Для чего нужна оградка на могиле приметы
Обновлено: 21.11.2024
– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.
– А на кладбищах возлагать венки правильно?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.
Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.
Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.
– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…
– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.
– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?
– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.
Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.
Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.
– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?
– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.
Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности. Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.
Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.
– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.
– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?
– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.
Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.
Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.
То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…
Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!
Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.
– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?
– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.
Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.
– Когда принято посещать кладбище?
– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.
– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?
– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.
Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…
– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?
– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.
– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?
– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?
А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.
– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?
– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.
– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?
– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется).
Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.
– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?
– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.
Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.
– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.
– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.
Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.
При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.
Функциональное назначение изгороди
Хотя установка парапета – не обязательная процедура, полноценное облагораживание места погребения имеет свою подоплеку. Итак, почему, для чего и когда ставят ограду на могилу?
- В целях защиты. Даже маленький барьер останавливает людей и животных. От вандалов он, конечно, не спасает, зато помогает поддерживать чистоту прилегающей территории.
- Для обозначения границ частной собственности. В условиях нарастающего дефицита свободной земли владельцы участков используют невысокие заборы, чтобы пометить занятые или зарезервированные места.
- Для уединения. Одна из причин того, зачем ограда на могиле ставится сразу после похорон, – возможность отрешиться от окружающего мира во время визита к умершему.
- Ради красоты. Ухоженные конструкции подчеркивают эстетичность надгробий, демонстрируя уважение родственников к покойному. Современные материалы и технологии позволяют изготавливать изделия под заказ с любыми элементами оформления, всех стилей и расцветок.
Похожая примета
Разграничение захоронений – старая традиция, которая пришла от суеверных древнерусских племен, чьи языческие предки были убеждены в существовании неупокоенных душ. Сейчас отношение к этому вопросу более рационально: нужна ли ограда на могиле, определяют только родственники усопшего, исходя из планировки кладбища и собственных предубеждений.
Зачем нужна калитка
Поэтому существует и другая традиция – оставлять калитку у ограды открытой – чтобы душа могла покинуть это место. Лучше не препятствовать переходу, а сделать рядом с могилой скромную, но удобную скамейку, где можно передохнуть, поговорить с ушедшим – словами или мыслями, соединившись с нем, сжечь написанные для него послания. Ведь могила – это место, где родные могут встретиться и почувствовать присутствие духа. Конечно, оставшимся в мире живых бывает непросто отпустить, разрешить уходить и они могут неосознанно создавать этому препятствия – например, в виде оград. Здесь важно напомнить себе, что для любви преград не существует, и она остается с нами в любом случае.
Особенности и сроки монтажа
Администрация кладбища позволяет использовать изгороди, если они открывают вид на надгробие, не выступают за пределы участка и обеспечивают свободный доступ к соседним захоронениям. Точное время, когда ставят ограду на могилу, просчитывают индивидуально.
- Стандартные металлические заборчики с тонкими прутьями оборудуют сразу после похорон, чтобы закрепить границы. При этом важно, чтобы суточная температура не падала ниже 5 градусов.
- Сложные парапеты, входящие в единый стилевой ансамбль с остальными конструкциями, размещают только после ландшафтного проектирования и индивидуального изготовления всех элементов под заказ. Такие мероприятия отнимают время, зато наделяют участок особой эстетикой.
- Готовые типовые комплексы с аксессуарами возводят, дождавшись усадки почвы. В таком случае для облагораживания территории используют не только парапеты, но и столики, скамейки, цветники, декоративные украшения, вазы. Вопрос о том, нужна ли ограда на могиле, отпадает автоматически, потому что она однозначно необходима для целостной организации разрозненных деталей оформления.
На месте проведения работ желательно присутствие профессионалов, которые знают технические нюансы. Специалисты определяют способы монтажа, учитывая особенности территории:
- С плиткой – если не планируется дальнейших захоронений;
- С армированием – для участков со свободным местом;
- На бессерные блоки (фундамент) – универсальный вариант;
- С комплексным благоустройством – на ровной поверхности без кустарников и деревьев.
Похожая примета
Мне такая точка зрения кажется несколько спорной. От скота достаточно было бы огородить всё кладбище одним забором, это было бы дешевле и красивее. Тем более что часто вокруг кладбищ были выкопаны рвы, чтоб не подтапливало. По крайней мере, вокруг деревенского кладбища, на котором хоронили мою тётку, ров был, и весьма приличный, хотя оно расположено и не в низине. Другие два старых кладбища в Петербурге и Москве, где я бывал, также были огорожены целиком, и вокруг одного из них я обнаружил остатки рва.
На многих старых кладбищах никаких оградок нет.
Оградки в массе своей появились достаточно поздно, уже во второй половине 20 века. И связано это с тем, что народу приходилось хоронить всё больше, земля стала дефицитом. Поэтому огораживали, чтоб никто не захапал, или случайно (или как бы случайно) не разрыли. Могли подхоранивать, могли не подхоранивать, ограда в данном случае утверждала факт принадлежности. Люди начали обносить участки, выкупленные у государства или взятые в аренду, этими оградами-заборчиками. Хоть они ничего не значат сами по себе и оградить от вандалов не могут, но символическая функция здесь есть: ограждение маркирует «своё» и «чужое». И это одна из черт времени, о которой я мельком упоминал в посте про индустриальную застройку: исконная общинность бывших сельских жителей постепенно сменялась городским индивидуализмом.
Здесь происходит интереснейшее явление: фольклорные верования и пережитки получают свое новейшее развитие. В соответствии с ними, «заборчик» – это то, что ограждает этот мир от мира потустороннего. Своего рода граница между внешним и внутренним, domestic и outside. Я встречал упоминания, что надо обязательно закрывать дверцу на ограде "чтобы покойник не гулял", или, "дух покойника не беспокоил живых". Зарождается городской фольклор нового типа.
В советское время также сложилась традиция ходить в Пасху не в храмы (многие закрылись), а на кладбище. Многим не нравилось, так как оставляли на могилах бутылки, яйца, хлеб и прочее, а иногда и сидели на могилах.
Также традиционной стала покраска оград на сельских и городских кладбищах в синий или голубой цвет, реже в зеленый. Почему?
В советское время существовала проблема с доступностью как многих бытовых предметов, так и стройматериалов. И найти краску, чтобы покрасить свой дом, а уж тем более оградку было весьма проблематично. Приходилось прибегать к хищениям: что принёс с работы, тем и покрасил. А ассортимент доступной для выноса краски на предприятиях был невелик и исчерпывался как раз этими тремя основными цветами. Красили весной, как раз в то время, в какое начинали красить и государственные объекты, на Пасху, родительскую субботу.
Со мной солидарны на ресурсе Общество Некрополистов: «…современное православное кладбище, к сожалению, с могилами, обнесенными высокими металлическими оградами. Откуда возникла эта традиция огораживать могилы? Во второй половине прошлого столетия - начале нашего, уходящего, огороженные захоронения редкость, встречавшиеся только на городских кладбищах. На сельских деревянные ограды стали появляться лишь в последние два десятилетия перед Великой Отечественной войной. Теперь же это стало традицией, совсем не русской, не славянской, не доброй и, можно сказать, не совсем культурной традицией».
. В 1772 году, в связи с Указом Екатерины II о придании Валдаю статуса города и городском благоустройстве, было определено место на окраине города для основания нового кладбища. Ранее улица эта называлась Пятницкой, сейчас - Луначарского. Городскому начальству вменялось в обязанность наблюдать за порядком и благоустройством кладбища, обнеся его оградой и деревьями. Но самым первоочередным делом в кладбищенском устройстве было сооружение часовни или церкви.
Как мы видим, кладбище изначально обносилось ограждением -- следовательно, никакой скот или дикие кабаны на его территорию проникнуть не могли. За кладбищенской стеной хоронили самоубийц, вероотступников и прочих недостойных лиц. Территория кладбища, сама его земля традиционно считалась святой.
В том же 18 веке общий европейский тренд романтизировал кладбище, сделав его своеобразным местом романтического уединения. В то время такая тенденция видна во многих местах и Россия скорее была в арьергарде. Люди разного достатка, но явно не бедные, в соответствии со своими представлениями создавали из кладбищ этакие фамильные склепы. Делалось это в соответствии с представлениями о красоте: обносили цепями, делали ограду, внутри которой можно было посадить зелень. Спустя какое-то время такие склепы стали исчезать: ограды занимают очень много места, на них приходится тратить много денег.
Надо сказать, что я не зря оговорился о достатке людей, ограждающих могилы в те времена. Занятие это было недешёвым, и, косвенно, это еще одна из причин, по которым могилы попроще не ограждались никак. Простой деревянный крест, у беднейших слоёв, или металлический, у тех, кто побогаче, или мемориальный камень, надгробие, у тех, кто мог себе это позволить.
В подтвержение такого мнения несколько исторических документов.
Донское кладбище, 20–е годы. Как видим, оград никаких нет. Мемориальных камней тогда было вполне достаточно.
Братское кладбище, 1915–20гг.
Обращаясь к таким источникам, как визуальные свидетельства, мы видим опять же, что оградки если и были, то в явном меньшинстве, и выполняли скорее декоративную роль.
«Панихида в 9–й день на кладбище» 1885 г. Холст, масло. 86 х 140 см. Государственная Третьяковская галерея.
На следующей картине оградки также выполняют либо декоративную, либо символическую, межевую роль.
Картина маслом Голованова. Писана в первые месяцы после погребения Гоголя, 1852 г. Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
Кладбище Арбатец на Соколе, 1960. Ныне не существует, за исключением единственного мемориального камня, который в 2012 году был откопан и отреставрирован силами местных краеведов.
Почему оградка – плохая идея
На тонком плане ограда – это препятствие. Она, безусловно, будет уместна на кладбище в целом – и будет обозначать физическое препятствие между миром живых и миром мертвых, защищать всю территорию и покой усопших. Но душа должна освободиться, покинуть не только тело, а все, что ее связывает с мирской жизнью – и здесь заграждения неуместны. Чем больше могила будет похожа на «дом» или «комнату», тем меньше шансов у души его покинуть. Попытки оставшихся в мире живых родственников и друзей «приковать», задержать душу усопшего вряд ли приведут к добру. В древности хоронили вместе со всем скарбом и даже рабами – там самым затрудняя переход. Именно поэтому когда ученые тревожат древние захоронения (например, гробницы фараонов), начинают происходить страшные события – очень много душ не смогли покинуть земную жизнь и остались между мирами – злые, неприкаянные, не понимающие, что происходит.
Похожая примета
Наверное, многие обращали внимание на то, что современные могилы могут быть огорожены – цепью, резной или живой изгородью, кованой оградой. И чисто с практической, человеческой точки зрения это можно объяснить – хочется защитить последнее пристанище близких людей от вандалов, обозначить территорию. Но если мы обратимся к более древним захоронениям, то обнаружим, что они открытые, и чем они старше, тем больше вероятности, что они сольются с другими и потеряют свой уникальный облик.
Преимущества парапетов разных типов
Неважно, нужна ли ограда на могиле для организации пространства или используется только в качестве декорации – она должна соответствовать требованиям практичности. С учетом этого выделяют две категории кладбищенских заборчиков:
- Условные (сеточные, с цепочками, штакетники);
- Фундаментальные (литые, кованые, гранитные, мраморные, из алюминиевых и медных профильных труб, каменные и железобетонные цоколи).
Первые – самые дешевые. Они сложны в уходе, а длительность их службы составляет всего несколько лет. Во вторую группу входят долговечные конструкции, которые украшают, защищают, ограничивают – в общем, выполняют именно то, зачем ограда на могиле собственно и нужна.
Зачем ограда на могиле, если можно обойтись без нее?
Это неотъемлемая часть траурного ритуала, обозначающая границы захоронения. Ее используют, руководствуясь последней волей усопшего либо желанием родственников. Устанавливать изгородь или нет – индивидуальное решение, но с ней лучше, чем без нее, потому что она является самым практичным способом отделения кладбищенского участка.
Читайте также: