Девушка с кувшином пушкин примета

Обновлено: 13.11.2024

Что касается фонтанов в Екатерининском парке, то их всего два и оба не в традициях Петергофа. Об одном из них этот сюжет.

Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином» , из которого струится ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Этот ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и укрытый кронами старых деревьев, ранее служил началом ручья Вангазя.

Люди в этой местности селились задолго до основания Царского Села и первая владелица Царского Села - Екатерина I, уделяла роднику особое внимание. При ней родник был облагорожен, к нему построили небольшую каменную лестницу, а над струей, падающей с деревянного желоба, была устроена арка на колоннах.

Так было до 1810 года, когда пред очи Александра Первого ни предстал приглашенный из Испании известный инженер-механик и гидравлик Августин Бетанкур.

А. Бетанкур - один из организаторов транспортной системы Российской империи. А. Бетанкур - один из организаторов транспортной системы Российской империи.

Император предлагает механику устроить на ослабевающем источнике фонтан, т.е. решать гидравлическую часть проблемы. Пока Александр приглядывался к специалисту, тот успешно справился с первым заданием.

Художественная часть идеи была поручена скульптору Павелу Петровичу Соколову, который в 1816-1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином.

Официально считалось, что мотивом скульптурной композиции послужила басня Лафонтена "Молочница" о юной французской крестьянке, откуда и пошло название фонтана.

Этот незатейливый сюжет Павел Соколов совершенно переосмыслил, отказавшись от всякого комизма, придав фигуре и лицу бронзовой девушки глубокую печаль и явное сходство с Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I.

В ту пору многие знали, как скорбит императрица о своих безвременно ушедших дочерях, о полосе безразличия к ней со стороны венценосного супруга. П. Соколов искренне ей сочувствовал.

Елизавета Алексеевна отличалась утонченной красотой.

Вот как описывал ее облик современник: "Трудно передать всю прелесть Императрицы: черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура её изящна. ".

Так в роду Романовых появилась первая красавица. Так в роду Романовых появилась первая красавица.

Возможно, Елизавета Алексеевна присутствовала на открытии фонтана 16 июня 1816 года.

Проходит еще 14 лет после открытия фонтана и А.С.Пушкин - счастливый муж юной Н.Н.Гончаровой снимает в ЦС дачу у вдовы Китаевой и впервые увидев эту скульптуру, пишет:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Здесь поэт фактически пересказывает сюжет басни Лафонтена. Мы не сразу замечаем того, что у поэта не кувшин, а урна, не молоко, а вода. Что нам с того? А то, что поэт позволил себе очень чувственное окончание "Дева, над вечной струей, вечно печально сидит." Казалось бы.

Однако на это с чувством ревности в 1916 году отвечает гениальная Анна Ахматова:

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной.

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю. благодаря чему фонтан смог успешно пережить оккупацию. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Похожая примета

Девушка с кувшином (Молочница) — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге (автор проекта — А. А. Бетанкур, скульптор — П. П. Соколов), памятник архитектуры начала XIX века федерального и международного значения.

Первоначально в этом месте находился родник, служивший началом ручья Вангазя. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах.

В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан (проект инженера А. А. Бетанкура). Фонтан был запущен в 1810 году к столетию Царского Села. Статую создал скульптор П. П. Соколов. Первоначально она была алебастровой.Бронзовая фигура «Молочницы» появилась во II половине 1816 года. Она была отлита из бронзы в Академии художеств.Садовый мастер Иоганн Буш создал вокруг фонтана романтический ландшафт.

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские работы были поручены инженеру Чернявскому. Ему удалось выяснить и зафиксировать на чертежах систему водоснабжения, устроенную Бетанкуром. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.


Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.

В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.
Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки.

У её ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку. Первоначально это был бассейн, оформленный в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот был ликвидирован в середине XIX века.

Сюжетом к фонтану послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке -
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это - целых три выводка;
"Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью - еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!"
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал -
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется "Кувшин молока".
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы -
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один - никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя - ,
И я все тот же Жан-бедняга.

© Copyright: Алина Алексеева-Маркезин, 2018
Свидетельство о публикации №218010601043 Рецензии

Алина, доброго и светлого Вам дня!
Эту композицию видела не раз, и, даже не зная басни Лефонтена, всегда бывала очарована милой грустью девушки с разбитым, но постоянно струящим чистую воду, кувшином. Спасибо Вам за такой замечательный рассказ о замысле и объяснении сюжета - теперь наполнился смыслом этот известный всему миру шедевр.
С Рождеством Христовым Вас, с Новым годом! Самые добрые пожелания - здоровья, счастья, всего самого лучшего и прекрасного - и в наступившем году, и на многие-многие годы благополучия и радости.
С искренней признательностью и глубоким уважением - Лариса.

Лариса,спасибо вам за бобрые слова и пожелания.Всего Вам самого лучшего в новом году.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая примета

Вот и наступил этот день - символ нашего города , наша "царскосельская муза" , обожаемая всеми " Девушка с кувшином" благополучно пережила своё очередное суровое зимнее заключение и снова радует глаза всех прохожих и отдыхающих в нашем Екатерининском парке, угощая жаждущих своей холодной ключевой водой. Это верный признак того, что пришла настоящая Весна! Каждый раз, когда я "захожу к ней в гости" испить водицы, для меня это "Возрождение Чистой Ключевой Водой" . Сегодня же с нами к источнику "пришёл" и Михаил Иванович Глинка. Как говаривал Кот Бегемот: " Маэстро, врежьте марш!"

"Там Нимфа с таицкой водой Водой, которой не разлиться, Там стала лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой. " Иннокентий Анненский. 1906г (упоминая воду таицких ключей, Анненский намекает на то, что он также, как и Пушкин, пил здесь ту же воду, которой "угощает" "девушка с кувшином", то есть вскормлены они с одного источника) "Там Нимфа с таицкой водой Водой, которой не разлиться, Там стала лебедем Фелица И бронзой Пушкин молодой. " Иннокентий Анненский. 1906г (упоминая воду таицких ключей, Анненский намекает на то, что он также, как и Пушкин, пил здесь ту же воду, которой "угощает" "девушка с кувшином", то есть вскормлены они с одного источника)

🔷 Итак, кто же она такая?

История появления этой скорбящей, загадочной, вечно печальной "девушки" в нашем царскосельском саду весьма таинственна. Возможно кто-то будет настаивать, что это чуть ли не крестьянка Перетта из басни Жана Лафонтена «Молочница». Мне же по душе более романтичная история. Внимайте же!

В начале 19-го века император Александр I задумал к 100-летию Царского Села облагородить и благоустроить ту часть царскосельского сада, где сейчас находится Гранитная терраса с видовой площадкой, населённой мифологическими персонажами, с которой открывается красивейший вид на Большой Царскосельский пруд . В ходе работ на склоне, который и ведёт к пруду, обнаружили родник. Перепад уровня земли составлял более 2 метров. Вот тут у испанского, а к этому времени уже российского инженера-механика Августина Бетанкура ( кстати, это при его активном участии в 1832г. на Дворцовой площади была установлена Александровская колонна!) и родилась идея вблизи Большого пруда соорудить фонтан .

Августин Хосе Педро де Бетанкур (1758—1824) Августин Хосе Педро де Бетанкур (1758—1824)

Вот тут и вплетается в моё повествование мистицизм, романтизм и тайна. Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой "лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы" . У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным! Возможно это и повлияло на решение императора "увековечить" печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет. Посмотрите, какое сходство!

Немецкая принцесса Луиза Мария Августа Баден-Дурлахская, в православии Елизавета Алексеевна ( 1779 - 1826) Немецкая принцесса Луиза Мария Августа Баден-Дурлахская, в православии Елизавета Алексеевна ( 1779 - 1826)

Идею "усадить" девушку на своеобразный "гром-камень" почерпнули у почившей в бозе бабки Александра I Екатерины II. Помните, как она поставила на "гром-камень" Медный Всадник? Меньше чем за год нашли подходящий гранитный камень, обтесали его до нужных размеров пьедестала и просверлили в нём "водовод".

Придворный скульптор Павел Петрович Соколов (1764 - 1835) изваял самый настоящий шедевр. Присмотритесь! На камне сидит женщина, только что превратившаяся в статую, от которой глаз не отвесть! Она завораживает и не отпускает! А какая поза! Удивляет и то, как Соколов естественно "усадил" свою босоногую красавицу в ниспадающей греческой тунике, на выступ камня, где ей и суждено было отныне "грустить". Как же всё гармонично!

В этом месте позвольте мне ещё чуток подпустить мистицизма и тайн! Греческая туника девушки и греческий профиль императрицы - не намёк ли это? А Перетта то была француженкой! Дааа. есть о чём подумать.

Все работы удалось завершить как раз к лету 1810 года, отметив таким образом 100-летие Царского Села. Но было и одно но. Отлить из бронзы статую удалось только к лету 1816 года. Литьё производили в Санкт-Петербурге в мастерской Императорской Академии художеств. До этого времени на "гром-камне" восседала "девушка" из гипса, которая до сих пор сохранилась и её можно видеть в Русском музее.

1816 год. Картина "Пейзаж у фонтана". Фамилию художника выяснить мне, к сожалению, не удалось. 1816 год. Картина "Пейзаж у фонтана". Фамилию художника выяснить мне, к сожалению, не удалось.

Перед самой оккупацией Пушкина 1941-44 годов, бронзовую статую закопали здесь же в саду, что к великой радости и спасло её. Уже к лету 45-го "Девушка" вернулась на своё историческое место, а фонтан с кувшином запустили в 1947-м. С тех пор, как говорил Александр Сергеевич, и "не зарастает к ней народная тропа"! Справедливости ради надо упомянуть, что в 1990 году оригинальную скульптуру, как особо ценную, перенесли на сохранность в Екатерининский музей, а в парке вот уж почти как 30 лет "сидит" её точная копия.

Чёрно-белое фото сделано в 1944 году, когда скульптура "девушки" была еще зарыта в земле, а глыба утопала в траве да мусоре. Чёрно-белое фото сделано в 1944 году, когда скульптура "девушки" была еще зарыта в земле, а глыба утопала в траве да мусоре.

"Девушка" была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский! Анна Андреевна умудрилась даже "приревновать" деву к Пушкину. Вот какие страсти разыгрывались на этом удивительном месте, позволяющем поэтам выказывать своё восхищение! Прямо второй genio loci!

Я очень люблю возвращаться сюда снова и снова! И каждый новый раз как первый! Главное - не забывайте загадать и потереть ей ножку , и вы обязательно к ней вернётесь! Точно вам говорю!

А вот так 18 апреля при всём честном народе мы "пробуждали" ото сна нашу Царскосельскую Музу.

Репортажи об этом событии дадут телеканалы "Мир" ,"ТВЦ" и я, ваш виртуальный гид по Царскому Селу - Мэри М.

Похожая примета

«Девушку с кувшином» увезли из «Царского Села». Великие князья отправились за ней

03.03.2021 18:14

Скульптура «Девушка» с кувшином» 3 марта покинула музей-заповедник «Царское Село». Со своего исторического места она «сошла» впервые за 30 лет и отправилась в центральный выставочный зал «Манеж», чтобы поучаствовать в выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева».

«На выставку в Манеже, посвященную русской скульптуре, мы отправляем копию знаменитой «Девушки с кувшином» — именно она украшает парк последние тридцать лет. Оригинал, который хранится в фондах, сейчас участвует в другой выставке — передвижном проекте «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла». То есть можно сказать, что обе наши «девушки» разъехались», — пояснила в среду главный хранитель музея-заповедника Татьяна Серпинская.

Фото: Фото: ГМЗ «Царское Село»

Фигура горюющей девушки с кувшином авторства художника Павла Соколова была установлена в парке в 1816 году, в 1990 году отлили её копию. Композиция также известна как фонтан «Молочница» или «Царскосельская статуя». Посетители музея видят крестьянку, которая мечтала заработать на продаже молока, но ненароком разбила кувшин. Годы Великой Отечественной войны оригинальная скульптура провела под землёй, откуда её извлекли только весной 1944 года.

Вместе с «Девушкой» в Манеже выставят и другие вещи из коллекции ГМЗ, из «Царского Села» перевезут бюсты Григория Потёмкина, великих князей Александра и Константина Павловичей, Михаила Ломоносова работы Федота Шубина, бюст великого князя Николая Александровича Александра Опекушина и модель памятника Петру I в Петрозаводске Ивана Шредера. Все предметы вернутся на своё место в мае 2021 года.

Выставочный проект «(Не)подвижность» открывается 20 марта, он должен завершиться к 16 мая 2021 году. Зрители увидят больше 150 скульптурных работ из собраний не только петербургских музеев, но также Государственной Третьяковской галереи, «Царицыно» и других коллекций со всей страны.

Фото: Фото: ГМЗ «Царское Село»

ПОДЕЛИТЬСЯ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Читайте также: