Стукачи долго не живут поговорка

Обновлено: 25.12.2024

В продолжение вчерашнего разговора о стукачах, хочу порекомендовать вам замечательный текст Леонида Каганова, где он довольно подробно разбирает, почему у нас не любят "стукачей":

Всякий, родившийся в СССР, с младенчества усвоил, что нет оскорбления круче, чем «ябеда». Ябеда — бесспорный враг общества. Ябед ненавидят дети и не уважают воспитатели. Хотя, казалось бы, должны любить своих информаторов. Когда дети подрастут, это будет называться уже другим словом — стукач или доносчик. А это уже — фактически людоед. Но что означает странное слово «ябеда» и откуда оно взялось?

Впервые «ябедник» встречается в Новгородской летописи от 1218 года и означает — чиновник, судья.

В словаре Даля встречается «ябедничать и ябедить» в смысле «клеветать, чернить, возводить напраслину — промышлять ябедой по судам». Чудесные поговорки приводит Даль: «Ябедника на том свете за язык вешают», «Бог любит праведника, а черт — ябедника», «Лучше нищий праведный, чем богач ябедный».

«Ябеда — это клевета», — говорит словарь Ушакова.

«Ябеда — вчинание заведомо неправильных исков», — говорит словарь Брогауза и Ефрона.

Проницательный читатель уже догадался, в чем дело. А для менее наблюдательных поясню: во всех дореволюционных определениях ябедничающим назывался ЛЖЕЦ. Возникает резонный вопрос: в какой же момент слово «ябеда» изменило свое значение и стало означать то, что мы привыкли под ним подразумевать? И что мы привыкли подразумевать? Вот Леночка подбегает к воспитательнице и говорит: «А Колька пластилином измазал занавеску!» Воспитательница таскает Кольку за ухо, но он возмущен до глубины души вовсе не этим. «Ябеда! — кричит он Леночке, — Ябеда!» И дети понимают. И я понимал. А сейчас вдруг задумался. Вы меня извините, я просто пытаюсь рассуждать вместе с вами. Давайте дадим формулировку, что такое современное слово «ябеда». Мне приходит в голову только такая: «Ябедничать — сообщать кому следует правду о неком преступлении для восстановления общественной справедливости».

Собственно говоря, слово «стучать» и «донести» в современном понимании означает примерно то же самое, что и ябедничать. И ключевое отличие от любых дореволюционных формулировок одно, но решительное: современный ябеда сообщает не клевету, а ПРАВДУ. Ту правду, которую некто желал бы скрыть, поскольку его поступок не легитимен, наказуем. Сообщает ябеда правду для того, чтобы наказать нарушителя и поучаствовать тем самым в восстановлении справедливости. Скажем осторожнее: не абстрактной справедливости (которой наверно и не существует), а той, которая общепринята в данном обществе в данный момент. А для всего прочего у нас есть слово «клевета» — его никто не отменял и оно своего значения не меняло.

Вы следите за мыслью? Мы пока не допустили никаких логических ошибок? Мы с вами с детства ненавидим ябед и стукачей, но при этом утверждаем, что уважаем и правду и справедливость. Как же это в нас уживается? После того, как мы всё назвали своими словами, становится, согласитесь, как-то не по себе. Чувствуется в нашем воспитании некая культурно-моральная трещина, к которой мы так привыкли, что не замечаем. Не замечаем, что одной ногой стоим на одной стороне пропасти, а другой — на противоположной. Попробуем осмотреться.

Наши соотечественники, поработавшие в Европе, а особенно в США, поражены, насколько там принято стучать. Стучат все. Автолюбитель на автобане готов тут же позвонить в полицию и сообщить ваш номер, увидев, как вы выкинули на обочину фантик или превысили скорость. Подчиненные докладывают начальству о прогулах коллег. Сотрудники доносят друг другу о неполиткорректных высказываниях, оброненных кем-то. В США очень почетно являться «добровольным помощником полиции» — человеком, который считает своим гражданским долгом регулярно информировать полицию о том, что видит нехорошего на своей улице и среди своих соседей. Ужас! Выходит, у них как-то все совсем по-другому? Какая-то иная психология? Как так можно жить?

А вот другой пример. Тоже чуждая нам психология, но в другую сторону:

В далеких 90-х, в эпоху первых чеченских войн, мой школьный товарищ рассказал мне историю, услышанную им от кого-то или прочитанную где-то. В Чечне, мол, обычаи таковы, что если ты выглянул из избы и видишь, как вор крадет у твоего соседа коня, то сообщить об этом соседу — это очень, очень некрасивый поступок. Надо сделать вид, что ничего не заметил. Такой народ, такие обычаи. Дикость этой истории произвела на меня глубокое впечатление. Хотя сегодня у меня есть веские основания подозревать, что эта страшная сказка — плод первой ксенофобии 90-хх, уж очень она плохо вписывается в культуру Кавказа. Но дело не в этом. Для нашего разговора не имеет никакого значения, любопытно само предположение: допустим, где-то (в Африке, в Хоббитании, на Сириусе) существует деревня, где сообщить родному соседу о том, что его обворовывает какой-то незнакомый тип — большой позор, стукачество, ябедничество и общественное порицание. Вопрос: как мы с вами должны относиться к такой деревне и таким обычаям? Мы готовы согласиться с тем, что это — мерзкое стукачество?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Потому что моральная пропасть, пролегающая через наше воспитание, оказывается бездонной. Выходит, не любое стукачество — это стукачество, и не любой донос — донос? Что, в принципе, логично, поскольку сообщить «правду для торжества справедливости» — по сути своей благородное дело. Тогда давайте попытаемся нащупать критерий. Что же является признаком стукачества, доноса и ябеды?

Чтобы понять это, я попросил друзей в интернете дать свое определение слову «ябеда», «стукач» и «доносчик». И по большому счету все определения получились похожими. По крайней мере, практически никто не сказал, что ябедничать — это клеветать, но все в целом подразумевали, что ябедничать — плохо. У каждого были свои вариации, которые подчеркивали гнусность явления. Эти вариации хотелось бы рассмотреть, может в какой-то из них и кроется критерий?

1) Это мерзкий поступок потому, что производится тайно, исподтишка. А так ли это? Мы привыкли с детского сада, что «Колька мажет пластилином занавески» может быть сказано и на ухо воспитательнице, и вслух при всей группе, но все равно сказавший — ябеда. И если вы в метро нажали кнопку громкой связи с машинистом чтобы сообщить о карманнике, который обшаривает пьяного, то вы для него все равно стукач — сообщили ли вы это на весь вагон или попытались нашептать тайно. У кого остались сомнения — давайте вернемся в нашу деревню на Сириусе. Итак, у вашего соседа крадут коня. Но вы не имеете возможности высказать вору личное «фе» или разбудить соседа при нем. Почему? Не важно. Допустим, у вора пулемет (а у соседа два), а у вас ничего такого нет, и вы вообще вскочили с постели в одних подштанниках. А может, сосед живет за горой, а вы смотрели на звезды в телескоп и случайно увидели, что делается в его дворе. И тогда вы звоните соседу по мобильнику — незаметно для вора. Теперь отвечайте: это — стукачество? Донос? Ябедничанье?

2) Это недостойный поступок потому, что производится ради личной выгоды: занять чужое место, сыскать благорасположение. Так ли это? А как быть со стукачеством в лице германского автомобилиста, который закладывает полиции нарушителя? Выгоды от этого ему явно никакой. Или он не стукач в нашем понимании?

3) Это трусливый поступок, потому что ябеда просит для себя (или не для себя) защиты у сильных, поскольку сам решить проблему не в силах. Не очень понятно, почему это плохо. В конце концов, для того и выдуманы специально обученные лица, чтобы решать проблемы вместо своих граждан. Кроме того, не всегда имеется возможность решить проблему самостоятельно, особенно в рамках современной цивилизации. Кулаками, бензопилой и хамским голосом еще можно прогнать ворующего лампочки в подъезде, но нельзя отобрать лицензию у продуктового магазина, повадившегося сбывать просроченные товары со свалки, или запретить пьяному два года садиться за руль.

Давайте тогда рассмотрим третий пример.

Вот тут мы и нащупали заветный критерий. Безусловно, стучать и ябедничать — это сообщать правду в целях восстановления справедливости. Но не любой справедливости, а — чуждой нам. Если вы сообщили на партсобрании завода, что вчера Петров рассказывал в курилке политические анекдоты — то вы сказали правду ради справедливости, четко прописанной в УК. И Петров совершенно справедливо сядет на десять лет за антисоветскую агитацию. И для всех тех, кто считает справедливым действующий УК — вы непримиримый борец за правду и светлое будущее. А для тех, кто этот УК люто ненавидит, — вы стукач, гнида и ябеда.

И тогда становится понятно, кто такой «добровольный помощник полиции» в США — это человек, который считает свою улицу своим домом, где не позволит посторонним выкидывать фантики и разрисовывать заборы. И становится понятна психология сотрудника, который докладывает начальству о чьих-то прогулах. Для него фирма — родной дом, а прогульщик — человек, разрушающий дом. Так бабушка у подъезда готова рассказать вернувшейся с работы женщине, что нерадивая нянька бросила ее ребенка возле дома голодного, а сама уходила на полдня в кино. Потому что это — ее родная соседка, а что касается няньки — гнать такую няньку от дома подальше.

Из всех определений ябеды и стукача, что мне сообщили в интернете, больше всего запомнился ответ Спейса: «это человек, ставящий вертикальные отношения выше горизонтальных».

Возникает вопрос: а как так получилось, что в России стукачество и ябедничество традиционно считается самым мерзким преступлением? Ответ прост: в России всегда и во все времена ненавидели власть. В Древнем Риме — гордились властью. Американцы — обожают историю своей власти. Немцы — ценят «орднунг». А в России власть традиционно ненавидят. В России не было ни одного царя, президента или генсека, о котором после смерти не начинали всенародно говорить те жуткие гадости, которые боялись сказать о нем при его жизни. В России власть всегда была народу НЕ РОДНАЯ. Любые вертикальные отношения в России принято считать заведомо преступными, потому что они всегда наносят вред горизонтальным. И в царскую эпоху, и при социализме, и сегодня. Ведь только на Руси есть поговорка «от тюрьмы не зарекайся» — лаконичный диагноз беспредела. У кого-то полицию любят и уважают, а у нас ментов — ненавидят. Для кого-то полицейский друг и защитник, а для нас мент — враг и бандюга. Ябедничать? За минувшую сотню лет у нас половина страны успела отсидеть в тюрьмах и лагерях. Причем большинство — по доносу. Как им любить доносчиков? А остальные — те, что успели вдоволь пообщаться с отсидевшими и усвоить моральные законы, принесенные из-за колючей проволоки, — за что им уважать стукачей? Как их детям и внукам не сделать слово «ябеда» самым страшным ругательством в саду? Последний штрих, подтверждающий правоту нашей догадки: а ведь даже на зоне не всякий стукач — стукач. Стукач только тот, кто сообщает правду «вертикально». Если ты заметил, что в твоей родной хате, пока все спали, какой-то сучонок принялся крысятничать, разве по всем понятиям это будет в натуре стукачеством, заложить гада однокамерникам, справедливым авторитетам? Вот такая у нас треснутая мораль, так мы с ней и живем.

Я честно скажу — ничего не утверждаю, ни за что не агитирую. И мне самому было страшно заглянуть в ту моральную пропасть, к которой мы привыкли с детства. Я сам воспитан ненавидеть стукачей, и ничего мне уже с этим воспитанием не поделать до конца жизни. Мне отвратительны американцы, стучащие начальству на коллег, и немцы, доносящие полиции о том, кто как едет рядом по автобану. Но есть факт, который отрицать нельзя: чем роднее гражданину власть своей страны, тем больше у него желания считать страну своим домом, а прочих сограждан — своей семьей, и тем чаще у него возникает абсолютно искреннее желание сообщить власти правду о замеченных мерзавцах, которые в родном доме вздумали гадить. И семья сограждан не осудит такого человека, не назовет его ни ябедой, ни стукачом. Если ваш дядя — шериф, ваш отец — начальник автобана, и сами вы строили этот автобан своими руками, не будет стукачеством сообщить, чтоб оштрафовали приезжего козла. Если вы с братом организовали фирму, десять лет работали без сна и еды, пока вышли на приличный уровень, и вот какой-то нанятый на прошлой неделе сисадмин третий день прогуливает работу, а сервера в бухгалтерии лежат. разве стукачеством будет сообщить брату, заведующему кадрами?

И что самое печальное: ведь понятно, что в здоровом и справедливом обществе вертикальные связи должны быть крепче горизонтальных. Да и какие горизонтальные связи могут быть с людьми, нарушающими общественный закон? И чисто теоретически, Россия должна когда-нибудь подняться до той же организации социума, как в Германии и США. И тогда стучать на дорогах и сообщать начальству о прогулах станет так же просто и естественно, как сообщить соседу, что у него крадут коня, или модератору, что на форуме завелся чужой. Вот ведь удивительно выходит, правда?

Ответ на пост «С такими защитниками и враги не нужны»

Появилось видеообращение того самого Асхаба Магомедова из вчерашнего поста.

Так же он дал пояснения журналистам "КП-Ставрополь":

- На кадрах мой товарищ. Парень со слабым характером. Он постоянно плакался, ленился, но при этом хотел измениться. Я ему сказал: "Надевай перчатки", - и мы начали спарринговаться. Я понимал свой уровень в боксе, понимал его уровень - он тоже боксер. Мы стояли три раунда по три минуты. Он пропускал и начал плакать. Не потому, что ему больно, а потому, что ему дышать было трудно и он не мог собраться с силами.

- Что меня смущает в это ролике? Парень лежит, а вы его бьете по голове ногой.

- Я его бил не по голове, а по перчаткам. Если вы посмотрите видео повнимательнее, вы не найдете ни одного точного удара в лицо. Вы также видите, что он плачет, но этот человек потом благодарил меня. По сей день общаюсь с ним. Когда начался резонанс, я ему позвонил. С ним все в порядке.

Видео со спаррингом сопровождали скриншотом следующей сториз Магомедова. В нем он якобы объяснял, почему так поступил с сослуживцем:

"А меня жалко не было, когда меня вырубили? Когда меня три человека били и вырубили в туалете? У меня тоже есть родители, мне тоже голову пробили".

Но в беседе с корреспондентом "КП-Ставрополь" Магомедов опроверг, что писал такое.

- Это бред! Какой-то выдуманный скриншот. Я в армии ни с кем не дрался. Ни одной царапины за время службы! Никто из критикующих не знает, как я служил, как помогал роте и солдатам. Русским солдатам! Я в роте был единственным дагестанцем. Да и вообще я родился и всю жизнь прожил в Москве. У меня лучшие друзья - русские. Я даже с русскими общаюсь больше, чем с дагестанцами. Авторы этих постов пытаются поднять резонанс. Они обращают внимание на национальности. Но если бы я бил какого-нибудь выходца с Северного Кавказа - такой реакции не было бы.

Примечательно также, что Магомедов выложил сториз 29 мая 2020 года для "лучших друзей". То есть, для ограниченного круга людей - на тот момент таковых было около 20 пользователей.

- Кто-то записал происходящее с экрана телефона и только через 1,5 года выложил видео. Возможно, это не один и тот же человек. Но я даже не знал, что видео у кого-то сохранилось. Эта запись идет в связке с моими критическими высказываниями в адрес Максима Марцинкевича, что подлило масла в огонь.

- Мой номер телефона слили. Неизвестные звонят и говорят, что прострелят ноги. Угроз достаточно, но я понимаю, что кто хочет - тот делает. А так, я не боюсь никого, спокойно гуляю по улицам. Единственное, что делают там, - это показывают пальцем. Прямых оскорблений нет.

Сейчас Магомедов продолжает заниматься смешанными единоборствами. Некоторые пользователи знали его и раньше по кулачным боям и по схваткам в любительских лигах MMA.

Ответ на пост «С такими защитниками и враги не нужны»

Появилось видеообращение того самого Асхаба Магомедова из вчерашнего поста.

Так же он дал пояснения журналистам "КП-Ставрополь":

- На кадрах мой товарищ. Парень со слабым характером. Он постоянно плакался, ленился, но при этом хотел измениться. Я ему сказал: "Надевай перчатки", - и мы начали спарринговаться. Я понимал свой уровень в боксе, понимал его уровень - он тоже боксер. Мы стояли три раунда по три минуты. Он пропускал и начал плакать. Не потому, что ему больно, а потому, что ему дышать было трудно и он не мог собраться с силами.

- Что меня смущает в это ролике? Парень лежит, а вы его бьете по голове ногой.

- Я его бил не по голове, а по перчаткам. Если вы посмотрите видео повнимательнее, вы не найдете ни одного точного удара в лицо. Вы также видите, что он плачет, но этот человек потом благодарил меня. По сей день общаюсь с ним. Когда начался резонанс, я ему позвонил. С ним все в порядке.

Видео со спаррингом сопровождали скриншотом следующей сториз Магомедова. В нем он якобы объяснял, почему так поступил с сослуживцем:

"А меня жалко не было, когда меня вырубили? Когда меня три человека били и вырубили в туалете? У меня тоже есть родители, мне тоже голову пробили".

Но в беседе с корреспондентом "КП-Ставрополь" Магомедов опроверг, что писал такое.

- Это бред! Какой-то выдуманный скриншот. Я в армии ни с кем не дрался. Ни одной царапины за время службы! Никто из критикующих не знает, как я служил, как помогал роте и солдатам. Русским солдатам! Я в роте был единственным дагестанцем. Да и вообще я родился и всю жизнь прожил в Москве. У меня лучшие друзья - русские. Я даже с русскими общаюсь больше, чем с дагестанцами. Авторы этих постов пытаются поднять резонанс. Они обращают внимание на национальности. Но если бы я бил какого-нибудь выходца с Северного Кавказа - такой реакции не было бы.

Примечательно также, что Магомедов выложил сториз 29 мая 2020 года для "лучших друзей". То есть, для ограниченного круга людей - на тот момент таковых было около 20 пользователей.

- Кто-то записал происходящее с экрана телефона и только через 1,5 года выложил видео. Возможно, это не один и тот же человек. Но я даже не знал, что видео у кого-то сохранилось. Эта запись идет в связке с моими критическими высказываниями в адрес Максима Марцинкевича, что подлило масла в огонь.

- Мой номер телефона слили. Неизвестные звонят и говорят, что прострелят ноги. Угроз достаточно, но я понимаю, что кто хочет - тот делает. А так, я не боюсь никого, спокойно гуляю по улицам. Единственное, что делают там, - это показывают пальцем. Прямых оскорблений нет.

Сейчас Магомедов продолжает заниматься смешанными единоборствами. Некоторые пользователи знали его и раньше по кулачным боям и по схваткам в любительских лигах MMA.

Следующая пословица

Я правильно понял, что кому-то не понравилось быть постоянно опиздюливаемым и морально уничтожаемым, поэтому он попытался найти из этой ситуации выход, система ему выхода не предоставила, а сделала ещё хуже, поэтому так ему, мудаку, и надо? И подтекст Вашего рассказа в том, что это правильно, что так этому мудаку и надо? Что ему не надо было пытаться выбраться из этого, а надо было вместе со всем трусливым стадом терпеть издевательства?

раскрыть ветку 1 6 лет назад

Видимо,автор поста это один из тех хуесосов.

6 лет назад

Какие -то чурки били русского , а ты радуешься? Ну , ты- говно.

раскрыть ветку 1 6 лет назад Может он тоже, хорэц сь балшым кынжалом. 6 лет назад Лось это в голову, а не по ляжкам, да и гордых кавказцев не концентрируют до 80%, иди уроки заканчивай раскрыть ветку 4 6 лет назад Концентрируют, у меня знакомый в такую жопу попадал, ему через неделю сломали лицевую кость и перевели дальше. раскрыть ветку 3 6 лет назад Ни разу не слышал о 80% именно, процентов 10-15 да, но не более, тем более призыв этих обезьян очень ограничен раскрыть ветку 2 NewYorker 6 лет назад было такое дело раньше. 6 лет назад Это чеченцев ограничен, но есть даги, ингуши и ещё туева хуча горцев . 6 лет назад

Я тоже не понял почему так пост называется? При чем здесь "стукачество"? Или пост выложил один из тех кто организовывал избиения?

раскрыть ветку 2 6 лет назад Пост выложил ссаный школьник, который не знает что такое лось))) раскрыть ветку 1 6 лет назад

А мы в свое время и в школе за проигрыш "лося" делали.

6 лет назад Надо было в военную прокуратуру 6 лет назад

а пошел бы в караул, получил штык нож, ак-74 и пару рожков и замочил нахер пол роты.

раскрыть ветку 3 6 лет назад В начале года по телеку рассказывали как солдат сбежал с караула, только он застрелил семью и ребенка раскрыть ветку 2 6 лет назад

таких случаев дофига, потому они обычно в хозвзоде службу заканчивают, тоже психология, по армейски

6 лет назад

6 лет назад

Я к счастью своему не был в армии, может там другой менталитет , отличный от гражданки и здравого смысла.Там, видимо, считается что избиения и унижения это нормальное такое дело, их надо воспринимать с гордо поднятой головой ибо это делает из молодых " настоящих мужиков". А если не дай бог ты об этом заикнешься - ты стукач и тебя надо бить еще сильнее . Пост под лозунгом "нас *бут, а мы крепчаем". Я так не считаю. И те сволочи, которые поднимают руку на своих же сослуживцев, таких же россиян как и они сами , чувствую полную безнаказанность,да еще действуя сообща и ощущая себя при этом " учителями" - должны отправляться прямиком под суд и далее куда определят.

Сначала избил сослуживца, а потом пошел добровольцем убивать на Донбасс

Сволочи описанные выше- минусуйте, посчитаем сколько вас

раскрыть ветку 1 6 лет назад

Ну эта жы школа жызни, настоящый мужыг должэн, понимаешь? Служил ты крут. не служил лох.

Срочка это пиздец дебилизм последней стадии.

6 лет назад

А в чем, собственно, стукачество?

6 лет назад

Желаю автору поста оказаться на месте того бедолаги.

5 лет назад 6 лет назад мдааа, как так можно.у автора это еще и радость вызывает.хорошо хоть парниша не убился. 6 лет назад

Ну и мудак же автор, прям редкий говномес

6 лет назад

Понятно. Напомнило песенку - "как-то на зоне е..ли п..са"

NewYorker 6 лет назад Расскажу тебе другую историю - суперкайфный наряд - охрана мед.сан.части, причем пустой. Медсанчасть не территории части. Охранять и бдить заступили младший сержант и два рядовых (все одного года призыва). Сходили в магаз купили водки, нахуярились, кто то там чью-то мамку задел словом, в итоге рядовой ебнул младшему сержанту тот упал в огромное стекло и его порезало. Дежурная медсестра отзвонила дежурному по части. Всех повязали. Ночью приезжал генерал. Итог приехал прокурор - определил что было нападение на начальника во время несения службы - один рядовой пошел как свидетель, тот кто ебнул получил два года дисбата. Вся родня приезжала с криком - как же вы за ними следили? Почему они у вас там водку пьют и за что его в дисбат то показать ещё 0 комментариев Похожие посты 11 дней назад

Следующая пословица

Следующая пословица

В пословицах о труде восхваляется трудолюбие человека и высмеивается его лень, они воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость.

Русский народ издавна считал, что добросовестный труд - основа благополучия.

Много сайтов есть с пословицами и поговорками, где можно их найти, разместить, почитать, прокомментировать, с позволения Пикабу "Похожих постов не найдено", разрешите, оставлю небольшую часть пословиц и поговорок, которые я честно вспоминал весь рабочий день (я точно смогу это прочитать. ), кому-нибудь может пригодиться, вспомниться (. но запомнить. ) или понадобиться; и записывал (. запишу здесь. ); всем известную поговорку не записал, какую? (. ну одну точно. ); местами встречаются интересные смысловые переходы; замысловато переплетаются контрасты морали с тематикой и красноречием (. сначала хотел упорядочить по. но офигел от фильтров. ); рейтинг по частоте применения; полезно знать; от их незнания ни холодно, ни жарко, а равно - комфортно; тематические переходы иногда создают плавность построчного чтения; рейтинг по смысловой нагрузке; жара в комментариях. - всё это - прямо сейчас (речь идёт о списке пословиц и поговорок, который честно напечатан ниже):

Баловством хлеба не добудешь.

В труде рождаются герои.

Землю красит солнце, а человека труд.

Работа с зубами, а лень с языком.

Человек трудом велик.

Славен человек не словами, славен делами.

Птицу узнают в полёте, человека в работе.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда ничего не даётся.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Муравей не велик, а горы копает.

Красна птица оперением, а человек рукоделием.

Рабочие руки не знают скуки.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

Ленивому всегда праздник.

Дело мастера боится.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Глаза бояться, руки делают.

Всякая вещь трудом создана.

Кончил дело - гуляй смело.

Кто не работает, тот не есть.

Терпение и труд всё перетрут.

Беседа дорогу коротает, а песня - работу.

Тише едешь - дальше будешь.

Ученье - путь к умению.

Трудиться больше - жить дольше.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Дело человеком ставится, человеком и славится.

Дерево сильно корнями, а человек - делами.

Гляди не на человека, а на его дела.

Птицу узнают по полёту, человека - по работе.

-крепнет- -в- -полёте-, -в-

Без труда мечта мертва.

Не боги горшки обжигают.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся.

Всякая птица своим клювом сыта.

Под лежачий камень вода не течёт.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Усердная мышь и доску перегрызёт.

За всё браться - ничего не сделать.

Каков промысел, такова и добыча.

Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Человек рождён для труда, как птица для полёта.

Без дела слабеет сила.

Белые руки чужие труды любят.

Без дела жить - только небо коптить.

Без правды жить - с бела света бежать.

Без ума житьё - рай.

Бояться смерти - на свете не жить.

В болоте тихо, да жить там кончено.

И маленькое дело делай, как большое.

Лень раньше нас родилась.

Лень до добра не доводит.

Ленивого только за смертью посылать.

Ленивому и лениться лень.

Лёжа и кнута не добыть.

Лежит лёжень до вечера, а поесть нечего.

Высшая доброта - любовь к людям.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Поспешишь - людей насмешишь.

Тот шумит много, кто делает мало.

Дела говорят сами о себе.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дело не медведь, в лес не уйдёт. Работа не волк, в лес не убежит.

Не место красит человека, а человек место.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Какая поговорка вам больше всего понравилась и почему? Объясните её! Добавьте свой вариант!

Читайте также: