Проект пословицы и поговорки
Обновлено: 22.11.2024
Код баннера:
Тематические группы пословиц
Чт, 06/04/2017 - 23:02 | nikolay Исследовательская работа:1.4. Тематические группы пословиц.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека.
Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц:
Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Без корня и полынь не растёт.
Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:
На чужой стронушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.
Именно в семье лежат корни русской духовности.
В дружной семье и в холод тепло.
В своём доме и стены помогают.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи,что дерево без плодов.
Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Делу время – потехе час.
Нечего хвалиться, если из рук всё валится.
Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:
Белые ручки чужие труды любят.
Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.
В глаза ласкает, а за глаза лает.
В душу влезет, а за грош продаст.
Весёлая голова живёт спустя рукава.
Вору потакать, что самому воровать.
Ему говорят – стрижено, а он - брито.
Из плута скроен, мошенником подбит.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».
Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».
Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».
Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.
Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.
Исследовательские работы и проекты
Следующая пословица
Тип проекта : творческий, коллективная работа.
Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.
Цели и задачи проекта:
Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.
Формирование мотивации исследовательской деятельности.
Формирование творческой активности.
Развитие самостоятельности.
Оборудование :ПК, книжки
Время : 5 дней
Работа над проектом
Основные этапы работы:
1. Знакомство с идеями проекта
2. Формирование групп, распределение обязанностей.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа в группах по сбору материала
- найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки
2. Практическая работа . Работа по объяснению смысла пословиц и поговорок.
Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?
3.Выбор формы представления результата
- оформление результатов работы.
- презентация и защита результатов работы.
Продукт проекта - альбом
Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.
Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.
Результаты проекта: Результаты своих исследований участники проекта могут оформить в виде альбома или в электронном виде при помощи родителей.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителям при проведении уроков русского языка, литературного чтения и на внеурочных занятиях.
Итог проекта: развитие компетенций учащихся по разным направлениям предметного и метапредметного содержания:
Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.
Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.
Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.
Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.
Пословицы и поговорки - это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл,
Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.
Пример: «остаться с носом» - быть обманутым,
помощь, которая обращается во вред.
Кот Базилио и лиса Алиса
оставили Буратино «с носом».
Пословицы и поговорки начинают
изучать уже с первых дней в школе:
они учат, советуют, предостерегают;
хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту;
высмеивают жадность, зависть, трусость, лень;
осуждают эгоизм, зло;
поощряют прилежание, благородство, упорство.
Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях.
Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки:
«….и осталась старуха у разбитого корыта. »
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
Кому велено чирикать -
(«Путаница» К.И. Чуковский)
«А воз и ныне там.»
(«Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов)
Ребята подобрали несколько пословиц, картинки и заменили некоторые слова на иллюстрации.
Подведение итогов.
- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
Получившийся результат:
« Говорят, что в Москве доят »
« не товарищ »
« Два в одной берлоге не уживутся»
« Дареному в не смотрят »
« да — сутки прочь »
« дело наживное »
« Дыма без не бывает»
« Ешь с , да держи за зубами »
« И сыты, и целы »
« игрушки, а слезки »
« Куда , туда и »
Приложение.
Пословицы и поговорки
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Красна речь с поговоркой.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
На всякого Егорку есть поговорка
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Без корня и полынь не растет.
Где сосна взросла, там и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не свила
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
На чужой стороне и весна не красна.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.
Не топор тешет, а плотник.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
По платью встречают, по уму провожают.
И сила уму уступает.
Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.
Проект на тему «Пословицы и поговорки»
Чт, 19/09/2019 - 15:36 | natashaТематика: Автор работы: Опалева Софья Руководитель проекта: Велигура Елена Николаевна Учреждение: НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» Класс:
В готовой исследовательской работе по литературе "Пословицы и поговорки" ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Подробнее о работе:
В ученической исследовательской работе по литературе на тему "Пословицы и поговорки" автором рассматриваются русские пословиц и поговорки, анализируется их значение и характер употребления в речи, определяется эмоциональный окрас, приводится определение понятий, описывается разница между пословицей и поговоркой.
В индивидуальном проекте по литературе "Пословицы и поговорки" автор выдвигает гипотезу, что если изучить пословицы и поговорки, то существует вероятность обогатить свою речь, чувства, изменить отношение к окружающему миру. Ученица 6 класса изучает историю происхождения пословиц и поговорок, систематизирует их по значению.
Исследовательский проект на тему "Пословицы и поговорки" содержит определение пословиц и поговорок с точки зрения фольклорного жанра, а также планирование внеклассных мероприятий для учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов школы, направленных на ознакомление учащихся с пословицами и поговорками, обогащение их словарного запаса и расширение кругозора.
Оглавление
Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Следующая пословица
Код баннера:
Следующая пословица
Выполнил: ученик 4 б класса
Фомичев Даниил
Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок.
Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа
План работы:
1. Изучить сборники пословиц и поговорок
2. Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа
3. Записать, подобранные пословицы и поговорки
4. Выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ
5. Записать рассказ
6. Оформить проект
7. Представить проект в классе
Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках. Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки. А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый, кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки, пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА:
Что посе ешь , то и пожн ёшь .
Без труда не вын ешь рыбку из пруда.
Что напиш ешь пером, того не выруб ишь топором.
Кашу маслом не испорт ишь .
Ласковым словом и камень растоп ишь .
С кем повед ёшь ся, от того и набер ёшь ся.
Старого воробья на мякине не провед ёшь .
Тише ед ешь – дальше буд ешь .
Шила в мешке не ута ишь .
За двумя зайцами погон ишь ся – ни одного не пойма ешь .
ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ:
Что посе ешь , то и пожн ёшь .
Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.
Без труда не вын ешь рыбку из пруда.
Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.
Что напиш ешь пером, того не выруб ишь топором.
Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.
Кашу маслом не испорт ишь .
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.
Ласковым словом и камень растоп ишь .
Смысл пословицы: можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.
С кем повед ёшь ся, от того и набер ёшь ся.
От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.
Старого воробья на мякине не провед ёшь .
Опытного человека не обманешь, не перехитришь.
Тише ед ешь – дальше буд ешь .
Если делаешь всё без суеты, без торопливости, скорее достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, суеты, если хочешь хорошо сделать дело.
Шила в мешке не ута ишь .
Иносказательно пословица употребляется, когда кто-то пытается скрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.
За двумя зайцами погон ишь ся – ни одного не пойма ешь .
Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Исследовательские работы и проекты
Читайте также: