Сказка с пословицами о труде

Обновлено: 17.06.2024

Мудрость пословиц и поговорок о труде научит ваших детей уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде помогут в формировании и воспитании трудолюбия у ребенка. Обязательно прочитайте пословицы и поговорки о труде своим детям и проанализируйте каждую из них.

Без труда и отдых не сладок.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда нет совершенства.

Без труда ничего не дается.

Бог труды любит.

Была бы охота — заладится всякая работа.

Весело живется — работа спорится.

Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

Всяк мастер на свой лад.

Всякая работа мастера хвалит.

Всяко ремесло честно, кроме воровства.

Всякое уменье трудом дается.

Где хотенье, там и уменье.

Глаза страшатся, а руки делают.

Дела словами не заменишь.

Делать как-нибудь, так и никак не будет.

Дело мастера боится.

Дело учит, мучит и кормит.

Делу — время, потехе — час.

Его ремесло по воде пошло, по воде пошло — водой сплыло.

Железо в работе не ржавеет.

За все берется, да не все удается.

За все браться — ничего не сделать.

И то ремесло, кто умеет делать весло.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Каждому — по делам его.

Как сказано, так и сделано.

Каков мастер, такова и работа.

Кому до чего, а кузнецу до наковальни.

Кому работа в тягость, тот не знает радости.

Кончил дело — гуляй смело.

Копнешь, так и найдешь.

Кто бежит, тот и догоняет.

Кто не работает, тот не ест.

Кто рано встает, тому Бог дает.

Лежебоке и солнце не в пору встает.

Ленивый — к обеду, ретивый — к работе.

Лес сечь — не жалеть плеч.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Люди работают, а лодырь потеет.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мешай дело с бездельем — с ума не сойдешь.

Муравей не велик, а горы копает.

На острую косу много сенокосу.

Не боги горшки обжигают.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Не игла шьет, а руки.

Не испортив дела, мастером не будешь.

Не котел варит, а стряпуха.

Не натопишь — не погреешься.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не потрудиться, так и хлеб не родится.

Не работа дорога — умение.

Не разгрызть ореха — не съесть ядра.

Не спеши языком, спеши делом.

Не столько роса с неба, сколько пот с лица.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.

Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Нетрудно сделать, да трудно придумать.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Никому не мило, когда дело хило.

Ноги носят, а руки кормят.

От скуки на все руки.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Откладывай безделье, а не откладывай дела.

Пашню пашут, так руками не машут.

По работе и плата.

По работе и работника знать.

По службе — ни друга, ни недруга.

Работа да руки — надежные в людях поруки.

Работа — с зубами, а лень — с языком.

Работай боле — тебя и помнить будут доле.

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Работай-ка,не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.

Ремесло — золотой кормилец.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Рукам работа, душе — праздник.

Рукй не протянешь, так и с полки не достанешь.

С Богом начинай, руками кончай.

С плохими косцами плох и укос.

С ремеслом не пропадешь.

Сегодняшней работы на завтра не откладывай!

Сказано — не доказано, надо сделать.

Слесарь, плотник — на все руки работник.

Совет хорошо, а дело лучше.

Страшно дело до зачину.

Терпенье и труд все перетрут.

Топор острее, так и дело спорее.

Труд кормит, а лень портит.

Труд создал человека.

Умей дело делать, умей и позабавиться.

Уменье везде найдет примененье.

Хорошая работа не один век живет.

Хорошего быка под ярмом узнают.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится.

Человек худеет от заботы, а не от работы.

Чем труднее дело, тем выше честь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Что потопаешь, то и полопаешь.

Что потрудимся, то и поедим.

Что сказано, то и сделано.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Публикации по теме:

Конспект беседы о труде почтальона (младшая группа) (9 ноября — Всемирный день почты) Цель: познакомить детей с работой почтальона. Воспитывать чувство уважения к людям труда. Предварительная.

Конспект беседы о труде воспитателя (младшая группа) Цель: познакомить детей с трудом воспитателя. Учить называть воспитателей по имени и отчеству, обращаться ним на «вы». Воспитывать уважение.

Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей» Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать.

Пословицы и поговорки о Весне Снег теперь уже не тот - * Весенний день год кормит. Потемнел он в поле, * Весенний день - что ласковое слово. На озерах треснул лед,.

Пословицы, поговорки, приметы осени для детей Пословицы, поговорки, приметы осени для детей. Осень – время еды. Осень богатая, зима сытая. Осенью любая птица богатая. Сентябрь - проводы.

Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов»

Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов» Программные задачи: уточнить представление детей о труде хлеборобов. Воспитывать интерес и уважение к труженикам, желание доставить им радость.

Сценарий итогового педсовета «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде» Сценарий итогового педагогического совета: «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде». Все участники педсовета становятся.

Следующая пословица

Увы, в современном обществе мало ценится труд. И детям он прививается как повинность, а не как гарантированный способ достичь всего, что ты хочешь.

Дети и не догадываются, сколько труда стоит за тем или иным успехом. Смотрят они, к примеру, на модного блогера и думают: “А, и я так смогу. Включил камеру и болтай”. А мало кто знает, что сколько часов он учился непринужденно вести себя на видео, сколько придуманных шуток отсеил, сколько кадров переснял.

Да что далеко ходить. Моя дочка Лиза занимается танцами. Изначально танцы привлекли ее тем, что выходишь в красивом платье, а все хлопают.

Но многочасовые тренировки. Зачем терпеть боль при растяжках, зачем повторять одни и те же скучные движения? Красивое платье и все хлопают. Но так не бывает.

Кроме частых бесед о том, что надо бы и потрудиться, мы читали и обсуждали сказки. И вот наш ТОП-5 любимых сказок о труде.

Валентин Катаев “Дудочка и кувшинчик”

Сказка хороша тем, что не говорит в лоб: “Не ленись, иначе ничего не получишь!”. Нет, нет, нет. Девочка Женя сама понимает: если хочешь сладких ягод, то придется нагибаться и под листики заглядывать.

Помог ей понять истину гриб-боровик, который не хотел выдавать дудочку, которая "вызывала" ягоды из-под листьев, и кувшинчик, в который землянику складывать, в одни руки и сразу. И Женины топанья ногами, угрозы и уговоры не смягчили хозяина леса.

В этой сказке метко отмечена отмазка тех, кто не хочет работать. Называется она: “Меня обидели”.

Этот момент мы тоже обсудили: не перекладывай ответственность.

Владимир Одоевский “Мороз Иванович”

Похожи по сюжету сказки: “Морозко”, “Матушка Метелица”.

Справедливый Мороз Иванович награждает по заслугам трудолюбивую Рукодельницу, да и Ленивицу тоже.

Конечно, сегодня убраться у детей в комнате может и мама, даже если у ребенку уже 40 лет, есть усы и своя семья. И никто не умрет. Но в пору крестьянства ленивые люди просто не выживали.

Нанайская сказка “Айога”

Красавица Айога гордилась собой. Разглядывала свое отражение в воде, в начищенных тазах. Берегла холёные руки, отказывалась помогать по дому. В итоге “ обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…”

Хоть сказка древняя, но такие героини встречаются сегодня частенько. " Давай, я буду красивая, а ты деньги будешь зарабатывать". Знакомо?

Александр Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”

Проворный, работящий, неунывающий Балда проучил жадного попа, который рассчитывал на халяву и поручал работнику невыполнимые задания, как только приблизился час расплаты.

Читая эту сказку детям, обсудите с ними мысль : каждый труд оплачивается. Если ты думаешь, что на тебя буду работать просто так, то ты ошибаешься. Да, конечно, дети не могут оплатить труд родителей, но они могут ценить то, что для них делается и быть благодарными. И благодарите, хвалите детей за стремление трудиться.

Слова “подумаешь, пол подмела” ставят вас на один уровень с пушкинским попом.

Братья Гримм “Король Дроздовик”

Надменная принцесса фыркала и выискивала недостатки у женихов. Пока отчаявшийся отец не выдал дочь за первого встречного нищего (переодетого короля Дроздовика). Как-то принцесса обсмеяла и короля, после чего и приклеилось к нему имя Дроздовик. И вот решил онперевоспитать гордячку с помощью трудотерапии.

Сказка ненавязчиво дает нам понять, что стоит уважать людей, их труд, не надо считать себя выше остальных . Кто знает, с чем придется столкнуть в жизни? Может быть, ты окажешься среди простых работяг и тебе придется зарабатывать на жизнь тяжелой работой?

А какие сказки про труд вы можете добавить к этому списку? Поделитесь в комментариях

Следующая пословица

copyright © 2016-2020 Фригато (Ex Расконяга) - развлекательно-образовательный портал для детей и родителей.

Вся информация на сайте предоставляется исключительно в образовательных и некоммерческих целях.

Следующая пословица

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводи к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой, музыкой, художественной литературой и т. д. Следует подчеркнуть, что общий источник – потребность детей принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной из самых актуальных проблем отечественной педагогики. В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания. Труд оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками.

Приобщение детей к труду, желание и умение трудиться в пределах возможностей должно быть привито ребенку с дошкольного возраста. В этом возрасте природа ребенка такова, что игра и труд тесно связаны и не противоречат друг другу. Ребенок стремится все узнать и сделать сам. Его активность в этом нужно использовать и направлять в нужное русло, тем самым поощряя ребенка к труду.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Важное значение трудовому воспитанию придавали К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский и др. Ушинский во многих своих работах определял теоретический и методический взгляд на труд детей.Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Например, можно вспомнить пословицы о труде и отношение людей к труду: «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными».

Труд детей своеобразен. Продукты его объективно малозначимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребенком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться, чтобы доставить радость окружающим или сделать что-то полезное своими руками.

В труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, в словах «как будто» присутствуют воображаемые трудовые операции: помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т. д. Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, намыливая её губкой, складывает кубики на месте будущей постройки и т. д.

Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью. Закончив работу, превращает поднос, которым пользовался в руль, себя – в шофера и «едет» за розетками. Такое сочетание действий не мешает ему выполнить свои обязанности, и ругать дошкольника за это не следует.

Игра может стать мотивом, побуждающим к труду: чтобы играть в «метро», надо смастерить вагончики, как – то оформить платформы, приготовить билеты и т. д. В средней группе мотивом, побуждающим включиться в труд, может стать желание овладеть новыми навыками, помочь взрослым, а в старшей – осознание своих обязанностей, значимости труда, т. е. мотив общественной пользы.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Но самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания редко обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая –либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умывается дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».

Проследим, какая связь устанавливается между трудом и игрой детей этого возраста. В начале их заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания. Ребенок самостоятельно умывается, одевается, ест.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел,необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т. п.

В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.

Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста.

В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность. На их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры, они по своему желанию чаще всего к ней уже не возвращаются. То в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать её для последующей игры.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную обстановку. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку, художественную литературу, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить ребенка трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой всегда трудолюбив, готов помочь другому герою.Например: «Крылатый, мохнатый масленый», «Репка», «Морозко», «Заюшкина избушка».

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека.Например: «Кем быть» - В. Маяковского, А что у вас?» - С. Михалкова. Показан процесс труда: «Как печатали вашу книгу» - С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» - А. Ивича и др. Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии,самоотверженность и добросовестности: «Какие они полярники» - А. Членова, «Сквозь буран» - И. Винокурова. Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовление вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. Например стихотворение Ю Тувима «Все для всех»:

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, наточает?

Стало быть,так и выходит:

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудится

Честно, усердно и дружно.

Читая детям художественные произведения о труде,мы решаем сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношения к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

В трудовом воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной.

В работе с детьми каждый день можно использовать пословицы и поговорки. Эти народные мудрости помогают похвалить или подбодрить ребенка.Например: «Маленький да удаленький», «Глаза боятся, а руки делают».Вызвать отношение к лени: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диафильмы и видеофильмы, слайды. Например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде в сельском хозяйстве.

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Помогает воспитанию желания трудиться и музыка. Она уже давно используется как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Это возможно, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Известный советский педагог В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

1."Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой [текст]/

Издательство «Просвещение», М., 1974

2. Программа воспитания и обучения в детском саду [текст]/

Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,2005

3. Виноградова А. М., Козлова С. А. [текст]/ Учебно-методические материалы

«Дошкольное образование», 1987

4.«Собрание русских пословиц и поговорок о труде» [текст]/Издательство: "Нестор- История" 2011

Читайте также: