Беременность и церковь приметы
Обновлено: 13.11.2024
Здравствуйте, батюшка. Я в положении, можно ли мне посещать кладбища? Слышала и все говорят, что примета плохая, но я как-то к ним равнодушна. Хотелось мамину могилу в порядок привести. Как быть?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас Благословение! Уважаемая Екатерина, Вы абсолютно правы: это все суеверия о том, что беременным нельзя посещать кладбища, похороны, панихиды и так далее. Вокруг кладбищ очень много суеверий и мифов, но вообще это просто территория, на которой покоятся тела усопших до Второго Пришествия Христа, и все. Никакой мистики, магии и волшебства тут нет, и если люди считают, что она есть, а покойные или само кладбище могут повредиться кому-то – это пустые представления, основанные на языческом видении мира и собственных фантазиях. Люди охотно верят в приметы, и в ФОМЕ этот феномен разобран в статье «Почему так много людей верит в приметы?».
Так что Вы руководствуйтесь только собственным состоянием: если можете прибрать могилку, очень хорошо. Если нет, приходите просто, чтобы помолиться о маме. Можно или самой прочитать текст панихиды (но она длинная) или литии (короткая и по силам точно), а можно заранее позвонить в храм при кладбище (или зайти) и узнать, как договориться, чтобы панихиду или литию отслужил сам священник.
И еще бывает, что в храмах при кладбищах служат панихиду и так в определенное время. Имеет смысл прийти в это время в храм (минут за 5-10 до начала панихиды), подать о мамочке записку на панихиду, а потом совершить литию на могиле.
Почему считается, что беременным нельзя ходить в церковь?
В точности определить судьбу различных суеверий удается не всегда. Но некоторые версии, теории и трактовки находятся частенько.
О том, что беременным нельзя ходить в церковь, многие даже и не подумали бы… Но долю сомнения может привнести, как обычно, мама, бабушка, подруга или еще кто-нибудь. Далеко не все женщины слышали о таком запрете, но многим все же приходится столкнуться с вопросом: можно ли ходить в церковь беременным?
Распространителями подобных мифов являются бабушки. Издавна женщину в положении оберегали от чужих глаз, скрывая в доме до родов и какое-то время после них. Походы в многолюдные места не всегда заканчивались благополучно, ведь плохих глаз везде хватало, в том числе (или особенно, как многим кажется) в церкви. И этим объясняется выдуманный запрет на посещение беременной Божьих храмов.
Другая вероятная причина кроется также в опеке и заботе о будущей матери: выстоять службу в положении бывает очень нелегко и даже невозможно. Женщины страдают от токсикоза, отеков, головных, спинных и прочих болей и недугов. Таким образом, посещение церковных служений может быть небезопасным для их здоровья.
Возможно, некоторые отождествляют беременность с менструальным периодом. Считается, что женщина в эти дни «нечистая» и не может прикасаться к Господним святыням (но заходить в церковь право имеет!). Как бы там ни было, беременность не имеет ничего общего с месячными и не является причиной для такого вымышленного запрета.
Похожая примета
С беременностью связано большое множество различных суеверий и народных примет. Некоторые из них небеспочвенны и содержат долю здравого смысла. Но все же подавляющее большинство подобных запретов и рекомендаций не выдерживают никакой критики. В особенности христианской.
Церковь признает лишь одну веру — в Бога. Веру истинную и светлую, несущую в себе любовь и надежду. Суеверие не только считается пустой и напрасной верой, но является грехом перед Церковью. И как раз мнение, будто бы беременным нельзя ходить в церковь, — это самое обычное суеверие. Откуда оно взялось?
С беременностью связано большое множество различных суеверий и народных примет. Некоторые из них небеспочвенны и содержат долю здравого смысла. Но все же подавляющее большинство подобных запретов и рекомендаций не выдерживают никакой критики. В особенности христианской.
Церковь признает лишь одну веру — в Бога. Веру истинную и светлую, несущую в себе любовь и надежду. Суеверие не только считается пустой и напрасной верой, но является грехом перед Церковью. И как раз мнение, будто бы беременным нельзя ходить в церковь, — это самое обычное суеверие. Откуда оно взялось?
Ходить беременным в церковь очень полезно!
Священники призывают будущих матерей непременно регулярно посещать Божий Храм, чтобы возблагодарить Бога за произошедшее зачатие, поделиться с Ним своей радостью и просить Его о благословении на весь период вынашивания ребенка, а также о счастливом благополучном родоразрешении.
Похожая примета
Беременность — прекрасное, но непростое время в жизни женщины. Тем более, что в этот период на будущую мать со всех сторон сыпятся непрошенные советы и рекомендации. В частности, звучат мнения относительно того, почему беременным нельзя в церковь.
На самом деле, запретов и ограничений на посещении церкви для беременных нет. Если женщина хорошо себя чувствует, она может приходить на богослужения, участвовать в таинствах и, конечно же, молиться дома. Беременность — прекрасное время для того, чтобы сосредоточиться на своей духовной жизни, пока не отвлекают заботы о новорожденном малыше.
Беременным, как правило, разрешают менее строго поститься, а в случае необходимости (по состоянию здоровья) и вовсе отменяют телесный пост. Не стоит усердствовать и с земными поклонами. Также не возбраняется беременной женщине присесть в храме во время продолжительной службы.
Церковные правила позволяют беременным женщинам участвовать во всех таинствах, если есть желание и позволяет самочувствие. Например, если женщина пришла к вере и решила креститься будучи в «интересном положении», не стоит откладывать.
Часто возникает вопрос, может ли беременная женщина быть крестной. К этому также нет никаких канонических препятствий, главное, рассчитать свои силы и возможности, чтобы в будущем внимания хватало и своему ребенку и крестнику. Также беременная может присутствовать на крестинах своих собственных детей.
Естественно, что верующие женщины молятся о благополучном протекании беременности и родов. Можно обращаться к Господу, Божией Матери и святым своими словами или через тексты любимых молитв. Также есть традиция читать определенные молитвы во время беременности, например «Молитвенное воздыхание христианской супруги во время беременности ко Господу Иисусу Христу», молитвы пред иконой Богородицы «Помощница в родах», молитвенные воздыхания жены во время беременности ко Пресвятой Богородице и т.д.
Похожая примета
Можно ли беременным ходить в церковь? Такой абсурдный, по сути, вопрос очень популярен. Ведь Интернет пестрит «православными» рецептами на все случаи: что можно и чего нельзя на Пасху, в Родительскую субботу, на именины.
Такова житейская психология, что и в духовной жизни мы зачастую ищем алгоритмы: сделай по инструкции – и спасешься. Но такой потребительский подход грозит опасной подменой ценностей и далек от духа христианской православной веры, по которой любовь и милость Божия даны нам не за точное следование схеме, а даром, по благодати.
Дети как дар
Главная драгоценность для мамы – это дети, подаренные Богом. В недалеком прошлом (всего-то век назад) женщина любого социального статуса, с любым уровнем образования или без него понимала, что беременность – не болезнь, не патология.
Это дар Божий и нормальное физиологическое состояние женского организма, которое не требует особого перехода на щадящий режим. Но сегодня беременность, роды и все, что с ними связано, вызывают у будущих мам много опасений.
Возможно, поэтому вокруг темы беременности пышным цветом разрослись приметы, суеверия и предрассудки. И это отнюдь не веяние ХХ и ХХI века – проблема далеко не новая. Такова русская действительность, где рядом с традициями православного благочестия уживаются магические представления древних предков, язычников-славян.
До сих пор старшее поколение всерьез рассуждает про сглаз и порчу еще не рожденного младенца, запрещая будущей маме часто выходить в люди, даже если она направляется в храм.
И, что удивительно, зачастую подобным предрассудкам подвержены… церковные бабушки (не те подвижницы, кто сохранил веру и пронес ее через горнило революции – они давно уже почили, а те, что в молодости были комсомолками и о вере в Бога сами знали понаслышке).
Эти «исконные» православные христианки безусловно знают, как надо и как не надо себя вести беременной: о том, что нельзя вязать, смотреть лучше только на красивое, в церкви свечек куда попало не ставить, с утра до вечера читать акафисты святым и иконам, которые «специализируются» на беременности, и, главное, бить побольше поклончиков, даже если здоровье, размеры живота и большой срок не позволяют.
Хорошо, если молодая будущая мама вовремя подойдет к священнику, а не обратится к бабушке с вопросом: а можно ли ей, беременной, находиться в храме и как себя там вести, поскольку от полученного ответа может зависеть, захочется ли ей снова переступить церковный порог, а от этого решения – и ее вера.
В надежных руках прихода
Задаться вопросом – можно или нельзя ходить в церковь во время беременности – не придет в голову женщине, которая живет полной церковной жизнью: исповедуется, причащается, бывает на службах.
Для нее этот вопрос давно решен, а регулярно ходить в храм – это нормально, естественно, правильно, это ее сердечная и духовная потребность, то, чем она живет и без чего не представляет себя и своей семейной жизни.
Зачем что-то менять, когда под ее сердцем зарождается новая душа? Она осмысленно остается там, куда стремится ее верующее сердце – то есть в храме.
Она знает, что теперь будет чаще молитвенно воздыхать перед Богородичными образами «Утоли моя печали», «Феодоровская», «Промощница в родах», молиться Анастасии Узорешительнице.
Но ни участие в продолжительных богослужениях, ни большое стечение народа, ни даже духота не напугают ее – ту, которая привыкла находиться в церкви. Если у будущей мамы кончились силы или проявился легкий токсикоз, ничто не мешает ей выйти, подышать воздухом, а если не стало легче, то и уйти домой.
Почему-то авторы многих статей по теме не упоминают самого важного – того, что воцерковленная беременная женщина в храме не одна, ее окружает община родного прихода, где многие хорошо ее знают, понимают ее состояние.
Те же самые «сильные в церковной педагогике» бабушки не всегда настроены только на суровое воспитание молодежи. Отличаясь житейским опытом и милосердием, они готовы подать руку помощи, уступить место на скамье.
Вокруг много и других единомышленников в вере, православных христиан, готовых поддержать, а если необходимо – и подхватить на руки, вызвать «скорую». Получается, в своем приходе женщина гораздо в большей безопасности, чем на улице, в магазине, в кафе. Здесь никто не оставит ее в беде.
В церковь… для здоровья?
А как почувствует себя в церкви невоцерковленная будущая мама? Конечно, хорошо, если благодаря своему новому положению юная женщина придет на первую или вторую в своей жизни службу, но ее мотивы здесь многое определяют.
Возможно, ей просто подсказали, что, раз она беременна, неплохо бы и в церковь походить – мол, «для здоровья своего и ребеночка попричащаться, маслицем помазаться, ладаном подышать» – очень даже полезно.
С одной стороны – да, трудно не согласиться, что само пребывание в церкви за богослужением, все это особое литургическое пространство, церковное пение, благообразие икон и колокольный звон успокаивают, умиротворяют, настраивают на другой лад.
И это важно для психосоматики женщины, особенно на фоне всего происходящего сегодня – частых случаев замерших беременностей, выкидышей, нервных срывов и дородовых депрессий.
Но, с другой стороны, тут нужно серьезное духовное рассуждение: а будет ли польза от такого практического применения таинств и благодати? Церковная жизнь, применяемая в качестве такой «релаксации» и своего рода «физио-процедур», без веры бессмысленна и даже кощунственна.
Став потребительницей «духовных услуг и отправлений», будущая мама зачастую начинает рассуждать в духе оккультизма и магизма: «Я Тебе свечку – Ты мне помощь в беременности, я Тебе молитву – ты мне облегчение в родах».
Такой «духовный» торг превращает храм в своего рода «дом быта», куда приходят не к Богу, а за «услугой», и подобное отношение прихожан вызывает горечь у любого священника, ревнующего о Доме Божием.
Но есть и третья, самая важная сторона – это промысл Бога о человеке. Пути Господни неисповедимы, и кто знает, возможно, через первые шаги в Церкви во время беременности мама со своим будущим чадом однажды придет к вере.
В связи с этим хотелось бы вспомнить слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ).
Так что беременной маме приходить в храм с заботой о своем чаде абсолютно необходимо, отбросив все страхи и сомнения. Никто не будет препятствовать ребенку во чреве матери, пускай и маловоцерковленной, вместе с ней вкушать таинства и благодать, податель которых – Бог.
«Милосердия двери отверзи»
Понятно, что, отравляясь на богослужение в храм, беременной женщине надо всегда тонко прислушиваться к своему здоровью, правильно оценивать физические силы.
Церковь недаром называет таких жен непраздными – беременная женщина и так несет большой труд, готовясь привести в этот мир новую живую душу, потому чрезмерные духовные подвиги от нее не требуются.
Именно об этом говорит нам церковная традиция, которая милосердно предписывает непраздным женам давать себе значительные послабления в посте или полностью отменять пост на время беременности.
Для участия в Таинстве Причащения в этом случае достаточен евхаристический пост – полный отказ от пищи и воды с полуночи до момента причастия.
Помимо принятия исповеди и причастия, наравне со всеми будущие мамы могут становиться крестными, венчаться, собороваться. Но есть и ограничения – так, по еще ветхозаветной традиции, женщине нельзя подходить к таинствам в течение 40 дней после родов. Не требуется от будущих мам и регулярного присутствия на богослужениях – только посильное участие и молитва.
Для них во многих храмах нашей большой страны по расписанию служатся специальные молебны. Это короткие по времени молебные пения, на которых присутствует не так много народу, их легко выдержать даже на поздних сроках.
Такая молитва придает сил женщине, просящей Бога и святых о помощи себе ребенку в окружении единомышленниц – других будущих мам. Также в молитвослове существуют молитвы во время беременности, читаемые дома.
Кстати, в храме можно рассчитывать и на практическую поддержку. Малоимущим, одиноким и многодетным приходы активно помогают: для них собирают детские вещи, коляски, денежные пожертвования.
Социально-благотворительные отделы епархий Русской Православной Церкви вместе с государственными медицинскими и социальными структурами открывают реабилитационные центры помощи беременным и мамам с детьми, попавшим в сложную семейную ситуацию, предоставляют им жилье, питание и дают возможность пообщаться со священником.
Там же помогают принять таинства, не выходя из центра, так что в церковной ограде никому не дадут пропасть.
Посещение храма в ожидании ребенка – не повинность и не обязанность. Это та духовная радость, которую вы можете себе позволить.
Господь ожидает от нас не механического исполнения обрядов и установлений, но встречного движения, открытого сердца, искренней просьбы.
И, пожалуй, только в церкви можно внутренне настроиться на будущие роды, воодушевиться на свою непростую, но духовно важную женскую миссию рождения и воспитания нового члена Церкви Христовой.
По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «женщина-христианка по Божию повелению должна воспитывать своих детей в вере и благочестии».
А ведь как хорошо начинать это воспитание рано, до момента рождения и привыкать молиться о своем любимом чаде возле икон Богородицы – напитываясь словами Евангелия о Ее богоносном материнстве.
Читайте также: