У корысти всегда бескорыстна пословица
Обновлено: 22.11.2024
Если ремесленник преувеличивает свое мастерство, корыстолюбием страдает его естество. Люди, которые ведут в медресе споры, самоуверенно вступают в разговоры. Один отвергает мнение этого, другой того, каждый признает только свое мнение и себя самого.
О Навои, не дай взойти корысти зернам, Не сдобри их слезой в стенании притворном, Для прихотей надел не отводи пространный И по ветру развей запасы спеси чванной.
Доколе жадная корысть истреблена не будет, Доколе власть дурных страстей погребена не будет, Доколе злоба темных сил изведена не будет, Дотоле радостью людей цвести страна не будет!
Настоящее искусство начинается там, где заканчивается корысть.
Одного губит корысть, другого бескорыстие.
Угодить лучше, чем уга́дить, но хуже, чем убедить.
Были бы кости, мясо нарастёт.
Евгения Долинова, из книги «Девчонки»– Посоветоваться с женой? Да ты что, с дуба рухнул? А что, твоя жена советуется с тобой, когда идет туфли покупать?
Джордан Белфорт, из книги «Волк с Уолл-Стрит»Жёстче всех тот, кто мягок из корысти.
Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли — даже роль бескорыстия.
В своей корысти люди непреклонны. Они друг друга жрут, как скорпионы.
Люди не любят хвалить и никогда не хвалят бескорыстно.
Меркантильность ваших интересов ускорит наши договорённости.
Наверняка вы замечали, что людям намного проще просить за других и для других, чем для себя. Меня еще с детства интересовало, почему так? Почему пока человек чувствует, что в его намерении нет корысти, ему легко, он свободен, способен преодолевать все преграды и словно находится под какой-то защитой. Но стоит появиться второму дну, как он сразу становиться уязвим. Или, пока человек отдает с чистым сердцем ничего не ожидая взамен, в его действиях много света, они поистине созидательны, но стоит ему начать жаждать благодарности и большего получения взамен, все счастье уходит бесследно, он становиться слаб и обидчив, если не получил ожидаемое.
Бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую.
Сколько добродетелей являются лишь добродетелями театра и для того, чтобы поддержать себя, нуждаются в посторонних глазах и общественном восхищении.
Есть люди, которые, оказав кому-нибудь услугу, тотчас считают себя в праве ожидать за неё награду; другие, не рассчитывая на прямую награду, ни на минуту, однако, не забывают оказанной услуги и в душе своей признают, что у них есть должники; наконец, бывают и такие, которые всегда готовы услужить, почти невольно, по одному влечению сердца; эти подобны виноградной лозе, которая, вырастив свои грозди, вполне удовлетворена тем, что созрел на ней одной свойственный плод её.
Девушки, как можно раньше получайте права. Серьезно. Вдруг хороший человек захочет от большой любви машину подарить, а вы не готовы.
Всегда говори женщине, что она не такая, как другие, если хочешь получить от неё то же, что от других.
Корысть — выраженное и чрезмерное стремление к обладанию материальными благами. Эта черта считается негативной, граничащей с пороком, поскольку стяжательство приводит к специфическому искажению личности. Как правило, корыстные люди завистливы, свои накопления они делают не из обычной прибыли, случайной выгоды или льготы. В сознании современного человека корысть тесно связана с алчностью, скаредностью и страстью к накопительству. Человек из корысти способен на многие аморальные и незаконные действия. Не случайно корысть часто является главным мотивом преступлений.
Следующая пословица
… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.
В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.
На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.
В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.
Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».
Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.
Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».
Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.
Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!
Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.
Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.
С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.
Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка
Следующая пословица
За «спасибо» шубы не шить. & Из «спасиба» (или: Из твоих поклонов, похвал) шапку (или: шубу) не сошьешь. Русск. Т.е. одной благодарности мало. Шутливо-иронический ответ корыстного на слова благодарности или сетование.
«Спасибо» в карман (или: за пазуху) не положишь (или: домой не принесешь; не кормит, не греет, обеда не заменит.). Русск., еврейск., казахск., украинск.
«Спасибо» в карман (или: за пазуху, в рот) не положишь. Русск., еврейск., украинск. Говорят, намекая об оплате за оказанную услугу.
«Спасибо» домой не принесешь. Русск.
«Спасибо» не кормит, не греет. Русск.
«Спасибом» кошку не накормишь. (Vom Danke kann man keine Katze füttern.) Немецк.
«Спасибом» сыт не будешь. Русск., французск.
Из «спасибо» табаней (т.е. блинов) не испечёшь. Удмуртск.
От «спасибо» барыша не получишь. Удмуртск.
Со «спасибо» суп не сваришь. (Mit Dank schmelzt man keine Suppe.) Немецк.
И спасибо не сказал, и в руку не плюнул. Белорусск.
На голую кость и ворона (или: сорока) не падка. Русск.
Пустую руку не лижут (или: и собака не лижет). Русск.
На корысти сижу, а корысти жду. Русск.
На сухой палец соль не налипает. Китайск.
Не клади в ухо, а положи в руку. Русск.
Неподмазанная телега (или: неподмазанное колесо) скрипит. Русск.
Смазанная телега легко идёт (катится). Удмуртск.
Смазывают прежде колесо, которое скрипит. (It’s the squeaky wheel that gets the grease.) Английск.
От добрых пожеланий не разбогатеешь. Еврейск.
От сухой ложки губы трескаются, от ложки с мёдом – раскрываются. Татарск.
Пустая (или: Сухая) ложка губы царапает (или: рот дерёт) (а помажешь – и хорошо будет). Русск., азербайджанск., белорусск., осетинск., удмуртск., узбекск.
Подали «спасибо», да домой не донес. Русск.
«Пожалуйста» не тележка: не сядешь, не поедешь. Белорусск.
Похвалы не кормят, не греют. Русск.
Простой похвалой, как пудингом, сыт не будешь. (Praise is not pudding.) Английск.
Сухая рубашка к телу не льнёт. Русск.
Сухой хлеб в горле застревает. Удмуртск.
Сырая осина не горит без керосина. Русск.
Даянье, коему ты знаешь цену, сродни не благостыне, но обмену. Персидск.
Заступить заступил, а пять рублей слупил. Русск.
Подол загнулся – к корысти. Русск.
Помог на грош, а расславил на рубль. Русск.
КУСКОМ ХЛЕБА (или: ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ) НЕ ПОПРЕКАЮТ.
Русск.
Доброе дело пропадает, если им попрекают. Ингушск.
Из риса получаются и плов, и укоры. Кумыкск.
Кто добром попрекает, тот цены ему не знает (или: цену ему умаляет). Русск.
Укорный кусок в горло нейдёт. Русск.
Упрек разрушает доброе дело. Арабск.
Частые упрёки порождают ненависть. Арабск.
Даешь – не упрекай, упрекаешь – не давай.
Монгольск.
Добрым делом (или: Добром, Куском хлеба) не попрекай (или: не кори). Русск.
Не давай и не хули. Белорусск.
Не давай, но и не обличай. Туркменск.
Не работы страшись, а укоров. Узбекск.
Прежде поднеси, да там и попрекай! Русск.
Сделав добро, не кайся (или: не попрекай, не помни). Русск.
Совершай добро, но не попрекай им. Таджикск.
Чем корить, так лучше не кормить (или: не дарить). Русск.
Чем с упреками угощать, лучше кулак покажи. Удмуртск.
Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом.
Русск.
И мёдом не пой, только смердом не брани. Русск.
Лучше не дари, да после не кори. Русск., узбекск.
Лучше не пои, да пьяницей не кори. Русск.
Не кори, барин, хлебом, а, слуга, бегом. Русск.
Не корми белым хлебом, да не бей в спину камнем. Цыганск.
Лучше умирать с голоду, чем есть, когда тебя попрекают.
Грузинск.
Лучше тумак без попреков, нежели плов с упреками. Узбекск.
Не рад и блину, как кирпичом в спину. Русск.
Укорный (или: Оговоренный, С попреками) кус в рот (или: в горло) нейдёт (или: поперёк горла становится). Русск.
Чем есть мёд с укорами, лучше глотать ком земли без попреков. Туркменск.
Накормил калачом, а потом в спину кирпичом.
Русск.
Кормит (или: Покормил) калачом калачом, да в спину кирпичом. Русск.
Кормит один день, а попрекают сто лет. Грузинск.
Ложкой кормит, а стеблом (или: рукояткой, чёренком) глаза колет (или: ручкой глаз выбьет, отталкивает). Русск., белорусск., гагаузск., крымскотатарск., турецк., удмуртск.
С ложки кормит, а чивьем глаза колет. Русск.
Накормить не накормили, а укорить укорили. Русск.
Напоить не напоил, а пьяницей корил. Русск.
АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ
В нашем поколении нет ни единого человека, который имел бы право упрекнуть другого. Талмуд.
VI ‒ I вв. до н.э.
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть. Периандр.
Питтак из Митилены
(651 ‒ 569 гг. до н.э.)
‒ древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов ‒ особо чтимых древнегреческих политиков и общественных деятелей, мыслителей VII—VI веков до н.э., авторов сентенций о мудрой и правильной жизни, житейской практической мудрости.
Корысть ненасытна. Питтак из Митилены.
Лучше избирай наказание, нежели гнусную корысть, ибо первое огорчит на один раз, а второе навсегда. Хилон.
Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства – любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте. Гай Саллюстий Крисп.
XVII ‒ XVIII вв.
Если у человека появится хотя бы одна корыстная мысль, его твёрдость обернётся малодушием, его знание – безрассудством, а чистота – порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром. Хун Цзычен.
Подлинное бескорыстие не выставляется напоказ. Тот, кто хочет прослыть бескорыстным, делает это из жадности. Хун Цзычен.
Только бескорыстие рождает авторитет. Хун Цзычен.
Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море. Франсуа де Ларошфуко.
Корысть говорит на всех языках и играет любые роли, в том числе и роль бескорыстия. Франсуа де Ларошфуко.
Одних своекорыстие ослепляет, другим открывает глаза. Франсуа де Ларошфуко.
Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли – даже роль бескорыстия. Франсуа де Ларошфуко.
Жан де Лабрюйер
(1645 – 1696)
– знаменитый французский моралист.
В его произведениях современники узнавали в большинстве портретов разных выдающихся людей того времени. До сих пор не угас интерес к его книгам, благодаря точности изображения людей и нравов эпохи
Благородно только то, что бескорыстно. Жан де Лабрюйер.
Побудительные причины – вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно. Жан де Лабрюйер.
Жестче всего тот, кто мягок из корысти. Люк де Вовенарг.
Жестче всех тот, кто мягок из корысти. Люк де Вовенарг.
Людям несвойственно относить получаемые ими благодеяния на счёт бескорыстного участия, если они могут приписать их какому-нибудь другому побуждению. Генри Филдинг.
Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия. Вольтер.
Корысть ещё более слепа, чем любовь. Вольтер.
Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает.
Д.И. Фонвизин.
Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь. Д.И. Фонвизин.
Для ничтожных людишек корысть – самое сильное искушение, для людей достойных – самое слабое; от человека, презирающего деньги, ещё очень далеко до человека истинно порядочного. Николя де Шамфор.
Следующая пословица
Коза с волком тягалась, хвост да шкура осталась.
"Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою" (Сир. 8,1-2).
Краюшка хлеба да ковш воды, совесть спокойна и не ждешь беды.
"Лучще немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога" (Притч. 15,16).
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
"Ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок" (Сир. 19,1).
Лучше нищий правдивый, чем тысячник лживый.
"И бедный человек лучше, нежели лживый" (Притч. 19,22).
Мзда глаза слепит.
"Дары ослепляют глаза мудрых" (Втор. 16,19).
Мздою, что уздою, обратишь судью в свою волю.
"Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения" (Сир. 20,29).
"Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда не обратится он, успеет" (Притч. 17,8).
Неправое стяжание - погибель.
"Строящий дом свой на чужие деньги - то же, что собирающий камни для своей могилы" (Сир. 21,9).
Пирог ядучи помяни и сухую корочку. При сытости помни голод, при богатстве - убожество.
"Во время сытости вспоминай о времени голода, и во дни богатства - о бедности и нужде" (Сир. 18,25).
С ветру пришло, на ветер и ушло. Трудовая денежка всегда крепка.
"Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его" (Притч. 13,11).
С сильным не борись, с богатым не тягайся.
"Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя" (Сир. 13,2).
Сильнее себя взаймы дать - добро потерять.
"Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим." (Сир. 8,15).
Судят не по уму, а по карману.
"Однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают" (Еккл. 9,16).
Какова матка, таковы и детки.
"Какова мать, такова и дочь" (Иез. 16,44).
Молодость плечами покрепче, старость головою.
"Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина" (Притчи 20,29).
Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости.
"Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им" (Сир. 30,1).
Не слушался отца - послушайся кнутца.
"Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него" (Притч. 22,15).
Не смотри на старость со смехом - своя не за горами.
"Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем" (Сир. 8,7).
Не учил сына, пока поперек лавочки укладывался, а как во всю вытянулся - не научишь.
"Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней" (Притч. 23, 13-14).
Неправая нажива - детям не разжива.
"Потомки нечестивых не умножат ветвей, и нечистые корни - на утесистой скале" (Сир. 40,15).
"Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространятся бесславие" (Сир. 41,9).
От худого семени не жди доброго племени.
"Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Матф. 7,17).
Отцы клюкву ели, а у детей оскомина.
"Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иер. 31,29).
С молоду учись - навек пригодится.
"Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Притч. 22,6).
Читайте также: