Жизнь народная в пословицах диктант
Обновлено: 07.11.2024
Контрольные диктанты за первое полугодие. 5 класс. Грамматическое задание в форме ГИА.
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnye_diktanty_za_pervoe_polugodie.docx | 19.52 КБ |
Следующая пословица
ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Упражнение №599 по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. - Дрофа, 2012-2018г.
Условие
Самостоятельно напишите диктант "Жизнь народная − в пословицах", а затем проверьте и оцените свою работу. Организуйте её так, как сказано в упр. 63.
Объясните название диктанта. Выберите одну пословицу и устно объясните, как вы понимаете её смысл.
Решение 1
Решение 2
Другие задачи из этого учебника
Предварительный просмотр:
Контрольные диктанты за первое полугодие (5 класс)
(1) Без пословицы речь не молвится.
(2 )Язык – богатство народа. (3) В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы.(4) Их сложил народ. (5)Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. (6)В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. (7)В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение трудиться, смеется над жадными, ленивыми.(8) Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.
(9) Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. (10) Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.
(11) А какие пословицы знаете вы, ребята? (92 слова )
- Озаглавьте текст.
- Подчеркните однородные члены в третьем (1 вариант) и в пятом (2 вариант) предложениях. Составьте схемы.
- Укажите номер предложения с обращением (1,2 варианты).
- Сделайте синтаксический разбор восьмого (1 вариант) и десятого (2) предложений.
- Сделайте морфологический разбор слов о труде (1 вариант) и речь (2 вариант).
- Сделайте морфемный разбор слов: рассказывают, прославляет (1 вариант) и трудиться, изречения (2 вариант).
(1)На опушке молодого леса есть пруд.(2) Из него бьёт подземный ключ.(3) Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. (4)Отсюда она направляется в далекий путь. (5)Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
(6) Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. (7)На лугу пестреют цветочки.(8) Их сладкий запах разливается в мягком воздухе.(9) Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.(10) Откос на набережной реки очень красив.(11) Местные жители любят проводить тут выходные дни.(12) Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.
- Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм. Каждый пример пишите с красной строки. Орфограммы объясните графически.
- Сделайте синтаксический разбор первого (1 вариант) и восьмого (2 вариант) предложений.
- Сделайте морфемный разбор слов: удивительных и вдыхаешь (1 вариант), окрестностями и подземный (2 вариант).
- Объясните постановку знаков препинания в пятом предложении (1 вариант) и в двенадцатом предложении (2 вариант). Составьте схемы.
(1)По дороге топал еж. (2)Он меня заметил и свернулся клубком. (3)Закатил я колючего зверька в кепку.(4) Принес домой и назвал Фомкой.
(5)В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. (6)Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. (7)А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. (8)Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. (9)Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. (10)А из валенка выкатился колючий клубок. (11)Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». (12) Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
- Выпишите из текста пять слов с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» . Выделите в словах корень и запишите проверочное слово.
- Сделайте синтаксический разбор второго (1 вариант) и пятого (2 вариант) предложений.
- Выпишите из третьего (1 вариант) и из десятого (2 вариант) предложений словосочетания. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний.
- Сделайте морфемный разбор слов: выкатился, подумал (1 вариант), выгнул, рассвет (2 вариант)
Встреча в тайге.
(1)Набрел я на поляну в тайге.(2) От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.
(3)На краю поляны сохранились заросли малины.
(4)Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
(5)Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. (6)Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
(7)Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. (8)Это был медвежонок.(9) Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
(10)В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат.(11) Это медведица медвежонка ищет. (12)Надо бежать! (13)Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)
- Выпишите из предложений 3-5 слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова ».
- Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне » (1 вариант) и 2 слова с орфограммой « Приставки на – з, -с » (2 вариант).
- Сделайте синтаксический разбор первого (1 вариант) и третьего (2 вариант) предложений.
- Сделайте морфемный разбор слов: опустела, малинник (1 вариант), медвежонок, поиграть (2 вариант).
- Сделайте морфологический разбор слов: трещат (1 вариант) и шуршал (2 вариант).
Следующая пословица
Делу время - потехе час. Шила в мешке не утаишь. Грибы ищут - по лесу рыщут. Чужим богат не будешь. Век живи, век учись. Сам погибай, а товарища выручай. Знание - дело наживное. Жизнь прожить - не поле перейти. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
2. Непроверяемые безударные гласные.
Два медведя в одной берлоге не живут. Худ обед, коли хлеба нет. Мельница сильна водой, а человек едой. Работай до поту, так поешь в охоту. Дорога ложка к обеду. Без капусты щи не густы. На вкус, на цвет товарища нет. Слово-не воробей, вылетит - не поймаешь. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. Не дорог обед, а дорог привет.
3. Проверяемые безударные гласные.
Какие труды, такие пл…ды. Мороз л…нивого за нос хв…тает, а перед проворным шапку сн…мает. Дерево сильно к…рнями, а человек своими трудами. З…рно в кол…су - тор…пись сжать пол…су. У страха гл…за велики. Незнайка л…жит, а Знайка далеко б…жит.
4. Парные звонкие и глухие согласные.
Терпение и труд всё перетрут. Сорвать прут не большой труд. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Хлеб - всему голова. Старый друг лучше новых двух. Снег глубок - год хорош. Бабка с кашкой, а дед с ложкой. Рыбка мелка, да уха сладка. В мае дождь - будет рожь. Был покос, да пришёл мороз.
5. Разделительный мягкий знак.
Где хотенье, там и уменье. Откладывай безделье, да не откладывай дела. Всяк кузнец своего счастья. Птице крылья, а человеку разум. Маленькое дело лучше большого безделья. Вся семья вместе, так и душа на месте. Ученье - свет, а неученье - тьма. Повторенье – мать ученья.
6. Правописание приставок.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Белый свет не клином сошёлся. Это ещё вилами на воде написано. Одна пчела немного мёда натаскает. Ум за разум зашёл. Легко чужими руками жар загребать. Нашла коса на камень. Подал ручку, да подставил ножку. Отойдём да поглядим, каково-то мы сидим.
7. Правописание не с глаголами.
Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не сиди сложа руки - не будет скуки. Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим. Ссора до добра не доведёт.
Популярные решебники
Издатель: Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, 2012г. / 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты контрольных диктантов для 6-9 классовТексты диктантов для 6-9 классов с дополнительными заданиями.
Контрольный диктант для 7 класса по теме "Причастие".контрольный диктант на проверку усвоенных знаний по теме "Причастие".
Контрольный диктант по теме: "Наречие"В помощь учителю русского языка и литературы.
Тексты контрольных диктантов, 5 - 7 кл, по программе С. ЛьвовойНесмотря на новую форму экзамена по русскому языку, ЕГЭ и ГИА, считаю, что от диктантов отказываться не стоит.
Тексты контрольных диктантов для 6-9 классов6 класс. 1 четверть. Утром. Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Со.
Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.
Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель - контроль освоения учащимися курса русского я.
Следующая пословица
Цель : проверить знания учащихся.
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа 4 . Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка 2 . Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны 4 . Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка 2 дает яркую оценку событиям или человеку. (88 слов.)
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка 2 уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет 4 .
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел 4 . Внезапно заговорил торопливый ручеек 2 , перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам 2 деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички 4 . Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки 2 стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка 4 . Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)
Читайте также: