Психотерапия посредством использования притчей поговорок
Обновлено: 22.11.2024
Использование психотерапевтических притч и метафор — достаточно популярная тема в современной психологии. Различные рассказы, несущие в себе внутренний смысл, являются эффективными средствами для работы во всех направлениях психологии. Такие истории могут использоваться как в школе, для адаптации ребенка, так и в психологической работе соматической клиники. Терапевтические истории могут нести в себе множество функций, могут позволить соприкоснуться со своим страхом и победить его, или получить обезболивающий эффект, позволить хотя бы на шаг приблизиться к решению стоящих проблем. Это магическое свойство, дающее возможность изменить внутреннее состояние человека при соприкосновении с историей, по праву вывело психотерапевтическую притчу в разряд достаточно эффективных техник работы.
Использование терапевтических притч началось задолго до возникновения психотерапии как научного направления. Истории, содержащие житейские ситуации, и включающие в себе возможные варианты их решения, мы видим на протяжении столетий во многих литературных источниках. Как пример здесь может приводиться история Шахерезады, или притчи Хаджи Насреддина.
В первую очередь психотерапевтические притчи могут рассматриваться как средство психологической поддержки и психологического воздействия. С помощью притч осваиваются психологические ценности, моральные устои общества, правила поведения, принятые социумом. По сути, терапевтические притчи часто являются неким концентрированным продуктом, содержащим в себе основу нормативного поведения конкретного социального пространства. Учитывая форму преподнесения норм и ценностей поведения, притчи и терапевтические истории позволяют усваивать их, не вызывая отторжения. Такое важное качество терапевтических притч и их специфическая форма восприятия клиентом отмечены многими авторами как крайне важные. Так, например, Г. С. Абрамова [1] отмечает значимость использования психотерапевтических притч в ситуации эмоциональной поддержки друг друга. Усвоенная психотерапевтическая притча может стать для клиента в дальнейшем девизом, дающим поддержку в решении собственных задач на протяжении многих лет.
Использование метафор возможно и для изучения основных жизненных представлений клиента, что поможет выявлять его установки, чувства и мысли, обращаясь напрямую к бессознательному.
В настоящее время максимально известны терапевтические притчи как метод позитивной психотерапии Н. Пезешкиана [3]. Использование в своей работе притч, сказок, терапевтических историй Н. Пезешкиан считает одним из основных методов налаживания взаимопонимания между клиентом и психотерапевтом. При этом, автор отмечает, как важную составляющую психотерапевтической притчи ее занимательность, краткость и яркость изложения, поэтичность. Это означает, что кроме интеллектуального процесса, психотерапевтическая притча в своем использовании включает элементы катарсиса, через прикосновение к прекрасному и очищение. Одна из важнейших функций психотерапевтической истории — изменение позиции человека. Включаясь в поэтическую историю, он может посмотреть на происходящую ситуацию с разных точек зрения, иногда обретая совершенно другой взгляд на ее функцию и значение. Прикосновение к психотерапевтической притче часто вызывает у человека внутреннее согласие или несогласие, которое связано с новым переживанием и принятием ситуации, вызывающее одновременно интеллектуальное наслаждение от понимания происходящего процесса. Н. Пезешкиан данное явление называет переживанием «ага» [3].
Описывая технологии использования психотерапевтической притчи в психотерапии, Н. Пезешкиан выделил три основных послания начинающим психотерапевтам: эмоциональная конгруэнтность психотерапевта с клиентом; уделять больше внимания «дизайну» использования техники психотерапевтической притчи; выражать поддержку клиенту независимо от скорости его движения.
Большое влияние на использование технологий психотерапевтических причин оказал Эриксон [4]. Умение автора использовать психотерапевтические технологии, концентрируюсь не на патологии, а на «психологии возможностей» сделало использование теоретических историй крайне эффективным методом. Эриксонианские методики, опирающиеся на развитые С.Геллером [4] модели мышления, названные им внесознательной системой, вывели метафору в разряд крайне эффективных техник изменения мышления, а значит и жизни. Символическая природа психотерапевтической притчи, гармонично использованная в процессе психотерапии, позволит в ситуации кризиса найти нужные точки опоры и изменить взгляд на происходящие события, так чтобы кризис из ситуации «катастрофы» и упадка был переведен в «ситуацию возможностей». Обретая новую позицию, и рассматривая кризис как новые возможности для роста и изменений, человеческое сознание меняет восприятие ситуации и начинает работать на активный поиск выхода. Такое изменение позиции приводит к специфическому взгляду на реальность, с точки зрения поиска новых возможностей для развития. Активный поиск ресурсов и концентрация на возможностях позволяет выстроить систему, приводящую клиента к успеху. Таким образом, психотерапевтическая притча становится крайне эффективным и простым способом движения от кризиса «катастрофы» к кризису «ситуации новых возможностей».
Бездетная Мэри
Сейчас я расскажу о Бездетной Мэри. Когда Мэри была маленькой девочкой, она интуитивно знала, что рождена затем, чтобы стать матерью. Когда другие маленькие девочки ее возраста играли в куклы, каждая из них играла с одной куклой, а Мэри играла с шестью. О детях Мэри знала все. Она знала, что им нравится и что нужно для того, чтобы их вырастить. В этом она знала толк, ибо прежде была матерью. Воплощение за воплощением Мэри воспитывала детей. Как-то раз у нее было одиннадцать детей. Мэри родилась, чтобы быть матерью!
Настало время, и Мэри нашла партнера, мужчину, который сказал:
- Я хочу иметь большую семью.
- Это мой, - про себя подумала Мэри.
Вместе они начали строить планы и приобрели очень большой дом, готовясь нарожать много детей. Но, к сожалению, у Мэри не появилось детей, так как обнаружилось, что она бесплодна. Казалось, что все знания о воспитании детей, которыми она обладала, ей ни к чему. Она была в отчаянии и не знала, что делать. Она злилась на Бога и недоумевала, как тот мог сыграть с ней такую злую шутку - родиться на этой планете с такими знаниями о детях, чтобы ей отказали в возможности их использовать. А ее супруг? Он не прожил с ней и года. Ибо, понимаете, он, как и Мэри, хотел своих собственных биологических детей. Он хотел смотреть на их ручки, пальчики, видеть, что они в точности, как у него, что их тело - это его тело. И он бросил Мэри.
Мэри все же преодолела свой гнев на Бога, ибо она была человеком духовным и знала об этом. Ей представилась возможность узнать больше о чувствах, которые она испытывала. Обвинять Бога в том, что он сыграл с ней злую шутку, было бессмыслицей для нее, поэтому она, вместе с другими, начала искать ответы на свои вопросы. Так она пришла к самопознанию.
Главное, что сразу же сделала Мэри, и что сильно изменило ее жизнь - она осознала личную ответственность за события своей жизни. Благодаря своим исследованиям она поняла, что сама спланировала то, что произошло. Она не понимала, зачем и все еще плакала ночами о потерянных детях, которых ей не дано было иметь, и все же она считала себя ответственной. Вскоре Мэри было видение, и тогда она поняла, в чем состояла ее миссия. Ибо в видении она увидела других матерей по всему миру, читающих ее слова, полные мудрости. Оказывается, Мэри должна была обнародовать свои знания о том, как воспитывать детей, что она и сделала.
К тому времени, когда Мэри снова отправилась в пещеру творения, а затем далее, в зал торжеств, она написала в общей сложности семь книг. Они разошлись по всему миру. Десятки тысяч матерей почерпнули для себя пользу из работ Мэри, ее прозрений и опыта. Оглядываясь назад и будучи по другую сторону завесы, Мэри поняла, что произошло. Да, она родилась со знаниями, наследием многих предыдущих воплощений, но она это неправильно истолковала. Она не должна была иметь детей, ибо это помешало бы ей исполнить свою подлинную миссию! Ей потребовалось принять ответственность за то, кем она была, и за проблемы, с которыми она сталкивалась, чтобы обернуться назад и увидеть, как ей применить свои знания. Помните об этом и рассказывайте другим.
Следующая пословица
Наблюдавший эту сцену юноша, разодетый в шелковые шаровары, спросил мудреца:
— Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Мудрец опять улыбнулся и сказал:
Юноша последовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег свечу и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный и дырявый халат. Он бросил его юноше и сказал:
— Примерь это, это тебе под стать.
Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился:
— Зачем мне эти грязные обноски? Я вроде прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! — и бросил халат обратно мудрецу.
— Вот видишь, — сказал мудрец, — ты не захотел примерять лохмотья. Точно также и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Не стоит обижаться на оскорбления. Это тоже самое, что и примерять лохмотья, которые нам швыряют.
Побеждающий других — силен. Побеждающий себя — могуществен…
Следующая пословица
Лао-Цзы жил в пещере, в горах. О его странностях ходили легенды. Конфуций отправился повидаться с Лао-Цзы. Ученики остались ждать его у входа в пещеру. Когда он вышел, то весь трясся. Они спросили его:
— Что случилось?
— Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает. Бегающего можно поймать в капкан, плавающего — в сети, летающего — сбить стрелой. Что же касается дракона, то я еще не знаю, как его поймать! Он не человек, он — дракон!
Даже ученики Лао-Цзы были потрясены, потому что Конфуций был намного старше, его уважал народ, его уважали при дворе. И то, как повёл себя с ним Лао-Цзы, было просто оскорбительным. Но не для Лао-Цзы! Он был простым человеком, не высокомерным, не смиренным, просто чистым человеком. И если это больно ранило — его чистота, его обыкновенность — если это так сильно задело Конфуция, то что он мог поделать?
Лао-Цзы был чистым зеркалом, в котором отражалось все несовершенное.
Ученики спросили Лао-Цзы:
— Что Вы сделали?
— Я ничего не делал, я просто отражал! — ответил он.
Когда Конфуций посмотрел в глаза Лао-Цзы, то понял, что этого человека невозможно обмануть. Конфуций попытался завести разговор о "высоком человеке", но Лао-Цзы рассмеялся и сказал:
— Я никогда не видел что-либо "высшее" или "низшее". Человек есть человек, точно так же, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же Существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Это бессмыслица.
Тогда Конфуций спросил, что происходит с человеком после смерти.
— Вы живёте, но разве можете Вы сказать, что такое жизнь? — спросил в ответ Лао-Цзы.
Конфуций смутился, а Лао-Цзы продолжил:
— Вы не знаете этой жизни, в которой Вы сейчас находитесь. И вместо того, чтобы познавать её, Вы беспокоитесь о той, запредельной.
Самурай
В Японии, в одном поселке, недалеко от столицы жил старый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация. Он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершая ошибку за ошибкой, и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика. Он начал бросать в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия.
В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили:
— Почему Вы не вызвали его на бой? Неужели вы испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком, и вы не примите его, кому будет принадлежать этот подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— То же самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не принимаешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Следующая пословица
СОСТАВ ВЫПУСКА
Книга с методическими рекомендациями, текстом притч и сценариями занятий по причтам
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Притчи используются как инструмент для вовлечения в общение и обсуждение сложной темы, которая тревожит клиента.
На групповых или индивидуальных занятиях:
- обсуждается каждая притча,
- интерпретируется,
- проводятся параллели с общеизвестными историями,
- находятся подобные случаи из собственного опыта,
- обсуждаются совместные решения для выхода из ситуации.
Использование видеопритч позволяет провести более эффективные занятия за меньший промежуток времени. Притчи снимают блоки:
- Недоверия к психологу. Так как притчу (историю) рассказывает не сам психолог, а происходит совместный просмотр.
- Закрытия и зажатости. Технология обсуждения притч, позволяет пациентам раскрыть свои чувства, эмоции и мысли, проецируя их на персонажей притчи, а не на себя.
- Защита от навязывания. Ключ к выходу из сложной жизненной ситуации подсказывает не психолог, а сам пациент находит его через просмотр и интерпретацию притчи.
Видеопритчи позволяют решать задачи по следующим направлениям:
- Борьба со страхами, стрессом;
- Обретение уверенности в себе;
- Принятие себя и повышение самооценки;
- Работа на повышение самоконтроля;
- Мотивация на принятие ответственности, формирование позитивного настроя;
- Мотивация на работу.
Так же притчи используются для профориентации взрослых и школьников.
Например, притча "5-ти копеечный работник" - отличный инструмент для обсуждения стратегии профессионального роста, развития компетенций, как со школьниками старших классов, так и со взрослыми, ищущими работу.
Мы подготовили специальный выпуск профориентационных притч "Псифора" для работы со школьниками.
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
Принятие себя / Самооценка
- Сад (история про короля и фиалку - в саду, где все деревья мечтали быть друг другом и не быть самими собой)
- Бог и ангел (Бог и ангел восхищаются Женщиной, а женщина не знает себе цену)
- Нищий и ящик (нищий, просидевший всю жизнь на ящике золота)
Уверенность в себе
- Фермеры и пастор (люди не брали зонтик, но молились о сильном дожде)
- Соревнования лягушат (глухая лягушка, которая достигла успеха, потому что не слышала голоса сомневающихся в ней)
- Царь и мудрецы (царь и мудрецы открывают высокую дверь)
Самоконтроль
- Два волка (в борьбе добра и зла, как в борьбе двух волков, всегда побеждает тот, которого ты кормишь)
- Мудрый самурай (боец оскорблял учителя, но его оскорбления не могут достичь цели; почему?)
Работа со страхами
- Трещина в алмазе (подмастерье легко разделяет бесценный алмаз, который отказались разрезать опытные ювелиры)
- Лев среди овец (история льва, который был выращен овцами и всего боялся)
- Два путника (два путника услышали зов своего учителя, но не знали дороги к нему)
- Ствол дерева над пропастью (как горцу удается не бояться громадной высоты)
Мотивационные / Принятие ответственности, позитивный настрой
- Старый ослик (ослик, упавший в колодец, нашел стратегию выхода)
- Счастье (это кусок глины в руках человека)
- Мудрец и бабочка (бабочка в руке - живая или мертвая?)
- Решение проблем (профессор на стакане воды показывает суть жизни с проблемами)
- Скулящая собака (собака на гвозде, которая скулит от боли, но слишком ленива, чтобы встать с гвоздя)
Притчи о работе
- Фермер и колодец (каждый день начинал копать новый колодец, но за день не успевал дойти до воды)
- Два торговца обувью (два торговца обувью по разному оценивают рынок сбыта среди босоногих африканских племен)
- 5-ти копеечный работник (почему Ивану платят 10 рублей, а мне всего 5 копеек)
- Бутон розы и шипы (мы не даем раскрыться своим талантам, увидев шипы, а не красивый бутон)
- Добиваться успеха (мудрец на примере бочки с водой дает ясную технологию, как добиваться успеха)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Мы подготовили методическое пособие по использованию притч для групповых и индивидуальных занятий у психолога. Пособие включает в себя:
Пособие выпускается в печатном виде. Авторы: А. Смирнов, О. Чикина. "Использование притч в психологической поддержке, мотивации, профориентации", методические рекомендации и практическое пособие. М. 2016, - 78 стр.
ПРИМЕРЫ ПРИТЧ
Притча "ДВА ТОРГОВЦА ОБУВЬЮ
Притча "ДВА ВОЛКА"
Притча "СТВОЛ ДЕРЕВА НАД ПРОПАСТЬЮ"
Притча "МУДРЕЦ И БАБОЧКА"
Смотреть еще притчи на нашем канале |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИТЧ
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
Работу с притчами успешно дополнят видеофильмы с упражнениями, в которых показывается техника работы медитативной терапии; релаксационной терапии; телесной терапии; арт-терапии и другое. Узнать больше можно здесь.
Видеофильмы с примерами жизненных историй, интервью с людьми, попавшими в безнадежные ситуации, но нашедшими из них выход. Эти фильмы объединены общим названием "ТЫ НЕ ОДИН" - и являются важным инструментом в реабилитации и психологической поддержке. Узнать больше можно здесь.
СТОИМОСТЬ И ПРИОБРЕТЕНИЕ
Читайте также: