Что такое волшебные сказки приметы сказок

Обновлено: 20.09.2024

Поэтические особенности волшебных сказок. Конфликт, идеи, образы данной группы сказок. Подробный анализ любой волшебной сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Сказки живут во всех уголках земного шара, они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой.

Прежде всего в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.

Действие волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время: давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве. Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через медное, серебряное и золотое царства.

Для волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.

Герой волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею, собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её среди многих других девушек, как в чешской сказке "Золотоволоска".

Но наиболее типичный сказочный мотив - героический: отважный, умный и честный юноша, защищая других или отыскивая себе невесту, побеждает дракона, змея, колдуна. Нередко сказка содержит в себе несколько подобных мотивов.

Композиция волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают чудесные помощники - змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка, избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок - и позади него вырастает лес, бросает полотенце - и за ним появляется река. Помогает героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для развития действия в волшебных сказкаххарактерна троичность эпизодов: три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

Для структуры волшебных сказок характерно наличие в них определённых начал, зачинов. Кроме обычного для всех типов сказок начала "жил-был", "жила-была", свойственного славянским сказкам, для русских сказокхарактерны зачины типа: "В некотором царстве, в некотором государстве". В словацких сказках нередко начало: "Близко ли, далеко ли, только было точь-в-точь, как я говорю".

Иногда в волшебные сказки вводятся песенки. «Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Что касается концовок сказок, то они довольно сходны у всех славянских народов. В польских, русских, белорусских,украинских обычно заключение: "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало".

В конце сказок чаще всего говорится о счастье героев, благополучии и богатстве, которых они достигли.

Анализ русской народной сказки Морозко.

Известная нам с детства сказка “Морозко” – русская народная волшебная сказка. Ее причисляют к новогодним, рождественским или просто зимним сказкам. Сюжет сказки “Морозко” – вариация на тему о невинно гонимом положительном герое (падчерица, которому приходит на выручку чудесный помощник (Морозко) и вознаграждает героя за кротость, смирение, доброту и трудолюбие.

Русская сказка “Морозко” входит в состав школьной программы по литературе благодаря своей явной воспитательной, нравоучительной направленности. Основные герои сказки “Морозко” однозначно делятся читателями-детьми на положительных и отрицательных. Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) – легко прочитывается учениками.

Персонажи сказки “Морозко”

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж”в доме мачехи: “Все знают,как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес.Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны,и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

Таким трагическим финалом народная сказка “Морозко” показывает читателю, насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается юным читателем как торжество справедливости.

Любопытно, что сегодня русская сказка “Морозко” вызывает довольно много дискуссий о своем толковании. Сказку упрекают в кровожадности, в утверждении сомнительных идеалов (кротость вместо напористости, акцент на ценности материальных благ). Высказываются предложения оградить современного ребенка от излишней жестокости путем отказа от чтения народных сказок.

Однако не стоит забывать об исторических корнях народной сказки – повествование здесь обусловлено реалиями времени, когда создавалась сказка. Некоторая жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана также целью, преследуемой создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное воздействие.

Сказки хранят многовековую мудрость народа, и задача современных родителей и учителей - не оборвать связь поколений, помочь ребенку в правильном прочтении и восприятии вековой народной мудрости.

Публикации по теме:

Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь.

Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста. "В совместном творчестве рождается сочинение, достойное взрослого сказочника". Обучение.

Некоторые особенности детских сказок Е. Л. Шварца

Некоторые особенности детских сказок Е. Л. Шварца МБДОУ № 74 "Семицветик" г. Смоленск В творческом наследии Е. Л. Шварца достаточно много повестей, рассказов, сказок, стихов, а так же киносценариев.

Осенние поэтические зарисовки Осенние поэтические зарисовки. "Продлись, продлись, очарование!" Ах, эта осень! Красота и непостоянный нрав осенней поры воспеты многими.

Паспорт проекта «Чудесный мир волшебных сказок А. С. Пушкина» Место рождения: ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга Цель проекта: закрепить знания воспитанников о творчестве А. С.

Педагогический проект «В мире волшебных сказок» Целью нашего проекта было приобщить детей дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с русской народной сказкой и.

Поэтические сюрпризы от благодарных родителей

Поэтические сюрпризы от благодарных родителей Доброго времени суток, друзья и коллеги! В своей вчерашней публикации я рассказала, как прошёл один из выпускных праздников в нашем детском.

Работа с родителями «Мир волшебных сказок»

Работа с родителями «Мир волшебных сказок» .

Турнир умников и умниц в 3 классе «По дорогам волшебных сказок» Возрастная группа: старшая, учащиеся 3 класса Тема НОД: «По дорогам волшебных сказок» Образовательные области: речевое развитие, познавательное.

Похожая примета

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Похожая примета

1.Выпишите из текста сказки устойчивые обороты.
2.<<Магические>> числа-обязательная примета волшебной сказки. Постарайтесь найти и зачитать все эпизоды с <<магическими>> числами.
3.Подберите синонимы к словам, употребляемым в сказке: (царь) устарел; (царь) глазами обнищал; конь неезженный; росстань.

Голосование за лучший ответ

да-а-а-а хорошую шмаль табе подкинули

Даниил МарушкоУченик (143) 2 года назад

Всмысле?

1-Обороты в сказке о молодильных яблоках живая вода
буйна головушка
резвы ноги
зелёные луга
русский дух
красно солнышко
красна девица
шелкова трава
родная сторона
белы рученьки
честным пирком
2-«Магические» числа – обязательная примета волшебной сказки. В этой сказке чаще всего повторяется цифра 3 — три брата, три дороги, три Бабы-Яги, три года Иван не был дома, за тридевять земель, в тридесятом царстве… Сказочный герой стоит перед выбором трех путей. Он оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно три? Причем расположены они по возрастающей опасности: « Прямо поедешь – женатым быть, направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь, налево пойдешь коня спасешь, себя потеряешь». Третий путь самый опасный, трудный и главный герой всегда выбирает самый тернистый путь, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.

3-(царь) устарел -состарился
глазами обнищал -ослеп, стал плохо видеть
(конь) неезженый -не приученный к езде, не опытный
росстань -перекрёсток дорог

Похожая примета

Первое знакомство с искусством слова начинается для каждого человека со сказки, независимо от национальности и вероисповедания. И что особенно интересно, так это тот факт, что все народные сказки по своей сути очень похожи! Будь то таджикские или албанские, русские или английские – все они имеют свои особые сказочные приметы. Меняются лишь образы сказочных существ да имена героев, а сущность сказки остаётся прежней.

Начинается почти каждая сказка с зачина: «В некотором царстве… жили – были…» И заканчивается тоже общепринятой концовкой: «А кто слушал – молодец!» либо «И стали они жить – поживать…» Эти особенности (зачин и концовка) и есть – сказочные приметы.

Третьей особенностью является троекратное повторение каких-либо действий. Для этого, наверное, даже детей в основном у героев бывает по трое! И чем бы ни пытались заниматься главные герои, только с третьего раза у них всё выходило так, как нужно. Либо приходиться им решать три задачи, выполнять три желания, встречаться с тремя путниками.

А так как зародилось это искусство сочинительства для детей в стародавние времена, то и получило оно своё отражение в прекрасном народном языке. Попробуйте начать сказку сказывать, и сами собой вплетаются в речь устаревшие слова и идиомы, поговорки и народные эпитеты. Если девица – то обязательно красная, да ещё такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». А уж молодец-то всегда там добрый, и головушка у него такая бедовая да буйная! Вот поэтому и выделяют ещё и такие сказочные приметы в сказке, как специальный сказочный язык, в котором обязательно встречаются устаревшие слова и неделимые словосочетания.

И уж никак не обойтись в сказке без вымысла, волшебства либо олицетворения. То цветы разговаривают, то животные, а то и вовсе ковёр–самолёт по небу летит либо чудо–юдо многоглавое на бой героев вызывает. И вымысел, и борьба добра со злом тоже отмечаются как сказочные приметы. 2 класс обычно прекрасно разбирается во всех этих тонкостях. Определённо, у сказок есть и другие черты, другие приметы и особенности, но для детей семи–восьми лет достаточно выделить эти - основные.

Хотя, конечно, кто-то может поспорить: в современном сказочном мире появилось много таких произведений, в которых сказочные приметы не встречаются! Спорщикам можно ответить так: бывают и такие произведения для детей. Отсутствуют в них зачин и концовка, устаревшие слова и троекратный повтор. И только остались в этих литературных творениях такие сказочные приметы как вымысел. Скорее всего, их можно отнести к фантастическим или сказочным повестям, а не к сказкам в том смысле, который мы имеем в виду, говоря о языковых особенностях этого литературного жанра.

Тем более, что сказки в основе своей принадлежат к коротким произведениям. Ведь сочиняли их во время вечерней работы за прялкой либо вязанием, в одной определённой группе. Завтра уже могли прийти совсем другие люди на посиделки, а вчерашние, напротив, могли не явиться. Поэтому сказы укладывались именно в один вечер. А если говорить о длинных сказочных повестях, например, «Путешествие Нильса с дикими гусями» либо «Карлсон, который живёт на крыше», то эти замечательные и интереснейшие произведения нужно скорее всего отнести к сказочным повестям.

Время бежит вперёд, меняется не только наша жизнь, но и литература. Естественно, что и детские сказки меняют свой стиль, свой облик. Не страшно, если дети это заметят, даже похвально. Возможно, даже стоит подчеркнуть, что в школе, изучая сказочные приметы, мы говорим в основном о народных сказках. Хотя есть и авторские сказки, в которых писатели пытаются сохранить в полном масштабе все сказочные приметы. Но самое главное – это то, что во всех сказках добро обязательно побеждает зло!

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Читайте также: