Тест с пословицами по психологии

Обновлено: 07.11.2024

Назначение теста: Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов. Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

Инструкция к тесту: Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл. Примечание:

• Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированиости ассоциативных процессов и гибкости мышления.

1. Куй железо, пока горячо.

2. Не в свои сани не садись.

3. Нет дыма без огня.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Лес рубят – щепки летят.

6. Шила в мешке не утаишь.

7. В тихом омуте черти водятся.

8. Любишь кататься – люби и саночки возить.

9. Что посеешь, то и пожнешь.

10. Не все коту масленица.

11. Цыплят по осени считают.

12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

13. Не красна изба углами, а красна пирога ми.

14. Тише едешь – дальше будешь.

15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

16. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

17. По одежке встречают, по уму провожают.

18. Не по Сеньке шапка.

19. Как аукнется, так и откликнется.

20. Мал золотник, да дорог.

21. Горбатого могила исправит.

22. Один в поле не воин.

23. Кривить душой.

24. Кот наплакал.

25. Глас во пиющего в пустыне.

27. Два сапога – пара.

28. Вбить себе в голову.

29. Голова садовая.

30. Язык мой – враг мой.

31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет.

32. Молодец среди овец.

33. Мурашки по коже.

34. Один с сошкой, семеро с ложкой.

35. Как обухом по голове.

36. Комар носа не подточит.

37. Пятое колесо в телеге.

38. Дальше в лес – больше дров.

39. Как гром среди ясного неба.

40. Денег куры не клюют.

41. Душа ушла в пятки.

42. Бросить тень на плетень.

43. Толочь воду в ступе.

44. Пустить козла в огород.

45. Мало каши ел.

46. Буря в чайном блюдце.

47. Овчинка выделки не стоит.

48. Рад бы в рай, да грехи не пускают.

49. Запретный плод сладок.

50. Хоть кол на голове теши.

51. Волков бояться – в лес не ходить.

52. Отдал Богу душу.

53. Одного поля ягоды.

Обработка и интерпретация результатов теста

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы:

Следующая пословица

Методика выявляет способность понимать значение выражений, способность к рассуждению. Обследуемого просят объяснить отвлеченный, переносный смысл часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»). Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности процесса обобщения, что характерно для лиц с низким общим развитием. Можно предложить обследуемому выбрать фразы, соответствующие по смыслу пословице.

Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.

Оценка результатов

2.9. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц

1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Следующая пословица

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

  • 1 балл – согласен в очень незначительной степени;
  • 2 балла – частично согласен;
  • 3 балла – в общем согласен;
  • 4 балла – почти полностью согласен;
  • 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

    • а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
    • б) стыд не дым, глаза не выест;
    • в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
    • г) что за честь, коли нечего есть.
    • а) не хлебом единым жив человек;
    • б) живется, у кого денежка ведется;
    • в) не в деньгах счастье;
    • г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
    • а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
    • б) где счастье плодится, там и зависть родится;
    • в) кто хорошо живет, тот долго живет;
    • г) жизнь прожить – не поле перейти.
    • а) бояться несчастья и счастья не видать;
    • б) людское счастье, что вода в бредне;
    • в) деньги – дело наживное;
    • г) голым родился, гол и умру.
    • а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
    • б) береженого Бог бережет;
    • в) на Бога надейся, а сам не плошай;
    • г) не зная броду, не суйся в воду.
    • а) всяк сам своего счастья кузнец;
    • б) бьется как рыба об лед;
    • в) хочу – половина могу;
    • г) лбом стены не прошибешь.
    • а) добрая слава лучше богатства;
    • б) уши выше лба не растут;
    • в) как проживешь, так и прослывешь;
    • г) выше головы не прыгнешь.
    • а) мир не без добрых людей;
    • б) на наш век дураков хватит;
    • в) люди – всё, а деньги – сор;
    • г) деньгам все повинуются.
    • а) что в людях живет, то и нас не минет;
    • б) живу как живется, а не как люди хотят;
    • в) от народа отстать – жертвою стать;
    • г) никто мне не указ.
    • а) всякий за себя отвечает;
    • б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
    • в) своя рубашка ближе к телу;
    • г) наше дело – сторона.
    • а) сам пропадай, а товарища выручай;
    • б) делай людям добро, да себе без беды;
    • в) жизнь дана на добрые дела;
    • г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
    • а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
    • б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
    • в) доброе братство лучше богатства;
    • г) черный день придет – приятели откажутся.
    • а) ученье – свет, неученье – тьма;
    • б) много будешь знать, скоро состаришься;
    • в) ученье лучше богатства;
    • г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
    • а) без труда нет добра;
    • б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
    • в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
    • г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
    • а) на что и законы писать, если их не исполнять;
    • б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
    • в) где тверд закон, там всяк умен;
    • г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

    • а, в – духовное отношение к жизни,
    • б, г – бездуховное отношение к жизни;
    • а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
    • б, г – материально благополучная жизнь;
    • а, в – счастливая, хорошая жизнь,
    • б, г – трудная, сложная жизнь;
    • а, в – оптимистическое отношение к жизни,
    • б, г – пессимистическое отношение к жизни;
    • а, в – решительное отношение к жизни,
    • б, г – осторожное отношение к жизни;
    • а, в – самоопределение в жизни,
    • б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
    • а, в – стремление к достижениям в жизни,
    • б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
    • а, в – хорошее отношение к людям,
    • б, г – плохое отношение к людям;
    • а, в – коллективистическое отношение к людям,
    • б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
    • а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
    • б, г – эгоистическое отношение к людям;
    • а, в – альтруистическое отношение к людям,
    • б, г – паритетное отношение к людям;
    • а, в – значимость дружбы,
    • б, г – незначимость дружбы;
    • а, в – значимость ученья,
    • б, г – незначимость ученья;
    • а, в – значимость труда,
    • б, г – незначимость труда;
    • а, в – значимость соблюдения законов,
    • б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

Следующая пословица

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.

Материалы: набор пословиц и метафор.

Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.

Оценка в баллах

Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное- ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.

Варианты предъявляемых пословиц. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят - щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь - дальше будешь. 15. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога - пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой - враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес - больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

Читайте также: