Часы на колокольне петропавловского собора стали приметой

Обновлено: 13.11.2024

В этом году в Петербурге очередное трехсотлетие: в 1721 году собственным голосом обзавелась колокольня Петропавловского собора. А 20 лет назад, в 2001-м, признанные мастера колокольного дела из Бельгии подарили ей новый карильон. К двум этим праздникам «Фонтанка» расскажет про колокола и колокольни — в мире, в России и в Петербурге.

300 лет звоним: Петербург и колокола

В этом году в Петербурге очередное трехсотлетие: в 1721 году собственным голосом обзавелась колокольня Петропавловского собора. А 20 лет назад, в 2001-м, признанные мастера колокольного дела из Бельгии подарили ей новый карильон. К двум этим праздникам «Фонтанка» расскажет про колокола и колокольни — в мире, в России и в Петербурге.

Похожая примета

Главный часовщик Петербурга Андрей Кудрявцев рассказал "ПД" о тайнах старинных механизмов, бывших свидетелями многих исторических событий из жизни нашего города.

До революции 1917 г. куранты на колокольне Петропавловского собора были главными часами страны. Сегодня это механическое сердце Петербурга, которое бьется в унисон с историей города.

В 1720 г. по указу Петра Великого на соборной колокольне в Петропавловской крепости, ставшей первой в Петербурге часовой башней, были установлены куранты-карильон с 35 колоколами, привезенные царем из Амстердама. Часы отбивали каждые полчаса, а по утрам исполняли различные мелодии, что было для России в новинку.

Пожар 1756 г. уничтожил колокольню и часовой механизм. В 1760 г. новые куранты изготовил и доставил в Петербург знаменитый голландский мастер Баренд Оорт Красс. При этом их сборка была завершена лишь в 1776 г., тогда же установили четыре циферблата диаметром 2 м. Куранты прослужили до 1853 г., когда механизм пришел в негодность. За ремонт главных часов столицы взялись московские мастера братья Бутенопы, ранее создавшие куранты на Спасской башне. Они восстановили ход поврежденных часов Петропавловского собора и частично модернизировали механизм. На циферблатах появились ранее не существовавшие минутные стрелки. Отремонтированные музыкальные куранты до октября 1917 г. исполняли две мелодии: "Коль славен наш Господь в Сионе" и "Боже, царя храни". После революции куранты надолго замолчали. Предпринятая в 1937 г. попытка настроить их на исполнение "Интернационала" не увенчалась успехом. Куранты заиграли вновь только в 1952 г., но на этот раз гимн СССР. Лишь в 2002 г., после 85 ‑ летнего перерыва , с колокольни Петропавловского собора снова зазвучали " Коль славен наш Господь в Сионе " и " Боже , царя храни ". Как рассказал Андрей Кудрявцев , он восстановил музыкальный механизм курантов по сохранившимся в архивах докум ентам.

Еще одна работа мастера – ожившие 12 ноября 2014 г. часы на Думской башне. В ходе реставрационных работ были восстановлены оригинальный привод механизма и система колокольного боя. А недавно Андрею Кудрявцеву удалось закончить реставрацию фасадных башенных часов Нахимовского училища, остановившихся около 40 лет назад.Пока был осуществлен только пробный пуск отремонтированного механизма. Церемония запуска старинных курантов запланирована синхронно с полуденным выстрелом со стен Петропавловской крепости 14 января. Куранты Нахимовского училища – это последнее установленное творение знаменитой на весь мир петербургской часовой фирмы "Фридрих Винтер". Только башенных курантов в Петербурге фирма установила более 60.

Карильон – механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию. В 2001 г. на первом ярусе колокольни Петропавловского собора был установлен карильон из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 т).

"Петербургский дневник": Что может повлиять на правильную работу старинных механизмов?

Андрей Кудрявцев: Прежде всего резкие температурные колебания и повышенная влажность. Все ‑ таки механизм фасадных часов – устройство внушительных размеров с большим количеств ом металлических деталей. Только большой музыкальный барабан курантов Петропавловского собора имеет диаметр 2 м и весит 1,2 тыс. кг. Впрочем, часы могут отстать от бега времени или вовсе остановиться, просто уловив что ‑ то негативное от человека . За свою до лгую жизнь они были свидетелями многих исторических событий и обрели собственный дух, характер. Каждый механизм по ‑ своему уникален .

"Петербургский дневник": Как бы вы охарактеризовали своих подопечных?

Андрей Кудрявцев: Куранты Петропавловского собора, расположенные в самом центре Петербурга, – механическое сердце города. Часы на Думской башне – голос Невского пр., а фасадные часы в Нахимовском училище – символ чести города. Они установлены в здании, где учатся будущие офицеры, наша честь и защита.

"Петербургский дневник": Много ли еще механических часов ждет своего возрождения в Петербурге?

Андрей Кудрявцев: Сложно сказать, последнее время наблюдается тенденция замены сложных механических часов на стилизованные под старину электрические. Они гораздо дешевле и не требуют постоянного обслуживания. При этом уникальные механизмы, установленные в XVIII и XIX вв., в лучшем случае консервируются, а то и вовсе остаются не у дел и безмолвно ржавеют без ухода.

"Петербургский дневник": Как часто вам приходится проверять механизмы?

Андрей Кудрявцев: Больше всего внимания требуют главные часы города. Если заводить их не требуется – сейчас этот процесс контролируют четыре электродвигателя, то следить за точным ходом необходимо практически постоянно. Точность должна быть идеальная, поэтому при подстройке механизма я ориентируюсь на полуденный выстрел со стен Нарышкина бастиона, который происходит ровно в полдень. Часы на Думской башне необходимо заводить вручную не реже раза в неделю. Для этого приходится поднимать на высоту 20 м три гири, вес каждой –160 кг.

Во время реставрации Петропавловского собора в 2003 г. за один день мне пришлось 4 раза подниматься до ангела и 6 раз до часового механизма. Впрочем, при необходимости механизм можно контролировать даже с земли. Малейшую неисправность можно услышать, если внимательно слушать голос часов.

"Петербургский дневник": А какими часами пользуетесь вы?

Андрей Кудрявцев: Никакими. В них нет необходимости, за много лет работы я научился чувствовать время, его бесконечный неумолимый бег.

Похожая примета

Куранты Петропавловского собора

Первые куранты первого деревянного Петропавловского собора были созданы для временной колокольни русским мастером Никифором Архиповым и установлены в 1704 году в верхней её части. Позже, в 1712 году, вокруг деревянного собора был заложен каменный, строительством которого руководил архитектор Доменико Трезини. После путешествия по Европе Пётр I привёз с собой из Голландии другой карильон, который и установили в часах на шпиле Петропавловского собора. Высота собора составляла 112 метров, что было выше колокольни Ивана Великого у Московского Кремля.

Пожар 1756 года уничтожил шпиль и голландские часы. Новые были найдены вновь в Голландии и в 1760 году они были доставлены специальным рейсом на судне в Петербург. Но собрали куранты только в 1776 году, тогда же установили 4 циферблата диаметром по 2 метра.

В 1853 году потребовался ремонт главных часов столицы, за него взялись московские братья Бутенопы, сейчас именно эти часы показывают время и играют мелодии для жителей и гостей Санкт-Петербурга. В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля заменили металлическими. После конструктивных изменений высота шпиля выросла на 10,5 метров. Часы были установлены на своё место, у них также появилась минутная стрелка (до этого четверти часа отбивали колокола).

В 17-18 веках в качестве гимна использовалась церковная мелодия композитора Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Куранты и сейчас исполняют её каждый час. Позже был принят официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни», он также до сих пор исполняется каждые 6 часов.

Всего два раза за свою историю куранты Петропавловского собора останавливались на длительное время — после переворота 1917 года и во время Великой Отечественной войны. В советское время куранты пытались настроить на исполнение «Интернационала», но безуспешно, с 1952 года — они начали исполнять Гимн СССР.

Механизм часов-курантов вместе со всеми шестерёнками, музыкальными барабанами, валами и тросами занимает площадь около 3х3 метров в специальном помещении на высоте 45 метров от уровня земли, в нём всегда поддерживается положительная температура.

В 2001 году в колокольне установили подарок бельгийской провинции Фландрии — 51 колокол на 4 октавы, в дополнение к другим колоколам. Благодаря им с колокольни собора раздаётся уникальный трёхуровневый звон. В 1970-1971 годах Ленинградский филиал государственного института по проектированию театрально-зрелищных предприятий «ГИПРОТЕАТР» выполнял проект реставрации курантов Петропавловского собора по заказу Государственного музея истории Ленинграда, которому было передано здание собора в 1954 году. В настоящее время в Императорском Петропавловском соборе служатся царские панихиды в дни памяти российских государей, проходят постоянные богослужения по согласованию с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.

Как звучат колокола?

Кстати, а что такое трезвон? И почему иногда звон называют малиновым, при чем тут малина вообще?

Начнем с простого: трезвон — это вовсе не звучание всех колоколов разом, как можно было бы подумать из разговорного значения слова. Это вполне определенный тип церковного звона, который имеет мажорную, радостную мелодию, используется по праздникам и создает соответствующее настроение. Для трезвона используют несколько колоколов в три приема.

Благовест — это звон одного колокола, собирающий в церковь на службу. А набат — тревожный бой во все колокола, который оповещает о беде.

Похожая примета

Конечно, гуляющие по Невскому горожане и гости города могут следить за временем по часам на Думе. Издалека видны циферблаты на башне Адмиралтейства. Но все же главными в Петербурге издавна считаются часы-куранты собора Петропавловской крепости. За точностью хода петербургского времени следит хранитель этих часов инженер-механик Андрей Кудрявцев (на снимке). С ним на колокольню собора в канун Нового года и Рождества поднялись корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Часы отрегулированы на века, со времени их капитального ремонта прошло 158 лет, - рассказывает Кудрявцев, уже почти два десятилетия выступающий в качестве хранителя курантов Петропавловского собора. - Однако требуют постоянного ухода: протирки деталей, замены смазки, контроля за точностью хода.

Прежде чем приступить к этой работе, механику надо прошагать 280 ступенек вверх на высоту 47 метров, где установлен массивный шестеренчатый механизм часов. В этот раз вместе с ним поднимаемся и мы. Сама экскурсия по лестницам колокольни тоже очень интересна. На уровне 16 метров располагается чердак собора. Звучит грубовато, но так оно и есть, далее над собором возносится уже шпиль колокольни.

Чердачные помещения собора используются. Именно здесь располагается часть самой большой в Петербурге коллекции колоколов, которой обладает Музей истории города, в ее составе 131 экземпляр. Собиралась коллекция три века - с основания города, строительство которого началось, как известно, с сооружения Петропавловской крепости. Первый карильон - музыкальный механизм для часов с колоколами был завезен в Петропавловку еще во время ее строительства. Позднее отливались колокола для собора и в России, и в других странах. Многие из них до сих пор в коллекции собора.

В самой же колокольне в 2001 году установили подарок бельгийской провинции Фландрии - 51 колокол на четыре октавы. Это в дополнение к другим. И теперь с колокольни Петропавловского собора раздается уникальный трехуровневый звон - как утверждают, такого больше нет нигде в мире. На первых уровнях установлены современные колокола из Фландрии, а выше - русская звонница.

Однако в музыкальном блоке часов задействовано колоколов не так много: 14 имеют привод от большого барабана, который запускает мелодию каждый час, и 9 колоколов - от малого, включающего перезвон в четверти часа.

Механизм часов-курантов со всеми их шестеренками, музыкальными барабанами, валами и тросиками размещен на основании размером 3 на 3 метра и занимает практически все место помещения, отведенного для него в шпиле. Мастеру остается совсем немного пространства для обхода механизма и ухода за часами.

На всех четырех сторонах отлита надпись: «Часы переделаны в 1858 году братьями Бутеноп в Москве». А первые часы-куранты появились еще на деревянной Петропавловской церкви, построенной в 1703 - 1704 годах. Однако, когда архитектор Доменико Трезини стал возводить собор, царь Петр после путешествия по Европе привез из Голландии другой карильон, который и установили в часах на шпиле собора. Но в 1756 году деревянный шпиль сгорел, а вместе с ним и петровские часы. Тогда императрица Елизавета Петровна распорядилась заказать новые, граф Головкин нашел мастера опять же в Голландии. В августе 1760 года часы специальным рейсом были доставлены на судне в Петербург, однако колокольню тогда еще не восстановили. Часы долго пролежали в специально для них построенном домике на территории крепости, установили их на шпиль собора спустя несколько десятилетий. Но именно эти часы, с переделкой братьями Бутеноп, сейчас показывают время и проигрывают мелодии.

Капитальный ремонт часов в 1857 году затеяли в связи с заменой деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический. В октябре 1858 года часы установили на свое место. Кстати, только тогда у них появилась минутная стрелка, до этого была только часовая, а четверти часа отбивали колокола.

- Тогда люди не спешили и за минутами не следили, - объясняет Андрей Кудрявцев. - А куда спешить? Тик-так, тик-так - вот она, вечность.

Как будто в ответ мастеру в часах закрутился малый музыкальный барабан и над Петропавловской крепостью раздался четвертной перезвон.

В музыкальной шкатулке часов заложено несколько мелодий. Кроме четвертных перезвонов каждый час куранты исполняют церковную мелодию композитора Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».

Произведение использовали в XVII - XVIII веках в качестве гимна до принятия официального «Боже, царя храни». Но официальный гимн царской России тоже не забыли, его проигрывают каждые шесть часов.

В советское время часы переучили на исполнение Интернационала, а с 1952-го - Гимна Советского Союза. Для этого часть колоколов подвергли механической обработке, чтобы они брали нужную ноту. Правда, те, кто помнит, знают, что часы все равно сильно фальшивили. В 1989 году мелодии отключили, отбивались только часовые интервалы и звучали четвертные перезвоны. В начале 2000-х инструмент настроили на дореволюционные мелодии.

Впрочем, в часовом механизме менялась не только музыкальная программа. В 1947 году четыре круглые старинные гири (самая большая весом полтонны), задающие движение шестеренкам, как в бабушкиных ходиках, заменили на более легкие - «квадратные». Для долговечности механизма: чем больше вес, тем сильнее износ шестеренок. Старые гири хранятся там же, где коллекция колоколов, - на чердаке собора.

А точность хода задает маятник. По сравнению со стрелками на циферблате (минутная, например, полтора метра) маятник гораздо меньше, не более метра. И амплитуда его «тиканья» невелика, всего три десятка сантиметров.

- Чем больше амплитуда, тем меньше точность хода часов, - поясняет Кудрявцев.

Точность хода периодически сверяют, если есть необходимость, механизм регулируют с помощью совсем маленького латунного циферблата с диаметром 30 см, установленного на станине часов. Заданный ход от маятника передается с помощью шестеренок на валы, которые в свою очередь передают движение стрелкам на циферблатах, установленных на всех четырех сторонах шпиля. Вот эти циферблаты не маленькие, их диаметр 2,2 метра.

Конечно, уход за старинными часами работа непростая, тем более что производится он без их остановки. Казалось бы, проще установить электронные.

- Электронные - они же не живые, - утверждает механик Андрей Кудрявцев. - Одно время на здании Думы были запущены электронные часы. Но потом владельцы здания обратились ко мне с просьбой запустить старинные, гиревые, сказали, что весь механизм сохранен. Я посмотрел и сообщил, что это невозможно, так как шахты для гирь уже заполнены инженерными сетями. С тем и ушел. Через какое-то время новый звонок: мы шахты освободили. И теперь на Думе показывают время тоже настоящие механические часы.

. Перед уходом бросаем прощальный взгляд на часовой механизм: маятник тикает, шестеренки перебирают своими зубцами и зубчиками, на несколько метров вниз уходят цепи с гирями, музыкальные барабаны вращаются, готовясь в очередной раз задать мелодию колоколам. Часы действительно живые.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Колокола и их история

Первобытным людям надо было как-то подавать сигналы и отгонять злые силы, которыми их воображение населяло окружающую действительность (особенно по ночам). И как нельзя лучше для этого подходил чистый и далеко разносящийся звон. Так что первые колокола начали делать в глубочайшей древности: сначала из глины, потом перешли на бронзу и другие сплавы.

Первые из сохранившихся были найдены в Китае и датируются XXIII—XVII век до н. э. Самый ранний колокол из более близких к нам земель был сделан в Ассирии в IX веке до н.э.

Вам кажется, что это неотъемлемая часть христианской церкви? Оказывается, когда эта религия только зарождалась, ее адепты считали: колокола — наследие темных и неправедных времен. Однако, как и многие «пережитки» язычества — праздники, верования и другие основы прежней жизни, — колокола очень скоро «вписались» в церковный быт и уже к Средним векам стали «голосом церкви».

Первые сохранившиеся сведения о колоколах на Руси датируются XI – XII веками нашей эры. В Новгороде, судя по летописи, полоцкий князь Всеслав снял их с Софийского собора — значит, перед этим их туда повесили, логично? В 1106 г. преподобный Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, услышал в нём «великий звон» и оставил об этом запись. Есть упоминания и о колоколах в других городах Руси: Киеве, Владимире, Полоцке.

Колокола не только созывали на церковную службу, но и служили универсальным методом оповещения: об опасности (пожаре, нападении), о народном сборе — вече, о важных указах князей, о чествовании героев.

В XV веке российское колокольное производство начало стремительно развиваться, а толчком для этого стал приезд к нам итальянского мастера Аристотель Фиораванти. До XVI века секретами мастерства в основном владели итальянцы и немцы, а наши были у них на подхвате. Однако позднее, разумеется, в России выросли собственные таланты.

Российские колокола известны во всем мире:


Царь-колокол — создан в 1735 г, весит 208 тонн (никогда не звонил)

Царь в Троице-Сергиевой Лавре — 1748 г, 64 тонны (уничтожен в 1930 г.);

Один из его предшественников — 1654 год, около 130 тонн (слышен был на 7 вёрст);

Годуновский колокол — 1600 год, около 35 тонн

Успенский на колокольне Ивана Великого — 1819 г., 64 тонны;

Ревун колокольни Ивана Великого — 1622 г., 19 тонн.

После революции некоторое время колокола еще отливали на частных заводах, но в 1930-е годы производство окончательно прекратилось. Многие уже существующие, в том числе ценные с точки зрения истории и искусства, уничтожили, а металл использовали для нужд промышленности.

В 1990-е годы и производство, и звонарное дело постепенно начали восстанавливаться практически с нуля. И теперь все чаще с колоколен слышится переливчатый трезвон.

Читайте также: