Славянские поговорки со смыслом

Обновлено: 26.11.2024

Солнце встает, так и день настает.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко в мешок не поймаешь.

Солнышко нас не дожидается.

Солнышко не осветит, месяц не увидит.

Солнца нет, так и месяц светит.

Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.

Солнце на лето, зима на мороз.

Солнце не померкнет, народ не сломится.

На родной стороне и камешек знаком.

Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.

На чужой стороне и весна не красна.

Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!

Домы-то, домы, ровно заячьи ломы.

Чужую сторону хвалит (сваха), а сама ни ногою (а сама туда ни по ногу).

Это село черт в кузове нес, да кучками растрес.

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Кукушка кукует, по бездомью горюет.

На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко, и немо).

Где дуракова семья, тут ему своя земля.

Всем деревня не выйдет: вода близко, ин лес далеко.

Шибель на погибель, воротами в угол (живете в закоулке в захолустье).

Зачем далеко, и здесь хорошо.

Наша весна красным красна.

Хоть не уедно (дома), так улежно.

И пензенцы в Москве свою ворону узнали.

Каково на дому, таково и на Дону.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

Жернова говорят: в Киеве лучше, а ступа говорит: что тут, что там.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

И собака свою сторону знает.

В какой народ придешь, таку и шапку наденешь.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

На чужой стороне и старушка божий дар.

Чужбина не потачлива. Чужая сторона прибавит ума.

На стороне обтолкут бока.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.

Чего не знаешь, туда и не тянет.

Подушное на стороне, а хлеб дома (ищи)

Городское теля мудреней деревенского пономаря.

Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живет и Курмыш.

Незачем далеко, и здесь хорошо.

Чужая сторона дремуч бор.

Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

Горе в чужой земле безъязыкому.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

То горб, то долина, Вертепижены насижены.

На одном месте и камень мохом обрастает.

И сам обернусь, и кругом оглянусь.

И за рекой люди живут. И за горами люди.

Ни прута, ни лесники, ни барабанной палки.

Хороша Москва, да не дома.

Земляк, избил всех в один синяк.

Людей (На людей) поглядеть и себя показать.

Под лежач камень и вода не течет.

И конь на свою сторону рвется, а собака отгрызется да уйдет.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди (прилетели ничем не хуже).

Хоть в Орде, да в добре (только бы в добре).

Деревня большая: четыре двора, восемь улиц.

С родной сторонки и ворона (и собачка) мила.

Лес к селу крест, а безлесье не угоже поместье.

Сторонушка и не дальняя; да печальная.

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете).

На чужой стороне и ребенок ворог.

Село, что животы подвело.

Люди заезжие, а хлебы завозные (на мельнице?).

Сиди, как мед кисни! Кисни, опара, на своем квасу!

Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подает).

И кости по родине плачут (по преданию, Что в некоторых могилах слышен вой костей).

Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку!

Лыкодеры есть, да не с чего драть.

Где жить, тем и слыть.

Где кто родится, там и пригодится.

Нахвалу поверишь, в охул попадешь.

В своей земле никто пророком не бывает (не бывал).

Всякому мила своя сторона.

Кнутовища негде вырезать.

Сидел бы ты дома да точил веретена.

Живет Ерошка подле большой дорожки.

Из села Помелова из деревни Вениковой.

Далеко сосна стоит, а своему лесу веет (шумит, говорит).

Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки.

И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет.

Худая та птица, которая гнездо свое марает.

Степного коня на конюшне не удержишь.

Шуми, деревня: четыре двора, двое ворот, одна труба.

Хорош город домами, да плох головами.

И хлеб на своей стороне скучает (т. е. привозный, портится).

Вор воробей домосед, а люди не хвалят.

Недавно из двора, а вошь изняла. Ерема, Ерема!

Степь лесу не лучше. В степи простор, в лесу угодье.

Что где родится, то там и годится. Что где рожается, то там и пригожается.

В каком народе живешь, того и обычья держись.

Где ни жить, а одному царю служить.

Пока под чужой крышей не побываешь, своя, где течет, не узнаешь.

Одна сваха чужу сторону нахваливает (а сама дома сидит).

В чужом месте что в лесу.

За морем теплее, а у нас светлее (веселее).

Словно черт из кузова насеял.

Где ни жить, только бы сыту быть.

Чужая сторонушка нахвалом живет, а наша хайкою стоит.

Пойду туда, где про меня рожь молотят. Куда глаза глядят.

Своя сторонушка и собаке мила.

Хвалит чуж-чуженин чужу сторону, а мы .слушаем, на полатях лежучи.

Славны бубны за горами, а к нам придут, что лукошко.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Милует бог и на своей стороне.

На чужбине и собака тоскует. Чужбина слезам не верит.

Из-за многих гор вышел дядя Егор.

Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.

Такая голь, что парня нечем высечь.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Без корня и полынь не растет.

Научит горюна чужая сторона (и вымучит и выучит).

Чужой человек не на утеху, на просмех.

Любит и нищий свое хламовище.

Мила та сторона (Не забудешь ту сторону), где пупок резан (т. е. родина).

Следующая пословица

Удача улыбнется вам!

У Славянского жреца только 3 основных дела: «Воду в ступе толочь, Вилами по воде писать и Баклуши бить»

Обязанности Славянских Волхвов.

Итак, дорогие мои Друзья, вы уже наверняка не раз слышали эту поговорку или отдельно каждую из трех, в тех или иных вариациях.
Исконно же она появилась во времена крещения Руси христианской церковью, и иронично использовалась для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников. Причем, сама поговорка была отнюдь не придумана «Пиар компанией” церкви Иисуса Христа, а просто была взята со слов истинных Староверов и самих волхвов.

Но, к сожалению, понять истинное значение этой поговорки они до конца не смогли и интерпритировали это никак иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельного время препровождения.
Поэтому и играли они на том, что мол «обязанности у ваших волхвов — только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом богу своему молимся”…

И дабы теперь развенчать это заблуждение и искоренить из вашего языка эти выражения или, по крайней мере, дать вам их истинные понятия, я начну свое повествование.

Рассмотрим же все поговорки по-отдельности:

Воду в ступе Толочь

Вода — это самая большая загадка для человечества. Из нее вышла жизнь, она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать, и все это просто-напросто Вода.

Как уже говорилось в статье «Еще немного о Воде, Уникальные и аномальные свойства воды”, Вода — это огромная кладезь информации, и от той информации, которую она несет, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70-80% состоим из воды.

Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно бесполезное (т.к. не Бесам полезное, а Без (в отсутствии) пользы), но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются.

Их энерго-информационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.

Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить ее в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

Вилами по Воде писать

Вилами назван здесь Триглав — три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3х-лучевой вилки). 3-главие есть единство 3х Ипостасей: сира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо — это тройная сила.

Вот таким 3-главом Волхв писал по истолченной в ступе воде, рисуя Руны, создающие определенную программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее.

Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в нее стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.

Вот вам и ленивая обязанность Волхва.

Обязанности Славянских Волхвов Третья же обязанность «Баклуши бить” ни чуть не менее важна.

Когда в поселении рождался ребенок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего Сига). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветет, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей Высшей силы, светится своим светом) в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определенное время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил все необходимое для чада. Все, что было сделано из этого дерева, придавало ребенку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот еще одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник….лет через 5 поймете, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.

Надеюсь, теперь используя эти выражения вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните, Вилами на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела.

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Примеры: «Солнце днем работает, а ночью отдых берет» (анимистичекое воззрение на солнце), «Который бог замочит, тот и высушит» (многобожие), «Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился» (намек на жертвоприношение), «Жил в лесе, молился пням» (почитание лешего), «Храбер, силен, а все с лешим не справишься», «Был бы бес, будет и леший», «В лесу леший, а дома мачеха», «Егорий да Влас всему хозяйству глаз» (почитание Волоса), «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На печи сидел, кирпичам молился» (почитание домового), «Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь», «Не все то русалка, что в воду ныряет», «Старый ворон мимо не каркнет», «Всякому бы ворону на свою голову каркать», «Венчали вокруг ели, а черты пели» (брак без церковного обряда), «Взял боженьку за ноженьку, да и об пол» (низвержение кумиров).

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: «Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана» (т.е. леший), «Всякому черту вольно в своем болоте бродить» (водяной), «В тихом омуте черти водятся).

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Бойся не бойся, а року не миновать», «Где нет доли, там и счастье не велико», «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив», «Не страшны злыдни за горами», «Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому», «От лиха не уйдешь».

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: «Не поле кормит, а нива», «Одним конем всего поля не изъездишь», «Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова», «Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды», «Мужик умирать собирайся, а земельку паши», «Дорогой товар из земли растет».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ

Примеры: «Бог не в силе, а в правде», «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море», «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда», «Золото огнем искушается, а человек напастьми», «Притча во языцех» (из псалтири), «Смирен духом, да горд брюхом», «На небо поглядывает, а на земле пошаривает», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася» ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Примеры: «Хозяин в дому, как хан в Крыму», «Как Бог до людей, так отец до детей», «В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло», «За чужую душу одна сваха божится», «В лесу медведь, а дома — мачеха», «Жене спускать — добра не видать», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу», «Кто любит , тот и лупит » (жену), «Жену не бить — милу не быть».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА

Примеры: «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Ты за мир, и мир за тебя», «Мирская правда крепко стоит», «Мир — велик человек», «Мир за себя постоит», «На мир и суда нет», «Мир заревет, так леса стонут».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО

Примеры: «Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил», «Что мне законы: мне судьи знакомы», «Не бойся суда — бойся судьи», «Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась», «Наказал Бог народ — послал воевод», «Конь любит овес, а воевода — принос».

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ

Примеры: «Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся», «Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство», «Гол да наг — перед Богом прав», «Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают», «Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Коли деньги говорят, тогда правда молчит», «Не проси у богатого, проси у тароватого», «В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.»

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Примеры: «На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь», «Засыпь правду золотом, а она всплывет», «Правду со дня моря выносит», «Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься», «Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть», «Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла», «Правда не на миру стоит, а по миру ходит», «Без правды не жить, да и о правде не жить», «Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться», «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», «Ретивая лошадка долго не живет».

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ

Примеры: «Шипит, как каленое железо, когда плюнешь» (о горячем, раздражительном человеке), «Его в ступе пестом не умелешь» (упрямый), «Идет в сапогах, а след босиком» (хитрый), «Где ни ступит, тут и стукнет» (увалень), «Ветрами подшит» (непостоянный), «Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит» (мямля), «Из молодых да ранний, петухом кричит» (выскочка), «Лепечет, что сорока» (о том, кто скоро говорит), «Сказал, что отрубил» ( о говорящем кратко и решительно), «Говорит, что река льется» (плавно), «Воркует, как голубок» (нежно), «Что слово молвит, то рублем подарит» (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ

Примеры: «Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает», «На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся», «Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть».

СТАРИННЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ПОГОВОРКИ ЦЕЛИКОМ

СТАРИННЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ПОГОВОРКИ ЦЕЛИКОМ

Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха. Лиха беда начало, а там уж близок и конец. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай. Не все коту масленица, будет и великий пост. Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит. Новая метла по-новому метёт, а как сломается – под лавкой валяется. Один в поле не воин, а путник. От работы кони дохнут, а люди – крепнут. Палка о двух концах – туда и сюда бьет. Повторенье – мать ученья и утешенье дураков. Повторенье – мать ученья и прибежище для лентяев. Пьяному море по колено, а лужа – по уши. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь. У страха глаза велики да ничего не видят. Ума палата да ключ потерян. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет тому оба. В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду. Голод не тётка, а родная мать. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита. Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка). Где кто родится, там и пригодится. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Добрый совет ко времени хорош. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Всякая птица своё гнездо любит. Где сосна взросла, там она и красна. За морем веселье, да чужое, А у нас и горе, да своё. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Живем хлеб жуем – а иногда и подсаливаем. Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает. Язык мой враг мой – прежде ума глаголит. Не рыба не мясо – не кафтан не ряса. Рука руку моет – а вор вора кроет. Рука руку моет – и обе белы живут. От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут. Утро вечера мудренее – трава соломы зеленее. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Как ударишь, так и получишь – тем же концом по тому же месту. Шито-крыто, а узелок-то тут. Язык мой – враг мой прежде ума рыщет, беды ищет. Бедность – не порок, а вдвое хуже. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Гол как сокол, а остер как топор. Губа не дура [язык не лопата]. Два сапога пара, да оба левые. Девичий стыд – до порога – переступила и забыла. Дело мастера боится, а иной мастер дела. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши – он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями:

Следующая пословица

Славянин — последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства. Еще задолго до новой эры славяне обладали четко выраженным понятием нравственности как основы развития души: в этом они видели смысл человеческой жизни.

Русские пословицы и поговорки. учебно-методический материал по развитию речи на тему

Русские пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки дошли до нас с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения.

Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму – разуму.

Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды народа на жизнь.

Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, и записывали пословицы и поговорки.

Пословицы с объяснением

Народная мудрость помогает развивать интеллект и воображение детей, но смысл этих высказываний не всегда можно сразу уловить. Поэтому мы опубликовали самые популярные пословицы с объяснением встречающихся в них метафор, причудливых сравнений, устаревших слов, которые ребята 21 в., возможно, никогда не слышали. Все это дает отличную пищу для ума, подстегивая школьников к самостоятельным рассуждениям. Тем временем разбор использованных художественных приемов вкупе с объяснением поговорок поможет усвоению материала по литературе. Поэтому обязательно включайте народные изречения в учебную программу!

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно проявить усердие).

Беда никогда не приходит одна. (Неудачи притягивают друг друга, и возникает «черная полоса» в жизни).

Бедность не порок. (Нельзя осуждать людей за бедность, иногда самые нищие добрее и сострадательнее богачей).

Бережёного Бог бережёт. (Осмотрительность и осторожность помогают избежать опасностей).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Перед тем как что-то сделать, нужно тщательно подготовиться, иначе допустите ошибку и будете жалеть).

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. (Если вам обещают что-то бесплатно, скорее всего, здесь есть какой-то подвох).

Бумага всё стерпит. (Написать можно любую ложь, а вот люди сразу людей обмануть не так просто).

В гостях хорошо, а дома лучше. (Только дома можно почувствовать себя по-настоящему уютно и безопасно, в окружении родных и близких).

В семье не без урода. (В любой семье или группе людей найдется человек с отрицательными качествами).

В тихом омуте черти водятся. (Спокойные и молчаливые люди часто скрывают свою истинную натуру).

Всему своё время. (Все происходит тогда, когда нужно, поэтому запаситесь терпением).

Не хлебом единым жив человек. (Чтобы быть счастливым, человеку недостаточно хорошо питаться и красиво одеваться, нужны еще друзья, семья, любовь, поддержка близких).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Деньги быстро потратишь, и от них ничего не останется, а друзья — это навсегда).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Если вы приходите в новый коллектив, не нужно пытаться вводить здесь свои порядки, иначе вас невзлюбят).

Вода камень точит. (Самая мелкая работа, если ее выполнять долго и упорно, однажды принесет свои плоды).

Волков бояться – в лес не ходить. (Если вы боитесь, что будет тяжело и опасно, не стоит и браться за дело).

Один в поле не воин. (Одному бороться с чем-либо гораздо сложнее, чем вместе с единомышленниками).

Делу время, потехе час. (Сначала сделай дело — отучись, поработай, а свободное время можно потратить и на развлечения).

Голь на выдумки хитра. (Нужда заставляет человека стать хитрее и умнее, чтобы прокормиться, найти крышу над головой и т.д.).

Друзья познаются в беде. (Настоящий друг — не тот, кто вместе с тобой смеется и развлекается, а тот, кто поддержит в трудную минуту).

Дуракам закон не писан. (Умный человек понимает, что правила и законы нужно соблюдать, чтобы не было проблем, а дурак не думает о последствиях).

Копейка рубль бережёт. (Откладывая даже понемногу, но долго и упорно, можно накопить много).

Лежачего не бьют. (Добивать того, кто уже пострадал, — последнее дело).

Мир не без добрых людей. (В любой ситуации найдется человек, который поддержит и поможет).

Молчание – знак согласия. (Если человек промолчал и не возразил, можно посчитать, что он согласен с вами).

После драки кулаками не машут. (Если беда уже случилась, поздно пытаться что-то менять).

На вкус и цвет товарищей нет. (Даже у ваших лучших друзей могут быть свои, отличные от ваших).

Надежда умирает последней. (Человек устроен так, что даже когда все плохо, он продолжает надеяться на лучшее).

Яблоко от яблони недалеко падает. (Дети наблюдают, как их родители относятся к разным вещам, как ведут себя, и сами становятся такими же).

Яйца курицу не учат. (Неопытный вряд ли сможет чему-то научить опытного).
(Visited 1 457 times, 7 visits today)

Русские пословицы, отражающие национальный характер

Есть такая пословица «Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь». По всему миру сложилось довольно предосудительное мнение о русском человеке. Тот загадочный менталитет, который присущ русскому народу вполне объясним условиями где развивалось, как государство в целом, так и народ. Ведь жители страны всю жизнь трудился на полях, на не благодатной почве.

Трудолюбие

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». В мире мнения о русском человеке разделились, кто-то считает, что русские очень трудолюбивый народ, а кто-то что невероятно ленивый. И как не странно в этом заключается вся славянская суть — противоречивость.

В более ранние времена русские были в первую очередь земледельцами, и вся жизнь зависела от того какой урожай даст земля. Вследствие того, что центральная Россия никогда не славилась хорошей землей, трудится им приходилось очень много. К этому еще прибавлялось еще и то, что такой климат ставил свои сроки, в которые нужно было уложиться.

Период отдыха, то есть когда не требовалось трудиться в поле, в России всегда отличался от других государств. В то время как в Европе поле отдыхает 2 месяца, то тут этот период был равен 7 месяцам. А это значит, что на пахоту оставалось 130 дней, а если вычесть из этого времени месяц сенокоса, то оставалось всего 100 дней на работу в поле. Учитывая, что тогда были помещики и крепостные, обычному работяге приходилось трудиться на нескольких полях сразу.

Именно поэтому русскому присуще трудолюбие, ведь такой человек должен был в короткие сроки практически без отдыха трудится, чтобы было чем прокормить свою семью.

Взаимопомощь

«Худо тому, кто не делает добра никому». Основа всему первобытнообщинный строй. Всегда было понятно, что выжить вместе гораздо легче, чем одному. Славяне не были исключением, и поэтому угроза остаться голодным из-за неурожая всегда оставалась актуальной. Именно поэтому люди держались вместе, ведь каждый мог оказаться в нужде и просить помощи.

Запад и Европа в отличие от Руси всегда держались других ценностей, в их понимании важнее была извлечь собственную выгоду, тут была и бережливость, и жадность. Так жертвенность и желание помочь ближнему стало ловушкой для русского человека в расцвет крепостного права, когда крестьянина считали за прислугу.

Смекалка

«Голь на выдумки хитра». В условиях сурового климата, описанного выше обычным людям, приходилось бороться за жизнь. Это и породило известную русскую смекалку. Хлеб крестьяне делали практически из чего угодно: мякина, сосновая кора, и разбавляли обычную муку ячменную или ржаную. В совсем плохие времена делали колобки из коры дуба и вакху, перемешивая все это с рыбой и молоком.

Все условия в которых жил русский народ закалял его характер. Придавая менталитету народа его истинный вид.

Литература

  • П. К. Симони. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVI—XVIII ст.ст. СПБ. 1899.
  • В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 1862. То же СПБ. 1879.
  • В. Н. Иллюстров. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Изд. 3. М. 1915.
  • А. А. Потебня. Из лекций по истории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков. 1884.
  • Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. — 2009.

Следующая пословица

История

Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.

Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел») и религиозных источников.

Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.

Научные исследования

Филолог Михаил Иосифович Шахнович посвятил пословицам несколько работ, в частности, диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1936) и «Краткую историю собирания и изучения русских пословиц и поговорок» (1936). Он тщательно изучил библиографию по паремиографии и составил библиографический список, включивший 1435 ссылок. Эти материалы содержали двадцать разделов, среди которых были: «Феодальные княжества XIV—XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV—XVII вв.». Шахнович полагал, что русская паремиография может использоваться для изучения истории, семейных отношений, права, языка и религии. Шахнович составил сборники пословиц — «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945), «Русская книга любви» (конец 80-х).

Лиха беда почин — есть дыра, будет и прореха. Лиха беда начало, а там уж близок и конец. Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся. На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай. Не все коту масленица, будет и великий пост. Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется. Один в поле не воин, а путник. От работы кони дохнут, а люди — крепнут. Палка о двух концах — туда и сюда бьет. Повторенье — мать ученья и утешенье дураков. Повторенье — мать ученья и прибежище для лентяев. Пьяному море по колено, а лужа — по уши. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит. С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься. Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет. Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь. У страха глаза велики да ничего не видят. Ума палата потерян да ключ. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача. Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет тому оба. В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду. Голод не тётка, а родная мать. Ударили по одной щеке — подставь другую, но не позволь себя ударить. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт. Аппетит приходит во время еды, а жадность — во время аппетита. Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка. Где кто родится, там и пригодится. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит. Добрый совет хорош ко времени. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. Всякая птица любит своё гнездо. Где сосна взросла, там она и красна. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё. Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Живем хлеб жуем — а иногда и подсаливаем. Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает. Язык мой враг мой — прежде ума глаголит. Не рыба не мясо — не кафтан не ряса. Рука руку моет — а вор вора кроет. Рука руку моет — и обе белы живут. От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут. Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее. За битого двух небитых дают, да не больно — то берут. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут. Как ударишь, так и получишь — тем же концом по тому же месту. Шито-крыто, а узелок — то тут. Язык мой — враг мой прежде ума рыщет, беды ищет. Бедность — не порок, а вдвое хуже. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. Гол как сокол, а остер как топор. Губа не дура язык не лопата. Два сапога пара, да оба левые. Девичий стыд — до порога — переступила и забыла. Дело мастера боится, а иной мастер дела. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши — он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Читайте также: