Беременность и церковь приметы

Обновлено: 13.11.2024

Здравствуйте, батюшка. Я в положении, можно ли мне посещать кладбища? Слышала и все говорят, что примета плохая, но я как-то к ним равнодушна. Хотелось мамину могилу в порядок привести. Как быть?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Уважаемая Екатерина, Вы абсолютно правы: это все суеверия о том, что беременным нельзя посещать кладбища, похороны, панихиды и так далее. Вокруг кладбищ очень много суеверий и мифов, но вообще это просто территория, на которой покоятся тела усопших до Второго Пришествия Христа, и все. Никакой мистики, магии и волшебства тут нет, и если люди считают, что она есть, а покойные или само кладбище могут повредиться кому-то – это пустые представления, основанные на языческом видении мира и собственных фантазиях. Люди охотно верят в приметы, и в ФОМЕ этот феномен разобран в статье «Почему так много людей верит в приметы?».

Так что Вы руководствуйтесь только собственным состоянием: если можете прибрать могилку, очень хорошо. Если нет, приходите просто, чтобы помолиться о маме. Можно или самой прочитать текст панихиды (но она длинная) или литии (короткая и по силам точно), а можно заранее позвонить в храм при кладбище (или зайти) и узнать, как договориться, чтобы панихиду или литию отслужил сам священник.

И еще бывает, что в храмах при кладбищах служат панихиду и так в определенное время. Имеет смысл прийти в это время в храм (минут за 5-10 до начала панихиды), подать о мамочке записку на панихиду, а потом совершить литию на могиле.

Почему считается, что беременным нельзя ходить в церковь?

В точности определить судьбу различных суеверий удается не всегда. Но некоторые версии, теории и трактовки находятся частенько.

О том, что беременным нельзя ходить в церковь, многие даже и не подумали бы… Но долю сомнения может привнести, как обычно, мама, бабушка, подруга или еще кто-нибудь. Далеко не все женщины слышали о таком запрете, но многим все же приходится столкнуться с вопросом: можно ли ходить в церковь беременным?

Распространителями подобных мифов являются бабушки. Издавна женщину в положении оберегали от чужих глаз, скрывая в доме до родов и какое-то время после них. Походы в многолюдные места не всегда заканчивались благополучно, ведь плохих глаз везде хватало, в том числе (или особенно, как многим кажется) в церкви. И этим объясняется выдуманный запрет на посещение беременной Божьих храмов.

Другая вероятная причина кроется также в опеке и заботе о будущей матери: выстоять службу в положении бывает очень нелегко и даже невозможно. Женщины страдают от токсикоза, отеков, головных, спинных и прочих болей и недугов. Таким образом, посещение церковных служений может быть небезопасным для их здоровья.

Возможно, некоторые отождествляют беременность с менструальным периодом. Считается, что женщина в эти дни «нечистая» и не может прикасаться к Господним святыням (но заходить в церковь право имеет!). Как бы там ни было, беременность не имеет ничего общего с месячными и не является причиной для такого вымышленного запрета.

Похожая примета

С беременностью связано большое множество различных суеверий и народных примет. Некоторые из них небеспочвенны и содержат долю здравого смысла. Но все же подавляющее большинство подобных запретов и рекомендаций не выдерживают никакой критики. В особенности христианской.

Церковь признает лишь одну веру — в Бога. Веру истинную и светлую, несущую в себе любовь и надежду. Суеверие не только считается пустой и напрасной верой, но является грехом перед Церковью. И как раз мнение, будто бы беременным нельзя ходить в церковь, — это самое обычное суеверие. Откуда оно взялось?

С беременностью связано большое множество различных суеверий и народных примет. Некоторые из них небеспочвенны и содержат долю здравого смысла. Но все же подавляющее большинство подобных запретов и рекомендаций не выдерживают никакой критики. В особенности христианской.

Церковь признает лишь одну веру — в Бога. Веру истинную и светлую, несущую в себе любовь и надежду. Суеверие не только считается пустой и напрасной верой, но является грехом перед Церковью. И как раз мнение, будто бы беременным нельзя ходить в церковь, — это самое обычное суеверие. Откуда оно взялось?

Ходить беременным в церковь очень полезно!

Священники призывают будущих матерей непременно регулярно посещать Божий Храм, чтобы возблагодарить Бога за произошедшее зачатие, поделиться с Ним своей радостью и просить Его о благословении на весь период вынашивания ребенка, а также о счастливом благополучном родоразрешении.

Похожая примета

Беременность — прекрасное, но непростое время в жизни женщины. Тем более, что в этот период на будущую мать со всех сторон сыпятся непрошенные советы и рекомендации. В частности, звучат мнения относительно того, почему беременным нельзя в церковь.

На самом деле, запретов и ограничений на посещении церкви для беременных нет. Если женщина хорошо себя чувствует, она может приходить на богослужения, участвовать в таинствах и, конечно же, молиться дома. Беременность — прекрасное время для того, чтобы сосредоточиться на своей духовной жизни, пока не отвлекают заботы о новорожденном малыше.

Беременным, как правило, разрешают менее строго поститься, а в случае необходимости (по состоянию здоровья) и вовсе отменяют телесный пост. Не стоит усердствовать и с земными поклонами. Также не возбраняется беременной женщине присесть в храме во время продолжительной службы.

Церковные правила позволяют беременным женщинам участвовать во всех таинствах, если есть желание и позволяет самочувствие. Например, если женщина пришла к вере и решила креститься будучи в «интересном положении», не стоит откладывать.

Часто возникает вопрос, может ли беременная женщина быть крестной. К этому также нет никаких канонических препятствий, главное, рассчитать свои силы и возможности, чтобы в будущем внимания хватало и своему ребенку и крестнику. Также беременная может присутствовать на крестинах своих собственных детей.

Естественно, что верующие женщины молятся о благополучном протекании беременности и родов. Можно обращаться к Господу, Божией Матери и святым своими словами или через тексты любимых молитв. Также есть традиция читать определенные молитвы во время беременности, например «Молитвенное воздыхание христианской супруги во время беременности ко Господу Иисусу Христу», молитвы пред иконой Богородицы «Помощница в родах», молитвенные воздыхания жены во время беременности ко Пресвятой Богородице и т.д.

Похожая примета

Можно ли бере­мен­ным ходить в цер­ковь? Такой абсурд­ный, по сути, вопрос очень попу­ля­рен. Ведь Интер­нет пест­рит «пра­во­слав­ными» рецеп­тами на все слу­чаи: что можно и чего нельзя на Пасху, в Роди­тель­скую суб­боту, на именины.

Такова житей­ская пси­хо­ло­гия, что и в духов­ной жизни мы зача­стую ищем алго­ритмы: сде­лай по инструк­ции – и спа­сешься. Но такой потре­би­тель­ский под­ход гро­зит опас­ной под­ме­ной цен­но­стей и далек от духа хри­сти­ан­ской пра­во­слав­ной веры, по кото­рой любовь и милость Божия даны нам не за точ­ное сле­до­ва­ние схеме, а даром, по благодати.

Дети как дар

Глав­ная дра­го­цен­ность для мамы – это дети, пода­рен­ные Богом. В неда­ле­ком про­шлом (всего-то век назад) жен­щина любого соци­аль­ного ста­туса, с любым уров­нем обра­зо­ва­ния или без него пони­мала, что бере­мен­ность – не болезнь, не патология.

Это дар Божий и нор­маль­ное физио­ло­ги­че­ское состо­я­ние жен­ского орга­низма, кото­рое не тре­бует осо­бого пере­хода на щадя­щий режим. Но сего­дня бере­мен­ность, роды и все, что с ними свя­зано, вызы­вают у буду­щих мам много опасений.

Воз­можно, поэтому вокруг темы бере­мен­но­сти пыш­ным цве­том раз­рос­лись при­меты, суе­ве­рия и пред­рас­судки. И это отнюдь не вея­ние ХХ и ХХI века – про­блема далеко не новая. Такова рус­ская дей­стви­тель­ность, где рядом с тра­ди­ци­ями пра­во­слав­ного бла­го­че­стия ужи­ва­ются маги­че­ские пред­став­ле­ния древ­них пред­ков, язычников-славян.

До сих пор стар­шее поко­ле­ние все­рьез рас­суж­дает про сглаз и порчу еще не рож­ден­ного мла­денца, запре­щая буду­щей маме часто выхо­дить в люди, даже если она направ­ля­ется в храм.

И, что уди­ви­тельно, зача­стую подоб­ным пред­рас­суд­кам под­вер­жены… цер­ков­ные бабушки (не те подвиж­ницы, кто сохра­нил веру и про­нес ее через гор­нило рево­лю­ции – они давно уже почили, а те, что в моло­до­сти были ком­со­мол­ками и о вере в Бога сами знали понаслышке).

Эти «искон­ные» пра­во­слав­ные хри­сти­анки без­условно знают, как надо и как не надо себя вести бере­мен­ной: о том, что нельзя вязать, смот­реть лучше только на кра­си­вое, в церкви све­чек куда попало не ста­вить, с утра до вечера читать ака­фи­сты свя­тым и ико­нам, кото­рые «спе­ци­а­ли­зи­ру­ются» на бере­мен­но­сти, и, глав­ное, бить побольше поклон­чи­ков, даже если здо­ро­вье, раз­меры живота и боль­шой срок не позволяют.

Хорошо, если моло­дая буду­щая мама вовремя подой­дет к свя­щен­нику, а не обра­тится к бабушке с вопро­сом: а можно ли ей, бере­мен­ной, нахо­диться в храме и как себя там вести, поскольку от полу­чен­ного ответа может зави­сеть, захо­чется ли ей снова пере­сту­пить цер­ков­ный порог, а от этого реше­ния – и ее вера.

В надежных руках прихода

Задаться вопро­сом – можно или нельзя ходить в цер­ковь во время бере­мен­но­сти – не при­дет в голову жен­щине, кото­рая живет пол­ной цер­ков­ной жиз­нью: испо­ве­ду­ется, при­ча­ща­ется, бывает на службах.

Для нее этот вопрос давно решен, а регу­лярно ходить в храм – это нор­мально, есте­ственно, пра­вильно, это ее сер­деч­ная и духов­ная потреб­ность, то, чем она живет и без чего не пред­став­ляет себя и своей семей­ной жизни.

Зачем что-то менять, когда под ее серд­цем зарож­да­ется новая душа? Она осмыс­ленно оста­ется там, куда стре­мится ее веру­ю­щее сердце – то есть в храме.

Она знает, что теперь будет чаще молит­венно воз­ды­хать перед Бого­ро­дич­ными обра­зами «Утоли моя печали», «Фео­до­ров­ская», «Про­мощ­ница в родах», молиться Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­нице.

Но ни уча­стие в про­дол­жи­тель­ных бого­слу­же­ниях, ни боль­шое сте­че­ние народа, ни даже духота не напу­гают ее – ту, кото­рая при­выкла нахо­диться в церкви. Если у буду­щей мамы кон­чи­лись силы или про­явился лег­кий ток­си­коз, ничто не мешает ей выйти, поды­шать воз­ду­хом, а если не стало легче, то и уйти домой.

Почему-то авторы мно­гих ста­тей по теме не упо­ми­нают самого важ­ного – того, что воцер­ко­в­лен­ная бере­мен­ная жен­щина в храме не одна, ее окру­жает община род­ного при­хода, где мно­гие хорошо ее знают, пони­мают ее состояние.

Те же самые «силь­ные в цер­ков­ной педа­го­гике» бабушки не все­гда настро­ены только на суро­вое вос­пи­та­ние моло­дежи. Отли­ча­ясь житей­ским опы­том и мило­сер­дием, они готовы подать руку помощи, усту­пить место на скамье.

Вокруг много и дру­гих еди­но­мыш­лен­ни­ков в вере, пра­во­слав­ных хри­стиан, гото­вых под­дер­жать, а если необ­хо­димо – и под­хва­тить на руки, вызвать «ско­рую». Полу­ча­ется, в своем при­ходе жен­щина гораздо в боль­шей без­опас­но­сти, чем на улице, в мага­зине, в кафе. Здесь никто не оста­вит ее в беде.

В церковь… для здоровья?

А как почув­ствует себя в церкви нево­цер­ко­в­лен­ная буду­щая мама? Конечно, хорошо, если бла­го­даря сво­ему новому поло­же­нию юная жен­щина при­дет на первую или вто­рую в своей жизни службу, но ее мотивы здесь мно­гое определяют.

Воз­можно, ей про­сто под­ска­зали, что, раз она бере­менна, неплохо бы и в цер­ковь похо­дить – мол, «для здо­ро­вья сво­его и ребе­ночка попри­ча­щаться, мас­ли­цем пома­заться, лада­ном поды­шать» – очень даже полезно.

С одной сто­роны – да, трудно не согла­ситься, что само пре­бы­ва­ние в церкви за бого­слу­же­нием, все это осо­бое литур­ги­че­ское про­стран­ство, цер­ков­ное пение, бла­го­об­ра­зие икон и коло­коль­ный звон успо­ка­и­вают, уми­ро­тво­ряют, настра­и­вают на дру­гой лад.

И это важно для пси­хо­со­ма­тики жен­щины, осо­бенно на фоне всего про­ис­хо­дя­щего сего­дня – частых слу­чаев замер­ших бере­мен­но­стей, выки­ды­шей, нерв­ных сры­вов и доро­до­вых депрессий.

Но, с дру­гой сто­роны, тут нужно серьез­ное духов­ное рас­суж­де­ние: а будет ли польза от такого прак­ти­че­ского при­ме­не­ния таинств и бла­го­дати? Цер­ков­ная жизнь, при­ме­ня­е­мая в каче­стве такой «релак­са­ции» и сво­его рода «физио-про­це­дур», без веры бес­смыс­ленна и даже кощунственна.

Став потре­би­тель­ни­цей «духов­ных услуг и отправ­ле­ний», буду­щая мама зача­стую начи­нает рас­суж­дать в духе оккуль­тизма и магизма: «Я Тебе свечку – Ты мне помощь в бере­мен­но­сти, я Тебе молитву – ты мне облег­че­ние в родах».

Такой «духов­ный» торг пре­вра­щает храм в сво­его рода «дом быта», куда при­хо­дят не к Богу, а за «услу­гой», и подоб­ное отно­ше­ние при­хо­жан вызы­вает горечь у любого свя­щен­ника, рев­ну­ю­щего о Доме Божием.

Но есть и тре­тья, самая важ­ная сто­рона – это про­мысл Бога о чело­веке. Пути Гос­подни неис­по­ве­димы, и кто знает, воз­можно, через пер­вые шаги в Церкви во время бере­мен­но­сти мама со своим буду­щим чадом одна­жды при­дет к вере.

В связи с этим хоте­лось бы вспом­нить слова Спа­си­теля нашего Гос­пода Иисуса Хри­ста: «Пустите детей при­хо­дить ко Мне и не воз­бра­няйте им, ибо тако­вых есть Цар­ствие Божие» ( Лк.18:15–16 ).

Так что бере­мен­ной маме при­хо­дить в храм с забо­той о своем чаде абсо­лютно необ­хо­димо, отбро­сив все страхи и сомне­ния. Никто не будет пре­пят­ство­вать ребенку во чреве матери, пус­кай и мало­во­цер­ко­в­лен­ной, вме­сте с ней вку­шать таин­ства и бла­го­дать, пода­тель кото­рых – Бог.

«Милосердия двери отверзи»

Понятно, что, отрав­ля­ясь на бого­слу­же­ние в храм, бере­мен­ной жен­щине надо все­гда тонко при­слу­ши­ваться к сво­ему здо­ро­вью, пра­вильно оце­ни­вать физи­че­ские силы.

Цер­ковь неда­ром назы­вает таких жен непразд­ными – бере­мен­ная жен­щина и так несет боль­шой труд, гото­вясь при­ве­сти в этот мир новую живую душу, потому чрез­мер­ные духов­ные подвиги от нее не требуются.

Именно об этом гово­рит нам цер­ков­ная тра­ди­ция, кото­рая мило­сердно пред­пи­сы­вает непразд­ным женам давать себе зна­чи­тель­ные послаб­ле­ния в посте или пол­но­стью отме­нять пост на время беременности.

Для уча­стия в Таин­стве При­ча­ще­ния в этом слу­чае доста­то­чен евха­ри­сти­че­ский пост – пол­ный отказ от пищи и воды с полу­ночи до момента причастия.

Помимо при­ня­тия испо­веди и при­ча­стия, наравне со всеми буду­щие мамы могут ста­но­виться крест­ными, вен­чаться, собо­ро­ваться. Но есть и огра­ни­че­ния – так, по еще вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции, жен­щине нельзя под­хо­дить к таин­ствам в тече­ние 40 дней после родов. Не тре­бу­ется от буду­щих мам и регу­ляр­ного при­сут­ствия на бого­слу­же­ниях – только посиль­ное уча­стие и молитва.

Для них во мно­гих хра­мах нашей боль­шой страны по рас­пи­са­нию слу­жатся спе­ци­аль­ные молебны. Это корот­кие по вре­мени молеб­ные пения, на кото­рых при­сут­ствует не так много народу, их легко выдер­жать даже на позд­них сроках.

Такая молитва при­дает сил жен­щине, про­ся­щей Бога и свя­тых о помощи себе ребенку в окру­же­нии еди­но­мыш­лен­ниц – дру­гих буду­щих мам. Также в молит­во­слове суще­ствуют молитвы во время бере­мен­но­сти, чита­е­мые дома.

Кстати, в храме можно рас­счи­ты­вать и на прак­ти­че­скую под­держку. Мало­иму­щим, оди­но­ким и мно­го­дет­ным при­ходы активно помо­гают: для них соби­рают дет­ские вещи, коляски, денеж­ные пожертвования.

Соци­ально-бла­го­тво­ри­тель­ные отделы епар­хий Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви вме­сте с госу­дар­ствен­ными меди­цин­скими и соци­аль­ными струк­ту­рами откры­вают реа­би­ли­та­ци­он­ные цен­тры помощи бере­мен­ным и мамам с детьми, попав­шим в слож­ную семей­ную ситу­а­цию, предо­став­ляют им жилье, пита­ние и дают воз­мож­ность пооб­щаться со священником.

Там же помо­гают при­нять таин­ства, не выходя из цен­тра, так что в цер­ков­ной ограде никому не дадут пропасть.

Посе­ще­ние храма в ожи­да­нии ребенка – не повин­ность и не обя­зан­ность. Это та духов­ная радость, кото­рую вы можете себе поз­во­лить.

Гос­подь ожи­дает от нас не меха­ни­че­ского испол­не­ния обря­дов и уста­нов­ле­ний, но встреч­ного дви­же­ния, откры­того сердца, искрен­ней просьбы.

И, пожа­луй, только в церкви можно внут­ренне настро­иться на буду­щие роды, вооду­ше­виться на свою непро­стую, но духовно важ­ную жен­скую мис­сию рож­де­ния и вос­пи­та­ния нового члена Церкви Христовой.

По сло­вам архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина), «жен­щина-хри­сти­анка по Божию пове­ле­нию должна вос­пи­ты­вать своих детей в вере и благочестии».

А ведь как хорошо начи­нать это вос­пи­та­ние рано, до момента рож­де­ния и при­вы­кать молиться о своем люби­мом чаде возле икон Бого­ро­дицы – напи­ты­ва­ясь сло­вами Еван­ге­лия о Ее бого­нос­ном материнстве.

Читайте также: