Бурятские поверья и приметы
Обновлено: 14.11.2024
У всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей. Тема моей работы : «Символика бурятских пуговиц – тобшо». Однажды, моя пробабушка, ей 90 лет сказала мне, что пуговицы нужно застегивать снизу вверх. Кто задумывался об этом предмете, застегиваясь утром? До работы над этой темой я не придавала значения, но когда начала собирать и изучать материалы, то просто не могла оторваться, для меня открылось немало интересного. Выполняя эту работу, я ставила цель, узнать всё о пуговицах: почему они так названы, когда появились, найти интересные факты из истории пуговиц и приметы. Разрешение этих вопросов являются главными в моём исследовании. Также перед собой я ставила следующие задачи:
- найти из разных источников материалы о пуговицах;
- изготовление поделок из пуговиц;
- найти старинные пуговицы бурятских дэгэлов для выставки.
Объект исследования: Предмет быта
Предмет исследования: Бурятские пуговицы - тобшо
Актуальность темы заключается в том, что если мы хотим быть здоровыми и счастливыми, надо лишь знать, хранить и умножить свои лучшие традиции и жить в согласии с природой, делая красивые вещи, из ненужного никому материала на душе как бы становится теплее и добрее. Практическая значимость работы: сделанные мной поделки принесут много радости, тем, кому я подарю их, также моя работа о пуговицах интересна, можно применять на классных часах.
Из истории пуговиц.
В переводе с английского пуговица – нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.
Германская группа языков: имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы. Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил. Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега .
Не многие знают, что пуговицы имеют весьма древнюю историю и использовались по назначению еще в Древней Греции и Древнем Китае, правда, на Руси они появились значительно позже, так как долгое время там успешно пользовались поясами и использовали весьма нехитрый крой. За время своего существования пуговица успела побывать и простым приспособлением для застегивания одежды, и опознавательным знаком для определенных кругов в обществе, и настоящим произведением искусства, создаваемым из драгоценных камней. В наши дни пуговицы используются, как по своему прямому назначению, так и в качестве декоративного элемента одежды, в зависимости от того, какими их создадут и куда им посчастливиться быть пришитыми.
Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в 4-м веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.
Магическое значение пуговиц.
Пуговицам приписывают определенные магические свойства, называя их своеобразным оберегом, защищающим наше тело и душу, помогающим спрятаться от окружающего нас мира. Замечено, если человек чувствует себя свободно и спокойно, не будет застегнут на все пуговицы, конечно, если этого не требует погода или этикет. Если же он испытывает дискомфорт, например, в незнакомой ситуации, то постарается застегнуться. Не зря, за долгую историю существования пуговиц, появилось немало примет и поверий, связанных с ними.
Найти пуговицу (особенно, если она с четырьмя дырочками) – хорошая примета, говорящая о том, что нужно ждать хороших новостей или приятных событий. А вот потерянная пуговица – предупреждение о том, что нужно внимательней относиться к происходящему вокруг, чтобы другие люди и обстоятельства не смогли навредить. Согласно примете пуговицы нельзя пришивать, не сняв с себя одежду (собственно, как и нельзя ничего шить на себе или на ком-то другом), чтобы ум и способности или память не зашить. Уж не знаю, насколько правдоподобны такие опасения, но вот палец (или еще что) уколоть точно можно. Также существует предостережение о том, что нельзя пришивать пуговицы накануне Нового года, иначе, можно пришить к себе все старые проблемы и унести их с собой в наступающий год.
Если вы суеверны и боитесь идти по дороге, которую только что перед вами пересекла черная кошка, то можно найти более простой выход из ситуации, чем стоять и ждать, пока кто-то другой пройдет первым. Чтобы оградить себя от неприятностей, достаточно взяться за пуговицу, которая, в этом случае, будет выступать, как оберег.
Существуют и другие способы пришивания «магических» пуговок. Например, для улучшения здоровья рекомендуется пришивать пуговицу крестиком, а для достижения гармонии с окружающим миром – квадратом. Тем же, кто хочет улучшить свое финансовое благосостояние и успешность, рекомендуется взять пуговицы желтого или зеленого цвета и пришить так, чтобы из нитей получилась английская буква «Z». Таковы пуговичные приметы и поверья, а верить в них или не верить – решать только вам! Как говорится, на пуговицы надейся, а сам не плошай!
Разновидности бурятских пуговиц.
Самыми распространенными являются серебряные бурятские пуговицы. Также пуговицы делали из коралла, мельхиора, фарфора, плели из тесёмок.
Я рассмотрела разновидности пуговиц в электронном учебнике.
Гуулин тобшо. Пуговицы покрытые бронзой или латунью.
Бурятские народные приметы и поверья о пуговицах.
Пуговицам буряты придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения, но и наделялись большим символическим смыслом, играли роль амулетов-оберегов. Их делали в основном из серебра, металла наделённого магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символа красоты, богатства и здоровья. Также пуговицы делали из коралла, мельхиора, фарфора, плели из тесёмок. Я узнала очень интересные традиции и поверья моего народа. На вороте бурятских дэгэлов пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю – на талии. Верхние пуговицы считались приносящими прибыль, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов, когда тебе говорят благопожелания, расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы (үнэр баянай) символизировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы (хэшэг буянай) были символами плодородия скота, материального достатка владельца. По воззрениям бурят- монголов долголетие человека зависело даже от того, как застёгивают пуговицы. Схема надевания одежды и застёгивания – снизу вверх- начинается от обуви, затем переходит к дэгэлу, при этом пуговицы застёгиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание – процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит – с левой стороны.
Я провела анкетирование среди учащихся (32 учащихся 1-4 классов) своей школы на знание этих поверий и выявила следующее:
Похожая примета
Если суеверие бурят в отношении убийства и оказывает влияние, то в других преступлениях он стоить нисколько ни рознясь с общим населением края. А в некоторых, как в преступлениях против собственности, взгляды его, напротив, еще более способствуют увеличению их.
Как бурят, так равно и монгол, по своим взглядам, не считает воровство каким-либо особенно большим преступлением, только страх судебного преследования и наказания удерживает их от него. Из слов некоторых бурят, попадавшихся в воровстве, было видно, что они даже не понимали, как, например, считать за воровство если они срубили несколько лесин или накосили травы на чужом лугу. «Мы ведь не тихонько брали,— все видели, где же тут воровство?» - говорят они обыкновенно в таких случаях.
Хитрость бурята также общеизвестна; прикидываясь непонимающим, он нередко совершает много неприятного окружающим, в особенности в делах, где только сам выигрывает от такой хитрости и обмана.
Вместе с хитростью, провинившийся в чем-либо бурят часто отыгрывается и на своих якобы взглядах на жизнь, а также и на суевериях. Чем он хитрее, тем больше старается переплетать свои взгляды приметами, суевериями и обычаями, стараясь уверить, что только они одни заставили поступить его так, а не иначе. Мужское население, в сущности, далеко хитрее женского; последние выглядят скорее простоватыми и еще менее развитыми.
Как мы уже говорили выше, ламы и женщины более крепко держатся всех обычаев и суеверий, и редкий момент жизни бурята не стараются связать и объяснить чем-либо предугаданным, предопределенным. Из мужского населения более других суеверны промышленники и зверовщики, жизнь которых проходит под массой разнородных впечатлений, встреч, неожиданностей, а нередко сопряжена и с опасностями. В лесу, тайге еще более ум бурята встречается с массой непонятного и необъяснимого, по своей таинственности, обстановке, и тут-то всего легче, конечно, он находит выход в объяснении всего своим врожденным суеверием. Наблюдается это и среди русского населения промышленников и зверовщиков.
Приводим для примера несколько чаще встречаемых бурятских поверий и примет.
«Женщина родила двойню одного пола — к благополучию; разного - к разорению».
«Ребенок родился с зубами - умрет мать»,
«Встретить волка — к несчастию; зайца — к счастью; со свадебным поездом — к барышу, с покойником — к убытку».
«Уронить бурхана — к смерти».
«Если трещат дрова в костре - быть ссоре между близкими».
«Выскочит уголь, из костра - к гостю».
«Похороны в дождь — к благополучию родственников и покой душе умершего».
«Каркает ворона—к несчастию».
«Стрекочет сорока — к гостям».
«Лама забыл в юрте, где был, свои какие-либо вещи - к беде».
«Встретить чиновника - вороти в сторону; ламу— остановись».
«Рассыпал муку - к голоду».
«Юрта скрипит при ветре, или дом трещит - к разорению».
«Собака не узнает своего, лает — видит смерть, скоро умрет тот человек».
«Дуло у ружья покрылось ржавой - кончай промысел - ничего не убьешь».
«Ружье не бьет наповал — сглазили, нужно промыть кровяной водой».
«Лес скрипит — злой дух борется с лесным».
«Идешь на промысел или на охоту, бабе не попадайся - сходишь без добычи. То же самое, если кто спросит, куда идешь».
«Собака вертится у ног, не идет в лес - нечистый идет рядом; нужно выстрелить взади себя».
«Охотник пуделяет - черт ружьем шалит, нужно три раза кругом себя ружьем обвести».
«Белка скулит - в тот день оставь промысел — худое случится; то же самое, если коза идет на охотника, как бы не замечая его».
«Костер в лесу трещит — к фарту, удаче, а плохо горит, тухнет — к неудаче».
Из примет на предсказание погоды более часты следующие:
«Скот уныло бродит по полю, или забивается в деревья — к дождю и грозе».
«Птицы примолкли, не поют - к грозе».
«Ласточки забились в гнезда — к граду».
«Лист березовый скрипит (между пальцами) -к ведру. Также если цвет тополя (пух) носится в воздухе».
«Звезды горят зимой — к сильному .морозу».
«Колос на окраинах поля отклонился в сторону - к урожаю, наклонился внутрь поля — к недороду. Также то же самое относится и к погоде: «Колос внутрь поля — к дождю, наружу—к ведру».
«Солнце заходит красное—к ветру».
«Коровы машут хвостами—к грозе».
«Табак трещит в трубке — к ненастью».
«Собаки забиваются в темные углы - к дождю».
«Лама, выходя из юрты, запнулся - быть дождю».
«Ветер порывами—к продолжительному ненастью».
«Выползшие на поверхность земляные черви — к наводнению».
«Мухи и оводы сильно кусают—к дождю».
«Преждевременный перелет птиц на юг — ранние заморозки».
«Гуси летят без крика—к ненастью, часто к снегу».
«Туманная весна — к урожаю».
«Опавший лист не шуршит под ногами—к дождю или снегу».
«Млечный путь, ясно видимый—к продолжительному ведру».
«Птица домашняя роется в песке — к дождю».
«Радуга спускается к реке — еще будет дождь; к горе — вёдро».
«Ранним летом сильная роса — к урожаю пшеницы».
«Много паутины летает в воздухе — к теплу».
«Коровы стоят весь день в кустах — к граду».
«Цвет черемухи как бы начавший вянуть—к холоду—не нужно спешить с посевом пшеницы».
«Руки сильно потеют у косцов во время сенокоса— быть грозе».
«Ноги ломит, глаза слезятся у стариков — к ненастью».
Наблюдательность бурят в частной жизни выразилась отчасти в его некоторых типичных пословицах и поговорках. Много есть пословиц и перешедших от русских в переделанном виде. Так, например, поговорку: «Тише едешь — дальше будешь», буряты заменили своей: «Хотел покороче — проехал три ночи» или «Чем журавля в небе—лучше синицу в руки» изменили таким образом: «Лучше сегодня сесть осердие— чем завтра сулить курдюк», «Поспешишь—людей насмешишь» - «Скоро сладишь — еще скорее разладится».
Есть у бурят и свои поговорки и пословицы, как например:
«Чем шкура лохматее - тем чаще ноет что мерзнет», т. е. что для человека всегда всего недостаточно по его желаниям.
«Веришь—бурхан родится; не веришь — черта ростишь», т. е. что неверие губительно для людей.
«Земля все поднимет», т. е. что на земле все возможно.
«Пустил пулю, а винтовку скрыл», сказал худое слово, а сам скрылся.
«Не жги всех дров, пока не передневало, т. е. не растрачивай всего, пока жив.
«Худой товарищ масла не жалеет», дурной человек умеет польстить.
«Присталю (уставшей лошади) и узда в тягость»,— старому человеку все тяжело.
«Сыт - и баран невкусен, голоден - так и копыто сойдет за курдюк».
«Свою юрту и ребенок снесет», т. е. своя ноша не тяжела.
«Иноходец рысит (бежит рысью) и коровы обгонят», т. е. не за свое дело не берись.
«Жнут бабы хлеб — зерно разлетается», т. е. заговорили, засудачили женщины — все всплыло наружу.
«По осени пшеницу садит», не по времени делом занялся.
«Куда Даржей, туда и Санджей», близко подходит к русской поговорке: «Куда рак с клешней, туда и конь с копытом».
«Масло сочится—пустой горшок будет» — небрежность приведет к разорению.
«Лама за юртой песни поет», т. е. что кто-либо взялся не за свое дело.
«Барануху сколько ни спускай (ни скрещивай) с конем— жеребенка не принесет», т. е. что как ни трудись, с глупым не дождешься добра.
Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906скачать dle 12.1
Похожая примета
Суеверия на Руси, как известно, получило наибольшее свое развитие во времена господства язычества. Тесно связанное с религией и верованиями язычника, им же оно и поддерживается в тех местностях нашего отечества, где населению приходится жить рядом с иноверцами.
Неудивительно, что и Забайкалье со своим русским населением, по суеверию, занимает одно из первых мест. В особенности та часть области, которая находится на границе с Монголией и отдаленные глухие поселения тайги. Суеверие, поверья, приметы сопровождают почти каждый шаг местного крестьянина. Помимо общерусских поверий, мы видим здесь и заимствованные от инородцев; последних, в некоторых случаях, даже более.
Что же касается заимствования бурятами русских поверий, то этого почти не замечается, что объясняется, конечно, тем, что жизнь бурята и так изобилует массой своих собственных поверий.
Особенное развитие суеверие среди жителей Забайкалья относится к 1700-м годам. Из сочинения г. Серафимовича «Очерки русских нравов в старинной Сибири» (изд. 1867 г.) мы видим, что немало принесли суеверие, во всех его видах, ссылаемые в те времена из России «колдуны, знахари, ворожеи», по словам историка: «за порчу волшебными травами и словами». Не могло бороться с суеверием в то далекое время и местное русское духовенство: во-первых, но своей малочисленности и малообразованности, а во-вторых, по разбросанности населенных мест.
Из описаний того же г. Серафимовича мы знаем, что в конце 1700-х годов церковные приходы в Сибири (вообще) простирались на сотни и даже на тысячи верст, а в Восточной Сибири бывали приходы, состоявшие из 90 сел, отдаленных друг от друга на десятки и сотни верст. В то время люди, даже с некоторым научным образованиям, но, вместе с тем, не менее суеверные и мало развитые, не могли не потворствовать сами развитию суеверия среди народа. Так, например, известен факт современного тогда дела некоей «Ирины», которой угрожало заключения в тюрьму за разные проступки, но которая впоследствии была освобождена местным высшим начальством с резолюцией: «понеже она (Ирина) была к тому чародейством и присушкою». Конечно, факт этот не единственный в истории Забайкалья.
Хотя теперь отчасти и изменился во многом взгляд на суеверия и мы видим борьбу с ним как со стороны духовенства, равно и людей науки, но все же результаты этой борьбы, «разоблачений», очень незначительны и не только на далеких глухих окраинах, но и в некоторых местных городах, не говоря уже о селах и деревнях.
Чтобы дать некоторую картину различных проявлений суеверия в крае местного населения, мы приводим ниже, в выборках, собрания примет, поверий, ворожбы, колдовства и тесно связанного с суеверием - знахарства.
Поверья и приметы на разные случаи жизни.
Рождение ребенка.
- Повитуху зовешь - дорогой не разговаривай: беду накличешь.
- Ребенок родится до вечера, не показывай чужим, чтобы не сглазили.
- Крестного выбираешь - не бери с одинаковым именем новорожденного.
- Бабке на крестинах кладут деньги, чтобы ребенок здоровым рос; а родильнице чтобы следующий бабу в могилу не вогнал.
- Родильнице дарят - задабривают.
- Отец не должен во время крещения присутствовать в той же комнате.
- Если будут плыть свечи у восприемников — ребенок недолговечен.
- Священник забудет имя — не к добру.
- Бурятка повитухой была — ребенка надо три раза перекрестить.
- Ребенок родился с длинными волосами на голове — недобрый человек будет.
- Если брошенный восприемником в купель при крещении шарик воску с закатанными волосами ребенка потонет, то ребенок будет недолговечный; если же всплывет на поверхность - будет жить долго.
Во многих крестьянских семьях женятся «увозом» (крадут, по местному выражению), предварительно сговорившись с родителями невесты. Поступают же так, главным образом, во избежание расходов при сватовстве.
- Если жених, отправляясь красть, пожалеет угостить главного дружку (что бывает большею частью «колдун»), то свадьба будет несчастливая.
- Чтобы «не испортили» молодых, — ухаживают и задабривают колдуна, если такой есть в деревне.
- «Порчу» тот только и может вылечить, кто ее «напустит».
- Невеста запнется, или того хуже упадет перед венчанием — худо будет жить с мужем.
- За косу мало дал тысяцкий - будут жить в бедности.
- Новобрачным баба с ведрами дорогу перейдет — детей не будет .
- Когда невесту одевают к венцу, рубашку на ней опоясывают лыком (таловым) — девичью жизнь завязывают.
- До двадцати дней молодуха не бита — мужу не по нраву пришлась.
- У жены повойник свалился — овдоветь.
Русские девушки, участвующие на бурятской свадьбе, стараются войти в юрту вместе с невестой буряткой, чтобы не «засидеться в девках».
Смерть и похороны.
- Сова кричит, собака воет — к смерти.
- Дождь сквозь солнце - к удавленнику.
- Звон в ушах — умрет кто-либо из родственников.
- После выноса покойника из дома, в переднем углу под образами держат в течение 40 дней камень и воду, чтобы было где отдохнуть душе умершего.
- Дом трещит (а также щелканье киота у иконы)— к покойнику и к несчастью.
- Где спускается радуга, на том месте чья-то душа святая поднимается на небо.
- Человек умирает в судорогах — душа с дьяволом борется. (Другой вариант — грешное тело душу святую не отпускает).
Когда умирает кто-либо, то стараются в последние минуты подержать у его рта ковш с горячими углями и ладаном, чтобы душе легче было подняться (с дымом на небо). Если умирает человек с открытыми глазами, — то значит, что еще кого-либо «потащит» за собой из семьи.
- Чтобы самому не умереть скоро, нужно подержать у покойника ноги, или вообще прикоснуться к покойнику.
- Связанные у покойника ноги и руки, перед тем как хоронить, развязывают, чтобы свободнее ему было предстать на тот свет.
Есть поверие, что до 40 дней после смерти душа покойного летает над бывшим его земным жилищем, все видит и слышит. Вернувшись с кладбища, нужно постоять у печи в избе, чтобы не занести в дом смерти. Все вещи, которые употреблялись при похоронах, складываются в могилу умершего. Возвращаясь с кладбища ничего не приносить, чтобы не «накликать» смерти.
- Гроб заказывают, большею частью, делать поселенцам, избегая давать эту работу родственникам умершего и, тем более, бурятам. Гроб («домовина» — у семейских) вносится в избу теми же дверями, в которые будут выносить покойника. Когда провожают покойника — назад не оборачиваются, чтобы «не вернуть смерти». Кто не снимет шапки перед покойником, тот сам скоро умрет.
- Ходить на похороны бурят, хотя бы и друзей — чесотку получишь.
- Родителей забудешь помянуть в 40 дней - быть несчастью, а в год — сам скоро умрешь.
- Зеркало разбить, видеть во сне зубы — к покойнику.
Со смертью и похоронами у местного крестьянина вообще связано бесчисленное множество всевозможных поверий и примет. И тут, главным образом, исполнительницами являются женщины-старухи. С минуты кончины начинаются уже разные обрядности, связанные с повериями. Страх навлечь на себя беду, или смерть, заставляют крестьянина даже в некоторых случаях нарочно приглашать к себе на это время знающих все обрядности местных старух или стариков. «Причитание» также особенно практикуется здесь, в особенности у семейских. И тут есть в деревнях «специалистки», которые с особым рвением нередко все три дня «воют» и «причитают» на весь дом.
Поверья и приметы на разные случаи жизни.
Во время грозы удаляют из избы кошек и собак, думая, что они «притягивают» к себе молнию, или, как говорят здесь, — «молонию». Найдя след вора, или «злого» человека, пострадавшие (по совету колдунов) вколачивают в отпечатавшийся на земле след острый кол, веря при этом, что тем самым причиняют боль вору и заставляют его открыться. «Убьешь змею — семьдесят грехов сбавится, никогда не захвораешь падучей», или, как говорят здесь, «битицей» (производя от слова «биться»).
Относительно змей существует вообще у населения очень много различных суеверий и примет. Не говоря о том уже, что все безусловно чувствуют страшное отвращение к ним, многие к тому же настолько боятся, что впадают при виде змей в болезненное состояние. Встречаются змеи в крае не часто, так как и вообще их не особенно много здесь. Те же места, где можно встретить змею, по возможности, избегаются населением. Каждый увидевший ее считает необходимым преследовать и непременно убить. Исключение составляют только буряты, которые считают змею за божество и, увидевши, нередко становятся на колени и складывают руки, как на молитве. Убить змею бурят никогда не решится по своему убеждению. Укусы местных змей редко сопровождаются смертью, хотя преобладающая порода змей ядовитая: гадюка и медянка. Укусы змей лечатся высасыванием яда из ранки. Вылущенная и высушенная кожа змеи составляет необходимую принадлежность знахарей и колдунов.
«Трогать бурятские бурханы, красть их, разбивать надмогильные знаки бурят, разбрасывать «обо» (молитвенные курганы бурят), - руки отсохнут». В поверий этом сказывается влияние бурят; застращиванием они хотят сохранить нетронутыми свои религиозные знаки. Некоторые из местных русских жителей, проезжая мимо бурятского и монгольского «обо», по примеру инородцев, бросают в общую кучу, или, если это дерево, то привязывают к веткам обрывки материй, или конский волос, не объясняя себе, конечно, свои действия, но в глазах инородцев, понятно, выказывают как бы уважение к покровителям «обо» своей жертвой. Бывая на бурятских «амбонах» (молебствиях), русские стараются не входить в круг, где сидят ламы,— чтобы «не обасурманиться».
- Ворота открылись от ветра ночью - будет воровство, у бурят такое же поверье, когда открываются двери юрты.
- Медные деньги рассыпать (у деревенских купцов )— долги не будут платить.
- Колосья в поле сплетаются — к худому урожаю. У бурят такая примета — предвестник голода.
- Назовешь родственника по ошибке чужим именем — ссориться.
- Лошадь ночью ржет, корова мычит — к пожару. Чтобы избавить лошадей от болезней, приколачивают к стойлу или на ворота скотного двора высушенную летучую мышь.
- Сплетается хвост, или грива у лошади - «суседка» любит. У бурят существует такое же самое поверье и они на спутанные пряди волос навешивают иногда «ходаки», как приношение «невидимому божеству».
- Затмение солнца — за грехи людские солнце меркнет.
- В Благовещение не начинай работы — будет не «фарт». Обрусевшие буряты также придерживаются этого. Кроме этого дня ими почитаются еще праздники: Николин день и Иннокентьев. Некоторые буряты, бывая в православных храмах, ставят иконам этих святых свечи и молятся по своему обряду.
- Северное сияние — к войне. У бурят зверопромышленников — к урожаю белки.
- Летучая мышь залетела в избу - чью-то душу черт ищет.
- Веревку от удавленника хорошо держать в доме — «прибыль хозяину».
Приметы на погоду.
- Петух кричит не в урочный час, курица роется в земле, собаки ленивы и спят — к дождю.
- Солнце заходит в тучах, дым из труб стелется по земле, цветы на полях сильно пахнут, собаки едят траву — к ненастью.
- Месяц в круге зимой («в рукавице») — к большому морозу.
- Гуси осенью густо летят к югу — к скорым холодам.
- Цветет шиповник, яблоня, ирис в сентябре — к продолжительной и теплой осени.
- Солнце закатывается красным — к ветру.
- Ласточки вьются высоко — к хорошей погоде.
Кроме приведенных, существует еще не мало поверий и примет относительно времени посева хлеба, начала промыслов, различных работ и проч. Особенно много поверий на постройку дома, выбора места под пашни, а также охотничий промысел изобилует массой всевозможных поверий и примет. Некоторые из примет встречаются в форме прибауток, поговорок и пословиц.
Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906
скачать dle 12.1
Похожая примета
Не ходить под навесом
Примета: Нельзя проходить над навесом.
Примета: Нельзя плевать на землю.
Почему: Буряты считают, что земля дает пищу всем, поэтому она священна и не терпит к себе пренебрежительного отношения, в том числе плевков.
И не ковыряй в ней!
Примета: Нельзя ковырять палкой землю.
Почему: Для бурят земля есть мать всего сущего. Ковыряя землю, считается, что причиняешь ей боль.
Примета: Нельзя вырывать цветы с корнем.
Почему: Эта примета также связана с представлением о земле как матери. Цветы есть волосы земли. Есть в этой примете и практический смысл: вырванная с корнем трава не вырастет на будущий год.
Примета: Нельзя ходить посередине дороги.
Почему: Буряты издавна верили, что посередине дороги перемещаются духи, которые могут забрать покой человеческой души. Многие и по сей день верят в духов, подобно своим предкам.
Примета: Нельзя крутить или подбрасывать шапку.
Почему: Буряты трепетно относились к своей одежде. Шапка считалась важнейшим предметом одежды. Например, во время обряда капания земле нужно, чтобы шапка была одета на голову. Обряд капания земле проводится в священных местах, располагающихся на определенном участке вдоль дороги. Автомобилисты, проезжая святое место, должны задобрить духов местности и дороги, окропив землю каплей водки. При этом макушка головы обязательно должна быть прикрыта, если не шапкой, то хотя бы ладонью. На сучьях деревьев, растущих на святом месте, путники оставляют разноцветные повязки.
Год после похорон
Примета: Нельзя что-то праздновать в год ухода родственника в иной мир.
Почему: Целый год после ухода родственника в мир иной запрещается проводить крупные торжества, например, свадьбу.
Примета: Нельзя, чтобы маленький ребенок присутствовал при разделке туши барана.
Примета: Нельзя дразнить калек.
Почему: Существует поверье, что, если будешь дразнить калеку, издеваться над ним, духи тебя накажут и сам станешь таким же.
Примета: Нельзя ходить в гости в дом, где есть маленький ребенок, а если сходил, то оставаться в нем после полуночи.
Примета: Нельзя спать ногами к дверям.
Почему: Обряд похорон у бурят практически такой же, как и у остальных народов. На похороны собираются друзья, родственники, близкие покойного. Так повелось, что после ритуала прощания покойника выносят ногами в сторону двери, поэтому нельзя спать ногами к дверям.
Сруб деревьев и долголетие
Примета: Нельзя рубить деревья в священных местах.
Почему: Это поверье касается священных чащ. Некоторые семьи имеют так называемые родовые места, где растут деревья, напрямую связанные с семьей и родом. Срубив дерево в таком месте, можно укоротить жизнь близкому человеку.
Примета: Нельзя забирать с собой камни Байкала
Похожая примета
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: