С наукой и трудом дружи смысл пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок и пословиц. Учить понимать их содержание и значение. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний, учить выделять языковые выразительные средства, олицетворения.

Развивающая.

Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать эмоциональную отзывчивость, образную речь. Приобщать к русской национальной культуре.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор.

Следующая пословица

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Следующая пословица

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Ход занятия.

-Дети, вы знаете много потешек, которые сочинил народ. В них заключена народная мудрость и богатый жизненный опыт.

Сегодня день целый

Все звери у дела:

А сорока - белобока

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Кошка лыки дерет,

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком.

-Чем заняты звери в потешке?

-Они заняты разными делами.

-Что делает лисичка-сестричка?

-Она шубку подшивает.

-Как вы думаете, ребята, может лиса подшивать шубку?

-Нет. Она уподобляется человеку.

-Кто может подшивать шубку или просто шить?

-Человек или портниха.

-Как вы думаете, ребята, умение шить может пригодиться в жизни?

-Да. Потому что вещи рвутся, их надо подшивать, а это должен уметь каждый.

-Что делает медведь?

-Медведь сапог подбивает?

-Может медведь подбивать сапоги?

-А кто это умеет делать?

-Человек или сапожник. В потешке медведь «очеловечивается» и уподобляется сапожнику.

-Действительно, на Руси профессии портного и сапожника были очень важными и нужными, так как они производили для людей одежду и обувь.

-Что делает медведица Маша?

-Она варит детям кашу.

-Здесь кому уподобляется медведица?

-Медведица уподобляется заботливой маме, которая варит детям кашу.

-Что делает зайчиха?

-Она метет метелкой.

-Кому уподобляется зайчиха?

-Она уподобляется человеку, который наводит чистоту.

-Что такое метелка?

-Метелка – это то,чем метут: метла или веник.

-Для чего необходимо уметь подметать?

-Для того, чтобы наводить чистоту и порядок.

-Что делает кошка?

-Она лыки дерет, коту лапотки плетет.

-Что такое лапотки?

-Лапотки – это лапти. Так называлась обувь, которую носили на Руси крестьяне.

-А кошка может плести лапти?

-Нет. Плести лапти может только человек, а кошка здесь уподобляется человеку.

-Лапти плели из липового лыка. Лыки – это верхний слой липового дерева. Липу обдирали на лыки. Затем лыки размачивали в воде, очищали от коры и разрезали на ленты. Из этих лент – строк плели лапти на Руси.

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Воду моря и реки

(Имитирующие движения).

-Как вы думаете, ребята, почему автор – народ в потешке рассказывает о том, как трудятся животные, а не люди?

-Потому что дети любят слушать рассказы о животных.

-Чтобы интересно рассказать детям о труде человека, автор – народ использует животных и их «очеловечивает». Поэтому животные в потешке трудятся, как люди, выполняют действия, присущие человеку.

-Чему учит потешка?

-Она учит трудолюбию.

-Почему нужно трудиться?

-Люди трудятся и производят всё необходимое для жизни.

-Если не трудиться,то у человека ничего не будет: ни еды, ни одежды, ни жилья.

-Правильно, ребята. Благодаря труду человек достиг больших успехов в науке, технике, культуре, в своем развитии и развитии цивилизации. Поэтому на Руси детей с детства приучали к труду, приучали к ответственности за порученное дело.

Также русский народ сочинял загадки об инструментах, орудиях труда, которые помогали трудиться.

Свинка – золотая щетинка.

По белу свету скачет,

Всех людей красит.

-Правильно. С кем сравнивается иголка в загадке?

-Со свинкой, золотой щетинкой.

-С льняным хвостом.

-Как вы понимаете строчки:

«По белу свету скачет,

Всех людей красит».

-Это значит, что все люди носят одежду, которую шьют с помощью иглы.

-Одежда людей «красит», то есть делает красивыми, нарядными. Иголка весь свет обшивает.

-Отгадайте еще загадку.

Что есть сил по затылку

Только ножку прячет.

-С кем сравнивают гвоздь?

-С Ермилкой, с человеком.

-Что делает Ермилка?

-Когда его бьют по затылку, он не плачет, только ножку прячет.

-Какие действия Ермилки похожи на действия, которые «испытывает» гвоздь?

-Ермилку бьют по затылку, и, когда забивают гвоздь, то бьют по шляпке.

-Ермилка ножку прячет, а когда бьют по гвоздю, то он уходит в дерево, как бы прячется.

-Да. В загадке действия человека переносятся на предмет – гвоздь, и предмет – гвоздь – ассоциируется с человеком.

А вот ещё одна интересная загадка.

Грызет с визгом дубок.

-С кем сравнивается пила?

-С зубастым зверьком.

-Почему с зубастым зверьком?

-Потому что у пилы есть зубы и у зверька, но они у пилы железные, ими пила пилит деревья.

-Почему зубастый зверек пилит с визгом дубок?

-Потому что, когда пила пилит, то она издает визгливый звук.

-Для чего необходима пила в хозяйстве?

-Когда нужно что-то пилить, используют пилу.

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки.

Заиньке усатому. Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

-Ребята, тема труда отражена не только в потешках, но и в пословицах и поговорках.

-Кто знает пословицы о труде?

-«Терпенье и труд – всё перетрут».

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Когда у человека есть терпенье, и он трудолюбивый, у него всё получается.

-Потому что все трудности, препятствия, которые стоят перед человеком, он как бы «перетирает» в порошок своим трудом и терпением и достигает своей цели.

-Кто еще знает пословицы о труде?

-«Человек – кузнец своего счастья».

-Кто такой кузнец?

-Это человек, который работает в кузнице, кует железо.

-Почему человек сравнивается с кузнецом?

-Я думаю, что когда кузнец кует железо, он прилагает много усилий, умений, много мастерства, чтобы выковать какую-то вещь.

--Что значит «ковать свое счастье»?

-Значит трудиться, прилагать много усилий, стараний, умений, чтобы добиться счастья, своей цели в жизни.

-Как вы понимаете пословицу:«Землю солнце красит, а человека труд»?

-Солнце согревает и освещает Землю, потому Земля – цветущая, зеленая, красивая планета. За это все любят солнышко.

-А как человека красит, то есть украшает труд?

-Трудолюбивый человек гордится своим трудом, своим мастерством, своими успехами. Такого человека все уважают, поэтому труд делает человека красивым, радостным, гордым своими хорошими делами.

Итог занятия.

-О каких формах устного народного творчества мы говорили на занятии?

-О потешках, загадках, пословицах и поговорках.

-О чем в них шла речь?

-О труде.

-Чему они учат людей?

-Они учат тому, что нужно трудиться, а не лениться, чтобы быть здоровым и счастливым в жизни.

-Правильно, ребята. Люди на Руси знали об этом, потому они много трудились, ценили свой труд и труд других людей.Ведь не зря говорили наши предки: «Делу – время, потехе – час».

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

Следующая пословица

В этой пословице говорится о том, что если человек начинает новое дело не закончив старое, и не прилагает достаточно усилий, то не одно дело не даст результата.

Под лежачий камень вода не течет

В этой пословице говорится о том, что ничего самой собой не делается, если человек не приложит усилий и желания.

Дело мастера боится

В этой пословице говорится о том, что старание может победить любое даже самое сложное дело.

Поспешишь – людей насмешишь.

В этой пословице говорится о том, что серьезное дело не терпит спешки, быстрый результат может оказаться хуже чем ожидали.

За всякое дело берись смело

В этой пословице говорится о том, что не стоит бояться работы, если стараться и не лениться то любая работа наладится.

У плохого мастера и пила плохая

В этой пословице говорится о том, что если человек что то не умеет, то он всегда будет искать кого или что можно обвинить в неудаче.

Палец слаб, а кулак силен.

Капля по капле и камень долбит.

В этой пословице говорится о том, что любое дело сложиться если настойчиво добиваться результата.

Семь раз отмерь да один раз отрежь.

В этой пословице говорится что в каждом деле надо хорошо подготовиться и все проверить, прежде чем делать.

Без труда не вынешь рыбку из пруда

В этой пословице говорится о том, что самое маленькое дело тоже требует старания и терпения.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

В этой пословице говорится о том, что результат дается только тому кто готов ради него потрудиться.

Маленькое дело лучше большого безделья.

В этой пословице говорится о том, что любое даже незначительное дело ценится больше чем безделье.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с ЗПР» «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с задержкой психического развития».

Книга о труде и профессиях Трудится Земля Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос,.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный.

Круглый стол «Воспитание детей в труде: за и против» Круглый стол. "Воспитание детей в труде "за" и "против". Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов по выбранной для обсуждения темы.

Пословицы и поговорки о кошках • На мышку и кошка зверь. • Сытая кошка с мышью играет. • Знает кошка, чье мясо съела. • Слепая кошка мышей не ловит. • Чем больше кошку.

Пословицы о земле МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Пословицы о.

Пословицы, поговорки и загадки о зиме Пословицы,поговорки и загадки о зиме. Зима – самая холодная, но в то же время сказочная пора года. В это время мороз рисует узоры на окнах,.

Родительское собрание на тему «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде» ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему трудового воспитания. Повестка дня: 1. О важности трудового воспитания детей. 2. Задачи трудового воспитания.

Стихотворения для детей о патриотизме и безопасности и труде Я гражданин России! Я гражданин России, И гордо говорю, Что матушку-Россию Люблю, люблю, люблю! Люблю её красоты, И реки, и леса… Люблю.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3–4 лет «Детское кафе» и для детей 4–5 лет «Почта» Конспект для средней группы сюжетно-ролевой игры «Почта» Цели и задачи: - продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры; - совершенствовать.

Читайте также: