Для понимания условий зарождения учения, приведем несколько фактов, характеризующих Германское государство того времени.

Многолетний убежденный милитаризм правителей, череда военных кампаний на протяжении двух столетий. Огромная, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом.

Существовало более 300 княжеств. Не имевшие внутренних связей, они только формально подчинялись центральным органам власти. Феодалы заботились о собственном процветании и накоплении капитала. Пользовались абсолютной властью, назначая непомерные налоги и угнетая крестьян и нанося урон земледелию и сельскому хозяйству.

Города переживали кризис. Военные кампании разрушали торговые связи и рынок внешнего сбыли. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство, не выдерживавшее конкуренции высокоразвитой промышленности других стран.

Происходили деструктивные процессы в обществе – обострялись классовые противоречия в среде бесправных крестьян. Задушенная налогами буржуазия не способна была продвигать экономический и культурной рост общества, обеспечить адекватный переход от цехового к мануфактурному производству.
Активно практиковавшаяся продажа солдат для участия в военных операциях в интересах других государств уменьшала процент трудоспособного населения.

Многие немцы покидали Родину в поисках лучшей доли. Чтобы уменьшить отток населения, Фридриху Второму пришлось создать паспортную систему, препятствующую миграции.

К началу 18 столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь.

Непродолжительное время Фридрих Второй покровительствовал писателям, ученым, философам. Но быстро вернулся к военной доктрине. Начав преследовать с помощью полиции мыслителей, приверженных к демократическим идеям обустройства общества.

Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма.

Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества.

В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества.

Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме.

Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии:

Читайте также: