Выпишите из данного отрывка поговорку

Обновлено: 20.05.2024

Правда, как приветов очи светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится. Правда ни шатко, ни валко, ни на строну идет прямо, как стрела, а Кривда ковыляя да пошатываясь. Кривде недалеко за худым делом ходить, говорит себе под нос сладким голоском. Правда же в увёртки да извороты не пускается, много слов не раздает. У нее либо "да", либо "нет".

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Следующая пословица

по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть,- и чем-нибудь отведет.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы", оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться,- Платов сказал себе:

- Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,- говорит,- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

В 1. Какой приём использует Лесков при изображении Александра I и Платова?

В 2. Выпишите из данного отрывка фразы, которые характеризуют императора и Платова.

В3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «. наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет» ?

В4. В чём смысл прием а каламбура? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», н апример, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.

Д а йте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:

«Платов держит свою ажидацию»

« Платов остался с обидою и лёг дома на досадную укушетку »

«Перед каждым на виду висит долбица умножения »

В5. Сколько денег дал государь англичанам за стальную блоху и как был вознаграждён во дворце у государя левша за своё искусство?

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился? Приведите примеры его доводов .

С2. Анненский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?» А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами ?

Вариант II

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Платов из Тулы уехал, а оружейники три человека, самые искусные из них,

один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города. [. ]

Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой "нощию" и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в

окнах закрыли, перед Николиным образом ламцадку затеплили и начали работать.

День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют - ничего не известно.

Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие

ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются - неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит,- не выскочат ли в перепуге и не объявится ли тогда, что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров…[. ]

Свистовые же как прискочили, сейчас вскрикнули и как видят, что те не отпирают, сейчас без церемонии рванули болты у ставень, но болты были такие крепкие, что нимало не подались, дернули двери, а двери изнутри заложены на дубовый засов. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть.

В1. Куда и зачем отправились три тульских оружейника?

В2. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «. наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, точно так же должны верить и потомцы» ?

В3. Выпишите фразы, которые говорят о тяжести работы тульских мастеров.

В4. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?

«Государь … был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;

«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»

В5. Какие средства выразительности использует Лесков, чтобы создать фантастическую картину «страшной секретности» работы тульских мастеров?

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Почему тульские мастера взялись поддержать Платова?

С2. Как изобразил Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами героя любуется автор, а какие отвергает?

Вариант III

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

а) « Горите себе, а нам некогда,- и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за свое дело принялся. »

б) « Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.»

в) «А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может.»

г) «- Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.

- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову. »

д) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»

е) «Об этом,- говорит,- спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.»

ж) «Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.»

з) «Это все равно,- отвечает,- где умереть,- все единственно, воля божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»

В1. По данным цитатам перечислите основные качества левши.

В2. Кто из героев сказал эти слова: «. я на своих надеюсь, что они никого не хуже» ?

В3. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

В4. Из какой поговорки возник замысел сказа Лескова?

В5. Почему так много в тексте произведения необычных, искажённых слов ? Рассказчик переиначивает иностранные слова на «свой лад», н апример, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.

Д а йте подобное толкование следующим словам, которые использует рассказчик:

«Мы на буреметр смотрели… »

« клеветон вышел »

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

С2. Кто виноват в гибели левши?

Вариант IV

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания.

Англичане левшу сейчас хлоп-хлоп по плечу и как ровного себе - за руки. "Камрад,- говорят,- камрад - хороший мастер,- разговаривать с тобой со временем, после будем, а теперь выпьем за твое благополучие".

Спросили много вина, и левше первую чарку, а он с вежливостью первый пить

не стал: думает,- может быть, отравить с досады хотите.

- Нет,- говорит,- это не порядок: и в Польше нет хозяина больше,- сами вперед кушайте.

Англичане всех вин перед ним опробовали и тогда ему стали наливать. Он встал, левой рукой перекрестился и за всех их здоровье выпил.

Они заметили, что он левой рукою крестится, и спрашивают у курьера:

- Что он - лютеранец или протестантист?

- Нет, он не лютеранец и не протестантист, а русской веры.

- А зачем же он левой рукой крестится?

- Он - левша и все левой рукой делает.

Англичане еще больше стали удивляться и начали накачивать вином и левшу и

курьера, и так целые три дня обходилися, а потом говорят: "Теперь довольно". По симфону воды с ерфиксом приняли и, совсем освежевши, начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?

В1. Выпишите из данного отрывка поговорку.

В2. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

В3. Прочитайте цитаты и скажите, о каком государе идет речь. Как эти цитаты характеризуют названного императора?

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;

«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»

В4. Почему англичане стараются напоить левшу?

В5. Какой секрет вёз из Англии левша?

Ответы на задания С необходимо дать в виде связного текста (3-6 предложений)

С1. Что Лесков хотел сказать своим произведением? Почему в последней главе он пишет, что «о прежней старине потомки вспоминают с гордостью и любовью»?

С2. Почему предсмертные слова левши не передали государю? Почему у английского «полшкипера» и левши такая разная судьба?

Следующая пословица

У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер.

Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала:

- Слон! Ты убил отца, убей и их.

Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его к себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

Вопросы: О ком и о чём рассказывается в басне? Как выражено отношение писателя к происходящему?Каково ваше мнение о морали басни?

2. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полными именами, заполнив таблицу. (макс. 6 баллов)

1. Крылов А. Фёдор Иванович

2. Жуковский Б. Иван Андреевич

3. Гоголь В. Лев Николаевич

4. Тургенев Г. Николай Васильевич

5. Тютчев Д. Иван Сергеевич

6. Толстой Е. Василий Андреевич

3. Назовите место, о котором идёт речь в данном отрывке , укажите автора и название произведения.

а) И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

б) «… он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках…»

в) «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. »

4. Назовите тропы (средства выразительности), выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень».

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

5. Узнайте басню И.А.Крылова по морали .

а) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

в) Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г) Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где только стоит догадаться

За дело просто взяться.

6. Назовите авторов, названия и жанр произведений, из которых приведены данные отрывки.

а) Утихнула бездна… и снова шумит…

И пеною снова полна…

И с трепетом в бездну царевна глядит…

И бьёт за волною волна…

Приходит, уходит волна быстротечно –

А юноши нет и не будет уж вечно.

б) Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

в) «Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки сбились в одно место – как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан – батюшки, да ведь это руда медная!»

7.Решите кроссворд .

По горизонтали: 1. Разговор двух или нескольких лиц. 2. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. 3. Английский город и автор «Сказания о Кише». 4. Созвучие окончаний стихотворных строк. 5. Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 6. Притворство, насмешка. 7. Хотел залезть ночью в овчарню, но попал на псарню. 8. Водоём, названный в честь героя рассказа В.П.Астафьева. 9. Река, названная Некрасовым «рекою рабства и тоски» 10. Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». 11. Один из тридцати, вышедших «чредой из вод». 12. Основная мысль художественного произведения. 13. Краткое мудрое изречение. 14. Начало сказки.

По вертикали: 1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание. 2. Великий русский учёный, по инициативе которого в 1775 году был открыт Московский университет. 5. Автор сказки «Спящая царевна». 6. Великий писатель, родившийся в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 7. Фамилия фельдшера в земской больнице (рассказ А.П.Чехова «Хирургия»). 8. Королевич, пустившийся на поиски царевны. 9. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Следующая пословица

Задание : из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича Антон-
Горемыка) выпишите диалектизмы, подберите к ним
общеупотребительные синонимы:
- Как не быть! всяк приключается, братец ты мой, - начал вновь ярославец, -
ты несерчай Вот, приблизительно, - прибавил он после молчка, - у нас по
соседству, милях эвтак в 5, и того не станет, жил вольный мужчина, и
парень у него, сын, уж таковой-то был авторитетный, спокойный, работящий С
достатком и люди-те былиОб лето хаживали, вишь, они по околотку
крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело или
в осенину прогуливались по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли

Читайте также: