Тест с пословицами по психологии
Обновлено: 07.11.2024
Назначение теста: Исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов. Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.
Инструкция к тесту: Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл. Примечание:
• Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированиости ассоциативных процессов и гибкости мышления.
1. Куй железо, пока горячо.
2. Не в свои сани не садись.
3. Нет дыма без огня.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Лес рубят – щепки летят.
6. Шила в мешке не утаишь.
7. В тихом омуте черти водятся.
8. Любишь кататься – люби и саночки возить.
9. Что посеешь, то и пожнешь.
10. Не все коту масленица.
11. Цыплят по осени считают.
12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
13. Не красна изба углами, а красна пирога ми.
14. Тише едешь – дальше будешь.
15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
16. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
17. По одежке встречают, по уму провожают.
18. Не по Сеньке шапка.
19. Как аукнется, так и откликнется.
20. Мал золотник, да дорог.
21. Горбатого могила исправит.
22. Один в поле не воин.
23. Кривить душой.
24. Кот наплакал.
25. Глас во пиющего в пустыне.
27. Два сапога – пара.
28. Вбить себе в голову.
29. Голова садовая.
30. Язык мой – враг мой.
31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет.
32. Молодец среди овец.
33. Мурашки по коже.
34. Один с сошкой, семеро с ложкой.
35. Как обухом по голове.
36. Комар носа не подточит.
37. Пятое колесо в телеге.
38. Дальше в лес – больше дров.
39. Как гром среди ясного неба.
40. Денег куры не клюют.
41. Душа ушла в пятки.
42. Бросить тень на плетень.
43. Толочь воду в ступе.
44. Пустить козла в огород.
45. Мало каши ел.
46. Буря в чайном блюдце.
47. Овчинка выделки не стоит.
48. Рад бы в рай, да грехи не пускают.
49. Запретный плод сладок.
50. Хоть кол на голове теши.
51. Волков бояться – в лес не ходить.
52. Отдал Богу душу.
53. Одного поля ягоды.
Обработка и интерпретация результатов теста
Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы:
Следующая пословица
Методика выявляет способность понимать значение выражений, способность к рассуждению. Обследуемого просят объяснить отвлеченный, переносный смысл часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»). Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности процесса обобщения, что характерно для лиц с низким общим развитием. Можно предложить обследуемому выбрать фразы, соответствующие по смыслу пословице.
Ход выполнения и интерпретация. Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.
Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.
Оценка результатов
Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.
Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.
Варианты предъявляемых пословиц
1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.
Следующая пословица
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
- 1 балл – согласен в очень незначительной степени;
- 2 балла – частично согласен;
- 3 балла – в общем согласен;
- 4 балла – почти полностью согласен;
- 5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
- а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
- б) стыд не дым, глаза не выест;
- в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
- г) что за честь, коли нечего есть.
- а) не хлебом единым жив человек;
- б) живется, у кого денежка ведется;
- в) не в деньгах счастье;
- г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
- а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
- б) где счастье плодится, там и зависть родится;
- в) кто хорошо живет, тот долго живет;
- г) жизнь прожить – не поле перейти.
- а) бояться несчастья и счастья не видать;
- б) людское счастье, что вода в бредне;
- в) деньги – дело наживное;
- г) голым родился, гол и умру.
- а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
- б) береженого Бог бережет;
- в) на Бога надейся, а сам не плошай;
- г) не зная броду, не суйся в воду.
- а) всяк сам своего счастья кузнец;
- б) бьется как рыба об лед;
- в) хочу – половина могу;
- г) лбом стены не прошибешь.
- а) добрая слава лучше богатства;
- б) уши выше лба не растут;
- в) как проживешь, так и прослывешь;
- г) выше головы не прыгнешь.
- а) мир не без добрых людей;
- б) на наш век дураков хватит;
- в) люди – всё, а деньги – сор;
- г) деньгам все повинуются.
- а) что в людях живет, то и нас не минет;
- б) живу как живется, а не как люди хотят;
- в) от народа отстать – жертвою стать;
- г) никто мне не указ.
- а) всякий за себя отвечает;
- б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
- в) своя рубашка ближе к телу;
- г) наше дело – сторона.
- а) сам пропадай, а товарища выручай;
- б) делай людям добро, да себе без беды;
- в) жизнь дана на добрые дела;
- г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
- а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
- в) доброе братство лучше богатства;
- г) черный день придет – приятели откажутся.
- а) ученье – свет, неученье – тьма;
- б) много будешь знать, скоро состаришься;
- в) ученье лучше богатства;
- г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
- а) без труда нет добра;
- б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
- в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
- г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
- а) на что и законы писать, если их не исполнять;
- б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
- в) где тверд закон, там всяк умен;
- г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
- а, в – духовное отношение к жизни,
- б, г – бездуховное отношение к жизни;
- а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
- б, г – материально благополучная жизнь;
- а, в – счастливая, хорошая жизнь,
- б, г – трудная, сложная жизнь;
- а, в – оптимистическое отношение к жизни,
- б, г – пессимистическое отношение к жизни;
- а, в – решительное отношение к жизни,
- б, г – осторожное отношение к жизни;
- а, в – самоопределение в жизни,
- б, г – отсутствие самоопределения в жизни;
- а, в – стремление к достижениям в жизни,
- б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;
- а, в – хорошее отношение к людям,
- б, г – плохое отношение к людям;
- а, в – коллективистическое отношение к людям,
- б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
- а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
- б, г – эгоистическое отношение к людям;
- а, в – альтруистическое отношение к людям,
- б, г – паритетное отношение к людям;
- а, в – значимость дружбы,
- б, г – незначимость дружбы;
- а, в – значимость ученья,
- б, г – незначимость ученья;
- а, в – значимость труда,
- б, г – незначимость труда;
- а, в – значимость соблюдения законов,
- б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Следующая пословица
Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровень развития речевых процессов.
Материалы: набор пословиц и метафор.
Ход выполнения и интерпретация: испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.
Буквальное истолкование фразы, либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта, свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью таблицы.
Оценка в баллах
Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированное- ассоциативных процессов и гибкости мышления.
Методику можно применять как при исследовании подростков, юношей, так и взрослых.
Варианты предъявляемых пословиц. 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все о золото, что блестит. 5. Лес рубят - щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься -люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь - дальше будешь. 15. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь - один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога - пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой - враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес - больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.
Читайте также: