Роль пословиц и поговорок в художественной литературе
Обновлено: 22.11.2024
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча 1 ).
Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.
Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
В.И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение:
"Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи". 2
Поговорка, по определению Даля, это:
"складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться". 3
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа – праздность, двор – дом – хозяйство – земледелие, суеверия – приметы – счастье – удача, добро – милость – зло и т. п. 5
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен").
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход".
Пословицы возникали и в среде ремесленников – "без топора – не плотник, без иглы – не портной", и в среде бурлаков – "нужда научит калачи есть".
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология 6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").
По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина – в гробу").
Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").
Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.
Следующая пословица
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра русского языка и методики его преподавания
По русскому языку и культуре речи
«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА КАК ОСОБОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
. История пословиц и поговорок
. Что такое пословицы и поговорки
. Функции пословиц и поговорок в речи
. Пословицы и поговорки в речи
Список использованной литературы
Русский язык велик и богат. Его богатство не только в произведениях писателей Золотого и Серебряного веков, но и в народных сказаниях, былинах, приметах, а также в пословицах и поговорках. К счастью и сейчас их можно услышать как во дворе какой-нибудь маленькой деревеньки, так и на улице большого и шумного города. Но все-таки многие стали забывать о столь прекрасном средстве выразительности. Поэтому данная тема актуальна в нынешнее время.
Целью нашей работы является углубление знаний о русском языке, в частности о пословицах и поговорках, изучение их как средств выразительности.
В ходе работы планируется несколько задач. В том числе изучение истории пословиц и поговорок, выяснение значений определений «пословица» и «поговорка», а также определение их функций в речи и изучение сборников, содержащих информацию о них.
1. История пословиц и поговорок
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Неоспоримым остается только один факт: и поговорки, и все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.
Очень много пословиц создавалось в то время, когда жили на Руси крестьяне и светские феодалы, начиная от великих князей, и заканчивая влиянием монастырей. В таких пословицах отражалась связь между крестьянским трудом и природой, со всеми ее капризами, с прочностью патриархального уклада в каждой крестьянской семье. Когда было введено крепостное право, люди не могли напрямую высказывать некие свои мысли. Поэтому, и появилось большое количество пословиц, которые содержали в себе конкретную информацию про крепостные несправедливые порядки. Пословицы всегда передавали искреннюю связь, которая имелась между крестьянином и его родной землей. И это чувство родства обострялось, когда на русские земли совершалось нашествие татаро-монгольских завоевателей. Таким образом, в своеобразном народном творчестве, смогла отразиться полностью битва за родную землю, признания и всенародное разочарование.
В пословицах нашел свое отображение не только большой мир, в котором постоянно происходили определенные важные события или общественные отношения. Здесь отражались семейные отношения, домашняя жизнь, и многое другое. Сегодня очень многие литературные выражения, которые были непосредственно взяты из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и пословицами, только настоящей современности [4].
. Что такое пословицы и поговорки
Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Суждение "Лес рубят - щепки летят" интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть применено к другим аналогичным ситуациям. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность.
Композиционное членение суждения в пословице, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим [6].
От пословицы нужно отличать поговорку, которая когда-то, возможно, была частью пословицы, а потом стала существовать самостоятельно. Например, поговорка "Слово не воробей" когда-то была частью пословицы "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь"; поговорка "Ложка дёгтя в бочке мёда" образовалась из пословицы «Ложка дёгтя бочку мёда портит". Как видим, пословица содержит законченное суждение, в ней есть поучительный вывод, обобщение сказанного. Поговорка же является частью суждения, она даёт яркую, меткую оценку событию или человеку, но не заключает в себе назидания, поучения [5].
Пословицами и поговорками следует считать те высказывания, которые пользуются общественной популярностью. Отсюда следует, что обычно это - старинные высказывания, т.к. за короткий срок они не могли бы стать частью общественного сознания. Конечно, бывают исключения, и некоторые пословицы и поговорки врываются в народное сознание с необыкновенной быстротой [9].
Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы - поговорками [7].
. Функции пословиц и поговорок в речи
Употребляя пословицы и поговорки, мы не всегда понимаем, какую пользу они нам приносят. Оказывается, они помогают говорящему:
) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Работать - день коротать; отдыхать - ночь избывать.
) Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем - полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь - береги.
) Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом [1].
. Пословицы и поговорки в речи
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев, и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть».
Писатели, публицисты, ораторы часто обращаются к народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М.А. Шолохова - 112 [8].
Наши великие писатели и поэты - Н. Гоголь, Г. Державин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Блок, С. Есенин, М. Горький, М. Шолохов и другие - учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях.
В повести Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь. и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», Пушкина - «А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», Грибоедова - «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом» [3].
Но пословицы и поговорки передаются не только из уст в уста. Узнать их получше можно и с помощью специальных сборников.
Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике - результате тридцатипятилетней работы - содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь - родина, народ - мир, ученье - наука, былое - будущее и т. д., - всего более ста семидесяти тем [1].
Как видим, темы пословиц охватывают все аспекты жизни людей. Однако в пословицах важна не только тема, но и то, насколько метко и ёмко эта тема раскрыта одним предложением. Великий писатель Николай Васильевич Гоголь говорил о пословицах: "В них всё есть - издёвка, насмешка, попрёк, словом - всё шевелящее и задирающее за живое" [5].
Полезен словарь «Русские пословицы, поговорок и крылатые выражения» В.П. Фелицыной, Ю.Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит «Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять - только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит - попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь - вода и будет» [1].
пословица поговорка выразительность русский
Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
Речь современного человека обедняется, если в ней отсутствуют пословицы и поговорки - истинные алмазы народной мудрости. Они, несмотря на свою распространенность, не банальны. Поэтому людям стоит чаще употреблять эти выражения, чтобы их меткость, моральное содержание, юмор, красота постепенно отпечатывались в сознании. Это поможет сохранить наш удивительный язык для будущих поколений.
Список использованной литературы
Теги: Пословицы и поговорки русского народа как особое средство выразительности Реферат Английский
Следующая пословица
Пословицы и поговорки также являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений. Они используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита. Так, у Мельникова в рассказе «Красильниковы» пословицы в речи купца ярко характеризуют жизненную ситуацию. Они раскрывают трагический смысл переживаний Красильникова: «Без детей горе, а с ними вдвое», «Учи его (сына – А.Ф.), покамест поперек лавки лежит; вырастет да во всю вытянется, тогда уж его не унять». Психологические коллизии, отсутствующие в рассказе, передаются при помощи пословиц: «Дума за морями, а горе за плечами», «Людское счастье, что вода в бредне». Пословицы и поговорки в основном произносятся главным героем, раскрывают духовную сферу его жизни. В описании отцовского горя, автор обращается к образной народной поэзии: «Глуба моря шапкой не вычерпать, слез кровавых родного отца не высушить! Упился я бедами, охмелился слезами!» – так словами народной фразеологии выразил Мельников психологическое состояние человека, человеческую трагедию героя. 46
В.И. Даль в своих рассказах тоже опирается на пословицы и поговорки: «Везде хорошо, где нас нет», «Как снег на голову», «Бей русского – часы сделает» и др.
В речь героев А.Ф. Писемского включаются пословицы: «Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет», «Пора бы не бревна катать, а лыко драть да на печке лежать».
Речь героев С.В. Максимова изобилует пословицами и поговорками: «Мели, Емеля – твоя неделя», «У наших ребят руки не болят», «Много будешь знать – мало станешь спать», «Не сам говорит, а хмель за него распорядок творит».
Душой русского народа является песня. Традиционная крестьянская лирика для писателей остается эстетическим образцом. Она отражает лучшее, исконное, что есть в характере крестьянина: трудолюбие, поэтичность души, удальство. Она играет исключительно важную идейную и эстетическую роль в рассказах и очерках писателей о жизни народа, выступая элементом народной культуры.
По мнению беллетриста-народника Ф.Д. Нефедова, песня откликается на все звуки жизни, вводит в быт народа, соотносится с его обычаями и обрядами. Традиционная народная песня, по Нефедову, прекрасна. Она исполнена «чарующей силы», поэтична. Это подлинно народное творение, идущее из глубины его души.
Нефедов пишет о песне:
«Помню, помню и я эту чарующую силу нашей родной песни! Раздается она, порою, в тихий час ночи. Вот уж она и замолкла, унеслась куда-то с предутренним ветерком, а ты все еще не перестаешь слушать ее, все еще как будто звучит она и западает в самую глубь души человеческой». 47
Народные песни и, прежде всего, лирические, по мнению Нефедова, заключают огромный гражданский потенциал. Он пишет, что слушая их, чувствуешь, что личное горе ничто в сравнении с народным горем. Он связывает свои представления о национальном характере с верой в скрытые «какие-то громадные силы, в торжество победы, которая сулила народу светлое будущее» 48 . Он верит в силу, устойчивость, живучесть традиций народной старины: «Она вдруг вынырнет из захлестнувших ее волн жизни с рассказами о чудесах прошлого и снова делается общим достоянием». 48 Писатель убежден, что родник народного творчества неиссякаем, он бьет живой струей.
Являясь душой русского народа, песня широко включается в произведения писателей. Ее поют крестьяне в рассказах Писемского. Писемский изображает картину гуляния деревенской молодежи:
«Гульбища эти по нашим местам нельзя сказать чтоб были одушевлены: бабы и девки больше стоят, переглядываются друг с другом, и долго-долго собираясь и передумывая, станут, наконец, в хоровод и запоют бессмертную: “Как по морю, как по морю. ”» 49
Тонкий, все подмечающий наблюдатель, Писемский фиксирует все детали хоровода:
«Одна из девок, надев на голову фуражку, представит парня, убившего лебедя, а другая – красну девицу, которая подбирает перья убитого лебедя дружку на подушечку, или разделясь на два города, ходят друг другу навстречу и поют: одни: “А мы просо сеяли-сеяли”, другие – “А мы просо вытопчем, вытопчем”». 50
Заклинают девушки весну и в рассказе «Мужицкий год» П.И. Якушкина:
«С чистыми полотенцами на голове, с лентами в косе, в белых льняных рубашках, в нарядных паневах…девки песни поют:
Поют песню и крестьяне Г.И. Успенского. Крестьяне едут в деревню, в родные, близкие места. Окружающие их картины вызывают чувство причастности к родной земле. Оно выливается в исконно русскую печальную песню, которую они поют: «Попила ли ты, моя головушка? Попила ли, погуляла?» И беглые пейзажные зарисовки: набегающий с поля ветер, мелкий дождик, ночной холод психологически усиливают эту картину. «Набегающий с поля ветер слегка кропит мелким дождиком и своей ровной тягой усыпляет и убаюкивает натрудившийся народ… Ночной холод заставляет порой передернуть плечами, но вовсе не мешает петь прежнюю песню и легонько поигрывать на гармошке:
Поет песню и Яков Турок в рассказе И.С. Тургенева «Певцы» – «Не одна во поле дороженька». И Матюшка, фабричный молодой парень, в очерке В.А. Слепцова «Владимирка и Клязьма», а также «песенная» героиня «Настя-песня» в рассказе Н.С. Лескова «Житие одной бабы».
Звучат песни в кавказских рассказах Л.Н. Толстого, а также в повести «Казаки». Здесь поют их в хороводе (Толстой вводит две хороводные песни: «Из-за лесика, лесу темного», «Как за садом»), а также Лукашка и Ерошка. «Казаки» пропитаны стихией народного творчества. Толстой органически вплетает элементы народного творчества в ткань произведения, заставляя их служить выявлению характеров и задачам идейного раскрытия повести. Казачьи песни полностью и в отрывках включаются писателем в текст. Их поют его герои Лукашка и Ерошка. С песнями просыпается станица, с песнями проходят работы, с ними уезжают и возвращаются из походов казаки:
«Уже было темно. Из труб избушек шел дым и, сливаясь с туманом, стлался над станицею. В окнах кое-где светились огни. Запах кизяка, чапры и тумана был разлит в воздухе. Говор, смех, песни и щелканье семечек звучали также смешанно, но отчетливее, чем ночью». 52
Народные песни являются выражением народного быта, раскрывают психологические нюансы скрытых поступков героя. Песни дополняют психологические портреты людей из народа, раскрывая их внутренний мир, который трудно обнаружить в обычных условиях. Так, Ерошка, внешне шутник на людях, с его иносказательным языком, шутками и прибаутками, мудрец и философ в житейских делах, в самом-то деле трагически переживает свое одиночество. Сокровенные переживания Ерошки раскрывает народная песня «А ди-ди-ди-ди-ди-ли». Этнографические детали помогают раскрыть характер старого казака. Этнографическая истинность отнюдь не противостоит ни поэтической живописи, ни проникновению в глубину личностной психологии. Как говорит автор, это старинная настоящая казакская и татарская песня. Обращение к народному творчеству, близость героев к нему, углубляет показ внутреннего мира героя, раскрывает тайники душевных переживаний. Ерошка весь отдается во власть песне, голос его дрожит, старик замолкает, плачет, «слезы стояли в его глазах, и одна текла по щеке». Печальный, завывающий, за душу хватающий припев старик повторил несколько раз, и все накопившиеся в нем чувства выразились в его порыве – выскочить на крыльцо и выпалить из обоих стволов в воздух с последними словами. 53 Хоровые песни Толстым вводятся в текст, когда события повести достигают кульминации. Песня предсказывает будущее героев. Песня девушек раскрывает то, что уже предвещала шутливая песня Ерошки – «В понедельник он влюбился». Песня, которую поет Лукашка, передает всю глубину его переживаний. Образ сокола из народной песни (улетевшего из золотой клетки) перекликается с вольнолюбивой натурой молодого казака:
В кавказских рассказах звучит «Барыня».
Песня у Толстого утверждает мысль о чистоте нравственного чувства народа.
Фольклор – корни и истоки русской литературы, тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. Сливаясь с литературой, насыщая ее фольклорными жанрами, народно-поэтическими образами, фольклор является выражением народной национальной традиции, духа народа, его нравственно-эстетических ценностей.
Следующая пословица
1 слайд Описание слайда:
Пословицы в произведениях русской литературы МБОУ “Гвардейская школа-гимназия №2”
2 слайд Описание слайда:
“Пословицы в произведениях русской литературы” МБОУ “Гвардейская школа-гимназия №2” Шляхова И.В. учитель русского языка и литературы, учащиеся 5-В класса. Паспорт проекта
3 слайд Описание слайда:
Актуальность:владение ярким языком-признак высокой культуры,эрудированности,широты кругозора,начитанности. Цель исследования:выявить роль пословиц в произведениях литературы,частотность их употребление. Задачи исследования:изучить пословицы как жанр;отобрать для анализа пословицы;создать газету. Объект исследования:пословицы. Методы исследования:изучение художественной,специальной и интернет-литературы. Пословицы в произведениях русской литературы
4 слайд Описание слайда:
Народное изречение ,в котором выражается народная оценка,народный ум.Живет в речи,только в ней она приобретает свой конкретный смысл. Каждая пословица несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно почувствовать не только время, о котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев и лучше понять замысел . А.С.Пушкина Пословица
5 слайд Описание слайда:
6 слайд Описание слайда:
Служить бы рад, прислуживаться тошно И золотой мешок, и метит в генералы Счастливые часов не наблюдают А.С. Грибоедов Есть еще порох в пороховницах Н.В. Гоголь А Васька слушает да ест Рак пятится назад, а щука тянет в воду Услужливый дурак опаснее врага И.А. Крылов Любви все возрасты покорны Мы все глядим в Наполеоны А счастье было так возможно А.С. Пушкин Пословицы в произведениях русских писателей
7 слайд Описание слайда:
Береги платье снову, а честь смолоду; Грех попутал: зашел к куме, да засел в тюрьме; Конь и о четырех ногах, да спотыкается; Почивай себе до утра как у Христа за пазухой; Вот тебе и государев кум; Из огня да в полымя; Небо с овчинку показалось; Кто ни поп, тот батька; Долг платежом красен. Пословицы .А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
8 слайд Описание слайда:
Не садися не в свои сани!« Что ты, баба, белены объелась? Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. Понадеялся на русский авось. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. Задам тебе, вражонок, задачу.… Попляши - ка ты под нашу балалайку; л вить не умеешь! Насмешишь ты целое царство». Пословицы в сказках А.С.Пушкина
9 слайд Описание слайда:
А ларчик просто открывался .(«Ларчик») А Васька слушает да ест. («Кот и Повар») А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет») Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. Без драки попасть в большие забияки. ( «Слон и Моська») . А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. («Трудолюбивый Медведь») Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!(«Собачья дружба») Пословицы.И.А.Крылов .Басни.
10 слайд Описание слайда:
И на твою честь пословица есть. На всякое слово есть пословица. На твою спесь пословица есть. Не всякая пословица при всяком молвится. От пословицы не уйдёшь. Пословицу и на кривой не объедешь. На рынке пословицы не купишь. Пословицами на базаре не торгуют. Спесь не дворянство, глупая речь не пословица. Над кем пословица не сбывается! Пословицы о пословицах в сборнике В.И.Даля
11 слайд Описание слайда:
В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения. Иногда только при помощи пословицы появляется возможность убедить человека в своей правоте. Иногда она используется, чтобы высмеять какие-то пороки, которые есть в человеке, или осудить его. Особенности функционирования пословиц в современной жизни.
12 слайд Описание слайда:
Что такое пословица? Назовите известные Вам пословицы . Употребляете ли Вы в своей повседневной речи пословицы? Какие пословицы Вы употребляете? Перечислите, пожалуйста. Какие пословицы Вы слышите в речи других? Как Вы думаете, необходимы ли пословицы в современном общении? Почему? Хотели бы Вы знать больше русских пословиц? РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПРОСА Анкета по теме «Пословицы в нашей жизни»
13 слайд Описание слайда:
10– 11 лет 23 человека II. Преобладающие темы пословиц Народная мудрость, советы 52% Труд, работа. 12% Нравственность, человеческие качества. 23% Дружба.11% Ответственность.24% Ум, знания.57% Семья. 45% Родина, храбрость, патриотизм. 45% I. Возрастные категории участников опроса
14 слайд Описание слайда:
Пословицы сегодня необходимы 80% Пословицы, как кладезь народной мудрости и опыта, воспитывают, помогают в различных ситуациях при общении, учат, развивают речь, обогащают её и придают ей выразительность.56% Пословицы помогают выразить мысли, понять ситуацию. 45% Пословицы – это народная мудрость, опыт.34% Пословица облегчает и разнообразит общение 67% Пословица развивает память, обогащает знания78% III.Нужны ли сегодня пословицы и для чего?
15 слайд Описание слайда:
Пословицы, являясь частью культуры народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс . В любое время пословицы будут характерной чертой народа, объектом внимания и исследования. Проанализировав пословицы , мы пришли к следующим выводам: 1) пословицы многозначны и ярки. Они находятся вне времени и вне классового деления, их произносят как богатые люди, так и люди низших слоев общества; 2) в речи они выполняют различные функции (дают характеристику людям, явлениям, раскрывают отношения, помогают советом). 3) служат выразительным средством в литературе, обогащают наш язык. Вывод:
16 слайд
Читайте также: