Беседа с детьми о приметах лета о различных природных явлениях цель

Обновлено: 21.11.2024

Цель: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Подготовка к занятию:

Продумать вопросы для беседы, подобрать картинки с изображением цветов, деревьев,

луга, поля, леса, растений, лекарственных и ядовитых трав, насекомых: полезных и вредных. Подобрать стихи к игре: «Угадай: какое время года? ».

Словарь: сенокос, жатва, насекомые, лекарственные травы, луговые растения, лес, луг, поле.

• - Какое время года скоро пройдет?

• - Чем вам нравиться лето?

• - Расскажите о лете (выслушать детей) .

• - Посмотрите на стол и скажите: что вы видите на картинках?

• - Как можно сказать по-другому? (картинки о природе)

• - Подберите картинки трав, растений.

• - Где растут эти растения? (ромашка, василек, фиалка, лютики, купальница, подорожник, тысячелистник, лебеда, вороний глаз, клевер) .

• - Чем отличается луг от поля? (на лугу растут травы, различные цветы, а в поле - рожь, пшено, пшеница - посеянные человеком) .

Бежит тропинка через луг

Нырнет влево, вправо,

Куда не глянь: цветы вокруг,

Да по колено травы.

И колокольчик луговой

На тоненькой былинке,

Качаясь, гнется над травой

У солнечной тропинки.

• - Что делает человек с луговыми травами?

• - Когда бывает сенокос? (июнь) .

• - Чем косят траву? (косилкой) .

• - Для чего люди применяют машины при сенокосе?

• - Для чего косят траву? (сушат, переваливают, сгребают в копны) .

• - Чем занят человек летом в поле?

• - Какие машины использует человек для сбора пшеницы, ржи …

• - Какие растения встречается в поле среди колосьев пшеницы, ржи?

• - Назовите растения-сорняки (лебеда, осока, крапива, подорожник, васильки) .

• - Назовите ядовитые травянистые растения (белена, дурман, вороний глаз, лютики, паслен, купальница) .

• - Назовите лекарственные растения.

• - Чем отличается лес от луга и поля? (деревья, кусты, под ними трава, мох, обитатели:

• насекомые, птицы, животные) .

• - Что лес дает человеку? (очищает воздух, грибы, ягоды, древесина) .

• - Кто это? (показываю пчелу) .

• - Отберите на столах картинки с насекомыми (задание для 2-3 летних детей) .

• - Назовите насекомых, которых вы видите, но их нет на картинках?

• - Кого из насекомых называют санитаром леса и почему?

• - Кого мы еще назовем полезными насекомыми и почему? (божья коровка, жуки-санитары, пчелка, паучок) .

• - Кого из насекомых мы называем вредителями и почему? (колорадский жук, слепые мухи) .

• - Почему мы всех, кого видим на картинках называем насекомыми?

• - Необходимо делать человеку, чтобы вредных птиц было меньше (беречь птиц) .

• - Кто это? (заяц, белка) .

• - Как одним словом назовем их?

• - Отберите на столе картинки с изображением животных?

• - Чем заняты животные летом? (растят потомство: у зайчихи и ежей рождаются детеныши) .

• - Чем скоро займутся птицы?

• - Чем будут заняты животные, когда кончится лето?

• - Когда мы говорим лето прошло?

. Экологическая игра «Где что зреет»

Цель: Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.

Игра «Угадай какое время года? » (по отрывкам из художественной литературы) .

Солнце ласково смеётся

Светит ярче горячей

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей (Л. Колос)

Дождик так и льётся

Лужи без конца (Плещеев)

Встаёт заря во мгле холодной

На нивах шум работ затих

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк (А. С. Пушкин)

Рожь наливается зерном

И солнечным погожим днем

В поля идут комбайны (И. Забила)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли (А. Толстой) .

Предлагаю вспомнить приметы, пословицы о лете.

Летний день – год кормит.

Лето собериха – зима поедиха.

Что летом родится - зимой пригодится.

Одна пчела много меду не наносит.

Клади по ягодке – наберёшь кузовок.

Похожая примета

цель: Обобщить и систематизировать представление о лете по основным,существенным признакам: продолжительность дня и ночи,температурные условия, явления погоды (гроза,радуга,молния,состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло,свет,влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

2. Дидактическая игра "Не ошибись!"

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

развивающая среда: Иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений, букет цветов.

1. Воспитатель читает стихотворение Е.Трутневой:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы,

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето,

Значит, кончилась Весна.

Предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? (Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей). Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

1. Какой же месяц приходит на смену июню?

2. Что вы знаете об июле?

3. Как светит солнце в это время года?

4. Какая вода в реке?

5. Какие осадки выпадают летом?

6. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?

7. Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара.На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы –пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами, подберезовиками. В садах,огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом? (Тепло – солнце ярко светит, влага – теплые летние дожди, воздух.)

После июля наступает последний месяц лета август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде?

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами.Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир.Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нудно:

Вместе-раз, это брасс,

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

(имитация движений по ходу течения)

2. Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним, что где растет. (Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг.)

3.Опыт: А для того, чтобы эти растения выросли, необходимо что? (тепло,влага,свет)

Сегодня мы с вами убедимся, что растениям для жизни необходима вода. Берем один цветок из букета и оставляем его без воды. Через некоторое время сравниваем цветок без воды и цветы в букете. Чем они отличаются? Почему это произошло? Вода ушла из цветка, испарилась.

Публикации по теме:

Беседа о лете БЕСЕДА О ЛЕТЕ Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи,.

Занятие кружка «Мастерята» по знакомству с техникой тычкования «Летний луг» 1 занятие: «Летний луг». Цели: Обобщить и систематизировать представление о лете, познакомить детей с техникой «тычкование», развивать творческое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о лете

Цель: формировать представление о лете, уточнить представление о приметах лета; развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстник.

Беседа о лете

Цель: формировать представление о лете, уточнить представление о приметах лета; развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстник.

Уточнениеи закрепление знания детей о явлениях неживой природы, о растительноми животном мире, о труде человека в природе летом.

Презентация "Беседа о лете"

Презентация "Беседа о лете".

Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых»

Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых».

Тематическая беседа про лето для детей дошкольников 4-5 лет «Вот и лето пришло»

За весною приходит лето. Его ждали и люди, и растения, и животные. Летом солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет - становится жарко. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет.

Беседа "Безопасное лето, безопасные каникулы"

laquo;Знакомство с транспортом»беседа с детьми 2 младшей группы,в рамках месячника «Безопасное лето, безопасные каникулы».

Похожая примета

Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим о лете! А давайте помечтаем об этом времени года! Только сначала скажите - что такое мечта? Это то, чего еще не было, но очень хочется, чтоб наступило! А как вы думаете, почему мы хотим помечтать о лете?

Потому, что еще весна, но хочется, чтоб было еще теплее.

-летом можно отдыхать на даче;

-ловить рыбу на речке;

-кататься на самокате и велосипеде;

-собирать вкусные ягоды;

-любоваться красивыми цветами и бабочками на них;

-кататься на каруселях;

и любоваться красотой фонтанов…

По каким признакам мы определяем, что наступило лето? (солнце ярко светит, звонко поют птицы, летают бабочки)

А вот и загадка.

В небе радуга – дуга

Солнцем озеро одето,

Всех зовёт купаться (Лето).

Ребята, давайте назовём летние месяцы.

Июнь, Июль, Август. Правильно. Молодцы.

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится. (С. Маршак)

Июнь – это самые длинные дни и самые короткие ночи, это тепло и свет, пестреют луга, лесные опушки. Кругом травы зелёные, ромашки белые, колокольчики сине-лиловые и голубые незабудки. Для человека Цветы всегда были образцом цвета и красоты! В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. В лесу много птиц, которые в июне месяце ожидают появление птенцов, поэтому в лесу надо вести себя как можно тише, чтобы не спугнуть их с гнёзд.

Июль – макушка лета. Не беда, что дни начали понемногу убывать, лето ещё угостит нас и щедрым солнцем, и лесными дарами. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт гречиха и подсолнечник, на лугах идёт сенокос.

- Июль ещё называют сладкоежкой. Как вы думаете, почему? В лесу и в саду поспевают ягоды и грибы.В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив.

Август – последние дни лета, его венец и закат, пора лёта семян и паутин, преддверие и предвестник золотой осени. Август - у берёз появляются первые золотые пряди, по полянам облака утренних и вечерних туманов, гонит по перелескам серебристые нити паутины, проливает первые, уже по-осеннему затяжные дожди. Но август, зато и щедро распахивает свои кладовые, приглашая в лес за грибами и ягодами.Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

У меня есть предложение! Давайте, ребята вместе перенесемся на миг в чудесное время года - в лето и нарисуем его.

Публикации по теме:

«Лето, какое ты?» Беседа с детьми о лете. Детские тематические рисунки Цель. Обобщение знаний детей о лете. Задачи. -Учить детей отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сюжетных картинок; -Развивать.

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой. Задачи: - расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;.

Интегрированное занятие — беседа в подготовительной группе «Дорога не место для игр» Цель:учить детей правилам поведения на улице,развивать знания у детей о том, где можно играть и где нельзя, воспитывать у детей интерес.

Конспект НОД в подготовительной группе «Беседа о космонавтах» Конспект НОД в подготовительной группе "Беседа о космонавтах". Программное содержание: обобщать представления о труде космонавта, необходимости.

«Лето, лето, лето, ты какого цвета?» Оформление стены в группе Возле речки детский сад, На лугу ромашки. Сорок маленьких ребят Бегают в пятнашки. По дорожке побеги, побеги, поймай-ка Голубые трусики,.

НОД по экологии в подготовительной группе «Беседа о лесах Сибири» Цель. Расширение и систематизирование знаний детей о лесах родного края. Задачи. Образовательная. Уточнить представления детей о лесе.

НОД «Беседа об осени» в подготовительной к школе группе НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа об осени". Задачи: Образовательные: • обобщить представления детей об осени как времени.

Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха» Интеграция ОО:" Социально-коммуникативное развитие ", Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое развитие.

Конспект занятия в подготовительной группе — беседа на тему: «Метеоприборы» Цель:познакомить детей с профессией гидрометеоролога; помочь детям понять ее значение; заинтересовать идеей создания в группе метеобюро.

Тематическая беседа в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Тематическая беседа с презентацией Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности Задачи:.

Похожая примета

Цель: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

2. Экологическая игра «Где что зреет»

Цель: Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде,

фрукты - на дереве. Уточнить представление о многообразии

овощей и фруктов.

Развивающая среда: карты с изображением леса, поля, огорода, сада;

карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров

природы; корзинки; иллюстрации о временах года.

1. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Лето», затем спрашивает, о каких приметах лета говорится в стихотворении, и просит детей назвать их.

Если в поле ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна -Значит, это уже. (лето), Значит, кончилась. (весна).

Назовите летние месяцы.

Летние месяцы - июнь, июль, август - самая благодатная, самая щедрая пора в году.

Что за месяц - июнь? Какие его приметы вы можете назвать? (Можно использовать календарь погоды для характеристики примет.)

Воспитатель уточняет, расширяет ответы детей.

- Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне дни долгие, солнечные, теплые, а ночи короткие - с воробьиный шажок. За длинный день и короткую ночь июнь называют «светозаром». «Заря с зарей сходится» - так говорят об июне потому, что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю зарю и утреннюю. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. В июне густые сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими. Цветут рябина, калина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появляются на колючих кустах шиповника. На лесных солнечных опушках загораются в зеленой траве алые огоньки сладкой-пресладкой, душистой ягоды - земляники. Поэтому и называют июнь «земляничником».

Вьет венок в лесу июнь, распевают птицы. Одуванчик, только дунь - тотчас разлетится. В молодой траве густой солнечные блики. Нынче день рожденья мой, мой - и земляники.

Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы - каких только красок ни увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдаем на участке (за божьей коровкой, муравьями). В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса!

В июне люди выходят на покосы. Собирают целебные травы, ягоды, сеют гречиху.

  1. Какой месяц приходит на смену июню?
  2. Что вы знаете об июле?
  3. Как светит солнце в это время?
  1. Какая вода в реке?
  2. Какие осадки выпадают летом?
  3. Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
  4. Какие работы приходилось выполнять людям в огородах, садах, полях?

Июль - середина лета, «макушка лета», «краса», «сердце лета».

Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовое, значит, и грибное» - примечают люди. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни - жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветут гречиха и подсолнечник, на лугах сенокос. В лесу пахнут деревья, цветет липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекает пчел. Июль - сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы - пора за грибами отправляться (сыроежки, маслята, подберезовики). В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив.

В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные, на деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах - овощи, начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что у июля. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу - грибами.

Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзины собирает

Груши, яблоки, малину,

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.

Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки - орешки в зимнюю кладовку. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету птицы: ласточки, грачи, журавли.

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре - вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс, одной, другой - кроль.

Все как один плыли, как дельфин.

Выплыли на берег крутой и отправились домой.

2. Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, огород? Воспитатель предлагает поиграть в игру и вспомнить, что где зреет.

Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы: лес, поле, сад, огород, луг.

Вариант игры: у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы, у других - корзинки. Дети-плоды под веселую музыку расходятся по комнате, мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявый огурец, нежную землянику и т. д.

Дети-корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи - с огорода, фрукты - из сада, грибы - из леса). Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса много выносить не разрешается. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал, загадать загадку. Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Дети обобщают свои понятия лета как сезона.

- Скажите, что такое лето? (Лето - это. )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о лете

Цель: формировать представление о лете, уточнить представление о приметах лета; развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстник.

Беседа о лете

Цель: формировать представление о лете, уточнить представление о приметах лета; развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстник.

Презентация "Беседа о лете"

Презентация "Беседа о лете".

Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых»

Ситуативная беседа «Вспомним лето и насекомых».

Тематическая беседа про лето для детей дошкольников 4-5 лет «Вот и лето пришло»

За весною приходит лето. Его ждали и люди, и растения, и животные. Летом солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет - становится жарко. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет.

Беседа "Безопасное лето, безопасные каникулы"

laquo;Знакомство с транспортом»беседа с детьми 2 младшей группы,в рамках месячника «Безопасное лето, безопасные каникулы».

"Лето. Какое ты" беседа о лете.

Обобщение знаний детей о лете.Учить детей отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сюжетных картинок; Развивать слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук,умение отражать свои впечатл.

Читайте также: