Закончить пословицы объяснить постановку или отсутствие тире
Обновлено: 22.11.2024
Тема нашего занятия: тире между подлежащим и сказуемым. Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Сегодня мы будем говорить с вами о пунктуационном знаке, который называется тире. Тире - знак интонационно-логического членения предложения на отдельные части. Сразу хочу обмолвиться, что тире часто путают с дефисом. Дефис – это знак орфографии, это знак полуслитного написания слов. Например: по-дружески или Осень – любимое время года А. С. Пушкина. В первом случае мы наблюдаем орфографический знак – дефис, а во втором – пунктуационный знак – тире. В словаре зафиксировано 14 случаев , когда в предложении ставится тире. Мы с вами рассмотрим варианты наиболее частого употребления тире в предложении, остальные - в 11 классе.
Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского писателя А. П. Чехова: «Знаки препинания – это ноты при чтении». Запишите их в тетрадь.
Перед вами листы с распечаткой данной темы. Ответьте, пожалуйста, ранее вы знакомились с этой темой? ( в 5 классе)
Сегодня мы с вами рассмотрим дополнительные сведения относительно данной темы, так как в 5 классе вы владели мизерной информацией о частях речи. Вы не изучали имя числительное, приложение, союзы и т.д.
Посмотрите, пожалуйста, на экран и повторим изученное и изучим новое.
Объяснение таблицы.
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится:
Сущ. + сущ. в им.п.
Лес – друг человека.
2. Глагол н. ф. + глагол н.ф.
Ученого учить – только портить .
3. числительное + числительное.
Пятью три – пятнадцать .
4. Существ. + глагол н. ф.
Наша задача – отразить атаку.
5. Глагол н. ф. + существ.
Отразить атаку – наша задача .
6. Числит. + существ.
Четыре – четное число .
7. Сущ. + с/с с числит.
Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров .
8. Сущ. + фразеолог.об.
Пирог – пальчики оближешь .
9. Есть слова это , вот или значит .
Будущее – это вы .
Тире не ставится:
При сказуемом есть НЕ Сердце не камень.
(. Это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом
Чай пить – не дрова рубить .
и предложений со словами это, вот, значит
Аналогия – это не доказательство.)
2.При сказуемом есть КАК, ЕСТЬ, БУДТО,СЛОВНО, ТОЧНО,
Лес точно терем расписной.
ЧТО = КАК, ТОЧНО . Лёд что зеркало.
3.Подлежащее выражено местоимением Он врач.
( Если на местоимение падает логическое ударение,
Ты – лучший человек на свете.
то тире может ставиться)
4.Между подлежащим и сказуемым
Сергей, по-видимому , , хороший врач.
стоит вводное слово , обстоятельство ,
Москва теперь порт пяти морей
дополнение , союз или частица
5. В вопросительных предложениях.
Твой брат шахматист ?
После рассмотрения таблицы – далее 2 слайд.( Звучит тихо романс «Отговорила роща золотая» )
Вашему вниманию я хочу предложить замечательный текст Всеволода Александровича Рождественского о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, которому в 2015году исполнится 120 лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти. В одном годе совмещены две даты, так сказать две цветовые гаммы: белая и черная.
Все́волод Алекса́ндрович Рожде́ственский (29 марта (10 апреля) 1895, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния, Российская Империя — 31 августа 1977, Ленинград, СССР) — русский поэт.
Участник Великой Отечественной войны (военный корреспондент).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги.
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам.
Текст читает учитель.
С глубокой тоской рассказывал всегда Есенин о родном селе на берегах Оки. Константиново – родина поэта. Уверял, что другого такого места нет на земле. И с такой же любовью перечислял животных, памятных с детства, не забывая ни единого щенка или котенка. Сидя на скамеечке московского бульвара, любил подсвистывать птицам. С лохматыми собаками разговаривал на каком-то особом, вполне понятном им языке. И любое существо платило ему дружеской приязнью.
Однажды возвращались мы вместе из гостей. Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро.
Река как блестящая сталь. Весь противоположный берег колыхался в светлой дымке. Глаза Есенина словно отражение июльского неба.
Где-то у Академии художеств к нам пристал бездомный пес. Он шел робко, виновато, волоча понурый хвост. Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.
- Что, собачка, колбаски хочешь?
Пес понимающе шевельнул хвостом. Сергей толкнул меня под локоть: «Смотри, улыбается!» И я действительно увидел подобие улыбки на унылой собачьей морде. Покормить животное – святая обязанность Сергея.
Мы проходили в это время мимо мелочной лавочки. Есенин легко взбежал по ступенькам и потребовал целый круг дешевой колбасы и порядочную горбушку белого хлеба.
Пес ожидал нас у крыльца. Сергей присел перед ним на корточки, и началась непередаваемая беседа. Трудно сказать, кто из них был более доволен.
Затем мы двинулись дальше. Собака не отставала ни на шаг. Скоро к ней присоединилась другая, затем третья. Все они получили свою долю и бежали за нами. Милиционер покосился на нас подозрительно, потому что теперь мы шли в сопровождении шести-восьми собак разных пород и темпераментов.
- Ну, довольно, - сказал Есенин, разделив остатки хлеба и колбасы. – А теперь по домам!
Свистнул каким-то образом, и не отстававшие до тех пор псы сразу же разбежались в разные стороны.
- Понимают! – добавил он с усмешкой. – Всякая тварь меня понимает. Я им свой человек!
- О чем текст? (Рассказывают ученики)
-Спасибо, хорошо. Тире в письменной речи как знак чему соответствует в устной? ( паузе)
Для чего нам нужна пауза в устной речи? ( чтобы что-то выделить) Не могу не отметить, что тире был излюбленным знаком препинания у Марины Цветаевой, чтобы остановиться, осмыслить, додумать.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская
-Предложение является единицей коммуникативного плана. Предложение является частью текста. Для того чтобы понять текст, нам нужно понять предложение в их структурно- смысловом единстве. И если в предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, то значит автор этим предложениям придает особое значение.
Давайте составим своеобразный словарь текста. Найдем те предложения, где между подлежащим и сказуемым ставится тире.
(Ученики вначале находят такие предложения, где тире ставится, затем – где тире не ставится.
Словарь текста
Тире ставится:
Константиново – родина поэта.
Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.
Покормить животное – святая обязанность Сергея.
Тире не ставится:
Река как блестящая сталь.
Глаза Есенина словно отражение июльского неба.
Я им свой человек.
- процитировать стихи Есенина, где говорится о любви к животным.
-И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.
-По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
-Возвращаемся к тексту. Ребята, мне хочется обратить ваше особое внимание следующим предложениям.
И любое существо платило ему дружеской приязнью.
Обернуться и тихо свистнуть – для Есенина не остаться равнодушным к судьбе каждого зверя.
Всякая тварь меня понимает.
-Слова любой, каждый, всякий какой частью речи являются?
-Как вы считаете, почему автор Рождественский для сравнительно небольшого текста вводит частое употребление данных слов?
-Очевидно, желая показать жизненную позицию С. А. Есенина, а именно: Каждый может творить добро. Всякий должен оставить на земле добрую память о себе.
- В прошлом году ученик вашего класса Стуколов Федор принял участие в конкуре « Творческий микрофон». Он выступил со стихотворением современного поэта Ирины Астаховой « Скажите мне, вы, люди, замечали…». Я считаю звучание этого стихотворения сегодня на уроке очень актуальным. (Федор читает стихотворение).
- Спасибо. Возвращаемся к эпиграфу нашего занятия.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? ( И еще эти слова можно воспринимать буквально, а именно: Как прочитаешь ноты, так и сыграешь. Сравним два предложения. От постановки тире зависит смысл предложения.)
Ходить – долго не мог.
Ходить долго – не мог. ( Ученики объясняют смысл предложений).
- Подчеркните грамматическую основу данного предложения и объясните постановку тире.
-Мне бы хотелось закончить урок вновь словами русского писателя А. П. Чехова: «Равнодушие – паралич души, преждевременная смерть»
Следующая пословица
регулятивные УУД : ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
познавательные УУД : сравнивать языковой материал, определять основание для сравнения, структурировать знания в виде пунктуационного правила и схемы;
коммуникативные УУД : владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка; аргументировать свою точку зрения;
личностные: обогатить грамматический строй речи.
Оборудование: раздаточный материал, проектор, компьютер
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг.момент
Цель : проверить готовность группы к уроку
Работа над темой урока.
Работу начнем мы с записи сегодняшнего числа.
Что вам известно об этой дате?
Это один из любимых праздников для наших дедушек и бабушек.
2 . Запишите это предложениею.
(один человек у доски)
Первое октября – Международный день пожилого человека.
Появился этот праздник в 1982 году по инициативе ООН, в России он стал официальным с 1992 года.
Для чего же нужен тот праздник?
Чтобы привлечь внимание к проблемам и трудностям людей старшего поколения. В этот день проводятся различные праздничные мероприятия. А вы собираетесь поздравлять своих бабушек и дедушек? Как?
Почему слово «Международный» пишется с заглавной буквы? (имя собственное)
Подчеркните грамматическую основу и объясните пунктограмму.
(тире между подлежащим и сказуемым стоит, т.к. )
3. Актуализация знаний. Опрос. Цель : проверить усвоение знаний и умений прошлого урока
Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? ( «Тире между подлежащим и сказуемым»)
Ц У . Сегодня мы повторим и общим все, что нам известно по данной теме.
Как вам уже известно, тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.
-В каких случаях между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ тире? Приведите примеры
-Когда оно не ставится?
1. Перед сказуемым есть частица НЕ
Старость не радость. НО:
перед инфинитивом с частицей НЕ ТИРЕ СТАВИТСЯ:
Жизнь прожить – не поле перейти.
2. оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), Жить – Родине служить.
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО)
Закат словно зарево пожара.
3. оба главных члена выражены числительными.
Пятью пять – двадцать пять.
3. Подлежащее выражено личным местоимением в И.п.
Я секретарь земской управы.
4. Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое – существительным в И.п.
Добиться успехов – наша цель.
4. Перед сказуемым есть союз, частица, вводное слово.
Грач, конечно, птица умная.
5. Подлежащее выражено существительным в И.п, сказуемое – инфинитивом
Наша задача – добиться успехов.
6. Числительное и существительное в И.п.
Четыре – четное число.
7. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Пирог – пальчики оближешь.
8. ВСЕГДА: перед сказуемым есть слова ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ.
Москва – это столица России.
Мы повторили теоретический материал по нашей теме, а сейчас проверим, как вы используете знания на практике.
Цель : наблюдение за языковыми фактами, объяснение условий постановки пунктуационного знака.
Прочитайте выразительно отрывок стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку.
(стихотворение на слайде. Устн.работа)
Почему – « Имя твое – пять букв »? что имеется в виду в этой строке? (Блокъ)
Как относится М. Цветаева к А. Блоку?
Имя твое – птица в руке, (сущ-сущ)
Имя твое – льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ.
Имя твое – пять букв. (сущ-СЦС с колич. числ.)
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Объясните употребление тире в отрывке.
Вспомните, почему слово « одно-единственное» пишется через дефис? (повторение одной и той же основы в сложносокращенном слове)
А в чем разница между тире и дефисом? (орфогр.-пункт.знак). А с точки зрения оформления печатного текста? (нет пробелов-2 пробела)
5. Выборочное списывание.
Цель : закрепить умение выделять условия выбора знака препинания
(Задание на распечатке, у доски работают 2 человека. )
Запишите в одну колонку примеры, где тире ставится, а в другую, где не ставится. Не забывайте подчеркивать грамматические основы и указывать, чем выражены подлежащие и сказуемые.
1) Семью семь _ сорок девять, верно? (1)
2) Грузоподъемность крана _ 25 тонн. (1)
3) Фонетика _ раздел языкознания. (1)
4) Ты _ известный спорщик. (2)
5) Ученого учить _ только портить. (2)
6) Невозможно _ забыть такое. (2)
7) Эта чашка _ чья? (2)
8) Думать об этом каждый божий день_ вот что страшно. (1)
9) Гулять перед сном _ вот здоровая привычка. (1)
10) Настроение_ ужасное. (2)
11) Наш долг _ сохранить урожай. (1)
12)Заработок у него теперь _ будь здоров. (1)
13) У него сердце_не камень (2)
14) Он _порча, он _чума, он_ язва здешних мест (2)
(Проверка по эталону на слайде)
4. Творческий диктант.
Вашим следующим заданием будет работа с пословицами. Задание: закончите пословицы;
(если будет затруднение, на слайде – концовки вразброс)
Учить – … (ум точить).
Жить – … (Родине служить).
Без дела жить – … (небо коптить).
Лишнее говорить – … (только делу вредить).
Чай пить – … (не дрова рубить).
Запишите получившиеся пословицы, объясните постановку или отсутствие тире, подчеркнув грамматические основы. Подпишите, чем выражены подлежащие и сказуемые.
Какой схеме соответствуют все эти предложения?
Начертите ее в тетради. (один студент – на доске)
5. Пословицы мы вспомнили, а теперь перейдем к отрывкам из классических произведений.
Цель : отработка умения обосновывать условия выбора знаков препинания
Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае с помощью схемы.
1. Природа есть родина всех талантов, начиная от солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном. (Паустовский). 5. Острый язык дарование длинный язык наказание. 6. Кремль сокровище русского зодчества творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории. Гусь известно птица важная и рассудительная. (Тургенев).
II час
1. Формирование речевых умений
Цель: учить употреблять предложения с тире между подлежащим и сказуемым для сжатия текста.
Конструирование предложений
(раздаточный материал. Один человек работает у доски)
Думаю, на лекциях вы часто сталкиваетесь с тем, что не всегда успеваете записывать длинные предложения. Как же с эти бороться?
Сжимать, переделывая предложения.
Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.
1.Язык можно назвать историей, душой нации. 2. Сноровка и умение являются в беде спасением. 3. Наша дружба похожа на солнца яркий свет. 4. Общение с книгой считается высшей и незаменимой формой интеллектуального развития человека.5. Чтение становится лучшим учением народа. 6. Книги имеют задачу облегчить, ускорить познание жизни, а не заменить его. 7. Историк В.О. Ключевский писал, что разборчивый почерк является первым правилом вежливости. 8. Что значит писать? Не только узнавать факты, но и вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
(на доске выполняются первые 2, остальные – самостоятельно).
+ Проверка схем на доске.
2. Итог, рефлексия
Цель : учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания.
Мы с вами рассмотрели много примеров предложений с тире между подлежащим и сказуемым, вспомнили, в каких случаях эта пунктограмма ставится, а в каких нет.
Что нового узнали на занятии?
Какие возникали трудности?
Самостоятельная работа (15-20 минут)
Цель : проверить уровня усвоения материала по теме.
А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире.
Напишите небольшое сочинение на тему «Первое октября - Международный день пожилого человека».
Помните, что сочинение всегда состоит из трех частей.
4. Задавание домашнего задания
Цель : определить собственные затруднения и умения, которые необходимо тренировать
Выпишите из художественного произведения русской литературы одного автора 10 предложений с тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку знака графически .
Всем спасибо, до свидания. Не забудьте поздравить своих бабушек и дедушек с праздником.
Следующая пословица
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Власенков, Рыбченская 10-11 класс, Просвещение:
373. Спишите. Объясните постановку тире и двоеточия. Подберите общий заголовок к данным пословицам. С какими из них вы согласны, с какими нет? Приведите другие пословицы на эту же тему.
1. (Не)тот друг кто мёдом маж..т а тот кто правду в глаза скаж..т. 2. Друг истины..й что орех (не)расколотый. 3. Будь друг да (не)вдруг. 4. Не та дружба сильна что в словах заключена а та что в бою скр..плена. 5. Друзья позн..ются в (не)счастье. 6. Приобрести друга (не)легко даже за год но обид..ть можно за одну минуту. 7. Раздружиться друг хуже (не)друга. 8. Плохой товарищ (не)подмога. 9. Друг (до)поры тот(же) (не)друг. 10. (Не)верный друг опас(?)ный враг.
Выполните орфографический разбор всех слов, в которых есть орфограмма «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Похожие решебники
Власенков 10-11 класс
Власенков, Рыбченская
Популярные решебники 10-11 класс Все решебники
Мордкович
Мордкович, Семенов
Enjoy English
Биболетова, Бабушис
Михеева
Михеева, Афанасьева
New Millennium
Казырбаева, Дворецкая
Алимов 10-11 класс
Алимов, Колягин, Ткачёва
Мякишев
Мякишев, Буховцев
Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.
Следующая пословица
Цели: развивать пунктуационную зоркость; знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь определять необходимость постановки знака препинания, аргументировать постановку тире.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374)
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Летний вечер тих и ясен.
- Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж. лтый лист.
- Мес. ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
- Мы медле(н, нн)о стали пр. ближа(т, ть)ся к вершине горы.
- По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 11 класс. Тема: Урок-практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»»
Урок русского языка. 11 класс.
Тема: Урок-практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели: развивать пунктуационную зоркость; знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь определять необходимость постановки знака препинания, аргументировать постановку тире.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374)
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
Летний вечер тих и ясен.
Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж. лтый лист.
Мес. ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
Мы медле(н, нн)о стали пр. ближа(т, ть)ся к вершине горы.
По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж. смотр. т небо ясным взглядом.
Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр. щать Ангару.
В этом году осень тёплая.
Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
Солнца луч. промеж. туч. был и жгуч. и высок.
Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
Юноша обл. дал феноменальной памятью.
Теперь всё было ясно.
Лож. предотвратившая беду, лучше правды, се. щей вражду.
IV. Синтаксическая разминка.
Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.
Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
V. Изучение нового материала.
Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).
Условие постановки тире
Тире ставится
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п.
Великая радость – работа.
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое
Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.
3. Инфинитив – инфинитив
Жизнь пройти – не поле перейти.
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п.
Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п.
Семью восемь – пятьдесят шесть.
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п.
Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.
7. Внесение ясности в смысл предложения.
Отец – мой учитель.
Отец мой – учитель.
Тире не ставится
1. В простых предложениях разговорного стиля.
Моя мать учительница.
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.
Каждый кленовый лист как дождевая тучка!
3. Подлежащее + Не + сказуемое.
Душа Печорина не каменистая почва.
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения + сказуемое
После школы печать, несомненно, первый учитель языка.
5. Сказуемое + подлежащее.
Какое большое удовольствие бродить в лесу!
6. Личное местоимение + сказуемое.
Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!
7. Подлежащее + имя прилагательное.
Я златострунный и пригожий.
VI. Закрепление материала.
1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.
Учить – … (ум точить).
Жить – … (Родине служить).
Без дела жить – … (небо коптить).
Лишнее говорить – … (только делу вредить).
Чай пить – … (не дрова рубить).
2) Объяснительный диктант.
Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.
Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)
Читайте также: