Смысл пословицы земля матушка хлеб батюшка
Обновлено: 07.11.2024
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Следующая пословица
В этой пословице говориться о том, что тот, кто вырастил ребенка, тот и является его родителями. Я знаю, что детей бросают родители, их потом берут в приемные семьи. В новой семье у детей появляются настоящие родители, которые и заботятся о них.
Знаешь ли значение слов МАЧЕХА и ОТЧИМ?
Мачеха - это новая жена отца, которая заменяет детям родную мать.
Отчим - это новый муж мамы, который становится приемным отцом для ее детей.
Как ты думаешь, от каких слов образовались эти слова?
Мачеха - от слова мать.
Отчим - от слова отец.
10. В русском языке есть слова ПАСЫНОК и ПАДЧЕРИЦА. Знаешь ли ты значение этих слов?
Да, пасынок - это не родной сын, а падчерица - это неродная дочь.
Объясни, с помощью какой приставки они образовались? Тебе поможет текст.
Следующая пословица
Цель: Дать детям представление о ценности хлеба, о трудоёмкости его производства; создать условия для расширения кругозора; воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Планируемые результаты:
Познавательные: выполняют задания на развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения.
Регулятивные: умеют определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; анализировать собственную работу; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; правильно оформлять свою мысль в устной речи.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новым знаниям; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре, осуществляют самоконтроль действий.
Оборудование:
карточки - пазлы с изображением хлеба и хлебобулочных изделий,
карточки «Собери пословицу»,
листы с заданиями,
рисунки к художественным произведениям, в которых упоминаются хлебобулочные изделия,
караваи на магнитах для рефлексии.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок, начинается наше занятие. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Мы приветливы и добры. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и доброго отношения друг к другу.
2. Самоопределение деятельности.
Для того чтобы узнать тему нашего занятия, соберите картинки.
Итак, посмотрим, что у вас получилось.
Какова же тема нашего сегодняшнего занятия?
3. Да, сегодня мы поговорим о хлебе. Земля-матушка, а хлеб-батюшка - так уважительно говорят в народе. А как вы думаете, почему?
Издавна кормит людей матушка-земля, но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Перестанет баловать людей земля, не повезёт им на охоте или на рыбалке – наступает голод.
Но часто случалось так, что вместе с грибами и ягодами, съедобными травами, корешками человек невзначай приносил спрятавшееся в корзинке зёрнышко или несколько зёрнышек.
Случайно упадут они в землю – глядь, на этом месте вскоре вырастет несколько колосков. Каша из их зёрен получалась вкусная, лепёшки – того лучше.
Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зёрна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва ячменя, потом - пшеницы и ржи.
Хлеб – древний и вечно необходимый продукт человеческого труда, символ жизни, труда, благополучия и богатства. Но достаётся он хлеборобам тяжёлым трудом.
4. Внимательно послушайте стихотворение Д.Тихомирова «Два колоска» и приготовьтесь ответить на мои вопросы.
Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.
Весь с рогами – как улитка,
Жизни внутренней полна,
Он пригнулся от избытка
А вблизи, поднявшись важно,
Смотрит с гордостью другой,
Всё лишь к верху, да отважно –
Так и видно, что пустой.
- Чем отличается пустой колос от полного зёрен?
- Есть ли польза от пустого колоса, в котором нет зерна?
- Каким вы представляете себе пустой колос? Какой он?
- Какому из колосков можно было бы гордиться собою больше?
- Чем полезен колос, полный зерна?
- Каким вы представляете полный колос? Какой он?
- О чём нас заставляет задуматься стихотворение Тихомирова «Два колоска»?
Давайте мы постараемся быть скромными и не гордиться, даже когда совершаем добрые дела.
5. Вы любите отгадывать загадки?
6. О хлебе сложено немало пословиц и поговорок. Каждая группа соберёт свою пословицу, прочитает нам. Мы постараемся запомнить все пословицы.
Нет хлеба – нет обеда.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Хлебушко – пирогу дедушка.
Группы читаю свои пословицы, дети хором повторяют, объясняют смысл пословиц. Затем желающие повторяют все пословицы, которые им удалось запомнить.
7. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
8. Поиграем.
Назовите изделия, которые получают из муки. (Пример: чёрный хлеб, булки, баранки, просфоры, бублики, баранки, калачи, печенье, торты, плюшки, пряники, вафли, кексы, круассаны, лаваши, пирожные, пироги, ватрушки и т.д.)
Разные хлебобулочные изделия упоминаются в художественных произведениях. Посмотрите на иллюстрации и вспомните названия произведений.
9. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проделывает долгий и трудный путь. Попробуйте его запомнить. Слушайте внимательно.
Сначала хлеборобы обрабатывают землю, затем сеют зерно, долго и кропотливо ухаживают за посевами, после чего собирают урожай. Собранные колосья обмолачиваются, отделяются зёрна от плевел, затем зерно просушивается, после этого его привозят в зернохранилище. Как известно, чтобы получить муку, нужно зерно смолоть. Мука отвозится на хлебозавод, там пекут хлебобулочные изделия, затем их развозят по магазинам, а уж в магазинах мы приобретаем готовый продукт, который и попадает к нам на стол.
Ну что, запомнили? Даже запомнить трудно, а каково хлеб вырастить.
Игра «Что сначала? Что потом?» (групповая работа)
Рассмотрите рисунки. Установите их последовательность, чтобы проследить путь «от зерна до каравая».
Вот какой долгий путь совершает хлеб, чтобы попасть к нам на стол.
- А как мы должны относиться к нему?
10. А теперь «отправимся» за хлебобулочными изделиями в магазин.
11. На Руси существует древний обычай – подношение самым дорогим гостям хлеба – соли. Это знак гостеприимства хозяев дома, пожелание мира, радости, достатка.
Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение А. Прокофьева «Каравай», вручает его гостям.
Вот лежит каравай у меня на руках.
Черный хлеб на руке - нет, милей на земле.
Будет плакать мой хлеб, каравай мой румяный,
Если я разленюсь, если лодырем стану.
Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,
Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.
Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.
Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.
Вот увидишь: тебе горевать не придется.
Пусть не плачет мой хлеб, пусть он только смеется!
12. Рефлексия.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял…»
- У каждого из вас есть рисунок каравая. Поместите его под одной из табличек: мне было интересно, я узнал много нового; мне было неинтересно, скучно.
Следующая пословица
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Читайте также: