Смелого пуля боится пословица кому принадлежит

Обновлено: 07.11.2024

Многие сомневаются в истинности народной пословицы: "смелого пуля боится, и штык не берет". Мол, этого не может быть, здесь явное преувеличение, романтизация подвига; да, смелость дает преимущество в бою, но не до такой же степени. Таковы рассуждения, порожденные малодушием и маловерием.

Но народ не ошибся, передавая из поколения в поколение эту формулу выживания. В бесстрашии - спасение! Но, похоже, для него не достаточно одной смелости, еще нужна. праведность.
Геронда убеждает
К таким удивительным выводам можно прийти, прочитав "Житие Старца Паисия Святогорца", выпущенное в свет издательством "Святая гора" в 2006 году. Эту книгу, в которой более 700 страниц, хочется читать не отрываясь. В ней рассказываются потрясающие случаи из жизни нашего современника - греческого монаха Паисия, который много лет провел на святой горе Афон. (Он перешел в мир иной в 1994 году.) Те, кому посчастливилось беседовать со старцем, духовно преобразились, их стали мало интересовать личные проблемы, сердце открылось для любви к людям, Богу. Из мира, который во зле лежит, они устремились к свету вечной жизни.

Почему так благотворно действовало на людей общение с герондой (это слово означает почтительное обращение к старцу его духовных чад)? Секрет в том, что монах Паисий убеждал не красивыми словами, а потрясающим примером личной святости. Хотя он старался скрывать от людей свои подвиги и способности, они проявлялись помимо его воли. Как сказал один из иерархов Церкви, посетивших старца, "святость скрыть невозможно". Владыка стоял со свитой у входа в домик Святогорца, долго не выходившего на стук гостей и неожиданно появившегося перед ними. в ослепительном свете. Монах Паисий сиял ярче солнца, как преподобный Серафим Саровский, показавший своему почитателю Мотовилову, что такое благодать Святого Духа. Святой Серафим мысленно помолился Господу, чтобы Он явил его ученику тот свет, который исходил от Него во время Преображения перед апостолами на горе Фавор. А старец Паисий просто вышел из своей кельи после молитвы, во время которой он, по рассказам очевидцев, как бы пребывал вне пространства и времени, в мире ином, и, покидая его, излучал свет вечности.

Точнее говоря, Святогорец не вышел из двери, а. "выплыл" из нее по воздуху. Владыка с братией в изумлении смотрели, как старец парит над землей, осиянный неземным светом. Поистине "святость скрыть невозможно". Монах, скрывавший свои способности, во время молитвы не видел и не слышал ничего вокруг и вряд ли отдавал себе отчет в том, что парит над землей и излучает свет. Поэтому стук гостей застал его врасплох. Он не успел опуститься на землю и прекратить сияние.

Подобные чудеса видели многие посетители Святогорца. Их свидетельства собраны в отдельной главе книги. Вот одно из них. Однажды на горную дорогу свалился огромный камень, и несколько молодых монахов никак не могли сдвинуть его с места. Старец Паисий подошел к труженикам, посочувствовал им, подождал, когда они убедятся в тщетности своих усилий и разойдутся (но один человек решил остаться, и, спрятавшись в кустах, смотрел, что будет делать геронда). Оглядевшись и не увидев никого вокруг, тщедушный старец. поднял огромный камень и отбросил его в сторону, словно это был стул, а не глыба, которую не могли поколебать молодые здоровяки. Надо сказать, что Святогорец был отнюдь не богатырского телосложения. Он с детства очень много постился и молился, часами делал земные поклоны. Поэтому был чрезвычайно худым - кожа да кости. Если такой человек поднимал и бросал огромные камни, то сила мышц была здесь не при чем. Это чудо вообще невозможно объяснить законами материального мира. Похоже, руками старца действовали силы духовного мира, с которым он был постоянно связан. И эти силы производили физические эффекты, которые мы не можем объяснить и воспринимаем как чудеса.

Такие чудеса могут творить разве что ангелы по молитвам святых старцев. Вероятно, ангелы создавали вокруг старцев очень сильное физическое поле, оно могло передвигать огромные тяжести. И тогда эти махины становились как бы невесомыми, их можно было поднимать и бросать руками, словно детские игрушки. В этом поле становились невесомыми и сами старцы, которые начинали парить над землей. Такое объяснение дал мне лет двадцать назад великий русский физик Анатолий Федорович Охатрин. Впрочем, о нем я расскажу немного позже.

А сейчас о главном: зачем нужны эти физические эффекты? Конечно, старцы изнуряли себя постом и молитвой не для того, чтобы развлекать зрителей чудесами. Сами по себе чудеса не нужны святым. Они ставят себе целью спасение души для жизни вечной, а не развитие сверхъестественных способностей. Это, так сказать, побочные эффекты их аскетических подвигов, а вовсе не самоцель.

Однако спасение души невозможно без любви к ближним, без подвига самопожертвования, готовности "положить душу свою за други своя". Вся жизнь Паисия Святогорца была наполнена этой великой любовью, высоким подвигом, которые трудно измерить привычными мерками, описать обычными словами.

Особенно ярко его любовь к людям проявилась во время войны. По милости Божьей, Арсению (так звали в миру будущего монаха Паисия) не надо было убивать людей, он был радистом и помогал освобождению Отечества своими радиограммами, которые передавал с риском для жизни. А главное: Арсений разделял с бойцами все тяжести войны, стараясь освободить от них товарищей и взвалить на себя. Так, во время лютых морозов он по ночам молился, а по утрам. откапывал кочергой из снега десятки обмороженных бойцов.

Похоже, уже тогда Арсений знал о великой силе самопожертвования. Чтобы Бог услышал твою молитву и помог твоим ближним, ты должен быть готов отказаться от чего-то очень дорогого для тебя, если потребуется - от самой жизни. Эту готовность Арсений подтверждал много раз.

Вот один случай. Уже несколько часов бойцы сидели в окопе под ураганным огнем. Товарищи Арсения участвовали в перестрелке, а он, передав все свои радиограммы, мысленно творил молитву о спасении бойцов. Но она не помогала: люди погибали один за другим, ситуация усугублялась и наконец стала критической. Возникла угроза общей гибели. И тогда радист. вылез из окопа и встал во весь рост со скрещенными на груди руками. Даже его друг, который находился поблизости, не мог понять, зачем это сделал Арсений. Пальба стояла страшная. Пули, снаряды и мины залетали даже в окоп, а уж на открытом месте они ревели подобно урагану, все сметая на своем пути. Но "почтительно обходили" человека, вставшего в центре огня… Бой начал постепенно ослабевать, и через несколько минут наступило блаженное затишье. Чему-то улыбаясь. Арсений вернулся в окоп. И тогда друг спросил его, зачем он вылез наверх в самый разгар огня? Ответ поразил бойца до глубины души. "Я Богу молился", - задумчиво сказал Арсений.

Конечно, он молился не о себе - в противном случае не встал бы под обстрел. Радист молился о товарищах с риском для жизни, потому что в безопасном месте его молитва не доходила до Бога. Молился примерно так: "Господи, возьми лучше мою жизнь, но спаси дорогих мне людей". И Бог, видя готовность Арсения пожертвовать собой, пощадил и праведника, и его товарищей. Вступили и действие законы иного мира: если человек безгрешен и молится о спасении ближних, то вокруг них создастся некое защитное поле, в которое не могут проникнуть пули и осколки. А враги не могут приблизиться к праведнику.

Потрясающий урок жертвенной любви Святогорец преподал нам в конце жизни. Однажды он лежал в больнице со своими обычными проблемами и вдруг узнал, что прислуживающая ему девочка Хрисанфа больна раком кишечника. Неужели он, старик, выздоровеет, а это ангельское существо умрет? Такой исход показался ему несправедливым. И тогда старец стал молить Бога, чтобы Он забрал рак у девочки и передал его ему, грешному Паисию. По-видимому, Хрисанфу невозможно было излечить без этой жертвы - и старец охотно пошел на нее. Что ж, Бог услышал его молитву. Чудо совершилось: девочка выздоровела, а у геронды появилась болезнь, которая раньше была у нее. Умирая в муках, он ободрял ближних, передавая им свое состояние неземной радости, предвкушения жизни вечной.

Пуля не боится… грешников

Вокруг Паисия Святогорца происходило много такого, чему трудно было найти научное объяснение. Но при внимательном рассмотрении этих случаев можно найти некие подсказки, позволяющие если не разгадать тайну, то извлечь моральные выводы, которые помогут нам получать от Бога подобные чудеса.

Как ни странно, но такие подсказки я нашел не в научной, а в. приключенческой литературе. Так, издательство "Лубянская площадь" недавно выпустило в свет очень интересную книгу "Дети против волшебников" греческого писателя Никоса Зерваса. В ней идет речь о загадочной "русской защите", которую сотни лет не могли одолеть маги и колдуны всего мира. И вот им показалось, что они близки к цели. Заманив несколько русских ребят в свой институт, где обучают волшебству (он расположен в замке Мерлина в Шотландии, где находится Всемирная лига колдунов), их обработали самыми современными методами зомбирования. В результате на этих бедолаг стали действовать колдовские чары, ранее не причинявшие вреда. Короче говоря, с подопытных студентов колдуны сняли "русскую защиту". И выработали некий алгоритм, с помощью которого собирались сделать беззащитным весь наш народ.

Даже если дети не ходят в храм и не читают акафисты, все равно у них сохраняется "русская защита" от колдовства, наработанная благочестивыми предками. Но она действует до тех пор, пока человек не совершал тяжких грехов, разрушающих эту защиту. Поэтому в институте колдуны старательно учили русских ребят. обманывать, предавать, мучить и даже убивать животных и людей, быть гордыми, развратными, жадными, то есть приобщали их к смертным грехам. И после этого подопытные утрачивали иммунитет к колдовским чарам.

А что дает "русская защита" тем, кто ею обладает? Вот лишь одна история. Герои книги - два кадета Ваня Царицын и Петя Тихогромов в сопровождении бравого спецназовца Телегина отправились в логово колдунов на помощь соотечественникам, попавшим в беду. Но, пролетая над Сербией на микровертолетах, они попали под обстрел албанцев. Два отрока - лучшие воспитанники военного училища - счастливо избежали вражьих пуль. А герою спецназа. пуля вонзилась, извините, прямо в зад. От этого "позорного" ранения он вышел из строя на несколько дней, и ребятам пришлось самостоятельно проводить боевую операцию.

Почему же неопытные ребята уцелели, а "коммандос" был ранен, да еще в такое место? Ответ становится ясен, когда он попадает на загадочный остров в Эгейском море, где живут греческие монахи. Их духовного отца зовут. Герондой. Его речи удивительно напоминают беседы со старцем Паисием. Но в художественном произведении Геронда говорит нечто такое, чего нет в его документальных интервью. Оказывается, старец хорошо знает Россию и что такое "русская защита". Ему известно, как она создается и как разрушается. Неуязвимое перед колдовством нарабатывается молитвами и постом, всем образом жизни православных людей и передается в наследство потомкам их благочестивыми предками. Но в наше безбожное время очень многие утрачивают этот дар.

Наши славные кадеты еще не успели нагрешить и сохранили "русскую защиту", а лихой спецназовец ее утратил - потому и получил пулю в зад. Она нисколько его не "боялась", потому что он сам проломил дыру в духовной "броне", доставшейся ему oт предков.

Когда-то Телегина вывело из себя поведение подчиненного солдата, не успевшего вовремя принести ему сигареты; разгневанный офицер врезал парню пинка, да так сильно, что сломал несчатному копчик. В результате у солдата отнялись ноги, и он на всю жизнь стал инвалидом. А его мать прокляла офицера, который не раскаялся в своем зверском поступке. Этот компрометирующий случай из биографии Телегина, по мнению колдунов, давал им право нанести ему подобную рану. И они сделали это с помощью албанских бандитов.

Но самое интересное в том, что все это было известно Геронде. Он сказал Телегину, что его "позорная" рана не случайна - пусть он вспомнит, как сделал калекой молодого солдата. Долго спецназовец не признавал своей вины, но в конце концов понял, что Геронда знает о нем все. Ему известен был и другой его грех - еще более тяжкий, за который он получит пулю не в зад, а в голову, если не покается в содеянном. Утверждение старца о причинно-следственной связи этих грехов с ранами спецназовца было настолько необычным для него, что он несколько дней обдумывал эту потрясающую новость и, наконец, поверил Геронде. Офицер был покорен прозорливостью, мудростью, добротой старца и согласился с его требованием покаяться в грехах. Исповедь спепцназовца продолжалась несколько часов… Теперь волшебники не имели права причинить ему никакого вреда - ero "русская защита" полностью восстановилась.

Когда исцелилась душа, физическая рана зажила очень быстро. Телегин вылетел с острова монахов в логово колдунов на выручку кадетам. Он пошел к цели напролом, сокрушая все преграды. Правда, теперь он убивал врагов с сожалением, мысленно прося прощения, что иначе не сможет выполнить боевое задание. А пули и снаряды обходили его стороной, как будто и вправду боялись этого смельчака. Самый поучительный случай произошел в конце сражения, когда спецназовец добил всех сопротивлявшихся колдунов, кроме одного. Раненый главарь волшебников Гепдальфус Тампльдор сразу узнал своего "клиента", куклу которого он протыкал иголками, и яростно изрыгнул на него заклинание - огненный шар полетел в голову Телегина. Но эта "шаровая молния" пронеслась мимо, вызвав у спепназовца лишь легкое головокружение. А энергия колдовства вернулась к тому, кто ее сотворил.

Я нисколько не сомневаюсь в существовании "русской защиты", потому что хорошо знал обладавших ею людей. Так, будущий физик Анатолий Охатрин прошел всю Великую Отечественную войну и не получил ни одного ранения, хотя много раз попадал в страшные "мясорубки". Однажды рядом с ним взорвалась мина, осколки изрешетили шинель, разбили винтовку, которую он держал в руке, однако на его теле не появилось ни одной царапины. В другой раз мина попала в костер, вокруг которого обедали бойцы: погибли все, кроме Охатрина. Наконец, снаряд разорвался между ним и товарищем, который был искромсан осколками, но Анатолия они даже не задели.

Он не один был такой. В их полку постоянно находились не менее пяти неуязвимых бойцов, их называли "заговоренными". Иногда за одно сражение выбивало половину кадрового состава полка, а у этих ребят за всю войну - ни одной раны. Но сам Анатолий Федорович объяснял это невероятное "везение" не заговорами, а тем, что за ребят молились их благочестивые родители и сами бойцы старались не грешить. Благодаря этому они сохранили свою "русскую защиту" - их и вправду "пуля боялась, и штык не брал".

Случаи чудесного спасения в боях настолько потрясли Охатрина, что после войны он стал физиком, желая найти научное объяснение абсолютной неуязвимости некоторых людей. Похоже, что Анатолий Федорович разгадал эту тайну.

Охатрин пришел к потрясающему выводу: то, что наука сейчас начинает понимать, религия знала тысячи лет назад и использовала это на практике. Дивные чудеса, совершавшиеся по молитвам праведников и святых, имели духовную причину, но они проявлялись в материальном мире, и эти проявления можно было изучать. В частности, исследования Анатолия Федоровича показали реальность "русской защиты", в его лаборатории даже смогли смоделировать некоторые ее проявления и дали им научное обоснование.

Если говорить предельно упрощенно, то праведный человек обладает неповрежденным физическим полем, окружающим со всех сторон его тело. Из этого поля не вытекает энергия, она может концентрироваться вокруг праведника (у большинства людей энергия уходит через пробоины в их защитной оболочке). Когда человек находится в обычном состоянии, это поле невидимо и неосязаемо, но во время опасности составляющие его микрочастицы "возбуждаются", их энергия увеличивается многократно. Поле становится настолько сильным, что иногда начинает светиться, а главное - оно изменяет структуру окружающей среды. Пространство и время "искривляются" вокруг человека, он как бы выпадает из материального мира и находится в ином измерении. В результате пули и осколки. огибают его тело, он может оставаться невредимым под ураганным огнем. Но это поле может повреждаться грехами, они делают его похожим на дуршлаг, где через дырки вытекает энергия. Она уже не может концентрироваться вокруг человека, его перестают "бояться" пули и штык "берет". Во время опасности частицы физического поля "возбуждаются", но рассеиваются в пространстве, не создавая вокруг тела никакой защиты. Человек становится уязвимым перед любой опасностью.

Это объяснение Анатолия Охатрина могло бы показаться умозрительным, если бы он не испытал на себе действие "русской защиты", а потом не смоделировал ее в лаборатории. Но вот уже несколько лет, как Анатолия Федоровича нет в живых. Он унес в мир иной свою теорию "русской защиты" и методы ее моделирования. Созданные им приборы разворовали спецслужбы разных стран, и вряд ли сейчас кто-нибудь сможет воспроизвести его опыты. По-видимому, еще не настало время для внедрения таких технологий, человечество к этому не готово. Если негодяи станут неуязвимыми в бою, то они перебьют миллионы людей для достижения своих низких целей. И милосердный Господь помешал этому осуществиться. Но я много раз бывал в лаборатории, подолгу беседовал с Анатолием Федоровичем, наблюдал его опыты. И вынес из этих встреч твердое убеждение в реальности "русской защиты", которую при большом желании может восстановить в себе каждый.

Боец Анатолий Охатрин и его мать, день и ночь молившаяся за сына, показали на практике, как работает "русская защита" на войне. А теперь мы можем подробно узнать об этом великом искусстве, которое делает человека неуязвимым, прочитав беседы и житие старца Паисия Святогорца, а также книгу Никоса Зерваса "Дети против волшебников".

Меня очень утешает, что каждый из нас при желании может проверить на себе эту "гипотезу". Все "очень просто": если хотите, чтобы вас "пуля боялась, и штык не брал", становитесь смелыми и милосердными. Стремитесь к праведности - и появление "русской защиты" будет свидетельствовать о том, что вы находитесь на верном пути к жизни вечной.

Следующая пословица

Смелого — пуля боится. / Смелого — штык не берет
Из стихотворения «Песня смелых» (22 июня 1941 г.), написанного советским поэтом Алексеем Александровичем Сурковым (1899—1983) в первый день Великой Отечественной войны:
Смелыми Сталин гордится,
Смелого любит народ.
Смелого — пуля боится.
Смелого — штык не берет.

Стихотворение было положено на музыку композитором В. Белым. Цитируется как шутливое-поощрение смелых, решительных действий или как призыв к ним.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое "Смелого — пуля боится. / Смелого — штык не берет" в других словарях:

Следующая пословица

Алексей Александрович Сурков, русский советский поэт, автор стихов, ставших народными песнями: "Бьется в тесной печурке огонь", "Конармейская" и других. Во время Великой отечественной войны советские бойцы, отдыхая в землянках в перерывах между боями, вспоминали своих близких, с которыми их разлучила война. Сидя на промерзлой земле, они грелись у огня и тихонько напевали: "Бьется в тесной печурке огонь…". Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, сталапоистине народной. Далеко не все, певшие ее, знали, кто был автором слов… Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению, положенному на музыку, все равно вошел бы в историю поэзии — как автор текста одной из самых известных военных песен. Но кроме нее его перу принадлежит еще множество замечательных стихов.

Издательство: "Воениздат" (1964)

Формат: 70x90/32, 400 стр.

Другие книги автора:

См. также в других словарях:

СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ — «СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ», СССР, Свердловская киностудия, 1970, ч/б, 85 мин. Детский военно приключенческий фильм. В первые дни Великой Отечественной войны пионерлагерь оказался на оккупированной территории. Пионер Мишка и танкист дядя Вася совершили … Энциклопедия кино

БЕЛЯКОВ Виталий — БЕЛЯКОВ Виталий, российский актер. 1958 Жизнь прошла мимо (см. ЖИЗНЬ ПРОШЛА МИМО) 1966 Июльский дождь (см. ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ) 1969 Суровые километры (см. СУРОВЫЕ КИЛОМЕТРЫ) 1970 Смелого пуля боится (см. СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ) 1982 Мать Мария (см. МАТЬ … Энциклопедия кино

ВАРПА Игорь — актер. 1967 Сильные духом (см. СИЛЬНЫЕ ДУХОМ) 1970 Смелого пуля боится (см. СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ) 1970 Смерти нет, ребята! (см. СМЕРТИ НЕТ, РЕБЯТА) 1971 Дерзость (см. ДЕРЗОСТЬ) 1971 Полонез Огинского (см. ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО) 1971 Последнее дело ко … Энциклопедия кино

ДОВЕЙКО Владимир — (р. 25 мая 1922), российский актер. Народный артист СССР (1989). Артист цирка (с 1931). 1970 Смелого пуля боится (см. СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ) 1973 Много шума из ничего (см. МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО (1973)) 1973 Самый сильный (см. САМЫЙ СИЛЬНЫЙ) … Энциклопедия кино

Военное дело (передача) — Военное дело Ведущий Максим Моргунов Страна производства … Википедия

Военное дело (телепередача) — У этого термина существуют и другие значения, см. Военное дело (значения). Военное дело … Википедия

Следующая пословица

Цитата из стихотворения «Песня смелых» советского поэта Алексея Александровича Суркова (1899 – 1983), написанного 22 июня 1941 г. (в первый день Великой Отечественной войны). Стихотворение было положено на музыку композитором В. Белым:

"Смелыми Сталин гордится,

Смелого любит народ.

Смелого — пуля боится.

Смелого — штык не берет. "

Читайте также: