Что является характерной приметой онегинской строфы
Обновлено: 13.11.2024
а что - у вас яндекс отменили?
***
В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского» ) типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие) , от «итальянского» («петраркианского» ) сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская) .
Похожая примета
X.
Но что же замышляет Света
С компьютером наедине?
Она в глубины Интернета
Вступает робко в тишине,
И клавиши клавиатуры
Рисуют странные фигуры,
Сплетённые из букв и слов,
Из давних незабытых снов.
И вот она уже в Стихире,
Её неровный юный стих,
Доверчив, трепетен и тих,
Находит место в странном мире,
Там, где поэтов миллион
В стихию строчек погружён.
XI.
Стихи стояли сиротливо,
К ним приходили, но пока
В них оценить красу наива
Не поднялась ничья рука.
Вот, наконец, явилась дама,
Строга, капризна и упряма,
Отметила неровный ритм,
Нашла погрешности у рифм,
Ушла, в слезах оставив Свету.
Потом явился Филимон,
Но, видно, был не в духе он,
Дал ссылку своему куплету,
Спросил: «Вы в платье или без?»
Хихикнул, хмыкнул — и исчез.
XIII.
Она нашла одну старушку,
С ней переписку завела,
Но собеседница простушкой
Ни на мизинец не была:
У девушки стихотворенье
Стянула, как произведенье
Своё, представила на суд…
Всё поняла Светлана тут,
Но — поздно. Такова Стихира.
Решила с горечью она,
Что, может быть, обречена
Быть одинокой в этом мире…
Но вдруг среди чужих людей
Явился незнакомец ей.
Стихи легки и хороши,
Иных гораздо интересней…
Они достигли нежной песней
Глубин больной моей души.
Их музыка в моих ушах
Звучит. У Вас широкий шаг,
Певучий ритм, красивый слог.
Удачи Вам в работе сей!
Творите, пусть поможет Бог!
Вас уважающий Андрей.
XIV.
Как больно нам, когда не понят
Никем душевный наш порыв,
Когда из незнакомых комнат
Несется только негатив!
Ах, сколько горького страданья
Приносит нам непониманье,
И сколько шрамов от обид
На сердце каждого лежит.
Но стоит только ощутить
Тепло душевного участья —
То мы испытываем счастье,
Прекраснейшее, может быть!
И мы тогда поверим вдруг,
Что найден нами лучший друг.
XV.
К нам люди так порой жестоки,
Но счастья мы полны, когда
Поверим, что не одиноки,
Что потускневшая звезда
Над нами снова засияла,
И, словно с самого начала,
Мы начинаем светлый путь.
Он приведёт… куда-нибудь.
И шлюзы словно бы открылись —
У Светы добрые друзья,
Те, без которых жить нельзя,
Пришли. Улыбки поселились,
И кто-то плакал — Боже мой! —
Над строчкой девы молодой.
XVI.
Но кто же был тот самый первый,
Кто пролил дружеский бальзам
Ей на истрёпанные нервы?
Кто он такой, поэт ли сам?
Простим неспешность героине —
С друзьями, счастлива отныне,
Она рецензии строчит.
Быть может, иногда горчит
Её строка неутолённой
Любовью… Но не упрекнём
И, может, только намекнём
Красавице, в фантом влюблённой,
Что человек реальный тот,
Возможно, рядом с ней живёт.
XVII.
Андрей… Признаем, что Светлане
Не подсказало ничего
Забытое цветком в стакане
Простое «имярек» его.
И всё же в глубине сердечной
Оно хранилось, и, конечно,
Она давно б его нашла,
Но… слишком занята была.
Вот наконец она наводит
На имя мышку… тихий звук…
Всё забывает Света вдруг,
Когда к нему она приходит…
Свершилось! С губ слетает стон.
Её герой. Конечно, ОН!
XVIII.
Казалось, встретились случайно,
Но случай — не сама ль судьба?
Его лицо хранило тайну.
Казалось, давняя борьба,
Непозабывшееся горе
В глазах его чернели. Море
Каких-то затаённых дум…
А впрочем, интеллект и ум
На фотографии читались.
Биеньем сердца, дрожью рук
Все горести Андрея вдруг
В душе Светланы отозвались,
И сразу поняла она,
Что в незнакомца влюблена.
XIX.
Читатель, ты смеёшься, верно?
Не веришь, что бывает так:
Ведёт к судьбе закономерно
Наш вроде бы случайный шаг?
Готов ты, милый, к укоризне,
Что неверны мы правде жизни?
Но так устроен этот свет:
Случайностей в помине нет!
Здесь только Тот имеет голос,
Кто правит нами, и, увы,
Без Высшей Воли с головы
Не упадёт у нас и волос.
И всё же, человек, решай
И сам поступки совершай!
XX.
Не сразу девушка решилась
Зайти к нему на огонёк.
Как страшно! Может быть, ошиблась,
Он быть её судьбой не мог…
Читает с робостью Светлана
Стихи его, боясь обмана,
Но так мудры и хороши
Написанные от души
Его волнующие строчки!
Да, это подлинный поэт,
И каждый стих его согрет
Талантом до последней точки.
Светлана это поняла —
Богата чуткостью была.
XXI.
Вот начинается беседа.
Рецензии, дежурный слог…
Но на Стихире без соседа
Не обойдётся диалог.
В наш разговор он слово вставит
И мнение своё добавит,
Но, может, мы не ждём его
И не желаем никого
Мы в нашем разговоре видеть.
Возможно, к нам явился друг,
Но стало мрачно всё вокруг…
Нет-нет, мы никого обидеть
Не собирались… Мы — к тому,
Что третий лишний ни к чему.
XXII.
Светлана первой догадалась
К нему на почту написать.
В своём письме она пыталась
Андрею что-то рассказать
Заветное… Но так смущённо
Рука дрожала, так влюблённо
Стучало сердце, что она
(И в этом не её вина)
От силы написала пару
Каких-то полувнятных фраз,
Что вырываются у нас,
Когда наш лоб горит от жара,
И понимаем мы опять,
Что нам не стоило писать.
Похожая примета
Бегут года, проходит время,
Меняются цари и строй,
Но русских стихотворцев племя
Гордится до сих пор тобой.
Ты наше всё, куда уж больше.
Ты, всех на пьедестале дольше.
Увы, замены нет пока,
Хоть наша Русь и велика.
Другого нет у нас такого;
С подобной широтой души
Нет, не найдёшь, как не ищи.
И в память золотого слова
Строфой онегинской готов,
Представить вам месяцеслов.
ЯНВАРЬ пришёл, начало года.
Гуляет, празднует народ,
Морозцем радует погода,
В снегах леса, на речках лёд.
День прирастает понемногу
И солнце радует подолгу,
Морозный воздух свеж и чист,
И ослепительно лучист.
По льду в хоккей гоняют шайбу,
На горках шум и толкотня,
В снежки играет ребятня…
И тут же вылепили бабу;
Ведро, морковка и метла…
Ещё не скоро до тепла.
ФЕВРАЛЬ идёт, с суровым нравом,
Ему ты лучше не перечь,
И ежели в рассудке здравом,
То натопи пожарче печь,
Да зря по улицам не шастай:
Там грипп сейчас такой ужасный;
А лучше чай с лимоном пей,
Или коньяк,…и не болей.
Но под конец февраль сдаётся,
Сосульки часто с крыш висят,
В прогалах небеса блестят,
Зиме не много остаётся:
Пора пожитки собирать,
Весне дорогу уступать.
МАРТ-месяц полон сил, напора;
Голубоглазый, озорной;
Снега подтачивая споро,
Он лихо борется с зимой.
Сугробы, потемнев, осели,
И злые кончились метели;
На речке ноздреватый лёд,
Вот-вот начнётся ледоход.
Воркуют голуби гортанно,
Растаял снег, бегут ручьи,
Дерутся с криком воробьи;
Они скандалят беспрестанно.
Душа ликует и поёт…
Настал подснежника черёд.
АПРЕЛЬ спешит на смену марту,
Весна лишь набирает ход,
Она идёт, она в азарте;
Хрустально светел небосвод,
Набухли почки на деревьях,
И птицы тянутся с кочевья,
Грачи кричат, латают гнёзда,
Весна пришла уже серьёзно.
На клумбах ранние цветы
Вдруг расцвели, теплом согреты,
Их называют первоцвЕты…
И нет свежее красоты!
Скворец на домике поёт,
Встречая радостно восход.
МАЙ-месяц по садам шагает
И одевает их в цветы,
Каштанов свечи зажигает,
То громом грянет с высоты.
Весь день не молкнет птичье пенье,
Дурманят запахом сирени;
Там, притаившись средь ветвей,
Слух услаждает соловей,
Вводя сердца влюблённих в трепет.
Забыв совсем про белый свет
Они воркуют тет а тет,
Слетает с губ любовный лепет;
Повсюду страсти аромат…
Май приключеньями богат.
ИЮНЬ, летит пух тополиный,
Спешит на речку детвора,
Теперь каникул время длинных
И отдыхают прям с утра.
Кто на футбол, кто на рыбалку,
Тут только проявляй смекалку.
Ну а кому милее лес,
Открытий полный и чудес.
Под ёлкой гриб, похоже – белый;
Да не один а целых три;
А вон клубника, посмотри;
Да ведь она уже поспела!
Такой находке всякий рад.
Десерт отличный для ребят.
ИЮЛЬ, июль, макушка лета.
Уже не радует тепло.
Жара, от ней спасенья нету…
А вот и солнышко зашло.
Нет, не зашло, а скрылось тучей,
Вдруг налетел поток летучий,
Срывает листья, гонит пыль;
Куда девался прежний штиль!
Вот небо молния пронзила
И следом разразился гром;
Пустились кто куда бегом,
Пока стихия не накрыла.
Недолог дождик проливной,
Затих, всё блещет чистотой!
А вот и АВГУСТ наступает,
С ним вместе отпускной сезон,
И всяк свой отдых выбирает,
У каждого есть свой резон.
Кто бросив всё - спешит на дачу,
Забрав с собой кота впридачу;
Готов солить, мариновать:
Добру нельзя же пропадать.
Другой, весь год копивший мани,
Уже спешит в аэтопорт:
С подругой едет на курорт,
Его заморский берег манит.
Да, август – бархатный сезон,
Ну, до чего ж приятен он!
СЕНТЯБРЬ, даёт сигнал детишкам:
В футбол достаточно гонять,
Бери портфель, тетрадки, книжки;
Пора науку постигать.
В садах плоды уже созрели,
Впрок заготовим, что не съели.
Не отстаёт и огород,
С лопатой земледельца ждёт.
Жара спадает постепенно,
Остыло солнце, не печёт,
И на завалинку влечёт
Старушек греться, непременно.
Короче дни, длиннее ночи,
А осень о своём хлопочет.
ОКТЯБРЬ на вахту заступает
И всё меняет на свой вкус,
В палитру жёлтый добавляет;
Наряден стал калины куст;
Сияют грозди как рубины,
Последних астр цветут куртины,
И хризантемы все в цвету…
Люблю я эту красоту!
Луг по утру омыт росою,
А то вдруг иней серебрит,
В лучах алмазами блестит,
Играя радужной искрою.
Плывут неспешно облака…
И день нас радует пока.
НОЯБРЬ уже не столь лояльный,
Заморосит, глядишь, дождём,
И вид не радует печальный;
Нет, мы тепла уже не ждём.
На небе хмуро ходят тучи,
Вот налетает вихрь летучий,
С деревьев обрывает лист
И лихо свищет как флейтист.
На юг кочуют птичьи стаи,
Шлют крик печальный с высоты
На голый лес, поля, кусты,
За горизонтом исчезая.
Земля остыла. Без помех
Принять готова первый снег.
ДЕКАБРЬ. У нас зима внезапна.
Пусть хоть начнётся в феврале,
Мы ведь Россия, а не запад
И варимся в своём котле.
Снега метут, мороз крепчает;
Натопим печь, заварим чаю;
Всё переборет наш народ
И дружно встретит Новый год.
Столы накрыты, звон бокалов,
Ракеты, тосты, суета:
Готовились ведь не с проста,
Закусок и питья немало…
Гуляет, празднует народ,
Пока не встретит Старый год!
ПС
А там опять январь, февраль
И далее, согласно списка,
И канет всё во временнУю даль…
Или вернётся поворотом диска.
Свидетельство о публикации №121021007549 Рецензии
Уважаемый Николай!
Ваш месяцеслов, написанный онегинской строфой, ВЕЛИКОЛЕПЕН!
Похожая примета
"Онегинская строфа" - это, по сути своей, сонет: 14-строчное стихотворение с тремя четверостишиями и завершающим двустишием. Пушкин использовал для формирования своей "Онегинской строфы" различные типы сонетов: и "шекспировский", и "петрарковский", отчего она стала очень сложным поэтическим "организмом". В ней используются несколько видов рифмовки: перекрестный, смежный и опоясывающий. С рифмами дело обстоит еще сложнее.. .
Короче говоря, написать целый роман, используя такую сложную поэтическую технику - уже подвиг!
А пример вот, прямо из Википедии:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. (AbAb - перекрестная рифмовка)
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь! (CCdd - смежная рифмовка)
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство, (EffE gg - опоясывающая рифмовка)
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
(Прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская, и их расположение в "строфе" тоже четко закреплено).
Остальные ответы
В основу строфы положен сонет-14-строчное стихотворение с опред. рифменной схемой.
Онегинская строфа - явление барокко ( линия и число для барокко - такое же высказывание, как и слово; они значимы, идеологичны; кроме того, каждый поступок, каждое высказывание есть ответ на поступок кого-то) :в графику строфы Пушкин заложил проект Витберга храма Спасителя на Воробьевых горах ( ответ поэта на жест архитектора) У Пушкина есть рисунок, геометрический чертеж, который странно совпадает с планом храма ( вид сверху) . Тот же самый чертеж нашел отражение и в строфе. Числа да линии, арабские цифрв и дали композицию онегинской строфе, в которой соединились низ, середина и верх храма: тело, гроб, крест, купол. " Как весело стихи свои вести под цифрами, в порядке, строй за строем", - так писал Писал о работе над романом ( "кружитсяальса вихорь шумный. ")
Читайте также: