Церковное новолетие 2020 приметы

Обновлено: 21.09.2024

В церковном календаре есть праздник новолетия — то есть начала нового года. Только вот дата у него непривычная даже для людей, которые отмечают Новый год по два раза, — 14 сентября. Вешаем гирлянду на березу, готовим оливье из репы.

Похожая примета

1 сен­тября (14 сен­тября по новому стилю) Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью празд­ну­ется цер­ков­ное ново­ле­тие (начало цер­ков­ного года), назы­ва­е­мое также Нача­лом индикта.

В VI в., в цар­ство­ва­ние Юсти­ни­ана I (527–565), в хри­сти­ан­ской Церкви вво­дится кален­дар­ное счис­ле­ние по индик­там или индик­ти­о­нам (от лат. indictio – объ­яв­ле­ние), 15-летним пери­о­дам нало­же­ния дани. Под indictio в Рим­ской импе­рии пони­ма­лось обо­зна­че­ние цифры пода­тей, кото­рые сле­до­вало собрать в данном году. Таким обра­зом, финан­со­вый год в импе­рии начи­нался «ука­за­нием» (indictio) импе­ра­тора, сколько нужно собрать пода­тей, при этом каждые 15 лет про­из­во­ди­лась пере­оценка имений (по мнению В. В. Боло­това индик­ти­оны имели еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние). Офи­ци­аль­ное визан­тий­ское счис­ле­ние, так назы­ва­е­мые индик­ти­оны Кон­стан­тина Вели­кого или Кон­стан­ти­но­поль­ское счис­ле­ние, начи­на­лось с 1 сен­тября 312 г.

В Визан­тии цер­ков­ный год не всегда начи­нался с 1 сен­тября – и на латин­ском Западе, и на Востоке было хорошо известно мар­тов­ское лето­счис­ле­ние (когда нача­лом года счи­та­ется 1 марта или 25 марта (дата празд­ника Бла­го­ве­ще­ния)). В целом, тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние ново­ле­тия 1 сен­тября можно счи­тать позд­не­ви­зан­тий­ским явле­нием.

В этот день Цер­ковь вспо­ми­нает, как Гос­подь Иисус Хри­стос прочел в сина­гоге в г. Наза­рет про­ро­че­ство Исаии ( Ис. 61:1–2 ) о наступ­ле­нии лета бла­го­при­ят­ного ( Лк. 4:16–22 ). В этом чтении Гос­пода визан­тийцы видели Его ука­за­ние на празд­но­ва­ние дня нового года; Пре­да­ние свя­зы­вает само это собы­тие с днем 1 сен­тября. В Мено­ло­гии Васи­лия II (X в.) гово­рится: «С этого вре­мени Он даро­вал нам хри­сти­а­нам этот святой празд­ник» (PG. 117. Col. 21 ). И доныне в Пра­во­слав­ной Церкви 1 сен­тября за литур­гией чита­ется именно это еван­гель­ское зачало о про­по­веди Спа­си­теля.

То же Еван­ге­лие чита­лось Пат­ри­ар­хом и в особом чине лето­про­вод­ства – празд­нич­ной службе, совер­шав­шейся 1 сен­тября. Зна­ме­на­тельно, что Еван­ге­лие читал сам Пат­ри­арх – в прак­тике Кон­стан­ти­но­поль­ской Церкви в позд­не­ви­зан­тий­ское время Пат­ри­арх сам читал Еван­ге­лие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Вели­кой пят­ницы (первое из 12 Страст­ных Еван­ге­лий) и на литур­гии и вечерне пер­вого дня Пасхи.

Согласно Типи­кону Вели­кой церкви и визан­тий­ским слу­жеб­ным Еван­ге­лиям, чин лето­про­вод­ства имеет сле­ду­ю­щий поря­док: после утрени архи­ерей с про­цес­сией под пение «боль­шого» Три­свя­того исхо­дит на город­скую пло­щадь. Когда про­цес­сия достиг­нет пло­щади, диакон воз­гла­шает екте­нию, и поются 3 анти­фона. После анти­фо­нов архи­ерей про­из­но­сит воз­глас, бла­го­слов­ляет трижды народ и садится на седа­лище. Далее сле­дуют про­ки­мен и Апо­стол; по Апо­столе архи­ерей, бла­го­сло­вив трижды народ, начи­нает чтение Еван­ге­лия. Затем про­из­но­сятся литий­ные про­ше­ния; по окон­ча­нии про­ше­ний и гла­во­пре­клон­ной молитвы певцы начи­нают петь тро­парь 2 гласа: Всея твари Соде­телю…, и про­цес­сия идет в храм для совер­ше­ния Боже­ствен­ной литур­гии.

На Руси по при­ня­тии хри­сти­ан­ства граж­дан­ский год вплоть до XV в. начи­нался с марта. С 1 марта вели начало года все древ­ние рус­ские лето­писцы, вклю­чая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. нача­лом граж­дан­ского года офи­ци­ально ста­но­вится 1 сен­тября, име­ются сви­де­тель­ства о совер­ше­нии на Руси 1 сен­тября чина лето­про­вод­ства не только в конце XIV в. (Треб­ники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV – нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056 , XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упо­ми­на­ется в Вопро­со­от­ве­тах епи­скопа Фео­гно­ста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, анти­фо­нов, чтения паре­мий, Апо­стола, Еван­ге­лия и про­из­не­се­ния молитв. Рус­ские редак­ции XVII в. чина лето­про­вод­ства 1 сен­тября содер­жатся в Мос­ков­ском Потреб­нике мир­ском 1639 г., в Мос­ков­ском Потреб­нике 1651 г., в Треб­нике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напе­ча­тан­ном без обо­зна­че­ния года сбор­нике цер­ков­ных чинов (Николь­ский К., прот. О служ­бах Рус­ской Церкви, бывших в преж­них печат­ных бого­слу­жеб­ных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печат­ным мос­ков­ским чинам и нов­го­род­ский чин, содер­жа­щийся в руко­пис­ном сбор­нике первой чет­верти XVII в.

Отме­тим инте­рес­ные осо­бен­но­сти, содер­жа­щи­еся в мос­ков­ском и нов­го­род­ском чинах (подроб­нее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паре­мий про­то­поп совер­шал чин водо­освя­ще­ния до момента погру­же­ния креста. Затем, после чтения Еван­ге­лия, свя­ти­тель погру­жал крест в воду при пении тро­паря: Спаси, Гос­поди, люди Твоя… и омывал иконы губой, омо­чен­ной в освя­щен­ной воде, после чего чита­лись молитва Пат­ри­арха Фило­фея Кон­стан­ти­но­поль­ского: Вла­дыко Гос­поди Боже наш… и гла­во­пре­клон­ная молитва. В мос­ков­ском печат­ном чине опи­сы­ва­ется, кроме того, обряд при­ше­ствия царя к дей­ству (в Москве чин совер­шался на собор­ной пло­щади Мос­ков­ского Кремля, и царь чаще всего при­бы­вал туда уже после при­хода Пат­ри­арха с крест­ным ходом, но иногда мог при­хо­дить и вместе с ним), его встречи и поздра­ви­тель­ной речи к нему Пат­ри­арха. В Нов­го­роде слу­жа­щий свя­ти­тель обра­щался с поздрав­ле­нием к вое­во­дам и народу с про­из­не­се­нием «титла» о цар­ском мно­го­лет­нем здра­вии.

Киев­ский чин отли­чался от мос­ков­ского и нов­го­род­ского. В нем не ука­заны крест­ный ход на пло­щадь, водо­освя­ще­ние и омо­ве­ния икон. Чтение Еван­ге­лия совер­ша­лось в храме, не было паре­мий и Апо­стола. Лития совер­ша­лась пред храмом: сна­чала дважды обхо­дили храм с крест­ным ходом при пении стихир, в третье обхож­де­ние оста­нав­ли­ва­лись пред каждой сто­ро­ной храма, и диакон про­из­но­сил екте­нию; перед запад­ной сто­ро­ной свя­ти­тель читал молитву. Обряд поздрав­ле­ния также не указан в киев­ском чине.

Пре­кра­ще­ние совер­ше­ния чина лето­про­вод­ства свя­зано с изда­нием Петром I указа о пере­носе начала граж­дан­ского нового года на 1 января. В послед­ний раз чин был совер­шен 1 сен­тября 1699 г. в при­сут­ствии Петра, кото­рый, сидя на уста­нов­лен­ном на крем­лев­ской собор­ной пло­щади пре­столе в цар­ской одежде, при­ни­мал от Пат­ри­арха бла­го­сло­ве­ние и поздрав­лял народ с новым годом. 1 января 1700 г. цер­ков­ное тор­же­ство огра­ни­чи­лось молеб­ном после литур­гии, чин же лето­про­вод­ства не совер­шался.

С тех времен празд­но­ва­ние цер­ков­ного ново­ле­тия 1 сен­тября не совер­ша­ется с былой тор­же­ствен­но­стью, хотя Типи­кон доныне пола­гает этот день малым Гос­под­ским празд­ни­ком «Начала индикта, сиречь новаго лета», соеди­нен­ным с празд­нич­ной служ­бой в честь прп. Симеона Столп­ника, память кото­рого выпа­дает на эту же дату.

Что такое новолетие?

Новолетие — церковный праздник, который отмечается 14 сентября по новому стилю (1 сентября — по старому). С этого дня начинается новый календарный церковный год, а в самый день служится особый молебен.

Почему новолетие празднуется 14 сентября?

Если коротко — так сложилось исторически. Если не коротко — 1 сентября было началом нового налогового года (индикта), который стал также и календарным в Византии. Эту дату установил император-христианин Константин Великий. Церковь переняла эту традицию, составив специальные молитвы с просьбой благословить наступающий год.

Похожая примета

Начало инди́кту, си́речь новому лету. 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7530 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Индикт нового лета. Икона XVI–XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

А как византийский Новый год попал к нам?

Вместе с православием. На Руси новый год начинался 1 марта, но после церковного Собора в 1492 году календарный и церковный год стали начинаться 1 сентября. После реформ Петра I Новый год перенесли на 1 января (по старому стилю), а с 1918 года — на 1 января по новому (как сейчас). С тех пор новолетие так и осталось исключительно церковным праздником.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя — ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия:

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст:

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 3.

В вышних живыи Христе Царю, всем видимым и невидимым, Творче и Зиждителю, иже дние и нощи, времена и лета сотворивыи, благослови ныне венец лету, соблюди и сохрани в мире страну нашу, и град и люди Твоя Многомилостиве.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).

Новолетие

По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Похожая примета

Сейчас в народе начало Новолетия - это забытый праздник. Хотя отклики о нем еще остались.

Принято начинать новый учебный год 1 сентября.

Что же такое Индикт и Новолетие, как готовиться и как проводить эти дни.

Новоле́тие — праздник в Православной церкви, совершаемый 1 сентября по старому стилю (14 сентября - по-новому стилю).

Этот праздник посвящен наступлению Нового года или, как говорят,

Нового лета от Сотворения мира в богослужебном церковном календаре.

В этот день в храмах проходят богослужения, молебны на Новый год.

В этот день все православные христиане просят Бога о даровании благословения на новый, начавшийся год.

Почему в Православной церкви Новый год начинается 1 сентября по старому стилю (14 сентября - по новому)7

Обратимся к истории возникновения этого праздника.

Да, мы с вами уже празднуем Новый год 1 января и потом еще раз 14 января. Люди западного мира никак не могут понять нас русских, как это - праздновать "старый Новый год".

А все это случилось потому, что Петр 1 решил "прорубить окно в Европу", приблизить нашу страну к Западной цивилизации. Все своё, зачастую, рубилось на корню. Многие вековые традиции стали ненужными.

Так произошло и с Новым годом. Хотя до 1700 года, Новолетие было и государственным праздником.

Окунемся еще глубже в историю.

Индикт связан с Римской империей.

Еще во времена Римской империи был установлен временной период сбора податей. По окончании этого периода (индикта) собиралась подать.

От воли императора, индикт мог быть разный по времени.

В 537 году император Юстиниан 1 издал указ и ввел единообразие в летоисчислении. Согласно этому указу Новый год повсюду должен был начинаться 1 сентября.

Новый индикт - это новое лето. По славянски ""Новолетие", а по- русски "Новый год".

В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие, которое было 1 сентября, приняли в церковный календарь. Этот день превратился в церковный праздник.

В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший Новый год.

После Крещения Руси, этот праздник стал православным и 1 сентября начинался Церковный календарь.

В летописях же и в иных государственных документах годовое гражданское летоисчисление на Руси велось, следуя римскому календарю, с 1 марта.

С 7000 года от сотворения мира, и государственный, и Церковный Новый год стали начинаться сентября.

И уже при Петре 1, с 1700 года от Рождества Христова в нашей стране Новый год начали праздновать с 1 января.

По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали.

Но церковное Новолетие не исчезло. Все богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными.

Что такое церковный год?

Это цикличная (повторяющаяся из года в год) система постов, праздников и дней памяти святых. На ее основе строится богослужебная жизнь Церкви. Годовой богослужебный круг состоит из двух типов праздников: неподвижных и подвижных (подробнее читайте об этом здесь). При этом церковный календарь устроен так, что первый большой праздник в церковном году — Рождество Богородицы, а последний — ее Успение. Так Церковь символически обозначает в начале года первый этап Боговоплощения, а в конце года вспоминает переход Пресвятой Богородицы в жизнь вечную.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Еще полезное чтение:
Библиотека Русской веры
Поучение на начало индикта. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.

Преподобный Симеон Столпник с житием в 22 клеймах. Углич, 2-я половина XVII века

Читайте также: