Зачем изобретать велосипед поговорка

Обновлено: 07.11.2024

⊙ Знать историю вопроса, чтобы, как говорится, не изобретать второй раз велосипед - важнейшая заповедь науки. Дилетант её не признаёт. ЛГ, 1984.В нашей стране существует лучшая в мире переводческая проза <. >, вместо того чтобы использовать всё достигнутое нашей переводческой школой, велосипед начинают изобретать заново. И. Калякина, Зачем воздвигать памятник?

Почему же в странах, отнюдь не самых отсталых в научно-техническом отношении, от конкурсных отметок в вузах давно отказались? Может быть, не стоит цепляться за старое и отжившее? И изобретать заново велосипеды тоже не стоит? Не присмотреться ли к чужому, успешному опыту? ЛГ, 1985.

Если судить серьёзно и непредвзято, изобретать велосипед не пришлось <. >, хотя появилось немало изобретателей велосипедов; без них тоже никак нельзя было обойтись, так уж человек устроен. П. Проскурин, Порог любви.

Велосипед изобрести, / Потом руками развести, / Сказать: "Простите, я не знал, / Что есть уже оригинал <. >". А. Шлыгин, Дерзость.

Даже самое "оригинальное" рацпредложение - это по сути бывшее изобретение <. >. Биться в этих случаях с муками творчества <. > всё равно, что в наше время заново создавать велосипед <. >. Переизобрести изобретённое - вновь создать "велосипед" или заново открыть интегральное исчисление - здесь это отнюдь не считается зазорным. А. Иванов, Не изобретать "велосипед"!

⊛ Мазохизм не устаревает, потому что существовал всегда <. >. Захер-Мазох не изобретал велосипед, а просто впервые красочно и одновременно доступно описал пресловутое получение наслаждения от боли. Сов. секретно, 2001.

Человек он новый, придумает что-нибудь, а окажется, велосипед изобрёл - всё это давным-давно предусмотрено, проделано. А. Кулешов, Белый ветер.

Так что же, "новые поэты" изобретают вновь деревянный велосипед? В действительности оно так и есть, если все поиски новизны сводить лишь к новизне формы, оторвав её от содержания <. >. ЛГ, 1984.

- У меня в лаборатории эти молодцы могли ещё натворить чудес <. >. Пусть ваш Красов сам придумывает деревянный велосипед, да на нём и едет к славе. Н. Асанов, Богиня победы.

⊜ Твой бог - общий бог, не пытайся выдумать какую-нибудь карманную религию, для индивидуального пользования <. >, помни, что и до тебя люди искали смысл бытия, искали и многое нашли. Не изобретай заново деревянного велосипеда! В. Тендряков, Апостольская командировка.

⊝ Что же касается ассоциативного метода построения моих сочинений <. >, то это лично моё. Впрочем, как знать? Может быть, ассоциативный метод давным-давно уже открыт кем-нибудь из великих и я не более, чем "изобретатель велосипеда". В. Катаев, Алмазный мой венец.

культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к архетипическому, т. е. древнейшему в окультуренном мироосознании, противопоставлению "старое - новое". Велосипед как техническое устройство "изобретён около 200 лет назад <. >, его основная деталь - колесо - появилось значительно ранее (ему свыше 6000 лет) <. >. В римском Национальном музее есть саркофаг с изображением человека, едущего на машине, которая напоминает велосипед. Саркофагу около 2000 лет. Изображения подобных машин встречаются на стенах развалин древнего Египта, Вавилона, Помпеи". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2000. С. 96.) Компонент фразеол. изобретать соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, компонент велосипед - с вещным кодом. Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей псевдооткрытие изобретению велосипеда. Велосипед в образе фразеол. символизирует простейшее техническое устройство, что и придаёт высказыванию иронический характер. Фразеол в целом передаёт стереотипное представление о дилетантском подходе к какому-л. занятию. автор: М. Л. Ковшова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРИДУМЫВАТЬ ВЕЛОСИПЕД" в других словарях:

ВЕЛОСИПЕД — (от лат. velox быстрый, и pes, pedis нога). Машина для езды, приводимая в движение ногами ездока; изобретена Дре (Drais). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВЕЛОСИПЕД от лат. velox, быстрый, и pes … Словарь иностранных слов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — ВЕЛОСИПЕД, а, муж. Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Гоночный в. Детский в. Ехать на велосипеде. • Изобретать велосипед (разг.) придумывать то, что давно известно. | прил. велосипедный, ая, ое … Толковый словарь Ожегова

ПРИДУМЫВАТЬ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ПРИДУМЫВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕД — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ПРИДУМЫВАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

Рубцов, Николай Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубцов. Николай Рубцов … Википедия

Н.М.Рубцов — Николай Михайлович Рубцов Имя при рождении: Николай Михайлович Рубцов Дата рождения: 3 января 1936 Место рождения: село Емецк Архангельской области Дата смерти: 19 января 1971 Место смерти … Википедия

Николай Михайлович Рубцов — Имя при рождении: Николай Михайлович Рубцов Дата рождения: 3 января 1936 Место рождения: село Емецк Архангельской области Дата смерти: 19 января 1971 Место смерти … Википедия

Николай Рубцов — Николай Михайлович Рубцов Имя при рождении: Николай Михайлович Рубцов Дата рождения: 3 января 1936 Место рождения: село Емецк Архангельской области Дата смерти: 19 января 1971 Место смерти … Википедия

Рубцов, Николай — Николай Михайлович Рубцов Имя при рождении: Николай Михайлович Рубцов Дата рождения: 3 января 1936 Место рождения: село Емецк Архангельской области Дата смерти: 19 января 1971 Место смерти … Википедия

Следующая пословица

Прежде чем говорить о технологиях продвижения в издательском деле, я на всякий случай скажу пару слов о том, что такое технологии вообще и зачем они нужны.

Говоря простым языком, технологии - это разработанные кем-то процессы, в которых определенным способом, с использованием различных средств и инструментов достигается желаемый результат. То есть кто-то что-то придумал, толково описал, и теперь мы, пользуясь его инструкцией, можем создать свой аналог.

Самый простой и понятный образчик технологий – поваренная книга. Там описаны и методы, и средства, и инструменты всем понятные и хорошо знакомые. Выполняем пошагово весь процесс и на выходе имеем вкусный продукт.

Другой классический образец использования технологий – различные тренинги. Они могут быть спортивными, духовными и интеллектуальными. В результате выполнения или многократного повторения определенных процедур вы приобретаете новые способности.

Использование проверенных технологий позволяет современному человеку колоссально эффективно использовать свое время и силы, достигая значительных успехов в любой сфере деятельности. А вот первобытному человеку было не так здорово! Четких инструкции не было и всё приходилось опробовать самому. В лучшем случае какие-то навыки передавались из поколения в поколение членами общины. Например, какой использовать камень для наконечника стрелы и как его заточить. Это тоже своего рода технология!

Есть хорошая поговорка: зачем изобретать велосипед? Это значит, не надо пытаться изобрести то, что давно уже существует и прекрасно работает. С другой стороны, мы не можем знать всего, что уже создано.

Но к этому нужно стремиться! Быстрее к цели придет тот, кто будет опираться на проверенный опыт своих предшественников и не пойдет долгим путем проб и ошибок.

Если я убедил вас в преимуществе пользования готовыми технологиями, переходим дальше. Подписываемся на канал и ждем следующую статью, в которой я буду рассказывать, о том какие технологии помогают в продвижении начинающему писателю.

Следующая пословица

Выражение «изобретать велосипед» - шутка, имеющая реальную основу. Велосипед действительно придумывали много раз. И мы говорим, «не изобретай велосипед» в тех случаях, когда подразумеваем, что собеседник занимается бесполезной деятельностью, изобретая то, что уже давным-давно изобретено и решение данной проблемы есть и широко известно.

И на сегодняшний день много чего уже придумано человечеством. К сожалению, для пытливых умов. Но те, кто этого не знает или имеет свой взгляд на обыденные вещи, придумывает своё изобретение! А может это и к лучшему и, благодаря таким неугомонным, с жизненным кредо «Мы не ищем лёгких путей!» и совершаются новые открытия?!

И вот я решила создать свой велосипед!

Как приходят идеи для моих чемоданов? Трудно ответить однозначно, всегда разными путями. эта приехала ко мне на сломанном велосипеде.

Наверное, сам Ганс Христиан Андерсен своими сказками научил меня бережно относится к вещам. Однажды попался мне на глаза старый велосипед. Мне его стало жалко. и пришла идея поставить мой любимый чемодан на колёса! Я просто обожаю прикольные вещицы (но, только если они функциональны!). Так приятно пользоваться необычной вещью!

И вообще, считаю, что творчество должно всегда нести позитивную пользу не только мастеру, но и будущим хозяевам его творений, украшать нашу жизнь и быть хорошим помощником в быту!

Определённо, моё новое создание предназначается для очень-очень крутого байкера. лет 7-ти и чуть старше. Любящего гонять на «велике» или скейте, умеющего держать в руках гаечный ключ ( он прилагается)

и из-за нехватки времени, не успевающем поддерживать порядок в своей комнате. (Что абсолютно нормально!) Ведь внутри чемодана много кармашков, в которые захочется разложить свои трусы, носки и. гвозди.

Вообще, этот "гараж"- такая "мужская берлога", куда вход дамам запрещён- на дверях висит замок.

Нашлось место и автомобильному номеру-в поддержку транспортной тематики.

И продолжая тему брутальности- настенная вешалка из велосипедного сиденья и руля (она имеет серьёзное крепление на стену и выдержит не только кепку, но и более тяжелые вещи).

Обучение в форме игры- самый верный способ достичь результата. И я очень надеюсь, что благодаря такой необычной вещице в комнате любого сорванца, наконец-то (!) воцарится порядок!

Будет удобный столик для игр и оригинальная прикроватная тумбочка. И самое интересное- чемодан не утратил своей мобильности- открутив ножки, его можно использовать по первоначальному предназначению.

Да и в прихожей в стиле "лофт" такая тумбочка вполне уместна.

Оставшиеся детали от сломанного велосипеда тоже пошли в дело- вот такие часы со смешной кукушкой, которая расселась на качелях из велосипедной цепи и при малейшем движении воздуха смешно дрыгает ножками и крыльями.

Но, прежде, чем создавать чемоданнный велосипед, я всё же с интересом почитала историю изобретения велосипеда. Надеюсь, и вам она покажется занимательной.

Почтальон Печкин из Простоквашино Почтальон Печкин из Простоквашино

Что же такое велосипед ? Прежде всего это конструкция на колёсах, которая приводится в движение исключительно мускульной силой человека. А само слово образовано от лат. Vēlōx - «быстрый» и pes- «нога».

До сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первый придумал название «велосипед» - бургундец Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) или же лотарингиец Пьер Мишо (1813-1883). Зато письменные источники четко зафиксировали первые (пока еще робкие) попытки проникновения слова «велосипед» в русский язык- в начале второй половины 19 века.

А кто и как на самом деле изобрёл велосипед? В действительности изобрести велосипед оказалось совсем не таким простым и быстрым делом, и свой вклад тут внесло множество разных и очень талантливых людей.

Поскольку основная деталь велосипеда - колесо (ср. европейские наименования велосипеда по колесу: нем.-Fahrrad, чеш. - kolo, англ. -bicycle и т. д.), то дату изобретения велосипеда можно передвинуть в более тёмную глубь веков. До недавнего времени считалось, что родиной колеса является Восток - Месопотамия. Однако в 2003г. археологи откопали на территории Словении самое старое колесо в мире. По оценке экспертов, исторической реликвии около 5100-5350 лет. Колесо, изготовленное из ясеня и дуба, имеет радиус 70 сантиметров, его толщина 5 сантиметров. Находка была обнаружена ниже древнего поселения недалеко от столицы Словении Любляны.

эволюция колеса эволюция колеса

В глубь веков уходят следы безымянных изобретателей велосипедов. Ведь поскольку, кроме колеса, велосипед состоит и из простых, давно известных деталей (шестерёнок, цепи, кривошипно-шатунного механизма), которые использовались еще до нашей эры, - как, скажем, шестерни, найденные в Древнем Риме во 2 в. до н.э., - то велосипед мог быть изобретен как минимум несколько тысяч лет назад.

Имеется немало свидетельств, что колёсные устройства, приводимые в движение силой человека, создавались талантливыми изобретателями в разное время и в разных странах. Первые свидетельства о таких устройствах относятся ещё ко времени Александра Македонского. Согласно античным источникам, ещё в 4 в. до н. э. у правителя Сиракуз Дионисия был некий «гамаксион» — повозка, приводимая в движение мускульной силой. О подобных устройствах упоминают и более поздние римские источники.

Строили самодвижущиеся повозки, приводимые в движение при помощи педалей и рычагов, и в средние века.

В середине 13 в. английский учёный Бэкон предсказал, что будут сконструированы такие машины, которые не будут использовать тягу животных, а будут двигаться "самоходом". В начале 15 в. появился чертеж такой машины. Она приходила в движение с помощью усилий человека, сидевшего внутри нее и оперировавшего верёвкой и системой колёс и колёсиков.

Первым человеком, создавшим чертежи велосипеда, был известный изобретатель и художник Леонардо да Винчи. В мире он также известен как человек, сделавший первые наброски вертолетов, самолётов и десятков других устройств. 1493 годом датированы эскизы примитивного велосипеда, который, предположительно, был начерчен Леонардо да Винчи, как считали до 1974 года. Дальнейшее изучение чертежей показало, что они не были нарисованы рукой да Винчи. Предположение о том, что эти эскизы выполнил ученик да Винчи- Джакомо Капротти, после того, как оригинальный чертёж был потерян, также считается ложным. Тест на возраст был выполнен, но библиотека, принадлежащая Ватикану, скрывает, очевидно, неугодный результат, поэтому эксперты считают эти эскизы недействительными.

Предположительный чертёж Леонардо да Винчи или его ученика Джакомо Капротти Предположительный чертёж Леонардо да Винчи или его ученика Джакомо Капротти

А художник Альбрехт Дюрер (1471-1528гг.) даже спроектировал для императора Максимилиана I великолепные кареты, которые приводились в движение слугами с помощью различных механизмов.

В начале 16 в. в немецком городе Пирна была изобретена карета, двигавшаяся без лошадей, усилиями самого изобретателя, с помощью системы рычагов и шестерёнок. К сожалению, этот один из первых "велопроходцев" далеко на своей машине не уехал: на пути в Дрезден, при большом стечении многочисленных зрителей, он увяз в грязи.

Немало попыток изобретения велосипедов было с тех пор. Из них стоит упоминания знаменитая карета, сконструированная в 1649 г. в Нюрнберге "циркульным мастером" Гаутчем. Это был удивительный "самоход", украшенный великолепной резьбой. Достаточно было нажать на его рычаги, и карета начинала двигаться в любом направлении, преодолевала возвышенности, давала задний ход. И с невероятной для самоходов того времени скоростью 2 тысячи шагов (т.е. около полутора километров) в час! Тайна волшебной кареты скоро обнаружилась. Оказалось, что ее приводят в действие с помощью нехитрых механизмов - мальчишки, спрятанные внутри машины. Карета Гаутча так понравилась шведскому принцу Карлу Густаву, приехавшему в Нюрнберг, что он купил ее в 1650 г. за 500 рейнских теллеров и позднее включил в атрибуты своих королевских выездов.

Самым старым и очень примитивным прототипом нынешнего велосипеда историки-техники считают так называемую целериферу (из лат. celerifera - букв, "быстроноска") француза М. де Сиврака, Она была сконструирована в 1791 г. на основании разработок Джакомо Капротти (ученика Л. Да Винчи). На практике были видны существенные отличия, но базовая идея и главные части конструкции остались прежними.

Целерифера француза М. де Сиврака. Целерифера француза М. де Сиврака.

Первый велосипед Сиврака был полностью создан из дерева. Транспорт, мягко говоря, был неудобным, да и педалей не было. Велосипед не мог поворачивать в стороны и двигался только прямолинейно. Возможно, именно он стал первым транспортом, который больше не использовал животную тягу. Изобретение велосипеда произвело революцию в мире транспортных средств. Этот велосипед еще многое сохранял от средств передвижения с помощью лошадиной тяги. Изобретатель соединил оба колеса, а перекладину-основу снабдил седлом, на котором велосипедист сидел по-кавалерийски и попеременно отталкивался ногами от земли, приводя таким способом свою машину в движение. Этим удерживалось, кстати говоря, и равновесие - задача и сейчас еще для начинающих велосипедистов достаточно сложная. Целерифера Сиврака, однако, довольно быстро была предана забвению.

В России в 18 в. создание довольно совершенных для своего времени «самобеглых колясок» связано с именами талантливых изобретателей Леонтия Шамшуренкова и Ивана Кулибина.

У талантливого русского самоучки, крепостного крестьянина Нижегородской губернии Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова (1685-1757) было много механических изобретений, но самым интересным для нас является самобеглая коляска, изготовленная из “железа сибирского мягкого”, “стали самой доброй”, “проволоки железной толстой”, кожи, сала, клея, холста и гвоздей. Коляска была представлена в Петербурге 1 ноября 1752 г.: она была четырехколёсной и приводилась в движение мускульной силой двух человек через устройство, напоминающее ворот. Коляска могла развивать скорость до 15 км в час. Для пассажиров предназначалось два места. После показательной демонстрации самобеглая коляска Шамшуренкова использовалась придворными для развлечений “как весьма новое и курьёзное художество”, а затем была забыта.

Замечательной конструкцией колесного самоходного экипажа являлась также самокатка русского конструктора, выдающегося изобретателя и инженера Ивана Петровича Кулибина (1735-1818), на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его самоходный экипаж имел трехколёсное шасси, переднее сиденье для двух пассажиров и место сзади для стоящего человека, управляющего ножными педалями - “туфлями”. Человек держался за ручку, закрепленную в спинке сиденья, и силой своего веса попеременно давил то на одну педаль, то на другую.

Сложная конструкция русского механика содержала почти все основные узлы будущего автомобиля, многие из которых были введены впервые - перемену передач, тормозное устройство, рулевое управление, подшипники качения. Чрезвычайно ценным является оригинальное применение Кулибиным маховика для обеспечения плавной работы трансмиссии и осуществление торможения при помощи пружин типа часового механизма.

Судя по сохранившимся чертежам, самокатка И.П.Кулибина имела длину около 3,2 м; ширину и высоту - по 1,6 м; диаметр задних колес - 1,42 м. При одном обороте колеса в секунду она могла развивать скорость до 16,2 км в час.

самоходный экипаж Кулибина (1791 г.) самоходный экипаж Кулибина (1791 г.)

Наиболее правильное решение проблемы самоходной коляски, приводимой в движение силой человека, представил уральский мастер Артамонов. Он решил задачу максимального облегчения веса повозки за счет уменьшения её размеров и сокращения числа колес до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат - прообраз будущего велосипеда. Можно сказать, что его идея живёт в миллионах современных велосипедов. В российских архивах сохранились свидетельства о Ефиме Артамонове, крепостном, который ещё в 1801 г. приехал на своём изобретении с Урала в Москву. Правда, некоторые считают этот случай легендой и подвергают сомнению, т. к. об этом событии сохранилось очень мало информации в письменных источниках.

Но, как ни странно, подобные изобретения русских умельцев оставались лишь интересными диковинками и так и не получили массового распространения.

А первым изобретателем, чьё имя достоверно связано с появлением велосипеда, обычно называют Карла Дреза.

Карл Дрез был лесничим из Баварии, и натолкнули его на мысль об изобретении нового средства передвижения особые обстоятельства. 1816 год был «Годом без лета». Тогда из-за извержения вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава почти все Северное полушарие постигла самая сильная климатическая аномалия в истории, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье лошадей.

Педалей у «дрезины» — так прозвали изобретение Дреза — не было, и передвигаться на нём нужно было, отталкиваясь ногами от земли. Тем не менее, и такой способ передвижения был заметно быстрее, чем передвижение пешком.

«машина для бега» К. Дреза «машина для бега» К. Дреза

Карл Дрез в 1818 г. запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега».

Его велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколёсный транспорт и от него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колёсами. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов.

В английском и французском языках изобретение назвали «дрезиной» в честь изобретателя.

Через некоторое время изобретение стало популярным в Великобритании, где его прозвали dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»).

Я вспомнила советск мультик «Ишь ты, Масленица»: «Мальчишку не догонишь. Пока твой конь четырьмя ногами- раз, два, три, четыре… Мальчишка на двух ногах: раз-два, раз два. Давай коня постерегу, а ты бегом: раз-два, раз-два .

мультик "Ишь ты, Масленица" мультик "Ишь ты, Масленица"

Но чтобы велосипед стал велосипедом, к нему ещё нужно было приделать педали. В 1840г. попытку совершенствовать велосипед сделал шотландец Макмиллан. Он добавил педали, которые при помощи рычагов соединялись с задним колесом.

Следующая пословица

⊙ Знать историю вопроса, чтобы, как говорится, не изобретать второй раз велосипед - важнейшая заповедь науки. Дилетант её не признаёт. ЛГ, 1984.В нашей стране существует лучшая в мире переводческая проза <. >, вместо того чтобы использовать всё достигнутое нашей переводческой школой, велосипед начинают изобретать заново. И. Калякина, Зачем воздвигать памятник?

Почему же в странах, отнюдь не самых отсталых в научно-техническом отношении, от конкурсных отметок в вузах давно отказались? Может быть, не стоит цепляться за старое и отжившее? И изобретать заново велосипеды тоже не стоит? Не присмотреться ли к чужому, успешному опыту? ЛГ, 1985.

Если судить серьёзно и непредвзято, изобретать велосипед не пришлось <. >, хотя появилось немало изобретателей велосипедов; без них тоже никак нельзя было обойтись, так уж человек устроен. П. Проскурин, Порог любви.

Велосипед изобрести, / Потом руками развести, / Сказать: "Простите, я не знал, / Что есть уже оригинал <. >". А. Шлыгин, Дерзость.

Даже самое "оригинальное" рацпредложение - это по сути бывшее изобретение <. >. Биться в этих случаях с муками творчества <. > всё равно, что в наше время заново создавать велосипед <. >. Переизобрести изобретённое - вновь создать "велосипед" или заново открыть интегральное исчисление - здесь это отнюдь не считается зазорным. А. Иванов, Не изобретать "велосипед"!

⊛ Мазохизм не устаревает, потому что существовал всегда <. >. Захер-Мазох не изобретал велосипед, а просто впервые красочно и одновременно доступно описал пресловутое получение наслаждения от боли. Сов. секретно, 2001.

Человек он новый, придумает что-нибудь, а окажется, велосипед изобрёл - всё это давным-давно предусмотрено, проделано. А. Кулешов, Белый ветер.

Так что же, "новые поэты" изобретают вновь деревянный велосипед? В действительности оно так и есть, если все поиски новизны сводить лишь к новизне формы, оторвав её от содержания <. >. ЛГ, 1984.

- У меня в лаборатории эти молодцы могли ещё натворить чудес <. >. Пусть ваш Красов сам придумывает деревянный велосипед, да на нём и едет к славе. Н. Асанов, Богиня победы.

⊜ Твой бог - общий бог, не пытайся выдумать какую-нибудь карманную религию, для индивидуального пользования <. >, помни, что и до тебя люди искали смысл бытия, искали и многое нашли. Не изобретай заново деревянного велосипеда! В. Тендряков, Апостольская командировка.

⊝ Что же касается ассоциативного метода построения моих сочинений <. >, то это лично моё. Впрочем, как знать? Может быть, ассоциативный метод давным-давно уже открыт кем-нибудь из великих и я не более, чем "изобретатель велосипеда". В. Катаев, Алмазный мой венец.

культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к архетипическому, т. е. древнейшему в окультуренном мироосознании, противопоставлению "старое - новое". Велосипед как техническое устройство "изобретён около 200 лет назад <. >, его основная деталь - колесо - появилось значительно ранее (ему свыше 6000 лет) <. >. В римском Национальном музее есть саркофаг с изображением человека, едущего на машине, которая напоминает велосипед. Саркофагу около 2000 лет. Изображения подобных машин встречаются на стенах развалин древнего Египта, Вавилона, Помпеи". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2000. С. 96.) Компонент фразеол. изобретать соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, компонент велосипед - с вещным кодом. Образ фразеол. создаётся метафорой, уподобляющей псевдооткрытие изобретению велосипеда. Велосипед в образе фразеол. символизирует простейшее техническое устройство, что и придаёт высказыванию иронический характер. Фразеол в целом передаёт стереотипное представление о дилетантском подходе к какому-л. занятию. автор: М. Л. Ковшова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД" в других словарях:

Изобретать велосипед — Разг. Ирон. Обнаруживать, создавать заново что л. давно открытое, общеизвестное. Мелерович, Мокиенко, 1997, 94 … Большой словарь русских поговорок

велосипед — а, м. vélocipède m. 1. Самокат, сиденье на 2 или 3 колесах, который можно (севши на него) приводить в движение ногами с помощью особого механизма. Павленков 1911. В покоях наследника престола великого князя Александра можно увидеть карты земных и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — (от лат. velox быстрый, и pes, pedis нога). Машина для езды, приводимая в движение ногами ездока; изобретена Дре (Drais). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВЕЛОСИПЕД от лат. velox, быстрый, и pes … Словарь иностранных слов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — ВЕЛОСИПЕД, а, муж. Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Гоночный в. Детский в. Ехать на велосипеде. • Изобретать велосипед (разг.) придумывать то, что давно известно. | прил. велосипедный, ая, ое … Толковый словарь Ожегова

ВЕЛОСИПЕД — Изобретать велосипед. Разг. Ирон. Обнаруживать, создавать заново что л. давно открытое, общеизвестное. Мелерович, Мокиенко, 1997, 94. Купить велосипед (самокат). Жарг. мол. Шутл. ирон. Зазнаться. БСРЖ, 92 … Большой словарь русских поговорок

ИЗОБРЕТАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕД — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ИЗОБРЕТАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

Читайте также: