Цирковые приметы и суеверия

Обновлено: 21.11.2024

Цирк - это маленькая вселенная, где всё - игра, но все играют по-честному! В цирке приметы живут столетиями. Так же как и цирковые номера, профессиональные секреты передаются из поколения в поколение. И так к цирковым приметам :

Артисты не любят слова «выступление»: выступает бабка на базаре, а мы — работаем.

Некоторые артисты перед представлением не фотографируются - если сфотографироваться неудачи на работе будут.

Ни один уважающий себя работник цирка(зритель), никогда не сядет спиной к манежу.

Нельзя ни в коем случае переходить дорогу артисту, который готовится выйти на арену. Неважно, стоит ли он перед кулисой или сидит на лошади — перед ним дорогу переходить нельзя.

Ни в коем случае нельзя трогать чужой реквизит.

Семечки в цирке тоже не приветствуются: сборов не будет.

У каждого циркового артиста есть собственные ритуалы, которые помогают избежать излишнего волнения перед выходом на манеж.

Если трюк не получился, его надо повторять до тех пор, пока не получится, иначе его больше никогда не сможешь сделать.

Артистам нельзя желать ни пуха ни пера.

Нельзя считать неполученные деньги. К травме.

Нельзя шить перед представлением — считается, что зашиваешь себе дорогу.

Запрещено спрашивать, когда цирк уезжает на гастроли, еще страшнее — когда возвращается обратно. Разобьешься.

Новую программу обязательно примут на "Ура", если первый билет купит мужчина.

Нельзя поздравлять с премьерой до представления и спрашивать о несчастных случаях.

Пьяный униформист-провал представления

ЧЕРЕЗ ФОРГАНГ ХОДИТЬ ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ .

Никогда не говорится последнее выступление. Правильно говорить крайнее, ну или окончание.

Похожая примета

Людям надо во что то верить и как то объяснять происходящее. По этому люди придумывают приметы. Очень часто приметы действительно являются мерой предосторожности, Простое правило человек это воспринимает, что его можно нарушать, а как примету он соблюдает, хотя бы из интереса. Например такая общеизвестная примета, что нельзя кушать с ножа, а то будешь злым, на самом деле больше предостерегает, ведь действительно можно порезать язык, или губы.
Бывают странные приметы, которые больше напоминают традицию, или просто прикол.

Что забавно, приметы на порядок чаще сбываются у тех людей кто в них верит, и очень редко приметы сбываются у людей которые их не знают.

Свои приметы имеет наверное каждая профессия, особенно это касается опасных профессий, связанных с риском для жизни или здоровья таких как лётчики, врачи, шахтёры.
К довольно суеверным людям относятся и артисты цирка, хотя многие стараются это не показывать, игнорировать и даже доказывать обратное.
Эта статья содержит цирковые приметы которые знаю я, а так же она будет дополняться из Ваших комментариев, или форума, где в одноимённом топике, я надеюсь Вы обсудите эту статью, и добавите свои приметы.

И так, цирковые приметы:


Нельзя сидеть спиной к манежу.
Артисты объясняют это тем, что не правильно сидеть задом к тому месту которое тебя кормит. Ну а для несуеверных есть и другое объяснение. В манеже практически всегда происходит какое то действие, репетиция, установка или снятие аппарата, подвеска, прогон животных, и т. п., и могут быть разные нюансы, по этому в целях безопасности лучше держать это действие в поле зрения, как говорится, что бы не получить хлыстом по спине.

Артистам нельзя в цирке щёлкать семечки — не будет сборов (будет мало зрителей).
Артисту очень важно что бы на представлении было как можно больше зрителей. и не только потому что часто от этого зависит зарплата артиста, но и потому что при полном зале, на много легче и приятнее работать.

Нельзя переходить дорогу артисту перед выходом в манеж — плохо выступит.
На самом деле артист цирка перед выходом разминаясь сосредотачивается, прогоняет в уме номер или сложный трюк, настраивается, входит в роль. За кулисой перед выходом, артист уже одной ногой в манеже, получается пробежавший перед артистом, практически пробегает у него между ног. Дорожка в манеж должна быть свободной.

Нельзя трогать чужой реквизит, особенно перед выступлением — реквизит подведёт на выступлении.
Хоть это считается приметой, но это категорическая примета. Реквизит, это не только половина номера, от него часто зависит здоровье и даже жизнь артиста. Реквизит перед работой тщательно готовится и проверяется в первую очередь артистом, после чего его может трогать только униформист или служащий, который его выносит в манеж.

Нельзя сидеть в костюме — подведёт в работе.
Тут и так всё понятно. Костюм может помяться, может вылезти рубашка, раскрыться секрет фокуса, растегнуться лонжа, и т. п.

Нельзя просто так проходить через центр манежа.
Это прикольная примета. Манеж не любит проходимцев и бездельников. Обычно обходят, но если очень нужно, делают какой то финт, кульбит, прижок, вальсет, и т. п. Эта примета касается только артистов, но не касается тех артистов которые в данный момент репитируют, страхуют, выступают, или делают другие полезные действия.

Нельзя заходить в манеж в уличной обуви.
Думаю и так понятно почему.

Нельзя класть афиши на кровать, диван или стул — не будет зрителей.
Объясняется так: афиша должна работать, и не должна отдыхать. А ещё одну афишу стелят вместо коврика в дом, гостиничный номер, или вагончик и топчут, что бы народ в цирк топтал.

Нельзя говорить слово "последний" (имеется ввиду последний раз, последнее представление и т. п.)
Говорится — ещё раз, заключительное представление. Вообще в цирке много плохих слов не принято говорить, например травмируешься, упадёшь, разобьешься, заменяют на насморк или в этом роде.

Если по дороге на гастроли или представление встретил похороны, будет много зрителей, если встретил свадьбу, наоборот мало людей придёт.
Это не объясняется. Действительно примета.

Если споткнулся на правую ногу перед выходом в манеж провал тебя ждёт, а на левую удача.
Лучше не спотыкаться. Некоторые артисты даже возвращаются, и выходят сначала, это тоже примета.

Похожая примета

Хочу рассказать не о великих традициях цирка, и не об истории русского цирка, а именно об традициях внутри цирка, среди артистов и работников. Это традиции которые особо не афишируються на публику. Они больше известны артистам в цирках бывшего СССР, но соблюдаются до сих пор, и даже, благодаря гастролирующим по миру артистам, распространяются на цирки в других странах.

Большинство из традиций в цирке тесно связаны с суеверием и цирковыми приметами, которые описаны в предыдущей статье. Иногда даже путают приметы и традиции.
Некоторые традиции Вам покажутся странными, другие банальными, но поверьте, они очень важные для артистов, искренние, и до смешного обязательные.

С началом!
Иногда говорят "С премьерой" Так артисты цирка поздравляют друг друга после премьеры в новом городе, сезоне, первого представления гастролей. При этом есть примета, что нельзя поздравлять с началом, пока артист не отработал все свои номера. Т. е. как только артист зашёл за кулисы, можно поздравлять.

Начало (премьера).
Первое представление в новом городе, новом шапито, на новом месте артисты цирка именуют — начало. Такое представление часто называют прогон на зрителях, по этому в зрительном зале сидят много специалистов, артистов не занятых в программе, будущих артистов цирка.
Конечно перед премьерой проходит много репетиций и прогонов, но там можно в любой момент остановиться, повторить трюк сколько нужно, настроить свет, фонограмму, поработать с униформой, подогнать костюм. А начало, это уже чистовик. Здесь всё должно пройти чисто и гладко, без остановок. И все неудобства которые небыли учтены на репетициях нужно перетерпеть, а зритель не должен это заметить. Разумеется все люди занятые в программе немного волнуются. И по этому так искренне воспринимается поздравление "С началом".

С окончанием!
Соответственно, так поздравляют после заключительного представления в городе, сезоне, и. т. п. Соблюдается та же примета что и "С началом". Т. е. поздравлять только после выступления. По сути это поздравление с тем, что гастроли прошли удачно, без неприятностей, и зрители и артисты остались довольны. А впереди очередные гастроли, неизвестные города, новые приключения.

Окончание.
Заключительное представление в городе, или окончание гастролей цирка. Окончание ещё называют зелёнка (Зелёное представление, которое произошло от театральной традиции "капустник"). Инспектор манежа, осветители, музыканты, билетёры, артисты, балет — все работники сдружились, программа отшлифована, самое время проверить профессионализм артистов. На этом представлении артисты делают друг другу шуточные пакости. Конечно это не должно быть заметно для зрителей и ни в коем случае не должно сорвать номер, или подвергать риску здоровье артиста. В этом и суть проверки профессионализма. Артист должен выйти из любого положения. Разумеется деректора цирков не приветствуют данное действие, так как это с одной стороны опасно, всё таки это цирк, с другой стороны в зале сидят такие же зрители как всегда, и они должны видеть качественное представление. Но артисты всё равно на зелёнке тихонько пакостят друг другу.

С выходными!
Выходные как выходные, хочешь развлекайся, хочешь ничего не делай. Разница от других только в том что они начинаются с понедельника, так как в суботу и восресенье обилие представлений. Но в цирке почему то очень любят поздравлять друг друга с выходными. При этом соблюдая ту же примету, — только после того как артист отработал свои номера.
В том что выходной в понедельник, есть свои преимущества и недостатки. Из преимуществ можно отметить то, что большинство людей на работе, а это значит, что больше асвободных мест на водоёмах, пляжах, лесных полянах, а так же кинотеатрах, клубах, меньше очередь в магазинах, и т. п. Из недостатков — то, что большенство развлекательных заведений в понедельник тоже закрыто, и ещё что выходные не совпадают с праздниками и отдыхом нецирковых родственников или друзей.

Замечание партнёру.
Давно не встречал эту забавную традицию, но раньше такое было. Если у артиста что то не так с костюмом, например забыл одеть какую то деталь костюма, или переобуться в концертную обувь, все будут хихикать, но никто не скажет. Иногда могут сказать перед самым выходом, тогда невнимательный артист начинает панически исправлять недостаток. А если не скажут, то так и выступает. Весело!

Если Вы знаете интересные традиции в цирке, в можете написать о них в комментариях, или на форуме, в теме Традиции в цирке.

Напоминаем, что на сайте Моя цирковая семья, каждый из Вас может написать статью, добавить видео, фотографии, писать комментарии, участвовать форумах.

Похожая примета

1. Нельзя сидеть спиной к манежу — это неуважение к труду артистов, этому намоленному пространству, на котором рождаются и умирают.

2. Нельзя входить в манеж в уличной обуви — по той же причине.

3. Нельзя лузгать семечки в цирке и раскрывать зонтики — зрителей может не быть.

4. Нельзя класть афиши на столы, стулья и другие предметы мебели — по той же причине. Лучше всего положить афишу на пол.

5. Нельзя трогать руками чужой реквизит.

6. Нельзя переходить дорогу артисту перед его выходом на манеж — может привести к травме.

7. Нельзя садиться в сценическом костюме — неуважение к зрителям.

8. Не стоит бросать костюм поперек к кровати — можно остаться без контракта на полгода.

9. Перешагнешь барьер манежа — останешься в цирке на всю жизнь.

11. Если пролили на стол спиртное, обмакнуть в него палец и помазать за ушами — на удачу для получения нового контракта.

12. Не этично спрашивать про профессиональные секреты, трюки, оформление номера.

13. Принято здороваться со всеми при каждом выходе в манеж.

14. Нельзя перед выходом в манеж на работу фотографироваться,только после выступления.

15. Нельзя артистам перед выходом говорить: "ну всё, пойду вас смотреть".

16. В цирк нельзя заходить с открытым зонтиком (и в случае с семечками и с зонтом - сборов не будет).

17. Премьера зачастую в пятницу, окончание в воскресенье.

18. Нельзя репетировать после заправки манежа.

19. Нельзя выходить из форганга по центру манежа, если не идете работать; только с правой или левой сторон. (связано с техникой безопасности)

Похожая примета

Напомню, с недавних пор мы с женой устроились на работу в цирк, и не просто в цирк, а в цирк на воде. О том и поведу речь в следующих постах.

(картинка честно стырена из тырнетов)

В отличии от прошлого поста в этом будет много текста и не будет фоток.

Сегодня я расскажу про традиции в цирке. А таковых довольно много. Цирковые (именно так, не циркачи, за такое обращение человек знакомый с этим миром может и в нос словить) вообще народ суеверный. Постараюсь обозначить те, которые свойственны именно тут, ведь то, что лучше говорить не "последний", а "крайний" - это известно всем. =)

Уважение к манежу, наверное, одна из главных традиций. Первое, о чем узнаешь в цирке (ну после того, что за циркача можно и в табло получить) - не сиди спиной к манежу. Манеж - место практически святое. Иногда он не прощает ошибок, но именно здесь наша жизнь, наше творчество, наши победы и беды. Традиция сидеть лицом к манежу носит изначально чисто утилитарный характер - в любой момент от центра в зал во время репетиции может что-нибудь прилететь (булава, отскочивший трос, воздушная гимнастка, пингвин, сапог сторожа, который когда-то сам выступал и свято традиции чтит). Если ты сидишь спиной ты можешь не в ту сторону среагировать на команду "Ап!"(по которой вне работы некоторые цирковые, особенно жонглеры, вжимают голову в плечи и смотрят где и что не так), и получить по чайнику.

Сюда нельзя заходить в уличной обуви. Из форганга (из-за занавеса) нельзя выходить в манеж по центру, если ты не в работе (ну или не в прогоне). В любой момент в закрытый занавес могут что-то понести, можно стукнуться. Нельзя репетировать, когда манеж заправлен к работе. Ну и конечно при входе в манеж необходимо поздороваться со всеми, что, впрочем, исходит скорее из культуры человека в целом. Когда не идет представление в цирке здороваются друг с другом все, даже если не знакомы. В манеж заходят с левой ноги. Считается, что если ты перешагнул барьер - ты в цирке навсегда.

Цифра 13 для цирковых счастливая и именно из-за манежа. Традиционный манеж имеет имеет диаметр 13 метров. Именно этот диаметр, с учетом писты (небольшая насыпь по краю опилочного манежа, либо уклон по кромке резинового, или другого современного покрытия) позволяет лошади бежать как-бы прямо. Кстати, как-то слышал байку, что цирковые лошади скачут только по кругу. Враки. =)

Потомственных цирковых артистов называют "рожденными опилках". Опилки - каноничное покрытие пощади манежа. Если верить старожилам, в последнее время потомственность стала уходить из цирка. Впрочем, это наверное к лучшему, ведь новая кровь всегда облагораживала народы. Между тем летом вместе со многими артистами дети школьного возраста, а дошкольники на манеже во время репетиций круглый год.

Особыми в каждом городе считаются первое и последнее крайнее представление. После первого преставления все сотрудники поздравляют друг-друг "с началом" (иногда "с премьерой"). Во многих коллективах есть традиция на начало устраивать благотворительные акции - приглашать детей-сирот, инвалидов, учеников местных цирковых студий и т.д. Часто приглашенные люди после представления общаются с артистами, иногда пробуют сделать какие-то трюки.

Если кто-то из артистов запустил новый номер, либо вышел в этом коллективе впервые - его поздравляют "с дебютом". Естественно этот день обычно заканчивается небольшим застольем.

Застольем, кстати, небольшим, ведь премьера обычно в пятницу, а в субботу, скорее всего, две "палки", а выход с перегаром на манеж не приветствуется, в большинстве цирков - совсем табу.

Перед выходом на манеж в форганге массовая разминка - кто тянется, кто прыгает, кто молится. Причем некоторые делают это не потому, что так надо, а просто, чтобы сбить мандраж перед началом. Выйти на манеж впервые - страшно, честное слово. Когда уже работаешь - либо не думаешь ни о чем, кроме работы, либо не думаешь вообще ни о чем, действуешь на автомате (спасибо постоянным репетициям), но иногда первый шаг - как в пропасть, особенно в дебюте.

Завершающее преставление в городе называется "зеленым". Во время зеленки допустимо "подколоть" друг-друга. Главное правило - подкол должен быть безопасным и не попортить впечатление зрителю. Директора цирков, по понятным причинам, не приветствуют эту традицию, но она как-то прижилась. Я ассистировал коверному (клоуну) в репризе, где он должен был выпить стакан воды и налил ему водку. Эти глаза надо было видеть. =) Вообще же троллят друг - друг кто во что горазд - могут натереть джазовки (обувь) фастум-гелем, впечатления, говорят, непередаваемые. Пришивают хвосты костюмам, в нашем цирке (напомню, цирк на воде) - сбрасывают со сцены в бассейн, звуковик может подколоть с подложкой (нам как-то раз на эпилоге поставили вместо обычного трека "Прощание Славянки", мы чуть не покатились всей толпой с борта бассейна от беззвучного хохота). и т.д.

Традиционный выходной у цирковых - понедельник. Да, один. Бывает и не бывает. Соответственно в воскресенье все поздравляют друг-друга с долгожданным выходным.

Если на стол у циркового пролилось спиртное - нужно обмакнуть в него палец и помазать за ушами - это на удачу.

В цирке плохая примета открытый зонт и лузгание семечек. Говорят, что зритель не придет.

Для клоунов есть правило не класть костюм поперек кровати, может долго не быть контракта.

Неэтичным считается выспрашивать секреты трюков. Строго запрещено прикасаться к чужому реквизиту без разрешения.

Нельзя класть афиши на мебель, почему-то их место на полу (причин не знаю).

Нельзя выходить в костюме к зрителю, который не видел номера, да и вообще ходить в костюме не особо приветствуется. А еще в новом костюме не работают премьеру.

Еще одна плохая примета - фотографироваться перед работой, но ее, почему-то, не соблюдают. Зато из новых примет - нельзя выкладывать фотографии из цирка до премьеры.

Администраторы почему-то очень не любят вопросов про следующий город, почему - не говорят.

Как-то так. Как обычно чукча не писатель, но если есть вопросы - задавайте, с радостью отвечу)

Читайте также: