Бюст при жизни плохая примета

Обновлено: 17.05.2024

7карат

Вопрос и ответ

Допустим, сложившиеся народные традиции действительно следует соблюдать. Но стоит ли уделять внимание действиям «колдующих»?

В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.

А есть ли приметы, связанные с появлением ворона на кладбище?

Да, примет, имеющих отношение к похоронам, настолько много, что уместить их в одной статье практически невозможно. Ворон, прилетевший на кладбище во время похорон, как считается, пророчит новую смерть и следующие похороны. Если же этой птицы не видно, но слышится характерное карканье, это предвещает скорую финансовую прибыль.

Можно ли найти объяснение для запрета оставлять умершего в одиночестве?

Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.

Эзотерические суждения о способности покойных забирать с собой живущих

Сторонники мистического взгляда на мир, знатоки магических обрядов в большинстве своем полагают, что сам покойный не может увести кого-либо с собой. Для этого нужна «помощь» со стороны живых, оказанная случайно, по незнанию или намеренно, с конкретной целью. К числу таких «помогающих» действий относятся, например, незакрытые зеркала в доме покойного, вещи живых людей, уложенные в гроб, и, наоборот, вещи покойного, которые носят живые.

Сторонники течения «Нью Эйдж», в противовес всем и всяким смертоносным мистическим воздействиям утверждают, что, пока у живущего человека сохраняется потенциал для крупных свершений, никакая сила не уведёт его в мир иной до положенного срока.

Погребальные приметы, которым уже не следуют

Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.

Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.

Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.

Неоднозначные приметы

Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.

Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.

Магические действия на похоронах

Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:

  • полежать на том месте, где скончался человек;
  • раздобыть простынь, на которой лежал умерший;
  • завладеть завязками с рук и ног усопшего;
  • сколоть иголками губы покойного, а потом забрать их незаметно;
  • подменить личные вещи умершего;
  • пересыпать себе зерно из стакана-подсвечника;
  • унести воду или мыло после омовения тела покойного;
  • выйти спиной вперед вслед за гробом;
  • вязать узлы на тряпках, стоя возле гроба с усопшим;
  • собрать землю с могилы;
  • обсыпать солью кого-либо из присутствующих;
  • вложить в гроб чужие вещи;
  • закопать вещи или предметы в могилу;
  • унести воду, по обычаю оставленную в доме умершего на подоконнике и т.п.

Всё это предпринимается с тем, чтобы связать с покойным живых людей, обрекая их на болезни и смерть. Поэтому к посторонним на похоронах надо относиться внимательнее, не допускать к гробу незнакомцев, сразу же пресекать разного рода манипуляции, попытки что-либо похитить или вложить в гроб.

Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.

Пустая блажь или мудрая предусмотрительность, нисходящая к истокам народной культуры?

У старых людей всегда было заведено заранее собрать погребальный узелок со всем необходимым да накопить денег «на смерть». В деревне Ивановского района, где росла моя мама, жила бабулька, как считали односельчане, немножко с причудами. Время от времени она доставала из сундука приготовленный в последний путь узел, наряжалась во все новенькое и укладывалась в гроб, который стоял на чердаке дома. При этом спрашивала свою внучку и ее друзей-одногодков: «Ну как я буду выглядеть?» «Тогда нам, малым, жутковато было, — признавалась мама. — Но теперь-то я ее понимаю».

Если отбросить предрассудки, можно не осуждать и нынешнюю моду в Израиле — там лучшим подарком на день рождения человеку все чаще становится богатый памятник, заранее приготовленный и установленный на дорогом участке престижного кладбища. Сегодня на любом из действующих кладбищ Израиля легко обнаружить множество фешенебельных мраморных и гранитных стел, на которых порой даже высечен портрет, но присутствует только одна дата — дата рождения, вторая пока не проставлена. По существующей статистике, более 60% надгробий там заказывают для живых людей.

К слову, есть информация, что в самом дорогом некрополе мира – на древнем еврейском кладбище в Иерусалиме – имеет бронь и примадонна российской эстрады Алла Пугачева. Впрочем, это обстоятельство певица никак не комментирует. Зато по другим данным, для последнего пристанища она выкупила себе место рядом с мамой на Кузьминском кладбище Москвы.

Впрочем, речь не о причудах богатеньких, которые завещают похоронить себя в фешенебельном гробу с музыкальным устройством, а собственные поминки превратить в веселую вечеринку. Позаботиться о своем будущем – это нормальная практика.

Как известно, законодательством РБ о погребении и похоронном деле на эти цели предусмотрено социальное пособие в размере средней месячной зарплаты по республике. В эту сумму вполне укладываются социальные расценки действующего уже 70 лет на рынке ритуальных услуг КУП «Брестское спецпредприятие» на гроб, крест, венок с ленточками, автокатафалк и копку могилы – государство гарантирует полный контролируемый им пакет. Вот только памятник.

Одинокая брестчанка, еще полная сил женщина, совсем не собиралась уходить в мир иной – поэтому и квартиру в центре города, и банковский счет никому не стала отписывать. После ее кончины все нажитое перешло государству. А вот установить надгробие – оказалось, что и некому, и не на что. Походив по инстанциям и получив от ворот поворот, знакомые и соседи сами собрали деньги и заказали скромный памятник — чтобы по могиле не топтались.

Даже при нашем, основанном на уважении к памяти усопших, менталитете иной раз случается не только под хорошую закусочку в шумной компании распивать на кладбище горькую до состояния приподнятости настроения. Одна знакомая, вернувшись с экскурсии в Туров к растущему из земли на территории обычного кладбища каменному чудо-кресту, рассказывала: идти к нему было просто стыдно – могилы, что без оград и памятников, наполовину стоптаны страждущими паломниками. Так что не зря пекутся люди о себе наперед и ставят на еще не вырытых могилах надгробия.

А вот мнение иерея Павла Юрчени, председателя миссионерского отдела Брестской епархии, клирика Свято-Симеоновского кафедрального собора Бреста:

Действительно, в наше время на кладбищах появляется все больше памятников, на которых написаны имена с открытой датой смерти, а также часто встречаются и фотографии людей, находящихся еще при жизни. Многим это кажется странным – зачем заранее готовиться к смерти и наводить на себя подобные мысли? Кому-то, наверное, неприятно даже об этом думать. Тем не менее, однозначно осудить действия таких людей не так просто. Можно ведь сказать, что раньше довольно часто делали себе гробы еще при жизни, а также строили семейные склепы на перспективу. Одинокие люди, зная, что после их смерти некому будет позаботиться об их могиле, часто сами заранее заказывают себе памятники и надгробия. Однако важно осознавать, что кладбище является местом захоронения усопших людей. Именно для этого оно предназначено. Не совсем правильно помещать на памятник имя и изображение живого человека. Он ведь пока находится в обществе живых, а не усопших. Нужно делать все своевременно.


В толковом словаре русского языка слово «надгробие» трактуется как «сооружение на могиле для увековечения памяти умершего». Создать памятник на месте последнего пристанища человека — это лишь один шаг на пути увековечения памяти о нем. Здесь и сейчас каждому из нас прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы с малых лет растить в своих детях ответственность за родного человека и чувство долга перед ним, чтобы наши внуки приходили на могилы своих прадедов и знали о них больше, чем даты рождения и смерти. Тогда, наверное, перестанут зарастать бурьяном и скромные холмики, и гранитные стелы. И на земле, и в памяти.

of your page -->

Похожая примета

Кто и зачем ставит себе памятники при жизни

Анастасия Гнединская

Каждый год предприниматель из Шатуры Александр Еремеев приезжает на небольшое кладбище в деревне Лузгарино. Здесь могилы его родителей, бабушки. А с недавних пор — и его собственная. Год назад бизнесмен изготовил и установил себе надгробие. «Чтобы у детей потом голова об этом не болела». Памятники с открытой датой смерти есть почти на всех кладбищах — стоит только присмотреться. Чаще всего их заказывают одинокие люди, которых просто некому хоронить. Но есть и те, кто заранее хочет увидеть, как они будут выглядеть на гранитной плите, или подобрать достойную эпитафию.

«Владелец гранитной мастерской отговаривал»

«Еремеев Александр Степанович» — указано на черной гранитной плите. С нее нам улыбается седовласый мужчина с букетом. Рядом стоит сам Александр Степанович — тоже улыбается. На свою «могилу» он приезжает регулярно. Говорит, что даже цветы приносит.

Для своей гранитной плиты Александр Еремеев выбрал жизнерадостное фото

Для своей гранитной плиты Александр Еремеев выбрал жизнерадостное фото © Фото : из личного архива Александра Еремеева

Александра Степановича в подмосковной Шатуре знают многие: он возглавляет местную фирму по подключению кабельного телевидения. В городе о нем отзываются как о «большом оригинале». Но такого не ожидал никто.

«Почему все так удивляются? — недоумевает бизнесмен. — Фараоны вон себе гробницы еще в молодости начинали возводить. И ни у кого это вопросов не вызывало. Я человек неверующий, несуеверный. В том, чтобы позаботиться о себе заранее, не вижу ничего предосудительного».

Александр Еремеев

Александр Еремеев © Фото : из личного архива Александра Еремеева

Год назад Александр Степанович приводил в порядок семейное захоронение в деревне Лузгарино Шатурского района: поднял покосившиеся плиты, залил бетоном, заказал гранитный колумбарий. А заодно решил и себе поставить памятник: «Чтобы вся семья лежала в одном месте, а захоронение было единым ансамблем».

Фото выбирал по принципу «чем веселее, тем лучше». В итоге остановился на том, где он держит огромный букет гладиолусов. «Придут ко мне родственники — а я их встречаю с улыбкой. И с букетом цветов», — моделирует будущее бизнесмен.

Эпитафия родилась за рюмкой коньяка. «Сидели с ребятами, выпивали. Я все думал, чего бы такого на своем памятнике написать. Перебирал одну фразу за другой. Но меня смущала неискренность большинства распространенных эпитафий. Вы не задумывались над тем, что многие из них лживы?

Идешь иногда по кладбищу, читаешь: «Будем помнить тебя вечно», «Мы о тебе скорбим». А могилка неухоженная, запущенная. Зачем такое писать? Просто чтобы соблюсти ритуал?

Я решил, наоборот, обратиться к своим родным. На моей плите выведено: «Спасибо, что помните». И скромно, и назидательно».

— Не было соблазна написать о себе что-то высокопарное? Из серии «был прекрасным человеком, хорошим другом»?

— Да вы что, какое право я имею о себе так говорить? А потом — для всех хорошим не будешь. Обязательно найдется кто-то, кто скажет, что вранье написано на моей могильной плите. Мне это надо?

— А размер как выбирали? Не хотели повыше, помассивнее?

— Нет, моя плита не выделяется. Там же мои родители похоронены. Нескромно это.

Александр Еремеев рядом с собственным памятником

Александр Еремеев рядом с собственным памятником © Фото : из личного архива Александра Еремеева

Александр Степанович признается: в его окружении идею восприняли холодно. «Дети не особо оценили. Не понимают они, что им потом будет легче: не надо искать мастерскую, продумывать эскиз, эпитафию. Да и подъездных путей к нашему погосту нет. Они замучались бы машину искать».

Но сильнее всего от изготовления надгробия отговаривал владелец гранитной мастерской, где Еремеев сделал эксклюзивный заказ. «Он очень верующий человек, говорил, что лучше лишний раз Господа не гневить. В итоге я в ультимативной форме сказал: «Не хочешь делать, пойду к конкурентам». Он сдался».

По тону Александра Степановича невозможно понять, шутит он или говорит серьезно.

Вот и на вопрос, ухаживает ли он за своим надгробием, отвечает: «А как же? И цветы приношу. Могу и чокнуться со своим портретом, когда родных поминаю. А что в этом такого? Не у каждого есть возможность выпить с самим собой. »

Ваганьковское кладбище

На одном из кладбищ

Первые несколько месяцев в городе его то и дело «хоронили». «Люди же у нас не умеют читать надписи на могилах, — возмущается собеседник. — Видят мой портрет на кладбище — и давай названивать знакомым. Мол, горе какое, Степаныч наш еще неделю назад ко мне в магазин заходил, а сегодня смотрю — на кладбище лежит. Хорошо, хоть до соболезнований родным не доходило…»

«Свое фото на памятнике заклеил целлофаном»

Сотрудники гранитных мастерских замечают: такие клиенты редко, но встречаются. Чаще всего памятники при жизни заказывают одинокие люди. «Я раза три такие надгробия делал, — рассказывает директор гранитного цеха из Донецка Ростовской области Виталий К. Этот некогда шахтерский город сейчас считается «столицей» траурного производства. Памятники здесь заказывают со всей России.

«Один раз, помню, обратилась женщина из Липецкой области. Такая моложавая, интересная. Я ее соседям плиту привозил. Подошла ко мне, спросила, могу ли я и ей такую изготовить. И протянула свою фотографию двадцатилетней давности».

Гранитных дел мастер вспоминает, что пытался заказчицу отговорить. Но все доводы разбила ее единственная фраза: «Хочу знать, какой я с памятника буду на людей смотреть». Надгробие женщина обернула полиэтиленом и поставила в гараже. Переживала лишь об одном: что племянники не найдут денег, чтобы установить монумент на могиле после ее кончины.

На Урале школьники разгромили 150 надгробий на кладбище, занимаясь паркуром

Надгробия на кладбище

Еще один памятник с открытой датой смерти уехал в город Скопин Рязанской области. Заказал его пенсионер, не так давно потерявший жену. «Плита была разделена на две части: на одной стороне — портрет супруги, на другой — его самого, — объясняет Виталий. — Плиту дедушка сразу попросил установить. Но свое изображение заклеил черным целлофаном — чтоб посетители раньше времени его не хоронили».

К слову, судьбой необычных заказчиков Виталий интересовался несколько лет назад. И на тот момент владельцы памятников были живы.

«Я умерла вместе с Сергеем»

Ольга М. почти каждый месяц приходит на могилу к сыну. Приносит живые цветы, протирает надгробный памятник. Рядом — плита с ее именем. На двух надгробиях выбита одна дата смерти — 22 июня 2017 года. В этот день сын Ольги Сергей Ушаков, молодой альпинист, сорвался со скалы во время занятия с учениками. Ему было всего 23 года. Ольга не скрывает: 22 июня в половине восьмого вечера вместе с сыном умерла и она. А памятник — лишь попытка быть ближе к погибшему.

«У Сережи было так много увлечений, что рассказать обо всех в телефонном разговоре просто невозможно, — звонкий голос женщины теплеет. — Он был волонтером, ездил в детские дома. Причем выбирал самых сложных ребят. Создал свой турклуб «Против ветра». Мамы часто просили его помочь избавить детей от компьютерной зависимости. И Сережка брал ребят в поход. Но настоящей страстью сына были горы. Я даже не знаю, откуда у простого липецкого мальчишки такое увлечение. Из походов Сережа возвращался с горящими глазами. Я никогда ему не запрещала, понимала, что для него это жизнь».

Сергей с друзьями восходил на Эльбрус — самую высокую вершину России. За день до трагедии вернулся из похода к горе Ушба (4700 метров). А в день похорон должен был повести группу на Архыз. Молодой человек сорвался в родном Липецке — с десятиметровой высоты.

«У нас в городе есть место под названием Каменный лог — очень красивые невысокие известковые скалы. В 2017-м эту природную достопримечательность решили облагородить. Сереже поручили сделать там скалодром. Двадцать второго июня он проводил занятие по скалолазанию. Пошел провешивать страховочную веревку. Когда стоял на краю, хрупкая порода, видимо, осыпалась. Дети внизу только увидели, как сначала посыпались камни, потом упал Сережа. Умер он мгновенно. На глазах друзей и девушки, которую впервые привел знакомить со своей компанией».

Установка надгробий при жизни набирает популярность у населения

Надгробия и памятники

По поводу печального события недавно пришлось побывать на брестском городском кладбище «Плоска». За его 40-летнюю историю здесь нашли последнее пристанище более 60 тысяч человек. Вот уже четыре года как оно закрыто – хоронят только при наличии брони. И брони этой на руках у ныне здравствующих еще примерно на 7 тысяч мест. Как правило, участки эти рядышком с упокоившимися родными.

Внимание привлек скромный памятник с двумя выгравированными на граните портретами пожилых супругов. Красивая была пара. Под изображением мужа – годы жизни, под образом жены – только дата рождения. Как-то не по себе стало: живой человек – и на надгробии.

В сотне метров – за оградкой три одинаковых надгробия. Надписи и портрет есть только на одном.

«Родители похоронили сына и решили сразу же себе рядом памятники поставить, на будущее, — пояснил работник кладбища. – И явление это не такое уж редкое, когда люди при жизни памятники себе устанавливают».

Подтвердил это и художник одной из мастерских по изготовлению надгробий. Николай в этом бизнесе с 1980 года. Говорит, в принципе, такие заказы были всегда, и к ним он относится с пониманием. Чаще всего обращаются те, у кого умирает супруг или супруга – в целях экономии человек заказывает общую стелу с портретами, где потом останется выбить только дату его упокоения. Нередки и одинокие люди в возрасте, у которых нет близких родственников.

Еще одна категория заказчиков – престарелые родители.Одни не хотят доставлять любимым детям хлопот и дополнительных финансовых затрат в скорбные дни, другие просто не надеются, что их чада, которые чересчур любят приложиться к стакану, обустроят все по-людски.

А еще приходят больные. Одной женщине преклонных лет доктора сделали неутешительный прогноз. Та срочно мобилизовала родных, которые и привезли старушку в мастерскую. Подобрала, что хотела, заказала портрет, оплатила установку надгробия. И потом еще 5 лет заказ ждал своего часа на выставке образцов. Вот и верь в придуманную народом дурную примету: памятник себе при жизни заказать – значит беду накликать. Скорее, происходит наоборот.

Не один год приезжает на «Плоску» проведать себя, увековеченного в граните, местный поэт. Дай ему Бог здоровья и творческого вдохновения еще на долгие времена.

Мнение священнослужителей о суеверных страхах

Православное духовенство безусловно считает все приметы, связанные с «уводом» живых, абсолютным суеверием. Человеку, принявшему Святое крещение, не следует опасаться никаких злонамеренных потусторонних сил, так как он наделён защитой свыше.

Даже стойкое поверье о вреде, который могут принести вещи покойного, отвергается как языческий предрассудок. Если отношения с умершим были тёплыми, душевными, истинно христианскими, ничто из того, что принадлежало ему при жизни, не может стать опасным для живых.

Народная традиция: что делать, чтобы покойный с собой не забрал

В прежние времена, когда смерть и прощание с покойным происходили дома, старались принимать всевозможные меры для того, чтобы переход в иной мир не отразился на жизни и здоровье домочадцев. Сложился ряд примет и обычаев:

  • Если человек с открытыми глазами умер, их надо закрыть непременно, чтобы попутчика себе не высмотрел.
  • Пока тело покойного в доме лежит, нельзя ни мыть, ни стирать, ни мусор из дома выносить. Иначе вынесут всех по очереди.
  • Все зеркала надо прикрыть, к стене повернуть или вообще из комнаты покойного вынести. Также вылить всю воду, которая в доме имеется. Чтобы не накликать новой смерти, душа покойного не должна отразиться ни в каких зеркальных поверхностях.
  • Не к добру, ежели ноги у покойного теплые или тело не окоченело — зовет он, значит, с собой, уйти не торопится.
  • Если гроб чересчур велик, быть в семье новому покойнику.
  • Под стол, на котором умерший лежит, поставить надо ёмкость с солью, на неё сверху ножницы положить, чтобы никто из домашних в тот мир не пошёл.
  • В доме крышку на гробе не забивают, чтобы новые похороны не накликать.
  • В гроб вещи живых родственников не кладут.
  • Когда гроб вынесен, надо, чтобы смерть отвести, полы вымыть и воду вылить туда, где люди не ходят. Делать это должен чужой дому человек.
  • Родственникам покойного гроб нести нельзя.
  • Тем, кто идёт в похоронной процессии, нельзя оглядываться назад, смотреть на свой дом и его окна. Так живущих в мир мертвых призывают.
  • Плохая примета, что могила больше гроба оказалась. Это к новому покойнику среди родных.
  • Обвалившаяся могила о новой смерти в семье предупреждает.
  • Вернувшись с похорон домой, сразу греют руки у печи или над пламенем свечи, над зажжённой газовой горелкой. Так смерть от дома отводят.
  • Вещи покойного носить нельзя, иначе легко ему будет живого с собой забрать через вещь такую.

В целом, в народных традициях древнейшие, ещё языческие представления о мире мёртвых и недобром нраве покойных мирно уживаются с христианской верой и церковной обрядностью.

Похожая примета

Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами

Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.

Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:

  • Сразу после кончины человека все зеркала в его доме занавешивают, часы останавливают. И зеркала, и часы должны оставаться в таком состоянии 40 дней.
  • Хоронят на третий, в крайнем случае, на четвёртый день после смерти. Если отсрочка составит неделю и больше, быть в доме новым похоронам.
  • Усопшего не оставляют в комнате одного.
  • Со времени кончины до самого погребения родные умершего непрерывно, по очереди читают Псалтырь.
  • Омывают тело покойного только в светлое время суток.
  • Погребальную одежду выбирают нарядную, светлую, саван должен быть белым. Умершую незамужнюю девушку одевают в свадебный наряд.
  • В доме, где умер человек, зажигают свечу или лампадку, которая горит до окончания похорон. Свечу обыкновенно ставят в стакан с пшеницей.
  • Пока не прошли похороны, в доме покойного не стирают и не делают уборку.
  • В одной комнате с гробом не должны находиться домашние животные.
  • Пришедшие на прощание с покойным приветствуют друг друга только кивком головы.
  • Глаза и рот умершего должны быть закрыты.
  • Руки усопшего складывают на груди крестом, правую поверх левой.
  • Ноги и руки умершего связывают. Перед погребением завязки снимают и укладывают в гроб.
  • Под голову, а иногда также плечи и ноги покойного в гробу подкладывают подушечки из ваты.
  • Вместе с телом в гроб укладывают те личные вещи покойного, которыми он привык пользоваться при жизни, то есть, протезы, очки, часы, трость и т.п.
  • Головы умерших женщин покрывают косынкой. Также все женщины, присутствующие на похоронах, надевают платки, головные уборы.
  • В гроб не кладут живые цветы, там могут оставаться только искусственные или засушенные растения.
  • Ни фотографии, ни вещи живых людей в гроб не помещают.
  • Из гроба ничего не забирают. Все, что посчитали нужным туда положить, должно быть захоронено с усопшим.
  • Покойного не выносят из дома до полудня и после захода солнца.
  • В погребальных обрядах не участвуют беременные женщины и дети.
  • Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами.
  • Особо следят за тем, чтобы гроб не ударили о косяк двери, иначе похороны в доме скоро повторятся.
  • Вынося гроб из дома, приговаривают: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрывают в доме или квартире находящихся там людей.
  • После выноса гроба человек, не родственный умершему, моет в доме все полы.
  • Гроб и крышку не несут кровные родственники покойного.
  • Обходят гроб с телом только у головы, поклонившись покойному при этом.
  • Во время отпевания вокруг гроба ставят четыре зажженные свечи, располагая их у головы, у ног и у каждой руки.
  • Прощаясь с покойным, целуют венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  • Каждый, кому встретится похоронная процессия, осеняет себя крестным знамением. Мужчины снимают головной убор.
  • Улицу перед траурной процессией не переходят, чтобы не навлечь на себя невзгоды.
  • Все участники похорон бросают в могилу по горсти земли.
  • Цветы, привезённые на похороны, обязательно оставляют на могиле.
  • Все, что использовалось для предания тела земле, то есть, верёвки, полотенца и т.п., оставляют в могиле и закапывают.
  • В день погребения не посещают могилы других родственников или знакомых.
  • На гроб с умершим из окон дома или квартиры не смотрят.
  • Стулья, на которых стоял гроб, на сутки переворачивают ножками вверх.
  • Перед тем, как после похорон войти в свой дом, чистят обувь и моют руки.
  • После похорон в течение суток не ходят по гостям.
  • Наутро после похорон родственники и близкие умершего могут нести на могилу завтрак.
  • Из дома покойного нельзя ничего не выносят, пока не пройдёт неделя со дня смерти. Вещи умершего раздают не раньше, чем пройдут сороковины.
  • Шесть недель после похорон в доме покойного, на подоконнике стоит стакан воды и тарелка с едой.
  • На могилах юношей и девушек, в изголовье сажают калину.
  • Об умершем человеке говорят только хорошее.
  • Воздерживаются от бурных рыданий по усопшему.

Похожая примета

Может ли умерший забрать с собой близкого человека?

Подготовке и проведению похорон сопутствует множество обрядов и символических действий, которые имеют весьма почтенный возраст. Особенно крупная группа примет связана с тем, чтобы похороны в семье не повторились, чтобы покойных не «увёл» за собой других членов семьи.

Может ли умерший забрать с собой близкого человека?

Вопрос и ответ

Нельзя ли привести пример того, как умерший кого-то «забрал с собой»?

Автору статьи, например, лично известен случай, когда вдова через три года после смерти супруга услышала во сне, как он зовёт её по имени, и словно бы откуда-то издалека. Вскоре у неё случился смертельный сердечный приступ. Поскольку эта вдова не отличалась слабым здоровьем и не жаловалась на сердце, многие решили, что произошло именно «взятие с собой».

Как работники ритуальной сферы относятся к народным поверьям о том, что покойный может увести кого-то с собой?

Все, кто по роду деятельности связан с похоронами, моргами, кладбищами, единодушно считают, что бояться надо не мёртвых, а живых.

Почему, в самом деле, так много стойких поверий связано с опасениями последовать за умершим туда же, в мир иной?

Возможно, так происходит потому, что эти опасения затрагивают одно из основных стремлений человека: сохранить себя живым. Соответственно, предписанные традицией действия как бы предохраняют от безвременной смерти, словно бы позволяют держать её под контролем.

Читайте также: